сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру
Сказание «Вольга и Микула Селянинович» включено в новгородский цикл былин о Микуле Селяниновиче и относится к бытовым былинам. В этом сказании повествуется о знаменитом крестьянине-богатыре и труде народа. Былина «Вольга и Микула Святославович» традиционно начинается с зачина. Сказание приурочено знакомству двух главных героев — богатырей князю Вольге, который является сыном Святослава и оратаю Микуле Селянинович.
Центральным эпизодом былины является то, что вся дружина пытается выдернуть соху из земли, а Микула без какого-либо труда выбрасывает соху в куст.
Зачастую, чтобы ярче описать главного героя, народ приукрашал действительность, так воспели люди поступки Микулы с разбойниками, а также поднятие сохи одной рукой.
Главной особенностью древних сказаний является то что богатырь может зваться ласкательным именем – Микулушка Селянинович и. т. д.
Молодой князь Вольга очень любознательный юноша, стремится познать все новое и неизведанное.
Внимательно выслушав крестьянина, Вольга сделал вывод что оратай очень силен и может пригодится ему, когда придет время собирать налог с крестьян в городе и зовет его пополнить ряды дружинников.
Только двинулись путники в дорогу, как пахарь вспоминает что забыл спрятать свою соху в ракитовый куст. Молодой князь посылает пятерых самых сильных вояк, но как оказалось они не смогли даже с места сдвинуть соху. Тогда Вольга посылает ещё десятерых молодцев, но и те оказались не в состоянии справится с заданием. В конечном итоге вся храбрая дружинушка попыталась сдвинуть с места соху и тогда подошел пахарь и одной рукой с легкостью выдернул соху из земли и бросил в ракитовый куст. Увидав такой богатырский подвиг князю захотелось узнать имя незнакомца. Пахарь представился Микулой Селининовичем.Приехав к своим владениям, разбойники узнали силача, который их побил и пришли просить извинения у князя и у Микулы. Из всего увиденного и услышанного Вольга делает вывод что такого крестьянина будут здесь уважать и любить и делает предложение пахарю стать наместником князя чтобы собирать налоги с крестьян.
Понравилось сочинение? А вот еще:
краткое содержание, герои, тема произведения
Читательский дневник
12. 11.21
8 мин.
Старинная былина «Вольга и Микула Селянинович» впервые была записана в 1860 году. В этом произведении показаны взаимоотношения людей, описаны подвиги и поступки богатырей, а также затронута тема чести, справедливости и достоинства. «Вольга и Микула Селянинович» для читательского дневника позволит выявить главную идею былины.
Оглавление:
- Описание главных действующих лиц
- Краткий пересказ
- Главная мысль
Анализ произведения
Действие происходит в период правления князя Владимира. Сюжет былины на протяжении многих веков дополнялась и изменялась.
Описание главных действующих лиц
В былине много персонажей. Но основных действующих лиц два:
- Вольга — сын Святослава и племянник Владимира. Этот персонаж хитроумный, справедливый, добрый, волевой, храбрый.
- Микула Селянинович — оратай, пахарь. Это добродушный, усердный, спокойный, сильный, рассудительный и справедливый крестьянин.
Краткий пересказ
Вольга — это русский богатырь, который получил от своего дяди в подарок земли. Он собрал воинов, чтобы собрать дань с городов. Вместе с отрядом Вольга добрался до поля, где встретил оратая, который занимался своей работой. Дружина услышала издалека, как он посвистывает да орет на коня. Богатырь решил увидеться с ним. Только найти пахаря было нелегко, три дня ушло на поиски. Дружина стала свидетелем того,
В разговоре с ним Вольга узнал, что в городах, куда он направляется, орудуют преступники. Разбойники обдирают людей, которые проезжают мимо тех мест. Совсем недавно к Микуле приходили люди, требовавшие с него выкуп, да только крестьянин дал им такие отступные, что те пожалели о своем появлении на свет.
Вольга был впечатлен этой историей, решил, что с таким человеком никогда не пропадет, поэтому предложил ему отправиться вместе на те земли. Микула согласился, а перед дорогой выпряг коня из сохи. Когда они полполя проскакали, он вспомнил, что не убрал соху. Попросил оратай князя вернуть часть отряда, чтобы они вытащили ее из земли и спрятали.
Вольга сначала полдружины отправил, но они не справились. Затем он оставшихся бойцов послал, только так никто и не смог выполнить приказ и пахарю пришлось вернуться. Он быстро сделал дело и обогнал войско.
Князь поразился резвости коня крестьянина, заговорил про его стоимость. Но Микула ответил, что ему нет цены. Вскоре отряд добрался до города. Там дружина встретила тех людей, которые приходили за деньгами к Микуле. Они узнали его, стали извиняться, выражали свое сожаление о содеянном.
Вольга понял, что оратай пользуется уважением у народа, поэтому подарил ему эти земли и поручил собирать дань. После этого они стали лучшими друзьями.
Главная мысль
В этом произведении показано, что простой крестьянин имеет большое значение для общества в целом.
Былина учит следующему:
- уважать чужой труд;
- усердно трудиться;
- быть справедливым, храбрым и честным человеком;
- не лениться;
- приносить пользу обществу;
- бороться с разбойниками.
Кратко вывод из былины такой: власть не должна недооценивать простых людей, ведь внутри них царит сила и мощь, способная уберечь родной дом от врага.
Отзывы читателей
Мне очень понравилась эта былина. В ней изображен крестьянин-богатырь, как воплощение всего русского народа, способного защитить свою землю от врага. Люди бедны, но только не духовно, они имеют широкую душу и сильную волю, что позволит им отстоять родину. Вольга считал себя самым сильным, но оказалось, что Микула переплюнет его вместе со всей дружиной. Произведение интересное и поучительное, есть о чем подумать.
Екатерина
Истории про богатырей меня всегда интересовали. Я люблю читать про них рассказы, смотреть мультфильмы, фильмы и различные видео. Мои любимые персонажи — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Святогор и Всеславий. Жанр этого произведения — былина, а значит, конкретного автора нет, это народное творчество. Содержание очень интересное и увлекательное, стоит прочтения.
Мне понравилась сравнительная характеристика двух персонажей — Микулы и Вольги. Они оба сильные и смелые, но разница в их социальном статусе. Один богатый и знатный, а второй бедный и работал пахарем. Только Вольга считал себя самым сильным, а Микула был скромным, но дельным.
Владислав
С первых строк прочтения понимаешь, что перед тобой былина. Ее признак — написание необычным слогом, с двумя — четырьмя ударениями. В этом произведении читатель получает сообщение о том, что важно ценить труд любого человека. Благодаря трудолюбию можно много добиться. А еще на примере героев видно, что нужно бороться за справедливость, защищать свою страну и помогать людям.
Анна
Не успеваете написать работу?
Заполните форму и узнайте стоимость
Вид работыПоиск информацииДипломнаяВКРМагистерскаяРефератОтчет по практикеВопросыКурсовая теорияКурсовая практикаДругоеКонтрольная работаРезюмеБизнес-планДиплом MBAЭссеЗащитная речьДиссертацияТестыЗадачиДиплом техническийПлан к дипломуКонцепция к дипломуПакет для защитыСтатьиЧасть дипломаМагистерская диссертацияКандидатская диссертацияКонтактные данные — строго конфиденциальны!
Указывайте телефон без ошибок! — потребуется для входа в личный кабинет.* Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Подтверждение
Ваша заявка принята.
Ей присвоен номер 0000.
Просьба при ответах не изменять тему письма и присвоенный заявке номер.
В ближайшее время мы свяжемся с Вами.
Ошибка оформления заказа
Кажется вы неправильно указали свой EMAIL, без которого мы не сможем ответить вам.
Пожалуйста проверте заполнение формы и при необходимости скорректируйте данные.
Характеристики былины Волга и Микула. Волга и Микула (сравнительный анализ двух героев народного эпоса «Волга и Микула Селяниновичи»)
Характеристика Микулы Селяниновича изучается в рамках программы по литературе в седьмом классе. Именно в этот период ребята знакомятся с эпическим жанром. Подробнее об этом герое мы узнаем позже.
Сюжет
Былины по своему содержанию очень напоминают сказку. В них мы находим события, вымышленные автором, но нельзя утверждать, что самого главного героя никогда не существовало. Если задуматься об этимологии этого слова, то мы найдем общий корень со словом «правда». Это значит, что этот персонаж когда-то действительно поражал современников своей силой и мощью. Как и Микула.
Но начало в былине говорит нам совсем не о нем: первый человек, которого встречает читатель, — князь Волга. Он силен, мудр, имеет огромную армию. Дядя Владимир предоставляет в свое распоряжение три города. Сейчас князь собирается со свитой проверить свои новые владения. По пути они встречают пахаря. Волга очень хочет с ним познакомиться, но три дня и три ночи они не могут до него добраться. Этот настолько огромен, что его видно издалека, но добраться до него довольно сложно. В характеристике Микулы Селяниновича должен быть указан этот момент. Народ преувеличивает своего героя, намеренно выделяя его среди простых людей.
Первая встреча
Наконец, к этому герою подъезжает принц со своей армией. Удивлению его нет предела: оратай (так на Руси называли пахаря) обрабатывает землю. Но у него недюжинная сила: он легко выкорчевывает с деревьев пни, а в борозды бросает огромные камни. Читатель сразу понимает, что перед ним не обычный человек, а герой. Дается ему легко, он насвистывает себе под нос, не чувствуя усталости.
Орудие труда Микулы не может не удивлять. У него нет обычных сошек, которыми землю вспахивают. Он декорирован дорогими металлами: желтым и красным золотом. Обувь на нем изготовлена из булатной стали, прочного и надежного металла. Кобылка, помогающая пахарю на земляных работах, с шелковыми гусиками, что в то время было очень дорогой тканью.
Внешняя характеристика Микулы Селяниновича из былины «Волга и Микула Селяниновичи»
Несомненно, принца поразил и наряд героя. Самый обыкновенный пахарь выглядит богатым. У него великолепные кудри, которые люди сравнивают с жемчугом. Глаза героя как у сокола. Как известно, сокол – птица, обладающая прекрасным зрением и силой. Брови Микулы черные, как соболиные. Читатель сразу представляет серьезного и сильного мужа.
Одежда из дорогих тканей. Например, кафтан выполнен из дорогого и роскошного материала – черного бархата. Не каждый богатый человек мог себе это позволить. Но ведь героя нельзя одеть по-другому. Он носит сапоги на каблуках, что в то время считалось очень модным и престижным. Материал, из которого они изготовлены, – марокко. Это очень качественная и дорогая вещь. Внешняя характеристика Микулы Селяниновича из былины очень важна в описании образа этого богатыря. Недаром он так красив и шикарен: народ представляет героя идеальным во всех планах.
Подвиг богатыря
Волга заговорила с оратаем, сказала ему, куда он направляется. В ответ Микула рассказывает ему о своих подвигах, предостерегает от опасности. Однако никакого хвастовства мы не наблюдаем. Характеристика Микулы Селяниновича из былины «Волга и Микула Селянинович» обязательно содержит сведения о том, что богатырь не замечает своей силы, считая свои подвиги обычным делом.
Оратай рассказал принцу историю о том, как он отправился в город за покупками. Он купил три мешка по сто фунтов соли. Простой подсчет покажет нам, что общая масса его товаров составляет более пяти тонн! Разумеется, здесь используется прием так называемой гиперболизации. Автор намеренно преувеличивает его способности, чтобы отразить богатырскую силу.
Когда Микула идет домой, к нему подходят грабители и требуют деньги. Но пахарь с ними не ссорится, он дает им «копейки». Однако мужчины не отступают, просят еще и еще. Микуле приходится расправляться с ними кулаками. Получается, что герой положил больше тысячи бандитов. Эта история произвела впечатление на Волгу. Он хочет видеть такого сильного мужа в своем отряде.
Сила и мощь
Характеристика Микулы Селяниновича продолжается анализом героических возможностей Микулы. Краткая заметка об этом герое дает нам представление обо всех простых крестьянах того времени. Именно на них держалась русская земля.
Пахарь соглашается пойти с князем «за плату». Однако ему жаль своих мальков.
Характеристика Микулы Селяниновича с цитатами отражает его речь: он оставляет свое орудие труда «не прохожему», а обычному «крестьянину». Эти слова отражают отношение героя к своим односельчанам.
Для того, чтобы спрятать сошку «за кустом ивы», Волга посылает пятерых своих сильнейших воинов. Но эти крепкие ребята не справляются с этой задачей, невозможно «поднять из-под земли малька». Потом по принципу троицы Волга еще дважды присылал своих ребят, но даже несметное число из них не смогли сделать то, на что способен русский мужик.
Микула «одной рукой взял сошки» и без труда вытащил.
Особенности
Характеристика Микулы Селяниновича будет неполной, если не рассказать о его лошади. Как и всякий богатырь, лошадь — первая помощница в труде. Как мы узнаем в самом начале, кобылка нашего героя – «соловей». Этот эпитет обозначает его светлый цвет. Она так же сильна, как и ее хозяин. Автор намеренно сравнивает лошадей Волги и Микулы. Конь богатыря уже идет «быстрым шагом», а конь князя едва поспевает за ним. Первый уже разогнался и «сундук» пошел, второй отстает. Волга не перестает здесь удивлять. Лошадь Микулы он оценивает в пятьсот рублей, только при условии, что это будет не кобыла, а лошадь. На что простодушный крестьянин отвечает, что он сам ее выкормил и вырастил, и поэтому ей нет цены.
Характеристика Микулы Селяниновича отражает этого героя как очень добродушного, простого и отзывчивого человека. Никогда не хвастается своими подвигами, как бы не замечая их.
Обещает угостить всех крестьян своим ржаным пивом, что говорит о его щедрости.
В заключение Волга настолько проникся дерзостью и наивностью этого человека, что решает сделать его наместником в подаренных дядей городах. Разбойники, избитые им три дня назад, устыдились и пришли к герою с извинениями.
Заключение
Мы представили полную характеристику Микулы Селяниновича. 7 класс, изучающий это произведение по школьной программе, сможет воспользоваться нашими советами и описать собственное впечатление, которое произвел этот былинный богатырь.
План
Введение
В былине «Волга и Микула Селяниновичи» сравниваются молодой князь и простой русский человек-оратай.
Основная часть
Волга и Микула — две незаурядные личности с чувством собственного достоинства.
В тексте эпоса много поэтических сравнений, с помощью которых характеризуют героев.
По натуре князь и пахарь равны друг другу.
Заключение
Сила двух эпических героев в их единстве.
Былина — произведение устного народного творчества, повествующее о жизни и подвигах народных героев, защитников родного края. В былине киевского цикла «Волга и Микула Селяниновичи» сравниваются молодой князь и простой русский мужик-оратай.
Волга и Микула — две яркие личности, уважающие себя, целеустремленные. Их отличает народ, об этом свидетельствует сравнение богатырей с любимыми животными:
Как Волга стала здесь расти и проклинать. ..
Лететь соколом к нему под панцирь,
Кочевать серым волком и сквозь чистые поля.
Поэтические сравнения (Волга с птицей-соколом, щукой-рыбой, серым волком; Микула с ясным соколом, черным соболем) характеризуют героев, определяют отношение народа к изображаемым персонажам. По натуре князь и пахарь равны
нас друг к другу. Микула не боится отвечать на вопросы князя, в его речи нет подобострастия:
Давай, Волга Святославович!
Нужна божья помощь крестьянину.
И куда ты идешь, Волга, куда ты идешь?
Обращаясь к Микуле с просьбой о помощи, князь Волга оправдывает свое желание:
Эх ты, оратай-оратаюшко.
Вы пойдете со мной как товарищи.
Мудрость князя заключается в его желании найти подход к русскому мужику. Таким образом, ясно, что поездка крестьянина с княжеской дружиной «в города и на плату» есть добровольное желание ораты помочь князю, так как на больших дорогах господствуют разбойники, и только Микула «ставит их сюда». … до тысячи». Эта гипербола характеризует крестьянина как человека недюжинной силы и ловкости. Героизм, его любовь к родной земле воплотились в образе простого пахаря-оратая. Микула Селянинович — это обобщенный образ русского народа, поэтому только в конце былины мы узнаем его имя. Князь уважает и труд пахаря, поэтому посылает своих дружинников убрать плуг с видного места:
А тут ведь Волга Святославович
Всю свою добрую дружину посылает,
Сошку из земли вытащить,
Вытряхнули землю из мешков,
Закинули бы сошку за куст ивы.
Таким образом, в былине князь и простой оратай не противопоставлены друг другу. Микула и Волга — две равные силы. Крестьянин служит воплощением силы и духа русского народа, а князь олицетворяет мудрость правителя, которого так жаждет русская земля. Сила двух былинных героев в их единстве.
Знаменитые сказочные персонажи, образы которых кажутся знакомыми с детства, имеют давнюю историю. Воины и герои из сказаний и преданий, рассказанных дедушками и бабушками, не просто представители традиционного фольклора, а персонажи, олицетворяющие дух и традиции великого русского народа. Герои былины наделены недюжинными талантами защищать родную землю. В ряду могучих воинов есть место Микуле Селяниновичу.
История создания
Микула Селянинович — герой, воспетый в былине «Волга и Микула Селяниновичи». Эпос слагался на протяжении нескольких столетий, по мере того, как легенда претерпевала изменения и передавалась из уст в уста в различных интерпретациях. Характеристики героев точно переданы в версии, составленной на севере страны после распада Киевской Руси. Неизвестно, как было составлено описание Микулы, но Волга (Олег) Святославович — реальная историческая личность. Принц был двоюродным братом и внуком короля.
В эпосе нет единства места, времени и действия. Он предполагает описание вымышленных событий с участием сказочных персонажей, но этимология слова указывает на то, что некоторые из эпизодов были на самом деле.
Повествование описывает встречу двух героев: князя и крестьянина-пахаря. Первый идет на войну, а второй, герой-плуг, обрабатывает землю. Простой крестьянин представлен в благородном обличии. Это ухоженный мужчина в чистой одежде и расписном кафтане. На Микуле зеленые сапоги на каблуках и пухлая шляпа. Такой наряд не соответствовал обычной одежде пахаря, привыкшего к работе с землей и изнурительному труду. Но статный богатырь, по традициям эпоса, должен иметь красивый наряд, и это правило соблюдается.
Специфика эпоса «Волга и Микула Селяниновичи» заключается в художественных приемах. Он включает в себя элементы архаичного языка и многочисленные повторы. Через красочные эпитеты описываются детали одеяния, черты характера героев, жизнь вокруг них. В эпосе образы крестьянина и воина противопоставлены друг другу.
При этом труд простого землепашца ставится выше, ведь пахаря в любой момент могут позвать на защиту Родины, а работать на земле дано не каждому. Существует также версия, что в легенде противопоставлены образы двух божеств, покровителей земледелия и охоты.
Мотив восхваления труда пахарей ярко описан в эпизоде, когда князь Волга приказывает дружине взяться за сошки. Вояки не могут его осилить, и Микула Селянинович справляется с задачей на раз.
Герой, способный обойти дружину, — настоящий защитник земли русской и ее земледелец. Сценаристы эпоса отзываются о герое ласково, ласково. Примечательно, что на протяжении всей истории героя называют не иначе как оратаем. И только в финале раскрывается имя Микулы. О своих достижениях герой рассказывает без хвастовства.
Биография и сюжет
В былине о Микуле Селяниновиче главными героями стали два персонажа: он сам и князь Волга. Первая встреча происходит, когда по завету Владимира Мономаха во владение Олега переходят три города. Князь отправляется осматривать владения. На пути отряда встречается статный герой, которого видно издалека, но добраться до любопытного персонажа получается только через три дня и три ночи. Гипербола такого рода показывает народное восхищение героем.
Микула — пахарь. Он с легкостью возделывает землю, выкорчевывая пни и камни деревянным плугом, украшенным драгоценными камнями. Кобыла Микулы увешана шелковыми гужами, а сам наряд героя не похож на простое крестьянское платье. Становится ясно, что перед читателем стоит герой, для которого усердная пахота — развлечение.
Микула Селянинович представлен в образе наиболее почитаемого в России героя. Праздники посвящались работе, связанной с землей, с ней связаны традиции и легенды. Микула – народный герой, его прототипом считался покровитель крестьянства.
Этот образ был олицетворением русского крестьянина. Поэтому создатели былины не упоминают имя отца богатыря: Селянинович сочетается со словом «деревня», а значит, родителем был простой русский народ.
Микула — обладатель покладистого характера и доброй души, щедрый и гостеприимный человек. Без него княжеские богатыри не в состоянии вытащить даже легкого малька, а значит, царская власть основана на силе пахаря. Россия стоит на простом деревенском крестьянине, который кормит народ и защищает свою родину от бед.
Героическая сила не делает Микулу хвастуном. Герой скромен и спокоен, не лезет на рожон и просто общается с принцем. Бесконфликтный характер везде свой. Он радует окружающих, умеет хорошо работать и отдыхать.
Православная Россия славится смирением и всепрощением, но всегда способна отстоять свою честь и защитить ближнего. В эпизоде нападения разбойников, требующих гроши, видно, что праведник Микула готов терпеть и проявлять верность до последнего. Выйдя из себя, он сможет силой образумить соперников.
Популярными русскими богатырями считаются воевавшие с ханом Тугариным, противостоявшие и чей противник оказался. Но народные предания описывали и других героев, защищавших родину от нашествия темных сил.
Микула Селянинович — простой пахарь, боролся с «мешком шорным», в котором заключена «вся тяжесть земли». Волх Всеславьевич — колдун, помогший победить индийского царя. считался героем-гулякой, а прославился после Куликовской битвы.
Биографии героев редко описываются подробно. Часто непонятно, кем был герой до того, как в нем проснулась богатырская сила. Иногда даже неизвестно, где он родился. Но главные подвиги, которыми прославились герои, подробно передавались из уст в уста, считались национальным достоянием и поддерживали дух русского народа, нуждавшегося в защитниках.
Героическая сила — один из любимых сюжетов изобразительного искусства. Картины, написанные в такой же манере, рассказывали о подвигах и путешествиях русских богатырей. Среди почитателей русского фольклора были живописцы и Рябушкин.
«Волга и Микула Селяниновичи» — великолепная эпопея, русское произведение в фольклорном жанре, которое написал народ. Рассмотрим основные моменты, играющие важную роль в восприятии текста. Немаловажное значение имеет и характеристика Волги Святославовича в былине.
Волга Святославович в былине пошел в поход со своими товарищами, дабы собрать дань с людей, живущих в трех городах. Они услышали звук сошки и бросились к ней, чтобы понять, откуда доносится звук. Волга Святославович долго ехал со свитой и наконец достиг своей цели. Видит: стоит перед ним молодец, мужик, одет он в бархатный халат, а в руках у него сошки. Молодой человек описан во всей красе. Увидев Волгу Святославовича, юноша интересуется, куда направляется дружина. Князь отвечает ему, на что получает предупреждение. Разбойники живут в городах, где они собрались, поэтому Волге Святославовичу с добрыми молодцами следует быть осторожнее и осторожнее. После этого князь решает взять с собой пахаря. Он согласен. Молодежь скачет на лошадях, но вскоре крестьянин вспоминает, что забыл бросить сошку за куст, оставив ее на том же месте. Князь послал свиту для выполнения задания, но у них не хватило сил. В итоге оратай возвращается, легко вынимая сошку из земли, забрасывая ее за куст ивы. Удивленный силой юноши, былинный богатырь Волга Святославович интересуется именем пахаря. Он отвечает, что Микула Селянинович. Приехав в город, мужчины узнают Микулу. Извиняются перед ним и перед Волгой Святославовичем. Видя, как здесь уважают Микулу, князь дарует ему три города.
Главные герои былины
Главные герои былины «Волга и Микула Селянинович» — князь Волга Святославович и пахарь Микула Селянинович. Оба персонажа описываются как величественные парни. Несмотря на то, что крестьяне были одеты довольно просто, Микула Селянинович представлен в красивом бархатном халате, в пуховом головном уборе и в ярких сапогах на каблуках. При описании используется народный язык, что придает произведению выразительности. Такой простой предмет быта, как сошка, описывается с использованием различных выразительных средств, множества эпитетов и метафор, благодаря чему наиболее подробно раскрывается образ плуга. Прием контраста и антитезы использован для описания образов Микулы Селяниновича и Волги Святославовича. Деятельность пахаря и его работа возвышаются над военным занятием Волги Святославовичей. Также рассказчик использует такой прием, как гипербола — преувеличение, при описании могущества Микулы, характерный для русского былинного жанра. Весь отряд не справлялся с работой, которую ежедневно и с легкостью выполняет Микула Селянинович. Отношение к крестьянину уважительное, это выражается и через употребление уменьшительно-ласкательных прилагательных. Тем не менее стоит отметить, что характеристике Волги Святославовича рассказчик уделяет меньше внимания.
Выразительные средства для описания образов героев
Рассказчик использует множество выразительных средств для описания образов Волги Святославовича и Микулы Селяниновича. Использование народных слов и выражений добавляет колорита произведению. Большое количество эпитетов и метафор в описании образов пахаря и Волги Святославовича позволяют читателю наиболее подробно представить облик и характер главных героев.
Происхождение образа Волги Святославовича
Витязь Волга Святославович — реальный исторический персонаж, существовавший во времена Киевской Руси. Он представляет князя Киевской Руси Олега Святославовича. Его дедом был сам Ярослав Мудрый, а Владимир Мономах приходился князю двоюродным братом. Олег Святославович родился в 1073 году и был четвертым ребенком Святослава Ярославича. Его образ упоминается и в произведении «Слово о полку Игореве».
Характеристика одного из главных героев — Волги Святославовича
Волга Святославович силен, походка его особенно тяжела, что подчеркивает его мощь и величие. Он кажется частью природы. Волга Святославович так близок к природе, к природе, что может превратиться в птицу и улететь. Близость к природному началу характеризует его как человека внимательного, способного всматриваться, вглядываться, ценить красоту и искусство. Это значит, что принц развит не только физически, но и является обладателем богатого внутреннего мира. Он также имеет авторитет среди людей. Волге Святославовичу удалось собрать для похода молодцов, создав мощную дружину. Один из главных героев пользуется уважением и умеет правильно организовать такое важное мероприятие, как путешествие. Все эти качества Волги Святославовича характеризуют его как организованного, сильного, властного человека, близкого к природе. Он типичный герой фольклорных произведений.
Князь одет в русскую одежду, характерную для людей его сословия. В отличие от описания одежды Микулы Селяниновича, рассказчик не придает такого значения характеристике Волги Святославовича, и особенно тому, в чем предстает герой. Рассказчик особенно подчеркивает его основные качества, такие как готовность к бою, умение собрать мощный отряд, быть частью природы, сливаясь с ней, составляя одно целое. Он обладает природной мудростью, самоотверженностью и мужеством. Но его образ меркнет перед образом Микулы Селяниновича, так как рассказчик уделяет меньше внимания описанию Волги Святославовича. Он показывает, что простой русский крестьянин превосходит своими качествами даже такого великого человека, как князь Волга Святославович. Микула выделяется своей могучей силой, красотой одежды и уважением в народе.
Заключение
«Волга и Микула Селяниновичи» — великое произведение русского фольклора, повествующее о встрече Микулы Селяниновича с князем Волгой Святославовичем. Несмотря на все величие князя, пахарь превосходит описание Волги Святославовича по характеристике благодаря своей силе и красоте. Образы персонажей описаны очень точно и подробно с использованием разнообразных художественно-выразительных средств.
Эпосой называется богатырский эпос Древней Руси, в котором нашли отражение исторические события Российского государства. Былины прославляют героизм народа, раскрывают его нравственные и эстетические ценности. В этих произведениях реальность значительно дополняется вымыслом.
Богатыри и язык былинных былин
Главные герои русских былин — отважные богатыри, смело вступающие в неравную борьбу с врагом. Некоторые герои былин – это полумифологические персонажи Михайло Потык, Святогор и Волхв Вячеславович.
В более поздний период на смену таким героям пришли более реальные персонажи Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Микула Селянинович. Воинские подвиги этих героев были направлены на защиту государства, князя и всего славянского народа.
Мир России в былинах солнечный и наполненный яркими красками, но с появлением отрицательных героев внезапно надвигаются грозы и туманы, символизирующие опасность.
«Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Богатырь Илья Муромец — один из самых популярных и любимых народом богатырей русских былин. Рассказ о борьбе Ильи Муромца с коварным Соловьем-разбойником считается древнейшей былиной из Киевского цикла.
Прототипами Соловья-Разбойника были люди, совершавшие регулярные грабежи и скрывавшиеся в дремучих лесах по всей России. В начале былины мы знакомимся с главным героем, богатырем Ильей, который отправляется в столицу служить князю Владимиру.
На пути к Киеву Илья Муромец помог Черниговскому полку победить печенегов. В знак благодарности воевода предупредил доброго молодца, что в лесах, через которые ему предстоит пройти, живет Соловей, обладающий волшебной силой от его пения, вянут деревья и цветы и умирают люди.
Однако опасность не испугала Илью, наоборот, он поспешил на встречу с Соловьем-Разбойником, чтобы обезвредить его и тем самым спасти жизни своих соотечественников. Не успел юноша дойти до дороги, как услышал зловещее пение Соловья.
Долго не раздумывая, он достал свой лук и сразил врага одним выстрелом. Он взял с собой раненую птицу, чтобы показать князю Владимиру, что опасность для народа России миновала. Однако царь не верил, что обычный соловей может так навредить людям.
В доказательство Илья попросил Соловья спеть свою песню. От раздавшихся звуков все присутствующие в княжеском дворце стали разбегаться, а сам князь прикрылся шкурой, чтобы не слышать пения птиц. После этого Илья Муромец отсек коварной птице голову, тем самым освободив людей от мучителя.
«Волга и Микула Селяниновичи»
Главный герой былины — Волга Святославович, богатырь, желающий обладать могущественной силой и мудростью. Волга собрал войско из тридцати богатырей и отправился в путь к стольному городу. По дороге молодец и его войско услышали звуки плуга, но три дня не могли добраться до самого пахаря.
Когда они наконец встретили крестьянина, он спросил ребят, куда они идут. Волга ответил, что едет за налогами, которые должны платить жители городов, подаренных ему самим князем. О том, что в этих городах живут разбойники, пахарь предупредил Волгу: однажды он сам чуть не стал их жертвой, но сумел от них отбиться.
Добрый молодец решил, что ему понадобится пахарь, если нужно бороться с разбойниками и приглашает его в свою армию. Как оказалось, крестьянин был известным богатырем, давно прославившимся богатырскими боями, и звали его Микула Селянинович.
Волга и Микула Селянинович читают резюме. Значение имени микула селянинович в краткой биографической энциклопедии
Былина «Волга и Микула» относится к новгородскому циклу былины. Уже первые исследователи обратили внимание на острое социальное звучание эпоса, где образ крестьянина-пахаря Микулы Селяниновича явно противопоставлен образу князя Волги Святославича, племянника князя Владимира Киевского. В то же время выдвигались и другие предположения, согласно которым в эпосе воссоздавались образы не просто крестьянина и князя, а двух языческих богов: бога земледелия — Микулы и бога охоты — Волги. Это интерпретация знаменитого 19Мифолог ХХ века Орест Миллер, считавший Микуля Селяниновича «покровителем земледелия в России». 1 В то же время Всеволод Миллер обращал внимание на бытовые черты в былине, отражающие особенности земледельческого труда на севере:
Ратай в поле вопит, понукает, Сошки скрипят у ратая, Омэсики подчёркивают камешки , То корни, то камни скручивает, Да валит он все большие камни в борозды.
«Это точная картина северной пахоты, — писал В.Ф. Миллер. 2
Сюжет былины основан на рассказе о встрече князя Волги и его дружины с пахарем-крестьянином Микулой. Былина открывается рассказом о рождении Волги, о его зрелости:
Как Волга здесь начала расти и расти, Желала Волга много мудрости: Глубины морей, Он прилетит, как сокол под панцирем, серый волк бродить и бродить по открытым полям.
Волга собрал отважного воина для себя. Племянник киевского князя получил в дар от Владимира три города: Гурчевец, Ореховец, Крестьяновец. Он идет за данью и в чистом поле видит пахаря Микулу, который, работая в поле, проявляет недюжинную силу: «корни пня выкручивает, большие камни в борозду сбивает». Пахарь спрашивает князя, далеко ли он находится в пути, и, узнав, куда направляется он и его свита, рассказывает ему, какие разбойничьи люди живут в этих городах. Волга, видя его силу, предлагает пахарю пойти с ним «в товарищи». Пахаря соглашается, его участие в походе необходимо — борьба с разбоем в одиночку не под силу княжеской дружине.
Микула просит воинов принца вытащить его плуг из земли и бросить под куст ивы. Однако оказывается, что ни дружина, ни «Волга» не могут выполнить эту работу. И только богатырская сила Микулы позволяет ему без усилий, одной рукой выдергивать сошки из земли.
Это конец некоторых вариантов эпоса. По другим данным, в города приходят Волга и Микула, в которых князь назначает Микулу воеводой, горожане устраивают засаду на Волгу, и Микула сохраняет ему жизнь.
Микула — народный герой. Он, как богатырь-богатырь, выражает лучшие качества простого человека. Былина утверждает уважение к тяжелому труду землепашца, в котором тоже надо проявить силу и героизм. Сила Микулы в связи с землей, с простым народом.
Этот эпос характеризуется своими художественными особенностями. Элемент народного языка поражает. Для него характерны повторы, эпитеты. С помощью эпитетов создается особый поэтический мир. Например, необычный плуг, которым пашет Микула:
Сошка у сошки кленовая, Омешики на сошке булатные, У сошки серебряная чашечка, И рог у сошки красно-золотой. 3
С помощью эпитетов создан портрет богатыря:
И у оратая локоны качаются, Что если жемчужины не перекосить, то осыпаются; Глаза оратая ясны, как соколиные, И брови у него черные, как соболиные. 4
Сказители описывают одежду героя: зеленые сафьяновые сапоги, пуховая шапка, черный бархатный кафтан.
Аллегорически Микула раскрывает свои народные корни. На вопрос Волги: «Как тебя зовут, зовется ли ты отечеством?» говорил оратай-оратаюшко:
Эх ты, Волга Святославович! Я вспахаю рожь и сложу в скирды, Сложу в скирды и домой потащу, Я домой потащу и дома смолотлю, И пиво сварю, и мужиков напою, И тогда крестьяне начнут меня хвалить: Молодой Микула Селянинович!
Художественные средства в эпосе направлены на то, чтобы запечатлеть характеры и их поступки, ситуацию, выразить свое отношение к ним наиболее ярко.
Рассказ «Волга и Микула Селяниновичи» относится к новгородскому циклу былин. Краткое содержание произведения позволяет читателю сопоставить два разных образа: княжеского племянника и простого пахаря-крестьянина. По некоторым данным, в этой былине главными героями являются два Микулы, отвечающие за земледелие, и Волга за охоту. Орест Миллер, мифолог XIX века, нашел в произведении много сходства между главными героями и покровителями крестьян и охотников.
Встреча Волги с Микулой
Знакомство князя с простым крестьянином лежит в основе сюжета былины «Волга и Микула Селяниновичи». Краткое содержание рассказывает о том, как племянник киевского князя родился, возмужал и задумался о обретении житейской мудрости и силы. Волга попросила у Владимира дружину из 30 человек, чтобы ехать с ней за данью. Киевский князь за это выделяет своему племяннику три города: Ореховец, Гурчевец и Крестьяновец.
Вышел в поле, услышал скрип плуга и свист пахаря, но самого мужика не увидел. Он долго ехал со свитой, только на третий день увидел мужика. Во время встречи Волга и Микула Селянинович разговорились. Краткое содержание рассказывает, что князь сообщил крестьянину, куда и с какой целью он направляется, а крестьянин, в свою очередь, предупредил его о злых жителях названных городов.
Невероятная сила пахаря
Узнав, что ему предстоит встретиться с настоящими разбойниками, Волга попросил Микулу пойти с ним, ведь такой сильный человек, который в одиночку расправился с несколькими горожанами, не станет мешать его армия. Князь был всерьез обеспокоен тем, что его дружина может быть убита и утоплена в реке Смородине. В былине «Волга и Микула Селяниновичи» рассказывается, что крестьянин согласился идти в город за данью, но, уже отъехав от поля на приличное расстояние, вспомнил, что не выдергивал ее из земли и не бросал. над своим плугом.
Чтобы не возвращаться, Волга отправил пятерых своих товарищей, но оказалось, что они не в состоянии выполнить задание Микулы. Затем в поле выходят еще 10 воинов, но даже они не могут разрушить плуг с места, вся дружина взялась его вытащить, но результата не было. И тогда пахарь как бы без усилий вырвал ее из земли и бросил за куст. Князь поразил своей новой знакомой невероятной силой, после чего Волга и Микула Селяниновичи стали близкими друзьями.
Герои русской былины
И вот пришли в город князь и крестьянин. Крестьяне сразу узнали Микулу, который бил их одних, когда они пытались отобрать соль у пахаря, и подошли к всадникам, чтобы поклониться и извиниться. Волга своими глазами видел, насколько уважаемым был его новый знакомый, поэтому решил подарить ему три города с крестьянами. Князь сделал пахаря своим заместителем и поручил ему собирать дань с крестьян.
А вот есть несколько иная трактовка былины «Волга и Микула Селяниновичи». Краткое содержание произведения гласит, что на князя в городе напали разбойники, и пахарь спас его. Как бы то ни было, но Микула Селянинович – воплощение народного героя.
/// Сюжет и композиция былины «Волга и Микула Селяниновичи»
Сказание «Волга и Микула Селяниновичи» входит в новгородский цикл былин о Микуле Селяниновиче и относится к житейским былинам. Эта легенда повествует о знаменитом крестьянине-богатыре и народном труде. Былина «Волга и Микула Святославовичи» традиционно начинается с начала. Легенда посвящена знакомству двух главных героев — богатырей князя Волги, сына Святослава, и оратаю Микулы Селяниновича.
Центральный эпизод эпопеи заключается в том, что весь отряд пытается вытащить плуг из земли, а Микула без труда бросает плуг в кусты.
Часто, чтобы более ярко описать главного героя, народ приукрашивал действительность, поэтому люди воспевали действия Микулы с разбойниками, а также поднятие плуга одной рукой.
Главной особенностью старинных легенд является то, что героя можно назвать ласковым именем- Микулушка Селянинович и. и т. д.
Внимательно выслушав крестьянина, Волга пришел к выводу, что оратай очень силен и может ему пригодиться, когда придет время собирать налоги с крестьян в городе и призывает его вступить в ряды дружинников. Как только путники тронулись в путь, пахарь вспоминает, что забыл спрятать свой плуг в кусте ивы. Молодой князь посылает пятерых сильнейших воинов, но, как оказалось, они не могут даже плуг сдвинуть с места. Затем Волга присылает еще десять ребят, но они не справляются с заданием. В конце концов вся храбрая дружина попыталась сдвинуть плуг с места, и тут подошел пахарь и одной рукой легко вырвал плуг из земли и бросил его в куст ивы. Увидев такой героический подвиг, князь захотел узнать имя незнакомца. Пахарь представился Микулой Селининовичем.
Придя к своим владениям, грабители узнали силача, избивавшего их, и пришли просить прощения у князя и Микулы. Из всего увиденного и услышанного Волга заключает, что такого крестьянина здесь будут уважать и любить, и делает предложение пахарю стать воеводой князя, чтобы собирать с крестьян подати.
Молодой Волга Святославович много мудрости и силы жаждет. Он собирает отряд из тридцати смельчаков, и они отправляются в чистое поле. Слышат пахаря в поле: он свистит, и плуг его скрипит. Идут один день, другой, третий — и никак не могут дойти до пахаря. Наконец они видят пахаря, и он спрашивает Волгу, куда он идет. Тот отвечает, что столичный князь Владимир пожаловал ему три города с крестьянами, и теперь он едет туда за жалованьем. Пахарь говорит Волге, что мужики в этих городах грабители, могут убить его и утопить в реке Смородине. Пахарь Волге рассказывает, как сам недавно был в городе, покупал соль, а городские крестьяне стали требовать, чтобы он поделился с ними копейками, и тогда ему пришлось угощать их кулаками. Волга видит, что пахарь может быть ему полезен, когда ему придется собирать дань с горожан, и предлагает ему пойти с ним. Они садятся на лошадей и едут, но пахарь помнит, что забыл вытащить плуг из земли и бросить его за куст ивы. Волга присылает пятерых богатырей, но они не справляются с задачей. Потом Волга присылает еще дюжину ребят, но и им не удается вытащить плуг из земли. Наконец вся дружина Волги пытается вытащить плуг. Тогда пахарь подъезжает к своему сохе, берет его одной рукой, вытаскивает из земли и бросает за куст ивы. Волга хочет знать имя могучего пахаря. Тот отвечает, что его зовут Микула Селянинович. ИДИТЕ В САЙТОН Они прибывают в город, и горожане узнают Микулу, который недавно избил их в одиночку. Они приходят к Волге с Микулой и извиняются. Волга видит, каким уважением пользуется здесь простой крестьянин, и благоволит ему тремя городами с крестьянами. Он предлагает Микуле стать губернатором и получать дань с крестьян.
Волга Святославович — очень древний богатырь из былин. Он хитер, понимает язык птиц и зверей. Он, как и оборотень, может превращаться в разных животных и птиц. Когда ему было семь лет, он начал учиться трюкам и мудрости. Он научился плавать как рыба, летать как птица и ходить как зверь. Когда он ходил по земле, земля дрожала и моря выплескивались из берегов. Волга настоящий богатырь, и как все богатыри — воин.
Когда Волга повзрослела, ему захотелось обрести силу и мудрость в жизни. Он попросил у князя Владимира 30 человек и собрался идти в дань. Для сбора дани Владимир выделяет своему племяннику Волге три города: Ореховец, Гурчевец и Крестьяновец.
Как только Волга и его свита вышли в поле, он услышал скрип плуга и свист пахаря. Волга пошла на эти звуки, он ехал второй день и только на третий день увидел пахаря. Он обратил внимание на то, что у пахаря был осиновый посох и обыкновенная лошадь, но на своей лошади он за ним не поспевал. Когда он догнал мужика, то увидел перед собой здорового мужика с длинными кудрями, большими ясными глазами и волевым лицом. На нем были зеленые остроносые сапоги и черный замшевый кафтан. На плече висел тяжелый мешок.
Князь сказал, что едет за данью в города, которые ему пожаловал князь Владимир. Микула Селянинович оказался крестьянином, послушал Волгу и сказал, что недавно был в этих городах. Он купил соль и хотел уйти, но мужчины напали на него, чтобы отобрать деньги. Ему пришлось сражаться и преподать злодеям урок. Микула сказал, что мужики там были злые разбойники и могли затопить Волгу в реке Смородине.
Немного подумав, Волга решил, что такой богатырь ему пригодится и предложил Микуле отправиться с ним в эти города за данью. Микула Селянинович согласился, и они отправились в путь. Ехали далеко, и пахарь вспомнил, что забыл вытащить свой плуг из земли и спрятать его за кустом ивы. Принц решил сэкономить время и не возвращаться. Волга приказал пятерым молодцам из своей дружины вернуться и бросить плуг за куст ивы. Оказалось, что они не справились и вытащили посох из-под земли. Тогда князь послал на помощь еще десять молодцов, но они не справились. Потом вернулись все войны, но они тоже не могли даже посох пошевелить. Вскочив на коня, Микула без труда вытащил плуг и бросил его за куст. Князь был очень впечатлен силой этого крестьянина, поэтому Волга и Микула Селяниновичи подружились.
Скакали дальше, и князь заметил, что, когда кобыла крестьянина бежит медленно, его лошадь скачет во всю прыть, а когда кобыла бежит чуть быстрее, лошадь никак не может ее догнать. Дойдя до города, Волга увидела, что крестьяне, которых избил крестьянин, узнали Микулу. Мужчины подошли к всадникам и начали извиняться за то, что они сделали в прошлом. Тогда Волга понял, что Микула пользуется уважением крестьян, и дал ему три города. Он сделал его своим наместником и поручил собирать дань с крестьян.
Микула, на первый взгляд, простой и необразованный рабочий, но это очень мудрый, трудолюбивый человек, обладающий большой духовной силой, способный защитить себя и свою Родину.
Картинка или рисунок былинные Волга и Микула Селяниновичи
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Васильев Не стреляйте в белых лебедей
Главного героя романа Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» зовут Егор Полушкин, но в деревне, где он живет, он известен как «бедный носитель». У Егора есть жена Харитина, которой очень не повезло с именем
- Краткое содержание История неизвестного богатыря Маршака
Это произведение о героическом подвиге молодого парня.