Воспитание и образование Николая II
Государь император Николай II родился 6 мая 1868 г. – в день святого Иова Многострадального, как он сам иногда любил отмечать. Старший сын наследника престола, Николай с детства был «обручен Царству» и это наложило особый отпечаток на все его воспитание. Образование он получил весьма тщательное. С детства Николая обучали иностранным языкам, которыми он овладел в совершенстве. После общеобразовательного курса, пройденного под общим руководством ген. Данилевича, Николай получил высшее юридическое и высшее военное образование, причем его преподавателями были выдающееся профессора высших учебных заведений: К. П. Победоносцев, Н. X. Бунге, М. Н. Капустин, Е. Е. Замысловский, генерал Г. А. Леер и М. И. Драгомиров. По окончании теоретической подготовки, наследник ознакомился с практикой военного дела, состоя в рядах лейб-гвардии Преображенского полка и лейб-гвардейской Конной Артиллерии, и два лета проведя в составе лейб-гвардейского Гусарского полка, и начал пообщаться к государственным делам, председательствуя в комитетах, заседая в Государственном Совете и Комитете Министров.
Николай II в пятилетнем возрасте. Фото 1873 года
Эта тщательная и планомерная подготовка будущего Николая II к исполнению обязанностей монарха не была доведена до конца вследствие ранней смерти его отца императора Александра III, который не думал, что ему не суждено дожить и до 50 лет. Наследник еще не был введен в курс высших государственных дел; многое ему пришлось уже после восшествия на престол узнать из доклада своих министров.
(По материалам книги С. С. Ольденбурга «Царствование императора Николая II»)
«Только и было его беззаботной лёгкой жизни – до 26 лет, только и было тех несравненных петербургских зим. По утрам – уже хиреющие теоретические занятия по государствоведению, в 22 года отпали и они. А целые дни свободны, чаи, завтраки и обеды с титулованными и приближёнными, ни одного вечера дома, балеты, французские пьески, песенники и цыгане, то венгерцы, то зурначи с лезгинкой, вина, пробы рулетки, редко ложился Николай раньше часа, а то и в три, с трудом подымался или даже скрадывал сном половину урока и никогда не оплакивал отмену заседания Государственного Совета или заседание короткое. (Отец заставлял отсиживать. Сам с собою заключал пари, сколько минут сегодня продлится заседание, точно следил по часам и рассчитывал, куда ещё можно успеть ринуться). В году два раза говенья, иногда праздничные приёмы, а то – вседневная свобода, на катке в Аничковом весёлая возня с девицами Шереметевыми или с ними же в прятки, то смотреть через забор на Невский, то с молодёжью по набережной. Рано усвоенная привычка записывать это всё в дневник, когда-нибудь забавно будет вспомнить. И рано оцененное чтение из русской истории – оказалось, что нет интересней книг, живое чувство предков, как будто это сегодня происходит или ещё произойдёт. Английский, немецкий, французский языки – как будто и не в труд, сами собой. А теоретическим военным занятиям всегда предпочитал практическую службу: последовательно в пехоте – командиром батальона преображенцев, в кавалерии – командиром эскадрона лейб-гусар, да два года в гвардейской конно-артиллерийской бригаде.
Наследник Цесаревич Николай Александрович. Фото 1889 года
Каждое лето и отбывал с ними поочерёдно лагерные сборы. То переходы верхами, то разыгрывание атак (ото всего на память – снимки), иногда подъёмы среди ночи, а с рассвета досыпанье, с офицерами состязания по стрельбе в тарелки, трубачи и песенники, – всё это легко и весело молодому здоровому. Жизнь на вольной природе, вне дворцового ритуала, – свои удовольствия: прыгать через костёр, играть в городки, возиться на сене, лазить на крышу, грести на байдарках, на лёгких двойках, ловить рыбу, стрелять уток, в дурную погоду – биллиард, анекдоты. А вечера – всё равно свободны, Красное Село – рядом, после обеда каждый вечер туда, усиленная закуска с выпивкой, или катанье на музыке в охотничьем шарабане, или танцы с институтками или ужины с испанцами, с малороссиянами, с цыганами до 6 утра. А в сезон милого красносельского театра – на оперетки, на балеты, и ходить за сцену. Положительно очень заняла маленькая Кшесинская 2-я, всё больше обаяла.
Ещё особые месяцы – это сентябри, месяцы императорской и великокняжеской охоты. Охота – из самых лучших человеческих удовольствий. Конные переходы, загоны, стоянье на номерах, стрельба; стрельба – вот олень на полном скаку падает как заяц, за наезд убивали одних оленей десятками, а козлов, а кабанов! (Иногда и неудача, пропуделяешь). Дамы на псовой охоте. Масса зайцев, фазанов, куропаток, наконец и тетерева. Трудолюбивые охотники не знают себе пощады – то встают в темноте, то в дождь и холод в сёдлах по 30 вёрст. Обеды с музыкой, вкруговую из рога шампанское за убитых оленей. Охотничьи музыканты на валторнах. Дразнить беловежских зубров. Лаун-теннис. Обедни в походной церкви. Сеансы фокусника. Для препровождения времени – игра на деньги, в карты и в биллиард. Приходили соседние крестьяне с музыкою славить – раздавали по полтысячи платков крестьянкам, давка…»
(А. И. Солженицын об образовании и воспитании Николая II. Цитата из книги «Август Четырнадцатого», глава 74).
СВЯТЫЕ ДЕТИ. О воспитании детей в царской семье.
Император Николай II (1868–1918) был идеальным семьянином, мужем, отцом, а императрица – образцом любящей супруги и заботливой матери.
Распорядок дня.
В любой книге по воспитанию ребенка авторы обязательно порекомендуют нам приблизительный режим дня для детей разного возраста. Конечно же, режим – это очень нужно и важно (при условии, разумеется, что он не превращается в постоянную пытку для ребенка). И все бы хорошо, кроме одного: не предусмотрено время на молитву. А без этого, без освящения грядущего дня обращением к Богу все остальное уже не столь важно. В семье императора Николая Александровича было иначе. «Весь внешний и духовный уклад домашней жизни царской семьи представлял собой типичный образец чистой, патриархальной жизни простой русской религиозной семьи, – вспоминал генерал-лейтенант М.К. Дитерихс, автор книги «Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале». – Вставая утром от сна или ложась вечером, каждый из членов семьи совершал свою молитву, после чего утром, собравшись по возможности вместе, мать или отец громко прочитывали прочим членам положенные на данный день Евангелие и Послания. Равным образом, садясь за стол или вставая из-за стола после еды, каждый совершал положенную молитву и только тогда принимался за пищу или шел к себе. Никогда не садились за стол, если отец чем-нибудь задерживался: ждали его».
В этом семействе чередование различных занятий также было регламентировано и соблюдался режим достаточно строго. Но не настолько строго, чтобы стать для детей невыносимым. Распорядок дня не тяготил царевен и царевича.
Когда императорская семья пребывала в Царском Селе, ее жизнь носила более семейный характер, приемы были ограничены. Свита во дворце не жила, поэтому за столом семья собиралась без посторонних. Дети, подрастая, обедали вместе с родителями. Пьер Жильяр оставил описание зимы 1913–1914 года, проводимой семьей в Царском Селе. Уроки с наследником начинались в 9 часов с перерывом между 11 часами и полуднем. В этот перерыв совершалась прогулка в карете, санях или автомобиле, затем занятия возобновлялись до часу дня. После обеда учитель и ученик проводили два часа на воздухе. Великие княжны и государь, когда бывал свободен, присоединялись к ним, и Алексей Николаевич веселился с сестрами, спускаясь с ледяной горы, которая была устроена на берегу небольшого озера. В 4 часа дня уроки возобновлялись до ужина, который подавался в 7 часов для Алексея Николаевича и в 8 – для остальных членов семьи. День заканчивали чтением вслух какой-нибудь книги.
Царское село, 1913
Праздность была абсолютно чужда всем членам императорской семьи даже после ареста. По словам М.К. Дитерихса, «вставали в 8 часов утра; молитва, утренний чай всех вместе… Гулять разрешалось им два раза в день: от 11 до 12 часов утра и от 2 с половиной до 5 часов дня. В свободное от учебных занятий время государыня и дочери шили что-нибудь, вышивали или вязали, но никогда не оставались без какого-либо дела. Государь в это время читал у себя в кабинете и приводил в порядок свои бумаги. Вечером, после чая, отец приходил в комнату дочерей; ему ставили кресло, столик, и он читал вслух произведения русских классиков, а жена и дочери, слушая, рукодельничали или рисовали. Государь с детства был приучен к физической работе и приучал к ней и своих детей. Час утренней прогулки император обыкновенно употреблял на моцион хождения, причем его сопровождал большей частью кн. Долгоруков; они беседовали на современные переживавшиеся Россией темы. Иногда вместо Долгорукова его сопровождала какая-нибудь из дочерей, когда они поправились от своей болезни. Во время дневных прогулок все члены семьи, за исключением императрицы, занимались физической работой: очищали дорожки парка от снега, или кололи лед для погреба, или обрубали сухие ветви и срубали старые деревья, заготавливая дрова для будущей зимы. С наступлением теплой погоды вся семья занялась устройством обширного огорода, и в этой работе с ней вместе принимали участие некоторые офицеры и солдаты охраны, уже привыкшие к царской семье и стремившиеся выказывать ей свое внимание и доброжелательство».
Об этом же пишет и Пьер Жильяр, рассказывая о заключении царской семьи в Тобольске: «Император страдал от недостатка физического труда. Полковник Кобылинский, которому он на это жаловался, приказал привезти березовые стволы, купил пилы и топоры, и мы могли теперь заготовлять дрова, в которых так нуждались на кухне, а также в доме для топки наших печей. Эта работа на открытом воздухе являлась для нас большим развлечением за время нашего пребывания в Тобольске. Великие княжны в особенности горячо пристрастились к этому новому спорту».
Здесь нужно заметить, что такими занятиями, как, например, прополка сорняков в огороде, великие княжны не гнушались и до ареста. Старшие дочери во время Первой мировой войны были загружены до предела. Императрица всегда прилагала усилия к тому, чтобы оказать реальную помощь ближним, и привлекала детей к делу благотворительности.
Образование
Образованием детей в основном занималась Александра Феодоровна. Пьер Жильяр, вспоминая первые свои уроки с Ольгой и Татьяной, которым было тогда соответственно десять и восемь лет, так описывал отношение императрицы к учебным занятиям дочерей: «Императрица не упускает ни одного моего слова; у меня совершенно ясное чувство, что это не урок, который я даю, а экзамен, которому я подвергаюсь… В течение следующих недель императрица регулярно присутствовала на уроках детей… Ей часто приходилось, когда ее дочери оставляли нас, обсуждать со мной приемы и методы преподавания живых языков, и я всегда поражался здравым смыслом и проницательностью ее суждений». Жильяр явно был удивлен таким отношением государыни и «сохранил совершенно отчетливое воспоминание о крайнем интересе, с каким императрица относилась к воспитанию и обучению своих детей, всецело преданная своему долгу». Он рассказывает о том, что Александра Феодоровна хотела внушить дочерям уважение к наставникам, «требуя от них порядка, который составляет первое условие вежливости… Пока она присутствовала на моих уроках, я всегда при входе находил книги и тетради старательно расположенными на столе перед местом каждой из моих учениц. Меня никогда не заставляли ждать ни одной минуты».
Не один Жильяр свидетельствует о таком внимании государыни к учебным занятиям своих детей. Софи Бухсгевден также пишет: «Ей нравилось присутствовать на уроках, обсуждать с учителями направление и содержание занятий». Да и сама Александра Феодоровна рассказывала императору в письме: «Дети начали свои зимние уроки. Мария и Анастасия недовольны, но Беби все равно. Он готов еще больше учиться, так что я сказала, чтобы уроки продолжались вместо сорока пятьдесят минут, так как теперь, слава Богу, он гораздо крепче».
Некоторые противники канонизации царской семьи возмущались, как могли православные родители, имеющие возможность выбирать наставников для своих детей, назначить учителями к ним иностранцев, инославных. Обратившись к воспоминаниям A.А. Танеевой, посмотрим, ошиблась ли в этом августейшая чета:
«Старшим учителем, который заведовал их образованием, был некий П.В. Петров. Он назначал к ним других наставников. Кроме него, из иностранцев были Mr. Gibbs и Mr. Gilliard. Первой их учительницей была госпожа Шнейдер, бывшая раньше учительницей великой княжны Елизаветы Феодоровны. Она же потом обучала русскому языку молодую государыню и так и осталась при дворе. У Трины – так ее называла государыня – был не всегда приятный характер, но она была предана царской семье и последовала за ней в Сибирь. Из всех учителей дети их величеств больше всего любили Gilliard’a, который сначала учил великих княжон французскому языку, а после стал гувернером Алексея Николаевича; он жил во дворце и пользовался полным доверием их величеств. Mr. Gibbs’a тоже очень любили; оба последовали в Сибирь и оставались с царской семьей, пока большевики их не разлучили».
Даже после ареста всей семьи, не зная, что ожидает их в будущем, августейшие родители решили, что дети не должны прерывать учебу. «По мере выздоровления их Высочества принялись за уроки, но так как учителей к ним не допускали, за исключением тоже арестованного Жильяра, то эти обязанности ее Величество разделила между всеми. Она лично преподавала всем детям Закон Божий, его Величество – Алексею Николаевичу географию и историю, великая княжна Ольга Николаевна – своим младшим сестрам и брату английский язык, Екатерина Адольфовна Шнейдер – арифметику и русскую грамматику, графиня Генне – историю, доктору Деревенько было поручено преподавание Алексею Николаевичу естествознания, а мой отец занимался с ним русским чтением. Они оба увлекались лирикой Лермонтова, которого Алексей Николаевич учил наизусть; кроме того, он писал переложения и сочинения по картинам, и мой отец наслаждался этими занятиями», – писала Т. С. Мельник-Боткина.
Развлечения
То, что царские дети никогда не сидели без дела, вовсе не значит, что они вообще не отдыхали. Детские игры государыня тоже считала делом, причем делом весьма важным: «Просто преступление – подавлять детскую радость и заставлять детей быть мрачными и важными… Их детство нужно по мере возможности наполнить радостью, светом, веселыми играми. Родителям не следует стыдиться того, что они играют и шалят вместе с детьми. Может, именно тогда они ближе к Богу, чем когда выполняют самую важную, по их мнению, работу».
Родителей, которые захотят послушаться мудрого совета императрицы Александры Феодоровны, эти слова могут предостеречь сразу от двух ошибок. Первая: у взрослых есть склонность резко ограничивать ребячьи забавы, при этом часто забывают, что дети есть дети и нельзя постоянно приносить их игру в жертву занятиям, пусть даже самым важным. Вторая ошибка: пустить ребенка на самотек, не интересуясь его занятиями в часы досуга, как, например, делают многие мамы, разрешая детям часами напролет играть в компьютерные игры. Организовать детскую игру ненавязчиво и мудро – большой талант. К счастью, у царских детей были мудрые, любящие родители, всегда готовые разделить их забавы, а потому отдых великих княжон и наследника всегда был веселым и здоровым.
Если бы сейчас родители сами играли с детьми или хотя бы просто вдумывались, во что играют и как развлекаются их чада, можно было бы избежать многих бед. Это не преувеличение. Что такое для ребенка игра? Акт творчества, познания, первые уроки жизни. Нормальная детская игра развивает ребенка, учит его принимать решения, быть самостоятельным. Правда, это не значит, что детские игры надо строго регламентировать. Иначе родители, испугавшись впасть в две первые ошибки, совершат третью – станут постоянно вмешиваться в игру ребенка «со своей взрослой колокольни», желая сделать ее правильной и «развивающей».
Государь Николай Александрович тоже очень любил проводить время с детьми, играя с ними. «Во время дневных прогулок государь, любивший много ходить, обыкновенно обходил парк с одной из дочерей, но ему случалось также присоединяться к нам, и с его помощью мы однажды построили огромную снеговую башню, которая приняла вид внушительной крепости и занимала нас в продолжение нескольких недель», – пишет П. Жильяр. Благодаря Николаю Александровичу его дети полюбили физические упражнения. Сам государь, по рассказу Юлии Ден, любил бывать на свежем воздухе, он был отменным стрелком, превосходным спортсменом. У него были чрезвычайно сильные руки. Излюбленным его развлечением являлась гребля. Он любил байдарку и каноэ. Когда императорская семья отдыхала в финских шхерах, государь проводил на воде целые часы.
Внешних развлечений, вроде выездов, балов, царские дети практически не знали. Они сами придумывали себе занятия, кроме игр на воздухе, прогулок и физических упражнений, – например, организовывали домашние театральные постановки. Эти маленькие пьесы всегда становились радостным событием, давали и детям, и родителям душевное отдохновение даже в трагические дни их заключения. Великие княжны очень любили решать головоломки. А царевич Алексей, как любой мальчик, собирал в карман всякие мелочи – гвозди, веревки и др.
Большой радостью были для царских детей летние поездки в шхеры или в Крым. Во время этих путешествий матросы учили детей плавать. «Но и кроме купания, в этих поездках было много радостного: катание на шлюпках, поездки на берег, на острова, где можно было возиться, собирать грибы. А сколько интересного на яхтах и судах, их сопровождавших! Гребные и парусные гонки шлюпок, фейерверк на островах, спуск флага с церемонией», – вспоминает П. Савченко.
Вся семья любила животных. Кроме собак и кота, у них был осел Ванька, с которым очень любил играть цесаревич. «Ванька был бесподобное, умное и забавное животное, – вспоминает П. Жильяр. – Когда Алексею Николаевичу захотели подарить осла, долго, но безрезультатно обращались ко всем барышникам в Петербурге; тогда цирк Чинизелли согласился уступить старого осла, который по дряхлости уже не годился для представлений. И вот таким образом Ванька появился при дворе, вполне оценив, по-видимому, дворцовую конюшню. Он очень забавлял нас, так как знал много самых невероятных фокусов. Он с большой ловкостью выворачивал карманы в надежде найти в них сладости. Он находил особую прелесть в старых резиновых мячиках, которые небрежно жевал, закрыв один глаз, как старый янки».
Так, по воспоминаниям людей, близко знавших императорскую семью, проводили досуг четыре дочери и сын императора Николая II. Их игры и развлечения способствовали единению семьи не только в радости, но и в горе, когда в заточении императорская семья явила даже враждебно относящимся к ним людям удивительный пример любви, единодушия и сплочения перед лицом смертельной опасности.
Николай II — Студенты | Britannica Kids
Британская энциклопедия, Inc.(1868–1918). Николай II был последним императором или царем России с 1894 по 1917 год. Николай, его жена и их пятеро детей были убиты большевиками, членами революционной группы (во главе с Лениным), захватившей власть. в России во время Октябрьской революции ( см. Русская революция) 1917 года.
Николай Александрович (фамилия Романов) родился 18 мая (6 мая по старому стилю) 1868 года в Царском Селе (ныне Пушкин), близ Санкт-Петербурга, Россия. Он был правнуком Николая I и старшим сыном Александра III. Его мать-датчанка была сестрой английской королевы Александры, жены Эдуарда VII. Николай получил военное образование от своего наставника и наслаждался физическими упражнениями и пышностью армейской жизни. Хотя он обладал большим личным обаянием, по натуре он был робок; он избегал тесного контакта со своими подданными, предпочитая уединение своего семейного круга. Николай был очень предан своей жене Александре Федоровне и находился под ее влиянием, на которой он женился в 189 г.4. Она была бывшей принцессой Аликс Гессен-Дармштадтской в Германии, внучкой британской королевы Виктории.
Николай был коронован на царство в Москве 26 мая 1896 года. Он был безнадежно нерешителен как всемогущий глава Российского государства. Он не доверял своим министрам, главным образом потому, что считал их интеллектуально выше себя. Николай чувствовал, что он получил свою власть от Бога, перед которым он один был ответственным, и его священным долгом было сохранить свою абсолютную власть в неприкосновенности. Вскоре после своего вознесения Николай разозлил простой народ, когда не позволил самоуправляющимся местным собраниям участвовать в работе правительства. Он боролся с народными волнениями с усилением полицейских репрессий.
Тем временем царская чета попала под чары коварного сибирского монаха Распутина. Алексей, их единственный сын и наследник престола, болел гемофилией, заболеванием крови. Когда у мальчика началось кровотечение, по какой-то неизвестной причине, казалось, только Распутин смог его остановить. Таким образом, Николай и Александра пришли к выводу, что жизнь Алексея зависела от Распутина. Таким образом, монах получил большую политическую власть и при этом оскорбил многих дворян.
Николай был первым русским государем, проявившим личный интерес к Азии, и его попытка сохранить и укрепить русское влияние в Корее — где также плацдармом была Япония — была отчасти ответственна за русско-японскую войну (1904–05). Поражение России не только разрушило мечты Николая о превращении России в великую евразийскую державу, но и поставило перед ним серьезные проблемы дома в виде широкомасштабных революционных движений.
Летом 1914 г. Россия и другие великие европейские державы оказались вовлечены в Первую мировую войну. В 1915 г. Николай, хотя и не имел военного опыта, уволил своего популярного главнокомандующего и принял на себя роль верховного главнокомандующего. Его последующий отъезд в штаб имел серьезные политические последствия. В его отсутствие верховная власть переходила к императрице. Под руководством Александры компетентные министры и чиновники были уволены и заменены никчёмными выдвиженцами Распутина. В конце 1916 консервативных заговорщиков, надеясь спасти монархию, убили Распутина и замышляли сместить Николая с царского поста.
В начале марта 1917 года в Петрограде (Санкт-Петербурге) вспыхнули беспорядки. Николай послал войска для наведения порядка, но было уже поздно восстанавливать доверие народа к своему царствованию. Правительство ушло в отставку, а Дума, поддержанная армией, призвала императора отречься от престола. В Пскове 15 марта Николай отрекся от престола как от себя, так и от больного Алексея в пользу своего брата Михаила (который на следующий день отказался от короны). Императорскую семью держали под охраной, пока их в конце концов не отправили в Сибирь.
Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия LC-B2-4315-10) In
Апрель 1918 года Николая и его семью увезли в Екатеринбург на Урал. Когда к этому району подошли антибольшевистские российские силы, местным властям было приказано не допустить спасения. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года все заключенные были убиты в подвале дома, где они содержались. Тела были сожжены, брошены в заброшенную шахту, а затем поспешно вывезены и закопаны в другом месте.
A Команда российских ученых обнаружила останки в 1976 году, но открытие держалось в секрете до распада Советского Союза. К 1994 году генетический анализ подтвердил, что это останки Николая, Александры, трех их дочерей (Анастасия, Татьяна и Ольга) и четырех слуг. Останки были отданы на государственные похороны 17 июля 1998 года и перезахоронены в соборе святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге. Останки Алексис и еще одной дочери (Марии) не находили до 2007 года, а в следующем году анализ ДНК подтвердил их личность.
20 августа 2000 года Русская Православная Церковь канонизировала императора и его семью, присвоив им низший чин святых за благочестие, проявленное ими в последние дни жизни. 1 октября 2008 года Верховный суд России постановил, что казни были актами «необоснованной репрессии», и восстановил репутацию семьи.
Насколько Николай II был готов стать царем в 1894 году? — История международного бакалавриата
Выдержки из этого документа. ..
Насколько Николай II был готов стать царем в 1894 году? По Дидерику тен Бринк, ИС11 Николай Романов пришел к власти на российском престоле в 1894 году. В этот момент династия оказалась под угрозой. Российская империя находилась под угрозой социальных волнений и стояла перед угрозой революции. Николаю Романову предстояло решить серьезные проблемы, которые он все еще мог решить, если бы был хорошо подготовлен. В этом очерке пойдет речь о том, насколько Николай Романов готовился стать царем и как он справился с важным положением. По характеру Николай считался очень застенчивым и ребячливым. Отчасти это было вызвано внешностью Николая, потому что он был довольно стройным. (Гурко, В. И.) Отец, Александр III, называл его «девчонкой» и считал слабаком (Фигес, Орландо). Появление Николаса заставило его семью называть его «Маленький Ники», что привело к неуверенности в себе. Несмотря на то, что Николас был довольно умен, его отец считал его глупым из-за его застенчивости и низкой самооценки.
У Николаса были прекрасные манеры и он был очень вежлив (частично из-за его собственного имиджа и того, как он равнялся на других людей). Однако в случае Николая вежливость и манеры обычно считаются хорошими для правителя; оно достигло более экстремальных уровней. Поскольку он был таким вежливым, он не осмеливался говорить против кого-то, хотя и не соглашался. Во время его правления это заставляло министров думать, что Николай согласен с их пунктами, в то время как Николай не соглашался и впоследствии отправил письмо. Так как не было встреч министров вместе (Николай этому препятствовал), то все договоренности должны были заключаться на личных встречах Николая с министрами. Никаких споров и споров не было, так как Николай был слишком вежлив, чтобы возразить мнению министра. Однако у Николая была очень хорошая память, но это не имело большого значения для его положения. У Николая было мало практических знаний о том, как управлять страной, так как он не был к этому хорошо подготовлен.
Можно даже сказать, что Николай был вакуумом власти. Он не доверял другим выполнять эту работу, но боялся делать ее сам. Такое поведение действительно привело к тому, что в Российской империи ничего не делалось. Личность Николая, его воспитание и миниатюрный образ правления оказали большое влияние на Россию. Бессилие Николая привело к проведению небольших реформ и углублению революционного кризиса. Хотя Николай II был очень готов и предан самодержавию, он был плохо подготовлен и не соответствовал масштабу проблем в России того времени. Николас не был готов к этой работе, потому что у него не было образования, необходимого для того, чтобы в одиночку управлять целой страной. Фигес, Орландо. Народная трагедия: русская революция 1891-1924. Лондон: Random House Group Limited, 1996. Печать. Гурко В. И., Фигуры и черты прошлого: правительство и мнение в царствование Николая II, Стэнфорд, 1939. Печать Чубаров, Алекс. «Николай, царь II». Allrussias.com. 2009. Интернет.