Время и место действия тарас бульба: Где происходит действие в произведении тарас бульба

Читательский дневник «Тарас Бульба» | СПАДИЛО

«Тарас Бульба» – это повесть Н.В. Гоголя, в которой изображается непростой период в истории украинского народа. И весь трагизм этого времени отобразился на семье преданного своей Родине запорожского казака Тараса Бульбы.

Описываемые события происходят в первой половине 17 века. В основе сюжета лежит история казацкого восстания 1637-1638 гг. Автор долго подготавливал материал для написания повести, собирая не только исторические факты, а еще и необнародованные сведения, хранящиеся в личных архивах.

Структура

Повесть «Тарас Бульба» относится к циклу повестей Н.В. Гоголя «Миргород». В центре сюжета находится непростая судьба полковника запорожских казаков Тараса Бульбы и двух его сыновей.

Повесть состоит из двенадцати глав. Первая глава является завязкой в произведении. Здесь описывается возвращение сыновей Бульбы домой после окончания Киевской Академии. Вечером отец устраивает празднество в честь их приезда, а на утро увозит в Запорожскую Сечь.

Далее происходит развитие сюжета. Во второй главе описывается дорога Остапа, Андрия и Тараса Бульбы в Сечь. В третьей главе изображается сама Запорожская Сечь и ее порядки, а в следующей – поход казаков на поляков. В пятой главе описываются завоевания казаков, в частности достижения Остапа и Андрия. Тарас Бульба гордится своими сыновьями, прославившимися к этому времени своими подвигами. В конце пятой главы происходит событие, изменившее всю жизнь Андрия. Он узнает, что в осажденном казаками городе, находится его возлюбленная польская панночка, и он без раздумий бросается ей на помощь.

В шестой главе описывается встреча Андрия и польской панночки. Ради возлюбленной он отрекается от отца, брата и своей Родины. Седьмая глава посвящена боям между казаками и поляками, по окончанию которых Остап стал атаманом казачьего войска. В восьмой к запорожцам приходит известие о том, что татары, воспользовавшись их отсутствием, захватили Запорожскую Сечь.

В девятой главе происходит кульминация произведения: Тарас Бульба убивает своего сына, предавшего Родину. А чуть позже Тарас оказывается раненым, а Остап попадает в плен к полякам. В десятой главе рассказывается о том, как Тарас Бульба пытается найти своего старшего сына. В одиннадцатой главе он его находит, и становится свидетелем казни Остапа.

В заключительной главе Тарас Бульба мстит за гибель своего сына. Происходит кровопролитная битва с польским войском под предводителем гетмана Потоцкого. Казакам удалось прорваться сквозь линию врага, но Тараса Бульбу схватили. В конце повести он погибает, сгорает заживо, но слава о нем остается бессмертной.

Автор: Николай Васильевич Гоголь

Год написания: 1835 год

Главные герои

Тарас Бульба – старый опытный казак, пользующийся уважением в Запорожской Сечи. Смелый, решительный, храбрый мужчина. Любит свою Родину и остается ей преданным до самого конца. Убивает родного сына за предательство.

Остап – старший сын Тараса Бульбы, его гордость. Как и отец, больше всего любит вольную жизнь и свободу. Мужественный, бесстрашный воин, не способен на измену и предательство. Настоящий герой, с достоинством принимает мучительную смерть.

Андрий – младший сын Тараса Бульбы. В отличие от отца и старшего брата имеет утонченную, эмоциональную натуру. Влюблен в польскую панночку. Отказывается ради нее от своей семьи, предает Родину, сражается на вражеской стороне. Умирает от руки собственного отца.

Жанр: повесть

Время и место действия

Описываемые события происходят в первой половине 17 века в Запорожской Сечи – военного и административного центра казачества того времени. В это время Киев находился в составе Речи Посполитой. Множество украинцев, особенно казаки, были недовольны таким положением вещей.

Главная мысль

Основная идея повести «Тарас Бульба» заключается в воспитании патриотизма. Она учит человека любить свою Родину, и, не раздумывая, вставать на ее защиту при необходимости. Отчизна сможет быть сильной только и непобедимой только тогда, когда все ее сыновья будут готовы отдать за нее свою жизнь.

Сюжет

Сыновья запорожского казака Тараса Бульбы возвращаются домой после окончания Киевской академии. Отец подшучивает над Остапом и Андрием, но на самом деле гордится, что его сыновья получили образование.

По случаю их приезда Тарас Бульба созывает гостей и устраивает застолье, во время которого заявляет о том, что на следующий же день он увезет своих сыновей в Запорожскую Сечь. Он хотел лично представить их своим старым боевым товарищам.

Мать сильно переживает и грустит, что её дети мало побыли дома. Всю ночь она не отходила от их кроватей, но утром им всё-таки пришлось проститься. В Сечи Остап и Андрий перенимают разгульный образ жизни других казаков. Здесь не принято упражняться в боевом искусстве, опыт приобретается только в бою. Тарас Бульба знал это, и не любил праздной жизни. Не этому он хотел научить своих сыновей, поэтому стал лично организовывать поход на поляков. Для этого он подговорил других казаков переизбрать кошевого, который предпочитал мирную жизнь. Затем принимается решение идти на Польшу, чтобы отомстить за нанесенное украинскому народу зло. С этих пор предстоящая война принимает национально-освободительный характер.

Спустя месяц казаки подошли к городу Дубно. Они понимали, что не смогут его взять сразу, поэтому окружили его, и стали ждать, когда к полякам придет голод.

Однажды ночью в лагерь казаков пробралась служанка полячки, в которую был влюблен Андрий еще со времен своего обучения в Киевской академии. Она попросила его помочь своей хозяйке, которая мучается от голода. Не раздумывая, Андрий забирает мешок со съестными припасами, и по тайному подземному ходу проникает в осажденный город. Воссоединившись со своей возлюбленной, он отрекается от своей семьи, веры и Родины. В скором времени Тарас Бульба узнает о предательстве сына.

На помощь Дубно пришли поляки, которым удалось пробраться в город. Теперь польские воины стали совершать вылазки, но казакам удается их отбивать. Неожиданно приходит известие из Сечи о том, что татарское войско, воспользовавшись длительным отсутствием большей части казаков, напали на Сечь, и удерживают оставшихся казаков в плену. Узнав об этом, часть казацкого войска остается удерживать Дубно в осаде, а другая – отправляется на выручку своим товарищам.

Об этом стало известно полякам, и они решили немедля напасть на своего врага. Андрий сражается на их стороне. Тарас Бульба, увидев, как его сын рубит направо и налево своих боевых товарищей, отдает приказ заманить его в лес. Там, встретившись с ним лицом к лицу, он убивает Андрия.

Поляки побеждают в этой битве. Тарас Бульба ранен, а Остап попал в плен. Залечив раны, Тарас тайком пробирается в Польшу, для того чтобы спасти сына. Однако вместо этого становится свидетелем его казни.

Польский гетман предлагает казакам мир. Тарас Бульба не верит в искренность этого намерения, поэтому покидает со своим полком казачье войско. И он оказывается прав. Несмотря на данное обещание, поляки неожиданно нападают на казаков и разбивают их. В это время Тарас вместе со своим полком мстит за смерть сына. Полякам удается его выследить и завязывается кровопролитная битва, продолжающая четыре дня. Оставшимся в живых казакам удается уйти, но Тарас Бульба попадает в руки полякам. Его приковывают цепями к дереву, и собираются сжечь заживо. Перед смертью Тарас успевает крикнуть своим товарищам о челнах, которые он увидел внизу. Таким образом, им удается спастись и уйти от погони по реке.

Личное мнение

Вариант 1

Изначально поступок Тараса Бульбы может показаться жестоким, но на самом деле у него просто не было другого выхода. Только так он мог избавиться от позора, который запятнал его честное имя. Именно в этом поступке проявилась его несгибаемая воля, преданность и любовь к своей Родине. Тарас понимал, что казаки все равно убьют Андрия, поэтому предпочел сделать это сам, не так жестоко. Он дал жизнь своему сыну, поэтому только он имел право отнять ее.

Автор восхищается главным героем, его патриотизмом и силой духа. Ради защиты родной земли и свободы своего народа он готов на все, даже пожертвовать собственной жизнью и жизнями родных сыновей. Он бесстрашно смотрит в лицо смерти, и в последние минуты думает только о том, как помочь спастись его боевым товарищам.

Вариант 2

Повесть «Тарас Бульба» – это произведение о любви к своей Родине, и о человеческом мужестве. Тарас Бульба всю свою жизнь посвятил Запорожской Сечи, и мечтал о том, что его сыновья пойдут по его следам.

Его старший сын Остап еще в Академии проявлял себя с лучшей стороны. Смело и безропотно переносил он все тяготы обучения, никогда не пытаясь увиливать от наказаний. Благодаря своему упорству он стал лучшим среди студентов, несмотря на то, что учеба давалась ему тяжело. Настойчивость и решительность сделали в результате его настоящим героем.

На примере Тараса Бульбы и его старшего сына Остапа автору удалось изобразить на деле лучшие мужские качества: мужество, отвагу, бесстрашие, целеустремленность, решительность. Для этих героев понятие чести и Родины не были пустым звуком. Каждый из них представляет собой образец смелости и самоотверженности, достойный для подражания.

Вывод

Вариант 1

Основной темой повести «Тарас Бульба» является тема борьбы за Родину. Запорожские казаки самоотверженно сражаются и с поляками, и с татарами, отстаивая свободу и независимость своего народа. Они зарекомендовали себя как храбрые и бесстрашные воины, готовые сражаться до последнего вздоха. Благодаря образам, созданным Н.В. Гоголем, читателям становится понятно, что каждый казак искренне любил родную землю. Запорожцы – настоящие патриоты, всегда готовые отстаивать свободу и независимость своей Отчизны.

Запорожская Сечь в произведении – символ той свободы и независимой Украины, о которой мечтал каждый казак. Тарас Бульба не был исключением, он прирожденный казак, посвятивший свою жизнь служению Родины. И даже родственные связи оказываются для него менее значительными, чем любовь к родной земле.

Вариант 2

В образе Тараса Бульбы автор воплотил все лучшие черты настоящего воина: мужество, отвагу, решительность, героизм, преданность вере и Родине. Он не мог находиться долго вне поля боя, спокойная семейная жизнь была не для него. Именно поэтому он не захотел ждать ни дня после того, как его сыновья вернулись из Академии. На следующее же утро он повез Остапа и Андрия в Запорожскую Сечь, для того чтобы сделать из них настоящих казаков.

Тарас гордился своими сыновьями, они быстро обрели славу в боях. Но ему пришлось их потерять: Остап умер от руки врага, а Андрия он убил собственноручно. Истинный казак не мог простить предательства, и даже отцовские чувства не в силах были это изменить. Увидев, как Андрий убивает своих боевых товарищей, сражаясь на вражеской стороне, Тарас понял, что его сыну придется умереть. Он решил сделать это самостоятельно, очистив свое имя от позора.

После смерти сыновей единственным смыслом в жизни для главного героя повести стала месть. До последнего вздоха он сражался против поляков, угнетающих украинский народ. Образ Тараса Бульбы – это образ настоящего героя.

Алёна Базан | Просмотров: 1. 5k | Оценить:

Анализ «Тарас Бульба» | СПАДИЛО

Первый вариант сочинения

В процессе написания повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь тщательно изучил историю украинского народа, читал множество летописей и исторических справок времен казачьей Руси.

Жанр, центральные события повести

По жанровой принадлежности «Тарас Бульба» – историческая повесть, с огромным количеством действующих лиц. Повествование приближается к эпическому. Объект изображения – Тарас Бульба – военачальник казачьего полка, и его сыновья – Остап и Андрий.

Гоголь пытается изобразить надежды, мечтания народа, его талант, широту души, завершенность образа. Украинский народ в произведении борется с чужестранными захватчиками, посягнувшими на свободу казаков. Повесть переполнена патриотическими идеями, монологами, призванными воодушевлять читателя на проявление любви к Родине. Цельность образов героев выражается еще и в их идеализации понятия товарищества, которое становится главным в жизни любого казака.

В повести тесно переплетаются понятия русского и украинского народа. Они связаны неразрывно, по мнению автора, и разъединить их – означает убить многовековую культуру, развивающуюся испокон веков.

Герои повести

Тарас Бульба и его сыновья сопоставимы с русскими былинными богатырями, наделенными конкретными историческими реалиями. Образы и характеры их прорисованы крайне правдиво. Большую часть времени герои находятся на войне, отдавая долг Родине, возвращаются домой лишь в периоды редких мирных затиший.

Тарас Бульба – герой, не знающий сомнений, всегда верно обозначающий цель. Долг всей его жизни – служение родной земле и народу, единение с товариществом. Из этих близких его сердцу понятий он черпает жизненные силы для противостояния внешним силам, для смелости и мужественности.

Жизненные приоритеты героев

Ответственность перед Родиной для Бульбы значит намного больше, чем родство, семейные узы или отеческая любовь. При этом условии трагедия, развернувшая в семье главного героя, становится все более страшной, чем дольше и глубже думаешь о ней.

В начале повести мы видим двух сыновей Тараса, которыми он безмерно гордится, на которых возлагает надежды на будущее. Остап и Андрий очень разные по натуре. Остап – серьезный и мрачный, временами суровый и сдержанный. Андрий же – более тонкая поэтическая натура, которого битвы не привлекают. Он замечает красоту окружающего мира, ценит женскую прелесть.

Влюбившись в прекрасную молодую полячку, он настолько верен своему чувству, что переходит на сторону врага, оставляя за чертой прошлого свою семью, свою землю, своих товарищей.

Остап же истинный продолжатель идей отца, полностью разделяющий его мировоззрение. Тарас гордится им именно за способность на первое место в жизни ставить правое дело, свершаемое во имя Родины и народа.

Вскоре старик теряет и Остапа, казненного врагами, и убивает младшего неверного сына.

Заключение

Изображая характеры Остапа и Андрия, Гоголь словно предлагает читателю два пути, по которому он может пойти в жизни – либо жертвование всем во имя всеобщей цели, либо смерть предателя из-за человеческой слабости.

Перечитывая повесть, хочется согласиться с В.Г. Белинским, в том, что Н.В. Гоголь изобразил народную жизнь широко и смело.


Второй вариант сочинения

Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых значительных произведений русской художественной литературы. В центре повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» находится героический образ народа, который борется за справедливость и свою независимость от захватчиков. Никогда еще в русской литературе не отражался так ярко размах народной жизни. Каждый герой повести своеобразен, индивидуален и является составной частью жизни народа.

Год написания: 1835 г.

Жанр: историческая повесть

История создания

Идея написать масштабную историческую повесть о подвиге запорожского казачества возникла у Гоголя в 1830 году. Над созданием текста он работал почти десять лет, но окончательная правка так и не была завершена. В 1835 году в первой части «Миргорода» публикуется авторская версия повести «Тарас Бульба», а в 1942 году свет увидела немного другая редакция данной рукописи.

Каждый раз Николай Васильевич оставался недовольным напечатанным вариантом повести, и вносил в её содержание правки не менее восьми раз. Например, произошло значительно увеличение её объема: от трех до девяти глав, образы главных героев стали более яркими и фактурными, в батальные сцены добавлено больше ярких описаний, жизнь и быт Запорожской Сечи обросли новыми интересными подробностями.

Автор очень тщательно и придирчиво вычитывал написанный текст, стремясь создать то уникальное сочетание, которое раскрывает его талант как писателя, проникает в глубины характеров персонажей, показывает уникальное самосознание всего украинского народа в целом. Чтобы понять и передать в своем произведении идеалы описываемой им эпохи, Гоголь с большим увлечением и энтузиазмом изучал самые разнообразные источники, в которых описывалась история Украины.

Для придания повести особенного национального колорита, который ярко проявлялся в описании быта, характеров персонажей, в эпитетах и сравнениях, писатель использовал произведения украинского фольклора (думы, песни).

Однако при создании произведения он опирался не только на народные сказания, но и на реальные исторические события. Николай Васильевич изучил множество исторических книг и документов. В основу сюжета повести легла история казацкого восстания 1637—1638 годов, направленного против господства поляков.

Интересные факты:

  • Прототип главного героя известен. Образ Тараса Бульбы был вдохновлён куренным атаманом Войска Запорожского Охрим Макуха, который был ярым сторонником Богдана Хмельницкого и противником Речи Посполитой.
  • Прототипами сыновей Бульбы послужили сыновья Охрима, один из которых также перешёл на сторону поляков из-за любви.
  • Автор работал над рукописью в течение 10 лет и переписывал текст 8 раз.
  • Гоголь давал объявление в газеты, чтобы собрать по крупицам исторический материал для повести. Он просил людей присылать ему любые упоминания о бунте 1637 года.
  • Даже окончательный вариант повести не устроил писателя. Он намеревался переписать его, но не успел.

Тематика в повести «Тарас Бульба» отражает те исторические реалии, о которых писал Гоголь:

  • Родина

Долг перед Родиной, борьба за её независимость ставится в повести на первое место. По мнению автора, ни любовь, ни семья не имеют значения в тот момент, когда речь заходит о защите отечества. Родина является высшей ценностью для человека.

  • Патриотизм

Казачий патриотизм, показанный Гоголем, переходит все мыслимые и немыслимые пределы. Гоголевский патриот – это тот, кто готов отдать всё, что есть, ради дела патриотической борьбы.

  • Вера

Особый акцент делается принадлежности героев к православной вере. Именно носители православия представлены автором как защитники страны и отважные воины. Вера католиков и «жидов», напротив, изображается со всевозможным посрамлением.

  • Семья

Не отрицая важность семейных уз, Гоголь без всяких сомнений отодвигает их на второй план в вопросе борьбы с врагами отечества и веры. Кроме того, он показывает, что у наших предков было другое понимание семьи, которая основывалась не на любви, а на долге и традициях.

  • Любовь

Любовь в повести представлена как опасное чувство. Движимый любовью Андрий совершает ужасное предательство, отворачивается от боевых братьев и своей родины. Однако ее отсутствие тоже порицается автором, ведь именно жестокость отца по отношению к матери и ее чувствам накладывает первую тень отчуждения на отношения Тараса и Андрия.

  • Природа

Повествование Гоголя разворачивается на фоне украинской природы. Автор с огромной любовью описывает пейзажи своей малой родины. Степь выражает у Гоголя мощь православной Руси, её стремление к свободе от захватчиков-иноверцев. Она же помогает казакам в трудную минуту: именно река позволила товарищам Тараса сбежать от польской погони.

  • Честь

Гоголь показал, что в любой ситуации важно сохранить свою честь. Андрий принял смерть отважно и с достоинством. Остап не сдавался до самого конца, несмотря на ужасные пытки, которым его подвергли. Тарас тоже не утратил гордости, оставшись мужественным и верным своим принципам до последнего вдоха.

  • Быт и нравы

Жизнь казаков представлена у писателя грубой, жестокой и зачастую несправедливой. Гоголь очень живописно описывает сцены, в которых рисуются кровавые бои и жестокие расправы над преступниками. Однако, несмотря на это, автор всё-таки симпатизирует казакам. Так как в их обществе он видел то, что уже давно утратили жители больших городов: честность, преданность и чувство единства.

Время и место действия

События произведения происходят в среде запорожских казаков, в первой половине XVII века. История казацкого восстания 1637—1638 годов, подавленного гетманом Николаем Потоцким, легла в основу повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и дала конкретные примеры драматических судеб героев.

Проблематика

Николай Васильевич Гоголь в своей повести «Тарас Бульба» освещает следующие проблемы:

  1. Проблема нравственности и выбора. Судьба ставит Андрия и Тараса перед непростым выбором: чувства или долг. Андрий находится на распутье – выбрать служение Родине и семью или любовь. Бульба тоже оказывается перед выбором между любовью к сыну и своим долгом перед родиной, которую Андрий предал. Андрий выбирает чувства, а Тарас — долг.
  2. Проблема веры. Все запорожцы уважительно относятся к своей вере и готовы её отстаивать. Но при этом они пьянствуют, грабят, убивают, что противоречит моральным уставам православия.
  3. Проблема милосердия. Тарас, в силу своих убеждений, не может смилостивиться над своим сыном, поэтому убивает его.
  4. Проблема любви и уважения к Отчизне. Казаки – настоящие патриоты. Они готовы отдать жизнь за свою родную землю.
  5. Разница идеалов. Тарас воспитывает сыновей, ориентируясь на общепринятые правила и ценности. По его мнению, Андрий должен был делать то, что укоренилось в традициях, а не то, что он хочет.
  6. Предательство. Самое ужасное, что может совершить человек, по мнению Гоголя, – предательство. А за измену необходимо карать решительно и беспощадно. Конечно, нельзя сказать, что автор во всем оправдывает Тараса. Но он дает понять, что герой был заложником своей кровавой эпохи и не мог мыслить и поступать иначе.
  7. Отцы и дети. Тарас настаивает на том, чтобы сыновья учились грамоте, поэтому отправляет их в бурсу. Он даёт им наставления и делится отцовской мудростью. Остап становится гордостью своего отца, его молодой копией. В то время как Андрий кардинально отличается и от старого Бульбы, и даже от других казаков. Гоголь демонстрирует конфликт поколений, в котором угадывается дальнейшая история бунта. Именно молодой военачальник казаков (автор делает акцент на его возрасте) принимает мировое соглашение с Польшей, а вот старик Бульба продолжает набеги. Оба поколения смотрят на мир по-своему, поэтому казакам не удалось завершить свое дело победоносно.
  8. Товарищество. Бурсаки проказничают и нарушают правила, но никто никого не выдаёт. Примером тому является Остап.
  9. Война. Война представлена в повести, как бесконечно жестокое явление. Но, когда речь идёт о защите традиционного уклада, веры и страны, она необходима и правильна. Конечно, мы по-другому смотрим на нее с высоты прогресса, но, оценивая те события, важно понимать, что они происходили в совершенно другой реальности, где были иные нравы.
    Тогда кровавые расправы и пытки были нормой, и даже нежные барышни ходили на казни как на концерты или танцы.
  10. Проблемы отношений в семье. В семье Тараса все бытовые обязанности чётко распределены. Тарас неуважительно относится к своей жене и не прислушивается к её мнению.
  11. Роль века в формировании характера человека. Сложные характеры главных героев обусловлены особенностями эпохи.

Композиция

Завязка повести знаменуется возвращением в родительский дом двух братьев – Остапа и Андрия после окончания обучения в бурсе. Сразу же после их прибытия Тарас намеревается отвести сыновей в Запорожскую Сечь, для того чтобы они «понюхали пороха» и стали настоящими мужчинами. Он прекрасно знает, чему учит Сечь молодых казаков, и хочет, чтобы и его орлы прошли эту школу. Однако братьям не удается, как следует познакомиться с местными обычаями – практически сразу они попадают в Запорожское войско и отправляются на войну с польской шляхтой.

Кульминационных моментов в повести несколько. Это и сцена осады города Дубно, в ходе которой как нельзя лучше показаны жизненные ценности главных героев, и страшное предательство Андрия, безумно влюблённого в польскую панночку. Не выдержав подлой измены младшего сына, Тарас собственноручно убивает его. По мнению старого казака, предательство Родины может быть искуплено только кровью.

Ещё одним испытанием для бравого казака становятся мучения Остапа, попавшего в плен к врагу. А развязкой повести становится душераздирающая смерть Тараса Бульбы, заживо сожженного на костре. Свои последние слова он обращает к товарищам, предрекая величие своей Отчизны.

Мнение автора

Гоголь считал, что прошлое может служить не только уроком, но и лучшим советчиком для современников. Смягчение нравов привело к утрате истинного патриотизма. Как бы ни жестоко выглядело убийство Андрея отцом, только такие суровые меры позволяли предкам выстоять в непрерывных войнах и сохранить свою землю для потомков. Главное достоинство Тараса Бульбы – пренебрежение личными интересами ради общей высшей цели. Даже умирая, он старается помочь своим товарищам. Спасение казаков доставляет ему радость и надежду на конечное торжество православной веры. Такая самоотверженность должна служить примером для каждого человека.


Третий вариант сочинения

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», входящая в цикл повестей «Миргород» (2 части), была написана в 1834 году. Это одно из самых выдающихся русских исторических произведений в художественной литературе того времени, отличающееся большим количеством действующих лиц, многоплановостью и продуманностью композиций, а также глубиной и емкостью характеров персонажей.

Жанр

«Тарас Бульба» принадлежит к реалистической литературе. Автор стремится к натуралистичному изображению окружения. Его герои максимально приближены к реальным людям. Сюжет полон неоднозначности, а персонажей нельзя поделить на строго положительных и строго отрицательных.

Жанр произведения – историческая повесть. Сюжет «Тараса Бульбы» повествует о масштабных и важных событиях, которые имеют под собой реальную историческую основу. В то же время основной упор делается не на общую историческую картину, а на межличностные отношения, что не позволяет назвать эту книгу назвать романом.

Тема

Беззаветная любовь к своей родине, земле, где ты родился и вырос. Особенно полно она раскрывается через призму взаимоотношений Тараса и его сыновей.

Время и место действия

Действие повести разворачивается на территории Украины в первой половине XVII века, когда Киев находился в составе Речи Посполитой. В основу произведения легла история казацкого восстания 1637—1638 годов, подавленного гетманом Николаем Потоцким. Подготавливая материал для повести, Гоголь по крупицам собирал исторические факты, включая информацию из личных архивов и необнародованных сведений. Однако, выкладывая мозаику истории Украины, писатель разбил сухие факты народным фольклором, искусно смешал исторические факты и художественный вымысел.

История написания

Повесть была впервые напечатана в первой книжке «Миргорода», которая увидела свет в 1835 году. Гоголь получил цензурное разрешение на издание «Миргорода» 29 декабря 1834 г. Подавалась рукопись в цензуру осенью 1834 г., почти одновременно с другой новой книгой 25-летнего Гоголя – «Арабесками».

Ещё в 1830 году Гоголь начал исторический роман «Гетьман» из жизни казаков-запорожцев, однако ему недоставало яркого сюжета. В альманахе «Северные цветы на 1831 год» Гоголь опубликовал одну главу из задуманного им исторического романа «Гетьман». Тематически (но не сюжетно) с этим же романом был связан текст «Кровавый бандурист. Глава из романа». Он был написан в начале 1830-х годов и объявлен к публикации во 2-й книжке «Библиотеки для чтения» за 1834 год. Однако в последний момент этот фрагмент был исключён из этой книжки редактором О.И. Сенковским.

В октябре 1832 г. в «Литературных прибавлениях к Русскому Инвалиду» появляется перевод нового рассказа Проспера Мериме «Маттео Фальконе», по имени главного героя, убившего своего сына за предательство и нарушение «кодекса чести» корсиканских «маки», весьма напоминавшего «кодекс чести» запорожцев (особенно в интерпретации Гоголя). Сюжет Мериме так заинтересовал Гоголя, что он решил перенести его на историко-мифологическую почву Украины. Так, в виде своеобразного окончания неоконченного романа «Гетьман», возник замысел исторической повести «Тарас Бульба».

От «романа» же остался лишь след в «Арабесках» (напомним, что они увидели свет одновременно с «Миргородом», т. е. в том числе и с «Тарасом Бульбой»), а именно – главы всё из того же «Гетьмана», с таким комментарием: «Из романа под заглавием: «Гетьман». Первая часть его была написана и сожжена, потому что сам автор не был ею доволен; две главы, напечатанные в периодических изданиях, помещаются в этом собрании». Очевидно, на момент написания этого примечания «Кровавый бандурист» всё ещё считался принятым к публикации в «Библиотеке для чтения», с чем связано объяснение не про одну, а про «две главы, напечатанные в периодических изданиях» («Кровавый бандурист» был напечатан в «Арабесках» под новым названием «Пленник»).

Статья «Взгляд на составление Малороссии», также напечатанная в «Арабесках», развивает некоторые исторические идеи автора, нашедшие художественное воплощение в главах из неоконченного романа, но особенно в «Тарасе Бульбе». Пушкин высоко оценил начало «Тараса Бульбы», заметив, что оно «достойно Вальтер Скотта».

Видимо, и сам Гоголь рассматривал первую редакцию повести, опубликованную в составе «Миргорода», лишь как начало большой повести. Причём речь не шла о сюжетном продолжении, ведь все главные герои уже погибли, их история закончена. В продолжении, «достойном Вальтер Скотта», нуждалось как историческое, так и историософское обоснование символической значимости описанных в повести событий. Это было необходимо как для формирования Российской империи, так и для её будущности.

Вторая редакция исторической повести «Тарас Бульба», значительно изменённая и расширенная сравнительно с первой, увидела свет во втором томе «Сочинений Николая Гоголя», вышедшем в 1842 году.

Гоголь затеял работу над второй редакцией повести, живя в Риме и одновременно работая над текстом, который должен был, по замыслу писателя, стать главным творением всей его жизни – поэмой «Мёртвые души». Работу над второй редакцией «Тараса Бульбы» гоголеведы датируют августом 1839 – маем 1842 гг. Таким образом, написанный одновременно с поэмой «Мёртвые души» (её первым и единственным завершённым томом), «второй» «Тарас Бульба» также отличается от «первого» ярко выраженным субъективным, лирическим началом – так сказать, «поэмностью». Здесь так же, как в поэме «Мёртвые души», организатором всего повествования выступает ярко выраженная, романтически-субъективная личность автора-повествователя. Да и по количеству и философскому характеру лирических отступлений, как, собственно, и по общему объёму текста, этот новый «Тарас Бульба» также более напоминает поэму «Мёртвые души», нежели три остальные повести «Миргорода».

Главная мысль

Гоголь вырисовывает перед нами борьбу казачества против польского господства во всех её противоречиях. И хоть симпатии писателя полностью находятся на стороне казаков, он не стесняется показывать ни грубости их душ, ни жестокости их нравов. Основная идея повести «Тарас Бульба» — показать зачатки украинского национального самосознания в переломном историческом моменте на примере драматической истории из реальной жизни.

Повесть в очередной раз утверждает единство казачества с остальной Россией, утверждает их патриотическую миссию, а также вырисовывает православие в качестве единственно правильной религии, объединяющей и защищающей русскую землю. Призыв к самостоятельности и единству русского государства — главная мысль повести «Тарас Бульба».

Особенности композиции

В этом произведении великий классик русской литературы изобразил противостояние украинского народа и польской шляхты, желающей захватить украинскую землю и поработить её жителей. В описание жизни и быта Запорожской Сечи, которую автор считал местом, где развивается «воля и казачество на всю Украину», чувствуются особенно теплые чувства автора, такие как гордость, восхищение и пылкий патриотизм. Изображая жизнь и быт Сечи, её обывателей, Гоголь в своем детище совмещает исторические реалии с высоким лирическим пафосом, что составляет главную особенность произведения, которое является одновременно и реалистическим, и поэтическим.

Образы литературных персонажей изображены писателем посредством их портретов, описываемых поступков, сквозь призму взаимоотношений с другими героями. Даже описание природы, например степи, по которой едет старый Тарас с сыновьями, помогает более глубоко проникнуть в их души и раскрыть характер героев. В пейзажных сценах присутствуют различные художественно-выразительные приемы, здесь много эпитетов, метафор, сравнений, именно они придают описываемым предметам и явлениям той поразительной уникальности, ярости и неповторимости, которые поражают читателя прямо в сердце и трогают за душу.

Повесть «Тарас Бульба» – героическое произведение, прославляющее святость подвига, любовь к Родине, своему народу, православной вере. Образ запорожских казаков подобен изображению былинных богатырей древности, боронивших русскую землю от всякой напасти. В произведении прославляется мужество, героизм, отвага и самоотверженность героев, не предавших святые узы товарищества и до последнего вдоха защищавших родную землю. Изменники же Родины приравниваются автором к вражескому отродью, подлежащему уничтожению безо всякого зазрения совести. Ведь такие люди, потеряв честь и совесть, лишаются еще и души, они не должны жить на земле Отечества, которую с таким великим пылом и любовью воспел в своем произведении гениальный русский писатель Николай Васильевич Гоголь.

Основная проблема

Центральной проблемой повести является сохранение национальной независимости украинского народа. Запорожская Сечь была вынуждена постоянно находиться в боевой готовности, ожидая нападения либо со стороны поляков, либо татар. Противники не знали пощады. Поражение казаков могло привести к полному уничтожению их необычного вольного государственного образования. Этим объясняется небывалая стойкость и мужество защитников своей земли.

Наряду с этой глобальной проблемой Гоголь детально описывает личную трагедию главного героя, основанную на предательстве родного сына. Переход Андрия на сторону противника ради любви – проблема нравственного выбора. Ради прекрасной полячки отважный казак предал свою землю, веру, товарищей и семью. С точки зрения Тараса он не заслуживает прощения. Убийство родного сына в его глазах – гораздо менее серьезное преступление, чем предательство. И в условиях ожесточенной войны поступок главного героя абсолютно оправдан. При этом Тарас – не бесчувственная машина для убийства. С невероятным риском для жизни он едет в Варшаву только лишь для того, чтобы в последний раз взглянуть на Остапа. Одним из самых сильных и трогательных эпизодов в повести является сцена казни и ответ Тараса на предсмертный отчаянный призыв старшего сына.

Вывод

Писатель вырисовывает образ патриота, который готов пожертвовать даже семьёй и чувствами, ради своей страны. Чему он учит? Конечно же, страстной любви к отечеству и уважению к его истории.

Гоголь осуждает предательство, вероотступничество, жадность и разобщённость общества. Он учит человека всегда ценить единство русского народа и хранить своё человеческое достоинство. Мораль в повести «Тарас Бульба» — нравственный урок верности своему идеалу. Все герои книги остались преданы своим принципам, даже Андрий, который принял справедливое наказание отца, но сохранил в сердце любовь к своей панночке.

Список рекомендованной и использованной литературы

  1. Барабаш Ю. Я. «Художник Петербургский!»: Гоголь и Шевченко: в едином культурном пространстве / Ю. Я. Барабаш // Нация. Личность. Литература. – Вып. 2. – М. : ИМЛИ РАН, 2003 г.
  2. Вересаев В. В. Гоголь в жизни: систематический свод подлинных свидетельств современников / В. В. Вересаев. – X. : Прапор, 1990 г.
  3. Вересаев В. В. Гоголь в жизни: систематический свод подлинных свидетельств современников / В. В. Вересаев. – X. : Прапор, 1990 г.
  4. Виноградов И.А. Неизвестный «Миргород» // Гоголь Н.В. Миргород. Повести. Москва, 1996 г.
  5. Воропаев В.А. Н.В. Гоголь: жизнь и творчество. Учебная литература. Москва, 2004 г.
  6. Гуминский В. Мир и герои Миргорода // Гоголь Н. В. Миргород. Москва,1985 г.
  7. Денисов В. Д. К вопросу об исторической основе повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2010 г.
  8. Зеленский А. Г. О Некоторых базовых концептах моделирования мира в раннем творчестве Н. В. Гоголя / А. Г. Зеленский // Литература в контексте культуры. – Д.: ДГУ, 2000 г.
  9. Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя / Ю. М. Лотман // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М. : Просвещение, 1988 г.
  10. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1978 г.
  11. Соколов П. В. Николай Васильевич Гоголь : энциклопедия / Б. В. Соколов. – М.: Алгоритм, Эксмо, Око; 2007 г.
  12. Строганов М. Гоголь: от циклической к линейной концепции истории / М. Строганов // Литература. – 2004 г.

Даниил Романович | Просмотров: 1.9k | Оценить:

Taras Bulba (2009) — IMDB

  • Награды
    • 5 побед и 3 номинации

Видео 1

Трейлер 2:03

СМОТРЕТЬ

Photo29

. Taras Bulba

Igor Petrenko

  • Andriy Bulba

VLADIMIR VDOVICHENKOV

  • OSTAP BULBA

MAGDALEN0006

Mikhail Boyarskiy

  • Cossack Moisei Shilo

Vladimir Ilin

  • Kurennoy Ataman

Yury Belyayev

  • Koshevoy Kirdaga
  • (as Yuriy Belyaev)

Ada Rogovtseva

  • Taras Bulba’s wife

Борис Хмельницкий

Даниил Ольбрыхский

  • Красневский

Сергей Безруков

  • Рассказчик
  • (голос)

Eduard Cenzor

Aleksandr Dedyushko

Sergey Dreyden

  • Yankel — the Jew
  • (as Sergey Dontsov)

Krzysztof Gosztyla

  • Kozniewski

Alim Kouliev

  • Cossack Moisei Shilo
  • ( английская версия)
  • (голос)

Любомирас Лауцявичюс

  • Польский герцог
  • (как Любомирас Лауцявичюс)

Ромуальд Макаренко

    • Vladimir Bortko
    • Vladimir Bortko
    • Nikolay Gogol (Novel)
  • 911111111111111111111111111111111111111111111111.

    Мастер и Маргарита

    Бриллиантовая рука

    Джентльмены удачи

    Операция «Ы» и другие приключения Шурика

    О чем говорят мужчины

    Только старики собираются сразиться

    Interny

    Особенности Национальной рыбалки

    Taras Bulba

    9 -я компания

    TSAR

    Сюжетная линия

    Вы знали

      9 0005 Altertate Hersions

      «Veer

      .

    Отзывы пользователей29

    Обзор

    Популярный обзор

    7/

    10

    Хорошая пленка с графическим материалом

    Пленка изначально приклеивает вас к сиденью. Вы чувствуете, что это интересно. Лица, выражающие личность. Хорошая фотография. Но когда вы доходите до конца, слишком много пролитой крови на экране вызывает отвращение. Это была бы хорошая картина, если бы она имела разумный монтаж.

    helpful•5

    2

    • khurshid_40
    • Oct 27, 2018

    Details

    • Release date
      • April 2, 2009 (Russia)
      • Russia
      • Official сайт
      • Официальный сайт (Россия)
      • Русский
      • Украинский
      • Польский
    • Также известный как
      • 0006
    • Filming locations
      • Isle of Khortitsa, Dnieper River, Ukraine
    • Production company
      • ARK-Film
    • See more company credits at IMDbPro

    Box office

    Technical specs

    • 2 часа 11 минут

    Новости по теме

    Внесите свой вклад в эту страницу

    Предложите отредактировать или добавить отсутствующий контент

    Top Gap

    Под каким именем Тарас Бульба (2009) был официально выпущен в Канаде на английском языке?

    Ответить

    Тарас Бульба Учебное пособие: Анализ

    Лучшее резюме в формате PDF, темы и цитаты. Больше книг, чем SparkNotes.

    Эти заметки были предоставлены членами сообщества GradeSaver. Мы благодарны за их вклад и призываем вас внести свой собственный вклад.

    Автор Анастасия Мельник и другие люди, пожелавшие остаться неизвестными

    Тарас Бульба безусловно одно из лучших исторических произведений 19 века. ТарасБульба — это повесть о Гоголе, и это многоплановая историческая повесть с большим количеством действующих лиц. Она была написана в 1835 году.

    В центре повествования — судьбы казачьего полковника Тараса Бульбы и двух его сыновей Андрея и Остапа. Гоголь с восхищением и теплотой описывает жизнь казаков Запорожской Сечи. В описании жизни на Запорожской Сечи Гоголь прекрасно соединил историческую достоверность и высокий лирический пафос. Благодаря этому приему удалось достичь главной особенности произведения, одновременного реализма и поэтичности.

    Начало истории сильное, позитивное и с большим размахом. Действие происходит на Украине во время борьбы украинского народа (казаков) с иноземными захватчиками (польской шляхтой). Главный герой Тарас Бульба увозит своих сыновей на Запорожскую Сечь. Он хочет, чтобы они стали настоящими мужчинами, нюхали порох и поумнели. Писатель видит в Запорожской Сечи кузницу властных и сильных характеров, настоящих воинов, истинных завоевателей. Поэтому в повести много подробных и поэтичных описаний не только Сечи, но и всего казачьего быта.

    Остап — старший сын, Андрей — младший. По прибытии в лагерь они почти сразу погружаются в водоворот событий. Они идут воевать за Украину с отцом и другими казаками. Войска Запорожской Сечи хуже польских своими размерами и вооружением. Но казакам было не до того, чтобы сдаваться, вот они и дрались. В рассказе много частных и поэтических описаний боев, особенно ярко описана битва под Дубной.

    Старший сын Остап – продолжатель дела отца. Гоголь придал ему героические черты. А вот Андрей наоборот, очень покладистое и доброе существо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *