Кто написал коран: Когда и как был написан самый первый Коран?

7 доказательств того, пророк Мухаммад (ﷺ) не является автором Корана

Идея о том, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) написал Коран, широко распространена на Западе. Давайте, попробуем кратко рассмотреть этот вопрос, опираясь на задокументированные исторические факты, логику, а также жизнь, личность и качества самого Посланника (мир ему и благословение Всевышнего). Жизнь последнего из пророков (мир ему и благословение Всевышнего), пожалуй, наиболее полно и строго документирована из всех людей того времени. Этот факт позволяет нам внимательно изучить утверждение о том, что Коран принадлежит его авторству. Исламские учёные подробно обсудили этот вопрос и привели сотни доказательств, подтверждающих божественное происхождение Корана. Здесь мы упомянем лишь некоторые из них.

1. Почему Пророка (мир ему) называют «Умми»?

Ранним арабам Мекки было хорошо известно, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) был не умел ни читать, ни писать. В самом Коране также говорится об этом: «Скажи [о Мухаммад]: «О люди! Я — Посланник Аллаха ко всем вам. Аллах – Тот, Кому принадлежит власть над небесами и землей. Нет бога [достойного поклонения], кроме Него. Он оживляет и умерщвляет. Уверуйте же в Аллаха и в Его Посланника, пророка, не умеющего ни читать, ни писать, который уверовал в Аллаха и [во все] Его слова [ниспосланные ему и всем другим пророкам]. И последуйте за ним [признав обязанность жить в соответствии с религией, и не довольствуясь только устным признанием], чтобы оказаться наставленными [на истинный путь]».(сура «аль-Араф» 158 аят). Когда ангел Джабраиль впервые явился Пророку (мир ему и благословение Всевышнего), то обратился словом Благородного Корана – «Читай». Но Посланник ответил, что не умеет читать. Следовательно, на тот период Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) был не в состоянии составить даже небольшую книгу. И во всем этом кроется божественная мудрость, ибо в Коране сказано: «Ты не читал до этого (до начала откровения) ни одной книги и не переписывал (ни одну книгу) своей рукой. Иначе сторонники лжи впали бы в сомнение» (сура «аль-Анкабут» 48 аят).

2. Помощь Всевышнего

Однажды группа людей обвинила жену Пророка Аишу (да будет доволен ею Аллах) в прелюбодеянии. Клеветнические обвинения потрясли мусульманскую общину в Медине и привели к тому, что Посланник (мир ему) не знал, что ему делать дальше: как реагировать на происходящее и как поступить, чтобы сохранить справедливость. Наконец, через месяц Посланнику были ниспосланы аяты, которые доказывали невиновность Аиши и обличали тех, кто выдвигал против неё ложные обвинения. Второй случай. Вожди племени Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), курайшиты, однажды задали Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего) несколько вопросов, чтобы проверить его и убедиться, действительно ли он посланник Бога. Прошли недели, а Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) не давал никаких ответов, потому что не знал их. В результате этой задержки члены его племени обвинили Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) во лжи. Наконец, посланник Творца (мир ему и благословение Всевышнего) получил через откровение целую главу Корана – суру «аль-Кахф» (18 сура), а также другие аяты, в которых были ответы на все вопросы, заданные курайшитами. Третий случай. В первые дни Ислама мусульмане во время молитвы обращались лицом к Иерусалиму. Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) желал и хотел изменить направление молитвы с Иерусалима на Мекку. Но не он сам стал причиной этой перемены – вместо этого он ждал приказа от своего Господа. В Коране говорится: «[О Пророк!] Мы видим, как ты обращаешь лицо к небу [в ожидании прихода откровения об изменении направления намаза на Каабу], и Мы обязательно обратим тебя к кыбле, которой ты будешь доволен. Обрати же лицо [во время намаза] в сторону мечети аль-Харам. [О верующие!] И где бы вы ни были, [во время намаза] обращайте лица в ее сторону. Поистине, те, кому дана Книга [из иудеев и христиан], знают, что [изменение кыблы] это – истина от их Господа [ибо они знали, что Посланник Аллаха [да благословит его Аллах и да приветствует] – это пророк, о котором говорилось в их книгах, и что он не станет приказывать что-то неправильное]. И от Аллаха не скрыто ничего из того, что они делают» (сура «аль-Бакара» 144 аят). Во всех этих и многих других случаях Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) не действовал до тех пор, пока ему не приходило откровение, представляя собой ясный ответ или повеление от Всевышнего. Иногда из-за задержки окончательного ответа Пророка упрекали и обвиняли в том, что он лжепророк. Логично предположить, что если бы Коран был написан Пророком (мир ему и благословение Всевышнего), то он бы не задерживался с ответами, подвергая себя опасности. Это еще раз доказывает, что Коран был сотворен Всевышним Аллахом. На каком языке люди будут разговаривать в Раю?

3. Язык Корана

Ещё одним важным моментом в этом отношении является огромная разница между языковым стилем Корана и собственным стилем общения Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Сравнение записанных за ним высказываний с Кораном явно демонстрирует нам, что язык, которым написан Коран, кардинально отличается от стиля речи Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Достоверно известно, что сами арабы были удивлены языком Благородного Корана, потому что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего), как известно, не составлял никакой литературы до Божественного откровения. Очевидно, что язык Корана не был заимствован из языка самого Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Даже в переводе не говорящие по-арабски люди могут увидеть разницу между Кораном и хадисами.

4. Различия между словами Пророка и аятами Корана

Сборники хадисов по своему объёму гораздо больше, чем Коран. Коран – это речь Аллаха, ниспосланная последнему пророку в истории человечества Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего) через ангела Джабраиля (мир ему), которая в последствие была передана нам сподвижниками. Слово хадис же означает «новости», «повествование». Именно в этом общем смысле оно используется в Коране. Технически, слово хадис означает, в частности, сообщения (устные и письменные) о Сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Аяты Корана, которые исцеляют

5. Коран рассказывает о всех пророках и народах, которые были раньше

Часто люди говорят о том, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) не имел никаких предварительных знаний о том, что было ему ниспослано в откровение, в том числе о пророках, которые были до него. В Коране об этом говорится: «И тебя [о Мухаммад] не было на западном склоне, когда Мы возложили на Мусу поручение. Ты не присутствовал [там]. Однако Мы дали жизнь [многим] поколениям после Мусы, и прошло много времени. Тебя также не было среди жителей Мадьяна, чтобы ты мог читать им наши аяты, но это Мы отправили посланников» (сура «аль-Касас» 44-45 аяты). В другом месте Благородного Корана рассказывается: «Это – один из рассказов о сокровенном, которые Мы внушаем тебе [о Мухаммад, то есть передаем в виде откровения]. Тебя не было рядом с ними, когда они [священники Иерусалима] кидали свои палочки для письма [в воду, бросая таким образом жребий], кто из них будет опекать Марьям. Тебя не было рядом с ними, когда они спорили [об этом]» (сура «Али Имран» 44 аят). В 102 суре написано: «Все это [то, что рассказывается в этой суре] – часть рассказа о тайном. И Мы ниспосылаем тебе это в откровении. Ты не был с ними [чтобы знать все подробности этого повествования], когда они вместе принимали решение [бросить Юсуфа в колодец] и строили козни [против него]» (сура «Юсуф» 102 аят).

6. Коран неоднократно критиковал пророка Мухаммада

Однажды Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сидел с некоторыми вождями своего племени, рассказывая им об Исламе, чтобы они приняли истинную веру. Слепой человек, который уже был мусульманином, пришёл к Пророку (мир ему и благословение Всевышнего), чтобы задать ему несколько вопросов об Исламе. Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) не обращал на него внимания, поскольку был занят тем, что передавал послание Ислама вождям курайшитов, надеясь, что они примут Ислам. После этого случая Пророку (мир ему и благословение Всевышнего) пришло откровение, упрекающее и порицающее его за данный поступок: «Он нахмурился и отвернулся, от того, что к нему пришел слепой. Откуда ты знаешь – возможно, он очистится» (сура «Абаса» 1-3 аяты). Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) любил есть мёд. Однажды он отказался от употребления мёда после того, как его жёны отговорили его от этого из-за ссоры, которую они затеяли между собой. Всевышний снова упрекнул и отчитал его: «О Пророк! Зачем ты запрещаешь [себе] то, что разрешил тебе Аллах, стремясь угодить своим женам? И Аллах – Прощающий, Милующий» (сура «ат-Тахрим» 1 аят). Во время предстоящей битвы некоторые люди, которые принимали Ислам не сердцем, а из-за собственной выгоды, однажды пришли к Пророку (мир ему и благословение Всевышнего) и попросили его освободить их от участия в военном походе. Милосердный Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) принял их оправдание. Тогда откровение снова снизошло на него: «Да простит тебя Аллах! Почему ты разрешил им [остаться дома и не участвовать в джихаде]? [Следовало немного подождать] пока тебе не станет ясным, кто говорит правду [оправдываясь], а кто лжет» (сура «ат-Тауба» 43 аят). Это лишь часть случаев, когда Всевышний наставлял Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), указывая на его ошибки. Если бы Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сам писал Коран, была ли нужда в добавлении этих аятов, которые только могут навредить его имиджу? Логично, что Коран – это не слова пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), а откровение Милостивого Творца.

7. В Коране сказано, что источник Писания – Аллах

Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) не имел никакого права прибавлять или убавлять из того, что было ему ниспослано: «И если бы он (Мухаммад) приписал Нам какие-то слова, то Мы схватили бы его без промедления и отрезали ему аорту (отстранили бы от Себя)» (сура «аль-Хакка» 44-46 аяты). Если бы Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) действительно был автором Священного Корана, то почему он должен был произносить эти слова и включать их в Книгу? Какой был бы от этого толк для него лично? Всем было известно, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) за всю свою жизнь ни разу не солгал. До пророчества даже языческие идолопоклонники свидетельствовали о его правдивости, и он был известен как «заслуживающий доверия» и «правдивый». Должны ли мы верить в то, что внезапно, в возрасте 40 лет, Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) не только начал длинную цепочку лжи, но и что эта ложь была направлена против Самого Бога? Как мы с вами видим, это далеко не так, а источник Благородного Корана – Сам Творец. Будет ли принята дуа, совершенная не на арабском языке?

Ильмира Гафиятуллина

islam-today.ru

Чудо Корана в неповторимости коранического стиля, который невозможно исказить

В Коране сказано: «Если вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу, то сочините одну подобную суру и призовите своих свидетелей, помимо Аллаха, если вы говорите правду» (Коран, 2:23).

Есть люди, испытывающие сомнения в том, что Коран послан нам от Господа. По мнению этих неверующих, священная Книга является сочинением человека. Опровергает это сам Господь, предлагающий любому из сынов человеческих сочинить одну-единственную суру, которая по своей мыслительной мощи, моральной силе, чистоте и разуму будет равна тем, что находятся в Коране. Эту суру Аллах предлагает автору представить на суд людей и проверить, будет ли воздействие этой суры на умы столь же сильно, как воздействие Корана.

Содержание

Pinterest Человек не способен излагать свои мыли в кораническом стиле

Чудо Корана в неповторимом стиле изложения

«Если вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу, то сочините одну подобную суру и призовите своих свидетелей, помимо Аллаха, если вы говорите правду» (Коран, 2:23).

Это вызов, который Аллах бросил всему человечеству. Все праведные предшественники и мусульмане мира уверены, что никто и никогда не сможет написать суру, которую можно будет включить в Коран. Величайшей книге критические стрелы не страшны, не страшны ей и любые аналитические проверки, в том числе, самые жесткие и предвзятые.

Критически настроенные граждане порой утверждают, что аят о невозможности сочинить что-то равное Корану не могут быть решающим доводом о его неповторимости. Критики говорят: «Аят сам по себе несет печать субъективизма и всякий может сочинить книгу, заявляя, что она уникальна. Такой же подход можно использовать и для Корана. Для одного человека Книга является непревзойденной, для другого – нет. У каждого человека есть свое мнение».

Богословы отвечают критикам, что людское мнение слабо, постоянно меняется и не проходит проверку временем. Маловероятно, что Господь послал бы людям аят о неповторимости Корана, если бы мир был основан на мнениях людей. Если бы Коран сочинил человек, вряд ли он стал бы включать в Книгу вышеприведенный аят. Мир людей – это бесконечное вращение судеб. Сегодня кто-то находится в зените славы и величия, а уже завтра он находится у подножия своего пьедестала в качестве раба.

То же самое происходит и с творчеством людей. Сегодня автор, сочинивший гениальное произведение, вознесен публикой до небес, а завтра он уже забыт, а вместо него толпа выкрикивает имя конкурента.

Однажды великий британский музыкант Джон Леннон, находящийся в тот момент в зените славы, заявил, что созданная им группа «Битлз» стала на планете популярнее Иисуса Христа. Разве это не претензия на почти религиозную славу, которая, по мнению Леннона, будет продолжаться вечно. Но посмотрим, что произошло через 30 лет. Популярность «Битлз» снизилась в сотни раз, о них по-настоящему помнят только ретроманы, собирающие старый винил. Но нет в мире человека, который бы не слышал имя пророка Исы (Иисуса), мир Аллаха ему.

Известен постулат, в той или иной форме присутствующий в мифологии многих народов мира. Этот постулат говорит о том, что желающие иметь абсолютную власть и неограниченные денежные ресурсы, должны просто придумать собственное религиозное учение. Эта мифологема неоднократно воплощалась в реальности. Достаточно вспомнить учения Будды и экономическую теорию Карла Маркса. Результаты этих «программ» вышли за пределы своего предназначения, и оказались чрезвычайно живучими. Достаточно вспомнить, что при жизни Будда никогда не заявлял, что он пророк, не провозглашал своей божественной сущности. Тем не менее, люди сделали его богом, а буддизм официально стал мировой религией.

Работы К. Маркса по экономике никоим образом не провозглашали необходимость тоталитаризма, насилия над целыми народами и превращения экономического учения в псевдо-религию. Тем не менее, в странах бывшего соцлагеря воплощение в жизнь идей Маркса привело к кровавым репрессиям, к насилию, а те, кто использовали марксизм в своих целях, имели неограниченную власть и денежные ресурсы.

Не такими удачными оказались другие религиозные «проекты», например, зороастризм. Эта квази-религия оказалась локальной, а впоследствии исчезла. В истории человечества было много и лжепророков, имен которых ныне не знают даже самые осведомленные богословы.

Религия останется живой лишь в том случае, если она переживет смерть своего пророка: последователи учения должны получить учение достаточно мощное и авторитетное, чтобы оно успешно проходило через земные катаклизмы.

Но чтобы учение продвигалось, множества копий книг, в которых изложены основные принципы религии, недостаточно. Если религиозное учение представлено одной древнейшей книгой, постепенно оно исчезнет по самым разным причинам. Например, война с более сильным государством и последующий разгром приведут к снижению веры в Бога и к утрате религиозности. Драгоценный манускрипт побежденного народа становится достоянием противника и тот волен поступить с ним по собственному усмотрению. Чаще всего враг просто уничтожает чужую святыню.

Так погибают выдуманные религии. Ислам же прошел через все вышеописанные катаклизмы, но не исчез. Почему? Ответ может быть только одним – учение получено людьми от самого Господа.

Доказательства того, что Коран от Бога

Убедительные и неопровержимые доказательства для людей размышляющих.

Поистине, в этом напоминание тому, кто обладает сердцем (способным понимать),
кто слушает (и внемлет руководству), присутствуя (умом и сердцем).  (Коран, сура «Каф», 50:37).

Коран помнят наизусть миллионы мусульман

Достаточно вспомнить о смерти почти всех носителей мудрости Корана во времена Абу Бакра (р.а.). Любая выдуманная религия однозначно бы погибла после этой трагедии. Ислам – выжил. Исходя из этого можно утверждать, что Коран является уникальным религиозным наследием, которое распространялось в первозданном виде не в виде книг (книги можно сжечь), а в головах людей – хафизов.

Хафизы существуют и сейчас, и их очень много. Они наизусть заучивают Коран и берегут священные тексты в своей памяти. Удивительно, но порой хафизы даже не знают арабского языка.

Столь бережное хранение Корана совершенно не коррелирует с известными утверждениями, что Ислам в мире насаждали с помощью меча. Разве стали ли люди заучивать наизусть то, что было навязано им насилием? Разумеется, критики на это ответят, что ничего уникального в этом обстоятельстве нет, просто Коран оказался очень удачной религией, которой «повезло».

Неповторимость коранического стиля изложения

В Коране эпоха до дарения людям откровения Божьего называется джахилией. В этот временной промежуток арабы больше всего любили упражняться в поэзии. В разных странах проходили состязания среди поэтов и писателей. Победителей чествовали, а их стихи золотым тиснением наносили на стены древних городов. Арабский язык невероятно мелодичен, поэтому в поэзии равных арабам нет. Победители конкурсов были невероятными поэтами, великими мастерами слова. Строки, нанесенные на стенах Каабы дошли до нас, их изучают студенты лучших саудовских и египетских вузов.

Для чего студентов заставляют учить джахилийские стихи наизусть? Чтобы привить им вкус к подлинному литературному языку. Арабский язык, равно как и другие мировые языка, постоянно видоизменялся и чистых памятников искусства осталось не так много. Заучивая джахилийские строки, студенты узнают, как звучала речь праведников из поколения Мухаммада (мир ему и благословение Единого Бога) до того, как Пророку были явлены откровения Господа.

Кроме того, в стихах содержится много деталей о жизни того времени. Россияне таким образом получают информацию о жизни своих дальних предков из стихов Пушкина, Баратынского, Лермонтова.

Однако, основной целью заучивания стихов джахилийского периода является их сравнение с Кораном. Все знатоки поэзии, литературные критики едины во мнении – джахилийские стихи прекрасны, литературно совершенны, полны метафорами и философией, но, при всем этом, они и не могут и на километр приблизиться к Корану.

Ведущие специалисты хором утверждают, что Коран на порядок выше даже самых гениальных стихов лучших поэтов. Текст Священной Книги изложен величественным, понятным и приятным языком. Праведники вспоминают, что во время чтения Корана язычникам, те замирали и вслушивались в звучание Книги, а затем падали на колени и молились Аллаху.

Вспомним слова Господа о Коране:

«Это – не слова поэта» (Коран, 69:41).

Мог ли написать Коран пророк Мухаммад (мир ему и благословение Бога)? Он был неграмотен, он никогда не читал стихов, он не знал наизусть ни одного стихотворения. Господь устроил память своего Пророка так, чтобы в ней не помещались стихи, и люди не могли обвинить Посланника Аллаха в стихотворчестве.

Коран не является поэтической книгой, поэтому рифмовать его строчки при переводе не следует. Многочисленные утверждения о несомненном преимуществе Корана над самыми высокими образцами поэзии общеизвестны. То, что стихи лучших языческих поэтов дошли до людей – отнюдь не случайное явление. Эти строки показывают, насколько человеческая мысль ничтожна в сравнении с Откровением Господа. Даже самые гениальные, самые потрясающие поэты не смогли приблизиться к Корану, что подтверждает правоту 23-го аята суры «Корова», взятого в качестве эпиграфа к этой статье.

Нет ни малейшей возможности написать подражание Корану или создать суру, которая будет хотя бы отдаленно похожа на текст из Книги.

Неутомимые критики на это могут заявить, что Коран – величайший литературный памятник своей эпохи, но в новое время его все-таки писатели одолели. Известный критик Корана Д. Сысоев в своей книге коснулся этого вопроса. По словам Сысоева, литературно Коран скучен, логические цепи часто разрываются, много повторений одних и тех же фраз. По смыслу многие фразы вытекают одна из другой. Сысоев делает вывод, что Коран мог считаться литературным образцом лишь на фоне произведений 6-го века, но уже через несколько столетий мусульманские и другие писатели превзошли литературные достоинства Корана. Критик утверждает, что строки из древнегреческих поэтов, прежде всего, Гомера, гораздо красивее, нежели суры.

Сысоев упоминает о поэтах и драматургах Древней Греции в контексте религиозных сочинений. Но древнегреческая культура оказала огромное влияние и на мусульманское общество, став причиной многих ересей. При этом, Корану удалось избежать каких-либо заимствований из древнегреческих текстов, а оригинал Евангелие был написан на греческом.

Мнение Сысоева является не более чем субъективным восприятием. Оценивать Коран, опираясь на тексты философов Древней Греции и поэтов античности нельзя. Гомер, например, никогда не говорил об уникальности своих произведений и о том, что их ему внушил Господь. Величие произведений Гомера связано с мощью империи греков и, позднее, римлян, повсюду насаждавших собственную культуру.

В России для получения известности во всем народе произведение должно изучаться в школе. Так текст получает читателя, но читателя, так сказать, подневольного, из-под палки. Такая известность не отражает всенародную любовь. Например, произведения Ленина публиковали огромными тиражами, их изучали в институтах, обсуждали на форумах. Но после того, как СССР развалился, книги Ленина отправились на свалку.

Древнегреческая культура – это не труды Ленина, но и ее насаждают в ВУЗах насильно в связи с огромным влиянием этой культуры на христианство, которое считается в настоящий момент доминирующей мировой религией. В последнее время Ислам ослаб (с этим вряд ли кто-то будет спорить), но при этом Коран продолжают изучать на добровольной основе.

Насаждаемая во многих регионах мира исламофобия сделала Коран еще популярней и сегодня Книга переведена почти на все мировые языки.

Сысоев также упоминает о песнопениях православных отцов, которые, по его словам, сильнее литературно, нежели суры Корана. Сегодня обычный христианин не в состоянии поименно назвать всех 12 апостолов. Что уж говорить об отцах православной церкви вроде Романа Сладкопевца, на которого ссылается Сысоев. Роман Сладкопевец – всего лишь человек, и он просто не в состоянии описать в своей книге все бытие человека, всю историю людей, рассказать о Судном дне, дать универсальные нравственные ориентиры.

Человеческий разум изначально ограничен, какой бы выдающейся не была личность. Чтобы хотя бы немного объяснить свое видение мира, историки и политики пишут многотонные труды, но и их не хватает. Автор постоянно что-то упускает, ему приходится писать новый том. Вспомним поправки, которые постоянно вносятся в конституции разных стран.

  • Коран – это одна книга, но в ней присутствует вся суть бытия.
  • Каждое поколение находит в Коране именно то, что ему нужно.
  • Коран говорит, что на свете нет проблем, которые нельзя решить.
    Господь дал людям болезни, но дал и исцеление, дал бедность, но дал и богатство.
  • Любая сура Корана несет в себе больше толкований, чем «Илиада» Гомера.

Сысоев отмечает также «скучность» Корана. Вполне возможно, что это связано с некачественным переводом Книги. Не так давно мусульмане, только принявшие Ислам, были вынуждены использовать для молитвы Коран в переводе Крачковского. В магазинах просто не было Книги в других переводах. Приходя в мечеть, прихожане сетовали, что они не могут понять практически ничего из того, что говорит мулла. Если читателю не доступно для понимания содержание книги, он быстро утомляется и начинает скучать.

Сегодня подобной проблемы в России нет: есть довольно много отличных переводов Корана на русский язык. Каждый может заполучить и книгу комментариев к мекканским сурам, которые, объективно, трудны для понимания.

Коран изложен таким образом, что огромную важность играют все языковые оттенки. Одно слово может являться целым определением или даже законом (хукмом).

Что уж говорить про аяты, несущие в себе бездну смысла. Толкователи Корана со всего мира работают над объяснением сур Корана, стараясь изложить каждому свое понимание Книги.

В десятом аяте суры «Власть» сказано:

Грешники в аду кричат: «Если бы мы прислушивались и были благоразумны, то не оказались бы среди обитателей Пламени»» (Коран, 67:10).

В оригинале используется слово «накыль», переведенное на русский язык словосочетанием «мы благоразумны». Слово «накыль» восходит к слову «акль», или «разум». Понятие разума в современном мире означает свободу воли и мысли. Порой это означает, что люди действуют под диктовку собственных страстей. Разумная личность, исходя из сегодняшних реалий, это человек, никому не подчиняющийся, решающий все вопросы путем личного анализа. Большинство людей считают разумом личное мнение человека, выраженное на основе самостоятельных умозаключений.

В Коране речь идет о другом. Аллах употребляет однокоренное слово «накыль», говоря, что разумным человеком является лишь тот, что следует воли Аллаха, усваивает его указания и не противоречит Истине. Разумному человеку несвойственно ставить свое личное мнение над Кораном. Прочтя шариатский текст, разумный человек не будет утверждать, что прочитанное ложно, а у него есть собственное мнение. Разумному человеку очевидно, что Господь знает все лучше человека и вступать в споры со Всевышним безумно. Итак, разум по Корану является убежденностью в правоте Корана и Сунны в том, что праведники религии были во всем правы. Отход от истинного пути говорит о том, что человек попросту глуп.

В качестве подтверждения этого простого постулата можно привести слова из 2 суры Корана «аль-Бакара»:

«Неверующие подобны скотине, на которую прикрикивает пастух, тогда как она не слышит ничего, кроме зова и крика. Они глухи, немы и слепы. Они ничего не разумеют» (Коран, 2:171).

Подобных примеров, когда одно лишь слово в Коране обладает целой бездной метафизического смысла, в Книге очень много. Нужно откровенно сказать, что Книга, данная нам Господом, до сих пор не изучена и на один процент, в ней еще множество тайн, удивительных сакральных смыслов, которые еще только предстоит раскрыть. Древние и современные богословы всю жизнь бились над разгадкой Корана, и изучение Книги будет продолжено.

Изучение Корана

Изучать Коран – одно из самых благочестивых и интересных занятий. Это гораздо интереснее, чем целый день сидеть в Интернете или читать газеты. Книга, которая была послана Пророку Мухаммаду, мир ему, самим Господом – это бездна смыслов, уникальное место, в котором записано настоящее нашего мира, его прошлое и будущее. Коран поможет узнать будущее человечества, даст ответы на все вопросы, научит жизни.

Изучив Коран, человек получает право обучать других, приподнимаясь в глазах Господа, становясь в иерархии мира людей на более высокую ступеньку. Аллах дал людям особое послание, которое может получить каждый, открывший Книгу. Это послание можно и нужно разгадать. Коран адресован лично каждому человеку. Бог посредством этой книги общается с людьми, наставляет их на путь истинный.

Богословы обсуждали и будут обсуждать уникальность Корана. В арабском языке есть слово «иджаз», которое можно перевести, как «неспособность». В 3-ем столетии по летоисчислению мусульман этим словом стали называть невозможность создать что-то равное Корану по стилю, философии и форме. Постепенно термин укоренился в богословской науке.

Стало понятно, что относительно уникальности Корана у мусульман никаких расхождений нет:

  • Коран для мусульман является величайшим чудом пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего Бога). Как, если не по Божьей воле неграмотный человек, не умеющий читать, вдруг сообщил миру столь совершенный текст? Откуда человек, никогда не бывавший на море, узнал все о морской стихии и даже о подводном мире океана?
  • Исламские ученые, богословы и филологи в один голос твердят о чудесной природе Корана. В своих работах они доказывают уникальность Священной Книги и отмечают Ее непохожесть на все прочие тексты в мире.
  • Айаты Корана неподражаемы по стилевому решению, они невероятно глубоки, но при этом просты для понимания обычными людьми. В Коране сказано: «Это – разъяснение людям, и руководство, и увещевание для богобоязненных».

В сфере законов Коран невероятно мудр и всеобъемлющ. Все стороны жизни человека охвачены этой Книгой, все рассказал людям и объяснил Всевышний. В айятах содержатся пророчества о будущих событиях, многие из которых уже сбылись. Такие вещи могут исходить только от Всевышнего, людям подобное знание недоступно.

Наконец, Коран содержит сведения из области науки, которые не вступают в противоречия с достижениями наших дней, несмотря на то, что Пророк Мухаммад (мир ему) узнал о них от Господа свыше 14 веков назад.

Происхождение Корана: от откровения к священной книге

  • Опубликовано

    Бехнам Садеги

    Стэнфордский университет

    Пророк Мухаммед распространял Коран по частям и постепенно с 610 по 632 год нашей эры, в год своей смерти.

    Свидетельства указывают на то, что он процитировал текст, а писцы записали то, что услышали.

    Некоторые из сподвижников Пророка решили собрать в отдельные тома все «суры» (главы), которые были распространены таким образом.

    Это усилие дало ряд версий писания, принадлежащих разным «сподвижникам» Пророка, версии, которые сегодня мы называем «кодексами сподвижников».

    Вскоре после смерти Пророка в разных частях мусульманских земель стали популярны различные кодексы Сподвижников.

    Например, в Куфе, новом городе на юге Ирака, популярным кодексом был кодекс сподвижника Ибн Масуда, который уехал туда жить.

    Источник изображения, AFP

    Подпись к изображению,

    Согласно исламской традиции, Мухаммед встретился с ангелом Гавриилом в пещере на горе Хира, недалеко от Мекки, и приказал произнести то, что стало первыми явленными словами Корана

    Стандартизация

    Кодексы Companion были очень похожи. Например, последовательность стихов в сурах была одинаковой, как и большинство слов в стихах.

    Тем не менее, некоторые слова и фразы были другими.

    Различия отражали частично устную передачу текста, то есть они такого рода, которые мы ожидаем увидеть при записи устного текста.

    Эти различия иногда влияли на смысл, но не меняли основных идей Корана.

    Например, они не повлияли на представления Священного Писания о природе Бога и не изменили основные религиозные обязательства.

    Источник изображения, AFP

    Image caption,

    Процесс сбора всех откровений из письменных и устных источников занял некоторое время

    Около 650 г. н.э. халиф Усман, который сам был близким соратником Пророка, поручил комитету установить официальную версию Корана на основе существующих копий священного писания и знаний экспертов.

    Разумно предположить, что он беспокоился о текстовом разнообразии и хотел способствовать текстовому единообразию.

    Он разослал эту официальную версию по разным городам, и люди начали ее копировать.

    Эта текстовая традиция Усмана затмила и в конечном итоге заменила традиции Ибн Масуда и других кодексов сподвижников повсюду в мусульманском мире, тем самым выполнив цель Усмана по большему текстовому единообразию от места к месту.

    Источник изображения, AFP

    Подпись к изображению,

    Начнем с того, что Коран передавался устно последователями Пророка. Сегодня миллионы детей-мусульман все еще заучивают его наизусть

    Различные чтения

    Стандартизация Усмана позволила сократить текстовые вариации, но не устранила их полностью. Текст, установленный Усманом, допускал несколько прочтений.

    Поскольку в письме, которым были написаны ранние Кораны, отсутствовало большинство гласных и знаки, по которым можно было бы различить несколько согласных, текст можно было читать по-разному.

    Несомненно, устная традиция сдерживала вариации, запрещая многие другие варианты прочтения.

    Тем не менее, возникло множество вариантов прочтения. Некоторые из них влияют на смысл, но ни один из них не меняет основных идей Корана.

    Например, читатели разошлись во мнениях относительно того, говорится ли в стихе 57 суры 6, что Бог «говорит» правду (якуссу) или «судит» правдиво (якди), два слова, которые выглядят одинаково в арабском письме. Но поскольку обе идеи широко распространены в Коране, ни одно из них не влияет на общий смысл писания.

    Из вышеизложенного становится очевидным, что мусульмане жили в условиях определенного разнообразия в пределах в целом стабильного и единообразного текста с момента зарождения ислама.

    Мусульманские теологии по-разному восприняли эту историческую реальность.

    В то время как противоположные мнения всегда существовали и сохраняются сегодня, преобладающее мнение заключалось в том, что различные версии и прочтения Корана, восходящие к раннему исламу, пользуются одобрением Бога.

    Эта идея была воплощена в раннем заявлении о том, что Бог ниспослал Коран в различных формах, и позже была конкретизирована такими авторами, как ученый XV века Ибн аль-Джазари.

    Источник изображения, AFP

    Подпись к изображению,

    Варианты прочтения Корана не меняют его основных идей. Однако в природе знания развиваться.

    Ранние манускрипты Корана представляют собой один из ресурсов, который может добавить новые идеи и нюансы к нашим знаниям об истории текста.

    Радиоуглеродное датирование, благодаря техническим достижениям последних десятилетий и неустанным усилиям многих ученых, превратилось в эффективный и точный способ датирования рукописей, особенно при проведении в лучших лабораториях, таких как в Оксфорде, Аризоне и Цюрихе. .

    Однако в работу лучших ученых могут закрасться экспериментальные ошибки.

    Можно контролировать ошибки, тестируя более одного образца из рукописи.

    Несколько тестов коранического манускрипта под названием «Сана 1» (включая новый тест, который мы с Мохсеном Гударзи опубликуем в ближайшее время) датируют его первой половиной 7-го века.

    Исследователи продолжают проверять все больше и больше рукописей, многие из которых относятся к первому веку ислама. Все это открывает благоприятные перспективы для изучения Корана.

    Бехнам Садеги — доцент кафедры религиоведения Стэнфордского университета, специализирующийся на первых веках ислама. Он является автором книги «Логика законотворчества в исламе: женщины и молитва в правовой традиции», опубликованной издательством Cambridge University Press в 2013 году.

    Кто на самом деле написал Коран?

    Дебаты о еде на ифтар на прошлой неделе выдвинули на первый план необходимость лучшего понимания ислама среди многих христиан. Здесь Уилл Джонс исследует одну важную область непонимания.


    Кто написал Коран? Вы можете подумать, что ответ на этот вопрос очевиден: Мухаммед написал Коран. И ключевое различие между мусульманами и немусульманами заключается в том, верят ли они, что Бог вдохновил его на это. Но если бы вы дали такой ответ, вы были бы совершенно неправы.

    Во-первых, даже мусульмане не думают, что Мухаммед написал Коран. Они верят, что Бог написал это, а затем открыл Мухаммеду. Технически, вы могли бы подумать. Но на самом деле они даже не верят, что Мухаммед, когда ему было открыто, тоже записал это. Он говорил это, проповедовал это, декламировал это ( qur’an  буквально переводится как «чтение»). И окружающие его, его последователи, потом запоминали это, а некоторые записывали на чем попало, например, на пальмовых листьях и камнях. Так как же она стала книгой? Согласно исламской традиции, только после смерти Мухаммеда (в 632 г. н.э.) при первом халифе Абу Бакре все эти части были собраны вместе и составлены в книгу. Писцу Зайду было поручено найти все части и собрать их в один том. И примерно через 20 лет, при третьем халифе Усмане, тому же писцу было поручено собрать все еще существовавшие варианты версий, определить правильную и сжечь остальные. Вы можете подумать, что этот бессистемный процесс не внушил бы уверенности в том, что конечный продукт содержит подлинные слова и только подлинные слова Мухаммеда. Но это официальная версия, и мусульмане, кажется, вполне ею довольны.

    Что современные ученые думают об этой истории? Не очень, как это бывает. Существуют всевозможные потенциальные проблемы с традиционным исламским повествованием, которое получено из источников, составленных только спустя столетия после Мухаммеда. Возможно, наиболее важным и заслуживающим внимания здесь является то, что появляется все больше свидетельств того, что Коран, или, по крайней мере, большая его часть, предшествует Мухаммеду. Был найден ряд фрагментов рукописи, которые можно датировать (методом радиоуглеродного анализа пергамента) задолго до того, как Мухаммед был активен. Он также изобилует сельскохозяйственными и географическими ссылками, которые неуместны на засушливом Аравийском полуострове, и написан на диалекте арабского языка, который, по мнению даже ранних мусульманских ученых, не был диалектом племени Мухаммеда в Мекке. Текущее мышление все еще далеко от устоявшегося, но некоторые данные свидетельствуют о том, что оно могло возникнуть в южном Леванте или северной Аравии.


    Так как же получилось, что число стало ассоциироваться с пророческим призванием Мухаммада из Мекки? Это вопрос, который ученые только начинают исследовать, и еще слишком рано давать ответы с какой-либо уверенностью. Важным аспектом проблемы является то, что Коран состоит из двух отдельных слоев, одного более раннего и одного более позднего. Мусульманская традиция объясняет это с точки зрения миграции Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 году ( год хиджры 9 г.0127), когда его акцент заметно сместился с мирного сосуществования с представителями других верований на насильственную нетерпимость и имперские амбиции. Однако два слоя, А и В, имеют настолько различный характер, что трудно отнести их к одному и тому же автору или авторам. Они используют совершенно разный словарный запас и стиль, совершенно разные по своему риторическому качеству и демонстрируют совершенно разные приоритеты.

    Слой А (приблизительно к 86 сурам (главам), «ниспосланным до хиджры», хотя и есть некоторая путаница) представляет собой прекрасно написанную теологическую работу с высоким риторическим мастерством. Он носит общий характер, и большая его часть посвящена изложению библейских (и апокрифических) историй (особенно историй об Адаме, Ное, Аврааме и Моисее) в качестве поощрения и предупреждения, а события в них упоминаются как знамения, а те, кто причастен к принесению Божье Слово как Посланники. Он проявляет большой интерес к примирению библейских традиций с собственным богословским повествованием и содержит очень мало подробных этических предписаний.

    Слой B (приблизительно к 28 сурам «после хиджры») совершенно другой: он имеет гораздо более неуклюжий риторический стиль (по большей части, хотя и с некоторыми более изящными пассажами), более длинные стихи и гораздо меньше библейских ссылок, что делает интенсивное использование второго лица (обращение непосредственно к слушателю) и включает множество ссылок на Посланника (единственное число), который читает Коран как Пророк, подчеркивая необходимость повиноваться ему. Он включает в себя различные конкретные местные упоминания о Мухаммеде, Мекке, мечети и Ясрибе (Медине), множество подробных моральных и юридических предписаний, некоторые личные наставления для Пророка и особые разрешения для него (особенно в отношении его жен), многочисленные анти- Христианская и антиеврейская полемика и множество призывов к борьбе с врагом и неверующим.


    Ученые все еще ищут объяснения происхождения этих двух слоев. Одна из наиболее вероятных возможностей заключается в том, что первый слой каким-то образом оказался во владении общины Мухаммеда в Мекке, где они основали свою монотеистическую кораническую секту и где впоследствии признали пророческое призвание Мухаммеда в коранической традиции. Второй слой был затем добавлен позже Мухаммедом (и, возможно, его окружением) после переезда в Медину, где кораническая религия и пророческое призвание Мухаммеда быстро стали инструментами для обретения власти и построения империи. Это не означает, что Мухаммед и его сподвижники не верили искренне в его пророческое призвание — вполне могли верить. Но те, кто знал об истинном происхождении Корана, возможно, были вполне счастливы позволить Мухаммеду, считавшемуся последним и величайшим из Посланников и Пророков, использовать его для своего призвания и использовать так, как он считал нужным. .

    В качестве альтернативы может быть совершенно другое объяснение, например, согласно которому Мухаммед вообще не участвовал в создании Корана (такие идеи, безусловно, выдвигались некоторыми учеными, которых называют «ревизионистами»). Какова бы ни была правда, одна вещь выглядит все более вероятной: большая часть Корана была написана совершенно другим человеком, а не кем-то другим, а не Мухаммедом из Мекки. И уже одно это угрожает некоторым фундаментальным заявлениям ислама о происхождении их религии.

    Если бы эта информация была более широко известна среди мусульман, она, несомненно, могла бы отвлечь некоторых от преданности жизни и примеру Мухаммеда. Ибо как можно было не смягчить апелляцию Пророка ислама, если было признано, что он не мог быть первоначальным посланником большинства самых священных текстов ислама?

    Слишком долго мусульмане были ограждены от воздействия бодрящих ветров историко-критической науки, и в результате мифология происхождения ислама смогла сохранить власть над умами мусульман. Так много радикальных групп, которые вели джихад против мира во имя своего Пророка, смотрели на его пример как на образец и вдохновение в своей борьбе. В наше время, когда многие мусульмане уже подвергают сомнению ислам из-за жестоких и разрушительных плодов глобального исламского пробуждения, современная наука может сыграть свою роль в том, чтобы направить сердца на более мирный путь.

    (Эта статья была впервые опубликована в журнале Crisis Magazine и воспроизводится здесь с разрешения.)


    Колин Чепмен написал захватывающий отчет об ожиданиях мусульман в отношении священных писаний, о том, как они относятся к Библии, и о реакции христиан на их вопросы. Библия глазами мусульманина можно купить на веб-сайте Grove Books за 3,95 фунта стерлингов бесплатно по почте.


    Подпишитесь на меня  на Twitter @psephizo. Нравится моя страница  на Facebook.


    Большая часть моей работы выполняется внештатно . Если бы вы оценили этот пост, не могли бы вы пожертвовать 1,20 фунта стерлингов в месяц  на поддержку создания этого блога?

    Если вам понравилось, сделайте поделитесь в социальных сетях (Facebook или Twitter) с помощью кнопок слева. Подпишитесь на меня в Твиттере @psephizo. Нравится моя страница на Facebook.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *