Времен ссср: Мода времен СССР (1917-1959 год)

Мода времен СССР (1917-1959 год)

У каждого класса свое понятье, особые обычаи, особое платье.
(В. Маяковский)


1917-1920: «Долой меха, да здравствует гимнастерка!»

Главный комитет швейной промышленности строго следил за тем, чтобы верхняя одежда строителей коммунизма не имела лишних деталей и не была слишком узкой, ведь чем свободнее куртка, тем легче работать.

После событий 1917 года из гардеробов российских барышень пропали роскошные соболиные шубки и муфты, аристократичные пальто с золотой вышивкой и расписные павлопосадские платки — в общем, все то, что приводило в восторг заезжих иностранцев. «Революция — дело тех, кто суров духом. А те, кто суров духом, не должны думать о материальных вещах», — провозгласили строители светлого будущего. Главным требованием к верхней одежде стало удобство. На смену частным ателье пришли швейные фабрики, нежные меха и кружева уступили место вещам из солдатского сукна и грубой шерсти.

Чтобы подчеркнуть свое равноправие, молодые мужчины и женщины ходили в одинаковых солдатских гимнастерках, темно-зеленых «юнгштурмовках» и парусиновых куртках. Культовой одеждой нового строя стала «комиссарская» кожанка вкупе с фуражкой или завязанной на затылке красной косынкой. Позже исследователи моды не раз задавались вопросом: «Откуда в стране, недавно пережившей разруху и революцию, взялось так много добротных кожаных курток?» Оказалось, это была униформа авиационных батальонов, пошитая в огромном количестве еще во времена Первой мировой войны и найденная революционерами на царских складах.

За пару месяцев до Октябрьской революции


Через пару месяцев после нее


1921-1928 год: «НЭП — время Нового Элегантного Пальто»

С разрешением на частное предпринимательство, в СССР хлынул поток иностранных журналов, из которых советские граждане узнали, что в Европе в моде тоже тот же унисекс, что и у них, правда, проявляется он не в однообразии суконных курток, а в многообразии твидовых пиджаков и габардиновых тренчей. Элегантность заграничных вещей вскружила головы не только юным комсомолкам, но и солидным дамам — женщины бросились перешивать старые плащи и штурмовки на новый лад. За недостатком нужных материалов, на воротники нередко шел мех… кошки.

Франция. 1923 год


1923 год, СССР. Наши модницы стараются не отставать от заграничных подруг

Буржуа же и вовсе, облегченно вздохнув, вновь облачилась в любимые шубки, коверкоты, бриллианты и шляпы-котелки. Самые обеспеченные дамы выписывали себе готовые туалеты прямо из Франции, остальные шили на заказ в «Мезон де люкс» на Петровке или самостоятельно — швейная машинка была практически в каждом доме. Настроение тех лет в Советском союзе можно охарактеризовать одним словом — «дорвались».

Образец стиля того времени: поэт Владимир Маяковский и актриса Любовь Орлова


30-е годы: «Все идет по плану»

Праздник непослушания закончился в 1928 году: НЭП свернули, страну накрыл железный занавес. Французский Vogue больше не появляется на прикроватных тумбочках совдеповских модниц, а женщина, часто меняющая наряды тут же привлекает внимание партийных органов: «Много наряжается? Значит, мало работает!» Элегантный полушубок или с трудом добытая меховая горжетка могли стоить карьеры, а то и свободы. Идеологически выдержанным считалось шерстяное пальто с широкими плечами и крупными накладными карманами, которое полагалось бережно хранить и носить десятилетиями. Допустимым украшательством могла быть баска или каракулевый воротник. На текстильных заводах план на штамповку подобной верхней одежды был расписан на пять лет вперед.

Актуальные фасоны женского и мужского пальто от отечественного журнал «Модели сезона»


Для пошива пиджаков и легких летних курток советская промышленность предлагала порой и такие чудные ткани как креп «индустрия» (слева) и саржа «пионеры» (справа)

Интересно, что модный террор не распространялся на самих партийных руководителей (хотя им настоятельно рекомендовали не дразнить народ купленными за валюту нарядами), так в шифоньере народного комиссара НКВД Генриха Ягоды хранилось двадцать одно заграничное пальто отменного качества.

В самом конце 30-х годов, когда к СССР присоединились прибалтийские страны и Западная Белоруссия, модная жизнь в Союзе немного встрепенулась: из Риги, называемой «маленьким Парижем», стали завозить в Ленинград журналы с европейскими выкройками и фотографиями западных кинодив, а из Таллинна — новые фасоны верхней одежды. Признаком стиля и достатка считается длинное пальто из шерсти «бостон» или «фуле» с рукавом реглан и отороченные мехом сапоги и шапки.

Первая половина 40-х годов

Не до нарядов — война на дворе.

Девичья улыбка — единственное украшение в годы ВОВ


Вторая половина 40-х: «Трофейная мода»

Символами красивой жизни становятся вещи из солдатских вещмешков: трофейные меха, немецкие кожаные перчатки, польские шляпки. Уставшие от военных будней, серых телогреек и овчинных тулупов женщины не жалеют денег на дорогие наряды, особой популярностью пользуются меховые изделия.

Те, кто побогаче, приобретают в комиссионках «престижного» котика и каракуль, средний класс довольствуется кроличьими шубами и беличьими воротниками.

Наряды, привезенные советскими воинами из Германии в подарок женам и матерям

У мужчин в моде стиль милитари и создаваемый им образ победителя, сурового защитника Родины: погоны, двубортные кожаные пальто, широкие отложные воротники и плотные тренчкоты.

Слева направо: писатели Алексей Толстой, Константин Симонов, Илья Эренбург и чекист Дмитрий Кудрявцев


50-е: «Эпоха перелома»

Вначале 50-х в Советском Союзе вновь вводятся строгие стандарты пошива верхней одежды, исключительно по отечественным лекалам («Нечего перед Западом преклоняться!»). Приветствуются только максимально простые по крою и недорогие костюмы.

В магазине. Обратите внимание, насколько скучны и однообразны пальто стоящих в очереди женщин

А вот среди молодежи, благодаря кино и иностранной литературе уже почувствовавшей пикантный вкус заграничной жизни, зарождается новая субкультура — стиляги. Сначала их вызывающе броские вещи, купленные у фарцовщиков, вызывают осуждение, а после VI Всемирного фестиваля студентов, прошедшего в Москве летом 1957 года — подражание и восхищение. Оказалось, для европейской молодежи клетчатые стиляжьи пальто и пиджаки, темные очки и пышные юбки, дразнящее выглядывающее из-под разноцветных нейлоновых плащей вовсе не китч, а вполне обычная одежда.

Верхней одежда стиляг хорошо известна историкам моды, прежде всего по многочисленным карикатурам журнала «Крокодил»


Модники второй половины 50-х годов

Второе событие, ставшее переломным для моды СССР — приезд в Москву в 1959 году легендарного Ив Сен-Лорана с дюжиной манекенщиц и сотней комплектов одежды.

Проведя десяток показов для жен послов, партийных бонз и крупных чиновников, он неожиданно отправляет своих моделей с подиума на прогулку по Москве, чтобы простые граждане тоже смогли познакомиться с новинками европейской моды. Так в СССР зарождается стиль New Look: пальто удлиняются и украшаются рукавами-кимоно, талия непременно подчеркивается поясом, а сам силуэт становится более мягким и наконец-то по настоящему женственным.

Французские манекенщицы на Красной площади

О том, как развивалась советская мода дальше, читайте в материале «Верхняя одежда в СССР (1960-1991)»

Ульяновск времен СССР. В фото, предположениях и выводах

Тег audio не поддерживается вашим браузером.

Союз Советских Социалистических Республик 100 лет назад явился миру… Это событие оказалось небывалого политического и метафизического масштабов, подобное прорыву человечества в космос духа. По зову миллионов сердец вокруг исторической Руси в единое государство слились народы разных культур и исповеданий.

Это был великий шаг к новому миру, в котором стала твориться новая, по-настоящему человеческая, реальность бытия. И эта реальность родила великую и прекрасную песню, которую услышали поэт В. Лебедев-Кумач и композитор И. Дунаевский. Вслушайтесь:

Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек!
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.

Над страной весенний ветер веет,
С каждым днем все радостнее жить.
И никто на свете не умеет
Лучше нас смеяться и любить…

Да, именно так – молодым везде была открыта дорога, вложившим свой труд людям оказывались и уважение, и почет. Гордое слово «товарищ» было не только обращением, но и выражало суть товарищеского образа жизни, основанного на осознанно совместном и радостном созидательном труде, взаимном уважении и взаимопомощи. Широкие формы социальной поддержки и постоянное улучшение уровня жизни всех категорий населения рождали оптимизм и веру в завтрашний день…

Впрочем, остановимся в перечислении достоинств и успехов страны, ушедшей в историю. Гораздо правильнее сегодня будет обратиться к причинам его возникновения и последующего разрушения. Конечно же, к объединению людей и народов привели их вековая устремленность к красоте созидания и осуществлению мечты о том заветном благе, которое, пусть в отличающихся в формах, воплотилось в образы царствия небесного на Земле. А именно к этому звала и идея коммунизма, которая приобрела в России и СССР [несмотря на официальный атеизм!] в определенном смысле политико-религиозную форму. Торжество правды, всеобщей любви, справедливости, совместного труда, взаимоподдержки и милосердия, семейного достатка и свободной реализации человеческой природы – этого и хотели граждане новой страны.

Мечты, тайные помыслы миллионов трудящихся СССР о царстве справедливости и добра, которого они ждали веками и о котором молились, стали осуществляться. Впервые в мире человек перестал быть рабом станков и капиталов, стал свободным от эксплуатации и социального неравенства. Землю реально получили крестьяне, заводы и фабрики – рабочие, был введён восьмичасовой рабочий день. Совместный труд, коллективизм, взаимоподдержка, прочно укорененные в исторической России и русской культуре, успешно развивались во всех регионах страны. Вся политика советского государства и его руководства в 1930–1950-е годы и даже в последующие полтора-два десятилетия была воздухом, которым дышало и действовало подавляющее большинство народа страны. И главной определяющей причиной этого было то, что люди оценивали разумом и чувствовали сердцем, что их родная страна успешно развивается, и делается это всё в интересах их, этого самого большинства.

Постоянно улучшались условия и возможности для личностного роста каждого (!) человека. Было упразднено социальное неравенство, человек реально чувствовал свою значимость и востребованность, а через широкое приобщение к знаниям, богатствам культуры и очеловеченный формат отношений между людьми совершил невиданный прорыв в экономическом, культурном и научно-техническом развитии. Тысячи и миллионы выходцев из всех слоев советского общества становились признанными специалистами в промышленности, сельском хозяйстве, науке, образовании и культуре; рабоче-крестьянскими учёными и генералами. Люди поверили в страну и потому с открытой душой пели: «Широка страна моя родная…» Это был фантастический прорыв к реальному гуманизму, первый шаг к тому самому идеальному обществу, о котором во все века грезили люди во всём мире, а на Руси особенно.

И нельзя не сказать о том, что это был и подвиг русского народа, ставшего реальным ядром народа советского, органично принявшего в себя всё обилие российских этносов и социальных групп. Несколько поколений советских людей смогли на собственном реальном опыте ощутить достоинства нового социального строя, определяющая суть которого заключалась в самой сокровенной русской мечте о социальной справедливости. Это был фантастический прорыв к новому качеству нашей великой страны, занявшей второе место в мировом табеле рангов, к принципиально новому мироустройству. Семь десятилетий мощнейшая советская держава играла ведущую роль в мировой политике и экономике, служила определяющим фактором сохранения мира на планете.

Да, советский опыт не был во всём идеальным и успешным, но при оценке любого явления нужно уметь видеть главное. А определяющим в Советском Союзе было то, что целые поколения вдохновлённых великими целями, подвигами лучших представителей страны совершили, по сути, немыслимое: от сохи привели экономику страны к освоению космоса, смогли разгромить фашизм, воспитали молодёжь, которая абсолютно искренне гордилась страной и мечтала о подвигах, создали общество, в котором люди не боялись жить, были уверены в завтрашнем дне и думали, мечтали о новых открытиях и космосе, о том, в какие сроки будут осуществлены новые великие свершения. В лучших своих проявлениях советский коллектив достигал уровня соборности, то есть естественного и добровольного соединения единства и свободы на основе общих духовных ценностей и подлинного товарищества.

Наверное, современной молодёжи трудно представить себе, но в те яркие годы в стране практически не было нытиков. В душах подавляющего большинства горел яркий огонь веры в себя и в свою страну. И эти оптимистические умонастроения помогали и старым, и молодым смотреть на неизбежные проблемы и трудности жизни как на обычные препятствия, которые нужно и можно преодолевать. И они преодолевали.

В сознании советского человека возник удивительный феномен, когда наша огромная страна и ее проблемы и задачи стали восприниматься и его личным делом. От Владивостока и до Калининграда все было нашим общим домом. Не было охранников в школах и магазинах, но работали пионерские лагеря и профсоюзные санатории. Сам воздух, которым дышали люди, был напитан доброжелательностью, романтикой созидания и молодой энергией, внутренним ощущением полёта своей личной судьбы к лучшему будущему. Светлые мечты людей сливались с мощью их уверенности в справедливости своего пути и необоримой мощи родного Отечества. Они всегда могли получить и получали в трудные периоды своей жизни искреннюю и конкретную помощь как от товарищей и коллег по труду, так и от государства. Народ был готов перейти, вступить в новое качество бытия…

Но не случилось. СССР был разрушен. Что же стало причиной? При всей неоспоримой экономической и военной мощи Советского Союза в его руководящем ядре с середины 1950-х годов стали исподволь проявлять себя ряд ошибок и тенденций, которые стали нести в себе разрушительные для страны процессы. И тут вполне уместно будет вспомнить, что ещё в 1921 году В.И. Ленин ясно и чётко назвал трёх главных внутренних врагов советской власти: коммунистическое чванство, безграмотность и взятку, которые могут подорвать основы нового строя. Сыграли свою роль и руководители, которые вместо общенародных интересов в своей деятельности ставили на первое место не только откровенно корыстные, но и глубоко скрытые политические предпочтения. В дальнейшем эти люди весьма негативно проявили себя в последний период существования СССР.

Ключевым моментом в переломе судьбы советского государства стали ХХ и ХХII съезды КПСС, на которых курс развития страны был фатально искажен. Если Сталину удалось добиться удивительного единения народа, его веры в свои силы, создать великий задел новой цивилизации будущего, то в принятой ХХII съездом программе партии акцент был сделан не на духовное развитие человека, а на удовлетворение его растущих материальных потребностей. Вроде и это хорошо, жизнь должна улучшаться. Но в духовной сфере все активнее стали звучать призывы догнать и перегнать Запад, потоком хлынула заточенная на индивидуализм и пошлость культура.

От прямого народовластия и реальной подконтрольности органов управления со стороны избирателей всё больше стали переходить к методам административным. Если в первые годы советской власти трудовые коллективы, Советы были пропитаны духом рабочей артели, крестьянской общины, активно происходила их советская трансформация в органы, где на деле властвовал дух народной практической сметки, рациональности и соборной мудрости, то фактическое отдаление членов трудовых коллективов, депутатов от участия в принятии конкретных решений стало негативно сказываться на результатах труда. Форма стала доминировать над содержанием. Энтузиазм людей оказался перенаправленным к потребительскому стилю жизни, который получил тогда хлёсткое название – мещанство… С неизбежностью у людей начало истончаться ощущение своей востребованности к участию в делах общества, а вместе с ней уходила и личная ответственность за страну, что к концу 1980-х и сыграло свою роковую роль.

В 1980-х годах произошёл роковой сбой – люди реально ощутили разрыв между словом и делом руководителей страны. На этой почве в обществе стали произрастать скептицизм, критиканство по отношению к советской действительности, а в крайних случаях – диссидентство. Сыграло свою роль и то, что на полях сражений Великой Отечественной войны остались миллионы советских людей, имевших твёрдую идейную закалку и суровый жизненный опыт предыдущего времени. Их смелости и принципиальности очень не хватало стране в послевоенные десятилетия.

Серьезной бедой для советской страны стало и оттеснение на периферию общественного пространства таких жизненно важных для людей вопросов, как религиозное просвещение и исповедание. Известно, что в революционные годы религиозные структуры оказались ограничены в своих правах прежде всего по той причине, что значительная часть священства выступала против Советской власти. С течением времени ситуация изменилась, однако ограничения оставались, и это мешало многим поколениям формировать для себя полноценную картину мира, которая может возникнуть только на стыке знаний научных и философско-сакральных. И это влекло за собой к пренебрежению многих духовными ценностями и росту в обществе потребительских настроений, ориентации на рекламируемые и явно завышенные стандарты потребления. Молодёжь втягивалась в освоение западной культуры, которая приобретала более высокую ценность, чем традиционная отечественная культура. Вместо стремления к развитию космоса своего духа стало престижнее обладать вещами, лучше престижными. Вечно недовольные обыватели стали обыденностью. Горизонт мечты критически сужался.

В принципе, общество не дремало. Уже с начала 1980-х годов всё громче стали звучать голоса общественности об опасности снижения духовных потребностей людей. Проводились социологические опросы, велись дискуссии в средствах массовой информации, на собраниях призывали к «социалистической сознательности», но реальных действенных мер по изменению ситуации не следовало. Победить эту «болезнь» так и не удалось. Партия явно утрачивала боевой дух в отстаивании безусловных ценностей социализма, всё больше в её деятельности становилось самоуспокоенности и даже политической слепоты. КПСС не смогла перестроить свою работу и сделать её адекватной новой ситуации.

Да и сам Советский Союз к восьмидесятым годам, конечно, не был идеальным обществом. Поэтому развёрнутая «доброжелателями» шквальная атака на отечественную историю и современные реалии страны очень эффективно стала влиять на сознание людей, побуждая их, с одной стороны, к недоверию государству и правящей партии. В итоге в сознании миллионов произошла подмена смыслов и целей существования государства. Тогда же часть партийных бонз уверовала в свою исключительность и начала жить по двойным стандартам. Самые двоедушные и продвинутые из них как раз и стали «прорабами перестройки» в 1990-х и из парткомов мигом перепрыгнули в кресла банкиров и олигархов. Имена этих «героев» знают сегодня все.

Обезволенное общество без духовной составляющей – очень рыхлая конструкция. Видя это, коллективный Запад в стороне не стоял. И нашёл слабые места. Против Советского Союза была развёрнута многовекторная информационно-психологическая и психоисторическая война. Их усилия по формированию агентуры влияния, запуску в информационное пространство СССР социальных вирусов скептицизма и зависти к соблазнительному образу «западных витрин», злонамеренно искажённых фактов истории методично и упорно усиливали механизмы дестабилизации советского общества. «В послесталинские годы, – заметил выдающийся русский социолог А. А. Зиновьев, – Запад начал оказывать огромное влияние на идеологическое состояние советского общества, причем влияние именно тлетворное, деморализующее, ослабляющее советское общество изнутри».

Не лучшими методами борьбы против западной идеологии оказались и гонения на диссидентов, глушение передач западных радиостанций. А вот пойти на прямой разговор с народом и внятно объяснить ему ошибки XXII съезда, причины возникших в стране трудностей и пересмотреть не оправдавшие себя формы и методы руководства страной руководство страны не решилось.

И тут пришёл сладкоречивый и коварный Горби… Началась «перестройка», которая внешне, особенно поначалу, вызвала у народа поддержку: кто же не хотел роста эффективности, совершенствования социализма, даже призывы к расширению демократии не вызывали возражений. Но реальность становилась все хуже. Мутным зловонием лжи стало нести от зарубежных и многих отечественных СМИ. День ото дня на головы народа вываливали «новости» про «ждановскую жидкость», «злодеяния» Сталина, «коварный пакт Молотова – Риббентропа», и все это щедро обкладывалось соблазнительным гарниром из публикаций, расхваливающих «благословенный и цивилизованный запад», а народу внушалось, что мы все такие отсталые, нецивилизованные. .. Внедрённые в информационное пространство фейковые кумиры, картинки отлакированного «западного праздника жизни» не спеша, но настырно разъедали умы тех, кому не терпелось прильнуть к «цивилизации». А тут еще лукавые сказочники завели песни про «прелести рынка» и нашу «кровавую» историю, как черти из табакерки, выскочили торговцы ваучерами и МММ-ками, откровенные враги запустили разрушительные мемы-вирусы «совок», «сталинизм», «гулаг», «империя зла».

Кроме наглого промывания мозгов, «преимуществами демократии и свободы» появлялись аргументы и покруче: в жизнь ворвались перебои с необходимыми товарами, на наших глазах секретари горкомов, директора госпредприятий вмиг превращались в бессердечных и жадных олигархов, а офицеры милиции оказывались главарями преступных группировок. Из небытия, как черти из табакерки, прорезались чубайсы, ходорковские, березовские… Массовые пораженческие настроения неизбежно стали причиной того, что великая страна оказалась поверженной. Помешать этому, к сожалению, не смогли даже многие из тех, кто ясно понимали гибельность этого пути, но передать это понимание даже своим детям и внукам не смогли. А мощным катализатором развала советского государства стало подлое предательство интересов народа верхушкой его руководства. При этом ни один из имевшихся в СССР «предохранителей» не сработал. Россия потеряла не только статус сверхдержавы, но и утратила значительную часть своей территории, вернувшись к своим границам примерно XVII века.

30 декабря 2022 года исполнилось100 лет со времени образования СССР. Да, он ушел в историю, но большинство людей в России и очень многие в самых различных уголках Земли вспоминают эту замечательную страну с уважением. Советский Союз не был идеальным государством, но он был прорывом к новому качеству человеческого бытия. Можно, конечно, осуждать революционеров, как кто-то считает, за «ненужный» прорыв к новому общественному устройству, но опыт, особенно раннего СССР, убедительно показал, что жизнь человека реально не только улучшалась материально, но наполнялась духовным содержанием, он сердцем и душой ощущал себя не игрушкой в чьих-то руках, а созидателем и творцом, смотрел в небо. Выдающийся философ и социолог Александр Зиновьев считал советский период вершиной российской истории. Ему по-своему вторит американский политик и русофоб Генри Киссинджер: «Есть полная уверенность, что этот путь будет востребован человечеством! «У нас был только секс, а у них была любовь. У нас были только деньги, а у них была искренняя человеческая благодарность. И так во всём. Меня сложно назвать поклонником социализма, я западный человек с западным мышлением, но я считаю, что в Советском Союзе действительно рождался новый человек, можно сказать — homo soveticus. Этот человек был на ступень выше нас, и мне жаль, что мы разрушили этот заповедник. Возможно, это наше величайшее преступление».

А известный российский историк И. Фроянов коротко, но весомо сделал важный вывод:

«Я не исключаю возможности возврата к объединениям типа СССР в разных регионах планеты».

Что ж, наша Россия живет и борется. Проблем, недоброжелателей и угроз много. Но нет сомнений, что страна преодолеет все препятствия и продолжит свое движение в будущее, сохранив и развив лучшие традиции и опыт российского народа, в том числе и достижения Советского Союза.

В. Егоров

 

75% россиян считают, что Советский Союз был величайшим временем в истории страны – опрос

С годами россияне выражали все более положительное мнение о Советском Союзе, испытывая ностальгию по СССР и одобряя рекорды, достигнутые Сталиным за последний год или около того. Андрей Никеричев / Агентство новостей «Москва»

Согласно опросу, опубликованному во вторник независимым социологическим центром «Левада-центр», трое из четырех россиян считают советскую эпоху лучшим периодом в истории своей страны.

С годами россияне выражали все более положительное мнение о Советском Союзе, ностальгируя по СССР и одобряя рекорды Сталина за последний год или около того.

Только 18% российских респондентов заявили, что не согласны с идеей о том, что Советский Союз был лучшим временем в истории их страны, сообщает Левада.

Несмотря на это, только 28% респондентов заявили, что хотели бы «вернуться на путь, по которому шел Советский Союз». 58 заявили, что поддерживают «свой, особый путь» России, а 10% заявили, что предпочитают европейский путь развития.

На вопрос о том, что у них ассоциируется с советской эпохой, 16% респондентов указали на «стабильность и уверенность в будущем», а 15% ответили, что ассоциируют это с «хорошей жизнью в стране». 11% заявили, что связывают советскую эпоху с личными воспоминаниями из детства или юности.

Лишь небольшая часть опрошенных заявила, что у них негативные ассоциации с Советским Союзом. Экономический дефицит, длинные очереди и талоны назвали по 4% респондентов, а железный занавес, экономический застой и политические репрессии — по 1%, сообщает Левада-центр.

Социолог «Левады» Карина Пипия рассказала ежедневной деловой газете «Ведомости», что, хотя россияне склонны воспринимать советскую эпоху в основном в положительном свете, их личные воспоминания о том времени в значительной степени были заменены общим образом социальной стабильности, уверенности в завтрашнем дне и хорошая жизнь в то время.

По словам Пипии, ностальгия по Советскому Союзу больше распространена среди старшего поколения, но она существует и среди молодежи. Так называемая романтизация советского прошлого не обязательно означает желание вернуть советский строй, цитируют «Ведомости» Пипию.

Андрей Колесников, старший научный сотрудник московского аналитического центра Карнеги-центра, заявил «Ведомостям», что результаты опроса отражают отношение населения к нынешней российской действительности.

«Советскую эпоху можно рассматривать не как время высоких стандартов жизни, а как время справедливости. Сегодняшний государственный капитализм рассматривается как несправедливый: несправедливость в распределении, доступе к товарам и инфраструктуре. И это чувство крепнет», — цитируют Колесникова «Ведомости».

Подробнее о: Левада Центр , Голосование , Советский Союз

Назад в СССР: искусство советских очередей

Очереди — это естественное явление во многих странах мира, но была одна страна, где очереди были важной частью жизни. Этой страны больше нет даже на карте — ее имя Советский Союз .

В СССР стоять в очереди было не только способом что-то получить. Это был почти спорт, деятельность сама по себе .

Очереди были достаточным поводом для общения, обмена новостями, сплетен и времяпрепровождения.

Вы когда-нибудь жаловались на то, как долго вам приходилось ждать? Давайте вернемся на несколько десятилетий назад и посмотрим, не все ли у вас так плохо, как вы думаете.

Краткая история советских очередей за хлебом

Нельзя говорить о советских очередях, не говоря об очередях за хлебом.

Слово «очередь за хлебом» само по себе стало почти синонимом коммунизма. Советская экономика была, по выражению Питера Гатрелла, «экономикой абсолютного дефицита».

На самом деле даже Октябрьская революция 1917 года была отчасти вызвана нехваткой хлеба. Последующая Гражданская война не улучшила ситуацию, и в 1920 году производство зерна составляло лишь 60% от довоенного уровня.

Неспособность обеспечить население хлебом, использовать сельскохозяйственный потенциал страны и разработать разумную политику распределения привела к нескольким голодоморам в первой половине 20-го века. Самый печально известный, Поволжский Голод, унесший жизни пяти миллионов человек.

Этот дефицит распространился и на другие продукты.

В послесталинскую эпоху предпринимались усилия по улучшению жизни граждан за счет повышения заработной платы и массового производства товаров первой необходимости (мыло, обувь, одежда и т. д.). Несмотря на все это, очередь оставалась центральной частью жизни в СССР .

Дефицит продовольствия и товаров народного потребления не прекращался на протяжении всего существования Советского Союза. Именно отказ Горбачева изменить государственную ценовую политику усугубил дефицит.

Можно спорить, что именно привело к окончательному распаду СССР в 1991 году, но самоочевидно, что нехватка стала явным признаком деградации плановой экономики.

А пытался ли СССР бороться с растущими очередями и неудовлетворительным качеством обслуживания клиентов? Есть, но не совсем эффективно.

В сводках НКВД упоминаются многотысячные очереди в городских магазинах в конце 30-х — начале 40-х годов. Вместо того, чтобы попытаться исправить ситуацию, правоохранительные органы пошли своим путем.

В 1940 году очереди были практически вне закона: внутри магазина в его рабочее время могла быть очередь, но очереди вне магазина карались штрафами .

Излишне говорить, что это был не более чем способ лечения симптомов, а не лечения явного заболевания системы.

Очереди и жизнь в СССР

Но остается вопрос, откуда взялись очереди в СССР ?

Естественно, очереди образуются всякий раз, когда количество людей, ищущих продукт или услугу, превышает количество доступных продуктов или поставщиков услуг.

Знакомая всем в наши современные капиталистические времена ситуация была сильно усугублена плановой экономикой советского образца. Большая часть советской продукции — за исключением военной техники — производилась в недостаточном количестве.

Как бы люди ни ностальгировали по якобы превосходному качеству продукции СССР, большинство советских товаров были далеко не первоклассными .

А причина? Нет свободного рынка и нет коммерческой конкуренции.

Это означает, что независимо от качества, продукты в любом случае будут срываться с полок.

Проще говоря, у производителей не было стимула делать лучше .

В условиях закрытой экономики покупатель имеет не только ограниченный выбор, но и ограниченные права.

От очередей за хлебом к очередям за мясом: нехватка продуктов в СССР

Советская практика очередей превратила принцип «первым пришел, первым обслужен» в принцип социал-дарвинизма.

Первые несколько человек в очереди за мясом могли получить лучшие куски. Остальные люди, ожидающие в очереди, могли получить только кости и кожу с меньшим содержанием мяса.

Тот же дарвинистский принцип распространялся не только на магазины, но и на всю страну. Магазины в Москве были лучше снабжены мясом и другими товарами и, таким образом, привлекали провинциальных покупателей издалека за 100 миль.

Этот «мясной туризм» стал предметом знаменитой советской шутки-загадки:

«Что это такое зеленое, длинное и пахнет колбасой? Трамвай из Москвы.

В 1990 году Михаил Горбачев, первый и последний президент Советского Союза, и Джордж Буш-старший подписали торговое соглашение, направленное на экспорт в СССР замороженных куриных ножек американского производства. Качество этих куриных ножек было неслыханным по сравнению с существующими стандартами и особенно во времена дефицита продовольствия.

Эти куриные ножки быстро прозвали «ножки Буша».

Советские очереди были не только из-за хлеба и мяса. Люди выстраивались в очередь за экзотическими, редкими продуктами, такими как бананы, мандарины, арбузы и дыни. Почти любой фрукт, кроме яблока, был в дефиците.

В 1980-х стали дефицитом кофе и икра. Несмотря на торговые соглашения Варшавского договора в рамках коммунистического блока, Советский Союз и страны, граничащие с СССР, не могли эффективно закрыть разрыв в поставках друг друга.

Розничная торговля в СССР была неэффективной, если не сказать почти отсутствовала. Как это было организовано, покупатели должны были стоять в отдельных очередях за конкретными продуктами — мясом, молочными продуктами, овощами и т. д. — а затем ждать в другой, общей очереди на кассе.

За чем люди стояли в очереди в СССР

Несмотря на то, что советская пропаганда хотела бы, чтобы вы поверили, большинство потребительских товаров были в дефиците. Это касается не только мяса и консервов, но и одежды, обуви и книг.

Да, книг .

СССР похлопал себя по плечу как «самая начитанная страна в мире». Исследование 1966 года показало, что советские граждане тратили примерно 11 часов в неделю на чтение книг.

Это легко объяснить отсутствием других видов развлечений: отсутствие иностранных фильмов, ограниченное количество телеканалов, лишь изредка детские мультфильмы и т. д.

Как это ни парадоксально, приобретение новых книг само по себе было приключением. В 1974 году они представили новый способ покупки материалов для чтения.

Вы можете обменять 20 кг бумаги (из старых газет и журналов) на специальный купон. Затем вам нужно было использовать этот купон в книжном магазине или на книжной ярмарке, чтобы получить то, что вы хотите.

Этот процесс также включал немало очередей и ожидания.

Отсутствие других товаров народного потребления связано с отсутствием конкуренции в отрасли. Если в западном мире спрос на большинство деталей диктует предложение, то в СССР было наоборот.

Начальство решило, сколько пар обуви или других товаров нужно произвести. Многие предметы одежды оказались «ограниченным тиражом».

Удачи в поиске обуви, которая не только подходит, но и хорошо на вас смотрится!

Имея все это в виду, люди нередко присоединялись к очереди, которая, как они видели, выстраивалась на улице.

Очередь означала, что в магазине появились новые товары, которые стоят вашего времени.

Вот история того, через что пришлось пройти среднестатистическому советскому гражданину, чтобы купить простые кроссовки:

Весна 1987 г. В Мурманск отправлены импортные тренажеры. К сожалению, я узнал об этом слишком поздно, на второй день. Мне досталось место в очереди, где-то в седьмой сотне. Я ходил дважды, чтобы подтвердить свое имя в списке. После дня стояния в очереди я продвинулся вперед примерно на 300 мест. В итоге я остался без тренажеров.

В общем, нехватка продовольствия в Советском Союзе в 1980-е — это то, что люди вспоминают, когда говорят об очередях и нехватке.

Тем не менее, люди иногда могли получить в свои руки качественные товары из-за железного занавеса (при условии, что они знали нужных людей).

Джинсовая одежда иностранного производства была редкостью, но все равно пользовалась популярностью не только у молодежи, но и у взрослых.

Советский потребитель был готов расстаться и с большими деньгами: нередко можно было купить пару американских джинсов почти за месячную зарплату.

Даже алкоголь, потребление которого при советской власти достигло невиданных высот, страдал от недостатка предложения.

Дешевое и доступное советское игристое вино, называвшееся просто «Советское шампанское», было бледной имитацией настоящего игристого напитка.

Но за неимением альтернатив человек не знал и не мог знать ничего лучшего .

Когда Горбачев предпринял радикальный шаг по введению сухого закона в СССР (т.н. Сухой закон), нехватка алкоголя обострилась.

Уже ограниченная доступность в сочетании с ограниченным временем для покупки и завышенными ценами была непопулярным решением, которое еще больше навредило имиджу Горбачева.

(Не говоря уже о том, что это обошлось экономике в несколько миллиардов советских рублей.)

Милиметровые очереди в течение пятичасового окна возможностей для покупок стали нормой.

Дефицит туалетной бумаги в Советском Союзе

Даже туалетная бумага не избежала удара советских очередей.

Следует отметить, что вначале туалетная бумага не была так широко распространена. Вместо этого люди использовали бы газеты, не обращая внимания на вредное воздействие газетных чернил, содержащих большое количество свинца.

Первая фабрика туалетной бумаги в СССР была построена в 1969 году — это восемь лет с тех пор, как в космос запустили первого человека.

Как это сейчас звучит откровенно кафкиански, советская власть должна была развернуть масштабную социальную кампанию.

Туалетная бумага и ее преимущества рекламировались в газетах, журналах и даже в кинотеатрах еще до кино.

Эти усилия окупились. Несмотря на ее грубое качество, похожее на наждачную бумагу, люди полюбили туалетную бумагу.

Однако потом произошло то, что всегда происходит в закрытой экономической системе, когда продукт становится слишком популярным.

Советское планирование не успевало за спросом , что приводило к огромным очередям за туалетной бумагой в магазинах.

Покупатели брали по дюжине рулонов туалетной бумаги, протягивали через них веревку, а затем надевали на себя этот абсурдный браслет из туалетной бумаги.

Другие виды очередей в СССР

И это только продукты и ! В дополнение к этим более коротким очередям, советские люди также должны были стоять в многолетних очередях за мебелью, автомобилями и жильем. Вам нужно было войти в список

Если человек пропустил свою очередь, никто не подумает дважды напомнить ему.

Несмотря на всю антикапиталистическую пропаганду, именно Советский Союз был настоящим миром собачьей еды.

Большой любитель пошутить над Советским Союзом Рональд Рейган однажды рассказал такую ​​сказку:

Свою машину ждать 10 лет, а деньги надо вложить заранее. Один человек положил деньги, а начальник говорит ему: «Приходи через 10 лет и возьми свою машину».

Мужчина спрашивает: «Утро или день?»

«Через десять лет какая разница?»

Мужчина отвечает: «Ну, сантехник утром придет».

Очередь в первый Макдональдс в СССР

Была одна советская очередь, которая попала в заголовки газет всего мира.

Возможно, вы даже видели фотографии — открытие первого ресторана быстрого питания McDonald’s в Москве.

McDonald’s обсуждает идею открытия ресторана с советскими чиновниками с 1976. В 1988 году они, наконец, получили разрешение, и начались строительные работы

Через год в этот проект было вложено более 50 миллионов долларов США со специальным заводом по производству фирменных ингредиентов.

На вакансию кассира подали заявки более 35 000 человек. В то время московский ресторан установил рекорд и стал самым большим McDonald’s в мире с 700 посадочными местами внутри и 200 снаружи и почти 30 кассовыми аппаратами.

600 кассиров были отобраны из более чем 35 000 претендентов.

Первый советский ресторан McDonald’s открылся на Пушкинской площади в Москве 31 января 1990 года. Изначально компания планировала, что на открытие ресторана придет 1000 человек.

Они ошиблись на несколько тысяч.

В часы работы более 5000 человек выстроились в очередь, чтобы попробовать свои первые бургеры.

За день запуска московский McDonald’s установил очередной рекорд, обслужив более 30 тысяч посетителей.

Предыдущий рекорд был установлен McDonald’s в Будапеште, чуть более 9 человек.000 обслуженных клиентов.

Хотя людям потребовалось более пяти часов, чтобы добраться до фронта, они не испытали ничего подобного раньше. Ожидание было частью советской жизни.

По словам фотографа Мити Кушелевича:

Это было не столько проблемой, сколько мы привыкли целыми днями стоять в очередях, чтобы получить свою месячную порцию сахара и чая.

Московский Биг Мак стоил 3,75 советских рубля и был безусловно самым дорогим бургером согласно индексу Биг Мака журнала Economist.

(Интересно, что советские люди были настолько незнакомы с бургерами, что ели их, разбирая и съедая каждый слой отдельно ножом и вилкой.)

Запуск McDonald’s в Москве сам по себе стал почти мифом. Вокруг запуска советского Макдональдса ходит много анекдотов.

Предположительно, на двери висела табличка с указанием количества гамбургеров, которое может заказать один человек. Это, конечно, противоречило менталитету советских людей, которые считали дефицит само собой разумеющимся и всегда покупали в наличии.

Другой контраст был в обслуживании клиентов. Как мы указывали выше, в СССР сервисной службы не существовало. Вот почему менеджерам пришлось обучить новых кассиров улыбаться при обслуживании.

Оказавшись внутри, мы были поражены количеством молодых кассиров за огромным прилавком, улыбающихся, двигающихся, как пчелы, разносящих одно блюдо за другим. Ничего похожего на наших толстых старух в белых халатах, сидящих перед пустыми полками, пирамидами пыльных консервов в качестве витрин.

Сейчас это может показаться нам абсурдным, но улыбка не всегда считается признаком вежливости и дружелюбия в разных культурах. Старинная русская пословица гласит: «Смех без причины — признак дурака».

Нельзя написать «СССР», не сказав «нас».

Очереди, возможно, и не были советским изобретением, но они были неотъемлемой частью жизни среднестатистического советского гражданина.

В некотором смысле очереди стали высшим символом настоящего советского равенства. Кем бы вы ни были и откуда пришли, вам приходилось стоять в одних и тех же длинных очередях за одними и теми же продуктами.

И это тем более удивительно, учитывая, как длинные очереди снова становятся частью нашей жизни. Но вместо оправданного гнева некоторые из этих очередей становятся предметом гордости .

Радость, даже.

Сколько раз вы слышали о людях, которые стоят в очереди часами, если не днями, только для того, чтобы купить iPhone на день раньше остальных? Как насчет очередей в парках развлечений Диснея?

Или знаменитая Уимблдонская очередь?

Нужно помнить, что очереди — это, в первую очередь, сбой в системе снабжения .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *