Восточные славяне в 5 9 веках: Восточные славяне | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Восточные славяне | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне – это обособившаяся часть индоевропейской общности.

А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:

– Венеды (жили в бассейне реки Вислы) – западные славяне.

– Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) – южные славяне.

– Анты (жили между Днепром и Днестром) – восточные славяне.

Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.

Территории и племена восточных славян

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

Племена

Места расселения

Города

Поляне

Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева

Киев

Словене ильменские

Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера

Новгород, Ладога

Кривичи

Севернее Западной Двины и верховья Волги

Полоцк, Смоленск

Полочане

Южнее Западной Двины

Полоцк

Дреговичи

Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять

Туров

Древляне

Южнее реки Припять

Искоростень

Волыняне

Селились южнее древлян, у истоков Вислы

 

Белые хорваты

Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла

 

Дулебы

Жили восточнее белых хорватов

 

Тиверцы

Территория между Прутом и Днестром

 

Уличи

Между Днестром и Южным Бугом

 

Северяне

Территории вдоль реки Десны

Чернигов

Радимичи

Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству

 

Вятичи

Вдоль истоков Оки и Дона

 

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Набеги кочевников

Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

Восточные славяне в VI-IX веках

Князь, принимающий дань. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV век.

На протяжении VI—IX вв. росли производительные силы, видоизменялись родоплеменные институты, шёл процесс классообразования. В качестве важнейших явлений в жизни восточного славянства на протяжении VI—IX вв. следует отметить развитие пашенного земледелия и выделение ремесла; распад родовой общины как трудового коллектива и выделение из неё индивидуальных крестьянских хозяйств, образующих соседскую общину; рост частной земельной собственности и формирование классов; превращение племенного войска с его оборонительными функциями в дружину, господствующую над соплеменниками; захват князьями и знатью племенной земли в личную наследственную собственность и использование ими родоплеменных органов управления в целях упрочения своей власти над рядовыми общинниками, уже утратившими родовую сплочённость.

Материалы сравнительного языкознания свидетельствуют, что земледелие издавна было основой хозяйства славян. Археологические данные о земледелии пока немногочисленны, но и они подтверждают господство земледелия в экономике восточных славян и знакомят нас с формами земледельческих орудий и видами сельскохозяйственных культур (рожь, пшеница, ячмень, овёс, горох, лён и др.). Первое письменное свидетельство об озимых посевах относится к середине X в. Арабский писатель Ибрахим ибн Якуб говорит: «… они (славяне) сеют в два времени года — летом и весною — и пожинают две жатвы». Общие для славянских языков слова «яр», «ярина» и «озимь», «озимина» позволяют предполагать, что чередование озимых и яровых посевов в сельском хозяйстве славян применялось значительно раньше.

Наряду с земледелием у славян получило развитие скотоводство. В их хозяйстве разводились лошади, коровы, овцы, свиньи и пр. Распространёнными промыслами были охота, рыболовство и бортничество.

К IX в. повсеместно на территории расселения восточных славян (включая и малоплодородную Новгородскую область) образовалась значительная площадь расчищенных от леса старопахотных земель, свидетельствовавшая о дальнейшем развитии производительных сил при феодализме. С каждым столетием сокращалась роль примитивной и трудоёмкой подсечной формы земледелия и неразрывно связанного с ней коллективного труда и хозяйства членов родовых общин.

Объединением небольших родовых общин, для которого характерно известное единство культуры, являлось древнеславянское племя. Таких племён, имена которых уже забыты, было на всей русской равнине, вероятно, 100—200. Каждое из этих племён собирало народное собрание (вече). Постепенно усиливалась власть племенных князей. Развитие межплеменных связей, оборонительные и наступательные союзы, организация совместных походов и, наконец, подчинение сильными племенами своих более слабых соседей — всё это приводило к укрупнению племён, к объединению их в более значительные группы. Русский летописец Нестор не знал мелких восточнославянских племён, а говорил только о крупных их объединениях: радимичах, кривичах, древлянах, вятичах.

Описывая время, когда происходил переход от родо-племенных отношений к государству, Нестор отмечает, что в различных восточнославянских областях были «свои княжения». Это подтверждается и данными археологии. По особенностям погребального обряда можно судить о границах территорий, которые занимали как небольшие племена, так и обширные племенные союзы.

Образование раннефеодального государства, постепенно подчинившего себе все восточнославянские племена, стало возможным лишь тогда, когда несколько сгладились различия между югом и севером с точки зрения условий ведения сельского хозяйства, когда и на севере оказалось достаточное количество распаханных земельных пространств и потребность в тяжёлом коллективном труде по подсеке и корчёвке леса значительно уменьшилась. Вследствие этого произошло выделение крестьянской семьи как нового производственного коллектива из патриархальной общины.

О сдвигах в социально-экономических отношениях к IX — X вв. свидетельствуют изменения в характере погребальных обрядов и форм поселений, наблюдаемые почти во всех славянских землях. Там, где были коллективные родовые усыпальницы, появляются индивидуальные или парные погребения под небольшой курганной насыпью. Это означает, что отдельные семьи повсеместно выделились как производственные единицы, разорвав древние родовые связи. Этот общий процесс мог быть только отражением новых явлений во внутренней жизни славян — возникновения сельских соседских общин и постепенного перехода к феодализму. Среди археологических памятников IX в. встречаются городища со многими сотнями изб. Это поселения широко разросшихся сельских общин.

Нарушение родовой сплочённости, уход отдельных смердов (крестьян) из общины в неукреплённые починки и заимки, разумеется, ослабляли их сопротивляемость напору дружинников и способствовали прямому подчинению или экономическому закабалению этих смердов.

Возможно, что одним из первых видов эксплуатации у восточных славян, как и у других народов, была эксплуатация рабов. Но, хотя рабы и работали в феодальных усадьбах на Руси, рабовладение не стало здесь основой производственных отношений. Разложение первобытно-общинного строя у восточных славян происходило в то время, когда рабовладельческий строй уже изжил себя во всемирно-историческом масштабе. В процессе классообразования Русь пришла к феодализму, минуя рабовладельческую формацию.

В IX—X вв. формируются антагонистические классы феодального общества. Повсеместно увеличивается количество дружинников, усиливается их дифференциация, идёт выделение из их среды знати — бояр и князей.

Известно большое количество дружинных курганов, в которых зарыты оружие и дорогие вещи. Наибольший интерес представляют курганы, находящиеся вокруг больших городов, будущих княжеских столиц — Киева, Чернигова, Смоленска, Суздаля и др. Городские кладбища насчитывают иногда по нескольку тысяч могильных насыпей. По богатству положенных с покойниками вещей и по размерам курганов можно разделить их на три группы: курганы простых дружинников, бояр и князей. В курганах двух последних групп встречаются наборы разнообразного оружия и доспехов, серебряные и золотые вещи, дорогие привозные сосуды, остатки сожжённых рабынь и рабов. Для княжеских курганов характерно наличие предметов языческого культа — жертвенных ножей, идолов, священных турьих рогов. Отсюда видно, что князья совмещали функции светских владык и верховных жрецов. Княжеские и боярские курганы представляли собой огромные земляные холмы, для насыпки которых требовался труд многих тысяч крестьян.

Интересную картину представляют, например, черниговские курганы. В окрестностях древнего города Чернигова имеется несколько отдалённых друг от друга дружинных кладбищ, на которых находятся погребения рядовых воинов, и несколько крупных боярских курганов с захороненными в них ценными вещами. Очевидно, часть дружины и боярства жила в самом городе близ князя, а некоторые бояре со своими воинами проживали в загородных сёлах, возможно, являвшихся их вотчинами.

Таким образом, на основании анализа погребальных памятников IX—X вв. можно сделать вывод о наличии в это время классового расслоения общества и об использовании господствующим классом феодалов труда зависимых крестьян.

К IX в. у славян получило значительное развитие ремесло. Кузнецы научились изготовлять не только железо, но и высококачественную сталь. Появились серебряных дел Мастера, гончары и ремесленники ряда других специальностей. Важным в истории возникновения феодализма является вопрос о времени появления на Руси городов, но он не решён ещё в полной мере историками. В условиях родоплеменного строя существовали определённые центры, где собирались племенные веча, выбирался князь, совершалась торговля, производились гадания, решались судебные дела, приносились жертвы богам и отмечались важнейшие даты года. Иногда такой центр становился средоточием важнейших видов производства. В древнем Пскове, например, археологами обнаружено много железоплавильных горнов.

Большинство этих древних центров превратилось позднее в средневековые города. В IX—X вв. феодалы создали ряд новых городов, служивших как целям обороны от кочевников, так и целям господства над закрепощаемым населением. В городах концентрировалось и ремесленное производство. Старое название «град», «город», обозначавшее укрепление, стало применяться уже к настоящему феодальному городу с детинцем-кремлём (крепостью) в центре и обширным ремесленноторговым посадом.

При всей постепенности и медленности процесса феодализации можно всё же указать определённую грань, начиная с которой имеются основания говорить о феодальных отношениях на Руси. Этой гранью является IX столетие.

Сведения восточных авторов, восходящие в своём большинстве к источникам IX в., дополняют данные археологии. Из арабских, среднеазиатских и персидских сочинений мы узнаём о том, что славяне занимались земледелием, что у них достигло значительных размеров бортничество (у одного владельца было до сотни ульев). Особенно интересны данные о социальных отношениях у восточных славян. «У русов существует класс рыцарей»,— сообщает безымённый среднеазиатский географ. Другие авторы говорят о делении славян на простых и знатных, о князе, собирающем дань, творящем суд, имеющем в своём подчинении «правителей отдалённых областей», распоряжающемся конницей.

Часть крестьян, как можно полагать на основании более поздних известий, эксплуатировалась князьями путём взимания дани, часть вносила оброк боярам и дружинникам или выполняла на их землях барщинные работы. Из источников можно вынести совершенно определённое впечатление, что в IX в. у восточных славян уже образовалось феодальное государство.

Краткая история Украины

Тим Ламберт

Ранняя история Украины

В VII веке до н.э. на территории современной Украины жили люди, называемые скифами. Позже греки обосновались на северном побережье Черного моря и основали там города-государства. Славяне заселили Украину в 5-6 веках нашей эры.

Затем, в 9 веке, шведские викинги приплыли по рекам в самое сердце Восточной Европы. Некоторые из них осели на Украине. В 882 году варяг по имени Олег захватил Киев, и он стал столицей могущественного государства. В 988 г. при Владимире I Украина приняла христианство.

Однако в 11-12 веках государство распалось на осколки. Катастрофа случилась в 1240 году, когда монголы во главе с Батыем, внуком Чингисхана, завоевали Южную и Восточную Украину. Однако северная и западная Украина оставались независимыми до 14 века, когда ее захватили поляки и литовцы. Они постепенно оттеснили монголов или татар. Однако татары по-прежнему владели Крымом, а в 15 веке попали под власть Турецкой империи.

В 15-м и 16-м веках некоторые крепостные (на полпути между рабами и свободными людьми) бежали от польских помещиков и поселились в степях Украины. Их называли козаки (казаки), что означает вольные люди. Казаки образовали самоуправляемые общины. В конце концов они объединились в казачье гетманство во главе с гетманом (генералом).

В конце 17 века Польша стала господствовать над западной Украиной, а Россия доминировала над восточной Украиной. Затем в 18 веке Екатерина Великая, императрица России, была полна решимости присоединить восточную Украину к России. Казацкая Гетманщина была упразднена в 1764 г.

Между тем, в 18 веке Польша пришла в упадок, и в 1772-1795 годах Россия и Австрия решили помочь себе на польской территории. Большая часть западной Украины была захвачена Россией (за исключением небольшой полосы на крайнем западе, которая досталась Австрии). Наконец, в 1783 году Россия завоевала Крым. Екатерина Великая также основала Одессу.

Украина 20 века

В 19 веке Украина находилась под жестким контролем России. Но с середины 19 века распространился национализм. В 1918, пока Россия вела гражданскую войну, Украина ненадолго стала независимой. Однако в 1921 году русские вынудили Украину стать частью Советского Союза.

Сталин решил, что хозяйства в Украине должны быть коллективизированы. Другими словами, крестьян лишали земли и скота и заставляли работать в качестве батраков на землях, теперь принадлежащих государству. Неудивительно, что многие украинские крестьяне яростно сопротивлялись даже забою собственного скота вместо того, чтобы передать его государству.

Сталин был полон решимости сокрушить украинское крестьянство и устроил страшный голод 1932-33 годов, унесший жизни миллионов невинных людей. В 1932 году колхозам были даны совершенно нереальные нормы заполнения. Советский закон постановил, что крестьянам не разрешалось оставлять себе зерно, пока они не выполнят свои нормы. Они, конечно, не могли удовлетворить их, поэтому советские чиновники просто конфисковали все зерно, которое хотели, оставив крестьян голодать. Сколько людей погибло от этого рукотворного голода, точно неизвестно, но, вероятно, их было около 7 миллионов. Этот ужасный искусственный голод называется Голодомором.

Однако на этом страдания Украины не закончились. В 1937-39 годах Сталин развязал чистки, в ходе которых многие украинцы были казнены или отправлены в лагеря. Затем в 1941 году немцы вторглись. Они убили миллионы украинцев. Однако к 1943 году немцы проигрывали войну, и 6 ноября 1943 года Красная Армия отвоевала Киев. После этого Сталин принял репрессии против всех, кого он подозревал в нелояльности или сотрудничестве с немцами. Все крымские татары были депортированы.

В 19В 86 году на Чернобыльской АЭС произошла авария. Власти пытались скрыть катастрофу, и это вызвало большое негодование. В конце 1980-х украинцы стали все больше недовольны правлением из Москвы, и в 1989 году было сформировано РУХ (Украинское народное движение за перестройку), а в 1990 году прошли демонстрации.

С крахом коммунизма и распадом Советского Союза в 1991 году Украина снова стала независимой. Однако переход от социализма к капитализму был болезненным. Украина несколько лет страдала от высокой инфляции и экономического спада. Однако экономический рост со временем снова начался.

Украина 21 век

Переход от диктатуры к демократии тоже не прошел гладко. В конце 2004 года Виктор Янукович победил на президентских выборах. Однако многие считали, что выборы были сфальсифицированы, и сторонники другого кандидата Виктора Ющенко проводили демонстрации в течение 10 дней. В конце концов, был проведен повторный тур, и Ющенко был избран. Он стал президентом в начале 2005 года. Это назвали Оранжевой революцией.

Украина сильно пострадала во время экономического спада 2008-2009 гг.. Но это было временно, и Украина восстановилась.

В 2013 и 2014 годах по Украине прокатилась волна демонстраций, когда президент Янукович отверг договор об ассоциации с ЕС. В феврале 2014 года украинский парламент проголосовал за отстранение Януковича от власти. После новых выборов Петр Порошенко стал президентом Украины.

Киев, Украина

В 2014 году Россия незаконно аннексировала Крым.

В 2022 году население Украины составляет 44 миллиона человек.

24 февраля 2022 года Россия вторглась в Украину. В настоящее время украинский народ мужественно сопротивляется.

Разруха в Украине: как помогает Красный Крест

Откройте для себя Украину

Краткая история Чешской Республики

Для корректной работы этой веб-страницы используются файлы cookie и JavaScript. Мы настоятельно рекомендуем включить эти технологии в вашем браузере. В случае неправильно отображаемого контента вы можете запросить необходимую информацию по адресу электронной почты [email protected]

. Перейти в меню, перейти к содержанию


Язык

английский , Чески ,


Поиск

Расширенный поиск


Представлены основные исторические очерки конкретных периодов чешской истории — Великоморавского царства (9 век), династии Пржемысловичей (9-14 века), династии Люксембургов (14-15 века), Гуситской революции (1419 — 1436 г. ), династия Ягеллонов (15-16 вв.), династия Габсбургов (16-20 вв.), основа современной чешской нации и независимого государства (с 19 в.18).

Основная историческая справка:

4 век до н.э. – кельтская культура

  • Около 4 века до н.э. современная Чехия была заселена кельтами. Они были первой этнической группой, прибывшей в этот район, кельтское племя бойи, давшее стране латинское название — Boiohaemum (Богемия). Позже их вытеснили германские племена (маркоманы, киди).

 

5-6 век — приход славян

  • В конце 5-го и начале 6-го веков славянские племена поселились на территории Богемии и Моравии. Первая половина 7 века знаменует собой первую успешную попытку объединения славянских племен с рождением так называемого «царства Само».

 

Вторая половина IX века — приход христианских миссионеров

  • В течение последних двух третей IX века была создана Великоморавская империя, впоследствии разрушенная мадьярами в 903-907.
  • Великоморавское царство оказало существенное влияние на развитие культуры и религии восточных и южных славян. В 863 году византийские христианские миссионеры Константин и Мефодий прибыли в Моравию, чтобы ввести там славянскую литургию. Однако очень скоро влияние Римско-католической церкви расширилось, оказавшись решающим в ходе истории Богемии и Моравии.

 

9 век — 1306 год постепенное укрепление Чешского государства в период правления династии Пржемысловичей

  • Во время правления династии Пршемысловичей чешское государство постепенно укреплялось и сумело сохранить свой фактический суверенитет, несмотря на формальные вассальные связи со Священной Римской империей.
  • 935 — смерть принца Вацлава, покровителя Богемии
  • 973-976 — учреждение Пражского епископства
  • 1085 — Вратислав стал первым чешским князем, которому было даровано право пользоваться королевским титулом в награду за его поддержку императора Генриха IV во время борьбы с папой Григорием VII.
  • 1212 — Пржемысл Отакар I получил Золотого Быка Сицилии, указ о провозглашении Богемии королевством, а чешских князей наследственными королями. Таким образом, Богемия стала одним из важнейших государств в рамках Империи.
  • 1253-1278 годы — правление могущественного короля Пржемысла Отакара II характеризовалось политикой расширения власти. Эта экспансионистская тенденция продолжилась и во время следующего правления династии Пршемысловичей.
  • 1306 – убийство Вацлава III и династия Пршемысловичей угасает.

 

1346-1378 – правление Карла IV из Люксембургской династии, пик престижа и могущества королевства Богемия

  • Правление династии началось, когда Иоанн Люксембургский избран королем Богемии в 1310 году. Таким образом, короли Люксембурга добавили к своему королевству новые регионы. Чешское королевство было названо Коронными землями Богемии, этот термин стал официальным по указу Карла IV в 1348 году. Официальные Коронные земли составляли королевство Богемия и так называемые прилегающие земли — маркграфство Моравия, Силезские княжества.
    , Верхняя Лужица, а с 1368 г. и Нижняя Лужица.
  • Наивысшего могущества и престижа Чешское королевство достигло во времена правления Карла IV (1346-1378), второго Люксембурга на престоле Богемии: в 1344 г. было основано Пражское архиепископство, в 1348 г. Карлов университет, первый университет на севере Альп, и Карл IV был коронован римским императором в Риме в 1355 году.

 

Начало 15 века — кризис государства приводит к гуситскому движению

  • Движение за реформы, названное Гуситской революцией (1419 — 1436), было вызвано, среди прочего, экономическим и политическим кризисом во время правления Вацлава IV (1378-1419), преемника Карла IV. Этот кризис усугублялся проблемами в тогдашней Европе (Великий раскол, критика Церкви). Гуситское движение было вдохновлено идеями мастера Яна Гуса, проповедника, сожженного на костре в 1415 году в Констанце. Несмотря на его смерть, его сторонники успешно продолжали свои усилия по реформированию Церкви.
  • Наследник короны Богемии, римский император Сигизмунд, пытался силой подавить нарастающую революцию, но гуситы сопротивлялись его пяти последовательным крестовым походам в 1420-1431 годах. Только победа 1434 г., когда умеренные победили радикалов, открыла путь для временного соглашения между гуситской Богемией и католической Европой. Это соглашение, Базельские договоры, было провозглашено в 1436 году и подтвердило деноминацию гуситов, и позже ему будет соответствовать Реформация 16 века. Гуситское движение во многом изменило структуру общества и впервые в христианской Европе создало религиозный дуализм.
  • С упадком могущества и процветания Церкви дворянство и города смогли получить прибыль. Чешская нация и чешская культура вышли на передний план общественной жизни. В годы смуты во главе чешской политической жизни стал чешский дворянин — Георгий Подебрадский, искусный дипломат и человек незаурядной личности. Он был избран королем Богемии в 1458 году. Его дипломатическая деятельность — особенно его усилия по созданию мирной конфедерации европейских суверенов — простиралась даже за горизонт Центральной Европы.

 

1471 – 1526 – династия Ягеллонов

  • 1471-1516 – Владислав Ягеллон, сын короля Польши Казимира, был избран королем Богемии. При Владиславе и его сыне Людовике власть сословий росла, а королевская уменьшалась. Произошел конфликт между королевскими городами и дворянами, а также религиозная борьба между гуситской церковью и католической церковью меньшинства, стремившейся восстановить свою прежнюю власть.

 

1526 — 1918 — династия Габсбургов на престоле Богемии

  • Австрийские Габсбурги унаследовали престол Богемии, когда пресеклась линия Ягеллонов . Правление Габсбургов принесло повторное введение римско-католической веры, централизацию и строительство многонациональной империи. Габсбурги включили коронные земли Богемии в свою монархию и оставались частью империи Габсбургов до 1918 года.
  • 1620 — поражение Чешских сословий в битве при Белой Горе, продолжение централизации империи Габсбургов
  • Когда Рудольф II (1576-1611) во время своего правления уехал из Вены в Прагу, чешская столица превратилась в важный центр европейской культуры. Чешские сословия вынудили Рудольфа II издать декрет — так называемый «Майестатус» — провозгласивший свободу вероисповедания. Императоры Матиас и Фердинанд пытались ограничить эту свободу, и их усилия спровоцировали гражданскую войну между сословиями и католическим императором, которая позже распространилась на Европу под названием Тридцатилетней войны. Чехи избрали независимого короля, однако сословия потерпели поражение в 1620 году в битве на Белой Горе, и Чешское королевство утратило свою независимость на следующие почти 300 лет. Период Тридцатилетней войны принес в Богемию политические беспорядки и экономическую разруху, что имело далеко идущие последствия для будущего развития страны. Жители Богемии были вынуждены принять католическую веру или эмигрировать. Трон Богемии был передан по наследству династии Габсбургов, а самые важные должности были навсегда переведены в Вену.
  • В период после окончания Тридцатилетней войны культура высокого барокко глубоко укоренилась в Богемии. Чешское барокко на протяжении нескольких столетий влияло на архитектуру чешских городов и деревень.
  • Кризис феодализма и фискальные интересы государства привели к просветительским реформам Марии Терезии и Иосифа II во второй половине 18 века. Реформы принесли некоторые положительные результаты, поскольку Богемия и маркграфство Моравия стали независимыми частями Габсбургской монархии. Однако были и отрицательные результаты. Реформы способствовали централизации власти и германизации, что оказалось серьезной угрозой самобытности славянских национальностей империи.

 

28.10.1918 — основание Чехословакии, независимого государства чехов и словаков за политическую эмансипацию. В революционном 1848 году чешские политики выступили с первыми последовательными политическими предложениями, направленными на преобразование империи в федеративное государство. Стремление к национальному освобождению подкреплялось быстрой индустриализацией Богемии, сделавшей страну наиболее развитой землей монархии во второй половине XIX в. век.

  • В годы Первой мировой войны чешская политика совершила радикальный поворот в результате деятельности за границей будущих президентов Т. Г. Масарика и Э. Бенеша. Поражение Австро-Венгрии открыло путь к основанию независимого государства чехов и словаков (28.10.1918). Чехословацкая Республика вошла в десятку самых развитых стран мира. Двадцатилетний период демократии и процветания закончился агрессией гитлеровской Германии. Конференция в Мюнхене и последующая немецкая оккупация 19 марта39 положило конец независимому чешскому государству.
  •  

    15.3.1939 — 9.5.1945 — Немецкая оккупация во время Второй мировой войны.

    • В октябре 1938 года нацисты оккупировали Чешскую Судетскую область с молчаливого согласия Великобритании и Франции после печально известного Мюнхенского соглашения. В марте 1939 года Германия оккупировала Богемию и Моравию.

     

    Февраль 1948 г. — приход к власти коммунистов

    • После Второй мировой войны восстановленная республика стала частью советской сферы власти. Период «ограниченной» демократии завершился приходом к власти коммунистов в феврале 1948 года. Вся частная собственность была экспроприирована, а политические права и права человека были подавлены. В августе 1968 г. «Пражская весна», попытка изменить и очеловечить коммунистическую тотальность и ослабить связи с Советским Союзом, потерпела неудачу, когда в августе 1968 г. в страну вторглись советские войска и войска Варшавского пакта9.0087

     

    Ноябрь 1989 г. — падение коммунистического режима Ноябрь 1989 года. Изменения были подтверждены избранием Вацлава Гавела президентом республики.

     

    1.1. 1993 г. – после распада Чехословакии образована современная Чехия

    • 1 января 1993 года произошло мирное разделение Чехословацкого государства и были образованы независимые Чешская и Словацкая Республики. Вацлав Гавел был избран первым президентом Чехии. В последующие годы Чехия присоединилась к Организации экономического сотрудничества и развития – ОЭСР (1994 г.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *