Вольтера портрет: Портрет Вольтера

Портрет Вольтера

Десятого февраля 1778 года после двадцатилетнего изгнания Франсуа-Мари Вольтер въезжал в Париж. Были сумерки, и таможенный досмотрщик, велев принести фонарь, спросил, как обычно у приезжих, имеют ли они с собой какие-либо контрабандные товары. Фонарь горел тускло, но в его свете было заметно, как приезжие с почтением повернулись к старику, сидевшему в карете. Его худое лицо показалось таможеннику чем-то знакомым.

— Честное слово, господа, контрабандный товар здесь только я, — сказал старик. Его глаза лукаво сверкнули. Таможенник всмотрелся и вдруг узнал Вольтера. Изумленно взглянув еще раз на это живое чудо, он велел скорее поднимать шлагбаум и склонился в почтительном поклоне.

Теперь во Франции стало два короля: Людовик XVI в Версале и Вольтер в Париже. Первый был не прочь избавиться от второго. Узнав о его возвращении, Людовик прежде всего справился у начальника полиции, сохранился ли приказ о высылке Вольтера из Парижа. Но хотя перевернули все дела, приказа не нашли, и решено было пока оставить философа в покое.

С раннего утра возле особняка на набережной Театинцев, где остановился Вольтер, толпились сотни людей. Всякое появление его встречалось бурей приветствий. Стояли очереди желавших нанести ему визит. Это продолжалось изо дня в день. Друзья Вольтера хотели, чтобы скульптор Гудон сделал его портрет. Но Гудон медлил: у него не выходили из головы строки письма, которое показывала ему мадам Неккер, состоявшая в давней переписке с Вольтером.

«Мне семьдесят шесть лет, — писал Вольтер. — Говорят, что господин Пигаль должен приехать, чтобы лепить мое лицо, но, мадам, нужно, чтобы у “меня это лицо имелось; с трудом можно угадать, где оно находится. Глаза мои ввалились на глубину трех дюймов, щеки мои похожи на ветхий пергамент, плохо приклеенный к костям, которые вообще ни к чему не прикреплены. Немногие зубы, которыми я обладал, исчезли. То, что я говорю Вам, не кокетничанье, это чистейшая правда. Никто никогда не лепил статую с человека в таком состоянии».

Это было восемь лет назад, и теперь Вольтер вряд ли выглядел лучше. Гудон хорошо помнил, чем кончилась история с портретом. Это была затея Дидро — представить философа обнаженным, чтобы оттенить чистоту его помыслов и показать Вольтера как великого древнего мыслителя.

Скульптор Пигаль лепил тогда голову Вольтера с натуры. Фернейский патриарх согласился на это с большой неохотой. Его племяннице, мадам Дени, понадобился едва ли не месяц, чтобы уломать упрямого старца. При этом Вольтер требовал, чтобы во время сеансов присутствовал швейцарец Гюбер, который был его хорошим знакомым и который исполнял его портреты, начиная с первых лет жизни в Ферне. Но Гюбер, осведомленный о столь смелом замысле, предугадывая результат и сославшись на занятость (он срочно отправился на охоту), счел за благо не приезжать в эти дни в Ферне.

Всю статую Вольтера Пигаль лепил уже в Париже. Для изображения фигуры ему позировал солдат-ветеран. И хотя скульптор подошел к исполнению статуи весьма серьезно, его и статую осыпали градом насмешек, сам Вольтер аттестовал это изображение коротко: «Обезьяна».

Гудон понимал, что такие оценки портрета Вольтера несправедливы. Пигаль — один из талантливых мастеров, — считал он, — был связан здесь противоречивым замыслом, и не его вина, что так вышло.

Как ни странно, но после всей этой истории Вольтер все же согласился позировать Гудону. Начались сеансы, немногочисленные и короткие. Вольтер был очень занят. Приближалась премьера его пьесы.

Уже при первой встрече с Вольтером скульптора поразила его худоба. Но еще больше удивлял контраст между высохшим лицом старца и его необычайно живым и задорным взглядом, какой бывает свойствен лишь расцвету молодости. Его характеру были присущи непостижимые переходы от гнева к растроганности, от негодования к шутке. Менялись глаза. Они словно пронзали окружающее. Казалось, они видят то, что скрыто от других. Так случалось во время бесед философа с друзьями и при общении с кем-то, но никогда — во время сеансов в мастерской скульптора. Здесь Вольтер словно уходил в себя, как улитка в свою раковину.

Всякий раз после окончания сеанса Гудона охватывало отчаяние, которое затем сменялось яростью. Он выгонял учеников и помощников и сидел, закрывшись, один. Ему хотелось разбить на мелкие куски то, что он вылепил. Но постепенно гнев проходил, и скульптор заставлял себя снимать форму с вылепленной головы, чтобы сделать потом отливку из гипса. После этого он начинал все сначала. Брал глину на другой станок и лепил по памяти голову Вольтера.

Обычно, работая над портретом, Гудон обязательно снимал маску с лица оригинала. Это давало ему необходимую основу, хотя потом он лепил, не связывая себя этой промежуточной стадией. Маска служила ему материалом точных измерений и примером такого решения, которого следовало избегать в конечном результате. Здесь скульптор был лишен этой возможности — нельзя наводить Вольтера на мысль о надвигающемся конце. Тем более, что после приезда в Париж, после многочисленных визитов и волнений у Вольтера хлынула кровь горлом.

Живой взгляд Вольтера Гудон увидел особенно отчетливо в день посещения фернейским патриархом Академии. Вольтер приехал в лазурной карете с золотыми звездами. Он был одет в соболью шубу, присланную ему Екатериной, императрицей Всероссийской. Вместе со всеми академиками Гудон приветствовал его, стоя у входа. Вольтера провели на председательское место. Единогласно его избрали председателем на всю апрельскую четверть года. Затем Вольтер поехал на представление его пьесы «Ирина». Ему рукоплескал весь зал. Гудон видел, как актер Бризар вошел в ложу, где сидел писатель, и возложил на его голову лавровый венок. Театр встретил это овацией, а Вольтер снял венок, воскликнув: «Вы хотите, чтобы я умер от счастья!»

Волнения, связанные с премьерой новой пьесы, сильно переутомили Вольтера. Лишь спустя несколько недель он приехал в мастерскую скульптора. И снова взор его потух. Во время одного из сеансов, глядя в окно на зеленеющие деревья, он неожиданно сказал Гудону:
— Мало любить сады или их иметь, нужны глаза, чтобы ими любоваться, и ноги, чтобы в них гулять, а я скоро лишусь и тех и других…

Гудон впервые встречался с таким отношением человека к своей внешности. Он вспомнил историю, рассказанную маркизом Виллие, мужем приемной дочери Вольтера, как однажды в Женеве фернейский старец, выходя из дома, при виде толпы любопытных закричал: «Что вы хотите, зеваки? Видеть скелет? Так вот вам образец!» Он широко распахнул кафтан, поклонился и под рукоплескания и смех, уехал в карете.

Сеансы приближались к концу, а результат их не радовал Гудона. Как хотел бы он иметь такую возможность, которой обладал швейцарец Гюбер, встречавшийся с Вольтером едва ли не ежедневно в ферненском изгнании. Гудон знал, что в художественном мире к Жану Гюберу относились пренебрежительно как к дилетанту. Но когда ему несколько лет назад показали вырезанные этим швейцарцем силуэты Вольтера, они удивили его. Чувствовалось, что это была не праздная забава любителя, но искусные и тонкие работы, результаты острых наблюдений. Гюбер не копировал внешность Вольтера, а останавливал внимание лишь на самом характерном. Он своими средствами лепил образ, казалось, ни мало не заботясь о сходстве.

Говорили, что Гюбер умел вырезывать профильные изображения Вольтера, держа при этом руки за спиною. Очевидцы рассказывали и другое: Гюбер давал своей собаке в зубы кусок сухого сыра, затем поворачивал его в разные стороны и вынимал бюст Вольтера. Маркиз Виллие нашел способ помочь Гудону. Вместе с Вольтером он приехал в его мастерскую и там во время сеанса неожиданно подошел к философу, сидевшему в кресле на возвышении, и возложил на его голову венок. Тот самый венок, которым увенчали Вольтера в Комеди Франсез.

Словно по волшебству лицо старца переменилось! Глаза вспыхнули и загорелись огнем. Он выпрямился. Он вновь переживал недавний триумф. А Гудон лихорадочно, боясь упустить малейший оттенок ожившего лица, работал. Теперь он знал, чего не хватало в портрете. Вдруг в глазах Вольтера заискрились лукавые искорки, а в уголках рта появилась ироническая улыбка.
— Что вы делаете, молодой человек! Бросьте его в мою открытую могилу, уже скоро…

В наступившей тишине было слышно только, как мягко подается глина под руками скульптора, как тяжело дышит старый человек и как легонько трутся друг о друга листочки лавра в венке, качавшемся в руках Виллие. В следующее мгновение Вольтер поднялся с кресла.
— Прощайте, Фидий, — поклонился он скульптору. — Мой друг, пойдем умирать, — продолжил он, обращаясь к Виллие. Опершись на руку маркиза, Вольтер вышел. В тот день Гудон работал в мастерской допоздна: он должен выполнить не только бюст, но и статую. Нужно представить Вольтера в кресле. На лице должна быть эта ироническая улыбка. Руки вцепились в подлокотники кресла. Это движение рук, кажется, еще никто не использовал в портретной статуе.

Сеанс с венком оказался последним. Вольтер больше не приезжал позировать. Но скульптор теперь не чувствовал прежней скованности и работал свободно. И вдруг поздно вечером его попросили приехать в дом Вольтера. По печальным лицам родственников он догадался о причине вызова. Несколько часов назад Вольтера не стало. Мир потерял великого мыслителя. Гудону предстояло снять посмертную маску и слепки с рук. Вместе со скульптором в комнате возле Вольтера остался слуга Морен, никогда не покидавший философа.

Гудон уже заканчивал последний слепок, когда вошли Виллие и доктор. Оба были сильно встревожены.
— Хорошо, что у вас уже все, — маркиз замялся и потом решительно продолжал: — Мосье Антуан, я ценю не только ваш талант, но искренность и ваши взгляды. Поэтому я могу быть откровенным. Франции и всем нам дорога память… — чувствовалось, что Виллие было тяжело называть имя Вольтера, он не окончил, но Гудон понял. Случилось худшее. Духовные власти столицы намекнули, что не допустят погребения Вольтера. О смерти фернейца пока не знал еще никто, кроме домашних. Как только об этом станет известно, запрещение хоронить может распространиться не только на Париж, но и на всю Францию.

Был лишь один выход. Нужно обогнать печальную весть и совершить похороны в Шампани, в аббатстве Сельер. Верный человек был послан туда. Действовать следовало быстро, но осторожно.

Гудона просили сыграть отвлекающую роль. О слепках никто не должен знать, они останутся пока здесь, в доме. Скульптор возвратится домой, как после затянувшегося визита.
— Выезжаем тотчас в трех каретах,— сообщил маркиз. — В парадной, лазурной со звездами, вас, Антуан, отвезут домой в знак уважения к вашему таланту, и карета вернется сюда: для всех Вольтер спит дома. В других каретах разными дорогами мы мчимся в Шампань.

В полночь по парижским улицам двинулись три кареты. Впереди была лазурная. Затем две кареты обогнали ее. Лазурная поехала еще медленнее. Она свернула к Луврскому дворцу, где в флигеле была мастерская Гудона. Тем временем остальные кареты разделились, направляясь разными путями к городским заставам.

Рядом с Мореном сидел мертвый Вольтер, которого одели в халат, на голову натянули колпак. Карету бросало. Морену становилось все труднее удерживать возле себя Вольтера. Худое тело старца казалось теперь неимоверно тяжелым, часто сползало с сиденья.
— Ну, что за напасть! Будете вы сидеть спокойно? — с сердцем воскликнул Морен после того, как его мертвый господин, в который уже раз метнулся в сторону. Тут же он замолчал, сообразив, что Вольтер его не слышит.

Теперь Морен был рад, что в карете темно и он не видит лица своего беспокойного спутника. После выезда из города в одно из мгновений, когда луна заглянула к ним в карету, ему показалось, он убеждал себя, что ему только показалось, как на этом знакомом ему до последней морщинки лице мелькнула тень усмешки, той усмешки, за которой обычно следовали слова: «Ну, а сейчас, дорогой Морен, послушай меня…»

Через поля и рощи мчалась одинокая карета. В ней сидели двое. Живой держал мертвеца из последних сил. Морен потерял представление о времени. В его памяти все перемешалось. Ему чудилось — какой-то человек склонился над Вольтером и осторожно обмазывает его лицо чем-то белым… Плачет мадам Дени… Вот он видит Вольтера в последние минуты жизни. Губы старца шепчут… Почему-то кричит петух. Зачем он здесь? И вдруг Морен вспомнил. Это тот петух, который не давал ему спать в детстве. Он большой и важный. Морен с сестрой называли его: «Маркиз Кукарекук»…

Морен очнулся. В самом деле, он слышал крик петуха. Видимо, близко деревня. Заржали кони. Кучер щелкнул кнутом. По-прежнему кругом ночной мрак. Когда же он кончится? Они снова скачут сквозь ночь. После двенадцати часов бешеной скачки прибыли в аббатство Сельер.

На другой день, когда Франсуа-Мари Вольтер уже лежал в земле, была получена бумага, подписанная епископом Труа, с запретом хоронить безбожника и вольнодумца. Но епископский указ опоздал. О смерти Вольтера запретили давать сообщение в печати. С этой памятной ночи Гудон не прекращал работы над портретом Вольтера. Но работа шла медленно. Теперь после кончины писателя скульптор еще глубже понял сложность своей задачи. Он вел несколько вариантов портрета и не сразу смог остановиться на одном.

Несколько месяцев спустя Гудон отослал новый вариант портрета в Швейцарию, Гюберу. Скульптора интересовало, как воспримет его художник, изучивший Вольтера как никто. Жан Гюбер не замедлил с ответом.

«Я не могу понять, — писал он Гудону, — чем я заслужил эту честь, которую Вы мне оказываете? Разве лишь тем, что Вы слышали от кого-либо из моих друзей, что ни в ком физиономия и все движения этого блестящего ума, который Вы воскресили, не оставили столь глубокого впечатления, как во мне».

Гюбер вспоминал, что он, проведя двадцать лет вместе с Вольтером и запечатлев его в своем сознании, ловит себя теперь на каждом шагу на том, что пытается овладеть этой превосходной присланной моделью, пытается изучать Вольтера, как прежде, забывая, что его изображение никуда не уйдет. По мнению Гюбера, этот портрет не только всецело осуществляет его идеи, но значительно их превосходит. «Вы вернули его вашим друзьям и вы дарите его потомству. Можно говорить сколько угодно, что сходство имеет мало значения для тех, кто никогда не видел оригинала, но и те, кто по сочинениям Вольтера уловят его дух, узнают его в вашем произведении», — писал Гюбер.

Гудон начал вырубать свое творение в мраморе. Работа осложнялась тем, что он не доверял выполнять ее мраморщикам, а делал все сам. Друзья говорили ему, что он сумасшедший, что надо делать как все, предоставив обрабатывать мрамор опытным рабочим. Но он стоял на своем. Упорства ему было не занимать.

— Хорошо, что они еще не знают, что я выполняю два мраморных варианта, — думал Гудон. Уже и так было немало разговоров, что он делает это из честолюбия. Но вся эта болтовня его не тревожила. Он-то знал, что, работая самостоятельно, добьется того, чего не достигнет никакой мраморщик. Уроки, усвоенные в годы занятий в Италии, были свежи в его памяти.

Особенно много забот доставило скульптору выражение глаз Вольтера. Сколько раз Гудон достигал нужной выразительности в других портретах! Здесь этого было недостаточно. Поискам, казалось, не будет конца. И все-таки Антуан добился своего: он пробудил глаза большой статуи. Старик-солдат, стороживший мастерскую, сказал, что ему не по себе от этого взгляда, и всякий раз спешил завесить лицо статуи, оставаясь с ней один на один.

Предметом особой гордости скульптора было то, как ему удалось передать руки Вольтера. Гудона искренне обижало, что многие видевшие статую обращали больше внимания на лицо. Особенно удивил его живописец Жан-Батист Грез. Он долго разглядывал статую и сказал Антуану, что глаза прекрасно инкрустированы драгоценными камнями. Гудон от изумления не знал, что и ответить, ведь он использовал в статуе только мрамор.

И вот, наконец, Гудон выставил свое творение на суд публики. Статуя Вольтера была показана на выставке в Салоне. Затем она заняла свое место в театре Комеди Франсез. Это был вариант, заказанный племянницей писателя — мадам Дени. Другую статую он проводил в далекую Россию, где она должна была стоять в покоях императрицы. Скульптор услышал множество восторженных отзывов. Но ему особенно запомнились короткие и простые слова Дидро: «У этой статуи есть характер».

Автор: В. Матафонов.

Вольтер – биография, фото, личная жизнь, философия, взгляды, произведения

Биография

Два звездочета сказали Вольтеру, что тот проживет до 33-х лет. Но великому мыслителю удалось обмануть саму смерть, он чудом остался в живых из-за несостоявшейся дуэли с неким дворянином из рода де Роган. Биография французского философа полна как взлетов, так и падений, но, тем не менее, его имя стало бессмертным на века.

Вольтер, уехавший в Англию писателем и вернувшийся мудрецом, сделал неоспоримый вклад в особую форму познания мира, его имя стоит в одном ряду с Дени Дидро и Жан-Жаком Руссо. Писателю, в жилах которого не было ни капли дворянской крови, благоволили великие правители — российская императрица Екатерина II, король Пруссии Фридрих «Старый Фриц» II и владелец швейцарской короны Гюстав III.

Мыслитель оставил потомкам повести, поэмы, трагедии, а его книги «Кандид, или оптимизм» и «Задиг, или Судьба» разошлись на цитаты и крылатые выражения.

Детство и юность

Франсуа-Мари Аруэ (имя философа при рождении) родился 21 ноября 1694 года в городе любви – Париже. Младенец был настолько хил и слаб, что сразу же после рождения родители послали за священником. К сожалению, Мари Маргерит Домар, мать Вольтера, умерла, когда мальчику было семь лет. Поэтому будущий властитель дум Западной Европы рос и воспитывался с отцом, который пребывал на чиновничьей службе.

Памятник Вольтеру

Не сказать, что отношения маленького Франсуа и его родителя были дружественными, поэтому неудивительно, что уже в зрелом возрасте Аруэ объявил себя незаконнорожденным отпрыском шевалье де Рошбрюна – нищего поэта и мушкетера. Франсуа Аруэ-старший отдал свое чадо в иезуитский коллеж, который ныне носит название лицея Людовика Великого.

В этом колледже Вольтер обучался «латыни и всяким глупостям», потому что юноша хоть и получил серьезную литературную подготовку, но на всю жизнь возненавидел фанатичность местных отцов-иезуитов, которые ставили религиозные догмы превыше человеческой жизни.

Дом Вольтера

Отец Вольтера хотел, чтобы сын пошел по его стопам и стал нотариусом, поэтому Франсуа был быстро пристроен в адвокатскую контору. Вскоре молодой человек понял, что юридическая наука, которой благоволит древнегреческая богиня Фемида, не его стезя. Поэтому, чтобы разбавить зеленую тоску яркими красками, Вольтер взялся за чернильницу и перо не для переписи документов, а для сочинения сатирических рассказов.

Литература

Когда Вольтеру исполнилось 18 лет, он сочинил первую пьесу и уже тогда не сомневался, что обязательно оставит след в истории как писатель. Через два года Франсуа-Мари Аруэ уже успел снискать в парижских салонах и у искушенных дам и господ славу короля насмешек. Поэтому некоторые литературные деятели и высокопоставленные лица боялись найти публикацию Вольтера, выставляющую их перед обществом в дурном свете.

Писатель Вольтер

Но в 1717 году Франсуа-Мари Аруэ поплатился за свои остроумные сатиры. Дело в том, что талантливый молодой человек высмеял регента французского королевства при малолетнем короле Людовике XV – Филиппа II Орлеанского. Но правитель не отнесся к стишкам Вольтера с должным юмором, поэтому сочинитель был отправлен на год в Бастилию.

Но в месте лишения свободы Вольтер не потерял свой творческий пыл, а наоборот, начал усиленно заниматься литературой. Оказавшись на воле, Вольтер получил признание и славу, потому что на подмостках театра «Комеди Франсэз» прошла его трагедия «Эдип», написанная в 1718 году.

Вольтер рассказывает басню

Молодого человека стали сравнивать с именитыми французскими драматургами, поэтому поверивший в свой литературный талант Вольтер сочинял одно произведение за другим, причем это были не только философские трагедии, но и романы, а также памфлеты. Писатель опирался на исторические образы, поэтому завсегдатаи театров могли узреть на сцене актеров, переодетых в Цезаря, Брута или Магомета.

Итого в послужном списке Франсуа-Мари Аруэ 28 произведений, которые можно отнести к классической трагедии. Также Вольтер культивировал и аристократические жанры поэзии, из-под его пера нередко выходили послания, галантная лирика и оды. Но стоит сказать, что писатель не боялся экспериментировать и смешивать, казалось бы, несовместимые вещи (трагичное и комичное) в одном флаконе.

Он не побоялся разбавлять рациональную холодность нотами сентиментальной чувствительности, а также в его античных произведениях нередко фигурировали экзотические персонажи: китайцы, ираноязычные скифы и исповедующие зороастризм гербы.

Что касается поэзии, то классическая эпопея Вольтера «Генриада» вышла в свет в 1728 году. В этом произведении великий француз осуждал королей-деспотов за их неистовое почитание Бога, используя не вымышленные образы, а реальные прототипы. Далее, приблизительно в 1730 году, Вольтер трудится над основополагающей сатирической пародийной поэмой «Орлеанская девственница». Но сама книга впервые была напечатана только в 1762-ом, до этого выходили анонимные издания.

Книга Вольтера «Орлеанская девственница»

«Орлеанская девственница» Вольтера, написанная силлабическим двенадцатисложником, окунает читателя в историю реально существующей личности, небезызвестной национальной героини Франции Жанны д’Арк. Но произведение писателя – отнюдь не биография командующей войсками, а сплошная ирония на устройство французского общества и церковь.

Стоит отметить, что этой рукописью зачитывался в молодости Александр Сергеевич Пушкин, российский поэт даже стремился подражать Вольтеру в своей поэме «Руслан и Людмила» (но, повзрослев, Пушкин адресует в адрес «французского наставника» весьма критическое произведение).

Бюст Вольтера

Помимо прочего, Франсуа-Мари Аруэ отличился и философской прозой, которая приобрела невиданную популярность среди современников. Мастер пера не только погружал держателя книги в приключенческие истории, но и заставлял задумываться о тщетности бытия, величестве человека, а также о бессмысленности чистого оптимизма и абсурдности идеального пессимизма.

Произведение «Простодушный», вышедшее в 1767 году, рассказывает о злоключениях приверженца «теории естественного права». Эта рукопись является смесью лирической стихии, романа-воспитания и философской повести.

Сюжет вращается вокруг типичного персонажа – благородного дикаря, эдакого Робинзона Крузо эпохи Просвещения, который иллюстрирует врожденную нравственность человека до его соприкосновения с цивилизацией. Но также стоит обратить внимание на новеллу Вольтера «Кандид, или Оптимизм» (1759), которая вмиг стала мировым бестселлером.

Сочинение долгое время пылилось за беспросветным занавесом, так как произведение было запрещено из-за непристойности. Интересно то, что сам сочинитель «Кандида» считал этот роман глупостью и даже отказывался признавать свое авторство. «Кандид, или Оптимизм» чем-то напоминает типичный плутовской роман – жанр, сложившийся в Испании. Как правило, главное действующее лицо такого произведения – авантюрист, который вызывает симпатию.

Книга Вольтера «Кандид, или Оптимизм»

Но самая цитируемая книга Вольтера наделена абсурдом и гневным сарказмом: все приключения героев придуманы для того, чтобы высмеять общество, правительство и церковь. В особенности попал под опалу саксонский философ Готфрид Лейбниц, пропагандирующий учение, описанное в «Теодицее, или Оправдании Бога».

Римско-католическая церковь занесла эту книгу в черный список, однако это не помешало «Кандиду» снискать поклонников в лице Александра Пушкина, Гюстава Флобера, Федора Достоевского и американского композитора Леонарда Бернстайна.

Философия

Случилось так, что Вольтер вновь вернулся в холодные стены Бастилии. В 1725–1726 году между литератором и шевалье де Роганом произошел конфликт: провокатор позволил себе публично высмеять Франсуа-Мари Аруэ, который под псевдонимом Вольтер якобы пытался скрыть свое недворянское происхождение. Так как автор трагедий за словом в карман не полезет, он позволил заявить обидчику:

«Сударь, мое имя ждет слава, а ваше – забвение!».

За эти дерзкие слова француз поплатился в буквальном смысле — он был избит лакеем де Рогана. Таким образом, писатель почувствовал на собственном опыте, что такое предвзятость, стал ярым защитником справедливости и социальных реформ. Выйдя из зоны отчуждения, ненужный на родине Вольтер по приказу короля был изгнан в Англию.

Примечательно, что государственное устройство Соединенного Королевства, которое в корне отличалось от консервативной монархической Франции, поразило его до кончиков пальцев. Полезным было и знакомство с английскими мыслителями, которые в один голос утверждали, что человек может обращаться к Богу, не прибегая к помощи церкви.

Портрет Вольтера

Свои впечатления о путешествии по островному государству французский мыслитель изложил в трактате «Философские письма», пропагандируя в нем учения Джона Локка и отрицая материалистическую философию. Основными идеями «Философских писем» были равенство, уважение к собственности, безопасность и свобода. Также Вольтер колебался в вопросе насчет бессмертия души, он не отрицал, но и не утверждал тот факт, что существует жизнь после смерти.

А вот в вопросе о свободе человеческой воли Вольтер переходил от индетерминизма к детерминизму. Людовик XV, узнав о трактате, приказал сжечь труд Вольтера, а самого автора непарадного произведения отправить в Бастилию. Чтобы избежать третьего заключения в камере, Франсуа-Мари Аруэ отправился в Шампань, к своей возлюбленной.

Эксцентричный Вольтер диктует письмо

Вольтер, сторонник неравенства и рьяный противник абсолютизма, критиковал устройство церкви в пух и прах, однако он не поддерживал атеизм. Француз был деистом, то есть признавал существование Творца, но отрицал религиозный догматизм и сверхъестественные явления. Но в 60–70-е годы Вольтером овладели скептические мысли. Когда современники спросили просветителя, существует ли «высшая инстанция», он ответил:

«Бога нет, но этого не должны знать мои лакей и жена, так как я не хочу, чтобы мой лакей меня зарезал, а жена вышла из послушания».

Хотя Вольтер, вопреки желанию отца, так и не стал адвокатом, в дальнейшем философ занимался и правозащитной деятельностью. В 1762 году автор «Кандида» участвовал в петиции по отмене смертного приговора торговцу Жану Каласу, который стал жертвой предвзятого суда из-за иной конфессии. Калас олицетворял христианскую ксенофобию во Франции: он был протестантом, тогда как другие исповедовали католицизм.

Философ Вольтер

Причина, по которой Жан в 1762 году был казнен через колесование, – самоубийство его сына. В то время человек, собственноручно сводивший счеты с жизнью, считался преступником, из-за чего его тело публично таскали на веревках и вешали на площади. Поэтому семья Каласа представила самоубийство отпрыска как убийство, и суд посчитал, что Жан умертвил молодого человека, потому что тот принял католицизм. Благодаря Вольтеру через три года Жан Калас был реабилитирован.

Личная жизнь

В свободное от сочинения трактатов и философских дум время Вольтер играл в шахматы. На протяжении 17 лет соперником француза был иезуит отец Адам, который жил в доме Франсуа-Мари Аруэ.

Возлюбленной, а также музой и вдохновительницей Вольтера была маркиза дю Шатле, страстно любившая математику и физику. Этой барышне даже доводилось переводить фундаментальный труд Исаака Ньютона в 1745 году.

Эмили была замужней женщиной, но считала, что все обязанности перед мужчиной должны быть выполнены только после рождения детей. Поэтому барышня, не преступая рамок приличия, окуналась в мимолетные романы с математиками и философами.

С Вольтером красавица познакомилась в 1733 году, а в 1734 предоставила убежище от повторного заключения в Бастилии – полуразрушенный замок супруга, в котором философ провел 15 лет своей жизни, возвращаясь туда из многочисленных поездок.

Вольтер в старости

Дю Шатле привила Вольтеру любовь к уравнениям, законам физики и математическим формулам, поэтому влюбленные зачастую решали сложные задачи. Осенью 1749 года Эмили умерла после рождения ребенка, и Вольтер, потерявший любовь всей своей жизни, погрузился в депрессию.

Кстати, мало кто знает, что на самом деле Вольтер был миллионером. Еще в молодости философ познакомился с банкирами, научившими Франсуа инвестировать капиталы. Разбогатевший к сорока годам писатель вкладывал в снаряжение французской армии, давал денег на покупку кораблей и скупал произведения искусства, а в его поместье в Швейцарии находилось гончарное производство.

Смерть

В последние годы жизни Вольтер был популярен, каждый современник считал своим долгом посетить швейцарский дом премудрого старца. Философ прятался от французских королей, но с помощью уговоров вернулся в страну Сезанна и пармезана, где и умер в возрасте 83-х лет.

Саркофаг Вольтера

Останки автора замысловатых высказываний и взглядов были захоронены в национальной усыпальнице в Пантеоне (Париж).

Библиография

  • 1730 – «История Карла XII»
  • 1732 – «Заира»
  • 1734 – «Философские письма. Английские письма»
  • 1736 – «Послание Ньютона»
  • 1738 – «Эссе о природе огня»
  • 1748 – «Мир как он есть»
  • 1748 – «Задиг, или Судьба»
  • 1748 – «Семирамида»
  • 1752 – «Микромегас»
  • 1755 – «Орлеанская девственница»
  • 1756 – «Лиссабонское землетрясение»
  • 1764 – «Белое и чёрное»
  • 1768 – «Царевна Вавилонская»
  • 1774 – «Дон Педро»
  • 1778 – «Агафокл»

Цитаты

  • «Верить в Бога невозможно, не верить в него – абсурдно»
  • «Для большинства людей исправиться – значит, поменять свои недостатки»
  • «Короли знают о делах своих министров не больше, чем рогоносцы о делах своих жен»
  • «Не неравенство тягостно, а зависимость»
  • «Нет ничего неприятнее, как быть повешенным в неизвестности»

Портрет Франсуа Мари Аруэ дит Вольтера (1694 — 1778), французского писателя и философа. Копия Николя Де Ларжильера (1656

[]

Ваш текущий выбор

Актив(ы) Ресурсы

модальный-турбо#открытый» title=»Добавить выделение в лайтбокс» >

актив—актив-электронная торговля#addSelection» data-asset—asset-ecommerce-url-value=»/en/cart/add/selection» title=»Добавить в корзину» >

Портрет Франсуа Мари Аруэ дит Вольтера (1694 — 1778), французского писателя и философа. Копия Николя де Ларжильера (1656 — 1746)

{«событие»:»просмотр страницы»,»page_type1″:»каталог»,»page_type2″:»image_page»,»язык»:»en»,»user_logged»:»false»,»user_type»:»электронная торговля», «nl_subscriber»:»false»}

{«event»:»ecommerce_event»,»event_name»:»view_item»,»event_category»:»browse_catalog»,»ecommerce»:{«items»:[{«item_id»:»JLJ4608760″,»item_brand»:» другое»,»item_category»:»иллюстрация»,»item_category2″:»out_of_copyright»,»item_category3″:»стандартный»,»item_category4″:»largiliere_nicolas_de_1656_1746″,»item_category5″:»not_balown»,»item_list_name»:»search_results» ,»item_name»:»portrait_of_francois_marie_arouet_dit_voltaire_1694_1778_french_writer_and_philosopher_copy_by_nicol»,»item_variant»:»undefined»}]}}

Весь контентИзображенияВидео

Найдите архив Бриджмена, загрузив изображение.


Перетащите файл сюда или нажмите «Обзор» ниже.


Обратите внимание, что следует загружать только файлы с низким разрешением.
Результаты будут возвращать только точные совпадения.
Любые изображения с наложенным текстом могут не давать точных результатов.
Детали больших изображений будут искать соответствующие детали.

Выберите свой цвет

Добавьте до 5 цветов и сдвиньте разделители, чтобы настроить композицию

Добавить цветовой блок

Фильтры

Добавьте ключевые слова, чтобы уточнить результаты


Введите ключевые слова и нажмите Enter

Поиск

Текст

Заголовок

Художник

Средний

Местонахождение произведения искусства

Права Тип

Стандарт

Премиум

Золото

Год

до

Век

до

Filter regionUnited KingdomGermanyFranceItalyUnited States——————-AfghanistanÅland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua And BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBosnia And HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCanadaCape VerdeCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (keeling) IslandsColombiaComorosCongoCongo, The Democratic Republic Of TheCook IslandsCosta RicaCote D’ivoireCroatiaCubaCyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland Islands (malvinas)Faroe IslandsFijiFinlandFranceFrench GuianaFrench PolynesiaFrench Southern TerritoriesGabonGambiaGeorgiaGermanyGhanaGibraltarGreeceGreenlandGrenadaGuadeloupeGuamGuatemalaGuernseyGuineaGuinea-b issauGuyanaHaitiHeard Island And Mcdonald IslandsHoly See (vatican City State)HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIran, Islamic Republic OfIraqIrelandIsle Of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKorea, Democratic People’s Republic OfKorea, Republic OfKuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyan Arab JamahiriyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacaoMacedonia, The Former Yugoslav Republic OfMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Federated States OfMoldova, Republic OfMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNetherlands AntillesNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Марианские островаНорвегияОманПакистанПалауПалестинская территория, оккупированнаяПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруФилиппиныПиткэрнПольшаПортугалияПуэрто-РикоКатарРеюньонРумынияРоссийская ФедерацияРуандаостров Святой ЕленыСент-Китт s And NevisSaint LuciaSaint Pierre And MiquelonSaint Vincent And The GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome And PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia And The South Sandwich IslandsSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard And Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyrian Arab RepublicTaiwanTajikistanTanzania, United Republic OfThailandTimor-lesteTogoTokelauTongaTrinidad And TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks And Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUnited KingdomUnited StatesUnited States Minor Outlying IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaViet Нам Виргинские острова, Британские Виргинские острова, США, Уоллис и Футуна, Западная Сахара, Йемен, Замбия, Зимбабве

Сортировать поСамые релевантныеСамые популярныеСамые последниеНомер активаИмя создателя

Размер результатов306090

Изображение количество
ДЖЛДЖ4608760
Название
Портрет Франсуа Мари Аруэ дит Вольтера (1694 — 1778), французского писателя и философа.
Копия Николя де Ларжильера (1656 — 1746)
Художник
Ларжильер, Николя де (1656-1746) / Французский
Фотограф
Фото Жосс
Местоположение
Musee et Domaine National de Versailles et de Trianon, Версаль, Франция
Средний
холст, масло
Описание

Портрет Франсуа Мари Аруэ дит Вольтера (1694 — 1778), французского писателя и философа.

Копия Николя де Ларжильера (1656 — 1746)
Фото кредит
Фото © Photo Josse / Bridgeman Images

Хотите загрузить это изображение сейчас?

1. Использование 2. Оплатить 3. Резюме 4. Скачать

Персональное использование £20.00

Презентация £25.00

Веб-сайт или социальные сети £30.

00

Журналы и журналы £50.00

Использование книги £50.00

Для получения более подробной информации посетите страницу часто задаваемых вопросов

Добавить в корзину

Наличие

Размер [пиксели] Размер в 300 dpi [мм] Размер файла [МБ] Онлайн-покупка
Большой 4218 × 5262 пикселей 357 × 446 мм 2 МБ
Средний 821 × 1024 пикселей 70 × 87 мм 1 МБ

Портрет Вольтера.

Анонимная копия оригинала (фотографии, принты, рамка,…) #8266145

Фоторепродукция портрета Вольтера

Портрет Вольтера. Анонимная копия оригинального портрета Квентина Латура. Холст, масло

© Mary Evans/AISA Media

Media ID 8266145

Anonymous Копировать Ла Тур Оригинал Квентин Вольтер

Печать 10 x 8 дюймов (25 x 20 см)

Фотопечать на прочной фотобумаге архивного качества для яркого воспроизведения – идеально подходит для кадрирования

Типовой общий размер изделия 20,3 см x 25,4 см

Наши водяные знаки не появляются на готовых изделиях.

Напечатано на бумаге архивного качества, что обеспечивает непревзойденную стойкость иллюстраций и великолепную цветопередачу с точной цветопередачей и плавными тонами. Отпечатано на профессиональной бумаге Fujifilm Crystal Archive DP II плотностью 234 г/м². 10×8 для альбомных изображений, 8×10 для портретных изображений. Размер относится к размеру используемой бумаги.

Код продукта dmcs_8266145_676_0

Полный ассортимент художественной печати

Наши стандартные фотопечати (идеальные для обрамления) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, а большинство других товаров отправляются через несколько дней.

Фотопечать
Фотопечать на прочной фотобумаге архивного качества для яркого воспроизведения — идеальна для обрамления

Печать плакатов
Плакаты архивного качества идеально подходят для больших фотографий и подходят для обрамления

Рамка для печати в рамке

8

Поздравительные открытки
Поздравительные открытки, подходящие для дней рождения, свадеб, юбилеев, выпускных, благодарностей и многого другого

Пазлы
Пазлы — идеальный подарок по любому поводу

Старинные рамки
Репродукции с эффектом скошенного дерева в рамах и на рамах — профессионально изготовленные и готовые к развешиванию

Печать на холсте

8 и текстуры для любого пространства. Профессионально натянутый холст на скрытую деревянную раму и готовый к подвешиванию

Художественная печать
Наши репродукции репродукций с мягкой текстурированной натуральной поверхностью — это лучшее, что может предложить самый критический критерий. хранители музеев.

Фотография в рамке
Распечатанные фотографии поставляются в индивидуальной упаковке, готовой для рамки

Открытки
Открытки с фотографиями — отличный способ оставаться на связи с семьей и друзьями.

Коврик для мыши
Фотопринт архивного качества на прочном коврике для мыши с нескользящей подложкой. Подходит для всех компьютерных мышей

Каркас премиум-класса
Каркас из натурального дерева FSC и двойное крепление с белой консервационной подставкой — профессионально изготовлено и готово к подвешиванию

Подушка
Украсьте пространство декоративными мягкими подушками

Стеклянная подставка
Индивидуальная стеклянная подставка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *