Возникновение ирана: История Ирана — История страны персов с древних времен

История Ирана

Названия страны

Ранее Иран назывался Персией, до сих пор страну так называют во многих художественных произведениях. Часто культуру Ирана называют персидской, Иранскую цивилизацию также называют персидской. Персами называют коренное население Ирана, а также народ, проживающий в странах Персидского залива, народ, проживающий близ Кавказа, Средней Азии, Афганистана, Пакистана и Северной Индии.

Официально иранское государство называется Исламская Республика Иран. Название страны «Иран» используется в настоящее время для современной цивилизации, сейчас персов называют иранцами, это народ, проживающий на территории между Каспийским морем и Персидским заливом. Иранцы проживают на этой территории в течении более двух с половиной тысяч лет.

Иранцы имеют непосредственную связь с народами, называвшими себя ариями, которые также проживали на этой территории в древние времена, они были предками индо-европейских народов Центральной Азии. На протяжении многих лет происходили нашествия на цивилизацию иранцев, и в связи с этим империя претерпевала некоторые изменения.

Из-за нашествий и войн постепенно менялся состав населения страны, государство расширялось, а народы, попадавшие в него, стихийно смешивались. На сегодняшний день перед нами предстает такая картина: в результате большого количества миграций и войн на территорию и культуру Ирана претендуют народы европейского, тюркского, арабского и кавказского происхождения.

Многие из этих народов проживают на территории современного Ирана. При чем жители Ирана предпочитают, чтобы страну называли Персией, а их – персами, чтобы указать на свое сходство и преемственность по отношению к персидской культуре. Часто население Ирана не хочет иметь ничего общего с современным политическим государством. Многие иранцы эмигрировали в Соединенные Штаты Америки и Европу, но и там они не хотят себя сопоставлять с современной Исламской Республики Иран, созданной в 1979 году.

Становление нации

Иранский народ является одним из старейших цивилизованных народов в мире. Во времена палеолита и мезолит население проживало в пещерах в горах Загрос и Эльбурс. Самые ранние цивилизации в регионе проживали предгорьях Загроса, где они развивали сельское хозяйство и животноводство, а также была создана первая городской культуры в бассейне Тигра и Евфрата.

Возникновение Ирана относят к середине I тысячелетия до нашей эры, когда Кир Великий создает Персидскую империю, существовавшую до 333 года до нашей эры. Персидская империя была завоевана Александром Македонским. В шестом веке до нашей эры Персия возвращает независимость, и Персидское царство существует уже до седьмого века нашей эры.

Страна включается в Мединский, а позже в Дамасский халифат с приходом на территорию Персии ислама. Изначальная религия зороастрийцев практически исчезает, будучи полностью подавлена исламом. Вплоть до настоящего времени в иранской истории повторяется один и тот же сюжет разворачивания событий: завоеватели иранской территории в конечном счёте сами становятся почитателями иранской культуры. Одним словом, они становятся персами.

Первым из этих завоевателей был Александр Великий, который пронесся по области и завоевал империи Ахеменидов в 330 году до н. э. Александр умер вскоре после этого, оставляя своих генералов и их потомков на этой земле. Процесс расчленения и завоевания страны завершился созданием обновленной Персидского империи.

В начале третьего века нашей эры Сасаниды объединили все территории к востоку, включая Китай и Индию, и успешно стали сотрудничать с Византийской империей. Вторыми Великими завоевателями были арабские мусульмане, пришедшие из Саудовской Аравии в в 640 году нашей эры. Они постепенно сливались с иранскими народами, и уже к 750 году произошла революция, которая подтолкнула новых завоевателей стать персами, но с вкраплениями элементов своей культуры. Так появилась империя Багдад.

Следующие завоеватели, которые пришли с волной тюркских народов на земли Ирана в одиннадцатом веке. Они установили суды в северо-восточной части Хорасан, основали несколько больших городов. Они стали покровителями персидской литературы, искусства и архитектуры.

Последовательные монгольские нашествия тринадцатого века происходили в период относительной нестабильности, которая длилась вплоть до начала шестнадцатого века. Иран вновь приобретает независимость с приходом к власти персидской династии Сефевидов. Они установили в качестве государственной религии шиизм. И этот период стал расцветом иранской цивилизации. Столица Сефевидов, Исфахан, была одним из самых цивилизованных мест на земле, задолго до появления большинства городов в Европе.

Последующими завоевателями были афганцы и турки, однако, результат был тот же самый, что и у предыдущих завоевателей. В период завоевания Ирана народом Каджар с 1899 года по 1925 год, Персия вступила в контакт с европейской цивилизацией самым серьезным образом. Промышленная революция на Западе серьезно пошатнула экономику Ирана.

Отсутствие современной армии с новейшим военным оружием и транспортом приводит к большим потерям территорий и влияния. Иранские правители пошли на уступки, давая возможность развития для сельскохозяйственных и экономических институтов своих европейских конкурентов. Это было нужно для того, чтобы привлечь средства, необходимые для модернизации. Большая часть денег пошла напрямую в карманы правителей.

Через несколько лет страна вновь приходит к процветанию, благодаря основанию новой династии. В 1906 году в Иране провозглашают конституционную монархию, существовавшая вплоть до 1979 года, пока шах Мохаммад Реза Пехлеви не был свергнут с трона. В январе 1979 года аятолла Хомейни провозглашает Иран исламской республикой.

Этнические отношения Ирана

В Иране в основном не бывает межэтнических конфликтов, особенно учитывая тот фактор, что там проживает огромное количество разных народностей. Можно с уверенностью заключить, что в Иране никто не преследует и не терроризирует этнические меньшинства, и тем более не существует открытой дискриминации.

Некоторые группы, проживающие в Иране, всегда стремились к автономии. Одними из главных представителей таких народов являются курды, проживающие на западной границе Ирана. Эти люди отчаянно независимы, они постоянно оказывают давление на иранское центральное правительство, чтобы оно пошло в их отношении на экономические уступки и приняло их автономные полномочия для принятия решений.

Тем не менее, за пределами городских районов курды уже осуществляют внушительный контроль над своими регионами. Иранские правительственные чиновники ориентируются очень легко в этих областях. Курды в Иране наряду с их собратьями в Ираке и Турции давно хотят создать независимое государство. Ближайшие перспективы для этого являются довольно тусклыми.

Кочевые родовые группы в южных и западных районах Ирана также создают некоторые проблемы для центрального правительства страны. Эти народы пасут своих коз и овец и, как следствие, постоянно кочуют более половины года, эти народы всегда было исторически трудно контролировать.

Эти народы, как правило, самодостаточны, и некоторые из них являются довольно-таки зажиточными людьми. Попытки урегулировать отношения с этими племенами в прошлом часто сталкивались с насильственными действиями. В настоящее время они пытаются заключить хрупкий мир с иранскими центральными органами власти.

Арабское население в юго-западной провинции в Персидском заливе Хузестан выказывает свое желание вырваться из Ирана. Во времена конфликта между Ираном и Ираком, иракские лидеры поддержали сепаратистское движение как способ противодействовать иранским должностным лицам. Суровое социального преследования в Иране была направлена на религиозных Периоды относительного спокойствия чередовались с периодами дискриминации на протяжении веков. В соответствии с действующим законом Исламской республики, эти меньшинства переживали трудное время.

Хотя теоретически они должны были попасть под защиту как «людей Писания» по исламскому праву, а евреи, христиане и зороастрийцы столкнулись с обвинениями в шпионаже в пользу западных стран или для Израиля. Исламские чиновники также имеют смутное представление о своей толерантности потребления алкоголя, а также относительную свободу по отношению к женскому полу.

Одна группа, которая повсеместно преследовалась, вела свое начало со времен девятнадцатого века, но ее религия рассматривалась как еретическое направление мусульман-шиитов.

Средства массовой информации в Иране: история, состояние, проблемы

№1, 2016
Журналистика

Мамедова Нина Михайловна
к. экон.н., доцент кафедры мировой экономики МГИМО,
ведущий научный сотрудник ИВ РАН,
зав. сектором Ирана

 

Аннотация: В статье дается характеристика истории возникновения СМИ в Иране –от шахских времен до сегодняшнего дня. Отмечаются такие особенности функционирования СМИ как наличие жесткой цензуры, соответствие работы исламским принципам, монополизм государства в области радио, телевидения и также в средствах массовой информации.

Ключевые слова: шахский режим, исламский режим, рахбар, пресса, интернет, оппозиционные движения.

 

Пресса. Первые газеты стали издаваться в Иране еще при Насреддин-шахе. Считается, что первая газета «Кагазе ахбар» (газета) была издана в 1837 г. по инициативе Мирза Салехи Ширази [10]. Но вскоре ее издание прекратилось, и начало периодической печати было положено изданием газеты «Вакайи эттефакийа» (происшествия и события»), которая была издана в феврале 1851г.

и выходила еженедельно до 1906г. В ней публиковались новости из различных районов Ирана и из-за рубежа. Большую роль в просвещении и в развитии печати сыграло первое светское учебное заведение «Дарольфонун» (Дом науки), основанное в середине Х1Х века (1851г.) по инициативе первого иранского реформатора Мирзы Таги-хана.[3] В этом учебном заведении выпускались такие газеты как «Рузнамее элми» (Научная газета), «Шараф»(Слава), «Рузнамее низами»(Военные новости) и др., а также (в 1896г.) первая ежедневная газета «Халасот-оль хавадис» (Резюме событий). [15] Другой известный иранский реформатор и просветитель Мальком-хан во второй половине ХIХ-начале ХХ века издавал газету «Канун» (Закон), сыгравшей огромную роль в распространении просветительских взглядов, а оппозиционные взгляды, излагаемые в этой газете, во многом способствовали развитию Конституционного движения в Иране.

Массовой периодическая печать стала в годы первой иранской революции, или Конституционного движения, в 1905-1911гг. Многие из газет появились под влиянием России и Турции. Кроме того, на персидском языке издавались газеты, которые выходили в Лондоне, Стамбуле, Калькутте, Каире и в других городах. Большой популярностью пользовались, например, газеты «Хабльольматин», которая издавалась в Калькутте, «Соррайа» (Плеяда) и  «Парвареш» в Каире, «Ахтар» (Звезда) в Стамбуле, в которых говорилось о пагубном влиянии на Иран шахского деспотизма и иностранного капитала, критиковалась религиозная система образования, популяризировались достижения западной культуры и техники.[1] Эти газеты перевозились и распространялись нелегально, были преимущественно демократической направленности и оказывали огромное влияние на формирование общественного мнения. В период революции создавались различного толка партии, которые и начали издавать свои газеты. Газеты издавались в столице, а также в крупных городах страны – в Тебризе, Реште, Мешхеде и др. Только в 1907г. выходило 90 газет, тираж, например, газеты либерального направления «Суре эсрафил» достигал 5,5 тысячи [6,c.

420], что делало прессу важным фактором в развитии революционного процесса. Через газеты население узнавало о деятельности  повсеместно создаваемых накануне и в период иранской революции тайных обществ. Например, в Тебризе еще до революции Хасан Таги-заде и Али Кербела с 1903г. издавали  газеты «Ганджейе фонун» и «Аль-хаджийе», распространявшими свободолюбивые взгляды, объяснявшими такие понятия как демократия, парламентаризм, правовое государство[2].  По утверждению некоторых историков Конституционного движения количество газет и листовок, выходивших накануне и в период движения, доходил до 210.[4]

Первый закон о печати был принят в Иране в 1907г., т.е. в разгар революции и был основан на принципах свободы печати. Но уже в Дополнениях от 7 октября 1907г. к первой иранской Конституции, которые  были приняты под давлением духовенства,  в статье 20 говорилось, что «все печатные издания свободны, за исключением тех, которые противоречат исламу»[5].

В 1921г. в закон о печати  были внесены первые ограничительные поправки, закон постепенно стал ужесточаться, особенно в отношении борьбы с изданиями прокоммунистического содержания. Так как северный Иран был исторически под сильным влиянием России, то и создание партий марксистского толка и печати марксистского содержания проходило под влиянием России. Газеты прогрессивного характера выходили в Тегеране, Тебризе, Ширазе и других городах. Коммунистическая партия Ирана  всесторонне поддерживала и помогала возрождению в стране демократической прессы. Коммунистическая партия Ирана в конце 20-х гг. большим тиражом начала выпуск теоретического журнала «Ситарейе сорх» («Красная звезда»), через который пропагандировались  коммунистические идеи. Журнал выпускался сначала в Австрии, а через некоторое время – в Германии.

В годы правления Реза-шаха, когда установилась диктатура, действовала жесткая цензура и многие прогрессивные (левые) газеты и журналы были закрыты. Официальной и самой массовой газетой была «Эттелаат» (Известия), издававшаяся  тиражом 15 тысяч экземпляров.[11]

Второй этап массового издания газет и журналов приходится на период Второй мировой войны, когда в одном только Тегеране выходило более 100 газет и около 30 журналов.

Некоторые издания стали выходить даже на национальных языках – азербайджанском и курдском. Созданная после ввода советских войск в Иран в 1941г. Народная партия Ирана (Туде) выпускала ряд газет и журналов.

Но после ликвидации национальных автономий и по мере укрепления власти Мохаммеда Реза Пехлеви, пресса  стала подвергаться строгой цензуре. Подъем национального движения в начале 50-х годов, связанный с движением за национализацию нефти, вызвал новый подъем в издании прогрессивных газет, но после военного переворота 1953г., отстранившего лидера движения М.Мосаддека от власти, цензура в отношении прогрессивной печати вновь ужесточилась.

По закону о печати 1955г. разрешение на издание стало выдавать Министерство внутренних дел, а заявки рассматривались предварительно комиссиями, состоявшими из представителей министерств, соответствующих профилю издания.

До исламской революции 1979г. газеты и журналы издавались государством, частными лицами (почти 200 частных газет и журналов), учебными заведениями и пр.

17 газет издавалось на английском, французском, немецком и других западноевропейских языках. Издавалась газета на армянском языке, на ассирийском и две – на арабском.

Ведущую роль в периодической печати Ирана занимали два крупнейших издательства – «Эттелаат» и «Кейхан». На их долю приходилась более половины всего тиража иранских газет. Издаваемые ими газеты «Эттелаат» (до 24 страниц) и «Кейхан» (20-24 страницы) являлись полуофициозными газетами, и мало отличались друг от друга. На английском языке издавалась «Keyhan International», более сокращенный вариант «Кейхан». Правящей партией «Иране новин» издавалась «Недае Иране новин» (с 1964г.), утренняя газета тиражом более 10 тысяч экземпляров, а официальной оппозиционной партией» Мардом» – газета «Мехре Иран» (с 1942г.) – ежедневная утренняя газета  тиражом до 15 тысячи экземпляров. Также, как и между этими двумя партиями, противоречия между газетами касались различных аспектов претворения в жизнь государственной политики, главным образом, реформ «Белой революции», проводившихся с начала 1960-х годов, которые затрагивали экономическую и социальную структуру иранского общества.

Аналитические статьи, касающиеся состояния экономики», публиковались  в Тегеранской газете «Бурс». Большинство газет и журналов в этот период  практически отличались светским характером.

Но издавались и газеты религиозного содержания, например, с 1949г. выходила ежегодная утренняя газета «Сетарее ислам», довольно большим тиражом в 3 тысячи экземпляров. Но эта газета не выступала с критикой режима, а издававшиеся в Куме набиравшим политический авторитет Р.Хомейни газеты, более похожие на листовки, распространялись тайно.

О том, какое значение имели средства массовой печати в период нарастания кризиса шахской власти, говорит реакция населения на статью, опубликованную в 1978г. в газете «Эттелаат» под псевдонимом Ахмада Рашида Мотлага. После нее началось восстание в Куме, шиитском центре Ирана, с призывами к свержению правительства. Оно стало катализатором демонстраций и забастовок, приведших к восстанию  в феврале 1979г., свергшему шахский режим. С 1978 г. цензура в отношении СМИ ужесточилась, число газетных изданий сократилось в январе 1978 г. до 27. Но по мере разворачивающихся по всей стране волнений, число изданий росло, уже в марте выходило 58 газет, а главное, росли их тиражи. Тиражи главных газет «Кейхан» и «Эттелаат» достигли рекордного за все время существования уровня –свыше 1 млн. В январе 1979 г., как только шах покинул страну, «Эттелаат» 17 января вышла с крупным заголовком на первой полосе «Шах сбежал»[7], что фактически означало призыв к действию.

Радиовещание и телевидение. С 1940г. в Иране начинает постоянно работать радиовещание, хотя  еще в 1925 г. в стране с помощью советских специалистов была создана длинноволновая радиостанция. Она вела передачи на Иран, на СССР и Турцию, через Бейрут – на страны Европы.  В 1940 г. в северной части Тегерана была построена крупная радиостанция, вещавшая на разной длины волнах. Особенно интенсивно радиовещание стало развиваться с конца 1940-начала 1950-х годов. Радиостанции были построены во всех крупных городах странах, в городах по периметру границ. С 1961г.  «Радио Ирана» начало работать на зарубежные страны. В соответствии с договором с США в Тегеране работала радиостанция американских вооруженных сил.

С 1958г. в Иране стало работать телевидение. Телевидение создается сначала как частное, первая телевизионная  станция была создана одним из крупнейших предпринимателей Ирана Хабибом Сабетом. Он был тесно связан с американскими компаниями, и оборудование для телестанций было закуплено в США. В 1959г. Х.Сабет построил мощную телестанцию в Абадане. Так же как и в сфере радио, с 1959г. в Тегеране стала действовать телевизионная станция американских вооруженных сил[6,c.434]. В 1966г. была создана государственная Национальная телевизионная компания, ставшая уже к 1967г. самой мощной в стране.[12] В 1969г. в Хамадане была построена телевизионная станция космической связи, которая  через систему искусственных спутников осуществляла связь между Ираном и странами Европы и Америки.

СМИ в Исламской Республике Иран. Пресса. Сразу же после революции пресса получила практически полную свободу. В первый после революции год- в 1979г. издавалось боде 440 газет и журналов. Более половины из них издается различными партиями и политическими группировками. В стране разворачивается широкая дискуссия по выработке текста конституции, постепенно начинает формироваться структура исламской власти, так как на всенародном референдуме 1 апреля 1979г. народ высказался почти единогласно за установление исламской республики. Безусловным лидером являлся имам Хомейни, который фактически сформировал еще во Франции, т.е. до возвращения в Иран и до победы революции, такие органы власти как Временное правительство и Исламский революционный совет (ИРС), ставший на период до выборов меджлиса законодательным органом. И уже в августе 1979 г. ИРС принимает решение о контроле над СМИ. 6 августа он принимает закон о печати, в котором учитывались положения Распоряжения Генерального прокурора от 30 июня 1979г. о том, чтобы издания публиковали на первой  полосе информацию о владельце издания, адресе издания. Закон о печати устанавливал необходимость лицензирования. Закон разрешал критику действий властей, но запрещал высказываться против ислама, против религиозных авторитетов, против государственной политики в целом. В противном случае налагался штраф или тюремное заключение. В ответ 258 журналистов выступили в «Эттелаат» с протестом. В ответ на эти выступления был запрещен ряд газет.

В декабре 1979г. на референдуме была принята Конституция. Согласно статье 24 «печать и пресса свободны в изложении любых вопросов, за исключением случаев, когда она противоречит основам ислама или общественным нормам». Как это похоже на статью 20 Первой иранской Конституции! В 1980г. после  выборов первого меджлиса и формирования нового правительства в стране ужесточилась внутриполитическая борьба, в сентябре 1980г. началась восьмилетняя война с Ираком. Многие из партий были распущены, как и их издания. В 1984г. был принят новый закон о печати, который официально отменил цензуру, но который возложил контроль за соблюдением свободы слова, за изданием любой литературы, в т. ч. газет и журналов, на Министерство культуры и исламской ориентации. Это одно из важнейших министерств в структуре государственной власти ИРИ, выполняющее функции министерства пропаганды. В составе министерства непосредственный контроль за прессой осуществляет Главное управление по делам печати.

После окончания войны и начала либерализации экономического курса  стало заметно и увеличение издательского дела, в т.ч. выпуска периордики. Но так как в результате президентских, парламентских и муниципальных выборов к власти приходят различные политические силы, это не может не сказываться и на количестве выпускаемых периодических изданий, а главное, на их политической направленности.  Так как, несмотря на широкое развитие в последние годы телевидения и интернета, газеты и журналы продолжают играть огромную роль в формировании общественного мнения, государство строго контролирует прессу.

Так, в октябре 1997 г., когда проходили выборы в Совет экспертов (высший орган, выбирающий лидера страны – рахбара), а Наблюдательный Совет заблокировал практически кандидатов реформаторского толка, и это широко освещалось в газетах, был даже образован Специальный суд духовенства Ирана по вопросам прессы. Ранее все иски против газет разбирались в общегражданских судебных инстанциях. В 1998г. были закрыты десятки изданий, были убиты 5 прогрессивно настроенных литераторов и журналистов. Некоторые газеты высказали мнение, что попытку создать независимую Ассоциацию писателей ИРИ. [8] О значимости прессы в политической истории Ирана красноречиво свидетельствуют события, связанные с закрытием в 1999 г. газеты  реформаторского толка «Салам».

6 июля газета опубликовала  секретную докладную записку заместителя министра информации по вопросам безопасности С.Эмами, в которой говорилось о недопустимости чрезмерной свободы прессы.  В ответ 8 июля газета была закрыта. В результате по стране прокатились мощные студенческие демонстрации протеста, которые многими экспертами расценивались как начало новой революции. В 2000 г. в разгар выборной компании в меджлис было совершено покушение на директора-распорядителя реформаторской газеты «Собхе эмруз» С.Ходжариана, который считался главным стратегом избирательной кампании реформаторов.

Последняя вспышка политической активности, связанная с несогласием официальных результатов президентских выборов, произошла в  2009г. Это так называемое «Зеленое движение», самое мощное со времен революции 1979г. оппозиционное движение.  В формировании протестного потенциала в это время, когда пресса находилась под жесткой цензурой,  огромную роль сыграли  не столько оппозиционные газеты «Мошаррекят», «Каргозаран», сколько новейшие формы СМИ- электронные издания и социальные сети.  О его массовости говорит то, что во второй половине 2009г.- начале 2010г. в газетах и интернет источниках вышло несколько десятков газет протестного содержания. Это – многостраничные газеты «Базр» (Семя), «Джаханеновин» (Новый мир), «Сабз»(Зеленый). Возникли многочисленные интернет-сайты.[9]

В настоящее время в Иране публикуется свыше 1500 печатных изданий, 60 из которых являются ежедневными газетами с общим тиражом 2 млн. экземпляров. Совокупный тираж всех изданий — около 60 млн. экземпляров. Газеты и журналы, помимо государственного персидского языка,  выходят, но небольшими тиражами, на азербайджанском, арабском, армянском и английском языках[14].

Исламский режим продолжает достаточно строго контролировать СМИ.  По индексу свободы прессы  Иран находится на одном из самых последних мест в мире. Хотя после выборов про-реформторски настроенного президента Ирана Хасана Роухани в 2013г. и подписания Венского соглашения (о снятии санкций) в июле 2015г. начались сдвиги в либерализации политической жизни, по результатам обследования за 2014-2015г. Иран по индексу свободы прессы оказался на 173 месте из 180 стран с индексом 72,32 (в 2011-12г. был на 175 месте [15].  Иранскую прессу можно условно разделить на три группы, на которые также с большой долей условности делится весь спектр политических сил. Это- реформаторы, консерваторы и прагматики, или центристы. Издание реформаторских газет- «Эттемаде мелли» и «Хамбастеги»  отановлено, как и центристской газеты «Каргозаран». К этому направлению можно отнести ежедневную «Этемад», «Эбтекар».

Газета «Хамшахри» — печатный орган тегеранской мэрии, занимающая в целом позицию, близкую к прагматикам. Выпускается много газет экономической тематики, в т.ч. ежедневная «Financial Tribune» на английском языке, публикующая аналитические статьи по разным проблемам отечественной и мировой экономики. Издаются газеты и журналы, ориентированные на определенные социальные группы и слои «Занан»(«Женщины»), молодежи и студенчества («Джаван»).

В последние годы с учетом расширения рынка мобильной связи, электроники и бытовой техники стали появляться соответствующие специализированные журналы, пользующиеся большим спросом у населения. 80% всей периодики публикуется на персидском языке, 20% — на английском, арабском и других, большинство зданий субсидируется государством. Некоторые журналы : «Караван» (электронный журнал), «Аму-Дарья» – издаются на русском языке, но пока не регулярно.

Некоторые газеты, как указывалось, издаются на языках национальных меньшинств. Наибольший исторический опыт имеет армянская диаспора. В настоящее время издается одна ежедневная вечерняя газета «Алик» («Волна»), первый экземпляр которой вышел в свет в 1931г. [14] Тираж газеты – 3тысячи экземпляров. Газета освещает проблемы жизни армян в Иране, в разных странах,  имеет несколько приложений, в том числе для молодежи «Хачмерук» («Перекресток»).

Радио, Телевидение, Интернет. После исламской революции радио и телевидение вошло в состав одной государственной компании – Иранскую Организацию радио и телевидения ИРИ (IRIB), по конституции подчиняющуюся рахбару. Имеет  5 общенациональных телевизионных каналов, около 30 провинциальных и несколько международных. Около 20 зарубежных персоязычных каналов  через спутники  имеют возможность показывать свои передачи.  В июле 2007 года в рамках организации стал работать международный телеканал «Пресс-ТВ», ведущий вещание на английском языке по всему миру. В  Иране действуют более 30 радиостанций различной направленности, в частности, информационное  радио  «Голос Исламской Республики Иран» (в т.ч. и на русском языке), молодежная «Джаван», культурная «Фарханг», спортивная «Варзеш», религиозная «Коран» и др. Все радиостанции контролируются государством.

Работают 2 спутниковых телеканала. Одним из иранских спутниковых каналов является «Джаме Джам», который вещает 24 часа в сутки и транслируется по всему миру.

Основным информационным агентством ИРИ является «Информационное агентство Исламской Республики Иран» («Хабаргозарийе джомхурийе эсламийе Иран) — ИРНА, работает на фарси и на английском языках. ИРНА имеет представительства в 30 странах мира. ИРНА выпускает также такие газеты как «Иран» (на фарси), «Иран дейли» (на английском языке), «Аль-Вафаг» (на арабском языке), спортивная газета «Иране варзеши» (на фарси).

В последние годы усилилось влияние Студенческого информационного Агентства (ИСНА), ведущего репортажи на фарси, английском и французском языках. Крупными агентствами являются  «Мехр»( mehrnews), «Фарс», «Арья», «Коран». «Коран» было создано в 2003г.  по инициативе  президента М.Хатами, целью его содействовать изучению Корана, обмен религиозными новостями.

Как уже отмечалось выше, все большее значение в политической и общественно-культурной жизни Ирана начинает играть интернет. После Зеленой революции его неоднократно отключали, ограничивали скорость. Тем не менее, этот вид СМИ в условиях жесткой цензуры выходить постепенно на первый план по своему влиянию.  Пользователями интернета по состоянию на середину 2015г. являются 36,1 млн. чел., т.е. более 44% населения. Страна занимает по этому показателю 26 место в мире.[15] При этом надо иметь в виду, что компьютерами в Иране оборудованы даже сельские школы. Возможно, то несмотря на то, что политическая либерализация в Иране, в отличие от экономической, с трудом пробивает себе дорогу, именно этот сегмент СМИ, сыгравший решающую роль в развитии «Зеленого движения» станет фактором постепенного снижения цензурного давления на средства массовой информации.

 

Список литературы:

  1. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в двух революциях: 1905-1911 и 1978-1979гг. М. ИВРАН. 1998.Стр.58.
  2. Кермани Н. Тарихе бидарие ираньян.(История пробуждения иранцев). Тегеран.1910. Стр.288.
  3. Мамедова Н.М. Образовательное законодательство и система управлением образованием в Исламской Республике Иран.- Образовательные системы и образовательное законодательство государств Востока. М.Готика. 2005.Стр.107.
  4. Манучехри, Аббас. Политическая система Ирана.Санкт-Петербург.2007. Стр.8.
  5. Новая история Ирана. Хрестоматия. М.Наука. 1988. Стр.170.
  6. Современный Иран. (Справочник). М.Наука. 1975. Стр.420, 434.
  7. Уразаев Ф. Иранская пресса после исламской революции.- Исламская революция: прошлое, настоящее, будущее( тезисы докладов). М. ИВРАН. 1999. Стр.56.
  8. Филин Н.А. Социально-историческое развитие Исламской Республики Иран (1979-2008). Факторы устойчивости государственной власти. М. РГГУ.2012. Стр.123.
  9. Филин Н.А. Неудавшаяся революция цвета ислама. Причины подъема и упадка Зеленого движения в Иране. М. ЛЕНАНД.2015. Стр.221.
  10. Amin C.A. The Press and Public Diplomacy in Iran, 1820-1940. – Iranian Studies. Vol.48. p.270.
  11. Iran Almanac 1966. Tehran.1967.P.219.
  12. Iran Yearbook 1996.  1996. Bonn. P.281.
  13. https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ir.html. Дата обращения 3.11.2016.
  14. https://mulloevsharif.wordpress.com. Дата обращения 3.11.2016.
  15. Worldwide Press Freedom. Index 2014-2015. Reporters without Borders, 2015. URL: http://gtmarket.ru/ratings/worldwide-press-freedom-index/  Дата обращения 4.11.2016.

 

N.M.Mamedova. Associative professor Department of Global Economy MGIMO, chief Researcher Fellow, Head of Iran Deptt., Institute of Oriental Stadiees Russian Academy of Science, Ph. D. Economics.

The media in Iran: history, current state, problems.

Abstract. The article describes the history of the media in Iran-from the Shah’s era to the present day. There have been features of the media in Iran. It — strict censorship, conformity to Islamic principles, the state monopoly in the field of radio, television and in the media.

Keywords: the Shah’s regime, the Islamic regime, Rahbar, press, internet, opposition movements.

Иран | История, культура, люди, факты, карта и ядерная сделка

флаг Ирана

Смотреть все СМИ

Высшая политическая/религиозная власть:
Лидер: аятолла Сайед Али Хаменеи
Глава государства и правительства:
Президент: Эбрагим Раиси
Капитал:
Тегеран
Население:
(оценка 2023 г.) 87 229 000
Курс обмена валюты:
1 доллар США равен 42211,913 иранских риалов

Посмотреть все факты и статистику →

Последние новости

18 февраля 2023 г., 10:01 по восточноевропейскому времени (AP)

Iran International переносит шоу в Вашингтон, ссылаясь на угрозы

Спутниковый новостной канал на фарси, базирующийся в Лондоне критично относящийся к теократическому правительству Ирана, заявляет, что оно перенесло свои передачи в Вашингтон, «чтобы защитить безопасность своих журналистов» после того, как Тегеран напал на него

17 февраля 2023 г. , 8:24 по восточноевропейскому времени (AP)

Протесты охватили несколько городов Ирана впервые за несколько недель

месячные беспорядки, охватившие Исламскую Республику

16 февраля 2023 г., 13:40 по восточноевропейскому времени (AP)

Министр иностранных дел Израиля обещает сотрудничество с Украиной против Ирана

Министр иностранных дел Израиля говорит, что его правительство и Украина договорились активизировать сотрудничество в совместной борьбе против Ирана

16 февраля 2023 г., 5:27 по восточному времени (AP)

Китай и Иран призывают Афганистан отменить ограничения для женщин

Китай и Иран призвали общего соседа Афганистана отменить ограничения на работу и образование женщин

15 февраля 2023 г., 2:23 утра по восточноевропейскому времени (AP)

Американские военные сбили беспилотник иранского производства в Сирии

Американские силы сбили беспилотник иранского производства, пролетавший над базой американских войск на северо-востоке Сирии

Верх Вопросы

Какой официальный язык Ирана?

Персидский (фарси) является преобладающим и официальным языком Ирана. Также говорят на ряде языков и диалектов из трех языковых семей — индоевропейской, алтайской и афро-азиатской.

Какие страны граничат с Ираном?

Иран граничит на севере с Азербайджаном, Арменией, Туркменистаном и Каспийским морем; на восток Пакистаном и Афганистаном; на юг Персидским заливом и Оманским заливом; и на запад Турцией и Ираком. Около одной трети его 4770-мильной (7680-километровой) границы приходится на морское побережье.

Персия и Иран одно и то же?

Регион, который сейчас известен как Иран, традиционно назывался Персией, уходящей корнями в самобытную культуру и общество, относящееся к ахеменидскому периоду, который начался в 550 г. до н.э.

Какая основная религия Ирана?

Подавляющее большинство иранцев являются мусульманами итна ашари, или двунадесятника, шиитской ветви, которая является официальной государственной религией. Курды и туркмены преимущественно мусульмане-сунниты, а иранские арабы — сунниты и шииты. Есть также небольшие общины христиан, евреев и зороастрийцев.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Иран , гористая, засушливая и этнически разнообразная страна в юго-западной Азии. В стране сохраняется богатая и самобытная культурная и социальная преемственность, восходящая к ахеменидскому периоду, который начался в 550 г. до н.э. В последние десятилетия он стал известен своим уникальным брендом исламской республики. Хотя система правления была задумана как парламентская демократия, сохраняющаяся нестабильность как внутри страны, так и за рубежом привела ее к более теократическому авторитаризму. В 2022 году стремление государства умиротворить экономические беспорядки с помощью репрессий спровоцировало массовые и изнурительные протесты, которые отчасти были вызваны смертью Джины Махсы Амини, когда она находилась под стражей за неподобающую одежду.

Географически большая часть Ирана состоит из центрального пустынного плато, которое со всех сторон окружено высокими горными хребтами, открывающими доступ во внутренние районы через высокие перевалы. Большая часть населения живет на окраинах этой неприступной безводной пустоши. Столица — Тегеран, беспорядочно раскинувшийся мегаполис у южного подножия Эльбурсских гор. Известный своей красивой архитектурой и зелеными садами, город несколько пришел в упадок за десятилетия, последовавшие за иранской революцией 19-го века.78–79, хотя позже были предприняты усилия по сохранению исторических зданий и расширению сети городских парков. Как и в Тегеране, такие города, как Исфахан и Шираз, сочетают в себе современные здания с важными достопримечательностями прошлого и служат крупными центрами образования, культуры и торговли.

Будучи сердцем легендарной Персидской империи древности, Иран долгое время играл важную роль в регионе как имперская держава, а позже — благодаря своему стратегическому положению и обильным природным ресурсам, особенно нефти — как фактор в соперничестве между колониями и сверхдержавами. . С ахеменидского периода регион, который сейчас является Ираном, традиционно известный как Персия, находился под влиянием волн местных и иностранных завоевателей и иммигрантов, включая эллинистических Селевкидов и местных парфян и сасанидов. Однако завоевание Персии арабами-мусульманами в 7 веке н.э. должно было оставить самое продолжительное влияние, поскольку иранская культура была почти полностью подчинена культуре ее завоевателей.

Возрождение иранской культуры в конце 8-го века привело к возрождению персидской литературной культуры, хотя персидский язык теперь был сильно арабизирован и написан арабской письменностью, а местные персидские исламские династии начали появляться с возвышением Тахиридов в начале 9 век. Регион находился под властью последовательных волн персидских, турецких и монгольских завоевателей до прихода к власти Сефевидов, которые в начале 16 века ввели двунадесятный шиизм в качестве официального вероучения. В последующие столетия, с появлением поддерживаемого государством персидского шиитского духовенства, сформировался синтез между персидской культурой и шиитским исламом, который неизгладимо отметил одно оттенком другого.

Почему развивающиеся рынки могут стоить владения диверсифицированным портфелем

С падением династии Сефевидов в 1736 году правление перешло в руки нескольких недолговечных династий, что привело к возвышению династии Каджаров в 1796 году. растущим влиянием европейских держав во внутренних делах Ирана с сопутствующими ему экономическими и политическими трудностями, а также растущей властью шиитского духовенства в социальных и политических вопросах.

Трудности страны привели к восхождению в 1925 линии Пехлеви, чьи плохо спланированные усилия по модернизации Ирана привели к всеобщему недовольству и последующему свержению династии в результате революции 1979 года. Эта революция привела к власти режим, который уникальным образом сочетал элементы парламентской демократии с исламской теократией, управляемой духовенство страны. Иран, единственное в мире шиитское государство, почти сразу же оказался втянутым в длительную войну с соседним Ираком, которая привела к его экономическому и социальному истощению, а предполагаемая поддержка Исламской республикой международного терроризма сделала страну остракизмом со стороны мирового сообщества. Реформистские элементы выросли в правительстве в последнее десятилетие 20-го века, выступая как против продолжающегося правления консервативного духовенства, так и против продолжающейся политической и экономической изоляции Ирана от международного сообщества. Однако их подъем был обращен вспять в 21 веке из-за вмешательства консервативного руководства и большего проникновения Корпуса стражей исламской революции (КСИР) в правительство и общество.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Земля

Иран граничит на севере с Азербайджаном, Арменией, Туркменистаном и Каспийским морем, на востоке с Пакистаном и Афганистаном, на юге с Персидским и Оманским заливами и на западе Турцией и Ираком. Иран также контролирует около дюжины островов в Персидском заливе. Около одной трети его границы протяженностью 4770 миль (7680 км) приходится на морское побережье.

Иран | История, культура, люди, факты, карта и ядерная сделка

флаг Ирана

Смотреть все СМИ

Высшая политическая/религиозная власть:
Лидер: аятолла Сайед Али Хаменеи
Глава государства и правительства:
Президент: Эбрагим Раиси
Капитал:
Тегеран
Население:
(оценка 2023 г. ) 87 229 000
Курс обмена валюты:
1 доллар США равен 42211,913 иранских риалов

Посмотреть все факты и статистику →

Последние новости

18 февраля 2023 г., 10:01 по восточноевропейскому времени (AP)

Iran International переносит шоу в Вашингтон, ссылаясь на угрозы

Спутниковый новостной канал на фарси, базирующийся в Лондоне критично относящийся к теократическому правительству Ирана, заявляет, что оно перенесло свои передачи в Вашингтон, «чтобы защитить безопасность своих журналистов» после того, как Тегеран напал на него

17 февраля 2023 г., 8:24 по восточноевропейскому времени (AP)

Протесты охватили несколько городов Ирана впервые за несколько недель

месячные беспорядки, охватившие Исламскую Республику

16 февраля 2023 г., 13:40 по восточноевропейскому времени (AP)

Министр иностранных дел Израиля обещает сотрудничество с Украиной против Ирана

Министр иностранных дел Израиля говорит, что его правительство и Украина договорились активизировать сотрудничество в совместной борьбе против Ирана

16 февраля 2023 г. , 5:27 по восточному времени (AP)

Китай и Иран призывают Афганистан отменить ограничения для женщин

Китай и Иран призвали общего соседа Афганистана отменить ограничения на работу и образование женщин

15 февраля 2023 г., 2:23 утра по восточноевропейскому времени (AP)

Американские военные сбили беспилотник иранского производства в Сирии

Американские силы сбили беспилотник иранского производства, пролетавший над базой американских войск на северо-востоке Сирии

Верх Вопросы

Какой официальный язык Ирана?

Персидский (фарси) является преобладающим и официальным языком Ирана. Также говорят на ряде языков и диалектов из трех языковых семей — индоевропейской, алтайской и афро-азиатской.

Какие страны граничат с Ираном?

Иран граничит на севере с Азербайджаном, Арменией, Туркменистаном и Каспийским морем; на восток Пакистаном и Афганистаном; на юг Персидским заливом и Оманским заливом; и на запад Турцией и Ираком. Около одной трети его 4770-мильной (7680-километровой) границы приходится на морское побережье.

Персия и Иран одно и то же?

Регион, который сейчас известен как Иран, традиционно назывался Персией, уходящей корнями в самобытную культуру и общество, относящееся к ахеменидскому периоду, который начался в 550 г. до н.э.

Какая основная религия Ирана?

Подавляющее большинство иранцев являются мусульманами итна ашари, или двунадесятника, шиитской ветви, которая является официальной государственной религией. Курды и туркмены преимущественно мусульмане-сунниты, а иранские арабы — сунниты и шииты. Есть также небольшие общины христиан, евреев и зороастрийцев.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Иран , гористая, засушливая и этнически разнообразная страна в юго-западной Азии. В стране сохраняется богатая и самобытная культурная и социальная преемственность, восходящая к ахеменидскому периоду, который начался в 550 г. до н.э. В последние десятилетия он стал известен своим уникальным брендом исламской республики. Хотя система правления была задумана как парламентская демократия, сохраняющаяся нестабильность как внутри страны, так и за рубежом привела ее к более теократическому авторитаризму. В 2022 году стремление государства умиротворить экономические беспорядки с помощью репрессий спровоцировало массовые и изнурительные протесты, которые отчасти были вызваны смертью Джины Махсы Амини, когда она находилась под стражей за неподобающую одежду.

Географически большая часть Ирана состоит из центрального пустынного плато, которое со всех сторон окружено высокими горными хребтами, открывающими доступ во внутренние районы через высокие перевалы. Большая часть населения живет на окраинах этой неприступной безводной пустоши. Столица — Тегеран, беспорядочно раскинувшийся мегаполис у южного подножия Эльбурсских гор. Известный своей красивой архитектурой и зелеными садами, город несколько пришел в упадок за десятилетия, последовавшие за иранской революцией 19-го века. 78–79, хотя позже были предприняты усилия по сохранению исторических зданий и расширению сети городских парков. Как и в Тегеране, такие города, как Исфахан и Шираз, сочетают в себе современные здания с важными достопримечательностями прошлого и служат крупными центрами образования, культуры и торговли.

Будучи сердцем легендарной Персидской империи древности, Иран долгое время играл важную роль в регионе как имперская держава, а позже — благодаря своему стратегическому положению и обильным природным ресурсам, особенно нефти — как фактор в соперничестве между колониями и сверхдержавами. . С ахеменидского периода регион, который сейчас является Ираном, традиционно известный как Персия, находился под влиянием волн местных и иностранных завоевателей и иммигрантов, включая эллинистических Селевкидов и местных парфян и сасанидов. Однако завоевание Персии арабами-мусульманами в 7 веке н.э. должно было оставить самое продолжительное влияние, поскольку иранская культура была почти полностью подчинена культуре ее завоевателей.

Возрождение иранской культуры в конце 8-го века привело к возрождению персидской литературной культуры, хотя персидский язык теперь был сильно арабизирован и написан арабской письменностью, а местные персидские исламские династии начали появляться с возвышением Тахиридов в начале 9 век. Регион находился под властью последовательных волн персидских, турецких и монгольских завоевателей до прихода к власти Сефевидов, которые в начале 16 века ввели двунадесятный шиизм в качестве официального вероучения. В последующие столетия, с появлением поддерживаемого государством персидского шиитского духовенства, сформировался синтез между персидской культурой и шиитским исламом, который неизгладимо отметил одно оттенком другого.

Почему развивающиеся рынки могут стоить владения диверсифицированным портфелем

С падением династии Сефевидов в 1736 году правление перешло в руки нескольких недолговечных династий, что привело к возвышению династии Каджаров в 1796 году. растущим влиянием европейских держав во внутренних делах Ирана с сопутствующими ему экономическими и политическими трудностями, а также растущей властью шиитского духовенства в социальных и политических вопросах.

Трудности страны привели к восхождению в 1925 линии Пехлеви, чьи плохо спланированные усилия по модернизации Ирана привели к всеобщему недовольству и последующему свержению династии в результате революции 1979 года. Эта революция привела к власти режим, который уникальным образом сочетал элементы парламентской демократии с исламской теократией, управляемой духовенство страны. Иран, единственное в мире шиитское государство, почти сразу же оказался втянутым в длительную войну с соседним Ираком, которая привела к его экономическому и социальному истощению, а предполагаемая поддержка Исламской республикой международного терроризма сделала страну остракизмом со стороны мирового сообщества. Реформистские элементы выросли в правительстве в последнее десятилетие 20-го века, выступая как против продолжающегося правления консервативного духовенства, так и против продолжающейся политической и экономической изоляции Ирана от международного сообщества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *