Вослед радищеву восславил я свободу: «Вослед Радищеву восславил я свободу…» (по стихам А. С. Пушкина «Вольность», «К Чаадаеву», «Арион») | сочинение, краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн

Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина Разное Пушкин А.С. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина Разное Пушкин А.С. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

1. Идеи свободолюбия и гуманизма в творчестве А. С. Пушкина.
2. Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина.
3. Свободолюбивые мотивы в лирике А. С. Пушкина.
4. “…Вослед Радищеву восславил я свободу”.
5. Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Проходят десятилетия, растет и крепнет русская литература, а сила гениального пушкинского слова не слабеет. А. С. Пушкин провел в Царскосельском лицее шесть лет. Любовью лицеистов пользовались свободолюбивые педагоги: Куницын, Будри. Лицеисты живо воспринимали идеи времени, критику крепостничества, защиту прав личности и свободы. Свое учебное заведение они называли лицейской республикой, а себя — республиканцами, и все страстно увлекались литературой. Уже в то время среди них выделялся поэт Пушкин. В эти годы Пушкин знакомится с произведениями Радищева, и в тот же период он сближается с вольнодумцем П. Я. Чаадаевым.

В Петербурге этих лет общественно-политическая жизнь била ключом. И Пушкин активно включается в жизнь столицы. Он участвует в заседаниях “Арзамаса”, а после его закрытия посещает литературно-политический кружок “Зеленая лампа”, который был негласным отделом декабристского тайного союза. Ширится круг литературных и политических знакомств поэта. Среди новых друзей будущие декабристы — М. Лунин, К. Рылеев. Об этом Пушкин вспоминает в 10—11-й главах “Евгения Онегина”. Пушкин был передовым поэтом того времени, он боролся за передовую, прогрессивную культуру и литературу, выступал против всего консервативного и реакционного.
Под влиянием дворянских революционеров поэт создает несколько вольнолюбивых стихотворений: ода “Вольность”, “К Чаадаеву”, “Деревня”, “Сказки”. Пушкинская ода “Вольность” явно перекликается с революционной одой Радищева, запрещенной правительством.
В оде поэт говорит о той ужасной обстановке, которая царила в стране:

Увы, куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы.

В стихотворении звучит угроза самодержавию, без всяких намеков поэт открыто призывает к восстанию:

…Тираны мира! трепещите!
А вы мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы.

Одним из лучших политических стихотворений этого периода является послание “К Чаадаеву”. Оба они мечтали об освобождении России от гнета самодержавия и крепостного права, но Чаадаев в отличие от юного поэта не верил в скорое осуществление их надежд. Поэт старался убедить друга, что мечта скоро сбудется и оба они примут участие в разрушении “самовластья”. Девятнадцатилетний поэт призывает посвятить отчизне “души прекрасные порывы”. Революционный долг не противопоставляется личным чувствам, а является для поэта таким же близким, как мечты о свидании с любимой:

Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.

Неиссякаемая вера в будущее России звучит и в заключительной строфе:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Любовь к Родине у Пушкина неразрывна с борьбой за ее свободу. Чувства, высказанные в стихотворении, находят точное и яркое отражение в словесных образах. Выразительны метафоры: “Звезда пленительного счастья”, “Пока свободою горим”, “Обломки самовластья”, эмоциональны эпитеты “Нетерпеливою душой”, “Роковая власть”. В стихотворении много риторических предложений, они создают определенную эмоциональную окраску. Стихотворение насыщено политической лексикой: “Отчизна”, “Власть”, “Самовластье”. Жанр стихотворения — дружеское послание, рассчитанное на широкий круг читателей. Декабристы широко использовали послание как революционную прокламацию.

Летом 1819 года Пушкин был в Михайловском и впервые наблюдал ничем не прикрытое рабство. То, что раньше представлялось из рассказов и книг, предстало перед удивленным взором поэта. И в 1819 году он пишет стихотворение “Деревня”. В стихотворении поставлен один из главных политических вопросов века. Поэт избирает прием контраста. Богатой, щедрой своими красотами и дарами сельской природе, “приюту спокойствия, трудов и вдохновенья”, противопоставляется “барство дикое и рабство тощее” как результат несправедливого общественного строя России. Голос поэта клеймит крепостное право, которое “без чувства, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца”. По стихотворению можно представить себе образ поэта: “друг человечества”, размышляющий над важными вопросами своего времени, просвещенный, любящий родную природу и народ, враг рабства. Поэт страстно желает помочь народу:

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

Мечтает о свободной Родине:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный.
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

В рукописях стихотворения предпоследняя строчка была другой: “И рабство падшее и падшего царя”. “Деревня” также использовалась декабристами в агитационных целях. Пущин, друг поэта, писал: “Не было живого человека, который не знал бы его стихов”. Политические стихи Пушкина того времени дополняются эпиграммами на Аракчеева, князя Голицына, Александра I, архимандрита Фотия.

В стихотворении “Сказки” высмеиваются поведение царя и обещания Александра I, который создал революционный “Священный союз” с Австрией и Пруссией для подавления революционного движения в Европе: “И прусский и австрийский я сшил себе мундир”, а в то же время обещал провести целый ряд либеральных реформ, которые и не думал осуществлять:

И людям все права людей…
Отдам из доброй воли.

В стихотворении Пушкина младенец Христос, “Спаситель”, наслушавшись этих обещаний, плачет от умиления:

Неужто в самом деле?
Неужто не шутя?

И мать объясняет ему, что нечего верить этим словам царя, что все его обещания — это просто сказки для маленьких детей.
По свидетельству современников, пушкинские стихи и эпиграммы, “наскоро на лоскутках бумаги карандашом переписанные, разлетались в несколько часов огненными струями во все концы Петербурга и в несколько дней Петербургом вытверживались наизусть”.


Молодой Пушкин нередко высказывал свои антимонархические убеждения, и Александр I сказал, что поэт “наводнил всю Россию возмутительными стихами: вся молодежь наизусть их читает”. И Пушкина сослали на юг России. Так поэт, не будучи членом тайного политического общества, первым подвергся гонению за пропаганду идей декабристов. Живя в Бессарабии, он познакомился с членами Южного общества декабристов и с их идейным руководителем Пестелем. К этому периоду относятся такие его вольнолюбивые стихи: “Кинжал”, “Узник”, “К Давыдову”. Стихотворение “Кинжал” — одно из наиболее острых политических произведений. Оно скоро стало известно всей России, хотя нигде напечатано не было. Гневные строки читались наизусть:

Свободы тайный сторож,
Карающий кинжал,

Последний судия позора и обиды.

Ссылка не смирила поэта, как надеялся царь: его революционные настроения все усиливались, и на юге было создано стихотворение “Узник”, отразившее мысли поэта о свободе. Пушкин рассказывает о себе, как об узнике, томящемся в темнице. Поэт в ссылке, он оторван от друзей, близких, за ним постоянно следят, даже на воле он чувствует себя узником в тюрьме:

Сижу за решеткой, в темнице сырой.

Пушкин называет орла “мой грустный товарищ”, ведь оба они в неволе, оба стремятся к свободе.
Стремление к свободе — мечта поэта, выраженная в этом стихотворении. Последнее четверостишие звучит как призыв к свободе, к жизни на воле, к борьбе за это счастье:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..

Не случайно мечты о свободе поэт выразил в образе молодого орла. Эта могучая, прекрасная птица плохо переносит неволю и гибнет. Стихотворение отражает настроения передовых людей эпохи, их протест против самодержавия. Эти же мысли близки и народу, боровшемуся за свое освобожде- ние Еще при жизни поэта его стихотворение становится на-родной песней. В 1824 году, уезжая из Одессы, Пушкин про-шалея с морем: “Прощай, свободная стихия!” Главная мысль стихотворения “К морю” — человек и свобода Человек — это всякий мыслящий сын России, йена-видящий рабство, а свобода — пока еще только море. Другой свободы не было на родине Пушкина. Для поэта начиналась новая ссылка, Пушкин из Михайловского в 1825 году решил самовольно отправиться в Петербург. Он собирался попасть к Рылееву 13 декабря, однако вернулся с дороги. Он говорил друзьям: “Вероятно, я попал бы с прочими на Сенатскую площадь и не сидел бы с вами, мои милые”.

С течением времени взгляды свои поэт не менял, желаемой свободы не чувствовал, тосковал по друзьям-декабристам. Несмотря на преследования, Пушкин сочувственно относился к ссыльным декабристам, участвовал в проводах жен декабристов в Сибирь и передал с ними свои стихи, среди них задушевное послание Пущину и стихи “В Сибирь”. Поэт призывает декабристов быть стойкими, гордыми своим делом, не показывать уныния и слабости перед врагом. “Дум высокое стремленье” — по мнению Пушкина, это благородные думы о свободе, о счастье народа. Поэт выражает утешение, сочувствие к ссыльным, но Пушкин верит, что “не пропадет ваш скорбный труд”, за который эти мужественные люди отдали свои жизни, дело их продолжают другие борцы за свободу. “Придет желанная пора”, когда Родина станет счастливой и свободной. Поэт — смелый человек, которого не смогли испугать никакие притеснения и ссылки. Он, верный друг, добрый и отзывчивый, не забывал своих друзей в несчастье и до конца остался верен своим мыслям и взглядам. Поэт завершает стихотворение уверенностью в победе правого дела:

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

От имени декабристов Пушкину ответил Одоевский:

Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя.

Свое отношение к 14 декабря 1825 года Пушкин также выразил в стихотворении “Арион”, которое написано по случаю годовщины гибели пяти декабристов, повешенных царем. Поэт прибегает к иносказанию, так как в период николаевской реакции открыто высказать свои мысли было нельзя. Именно рассказ о чудесном спасении певца использовал Пушкин. В переносном смысле поэт изобразил свое участие в движении декабристов. “Нас было много на челне” — это указание на состав деятелей движения. У каждого из декабристов свое дело: “…иные парус напрягали, другие дружно упирали вглубь мощны весла”. “Кормщик умный” — вероятно, это руководитель движения Пестель. О себе поэт говорит: “А я — беспечной веры полн, — пловцам я пел…”, “Вихорь шумный”, гибель и кормщика, и пловца — это иносказательно разгром восстания. Свое спасение Пушкин объясняет случайностью: во время восстания он находился в ссылке:

Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою.

В словах “таинственный певец” содержится намек на то, что среди современников стихи поэта распространялись тайно, часто даже без подписи.
Идея стихотворения заключается в знаменитых словах: “Я гимны прежние пою”, в них выражена верность Пушкина взглядам и настроениям декабристов. Он не отрекся от своих передовых убеждений. “Арион” был анонимно опубликован в литературной газете Дельвига. Значение стихотворения в том, что в годы реакции Пушкин определяет свое место в борьбе за освобождение России. В первые годы после возвращения из ссылки поэт сохранил иллюзии свободы творчества, которые, однако, скоро исчезли, так как гонения и придирки не прекращались. Эти его настроения переданы в стихотворении “Предчувствие”:

Снова тучи надо мною
Собралися в вышине.
Рок завистливой бедою
Угрожает снова мне.

С особой остротой Пушкин говорит в этот период о деспотизме. В 1828 году он создает стихотворение “Анчар”. В основу его названия легли сведения о ядовитом дереве. Дерево яда — анчар описывается в торжественных мрачных тонах. Этому способствуют эпитеты: “чахлая и скупая пустыня”, “почва, зноем раскаленная”, “зелень мрачная ветвей”; на символичность образа указано в самом начале стихотворения: “Стоит — один во всей вселенной”. Дерево губительно действует на все окружающее: “К нему и птица не летит, и тигр нейдет”. Его ядом поражаются воздух, почва: черный вихрь пустыни становится тлетворным, а песок — ядовитым. Невзирая на губительную силу анчара, человек-деспот посылает покорного раба к нему. Зависимость от тирана неизбежно ведет к гибели. Сила разоблачения в том, что поэт показал самое отвратительное в этой деспотической власти: губя человека, его заставляют служить уничтожению людей. Добытый яд князь разослал “соседям в чуждые пределы”. В стихотворении Пушкин аллегорически изобразил самодержавие в виде ядовитого дерева, несущего смерть людям.
Общественное значение вольнолюбивой лирики Пушкина было необыкновенно велико. По словам Герцена, в годы реакции, когда лучшими людьми России овладело отчаяние, “одна лишь звонкая и широкая песнь Пушкина звучала в долинах рабства и мученья, эта песнь продолжала эпоху прошлую, наполняла мужественными звуками настоящее, посылала свой голос отдаленному будущему”.

2008 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

Преемственность русской литературы (Оды. «Вольность» А. Н. Радищева и А. С. Пушкина) 11 класс Сочинения на свободную тему :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Преемственность русской литературы (Оды. «Вольность» А. Н. Радищева и А. С. Пушкина) 11 класс Сочинения на свободную тему :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Я то же, что и был и буду весь мой век:
Не скот, не дерево, не раб, но человек!
А. Радищев

Радищев, вынашивая революционные идеи свержения самодержавия, создает оду “Вольность”. Сколь последователен он был в отрицании тирании, столь смелым был и в поэтическом экспериментаторстве. Для прославления политической и гражданской свободы поэт избирает традиционный жанр оды. Но что же остается в ней от традиции классицизма? Ведь Радищев воспевает не выдающегося полководца и не государственного деятеля и, тем более, не монарха. Полемично само начало произведения:

О! дар небес благословенный,
Источник всех великих дел,
О вольность, вольность, дар бесценный/
Позволь, чтоб раб тебя воспел.

Пушкин же, осуждая и казнь народом французского короля Людовика XVI, и убийство дворянами-заговорщиками Павла I, выступает за ограничение самодержавия “законом”-конституцией:

Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру. ..
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок…
Тираны мира! трепещите.’
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!..
Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с вольностью святой
Законов мощных сочетанье.

Радищев же в своей оде доказывает право народа на казнь царя-тирана. Народ — создатель всех благ земных, и царь, возомнивший, что он истинный Господь, а не народ, “преступник из всех первейший”.

Ликуйте, склепанны народы.
Се право мщенное природы
На плаху возвело царя.

Ода “Вольность” Радищева — первое слово русской революционной поэзии — содержит в себе призыв к революции и выражает его в соответствии с принципами эстетики поэта. Подлинный творец, утверждал Радищев, открывает согражданам “разнообразные стези познания”, никчемна поэзия без мысли— “тощий без мыслей источник словесности”.
Пушкин ценил значение поэзии Радищева, его вклад в русскую литературу. Недаром в первоначальном варианте стихотворения Пушкина “Памятник” была строка: “вослед Радищеву восславил я свободу”. В оде “Вольность” Александр Сергеевич с юношеской безрассудностью и смелостью восклицает:

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы.
Ты ужас мира, стыд природы.
Упрек ты Богу на земле.

Пушкин утверждает, что лишь закон должен главенствовать в жизни, он один может служить залогом справедливости и счастья народов.

И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды.
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.

2008 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

«В мой жестокий век я прославил свободу» (2). В мой жестокий век Я прославил свободу

Александр Сергеевич Пушкин создал много стихов, которые льются, как музыка, благоухают, как цветы, очаровывают нас на протяжении всей жизни. И все же, подводя итог своему творчеству, он ставил себе в заслугу не красоту стиха, а то, что лирой он «пробуждал добрые чувства», что в «жестокий век» он «прославил… свободу и милосердие к падшим призвано».

Уже в оде «Вольность» девятнадцатилетний поэт ясно определил свою цель:

Я хочу воспеть миру свободу,

На тронах поразить порок

Выступая против деспотизма, «тиранов мира», он призывает их свято соблюдать законы, которые написаны как для людей, так и для них :

Мастера! тебе венец и трон

Дает Закон — не природа;

Ты стоишь над людьми

Но вечный Закон над тобой.

Поэт выступает защитником конституционной, то есть ограниченной, власти. Нарушение Закона губительно для государства, поэтому в конце оды автор призывает «владык» преклониться «под надежной тенью Закона», и тогда «свобода и мир станут вечными хранителями престола народов».

В стихотворении «Сказки» Пушкин разоблачает лживость Царя, который говорит:

И людям я права народные,

Моей царственной милостью,

Отдам по доброй воле.

В народе его обещания называют сказками. Поэт высмеивал царя-деспота, рассказывавшего людям истории о конституции.

В послании «Чаадаеву» звучат патриотические и освободительные идеи. Только в свободном обществе человек может быть счастлив, но свобода и свобода не приходят сами по себе. Поэт, обращаясь к молодому поколению, восклицает:

Пока мы горим свободой

Пока живы сердца для чести,

Мой друг, мы посвящаем отечеству

Души прекрасные порывы!

Пушкин твердо верит в победу, «в звезду пленительного счастья», в торжество дела, которому посвятили свою жизнь лучшие люди России.

По словам поэта, «на руинах самодержавия» напишут имена тех, кто боролся за свободу народа. Мы знаем, что стремлению к свободе, освобождению народа от крепостной зависимости, борьбе за революционное преобразование общества декабристы посвятили свою жизнь. Король, напуганный восстанием на Сенатской площади, ввел повсюду террор. Все прогрессивное душилось, а имена декабристов запрещалось даже произносить. И вот в такое мрачное время Пушкин имел смелость послать своим опальным друзьям стихотворение «В Сибирь». Поэт утверждает величие их дела:

Твой скорбный труд не пропадет

И обречет высокое устремление.

Он не только утешает декабристов, но и подчеркивает свою непоколебимую веру в грядущее освобождение своих друзей, в историческое значение их подвига для Родины, в победу над самодержавием:

Застенки рухнут — и свобода

Вас тепло встретят у входа…

Пушкин во всеуслышание заявил о своей верности декабристам в стихотворении «Арион»: «Древние гимны пою. ..». Он не предал ни своих друзей, ни идеалы своей юности.

С особой силой звучит в поэме «Деревня» протест против крепостного права, против «дикого дворянства», присвоившего «без чувства, без закона» «и труд, и имущество, и время земледельца». В его последних строках слышно страстное ожидание свободы, призыв к ней:

Вижу, друзья мои! неугнетенный народ

И Рабство, павшее по велению царя,

И над Отечеством Просветленной Свободы

Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

Осуждение нечеловеческой жестокости правителей, гнев и ненависть вызывает поэма «Анчар». Налицо острый деспотизм, протест против самодержавия, против системы угнетения и рабства.

Итак, мы убеждены, что свободолюбивая лирика Пушкина охватывает весь его творческий путь, начиная с оды «Вольность», написанной в годы юности, и заканчивая «Памятником», созданным за год до смерти. Поэт гордится тем, что в тот «жестокий век» он «прославил» свободу.

Александр Сергеевич Пушкин создал множество стихов, которые льются, как музыка, благоухают, как цветы, завораживают нас на протяжении всей жизни. И все же, подводя итог своему творчеству, он ставил себе в заслугу не красоту стиха, а то, что лирой он «пробуждал добрые чувства», что в «жестокий век» он «прославил… свободу и милосердие к падшим призвано».

Уже в оде «Свобода» девятнадцатилетний поэт ясно определил свою цель:

Я хочу воспеть свободу миру,

На престолах сеять порок

Выступая против деспотизма, «тиранов мира», он призывает их свято соблюдать законы, которые написаны как для людей, так и для них:

Господа! тебе венец и трон

Дает Закон — не природа;

Ты стоишь над людьми

Но вечный Закон над тобой.

Поэт выступает защитником конституционной, то есть ограниченной, власти. Нарушение Закона губительно для государства, поэтому в конце оды автор призывает «владык» преклониться «под надежной тенью Закона», и тогда «свобода и мир станут вечными хранителями престола народов».

В поэме «Сказки» Пушкин разоблачает лживость Царя, который говорит:

А народу я права народа,

Моей царственной милостью,

Отдам из добрая воля.

В народе его обещания называют сказками. Поэт высмеивал царя-деспота, рассказывавшего людям истории о конституции.

В послании «Чаадаеву» звучат патриотические и освободительные идеи. Только в свободном обществе человек может быть счастлив, но свобода и свобода не приходят сами по себе. Поэт, обращаясь к подрастающему поколению, восклицает:

Пока мы горим свободой

Пока живы сердца для чести,

Мой друг, мы посвящаем отечеству

Души прекрасные порывы!

Пушкин твердо верит в победу, «в звезду пленительного счастья», в торжество дела, которому посвятили свою жизнь лучшие люди России.

По словам поэта, «на руинах самодержавия» напишут имена тех, кто боролся за свободу народа. Мы знаем, что декабристы посвятили свою жизнь стремлению к свободе, освобождению народа от крепостной зависимости, борьбе за революционное преобразование общества. Царь, напуганный восстанием на Сенатской площади, ввел повсюду террор. Все прогрессивное душилось, а имена декабристов запрещалось даже произносить. И вот в такое мрачное время Пушкин имел смелость послать своим опальным друзьям стихотворение «В Сибирь». Поэт утверждает величие их дела:

Твой скорбный труд не пропадет

И обречет высокое устремление.

Он не только утешает декабристов, но и подчеркивает свою непоколебимую веру в грядущее освобождение своих друзей, в историческое значение их подвига для Родины, в победу над самодержавием:

Застенки рухнут — и свобода

Вас тепло встретят у входа…

Пушкин во всеуслышание заявил о своей верности декабристам в стихотворении «Арион»: «Древние гимны пою…». Он не предал ни своих друзей, ни идеалы своей юности.

С особой силой звучит в поэме «Деревня» протест против крепостного права, против «дикого дворянства», присвоившего «без чувства, без закона» «и труд, и имущество, и время земледельца». В его последних строках слышно страстное ожидание свободы, призыв к ней:

Вижу, друзья мои! неугнетенный народ

И Рабство, павшее по велению царя,

И над Отечеством Просветленной Свободы

Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

Осуждение нечеловеческой жестокости правителей, гнев и ненависть вызывает поэма «Анчар». Налицо острый деспотизм, протест против самодержавия, против системы угнетения и рабства.

Итак, мы убеждены, что свободолюбивая лирика Пушкина охватывает весь его творческий путь, начиная с оды «Вольность», написанной в юности, и заканчивая «Памятником», созданным за год до смерти. Поэт гордится тем, что в тот «жестокий век» он «прославил» свободу.

Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «Памятник», где он рассказывает о цели своего труда и своих заслугах перед Родиной, видит одну из заслуг в том, что он прославил свободу в свой «жестокий век».

Действительно, Пушкин создал целый цикл стихов, посвященных теме свободы. Одним из первых является известное стихотворение «К Чаадаеву». В ней поэт поднимает проблемы гражданского долга и политической свободы. Обращение к другу перерастает в призыв к вере в идеалы свободы и возможность их достижения.

Поэтический образ «звезды пленительного счастья», завершающий поэму, становится символом надежды на торжество идеалов гражданской свободы.

Торжество нравственной свободы над всеми физическими ограничениями А.С. Пушкин воплотил в поэме «Узник». Лирический герой – свободолюбивая личность, он «молодой орел, выращенный в неволе», он вынужден сидеть за решеткой, но мысли о свободе не покидают его ни на минуту. Зов товарища пробуждает в нем новые силы, благодаря которым он освобождается от внешних оков.

Тема освобождения от «мрака заточения» звучит и в поэме «Во глубине сибирских руд». Здесь Пушкин обращается к участникам декабрьского восстания. Он говорит, что труды их были не напрасны, что в конце концов справедливость должна восторжествовать: «Тяжелые оковы падут, / Тюрьмы рухнут — и свобода / радостно примет тебя у входа, / И братья тебе меч дадут. ”

Однако совсем другим настроением пронизано стихотворение «Свобода – сеятель пустыни». В ней Пушкин говорит, что все его попытки прославить свободу оказались бессмысленными, потому что сам народ не хочет освободиться от волочения рабского ига. Пушкин сравнивает народ со стадом, которое не может иметь своего мнения и бороться с рабством, оно может лишь послушно выполнять волю вождя, так к чему же тогда «дары свободы стаду»? Но, несмотря на то, что Пушкин разочаровался в народе, он все же продолжает создавать стихи, посвященные теме свободы, потому что он верен своим идеалам, о чем говорит в стихотворении «Арион»: «Я пою старинные гимны . »

Таким образом, Пушкин в стихах свободолюбивой лирики постоянно призывает к самостоятельности, свободе, как нравственной, так и социальной. Свобода для него – высшая ценность в жизни, к которой, по его мнению, должен стремиться каждый человек. Это дает ему полное основание утверждать, что в свой «жестокий век» он прославлял свободу.

Обновлено: 24.06.2017

Внимание!
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым вы принесете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Падут тяжелые цепи

Подземелья рухнут — и свобода

Вас радостно встретят у входа,

И братья дадут вам меч.

А. С. Пушкин

Наиболее яркими стихотворениями Пушкина, зажигающими энтузиазм целого поколения, на мой взгляд, являются оды «Вольности», «Чаадаеву», «Ариону». Позднее Пушкин считал себе особой заслугой то, что он «прославлял свободу» после Радищева. И действительно, в первых послелицейских стихотворениях великий поэт поднимает главные темы Радищева — темы борьбы с самодержавием и крепостничеством. Политически пафос поэмы Пушкина умереннее обличительной силы Радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву» и его революционной оды «Вольность», но в художественном смысле они неизмеримо выше.

Пушкинская «Свобода» — программное произведение. Если в лицейской поэзии излюбленным мотивом является бегство от городского шума на лоно природы, от светской суеты — «в страну мысли и вдохновения», то теперь он хочет сломать «избалованную лиру», убежать от одиночество. Теперь он хочет «воспеть миру свободу, победить порок на престолах». Отражены в оде ранние взгляды дворян-революционеров на власть, народ и закон. основная мысль оды в том, что свобода возможна и в условиях монархического государства, если царь и народ неукоснительно соблюдают законы:
Мастера! Тебе венец и трон
Дает закон — не природа;
Ты стоишь над людьми
Но вечный закон над тобой.

Поэт считает, что если цари-тираны нарушают законы, то такие монархи погибают; если люди нарушают законы, он становится рабом. Сильнейшее впечатление производят строки, где Пушкин призывает рабов проснуться, оживиться, осознать свои права и отомстить тиранам. На мой взгляд, ода «Вольность» — это блестяще написанное свободолюбивое произведение, проложившее дорогу декабристским идеям.

Летом 1818 года Пушкин посетил Михайловский. И сам смог увидеть, что такое феодальная деревня. Стихотворение «Деревня» построено на противопоставлении идиллической картины «пустынного уголка» для немногих избранных нищете и уродству жизни обездоленных:
Здесь каждый тащит в могилу тягостное ярмо ,
……………………………………

Здесь расцветают юные девы
По прихоти бесчувственного злодея.

То, что поэт видит в этом райском уголке, не позволяет ему безраздельно посвятить себя творчеству, а ставит болезненный вопрос, на который нет ответа.

Понятно, друзья! народом неугнетенным
И рабством, падшим по велению царя,
И над отечеством просвещенной свободы
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

«К Чаадаеву» — одно из самых популярных произведений Пушкина периода 1817-1820 годов. Оно адресовано одному из ближайших друзей Пушкина. Поэма поражает своей страстью, задором, политическим темпераментом, юношеским задором.

Первые четыре строки — прощание с либеральными юношескими иллюзиями и надеждами на обновление общества: исчезли «юношеские забавы, как сон, как утренний туман. Что осталось от тех дней? Ничего. Ни «любви», ни» надежда», никакой «тихой славы».

Заключительные строки поэмы призывают к действию — освобождению от самодержавия. И этот подвиг, по мысли Пушкина, даст более прочную славу, чем «тихая слава» поэта, воспевающего любовь.

Трагедия 14 декабря 1825 года потрясла поэта. Долгое время он вообще не мог сочинять лирику. Первое стихотворение «Под голубым небом родной страны» было написано всего через семь месяцев после восстания.

Творчество Пушкина, конечно, не могло не отразить тех изменений, которые произошли в настроении общества после разгрома восстания декабристов. Но его лирика не утратила свободолюбия. В 1827 году Пушкин написал горячее, глубоко сочувственное послание декабристам, томящимся «в недрах сибирских руд». Вдохновленный подвигом жен декабристов, многие из которых добились разрешения следовать за своими мужьями, поэт стремится вселить «бодрость и веселье» в сердца своих друзей, вселить в них надежду на то, что «застенки рухнут», убедить их в великом историческом значении их деяний: «Ваш скорбный труд и мысли высокого устремления не пропадут».

В стихотворении «Арион» Пушкин в форме прозрачной аллегории не только объявляет себя литературным пособником декабристов («Я пловцам пел…»), но и подчеркивает свою верность идеалам свободы: «Я старые гимны пою…» И это не было декларацией. Примерно через полтора года после «Ариона» он создает одно из самых значительных и глубоко гражданских стихотворений «Анчар», в котором как бы развивает слова Радищева «о зверином самодержавии», «когда человек командует персона.»

Пушкин органично сочетал в своей поэзии правду с красотой. Но красота не была в его творчестве эстетическим украшением жизни, она не привносилась в нее извне, а рождалась в ней самой. Пушкин создал величайшие образцы искусства и красоты, но основным принципом его эстетики была правда.

«В мой жестокий век я прославил свободу» . Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Оно входит в наше сознание с детства через чудесные сказки о золотой рыбке, о проказнике Балде, о синем Лукоморье с морскими богатырями. В юности Пушкин приходит к нам через школу. Пробуждает стремление к высокому, любовь к «святой свободе», желание посвятить «души прекрасных порывов» Отечеству. Мир поэта огромен. Все было предметом его поэзии. Мы познаем неповторимые черты природы и русской жизни, открываем для себя Родину, воспитываем любовь к ней, становимся духовно богаче и нравственно чище, читая Пушкина.

Судьбы людей всегда волновали Пушкина. В центре творчества поэта жизнь его современников, страдания, выпавшие на долю тех, кто самоотверженно боролся за свободу. Он умел в нужный момент помочь людям обрести веру в будущее. Одной из главных тем Пушкина является тема свободы. Следуя традициям русской поэзии, Пушкин пишет оду «Вольность». Поэт мечтает о свободе, закрепленной в законе, Конституции:

Я хочу воспеть свободу миру,

На тронах победить порок.

Вслед за Свободой Пушкин пишет К Чаадаеву. Стихотворение написано в духе дружеского послания. Пушкин говорит, что юношеские мечты и надежды не сбылись, «юношеские забавы исчезли, как сон, как утренний туман». Но стремление к новой жизни не умерло в душе поэта. Он призывает Чаадаева не унывать, посвящать Отечеству «души чудных порывов»:

Товарищ, верь: она воскреснет,

Звезда пленительного счастья

Россия проснется ото сна

И на развалинах самодержавия

Напиши наши имена!

В поэме «Деревня» поэт уединяется на лоне прекрасной природы. Вместе с ним мы видим тихую и спокойную жизнь в деревне, дышим свежим воздухом, любуясь темным садом «этой прохлады и цветов». Не давая нам в полной мере насладиться открывающимся перед нашими глазами великолепным видом, поэт показывает вовсе не то, о чем мы мечтали, а жизнь трудового крестьянства: его нищету, бесправие, жестокую эксплуатацию:

Но страшная мысль омрачает здесь душу:

Среди цветущих полей и гор

Друг человечества с грустью замечает

Везде невежество убийственный позор.

Произвол, царящий в деревне, отличается разительным контрастом с красотой природы. Пушкин дает понять, что существующий строй дикий, бесчеловечный. Счастья можно достичь только в свободном обществе.

После разгрома декабристов Пушкин не порвал связи с бывшими друзьями, с семьями сосланных в Сибирь. «В недрах сибирских руд…» посвящена декабристам, приговоренным к каторжным работам. Работа, начатая декабристами, не прошла даром, продолжатели их идей осуществляют мечту о счастье, о свободе:

Падут тяжелые цепи

Подземелья рухнут — и свобода

Вас радостно встретят у входа,

И братья дадут вам меч.

В стихотворении «Я себе памятник нерукотворный воздвиг…» сюжетом является судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторического движения. В поэме мы видим тяжелые мысли о жестокости века, об отношениях с царем, о недостижимом счастье свободы. Стихотворение полно горького предчувствия скорой смерти, гордого презрения к похвале и клевете, веры в силу поэтического слова, безграничной любви к России. В нем сознание выполненного долга перед народом. Великий гений есть голос народа, его пророк. Пушкин надеется, что поэзия станет достоянием народа: «Слух обо мне разнесется по всей Великой России…» Поэт пережил страдания России, ее славу, успехи и боль, и был счастлив, что народная мудрость . Он гордился тем, что его поэзия свободна и апеллирует к свободе. Пушкин утверждает единство народных и личных идеалов:

И долго я буду добр к людям,

Что лирой добрые чувства возбуждал,

Что в мой жестокий век Свободу прославлял

И к падшим призывал милость.

Слово «свобода» включает политическую и духовную свободу, свободу от рабства и от сословных, религиозных, национальных и иных предрассудков. «Милосердие к павшим» — о декабристах. Но слова Пушкина получили более широкий адрес — это и о крепостных, и о замученных солдатах, и о простых горожанах. Памятнику самодержавия Пушкин противопоставляет свой памятник. Его памятник, «вознесшийся над… главою непокорного столпа александрийского», был свободолюбивой, непокорной, наполненной человеколюбием поэзией. Пушкинский «памятник» — подвиг поэта, запечатлевший всю красоту его личность

23 библейских стиха о прославлении

Наиболее релевантные стихи

Колоссянам 3:4

Понятия стиха

Когда откроется Христос, жизнь наша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

2 Тимофею 4:8

Понятия стиха

в будущем готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим Его явление.

1 Петра 5:4

Понятия стиха

И когда явится Главный Пастырь, ты получишь неувядаемый венец славы.

Римлянам 8:30

Понятия стиха

а тех, кого Он предопределил, тех и призвал; и тех, кого Он призвал, тех и оправдал; а кого Он оправдал, тех и прославил.

1 Петра 1:4-5

чтобы получить наследие нетленное, чистое и неувядаемое, хранящееся на небесах для вас, охраняемых силой Божией через веру ко спасению, готовому открыться в последнее время.

2 Фессалоникийцам 1:9-10

Они понесут наказание вечной погибели, вдали от присутствия Господа и от славы Его силы, когда Он придет, чтобы прославиться во святых Своих в тот день и явиться дивным среди всех уверовавших – ибо наши показаниям вам поверили.

2 Коринфянам 5:1-9

Ибо знаем, что, если земной шатер, который есть наш дом, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Ибо воистину в этом доме мы стонем, желая облачиться в наше жилище с небес, так как мы, одевшись, не будем найдены нагими. подробнее.
Ибо, пока мы в шатре сем, мы стонем под бременем, потому что не хотим сойти с одежды, но облечься, дабы смертное было поглощено жизнью. А Тот, Кто подготовил нас именно к этой цели, есть Бог, давший нам в залог Духа. Поэтому, будучи всегда в мужестве и зная, что, пока мы в теле, мы вдали от Господа, — ибо мы ходим верою, а не видением, — мы мужественны, говорю я, и предпочитаем быть вне тела и быть дома с Господом. Поэтому и у нас есть стремление, будь то дома или вдали, угождать Ему.

1 Коринфянам 15:51-57

Вот, говорю вам тайну; не все мы уснем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо это тленное должно облечься в нетленное, и это смертное должно облечься в бессмертие. подробнее.
Когда же сие тленное облечется в нетленное, и сие смертное облечется в бессмертие, тогда сбудется изречение написанное: «Поглощена смерть победою. О смерть, где твоя победа? О смерть, где твое жало?» Жало смерти — грех, а сила греха — закон; но слава Богу, дающему нам победу через Господа нашего Иисуса Христа.

1 Фессалоникийцам 4:15-17

Для того скажем вам словом Господним, что мы, живущие и остающиеся до пришествия Господня, не предвосхищаем усопших. Ибо Сам Господь сойдет с неба с восклицанием, с гласом архангела и с трубою Божиею, и мертвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.

Римлянам 13:11

Понятия стиха

Сделай это, зная время, что уже час тебе пробудиться ото сна; ибо теперь спасение ближе к нам, чем когда мы уверовали.

1 Коринфянам 1:8

Понятия стиха

Который и утвердит вас до конца непорочными в день Господа нашего Иисуса Христа.

1 Фессалоникийцам 3:13

Понятия стиха

да утвердит сердца ваши непорочно в святости пред Богом и Отцом нашим в пришествие Господа нашего Иисуса со всеми святыми Его.

1 Фессалоникийцам 5:23

Понятия стиха

Теперь пусть Сам Бог мира освятит вас полностью; и да сохранится ваш дух и душа и тело в целости, без порока, в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

Колоссянам 1:22

Понятия стиха

но ныне Он примирил вас в Своем плотском теле через смерть, чтобы представить вас пред Ним святыми и непорочными и безупречными —

Филиппийцам 3:20-21

Ибо наше гражданство на небесах, откуда и мы ожидаем Спасителя, Господа Иисуса Христа; Который преобразит тело нашего смиренного состояния в соответствие с телом Его славы, усилив силу, которую Он имеет, чтобы даже все подчинить Себе.

1 Иоанна 3:2

Понятия стиха

Возлюбленные, теперь мы дети Божии, и еще не явилось, какими будем. Мы знаем, что когда Он явится, мы будем подобны Ему, потому что увидим Его таким, какой Он есть.

Колоссянам 1:12

Понятия стиха

благодаря Отца, Который дал нам право разделить наследие святых в Свете.

Колоссянам 3:23-24

Все, что делаешь, делай от души, как для Господа, а не как для человеков, зная, что от Господа получишь награду в наследство. Вы служите Господу Христу.

Римлянам 8:23

Понятия стиха

И не только это, но и мы сами, имея начатки Духа, и сами в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.

Евреям 9:27-28

И как человекам положено однажды умереть, а после этого суд, так и Христос, единожды принесенный на поношение грехов многих, явится во второй раз ко спасению, без всякого греха, тем, кто усердно ожидает Его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *