Административно территориальное деление рф: Административно-территориальное деление России — урок. География, 8 класс.

Содержание

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ • Большая российская энциклопедия

Авторы: Т. А. Васильева

АДМИНИСТРАТИ́ВНО-ТЕРРИТОРИА́ЛЬ­НОЕ ДЕЛЕ́НИЕ (ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­ное уст­рой­ст­во), тер­ри­то­ри­аль­ная ор­га­ни­за­ция уни­тар­но­го го­су­дар­ст­ва или фе­де­ра­тив­ной еди­ни­цы региональ­но­го и/или ме­ст­но­го управ­ле­ния и са­мо­управ­ле­ния. Рег­ла­мен­ти­рует­ся на за­ко­но­дат. уров­не, наи­бо­лее важ­ные ас­пек­ты А.-т. д. мо­гут за­кре­п­лять­ся в кон­сти­ту­ции. Фор­ми­ро­ва­ние А.-т. д. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с учё­том эко­но­мич. и гео­гра­фич. фак­то­ров, со­ци­аль­ных, ком­му­ни­кац., куль­тур­ных и ис­то­рич. тра­ди­ций. Эт­ни­че­ский фак­тор так­же при­ни­ма­ет­ся во вни­ма­ние (так, напр., в Фин­лян­дии А.-т. д. на­прав­ле­но на то, что­бы де­ле­ние ме­ж­ду гу­бер­ния­ми, в ко­то­рых име­ет­ся фин­ско- и швед­ско­языч­ное на­се­ле­ние, по воз­мож­но­сти обес­пе­чи­ва­ло со­блю­де­ние прин­ци­па од­но­языч­но­сти).

Раз­ли­ча­ют од­но­звен­ные (об­щи­ны в Ан­дор­ре, Лих­тен­штей­не), двух­звен­ные (про­вин­ции и му­ни­ци­па­ли­те­ты в Ни­дер­лан­дах), трёх­звен­ные (ав­то­ном­ные со­об­ще­ст­ва, про­вин­ции и му­ни­ци­па­ли­те­ты в Ис­па­нии) и че­ты­рёх­звен­ные (об­лас­ти, мет­ро­по­ли­тан­ские го­ро­да, про­вин­ции и ком­му­ны в Ита­лии) сис­те­мы А. -т. д. Тер­ри­то­рия не­боль­ших го­су­дарств мо­жет со­став­лять од­ну адм.-терр. еди­ни­цу (напр., Кня­же­ст­во Мо­на­ко).

В ря­де го­су­дарств (Ар­ме­ния, Ав­ст­рия, Болгария) ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния соз­да­ют­ся не во всех адм.-терр. еди­ни­цах. Так, в Бол­га­рии об­щи­на – это осн. адм.-терр. еди­ни­ца, в ко­то­рой осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ме­ст­ное са­мо­управ­ле­ние, а об­ласть – адм.-терр. еди­ни­ца для про­ве­де­ния ре­гио­наль­ной по­ли­ти­ки, осу­ще­ст­в­ле­ния гос. управ­ле­ния на мес­тах, обес­пе­че­ния со­от­вет­ст­вия ме­ж­ду на­цио­наль­ны­ми и ме­ст­ны­ми ин­те­ре­са­ми.

В Рос­сии адм.-терр. уст­рой­ст­во ре­гули­ру­ет­ся за­ко­на­ми субъ­ек­тов РФ и адм.-терр. еди­ни­цы име­ну­ют­ся по-раз­но­му: крае­вые го­ро­да, рай­оны, рай­он­ные го­ро­да, рай­оны в го­ро­дах, сель­со­ве­ты (со­во­куп­ность не­сколь­ких сель­ских на­се­лён­ных пунк­тов), по­сёл­ки (ра­бо­чие, ку­рорт­ные, дач­ные). Адм.-терр. уст­рой­ст­во ос­но­вы­ва­ет­ся на сле­дую­щих прин­ци­пах: со­от­вет­ст­вия ис­то­ри­че­ски сло­жив­шей­ся сис­те­ме рас­се­ле­ния в субъ­ек­те РФ и ус­той­чи­вым тен­ден­ци­ям её раз­ви­тия; соз­да­ния эко­но­мич. , фи­нан­со­вых и ор­га­ни­зац. ус­ло­вий для фор­миро­ва­ния и дея­тель­но­сти ме­ст­ных ор­га­нов гос. вла­сти и са­мо­управ­ле­ния; демо­кра­тич. ре­ше­ния во­про­сов тер­ри­тори­аль­ного уст­рой­ст­ва; обес­пе­че­ния ме­ст­но­му на­се­ле­нию здо­ро­вой и безо­пас­ной сре­ды оби­та­ния; учё­та при­род­но-гео­гра­фич. ус­ло­вий; со­дей­ст­вия ра­цио­наль­но­му ис­поль­зо­ва­нию при­род­ных ре­сур­сов и все­го эко­но­мич. по­тен­циа­ла тер­ри­то­рии, раз­ви­тию её со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры, сис­те­мы ком­му­ни­ка­ций; раз­ви­тия нац. куль­тур, куль­тур­но-бы­то­вых тра­ди­ций и ис­кон­ных ви­дов хо­зяй­ст­вен­ной дея­тель­но­сти на­се­ле­ния, про­жи­ваю­ще­го на дан­ной тер­ри­то­рии.

При оп­ре­де­ле­нии гра­ниц адм.-терр. еди­ниц учи­ты­ва­ет­ся мне­ние на­се­ле­ния. В совр. го­су­да­р­ст­вах про­сле­жи­ва­ет­ся тен­ден­ция ук­руп­не­ния адм.-терр. еди­ниц пу­тём ус­та­нов­ле­ния на за­ко­но­дат. уров­не ми­ним. чис­ла жи­те­лей при соз­да­нии но­вых тер­ри­то­риаль­ных об­ра­зо­ва­ний.

Административно-территориальное деление России XVIII–XX веков — Журнальный зал

Административно-территориальное деление России XVIII–XX веков

*

Под административно-территориальным делением (АТД) подразумевается разделение территории государства на административно управляемые части (единицы АТД). География изучает иерархию этих единиц, конфигурацию сети АТД, логику районирования территории на административно-территориальные единицы и процессы изменения сети АТД. В процессе изменения административные единицы могут увеличиваться или уменьшаться, происходит их укрупнение или разукрупнение. Как правило, два противоположных процесса — центробежный и центростремительный — поочередно сменяют друг друга в процессе формирования сети АТД.

Процесс эволюции АТД России делится на

13 этапов:

1. Первая Петровская реформа стала первой в истории России унификацией системы АТД. До конца XVII века эта система складывалась во многом стихийно, государство подразделялось на административно-территориальные единицы разного происхождения и обладающие разными статусами — прежние княжеские земли, уделы, приказы, разряды, чети, уезды, некоторые волости, фактически приравненные к уездам. Число таких единиц в конце XVII века колебалось от 150 до 200.

Указом Петра I от 18 декабря 1708 года территория Российского государства была разделена на восемь огромных губернийМосковскую, Ингерманландскую (в1710году переименована в Санкт-Петербургскую), Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Сибирскую

. Максимальную площадь (около 2 /3 всей территории государства) занимала Сибирская губерния, а наиболее населенной (более 190 тысяч дворов) была Московская губерния. В 1713 году из вновь присоединенных на северо-западе земель была образована Рижская губерния. В 1717 году из южной части Казанской губернии была образована новая Астраханская губерния.

2. Вторая Петровская реформа , провозглашенная указом от 29 мая 1719 года, была направлена на разукрупнение слабо управляемых огромных губерний, которые разделили на провинции, а те, в свою очередь, — на дистрикты. Были вновь образованы две губернии — Нижегородская и Ревельская; Азовскую губернию переименовали в

Воронежскую.

3. Реформа 1727 года упразднила дистрикты, частично заменив их уездами. Эта реформа также продолжила процесс разукрупнения губерний, начавшийся в1719году: были образованы Белгородская и Новгородская губернии, изменились границы Санкт-Петербургской, Московской и Сибирской губерний. Всего после реформы 1727 года в империи насчитывалось 14 губерний иоколо250уездов. Эта сетка АТД оставалась достаточно стабильной на протяжении нескольких десятилетий (лишь в1744 году были созданы Выборгская и Оренбургская губернии).

Начало царствования Екатерины I ознаменовалось некоторыми изменениями АТД, связанными, в основном, с созданием административных органов на вновь присоединенных к империи землях. В 1764 году Иркутская провинция Сибирской губернии была выделена в самостоятельную

Иркутскую губернию. На юге была учреждена Новороссийская губерния, а на Левобережной Украине — Малороссийская. В 1765 году сформирована Слободско-Украинская губерния с центром в Харькове.

После первого раздела Польши в1772году из вновь присоединенных к России земель были созданы две новые губернии — Могилевская и Псковская, а спустя три года, за счет новых земель, приобретенных на юге по Кучук-Кайнарджийскому миру, была образована новая Азовская губерния. Особый статус на территории этой губернии получили земли войска Донского

, в то время как другие казачьи земли — Запорожская Сечь — были присоединены к Новороссийской губернии.

Таким образом, к моменту начала новой реформы АТД территория империи делилась на 23 губернии, 65 провинций и276 уездов.

<…>


* Использованы материалы Сергея Тархова «Изменение административно-территориального деления России за последние 300 лет» (География: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 2001. № 15, 21, 28).

<…>


Уважаемые читатели!
Полная версия этого материала доступна в «бумажном» номере «Отечественных записок».
По вопросам подписки и приобретения отдельных номеров просим обращаться в редакцию ОЗ по тел. 231-1877 доб. 236 или e-mail: [email protected] к Наталии Гребенюк.
  • Скопировать ссылку

    Скопировано

Следующий материал

Дезинтеграция РФ: сценарии и перспективы

К иллюзиям, которые свойственны человеку, относится и убежденность в том, что такие формы человеческой идентичности, как народ/нация, государство, цивилизация, вера/идеология, вечны. Между тем названные нами сущности рождаются некогда, а затем…

субъектов Российской Федерации | Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Белгородская область

Брянская область

Чеченская Республика

Челябинская область

Чукотский автономный округ

Чувашская Республика

город Севастополь

Город Санкт-Петербург

Донецкая Народная Республика

Иркутская область

Ивановская область

Еврейская автономная область

Кабардино-Балкарская Республика

Калининградская область

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская Республика

Кемеровская область — Кузбасс

Хабаровский край

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Херсонская область

Кировская область

Республика Коми

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Луганская Народная Республика

Магаданская область

Москва

Московская область

Мурманская область

Ненецкий автономный округ

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Орловская область

Оренбургская область

Пензенская область

Пермский край

Приморский край

Псковская область

Республика Адыгея

Республика Алтай

Республика Башкортостан

Республика Бурятия

Республика Крым

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Республика Калмыкия

Республика Карелия

Республика Хакасия

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Северная Осетия-Алания

Республика Саха (Якутия)

Республика Татарстан

Республика Тыва

Республика Удмуртия

Ростовская область

Рязанская область

Сахалинская область

Самарская область

Саратовская область

Смоленская область

Ставропольский край

Свердловская область

Тамбовская область

Томская область

Забайкальский край

Тульская область

Тверская область

Тюменская область

Ульяновская область

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Ямало-Ненецкий автономный округ

Ярославская область

Запорожская область

субъектов Российской Федерации | Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Флаги и гербы регионов

ПРОФИЛЬ

Дата основания 11 марта 1936

Столица Иваново

Ивановская область входит в состав Центрального Федерального Район №

Район 21 400 sq km

Population 976,100 (2022)

Ethnic groups

(2010 National Census, %):

Russian – 95. 57

Other – 4.43

Administrative подразделения (2022)

Муниципальные районы – 21

Городские округа – 6

Сельские города – 24

Сельские округа – 92

География и климат

4

Район Иваново в центре Европейской России; большая часть его лежит между Волгой реки Клязьма. Это один из самых маленьких регионов России. Иваново Область граничит с Владимирской, Нижегородской, Костромской и Ярославской регионы. Его территория составляет 158 км с севера на юг и 230 км с востока на запад.

В области около 2000 рек, 200 ледниковых, пойменных и карстовых озер, 45 водохранилищ (в т.ч. часть Горьковского водохранилища) и Волго-Уводского канала. Крупнейшие реки региона включают Волгу, Нерль, Уводь и Тезу.

Климат в регионе умеренно-континентальный. Средняя температура января –11,1°C. Июльские температуры средняя 17,2°С. Осадков выпадает в среднем 34 мм в январе и 90 мм в июле. Вегетационный период при температуре выше 5°С длится от 160 до 170 дней.

Растительность: хвойные и смешанные леса, значительно изреженные в результате активность.

Правительство

Законодательная власть представлена ​​Ивановской Областная Дума, являющаяся однопалатным, постоянно действующим, высшим и единственным органом законодательной (представительной) авторитет в регионе.

Ивановская областная Дума имеет 26 депутаты избираются на пять лет, из них 13 баллотируются в одномандатном округам, а остальные 13 по единому избирательному округу, где победители определяются пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов выдвигается избирательными объединениями.

Действующая Ивановская областная Дума избран в сентябре 2018 г. Срок полномочий истекает в сентябре 2023 г.

Исполнительная власть – Правительство Ивановской области во главе с Губернатором; есть и другие исполнительные власти.

Губернатор Ивановской области высшее должностное лицо и Председатель Правительства, избираемый на пять лет гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими в регионе. Губернатор несет ответственность за обеспечение выполнения существующих законодательства правительства области. Срок полномочий действующего срок полномочий истекает в сентябре 2023 года.

Исполнительную власть представляет Правительство Ивановской области , высший постоянно действующий орган исполнительной власти, который формирует органы исполнительной власти и руководит ими.

Экономика и природные ресурсы

Ивановская область — единственный промышленный регион России с высоким концентрация компаний по производству текстиля и одежды. промышленный продукция составляет более 20% регионального ВВП. Крупные текстильные предприятия разрабатывать и реализовывать инвестиционные проекты, направленные на модернизацию и расширение производства, а также поэтапный отказ от импорта. Развитие текстильной промышленности путем обновления традиционного текстиля и организации производства синтетических тканей. основных приоритетов в экономике региона. Ивановская область производит широкий спектр текстильных изделий, таких как хлопчатобумажные, технические, гобеленовые, мебельные. и жаккардовые ткани.

Крупнейшие предприятия области также включают машиностроение строительные, химические и деревообрабатывающие предприятия, продукция которых используется в реальной экономике, поэтому спрос на эти товары определяется динамикой экономического развития страны и региона.

В регионе также производятся высокотехнологичные станки, строительное оборудование, металлические отливки, гусеничные экскаваторы и мобильные краны. Обработка древесины промышленность производит различные виды древесно-стружечных плит, а химическая промышленность выпускает продукцию для текстильных предприятий, технический углерод и краски и лаки.

Горнодобывающая промышленность не играет существенной роли в экономике региона и на основе местных месторождений нерудных полезных ископаемых, песка для получения силикатов продукты, гравийно-песчаные залежи, торф и сапропель.

На сельское хозяйство приходится около 5 % регионального ВВП. Животноводство и растениеводство хорошо развиты. Основными культурами являются зерновые, картофель и овощи. Район специализируется на молочно-мясном животноводстве. промышленность и птицеводство.

Культура и туризм

Ивановская область — регион, в котором представлена ​​вся история производства льняных и хлопчатобумажных тканей — от прялок, деревянного ткачества ткацких станков и ручной росписи до современного автоматизированного производства.

Крупные ремесленные центры области: Палех (иконопись и лаковая миниатюра), Холуй (лаковая миниатюра), Шуя (аккордеоны). Пучеж, Иваново, Пестяки и Верхний Ландех славятся вышивкой ручной работы, а Приволжск известен своими украшениями, а Ряполово – художественным ткачеством.

Основные достопримечательности Палеха включают дом-музей Зиновьева, открывшийся 5 декабря 1984 года. Экспонаты музея рассказывают об истории жизнь и работа, а также быт и русские деревенские традиции.

В области также есть Ивановский историко-краеведческий музей, г. Иваново Печатный Музей хлопка, Кинешемский историко-художественный музей, Дом-музей Цветаевых в Ново-Талицах, Дом-музей Левитана и Музей-усадьба средневекового рода в Плесе, а также различные памятники архитектуры, такие как Успенский собор и Троицкая церковь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *