Кавказский Узел | Некавказцы на Кавказе в XVIII -XIX вв. Казаки.
23:22, 28 июня 2011
Казаки были первыми русскими, которые расселились на Северном Кавказе наиболее широко. Конечно, оговорюсь – слово казаки берем в кавычки, поскольку казачество невозможно свести к этнической общности или к сословию. Хотя к 18 веку казаки рассматривались как верные слуги империи, но не все казаки были таковыми – некоторые становились во главе восстаний, бежали в горы, создавали разбойничьи банды. Известна история казака Якова Алпатова из станицы Наурской – он дважды убегал в горы, принял ислам, собрал отряд из чеченцев и казаков, который грабил окрестные села, похищал скот и брал в плен жителей не только казачьих станиц, но и калмыков и ногайцев. В какой мере можно назвать казаком Якова Алпатова – сложно сказать…
Казачьи общины, возникшие вдоль Терека в 16 и 17 вв., представляли собой пеструю смесь беглых людей – кочующих или беглых казаков; старообрядцев; рабов, захваченных русскими, представителей народов Кавказа, бежавших от рабства, наказаний или кровной мести.
Когда терские казаки были приняты на русскую службу в 1721 году, они уже 200 лет жили в этом регионе. По маршруту Волга-Каспий-Терек казаки переселялись на Кавказ, в обоих направлениях они торговали и занимались рыболовством; на Волге также начинались все мощные казачьи повстанческие движения, распространявшиеся на всю страну.
Но Кавказ был не просто территорией, притягивавшей независимых и гордых казаков. Кавказ стал тем местом, где казаки оседали, женились на местных девушках, воевали вместе с горцами или же против них, ассимилировались под влиянием местных культур.
Иногда грань между казаками и горцами провести было невозможно. Это — казаки.
Фото из личной коллекции Самира Хотко.
В 1728 году капитан Иоган-Густав Гербер составил описание народов «вдоль западного берега Каспийского моря». Его довольно точное описание говорит о том, что грань между казаками и неказаками провести очень сложно.
Терские казаки, составлявшие гарнизон Терской крепости, состояли из донских казаков и терских татар, принявших христианство. Терские татары были мусульманами, говорили на ногайском языке, жили в шатрах, занимались не только скотоводством, но и рыболовством. Ставропольские татары говорили по-русски, являлись казаками и христианами. Гербер пишет о селении Эндери, где жили кумыки – оно было основано беглыми русскими и казаками, которые промышляли воровством, и татарами.
По мере того, как сооружались казачьи крепости, на Кавказ из внутренних районов России переселялись донские, волжские, хоперские, яицкие казаки. Казачьи полки были тем инструментом, который способствовал коммуникации разных этнических групп – они постоянно пополнялись грузинами, армянами, народами Северного Кавказа.
В Горско-Моздокском полку, Горском казачьем полку, Семейно-Кизлярском полку служили чеченцы, кабардинцы, осетины. Иногда в этих полках мусульмане становились православными. По данным 1858 года 10% казаков Кавказской военной линии были мусульманами. На казачью службу поступали государственные крестьяне-переселенцы, беглые крепостные и отставные солдаты. Поселения государственных крестьян переименовывались в казачьи станицы. Черноморское казачество на треть состояло из запорожских казаков, на треть – из добровольцев, примкнувших к ним во время русско-турецкой войны, на треть – из поляков, русских, молдаван. В течение первой половины 19 века 80 тыс. казаков были переселены на Кавказ из Украины…
На Кавказе, как видим на примере казаков, этнические границы были иногда неопределенны. Различные народы приспосабливались друг к другу через межнациональные браки, общую военную службу, взаимодействие в ходе торгового обмена, обращения в другую веру.
особенности военной службы и оценки современников
Please use this identifier to cite or link to this item: http://hdl.handle.net/10995/93934
Title: | Донские казаки на Кавказской войне: особенности военной службы и оценки современников |
Other Titles: | Don Сossacks in the Caucasian War: Peculiarities of Military Service and Contemporary Assessment |
Authors: | Урушадзе, А. Т. Urushadze, А. |
Issue Date: | 2020 |
Publisher: | Уральский федеральный университет |
Citation: | Урушадзе А. Т. Донские казаки на Кавказской войне: особенности военной службы и оценки современников / А. Т. Урушадзе // Quaestio Rossica. — 2020. — Т. 8, № 4. — С. 1335-1350. |
Abstract: | This article analyses the peculiarities of the military service of Don Cossacks in the Caucasus during the Caucasian War (1801–1864). The key problem is to determine the reasons for the decline in the combat effectiveness of Cossack regiments and the spread of negative assessments of their service. The author refers both to published historical evidence such as memoirs of participants in the Caucasian War and to archival documents not previously introduced into scholarly circulation. The temporary service of the Don Cossack regiments on the empire’s southern outskirts prevented their adaptation to “Caucasian methods of war”, as well as local climatic conditions. Представлен анализ особенностей военной службы донских казаков на Кавказе в период Кавказской войны (1801–1864). Ключевой проблемой является выяснение причин снижения боеспособности казачьих полков и распространения среди современников негативных оценок их службы. |
Keywords: | CAUCASIAN WAR RUSSIAN EMPIRE DON COSSACKS MILITARY SERVICE CAUCASUS КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ДОНСКИЕ КАЗАКИ ВОЕННАЯ СЛУЖБА КАВКАЗ |
URI: | http://hdl.handle.net/10995/93934 |
RSCI ID: | https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44408755 |
ISSN: | 2313-6871 2311-911X |
DOI: | 10.15826/qr.2020.4.531 |
metadata.dc.description.sponsorship: | Публикация подготовлена при финансовой поддержке Южного федерального университета. |
Origin: | Quaestio Rossica. 2020. Т. 8. № 4 |
Appears in Collections: | Quaestio Rossica |
Show full item record Google Scholar
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.
казаков стремятся захватить большую часть Северного Кавказа
На встрече 7 июля во Владикавказе (Северная Осетия) лидеры терского казачества достигли договоренности о подготовке официального обращения в Государственную Думу России о возрождении Терской области XIX века.
Для этого потребуется внести изменения в нынешнее территориально-административное устройство Российской Федерации, упразднив пять существующих национальных республик. Об этом kavkaz-uzel.ru сообщил терский казачий атаман Михаил Инкавцов г., что планируемая Терская область будет включать Кабардино-Балкарию, Чечню, Ингушетию, Северную Осетию, Дагестан и часть Ставропольского края.
Республики Адыгея и Карачаево-Черкесия, добавил он, считаются частью Кубани. (Аналогичных территориальных претензий к этим республикам кубанские казаки еще не предъявляли.)
Обоснование терских казаков, изложенное Инкавцовым, заключалось в том, что в XIX веке край был богатым, «до прихода к власти большевиков и разорения его .» Сегодня все без исключения республики Северного Кавказа сильно зависят от дотаций из федерального бюджета и, по мнению Инкавцова, должны быть объявлены банкротами.
Более того, продолжил Инкавцов, всплеск местного национализма и сопутствующий экономический спад после распада Советского Союза привели к массовому исходу русского населения из региона.
Объединение национальностей
Кроме того, по словам Инкавцова, объединение различных республик Северного Кавказа в единое территориальное образование сделало бы неуместными их претензии на территорию друг друга. И политически нагруженные обозначения «титульная и нетитульная национальность» устарели бы.
Возможность слияния различных республик Северного Кавказа в единое территориальное образование как способ решения социальных, этнических и экономических проблем, которые в настоящее время преследуют их, поднималась в прошлом. Но большинство малых стран, которые будут непосредственно затронуты, выступают против любого такого шага.
Генерал армии в отставке Супьян Беппаев, балкарец, ныне возглавляющий промосковскую неправительственную организацию, заявил kavkaz-uzel.ru, что объединение регионов на Дальнем Востоке России может быть целесообразным, но на Северном Кавказе это потребует «крайней осторожности». «, и должно быть вынесено на референдум среди населения соответствующих республик.
Мухаммед Хафице, возглавляющий кабардинское отделение всечеркесской организации Адыгэ Хасэ (Черкесский Совет), категорически отверг предложение казаков как «невозможное».
Напротив, Руслан Бабаев, один из лидеров Совета старейшин балкарского народа, который борется с предполагаемой дискриминацией балкарского меньшинства в Кабардино-Балкарии, сказал, что «мы бы обеими руками проголосовали за» создание Терская казачья область.
Реакции Чечни на казачью инициативу пока нет. МВД Чечни категорически отклонил в конце апреля как ненужное предложение «помощи» терских казаков в поддержании порядка в Чечне после формального завершения там контртеррористической операции.
Комментируя в апреле 2008 г. статью Руслана Горевого в российском еженедельнике «Версия», ингушский активист Магомет Барахоев осудил приписываемые Москве планы по объединению республик Северного Кавказа в «казачий край».
В статье на независимом сайте ingushetiya.ru Барахоев напомнил о карательных акциях казаков на Северном Кавказе в 19ХХ в. , и предупреждал, что создание казачьего края неизбежно приведет к утрате национальной идентичности различными народами Северного Кавказа и исчезновению их языков.
Казаки: слуги Кремля или могильщики империи
Делимся интересной аналитической статьей эксперта Центра стратегических коммуникаций и информационной безопасности Максима Майорова. Статья ссылается на многие более ранние исследования и OSINT-расследования InformNapalm и собирает пазл, который всесторонне представляет возможности, которые можно использовать в интересах Украины.
Возвращение на историческую арену
Гибридная война похожа на маскарад — она выдвинула на первый план несколько колоритных персонажей. Среди этих персонажей знакомый образ русских казаков в папахах и ярких мундирах со множеством медалей.
Существует ошибочное мнение, что русские казаки — это такие же украинские казачьи общины, что люди носят их костюмы и униформу и участвуют в общественной жизни на тех же основаниях, что и другие общественные организации и объединения.
Однако это не так. Зато русские казаки (с Дона, Кубани, Терека и др.) выступают как сила, гораздо более тесно связанная с государством, и даже претендует на часть государственной власти в отдельных районах, которые они считают исторически казачьими землями.
Это достаточно многочисленный, довольно страстный, но в то же время крайне неоднородный элемент российского общества, чреватый внутренними противоречиями. Казаки постоянно упоминаются в сводках о криминале, политических авантюрах, горячих точках, межнациональной розни, противостоянии с демократической оппозицией.
Казачьи общества возникли массово еще во времена позднего СССР. Казаки ведут непрекращающиеся споры между белыми и красными, сторонниками демократов и силачей, сепаратистами и сторонниками сильной власти, казаками-предками и только что записавшимися казаками. Кроме того, казачьи сообщества объединяют политиков, бизнесменов, отставных силовиков, бандитов и авантюристов, разделяющих иерархию, корпоративную культуру и идеологию движения.
Казаки упоминаются в Законе РФ «О реабилитации репрессированных народов» (апрель 1991 г.) в числе других репрессированных культурно-этнических общностей, имеющих право на восстановление территориальной целостности, существовавшей до проведения антиконституционной политики насильственной перекройки границ , восстановление этнических образований, существовавших до их упразднения, и возмещение причиненного государством ущерба. По этой причине казаки стали требовать восстановления своих территориальных образований, таких как губерния Войска Донского.
Учредительное Большое Собрание Союза казаков в Москве, 1990 г.
Восстановить «справедливые границы» для всех было физически невозможно, поскольку административные границы внутри РСФСР все время смещались в пользу того или иного сообщества.
Российские казаки имеют большую часть своих территориальных споров с коренными этносами Северного Кавказа, которые также активно занимались государственным строительством. В кавказской политике ориентация казаков была далеко не последовательной. К ингушам и адыгам они относились как к врагам, но дружили с ногайцами и осетинами; они поддерживали армян в Карабахе, но нападали на них в Ростовской, Краснодарской и Ставропольской областях. Время от времени казаки мирились с Чеченской Республикой Ичкерия и Конфедерация горских народов Кавказа. Вместе с враждебными горскими народами казаки сражались против Грузии на стороне сепаратистской Абхазии.
Казачьи разбои в 1990-е годы
Российское казачество неоднократно предпринимало попытки самоопределения, провозглашая отдельные «республики» или «войска», нередко занимая антиправительственную (антимосковскую) позицию. Вот несколько примеров этой деятельности.
- Дагестан, 4, 19 ноября90. Чрезвычайный съезд ногайских и терских казаков принял Декларацию о самоопределении коренных народов Ногайской степи и провозгласил -ю Казачье-Ногайскую республику.
- Карачаево-Черкесия, 10 августа 1991 г. Кубанские казаки провозгласили Баталпашинскую казачью республику.
- Карачаево-Черкесия, 17 августа 1991 года. Кубанские казаки провозгласили Казачью Советскую Социалистическую Республику (Зеленчукско-Урупская Казачья Республика).
- Северная Осетия, 17 ноября 1991 года. Большое собрание Терского казачества выдвинуло предложение о провозглашении Терской казачьей республики
- Карачаево-Черкесия, 30 ноября 1991 года. Баталпашинская и Зеленчукско-Урупская республики сливаются в Верхне-Кубанская Казачья Республика
- Армавир Краснодарского края, 14 декабря 1991 года. Съезд казаков Лабинского района Кубанского казачьего совета провозгласил Среднекубанскую казачью республику.
- Ростовская область, 21-22 марта 1993 г. Совет Атаманов Казачьего Союза Губернии Войска Донского издал приказ об объявлении чрезвычайного положения в Войске Донском, образовал правительство Войска, ввел военное закона, охранять все административные здания и критическую инфраструктуру и создать военный трибунал для борьбы с теми, кто активно выступает против порядка.
- Ставропольский край, Минеральные Воды, 7 августа 1993 года. Терское казачье войско организовало сидячую акцию протеста на железнодорожных путях и шоссе Ростов-Баку в знак протеста против бездействия федерального правительства на угрозы русским и казакам в республиках. Северного Кавказа.
- 27 августа 1994 г. Договор о дружбе и сотрудничестве между Чеченской Республикой Ичкерия и Великим Донским казачьим войском подписали Джохар Дудаев , Президент Чеченской Республики Ичкерия, и Николай Козицын , Атаман Великого Войска Донского (последний позже был замечен при участии в событиях на Донбассе).
- Ставропольский край, Минеральные Воды, 13 декабря 1996 года. Терские казаки вновь перекрыли железнодорожные пути и въезд в аэропорт, выдвигая различные требования о прекращении преследования казаков за хранение оружия, и роптали из-за проигрыша в Первой чеченской войне. . Волнения среди терских казаков продолжались с декабря 1996 года по 19 января.97.
В целом казаки зарекомендовали себя в лихие 1990-е как слаженная и эффективная сила. В результате Москва начала работать с казаками, чтобы избежать неприятностей и направить их потенциал в нужное русло. Тогда многие казаки добровольно становились орудием для достижения имперских целей — воевали в Приднестровье, Абхазии, Боснии; они дестабилизировали ситуацию на Украине и в Казахстане.
Карта возрожденного Великого Донского казачьего войска вместо Ростовской и Волгоградской областей России. Цель современных донских казаков
На государственной службе
В августе 1995 года Президент России Борис Ельцин подписал указ № «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации» № о ведении учета казачьих обществ и наделении их с функциями государственной службы. Казаков зарегистрировали и разрешили создавать территориальные военизированные формирования под командованием атаманов и заниматься специальной и военной подготовкой. Правительство приступило к привлечению российских казаков к правоохранительной деятельности, гражданской и территориальной обороне, охране государственной границы, военно-патриотическому воспитанию молодежи и другим функциям.
Казачьи общины получили такие широкие полномочия только в России и нигде больше. Однако последователи русского казачества в Украине и других странах также занимались военизированной подготовкой и представляли себя активной пророссийской силой.
Все и их мать, даже пророссийски настроенные чеченцы, начали регистрироваться казаками, ища престижа или преференций.
Таким образом, кубанские казаки принимали участие в оккупации Крыма, а донские казаки — во вторжении на Донбасс в 2014 году как организованные иерархические сообщества, а не как стихийные добровольцы. Общая концепция агрессии отводила казакам определенные роли и зоны ответственности.
Головорезы из Таманской области Кубанского казачьего войска блокировали въезд в Крым под Перекопом в марте 2014 г.
По некоторым данным, Константин Затулин , депутат Государственной Думы РФ, директор Института стран СНГ, член Казачьего Совета при Президенте РФ, курировал использование казаков в гибридной агрессии против Украины.
В казачьих общинах много военных и силовиков, ветеранов-борцов разных поколений. Именно там накапливается их специфический опыт, превращающий казаков в отличный инструмент вербовки для путинских частных военных компаний.
Превращение казачества в орудие государства в России продолжается. В ноябре 2019 года указом Путина было создано Всероссийское казачье общество как объединение 11 казачьих обществ общевойскового уровня. Среди декларируемых организацией целей — «укрепление роли российского казачества в решении государственных и муниципальных вопросов».
Последние тенденции требуют включения казаков в состав Росгвардии и создания в составе этого силового ведомства специальных казачьих отрядов.
Казачьи формирования в Вооруженных Силах России
Помимо создания военизированных формирований, Москва предложила казакам возможность создания казачьих частей в составе регулярной российской армии.
Указ Президента № «О реформировании воинских структур, пограничных и внутренних войск в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации и государственной поддержке казачества» 9Постановлением № 0006 (март 1993 г.) предусматривалось утверждение перечня казачьих частей Вооруженных Сил Российской Федерации и присвоение наименований в казачьем стиле для привлечения казаков на военную службу. Кроме того, указ предусматривал разработку политики земельных наделов казаков, находящихся на военной службе.
В годы Первой чеченской войны -й 694-й отдельный мотострелковый батальон № генерала Ермолова в составе терских и кубанских казаков-добровольцев принимал участие в боевых действиях в составе федеральных сил. Это подразделение просуществовало недолго и было расформировано еще до окончания войны.
Однако еще один казачий отряд, обагривший себя кровью во время боев в Чечне, Дагестане, Грузии и Украине, имеет более длинный послужной список. В ноябре 1993 года казаки Кавказского линейного казачьего войска достигли договоренности с секретарем Совета безопасности России Олегом Лобовым о придании -й отдельной воздушно-десантной бригаде в/ч статуса казачьей бригады. Не менее трети ее личного состава должны были составлять казаки. В следующем году бригада была переименована в Ставропольскую казачью бригаду по месту базирования.
После Первой чеченской войны бригада переформирована в -й 247-й вдк -й Кавказский казачий полк (в/ч 54801, Ставрополь). Вошла в состав 7-й десантно-штурмовой горнострелковой дивизии.
Эмблема 247-го ВДВ Кавказского казачьего полка
Оккупанты 247-го казачьего полка были замечены в боях под Иловайском в августе 2014 г. Ершов приступил к обязанностям заместителя командира 9в/ч 0005 6-го отдельного мотострелкового казачьего полка в/ч 2-го армейского корпуса самопровозглашенной Луганской Народной Республики (ЛНР).
247-й полк часто упоминался в боевых сводках на новом этапе российско-украинской войны, начавшейся в феврале 2022 года. (однако, учитывая его фамилию и место рождения, он, скорее всего, был лаком по этническому происхождению и вряд ли считал себя казаком).
Казачьи десантники и другие российские войска были доблестно отбиты защитниками Украины. Например, полковник Константин Зизевский, командир 247-го полка, был убит 5 марта.
Казаки против Империи
По сравнению с разбоем 1990-х казачество в России, кажется, стало полностью симбиотическим с путинским режимом. Москва дала казакам широкие полномочия и привилегии. Находясь на службе у диктатуры, они запятнали себя как убийцы и агрессоры.
Тем не менее, все же можно попытаться взглянуть на русских казаков как на силу, которую можно повторно использовать против путинской империи на благо Украины, не умаляя тяжести преступлений, виновные в которых должны быть привлечены к ответственности.
Отношения между режимом и казаками далеки от благополучных. Нынешнее отсутствие голосов оппозиции не означает отсутствия оппозиционных настроений.
Во-первых, казачество продолжает исповедовать идеал самоопределения в виде собственных самоуправляемых территориальных образований. Ни Ростовская, ни Краснодарская, ни Ставропольская области не соответствовали этим требованиям.
Не сумев воссоздать Донское казачье войско в Ростовской области, Национальная казачья гвардия Козицына попыталась сделать это в оккупированной Луганской области. В результате в конце 2014 года между донскими казаками и администрацией самопровозглашенной ЛНР разгорелся ожесточенный конфликт. Имели место вооруженные столкновения и взаимные публичные обвинения. Донские казаки проиграли в этом противостоянии, причем часть из них была убита, часть изгнана из самопровозглашенных государственников, а остальные подчинены централизованному командованию российских террористических сил.
Не урегулирована напряженность между терскими казаками и горцами. Терские казаки демографически проигрывают коренным народам Кавказа. Кроме того, путинский режим решил опереться на Кадырова и тем самым похоронил на левом берегу Терека казачьи мечты о землях низменной Чечни.
Во-вторых, «исконные» казаки сильно недовольны превращением казаков в легион путинских головорезов. По мнению «исконных» казаков, большинство реестровых казаков в России — это «костюмированные реконструкторы» и искатели преференций.
«Исконные» казаки убеждены, что подлинными являются только казаки по происхождению, те, у кого в предках были казаки. По этой причине «исконные» казаки воспринимают свое движение как движение за этническое самоопределение.
Эти оппозиционно настроенные казаки идеализируют дореволюционное казачество и Белое русское движение и считают путинский режим корнями в КГБ и большевистской истории.
Хотя оппозиционно настроенные «исконные» казаки составляют меньшинство, их голоса все же слышны. Свое высокое положение на ниве казачьего возрождения и славу мучеников они заслужили преследованиями со стороны кремлевского режима. К таким людям относятся, например, Общеказачий общественный центр во главе с атаманом Александром Дзиковицким и свитой Владимира Мелихова, казачьего мецената и просветителя. Они заняли проукраинскую и прозападную позицию после 2014 года. из Москвы для регионов и организованных сообществ в РФ. Хотя некоторые из них, вероятно, не найдут в себе смелости встать на этот путь; некоторые не найдут надежной социальной опоры и идеологического фона для отделения.
Однако регионы с сильными казачьими традициями имеют и потенциал, и традиции борьбы за независимость. Им не нужно быть проукраинскими; вопрос будет о выживании, а не об их симпатиях. Очень в интересах Украины иметь соседями маленькие, даже недружественные казачьи республики, а не единую огромную и враждебную Россию. Несомненно, реализация этого интереса потребует усилий.
Напоследок скажу пару слов о Кубанские казаки. украинцев романтизируют этот регион как крупнейшую украинскую этническую массу за рубежом. Кубанские казаки и украинцы ведут свои традиции от запорожских казаков. Несмотря на десятилетия русификации, в регионе все еще говорят на украинском языке.
Однако Кубань отдалилась от Украины еще больше, чем соседний русскоязычный Дон.