АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ • Большая российская энциклопедия
Авторы: Т. А. Васильева
АДМИНИСТРАТИ́ВНО-ТЕРРИТОРИА́ЛЬНОЕ ДЕЛЕ́НИЕ (административно-территориальное устройство), территориальная организация унитарного государства или федеративной единицы регионального и/или местного управления и самоуправления. Регламентируется на законодат. уровне, наиболее важные аспекты А.-т. д. могут закрепляться в конституции. Формирование А.-т. д. осуществляется с учётом экономич. и географич. факторов, социальных, коммуникац., культурных и историч. традиций. Этнический фактор также принимается во внимание (так, напр., в Финляндии А.-т. д. направлено на то, чтобы деление между губерниями, в которых имеется финско- и шведскоязычное население, по возможности обеспечивало соблюдение принципа одноязычности).
Различают однозвенные (общины в Андорре, Лихтенштейне), двухзвенные (провинции и муниципалитеты в Нидерландах), трёхзвенные (автономные сообщества, провинции и муниципалитеты в Испании) и четырёхзвенные (области, метрополитанские города, провинции и коммуны в Италии) системы А. -т. д. Территория небольших государств может составлять одну адм.-терр. единицу (напр., Княжество Монако).
В ряде государств (Армения, Австрия, Болгария) органы местного самоуправления создаются не во всех адм.-терр. единицах. Так, в Болгарии община – это осн. адм.-терр. единица, в которой осуществляется местное самоуправление, а область – адм.-терр. единица для проведения региональной политики, осуществления гос. управления на местах, обеспечения соответствия между национальными и местными интересами.
В России адм.-терр. устройство регулируется законами субъектов РФ и адм.-терр. единицы именуются по-разному: краевые города, районы, районные города, районы в городах, сельсоветы (совокупность нескольких сельских населённых пунктов), посёлки (рабочие, курортные, дачные). Адм.-терр. устройство основывается на следующих принципах: соответствия исторически сложившейся системе расселения в субъекте РФ и устойчивым тенденциям её развития; создания экономич. , финансовых и организац. условий для формирования и деятельности местных органов гос. власти и самоуправления; демократич. решения вопросов территориального устройства; обеспечения местному населению здоровой и безопасной среды обитания; учёта природно-географич. условий; содействия рациональному использованию природных ресурсов и всего экономич. потенциала территории, развитию её социальной инфраструктуры, системы коммуникаций; развития нац. культур, культурно-бытовых традиций и исконных видов хозяйственной деятельности населения, проживающего на данной территории.
При определении границ адм.-терр. единиц учитывается мнение населения. В совр. государствах прослеживается тенденция укрупнения адм.-терр. единиц путём установления на законодат. уровне миним. числа жителей при создании новых территориальных образований.
Административно-территориальное деление России XVIII–XX веков — Журнальный зал
Административно-территориальное деление России XVIII–XX веков
* Под административно-территориальным делением (АТД) подразумевается
разделение территории государства на административно управляемые части
(единицы АТД). География изучает иерархию этих единиц, конфигурацию
сети АТД, логику районирования территории на административно-территориальные
единицы и процессы изменения сети АТД. В процессе изменения административные
единицы могут увеличиваться или уменьшаться, происходит их укрупнение
или разукрупнение. Как правило, два противоположных процесса
— центробежный и центростремительный — поочередно сменяют друг друга
в процессе формирования сети АТД. Процесс эволюции АТД России делится на 1. Первая Петровская реформа стала первой в истории России унификацией системы АТД. До конца XVII века эта система складывалась во многом стихийно, государство подразделялось на административно-территориальные единицы разного происхождения и обладающие разными статусами — прежние княжеские земли, уделы, приказы, разряды, чети, уезды, некоторые волости, фактически приравненные к уездам. Число таких единиц в конце XVII века колебалось от 150 до 200. Указом Петра I от 18 декабря 1708 года территория Российского государства была разделена на восемь огромных губерний— Московскую, Ингерманландскую (в1710году переименована в Санкт-Петербургскую), Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Сибирскую .![]() 2. Вторая Петровская реформа , провозглашенная указом от 29 мая 1719 года, была направлена на разукрупнение слабо управляемых огромных губерний, которые разделили на провинции, а те, в свою очередь, — на дистрикты. Были вновь образованы две губернии — Нижегородская и Ревельская; Азовскую губернию переименовали в 3. Реформа 1727 года упразднила дистрикты, частично
заменив их уездами. Начало царствования Екатерины I ознаменовалось некоторыми изменениями
АТД, связанными, в основном, с созданием административных органов на
вновь присоединенных к империи землях. В 1764 году Иркутская провинция
Сибирской губернии была выделена в самостоятельную Иркутскую
губернию. На юге была учреждена Новороссийская губерния, а на
Левобережной Украине — Малороссийская. После первого раздела Польши в1772году из вновь присоединенных к России земель были созданы две новые губернии — Могилевская и Псковская, а спустя три года, за счет новых земель, приобретенных на юге по Кучук-Кайнарджийскому миру, была образована новая Азовская губерния. Особый статус на территории этой губернии получили земли войска Донского Таким образом, к моменту начала новой реформы АТД территория империи делилась на 23 губернии, 65 провинций и276 уездов. <…> * Использованы материалы
Сергея Тархова «Изменение административно-территориального деления
России за последние 300 лет» (География: Еженедельное приложение к
газете «Первое сентября». <…>
|
-
Скопировать ссылку
Скопировано
Следующий материал
Дезинтеграция РФ: сценарии и перспективы
К иллюзиям, которые свойственны человеку, относится и убежденность в том, что такие формы человеческой идентичности, как народ/нация, государство, цивилизация, вера/идеология, вечны. Между тем названные нами сущности рождаются некогда, а затем…
субъектов Российской Федерации | Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Алтайский край
Амурская область
Архангельская область
Астраханская область
Белгородская область
Брянская область
Чеченская Республика
Челябинская область
Чукотский автономный округ
Чувашская Республика
город Севастополь
Город Санкт-Петербург
Донецкая Народная Республика
Иркутская область
Ивановская область
Еврейская автономная область
Кабардино-Балкарская Республика
Калининградская область
Калужская область
Камчатский край
Карачаево-Черкесская Республика
Кемеровская область — Кузбасс
Хабаровский край
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Херсонская область
Кировская область
Республика Коми
Костромская область
Краснодарский край
Красноярский край
Курганская область
Курская область
Ленинградская область
Липецкая область
Луганская Народная Республика
Магаданская область
Москва
Московская область
Мурманская область
Ненецкий автономный округ
Нижегородская область
Новгородская область
Новосибирская область
Омская область
Орловская область
Оренбургская область
Пензенская область
Пермский край
Приморский край
Псковская область
Республика Адыгея
Республика Алтай
Республика Башкортостан
Республика Бурятия
Республика Крым
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Республика Калмыкия
Республика Карелия
Республика Хакасия
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Северная Осетия-Алания
Республика Саха (Якутия)
Республика Татарстан
Республика Тыва
Республика Удмуртия
Ростовская область
Рязанская область
Сахалинская область
Самарская область
Саратовская область
Смоленская область
Ставропольский край
Свердловская область
Тамбовская область
Томская область
Забайкальский край
Тульская область
Тверская область
Тюменская область
Ульяновская область
Владимирская область
Волгоградская область
Вологодская область
Воронежская область
Ямало-Ненецкий автономный округ
Ярославская область
Запорожская область
субъектов Российской Федерации | Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Флаги и гербы регионов
ПРОФИЛЬ
Дата основания 11 марта 1936
Столица Иваново
Ивановская область входит в состав Центрального Федерального Район №
Район 21 400 sq km
Population 976,100 (2022)
Ethnic groups
(2010 National Census, %):
Russian – 95. 57
Other – 4.43
Administrative подразделения (2022)
Муниципальные районы – 21
Городские округа – 6
Сельские города – 24
Сельские округа – 92
География и климат
4 Район Иваново в центре Европейской России; большая часть его лежит между Волгой реки Клязьма. Это один из самых маленьких регионов России. Иваново Область граничит с Владимирской, Нижегородской, Костромской и Ярославской регионы. Его территория составляет 158 км с севера на юг и 230 км с востока на запад.В области около 2000 рек, 200 ледниковых, пойменных и карстовых озер, 45 водохранилищ (в т.ч. часть Горьковского водохранилища) и Волго-Уводского канала. Крупнейшие реки региона включают Волгу, Нерль, Уводь и Тезу.
Климат в регионе
умеренно-континентальный. Средняя температура января –11,1°C. Июльские температуры
средняя 17,2°С. Осадков выпадает в среднем 34 мм в январе и 90 мм в июле. Вегетационный период при температуре выше 5°С длится от 160 до 170 дней.
Растительность: хвойные и смешанные леса, значительно изреженные в результате активность.
Правительство
Законодательная власть представлена Ивановской Областная Дума, являющаяся однопалатным, постоянно действующим, высшим и единственным органом законодательной (представительной) авторитет в регионе.
Ивановская областная Дума имеет 26 депутаты избираются на пять лет, из них 13 баллотируются в одномандатном округам, а остальные 13 по единому избирательному округу, где победители определяются пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов выдвигается избирательными объединениями.
Действующая Ивановская областная Дума избран в сентябре 2018 г. Срок полномочий истекает в сентябре 2023 г.
Исполнительная власть – Правительство Ивановской области во главе с Губернатором; есть и другие исполнительные власти.
Губернатор Ивановской области высшее должностное лицо и Председатель Правительства, избираемый на пять лет гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими в регионе. Губернатор несет ответственность за обеспечение выполнения существующих
законодательства правительства области. Срок полномочий действующего
срок полномочий истекает в сентябре 2023 года.
Исполнительную власть представляет Правительство Ивановской области , высший постоянно действующий орган исполнительной власти, который формирует органы исполнительной власти и руководит ими.
Экономика и природные ресурсы
Ивановская область — единственный промышленный регион России с высоким
концентрация компаний по производству текстиля и одежды. промышленный
продукция составляет более 20% регионального ВВП. Крупные текстильные предприятия
разрабатывать и реализовывать инвестиционные проекты, направленные на модернизацию и расширение производства,
а также поэтапный отказ от импорта. Развитие текстильной промышленности путем обновления
традиционного текстиля и организации производства синтетических тканей.
основных приоритетов в экономике региона. Ивановская область производит широкий спектр текстильных изделий, таких как хлопчатобумажные, технические, гобеленовые, мебельные. и жаккардовые ткани.
Крупнейшие предприятия области также включают машиностроение строительные, химические и деревообрабатывающие предприятия, продукция которых используется в реальной экономике, поэтому спрос на эти товары определяется динамикой экономического развития страны и региона.
В регионе также производятся высокотехнологичные станки, строительное оборудование, металлические отливки, гусеничные экскаваторы и мобильные краны. Обработка древесины промышленность производит различные виды древесно-стружечных плит, а химическая промышленность выпускает продукцию для текстильных предприятий, технический углерод и краски и лаки.
Горнодобывающая промышленность не играет существенной роли в экономике региона и на основе местных месторождений нерудных полезных ископаемых, песка для получения силикатов продукты, гравийно-песчаные залежи, торф и сапропель.
На сельское хозяйство приходится около 5 % регионального ВВП. Животноводство
и растениеводство хорошо развиты. Основными культурами являются зерновые, картофель и овощи. Район специализируется на молочно-мясном животноводстве.
промышленность и птицеводство.
Культура и туризм
Ивановская область — регион, в котором представлена вся история производства льняных и хлопчатобумажных тканей — от прялок, деревянного ткачества ткацких станков и ручной росписи до современного автоматизированного производства.
Крупные ремесленные центры области: Палех (иконопись и лаковая миниатюра), Холуй (лаковая миниатюра), Шуя (аккордеоны). Пучеж, Иваново, Пестяки и Верхний Ландех славятся вышивкой ручной работы, а Приволжск известен своими украшениями, а Ряполово – художественным ткачеством.
Основные достопримечательности Палеха включают дом-музей Зиновьева, открывшийся 5 декабря 1984 года. Экспонаты музея рассказывают об истории жизнь и работа, а также быт и русские деревенские традиции.
В области также есть Ивановский историко-краеведческий музей, г. Иваново Печатный
Музей хлопка, Кинешемский историко-художественный музей, Дом-музей Цветаевых в Ново-Талицах, Дом-музей Левитана и Музей-усадьба средневекового рода в Плесе, а также различные памятники архитектуры, такие как Успенский собор и Троицкая церковь.