Характеристика демона лермонтов – Характеристика героя Демон (Демон Лермонтов М.Ю.) :: Litra.RU

Характеристика героя Демон (Демон Лермонтов М.Ю.) :: Litra.RU




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Характеристики героев / Лермонтов М.Ю. / Демон / Демон

    ДЕМОН — герой «восточной повести» М.Ю.Лермонтова «Демон» (1829-1841). Образ восходит к библейскому мифу об изгнании из рая, содержание которого свободно-поэтически переработано Лермонтовым. В повести Д.— персонифицированный человеческий дух, наделенный божественным бессмертием.

    В характеристике Д. изначальный символический смысл приобретает его положение «изгнанника рая». Божье наказание состоит в том, что Д. обречен на скитания и вечное одиночество. Д., как «дух отрицанья», «дух сомненья», наделен исключительной зоркостью в отношении несовершенства мира. Его положение трагично: по своей природе он ничего не может принять на веру (до опыта), а в результате опыта (познания) разрушается целостность познаваемых явлений. Как некая мировая субстанция Д. выступает источником зла, но пребывает в постоянном взаимодействии с противоположным началом. Превращенный ангел, он помнит о временах райского блаженства. В сущности, представляемое Д. зло — это месть миру за его нетождественность идеалу красоты и совершенства. Следует добавить, что Д. Лермонтова не совпадает с христианско-библейскими источниками, не равен Люциферу или Сатане. Он — индивидуальный миф русского поэта.

    В основу повести легла идея о возможной перемене участи отщепенца Д. К началу действия Д. не удовлетворен предназначенной ему в мире ролью сеятеля зла, он утомлен и недоволен («зло наскучило ему»). Внезапно в его душе вспыхивает любовь к земной женщине — грузинке Тамаре. Сюжет строится на взаимодействии двух самостоятельных лиц — таинственного духа и обольщаемой человеческой души. Масштаб и напряженность чувств Д. соответствуют его безумной идее преодолеть божье проклятие, а символическим условием возвращения в утраченный рай является осуществление абсолюта в любовных отношениях с Тамарой.

    Характеризуя личность Д., Лермонтов выделяет в нем две определяющие черты: загадочную непостижимость и небесное очарование, перед которым не может устоять земная женщина. «Материализация» Д., воплощение духа в реальное существо дается в восприятии Тамары. Вопрос о реальности Д.— важнейший. Несомненно, для самого Лермонтова Д.— не призрак, не болезненная фантазия, но воплощение духа в осязаемых и видимых формах.

    Д. является земной Тамаре в ночное время, в ее снах. Он соотносится со стихией воздуха и проявляется как дыхание и «голос». Внешняя характеристика Д. отсутствует. Подобно фантому сновидений, он не только бесплотен, но и промежуточен по состоянию. В восприятии Тамары «ои… похож на вечер ясный: ни день, ни ночь,— ни мрак, ни свет!». В ее видениях Д. «скользит без звука и следа», «сияет тихо, как звезда», «зовет и манит». Тамару тревожит его «волшебный голос», «чудная нежность речей». Погубив своего соперника, жениха Тамары, Д. прилетает к ней навевать «сны золотые». Его песня (колыбельная по жанру) волшебным образом освобождает Тамару от земных тревог. Д. поет о жизни «неуловимых облаков», что в небе «ходят без следа». Отсутствие цели, безвольность движения, бесслед-ность исчезновения, безучастность ко всему пребывающему в мире — такие качества «облаков» моделируют своего рода идеальную форму существования. Эта жизнь без затрат, противоположная земному бытию, вызывает грезы о невозможном покое. Д.— ночное божество, магия которого связана именно с ночным временем. В его «колыбельной» присутствует эта распространенная в романтической традиции поэтизация ночного мира: «звуков» тишины, веянья ветерка, распускания ночного цветка. Таким образом, Д. предстает демиургом утопической вселенной, которая властно притягивает Тамару звуковой гармонией, чувственно-телесными ощущениями блаженства.

    В чем же демонизм (убивающее действие) «песен» Д.? Д. заражает душу Тамары тоской по тому, чего не бывает в действительности, обезволивает и внушает равнодушие ко всему земному. В его речах значительное место занимает отрицание жалкой краткой человеческой жизни, в которой невозможны «ни истинное счастье, ни долговечная красота». Отказаться от «земли», чего требует Д. от Тамары, на языке человеческих представлений означает этическое безразличие, губительное в мире людей. Д. развращает сердце Тамары новой красотой, в которой примиряются в странном единстве все оппозиции человеческого понимания мира: добро и зло, небо и ад. Смерть Тамары, которая поверила Д., проявляет до конца индивидуалистическую природу героя, сосредоточенного исключительно на своем положении и на своих страданиях. Эта смерть является одновременно разоблачением несостоятельности Д. и высшей точкой его отчаяния. Попытка героя вернуться к миру добра и красоты трагически оборвалась, и вину за неудачу Д. не может принять на себя одного.

    Авторское отношение к герою сложно. С одной стороны, в произведении имеется автор-повествователь, рассказывающий «восточную легенду» из давних времен, точка зрения которого не совпадает с индивидуальными позициями героев и отличается широтой и объективностью. На разных уровнях текста осуществляется авторский комментарий судьбы Д., в том числе на уровне сюжетной организации. Развязка романтической истории — Д. убивает Тамару своей любовью — воспринимается как форма суда над героем.

    С другой стороны, Д.— глубоко интимный образ поэта. Многие страстные медитации Д. перекликаются с лирикой Лермонтова и окрашиваются непосредственной авторской интонацией. Образ такого масштаба оказался созвучным исторической судьбе молодого поколения 30-х годов, к которому принадлежал Лермонтов. В Д. отразились неприкаянность этого поколения, его философские сомнения в правильности мироустройства, его искания абсолютной свободы, глубокая тоска по утраченным идеалам. В глубинах своего духа Лермонтов угадал и пережил многие стороны зла как определенного типа мировосприятия и поведения личности. Он угадал, например, демоническую природу мятежного отношения к миру при нравственной невозможности смириться с его неполноценностью. Лермонтов угадал также демонические опасности, таящиеся в творчестве, посредством которого человек может выйти из потока всего временного, преходящего, «мелкого», заплатив за это равнодушием к реальности. До конца жизни Лермонтов не смог освободиться от власти образа Д. над собой. Д. остался тайной. По мнению большинства исследователей, писавших о «восточной повести», Д. уходит из произведения таким же непроясненным, каким входит в него.

    Образ лермонтовского Д. был воплощен в опере А.Г.Рубинштейна «Демон» (1871-1872).В либретто П.А.Висковатова отсечены мотивы «познанья и свободы», вражды с небом, проигнорировано философское содержание поэмы. «Златокованый» лермонтовский стих значительно разбавлен низкопробными вставками. Огромный диапазон чувствований вселенского изгнанника сведен к обыденному любовному чувству, что превратило Д. в банального соблазнителя.

    Д. Рубинштейна заново обрел масштаб лермонтовского образа в трагических интонациях Ф.И.Шаляпина (1904), который сотворил «поверх» оперного текста образ духа отрицания, ищущего очищения любовью. Шаляпинский Д. берет начало в безднах личности самого артиста. Недаром он говорил: «Кто не слышал меня в Демоне, тот меня не знает».

    Другим воплощением героя Лермонтова стали полотна М.А.Врубеля «Демон сидящий» (1890), «Демон летящий» (1899), «Демон поверженный» (1902) и его акварельные иллюстрации к поэме (1891). Кисть мастера сотворила Д. из элементов стихий, из осколков гор и самоцветов, струй воды и бликов воздуха, отсветов огня, ночных теней и мерцания светил. У Врубеля Д. предстает воплощением вечной борьбы «мятущегося человеческого духа», не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе.


Добавил: TEAMCASPER

/ Характеристики героев / Лермонтов М.Ю. / Демон / Демон


Смотрите также по произведению «Демон»:


www.litra.ru

Образ и характеристика Демона в поэме Демон Лермонтова

Образ Демона в одноименной поэме М. В. Лермонтова представлен падшим ангелом, который, презирая все и вся творения Бога, однажды не смог остаться равнодушным перед красотой грузинской княжны Тамары. Он уже не получает удовольствия от прежних злых деяний,  а потому решает добиться любви Тамары и завладеть ее душой навечно, взяв ее к себе в подруги.

По злому умыслу Демона жених Тамары погибает по дороге к ней. Вся княжеская семья безутешна в своем горе, в особенности Тамара, но Демон является к Тамаре ночью в прекрасном обличии и успокаивает ее своими речами. С этого момента он начинает ее преследовать и каждую ночь посещает княжну. Когда Тамара, не подозревающая об истинной природе своих видений, решает скрыться в монастыре от злой напасти, Демон долгое время не решается снова к ней подступиться. Но он уже завладел мыслями Тамары, и жизнь без него ей уже не в радость, а потому, услышав однажды ее плачь о нем, он снова приходит к ней.

Демон умоляет Тамару принять его, рассказывает о своих злодеяниях, которым нет прощения, говорит, что Тамара единственная, кто может скрасить его существование. Демон клянется в искренности своих чувств, признается, что готов пойти на примирение с небом, если она примет его. Он обещает ей вечность с ним и все земное и неземное богатство взамен на ее любовь.

Демон, сам того не подозревая, обманывается в своих чувствах и обманывает Тамару —  им владеют лишь страсть и жажда обладания девушкой, а не чистые чувства. Если бы он любил княжну по-настоящему, он не являлся бы к ней, зная, что тем самым убьет ее. Истинная любовь предполагает жертвенность, но Демон действует исключительно в собственных интересах, пользуясь доверием девушки.

В итоге Демон торжествует, ему удается соблазнить княжну. Тамара ведется на речи Демона, и этот выбор стоит ей жизни. Демон, наконец, принимает свой истинный и страшный облик падшего ангела и пытается забрать душу Тамары, так как считает, что теперь она принадлежит только ему одному. Но неожиданно ему противостоит ангел хранитель княжны, который не отдает Демону душу девушки, объясняя это тем, что, в отличие от Демона, любовь Тамары была чистой и невинной, и на Тамаре нет греха.

Таким образом, Демон оказывается побежденным. Его «любовь» оказалась самообманом, который стоил жизни человека. Демону так и остается недоступным понимание любви в ее настоящем значении. Демон обречен на вечное скитание среди людей, в жизни которых он приносит несчастья.

Подробная характеристика Демона

Кто есть демон в традиционном религиозном понимании? Это злое, грубое, уродливое, пугающее и обижающее всех вокруг существо. Такими демонов изображали десятки деятелей искусства: писатели, поэты, художники.

Демон, которого изобразил в своей поэме Лермонтов, кардинально отличается от любого типичного демона. Его сложно назвать безусловно отрицательным персонажем. Как говорит автор уже в первых строках поэмы, его демон утомлен постоянным совершением зла.

Так Лермонтов ломает представление о том, что всем демонам зло в радость, так как они, по сути своей, являются воплощением этого зла.

В основе поэмы лежит библейская история о том, как однажды падший ангел восстал против Бога. Михаил Лермонтов не является первым поэтом, который был увлечен созданием портрета «духа отрицанья, однако он сумел внести в этот образ нечто особенное. Он сделал демона человекоподобным, изобразив его персонажем как романтическим, так и реалистическим.

Создатель мира  также косвенно присутствует в тексте. Он обвиняется во всех преступлениях, проблемах, трагедиях, что затронули мир людей. В поэме есть мысль: если Бог сотворил всё, значит, и зло тоже сотворено им. У лермонтовского Демона к Богу личная неприязнь, которую сложно объяснить лишь миссией подобных существ.

Бог изолировал Демона от рая и поработал над его душой. Помимо этого факта, Создатель передал своему оппоненту груз ответственности за всё мировое зло, поэтому Демон “жжет печатью роковой”. Думается, что в этой печали и  заключена трагедия главного героя поэмы: вне зависимости от его желания, всё, к чему он имел или имеет отношение, становится злом.

Демон Лермонтова — этакий несчастный сверхчеловек, обреченный на страдания из-за своих способностей. Известно, что после издания поэмы Церковь посчитала поэта безбожником, так и не сумев принять его нетипичный образ демона.

В поэме немало различных философских подтекстов, и читателю, взявшему за данное произведение, нужно обладать немалой эрудицией, чтобы понять всю суть этого поэтического текста. «Демон» по сей день является почвой для дискуссий среди учёных-филологов. В школе же эту поэму следует изучать уже потому, что она является блестящим примером мастерства автора.

Другие сочинения:

Образ и характеристика Демона в поэме Демон

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Губернатора в поэме Мертвые души Гоголя

    Николай Алексеевич Гоголь повествует о губернаторе, начиная с седьмой главы поэмы Мёртвые души. Он является второстепенным героем и совсем немного текста отводится человеку, стоящему во главе города.

  • Характеристика Антона Григорьевича Рубинштейна в рассказе Тапер Куприна образ

    Рубинштейн — профессиональный российский пианист, музыкант, дирижёр, добродушная, бескорыстная, великодушная личность, которая считалась довольно почитаемой личностью среди общества

  • Сочинение на тему Кумир молодёжи

    Сейчас, каким-то странным становится феномен кумира молодежи. Среди своих сверстников регулярно вижу увлечения каким-то малодостойными личностями, которые из себя фактически ничего не представляют и при этом выбираются как кумир для подражания

  • Анализ рассказа Чехова Дом с мезонином сочинение

    Дом с мезонином — рассказ, написанный Чеховым, повествует об истории любви, которая пересекается с важными социальными проблемами. Рассказчик повествует о своем счастье

  • Сочинение про Зимний вечер 6 класс

    У каждого времени года свои особенности. Но наиболее колоритным их явления становятся в определенные времена суток.

sochinite.ru

Образ Демона в поэме Лермонтова (с цитатами)

Поэму «Демон» (см. её полный текст, анализ и краткое содержание) Лермонтов переделывал много раз. Уже во втором очерке поэмы он придал ей автобиографическое значение, связав свое творенье с любовью к Вареньке Лопухиной; в других очерках этой поэмы тоже отразилась история этой любви: в настроениях «Демона», то более мрачных, то более мягких, сказались колебания в чувствах Лермонтова к любимой девушке.

 

Лермонтов. Демон. Аудиокнига

 

В окончательной, шестой редакции поэмы, образ является наиболее смягченным; очевидно, этому способствовали элегические настроения Лермонтова в последний период его жизни и творчества.

Демон назван «печальным»; он с грустью вспоминает те «лучшие дни», когда он «верил и любил», блистая красой в свите Творца. Тогда не знал он злобы и сомненья. Когда он отпал от Бога и сделался «духом зла», – это зло недолго доставляло ему радость, – тогда он стал «сеять зло без наслажденья», и скоро «зло наскучило ему». Полный отчаянья, чтобы заглушить сердечный ропот, он часто отдавался титанической борьбе с разъяренными стихиями:

 

В борьбе с могучим ураганом
Как часто, подымая прах,
Одетый молньей и туманом,
Я шумно мчался в облаках!

 

– рассказывает он.

Но и такое опьяненье стихийной борьбы ему не помогло, – он скоро пресытился своим одиноким и вечным существованием.

 

Какое горькое томленье
Всю жизнь, века без разделенья
И наслаждаться, и страдать
……………………………
Жить для себя, скучать собой
И этой вечною борьбой
Без торжества, без примиренья!
Всегда жалеть – и не желать,
Все знать, все чувствовать, все видеть, –
Все против воли ненавидеть,
Все безотрадно презирать!

 

Эта тоска его так беспредельна, что он презирает не только людей, но даже самое природу, – «созданье Бога своего».

В минуту глубокой печали увидел он Тамару. Она была необыкновенная красавица –

 

С тех пор, как мир лишен был рая,
Клянусь, красавица такая
Под солнцем юга не цвела.

 

Но у неё была и необыкновенная душа –

 

Её душа была из тех,
Которых жизнь – одно мгновенье
Невыносимого мученья,
Недосягаемых утех.

 

 

Её душа была широкая и мятежная. Недаром Демон увидел в её очах «рай и ад»!.. Говоря о ней, он имел право сказать ангелу:

 

Мы связаны судьбой одною,
И ей, как мне, ты не судья!

 

Ангел признал справедливость этих слов и без борьбы отступился от неё.

Тамара и Демон. Художник М. Врубель, 1890

 

Тамара принадлежала к типу тонко организованных натур –

 

Творец из лучшего эфира
Соткал живые струны –

 

– её души

Она не была создана для мира, «я мир был создан» не для неё! Словом, она – под стать Демону, в котором тоже нет грубости, духовный облик которого тоже отличается изяществом и тонкостью.

Красота Тамары и телесная, и духовная поразила Демона:

 

…он опять постиг святыню
И мир добра и красоты.

 

– и в сердце его мелькнул «призрак возрожденья». И тогда он стал неотступно преследовать Тамару:

 

И взор его с такой любовью,
Так грустно на нее смотрел,
Как будто он о ней жалел.

 

Он стоял перед ней «с челом развенчанным» –

 

Он от неё спасенья ждал,
Любить и веровать не смея!
Он так смотрел, он так молил,
Он, мнилось, так несчастлив был!..

 

Перед ней он испытывает смущенье, даже страх; глядя на неё, он впервые узнает и любовь, и слезы.

Состояние души его в это время делается довольно смутным –

 

Он был похож на вечер ясный,
Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет.

 

Такое «серединное» положение между добром и злом, – небом и землей – знакомо было самому поэту.

Божественно-чистый лик Тамары склоняет Демона к добру, к свету; он входит к ней в келью, «любить готовый, с душой, открытой для добра». Он ей клянется:

 

Хочу я с небом примириться,
Хочу любить, хочу молиться,
Хочу я веровать добру!

 

Демон верит, что «добру и небесам» Тамара могла бы возвратить его одним своим словом. Но чувство старинной злобы закипает в сердце Демона всякий раз, когда он видит, что на душу его избранницы предъявляют права и другие. Когда между ним и Тамарой становится «посланник Небес», – Демон преисполняется ненавистью к Богу; тогда пробуждается в его сердце мрачная страсть, исчезает ясный рой светлых мечтаний, и власть свою над духом мятежным в его душе опять являют «века вражды, века страданий»…

Да едва ли было возможно полное примирение Демона с Богом Он говорит Тамаре, что она может вернуть его к «добру», но из дальнейших слов его видно, что «добром» он называет только «отречение от зла», – он не хочет бороться с Богом, но служить Богу и людям тоже не станет, – оттого он зовет Тамару прочь от мира: он предлагает ей –

 

Без сожаленья, без участья
Смотреть на землю…
Где нет ни истинного счастья,
Ни долговечной красоты,
Где преступленья лишь да казни,
Где страсти мелкой только жить.

 

Переродиться нравственно Демон не может, – он не может всего себя «высветлить любовью», так как на дне его старинной раны гнездится старая злоба. Он любит для себя, и холодное презрение его к людям не сменяется в его сердце любовью к ним.

Демон. Художник М. Врубель, 1890

 

Тамара умирает, и душу её ангел уносит на небо, – Демон не владел этой душой, так как –

 

Ценой жестокой искупила
Она сомнения свои;
Она страдала и любила,
И рай открылся для любви.

 

Таким образом, она прощена за то, что страдала, страдания очистили её душу. Отдаваясь своей греховной любви, она верила, что этим спасет Демона. И это самоотвержение спасло ее самое. Тамару возвысило ее падение, – как Сонечку Мармеладову в «Преступлении и наказании» Достоевского.

 

И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои,
И вновь остался он надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!

 

Поэма Лермонтова богата описаниями кавказской природы и быта горцев (двор Гудала, жизнь Тамары).

Автобиографическое значение её определяется: 1) эпиграфом:

 

Прими мой дар, моя Мадонна…
С тех пор, как мне явилась ты,
Моя любовь мне оборона
От гордых дум и суеты, –

 

и 2) посвящением В. А. Б. (Бахметевой – фамилия В. А. Лопухиной замужем).Ее поэт называет «забывчивым, но незабвенным другом»; с болезненной тоской он ее спрашивает, поймет ли она, как много в эту поэму вложено той «тоски», которая томила его «бедный ум» «столько лет».

Если первая редакция поэмы носит на себе сильные следы литературных влияний Байрона («Каин», образ Люцифера), Виньи («Элоа»), Ламартина («Падение ангела»), то в окончательно переработанном виде произведение Лермонтова значительно отошло от чуждых влияний. Лишь в некоторых чертах героя остались черты, навеянные извне, не объясненные из содержания самой поэты и не нужные для развития её содержания. Так, например, Демон называет себя «царем познанья и свободы», «богом рабов своих земных», – все сделается это понятным для читателя только тогда, когда он ознакомится с произведениями Байрона и Виньи.

 

Другие статьи о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»

 

rushist.com

Демон (Демон Лермонтов) — Характеристики героев

Демон

Характеристика литературного героя ДЕМОН – герой “восточной повести” М. Ю. Лермонтова “Демон” (1829-1841). Образ восходит к библейскому мифу об изгнании из рая, содержание которого свободно-поэтически переработано Лермонтовым. В повести Д.- персонифицированный человеческий дух, наделенный божественным бессмертием.
В характеристике Д. изначальный символический смысл приобретает его положение “изгнанника рая”. Божье наказание состоит в том, что Д. обречен на скитания и вечное одиночество. Д., как “дух отрицанья”,

“дух сомненья”, наделен исключительной зоркостью в отношении несовершенства мира. Его положение трагично: по своей природе он ничего не может принять на веру (до опыта), а в результате опыта (познания) разрушается целостность познаваемых явлений. Как некая мировая субстанция Д. выступает источником зла, но пребывает в постоянном взаимодействии с противоположным началом. Превращенный ангел, он помнит о временах райского блаженства. В сущности, представляемое Д. зло – это месть миру за его нетождественность идеалу красоты и совершенства. Следует добавить, что Д. Лермонтова не совпадает с христианско-библейскими источниками, не равен Люциферу или Сатане. Он – индивидуальный миф русского поэта.
В основу повести легла идея о возможной перемене участи отщепенца Д. К началу действия Д. не удовлетворен предназначенной ему в мире ролью сеятеля зла, он утомлен и недоволен (“зло наскучило ему”). Внезапно в его душе вспыхивает любовь к земной женщине – грузинке Тамаре. Сюжет строится на взаимодействии двух самостоятельных лиц – таинственного духа и обольщаемой человеческой души. Масштаб и напряженность чувств Д. соответствуют его безумной идее преодолеть божье проклятие, а символическим условием возвращения в утраченный рай является осуществление абсолюта в любовных отношениях с Тамарой.
Характеризуя личность Д., Лермонтов выделяет в нем две определяющие черты: загадочную непостижимость и небесное очарование, перед которым не может устоять земная женщина. “Материализация” Д., воплощение духа в реальное существо дается в восприятии Тамары. Вопрос о реальности Д.- важнейший. Несомненно, для самого Лермонтова Д.- не призрак, не болезненная фантазия, но воплощение духа в осязаемых и видимых формах.
Д. является земной Тамаре в ночное время, в ее снах. Он соотносится со стихией воздуха и проявляется как дыхание и “голос”. Внешняя характеристика Д. отсутствует. Подобно фантому сновидений, он не только бесплотен, но и промежуточен по состоянию. В восприятии Тамары “ои… похож на вечер ясный: ни день, ни ночь,- ни мрак, ни свет!”. В ее видениях Д. “скользит без звука и следа”, “сияет тихо, как звезда”, “зовет и манит”. Тамару тревожит его “волшебный голос”, “чудная нежность речей”. Погубив своего соперника, жениха Тамары, Д. прилетает к ней навевать “сны золотые”. Его песня (колыбельная по жанру) волшебным образом освобождает Тамару от земных тревог. Д. поет о жизни “неуловимых облаков”, что в небе “ходят без следа”. Отсутствие цели, безвольность движения, бесслед-ность исчезновения, безучастность ко всему пребывающему в мире – такие качества “облаков” моделируют своего рода идеальную форму существования. Эта жизнь без затрат, противоположная земному бытию, вызывает грезы о невозможном покое. Д.- ночное божество, магия которого связана именно с ночным временем. В его “колыбельной” присутствует эта распространенная в романтической традиции поэтизация ночного мира: “звуков” тишины, веянья ветерка, распускания ночного цветка. Таким образом, Д. предстает демиургом утопической вселенной, которая властно притягивает Тамару звуковой гармонией, чувственно-телесными ощущениями блаженства.
В чем же демонизм (убивающее действие) “песен” Д.? Д. заражает душу Тамары тоской по тому, чего не бывает в действительности, обезволивает и внушает равнодушие ко всему земному. В его речах значительное место занимает отрицание жалкой краткой человеческой жизни, в которой невозможны “ни истинное счастье, ни долговечная красота”. Отказаться от “земли”, чего требует Д. от Тамары, на языке человеческих представлений означает этическое безразличие, губительное в мире людей. Д. развращает сердце Тамары новой красотой, в которой примиряются в странном единстве все оппозиции человеческого понимания мира: добро и зло, небо и ад. Смерть Тамары, которая поверила Д., проявляет до конца индивидуалистическую природу героя, сосредоточенного исключительно на своем положении и на своих страданиях. Эта смерть является одновременно разоблачением несостоятельности Д. и высшей точкой его отчаяния. Попытка героя вернуться к миру добра и красоты трагически оборвалась, и вину за неудачу Д. не может принять на себя одного.
Авторское отношение к герою сложно. С одной стороны, в произведении имеется автор-повествователь, рассказывающий “восточную легенду” из давних времен, точка зрения которого не совпадает с индивидуальными позициями героев и отличается широтой и объективностью. На разных уровнях текста осуществляется авторский комментарий судьбы Д., в том числе на уровне сюжетной организации. Развязка романтической истории – Д. убивает Тамару своей любовью – воспринимается как форма суда над героем.
С другой стороны, Д.- глубоко интимный образ поэта. Многие страстные медитации Д. перекликаются с лирикой Лермонтова и окрашиваются непосредственной авторской интонацией. Образ такого масштаба оказался созвучным исторической судьбе молодого поколения 30-х годов, к которому принадлежал Лермонтов. В Д. отразились неприкаянность этого поколения, его философские сомнения в правильности мироустройства, его искания абсолютной свободы, глубокая тоска по утраченным идеалам. В глубинах своего духа Лермонтов угадал и пережил многие стороны зла как определенного типа мировосприятия и поведения личности. Он угадал, например, демоническую природу мятежного отношения к миру при нравственной невозможности смириться с его неполноценностью. Лермонтов угадал также демонические опасности, таящиеся в творчестве, посредством которого человек может выйти из потока всего временного, преходящего, “мелкого”, заплатив за это равнодушием к реальности. До конца жизни Лермонтов не смог освободиться от власти образа Д. над собой. Д. остался тайной. По мнению большинства исследователей, писавших о “восточной повести”, Д. уходит из произведения таким же непроясненным, каким входит в него.
Образ лермонтовского Д. был воплощен в опере А. Г. Рубинштейна “Демон” (1871-1872).В либретто П. А. Висковатова отсечены мотивы “познанья и свободы”, вражды с небом, проигнорировано философское содержание поэмы. “Златокованый” лермонтовский стих значительно разбавлен низкопробными вставками. Огромный диапазон чувствований вселенского изгнанника сведен к обыденному любовному чувству, что превратило Д. в банального соблазнителя.
Д. Рубинштейна заново обрел масштаб лермонтовского образа в трагических интонациях Ф. И. Шаляпина (1904), который сотворил “поверх” оперного текста образ духа отрицания, ищущего очищения любовью. Шаляпинский Д. берет начало в безднах личности самого артиста. Недаром он говорил: “Кто не слышал меня в Демоне, тот меня не знает”.
Другим воплощением героя Лермонтова стали полотна М. А. Врубеля “Демон сидящий” (1890), “Демон летящий” (1899), “Демон поверженный” (1902) и его акварельные иллюстрации к поэме (1891). Кисть мастера сотворила Д. из элементов стихий, из осколков гор и самоцветов, струй воды и бликов воздуха, отсветов огня, ночных теней и мерцания светил. У Врубеля Д. предстает воплощением вечной борьбы “мятущегося человеческого духа”, не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе. q

rus-lit.com

Демона и Тамары ) не подскажите ли ?

В начале поэмы, в 1-й строфе, поэт рассказывает нам о том, что Демон — это падший ангел, прежде бывший «чистым херувимом» и обитавший в «жилище света». Два главных чувства были основой его души — «он верил и любил». Но сомненья и злоба, зародившиеся в нем, убили веру и любовь и привели к падению. И Демон не может вернуть себе утраченную непосредственность и чистоту-пусть «ангелом и притворится, да черт-то все в душе сидит». Но Демон и не думает притворяться ангелом. Он вполне искренне пытается снова стать им, и эта безнадежная, как все попятные движения, попытка завершается тяжелой моральной катастрофой. И когда он говорит: Хочу я с небом примириться, Хочу любить, хочу молиться, Хочу я веровать добру, — это не ложь и не эффектная фраза. Но не во власти Демона осуществить свои желания. Для Демона невозможно «с небом примириться»потому, что такое примирение, как всякое движение назад, по мысли Лермонтова, невозможно и противоестественно. Демон не однороден: угрюмый, непокорный, он бродит всегда «один среди миров, не смешиваясь с толпою грозной злых духов». Он равно далёк как от света, так и от тьмы, не потому, что он не свет и не тьма, а потому, что в нём не всё свет и не всё тьма; в нем, — «встретилось священное с порочным», и порочное победило, но не окончательно, ибо «забвенья (о священном) не дал Бог, да он и не взял бы забвенья». Демон нарушает «клятвы роковые», любит чистой любовью, отказывается «от мщения, ненависти и злобы»- он уже хотел «на путь спасенья возвратиться, забыть толпу недобрых дел». У Лермонтова демон именно таков-его суть-диалектика, которую невозможно свести к одному только злу. Совершенство мира и собственного блаженство открываются лирическому герою как недосягаемая цель в процессе вечных поисков, разочарований и сомнений. Небо и земля, небесное и земное живут в нём в антагонистических отношениях. В эпилоге поэт вновь, как и в начале произведения, дает панораму Кавказских гор, Койшаурской долины. Но если в первой части окружающий мир показан глазами Демона, то теперь его нет. Демон покинул эти места. Да, Демона сейчас здесь нет, но он может вернуться, а каждое его появление губительно для человека, не умеющего ему сопротивляться. Лермонтов показал, что даже такая ангельски чистая, неиспорченная душа, как Тамара, ничем не может защитить себя от Демона, беззащитна перед ним и — более того — неудержимо стремится к нему. Лермонтов показывает притягательность зла для человека. Душа Тамары, терзаемая страстью к Демону, описана как поле столкновения, трагического противоборства Добра и Зла. Демон-это небесное обаяние и манящая загадочность. Перед ними не в силах устоять земной женщине. Демон — это не просто плод воображения. В восприятии Тамары он материализуется в видимых и осязаемых формах. Он приходит к ней во снах. Он подобен стихии воздуха и воодушевляется через голос и дыхание. В восприятии Тамары он «похож на вечер ясный», «сияет тихо, как звезда», «скользит без звука и следа». Девушку волнует его чарующий голос, он манит её. После того как Демон убил жениха Тамары, он является к ней и навевает «сны золотые», освобождая её от земных переживаний. Прекрасная девушка от поцелуя Демона умирает. Казалось бы две души Тамары и Демона навечно соединились. Однако ангел- хранитель спасает душу Тамары и уносит её в недосягаемую для Демона высоту. В битве за душу Тамары Ангелу удается спасти душу невинной девушки. А Демон уходит одинокий и удрученный, не нашедший понимания.

Демон такая душка!

Образ Демона в поэме «Демон» почерпнут из библейского мифа про изгнанника из рая. Лермонтов по-своему переработал содержание. Кара главного героя заключается в том, что он вынужден вечно скитаться в полном одиночестве.

touch.otvet.mail.ru

Образ Демона в одноименной поэме М.Ю. Лермонтова Демон: восточная повесть Лермонтов М.Ю. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Демон: восточная повесть / Образ Демона в одноименной поэме М.Ю. Лермонтова

    Демон в поэме изображен не как обычно: злым, отвратительным и уродливым посланцем ада, а существом «крылатым и прекрасным». Демон -не сатана, а падший ангел, которого низвергнули с небес за грех мятежа и неповиновение. Он лишен не только смерти, но и дара забвения – такое наказание за его преступление. Тоска по потерянному раю, одиночество изгоя, жажда мести, презрение к ничтожным суетным людям- вот, что движет им в непрерывной борьбе божественной идеей добра и всем божьим миром и в каком-то усталом равнодушном свершении зла. В поэме перед нами предстает Демон в 3-х образах. Первый – это скучающий, уставший от свершения зла демон. Но все меняется, когда он видит молодую невесту-грузинку Тамару. Второй образ. Сила земной жизни и мимолетной красоты, воплотившаяся в летящем счастливом танце, вдруг трогает эту заблудшую душу и порождает в ней «неизъяснимое волнение».
     Я позавидовал невольно
     Неполной радости земной
    Демон влюбляется в Тамару
     …Он был похож на вечер ясный…
     …С глазами полными печали и
     Чуждой нежностью речей…
    Цель Демона – не очередное сотворении зла, погибель соблазненной души. Это мятеж против установленного Богом мирового порядка, попытка изменить судьбу и свой приговор, уйти от тягостной вечности наедине со злом и заслуженного наказания. Он жаждет обрести новое счастье и жизнь, преодолеть проклятие и изгнание из рая, ангельская песнь монахини Тамары пробуждает в духе земную любовь и исторгает слезы, но сама слеза его неземная, она прожигает дикий камень у монастырских стен. Третий образ. Лермонтов показывает этой красноречивой деталью, что и любовь вечного гения зла, опасна, греховна, гибельна для слабой смертной женщины. Дух хочет возродится, избавится от вечного проклятия и осуждения и спастись любой ценой, пусть ценой гибели юной, безгрешной души монахини.
     Тамара погибает и между Демоном и Ангелом начинается борьба за ее душу. Демон и зло торжествуют, но за страдания и искреннюю любовь, чистоту души и за попытку спасти великого грешника все грехи ей отпускаются, открываются врата рая , светлый ангел отвергает все грозные требования и притязания Демона на трепещущую душу юной монахини.
    И Демон вновь остается один, без любви и веры, в своей скучной, холодной вечности и мрачном мире мирового зла.


Добавил: Lilelechka

114408 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Демон: восточная повесть / Образ Демона в одноименной поэме М.Ю. Лермонтова


Смотрите также по произведению «Демон: восточная повесть»:


www.litra.ru

«Демон», анализ поэмы Лермонтова

Образы нечистой силы всегда тревожили сердца поэтов и писателей. Сила добра, воплощенная в Боге, не имела другого обличья. А вот посланец Ада каких только имен не носил: и Дьявол, и Сатана, и Люцифер. Это доказывало, что зло многолико, а человек должен быть настороже, ведь он может поддаться искушению, и тогда душа прямиком попадет в ад.

Однако в романтической литературе начала XIX века, особенно русской, образы нечистой силы становились не столько злодеями, сколько тираноборцами, а тираном, как это ни парадоксально, становился сам Бог. Ведь именно он требовал от человека страданий, заставлял слепо следовать его воле, принося в жертву порой самое дорогое, что у него было.

Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Демон» не стала исключением. За основу сюжета поэт берет известную библейскую легенду о духе зла, низвергнутом Богом с неба за бунт против его власти. Образ Демона, преступившего законы добра и оставшегося одиноким в пустыне наскучившего ему мира, волновал Лермонтова всю жизнь. Над поэмой Михаил Юрьевич работал 12 лет.

В начале работы поэт сочувствовал своему герою. Стремление Демона быть безграничным в чувствах и действиях, вызов обыденности существования, дерзость бунта против божественных установок были притягательны для юного Лермонтова. Демон — необычный герой: он презирает ограниченность людского существования и во времени, и в пространстве. Когда-то он «верил и любил», «не знал ни злобы, ни сомненья», но теперь «давно отверженный блуждал в пустыне мира без приюта».

Пролетая над долинами роскошной Грузии, он видит, как танцует молодая княжна Тамара. В этот миг Демон испытывает неизъяснимое волненье, потому что «немой души его пустыню наполнил благодатный звук» и «вновь постигнул он святыню любви, добра и красоты». Но его любовь не нужна Тамаре, ведь она ждет своего жениха — отважного князя Синодала.

Все герои поэмы, кроме Демона, замкнуты в пространстве своей судьбы. Трагические обстоятельства управляют ими, и сопротивление им бесполезно. Отважный князь спешит на брачный пир и минует часовню, где всегда приносил «усердную молитву». Как только «презрел удалой жених обычай предков своих», как только он перешел границу предписанного, смерть от «злой пули осетина» настигла его. Может быть, это месть Демона?

Создавая свою поэму, Лермонтов вспомнил услышанную им на Кавказе старинную легенду о горном духе Гуда, полюбившем прекрасную грузинку. Когда дух Гуда узнал, что Нино любит земного юношу, не в силах терпеть муки ревности, накануне свадьбы он засыпает саклю влюбленных огромной снежной лавиной. Но Лермонтова не устраивает принцип: «Так не доставайся же ты никому!» Его Демон действительно ради любви готов преобразиться: он лишен энергии зла и жажды мести, и в нем нет ревности.

Любовь к Тамаре для Демона — попытка освобождения от холодного презренья к миру, на которое обрек его бунт против Бога. «Зло наскучило ему» оттого, что он не встречает ему сопротивленья в людях, которые охотно используют подсказки Дьявола. Демон «сеял зло без наслажденья», он лишен тщеславного удовлетворения от своей власти над ничтожными людьми.

Когда Тамара горюет о погибшем женихе, Демон

… К ее склонился изголовью;
И взор его с такой любовью … на нее смотрел.

В этот момент он не был ни ангелом-хранителем, ни «ада духом ужасным». Когда Тамара решает сузить свою жизнь до мрачной кельи монастыря, Демон хочет вернуть ей всю широту свободы и подарить пространство вечности. Он обещает Тамаре рай всезнанья, рай свободы:

Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе все, все земное —
Люби меня!…

Но цена такой свободы слишком высока — отказ от всего ничтожного земного, то есть смерть. Поэтому Тамара и хочет спастись от «неотразимой мечты» лукавого духа. На помощь ей приходит Ангел, не верящий в преображение Демона, поэтому он возвращает его к прежней роли злодея. Таким образом, у Неба не хватило веры в добро, сознания его силы в душе Тамары и возможности его в Демоне. Тамара же оказалась способна не только полюбить Демона, но и позаботиться о спасении своей души. После ее смерти «грешная душа» Тамары омыта слезами Ангела, ведь она «ценой жестокой искупила» возможность того, чтобы рай ей все-таки открылся.

Смерть Тамары — победа любви к Демону, но сам он не спасен этой победой, ведь она отнята смертью, а душа взята Небом. Увидев, как душа Тамары, «молитвой ужас заглуша», ищет спасения на груди Ангела, Демон окончательно побежден:

И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои…

Причину поражения Демона Лермонтов увидел в ограниченности чувств Демона, в том числе и к Тамаре, поэтому он сочувствует своему герою, но и осуждает за надменное ожесточение против мира. «Вечный ропот человека» как гордое желание его встать вровень с природой запечатлен в образе Демона. Божественный мир могущественнее мира личности — такова позиция поэта.

Критика по-разному оценила образ Демона. Символический образ лучше всех раскрыл В. Белинский. Он писал, что Демон наводит на человека сомнение в истине: «Пока истина для вас только призрак, мечта, — вы добыча Демона, потому что должны узнать всю пытку сомнения».

Сакля — хижина, жилище кавказских горцев.

Анализ поэмы «Демон» — не единственное сочинение, связанное с Лермонтовым:

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Кинжал», анализ стихотворения Лермонтова

По произведению: «Демон»

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич


goldlit.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *