образ и характеристика героя былины «Вольга и Микула Селянинович»
Вольга Святославович — один из главных героев былины «Вольга и Микула Селянинович». Богатырь Вольга — богатырь вещий, он прославился мудростью, знанием языков рыб, птиц и зверей, умением принимать их облик. Образ Вольги Святославовича, по мнению некоторых исследователей русских былин, близок к образу одного из самых древних былинных образов — Волха Всеславьевича, тоже прославившегося мудростью и умением оборачиваться в сокола, волка, тура. Высказывается и мнение о том, что в былинах о Вольге воссоздан образ не просто князя, а языческого божества охоты и рыболовства. Особенно это видно в былине «Вольга», в которой описано, как герой, приняв облик зверя, птицы или рыбы, заманивал зверей, птиц и рыб в ловушки и сети. Одно время было принято отождествлять этого героя с Вещим Олегом, княжившим в конце IX века, но сейчас такая точка зрения непопулярна.
Характеристика Вольги Святославовича, героя былины «Вольга и Микула Селянинович», представляет его как богатыря Вольгу, жившего во времена киевского князя Владимира.
Содержание
Значение имениСчитается, что имя Вольга в современном русском языке стало писаться и говориться как «Олег». Имя Олег скандинавского происхождения, в переводе оно означает «священный».
Есть мнение, что имя героя былины славянского происхождения, от слова «воля». В таком смысле оно очень подходит ему. Стремление к воле-вольной чувствуется в желаниях князя-богатыря: хотелось «…Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях, //Птицей-соколом летать ему под оболока, //Серым волком рыскать да по чистым полям».
Социальное положениеОтца Вольги звали Святослав. От него и получил герой титул князя. Великий стольно-киевский князь Владимир приходится герою былины родным дядей, кроме того, он является крёстным отцом Вольги.
Князь Владимир подарил своему крёстному сыну три города с крестьянами: Курцовец, Ореховец и Крестьяновец.
В былине рассказывается о том, как князь Вольга едет в свои города. Цель его поездки — «получка», то есть князь и его дружина поехали за сбором дани с подвластных князю городов. В дружине Вольги было 30 человек (вместе с князем). Молодцы из «дружинушки хороброй» сели на коней тёмно-карей масти и отправились в поход «за получкою» (данью) для князя.
Отношение к Микуле СеляниновичуВо время похода за данью встретил Вольга в поле оратая (пахаря) и проникся уважением к нему. Это объясняется тем, что Микула Селянинович — не просто крестьянин, а очень могучий оратай. За работой в поле он так громко посвистывает, его сошка так громко поскрипывает, что князь и его дружинники, услышав это, доехали до оратая только на третий день.
Князь обращается к Микуле Селяниновичу с приветствием: «Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!» Его уважение к Микуле Селяниновичу объясняется и тем, что этот пахарь умеет постоять за себя. Услышав от него рассказ, как пахарь побил мужичков-разбойничков, которые требовали у него подорожные деньги, князь проникся к нему уважением и за силу, и за чувство собственного достоинства.
Вольга — богатырь вещий, у него рано проявилась тяга к знаниям. Вольге свойственны следующие качества характера:
- Любознательность («…Похотелося Вольге много мудрости…»). Научился он оборачиваться в рыб, птиц, зверей. В былине «Вольга» сказано, что с пяти лет он обучался знанию языков разных (имеются в виду языки зверей, рыб и птиц).
- Этот герой — умелый охотник (поэтому уплыли все рыбы в море, улетели птицы за облака, а звери ускакали в тёмные леса).
- Доброжелательность. — Князь говорит с оратаем вежливо, желает ему божьей помощи в работе, ласково называет его «оратай-оратаюшко». О князе Владимире он говорит: «…Родной дядюшка да крёстный батюшка, //Ласковый Владимир стольно-киевский…»
- Сообразительность. Узнав о том, что Микула Селянинович расправился с тысячью мужиков-разбойников, требовавших с него подорожные деньги, князь сразу предложил ему поехать с ним «во товарищах».
Образ Вольги Святославовича в былине «Вольга и Микула Селянинович» представляет собой, казалось бы, образ типичного князя, выехавшего в свои владения за данью. Но всё же герой этот непростой — он понимает язык зверей и птиц и умеет оборачиваться в рыбу, птицу, зверя. И хотя внешность Вольги в былине не описана, читатель легко может представить, как он выглядит: статный молодой человек с умным лицом, в нарядной княжеской одежде. Так во времена Киевской Руси в образе этого князя мог воссоздаться языческий бог охоты.
Характеристика образа Вольги Святославовича, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
Вольга Святославович
Вольх Всеславьевич. А. П. Рябушкин. 1895 г.
Вольга Святославович — богатырь-оборотень, способный менять свой облик, а также разговаривать со зверями и птицами.
Некоторые специалисты по древнерусскому фольклору считают, что данный персонаж и упоминаемый в некоторых былинах Волх Всеславь евич — одно и то же лицо. Точно судить сложно. Не исключено, что изначально это были два отдельных богатыря. Позднее в эпосе их образы слились воедино. Все-таки разные отчества можно считать слишком важным отличием, поскольку славяне трепетно относились к вопросам отцовства.
Родителями богатыря были княжна Марфа Все славьевна и Змей. Причем тут важно понимать разницу между славянскими понятиями «змей» и «змея». Если последнее — это обозначение пресмыкающегося, то «змей» — мифологический персонаж, имеющий в облике только часть змеиных черт. Он способен изменять свою внешность. Возможно, именно от отца Вольга и получил редкий дар понимать речь животных да оборачиваться зверем.
ЗАГАДКА ЛИЧНОСТИ
Вольга Святославович. И. К. Тарнагурская
«В час его появления на свет земля задрожала и синее море взволновалось; звери все поразбежались: олени и туры скрылись в лесной чаще, лисицы и зайцы забрались в свои норы, волки, медведи забились по ельникам, птицы поднялись высоко в небеса, рыба ушла в морские глубины: почуяли все, что гроза пришла: родился могучий богатырь» (из прозаически изложенной былины о Вольге. — Прим. автора).
Существует несколько версий относительно образа, который воплощал собой Вольга.
Богатырь-стихия. В момент рождения Вольги в природе происходят глобальные процессы. Это позволяет предположить, что могучий младенец — физическое воплощение некоей природной силы. Есть мнение, будто первоначально то был образ тучи, могучей и столь же переменчивой, как сам богатырь:
Громко, словно гром гремит, говорит молодой своей матушке Марии Всеславьевне такие речи.
Богатырь-волхв. По преданиям, именно волхвы могли разговаривать со зверями, птицами и даже менять свой образ. Единственное, они не были, пожалуй, столь могучими, как великий богатырь. Поэтому теоретически можно предположить, что имя Вольга — это видоизмененное слово «волхв». То есть в славном молодце объединены качества великих предсказателей и воинов: мудрость и сила.
Богатырь-тотем. Рожденный от княжны и Змея, Вольга представляет собой единение человеческой и животно-природной сути. И это полностью отвечает древнеславянским тотемным верованиям. Согласно им, предками людей были всесильные боги-звери. Таким образом, богатырь является не просто могучим воином, а неким полубогом, подобно греческому Гераклу, сыну бога Зевса и земной смертной женщины.
СТАНОВЛЕНИЕ БОГАТЫРЯ
Отличие от обычного человека у Вольги проявляется еще в младенчестве. Он растет «не по дням, а по часам» и просит у матери булатные латы, золотой шлем и свинцовую палку весом 300 пудов. Взрослому-то человеку не поднять подобной тяжести, а маленькому богатырю на тот момент нет и семи лет.
В скором времени Вольга уходит в обучение, а затем к волхвам, у которых перенимает искусство оборотничества. Но способность превращаться в зверя и птицу все же больше является даром, чем наукой. Можно предположить, что мудрецы специально дают богатырю знания, чтобы Вольга сумел управлять своими силами, или раскрывают в нем неизвестный ему самому потенциал.
В 12 лет Вольга набирает дружину общим счетом в 7000 грозных воинов и едет «добывать себе славы и богатства». Правда, удалые молодцы оказываются неспособными ни пичуги, ни зверя, ни рыбы на прокорм раздобыть. Богатырь, оборачиваясь то львом, то ловчей птицей, то щукой, запасает еду на все свое войско.
ЗНАМЕНИТЫЙ ПОДВИГ
Прошел по Киеву слух о том, что индейский царь Салтык Ставрульевич собирается разорить стольный град. Отправился Вольга со своей дружиной упредить нападение. Но не так-то просто захватить вражеское царство. Для того чтобы разведать планы противника, Вольга оборачивается туром, добирается до города, затем проникает в него ясным соколом и подслушивает беседу царя с царицей. После юрким горностаем забирается в погреба и портит вражеское оружие — перекусывает тетиву луков, отламывает и прячет наконечники стрел.
Но Индейское царство окружают высокие прочные стены, через которые дружине не перебраться без потерь. Вот тут проявляется еще один дар Вольги: он не только сам оборачивается муравьем, но и войско свое превращает в муравьиное.
Так, пробравшись в город, и одолели они противника. Вольга, «положив» царя Салтыка о кирпичный пол, взял себе в жены его царицу. А дружина русская переженилась на прекрасных девицах, оставленных в живых при захвате. И пошла по Руси громкая слава Вольге Святославовичу.
Принять облик зверя можно было с помощью заговоров и обрядов («премудростей») или перекидыванием. Перекидывание было самым распространенным способом. Человек, наделенный сверхъестественными способностями, становится волком, перекинувшись (перевернувшись) через воткнутый в гладкий пень или землю нож или топор. Перекидывались также через коромысло, пень, обручи, 12 ножей, веревку, ветку дерева, огонь на печном шестке, сердцевину упавшего дерева или просто перекувырнувшись против солнца.
Поделиться ссылкой
Учебные пособия. Воины-витязи земли русской. Набор художественных репродукций в папке 32×45 см
/ Учебные пособия / Учебные пособия
| |||||||||||||||
Набор из 13 художественных репродукций В набор входят репродукции произведений русских художников, изобразивших на своих полотнах былинных богатырей, богатырей-богатырей, сказителей, прославивших своими делами Землю Русскую. Список репродукций: 1. Васнецов Виктор. Рыцари-воины 4. Васнецов Виктор. Рыцарский галоп 5. Илья Репин. Садко в подводном царстве 6. В. Кириллов. Евпатий Коловрат 7. Рерих Николай. Святогор 8. Иван Билибин. Идеальный герой Бова Королевич 9. А. Рябушкин. Алеша Попович 10. Васнецов Виктор. Аккордеон 11. Николай Рерих. Микула Селянинович 12. Васнецов Виктор. Рыцарь на перекрестке 13. Николай Рерих. Настасья Микулишна |
Новый товар
Количество:
Количество:
Количество:
Количество:
Количество:
Количество:
Количество:
Количество:
Количество:
Количество:
Музеи 90 003
все
Новости
Уважаемые посетители!
Мы изменили дизайн нашего сайта, чтобы вам было удобнее им пользоваться.
Мы ценим ваше мнение, если мы достигли этой цели.
Ждем ваших отзывов в гостевой книге.
Уважаемые господа!
Издательство «Агни» (Самара, Россия), Музей Николая Рериха (Нью-Йорк) и Галерея Академии художеств (Москва, Россия) выпустили уникальный альбом, посвященный живописному наследию Николая Рериха (1874-1819 гг.).47).
Подробнее…
Поступит в продажу второй том уникального издания, посвященного творчеству Николая Рериха (1874-1947) .
Альбом выпущен издательством «Агни» (Самара) при активном содействии Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, а также Московской галереи Академии изящных искусств и Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов. .
Подробнее…
Интернет-магазин AgniArt.ru
Расширенный поиск
| eng
Легенда булгарского эпоса о императоре Аскыпе Аттиле
В конце IV — V вв. на Восточно-Европейской равнине, в Средней Европе, на Балканах, на Северном Кавказе появились восточные завоеватели гунны, или хоны, имевшие древнетюркское происхождение.
Они пришли в Европу из глубин Азии на волне Великого переселения народов и шли под предводительством талантливых полководцев, таких как Баланбер, Ругила, Аттила, возглавивших многоплеменную орду и создавших хунну-суба.В то же время они не были государями, заботившимися об экономике, культуре и благосостоянии народа. Евразийская идея и вера в Тангру привели их на поиски земли обетованной. Основным звеном завоевателей были воинственные тюрки-хоны, имевшие устойчивую племенную организацию и веру в своих вождей и в Тангру и ее Альпы. Эта организация восходит к 3 веку. ДО Н.Э. со своим лидером Чаньюй Модо III. Последний был верен древнетюркским традициям и с уважением относился к праславянам, о чем прямо сказано в «Приникании». Знать хонов вела империю аскыпов от Алтая до Дуная и в Германию. Ей принадлежал весь Аскип, в том числе древние земли праславян — Травуния, Стеня, Русколан, а главная ставка находилась в Деремеле, которая впоследствии переместилась на берега Тисы. В первую очередь гунны объединились с уграми и сарматами, образовав мощный политический союз, позднее к ним присоединились славяне.
Другой современник сообщает о расправе гуннов с населением Северного Причерноморья: «Побежденные скифы были истреблены гуннами, и большинство из них погибло…, другие, собравшись воедино… не менее 200 000 человек переселились в другие земли», главным образом за Дунай.
Результатом гуннских завоеваний стал распад Римской империи и ее разделение с 395 года на две части: Западную и Восточную. В 432 году власть в Великом Аскипе перешла к детям брата Ругиля Мундзака, Аттиле и Бледу, которые присоединили к себе войска многих народов: славянских, германских, кельтских, мадьярских, фракийских и других. Все они яростным натиском напали на Рим, сначала обосновавшись на левом берегу Дуная. В 434 году Аттила стал единоличным правителем и возглавил эти завоевания.
Древние булгары, как и славяне — русы, основавшие Киев в 430 г., были захвачены общим движением евразийских народов против Великой Блудницы, т.е. Рима, мечтающих о прекращении рабства как позорного государства, недостойного человека. Вскоре Аттила обосновался на средней Тисе, основав свою деревянную тюрко-славянскую столицу Сюн-Баил. В нем он принимал представителей многих государств с 434 по 453 год. Приск Паний положительно оценивал нравы и нравы гуннов и их союзников.
Аттила, как вождь, соответствовал тюрко-русским представлениям о сущности народной власти и об идеале народного вождя, который ведет народ Аскыпа к светлому будущему, руководствуясь евразийской идеей и волей Тангра.
Согласно византийскому летописцу Иоанну Кедрину, Аттила был невысокого роста, широкоплечий, с темными волосами и плоским лицом, борода у него была редкой. Узкие глаза смотрели так пронзительно, что каждый приближавшийся к нему трепетал, чувствуя в нем огромную необузданную силу и могущество. Грозный в гневе и беспощадный к врагам, он был милостив и ласков к своим сподвижникам и друзьям, особенно к славянам, о чем свидетельствует Приск из Пания.
У Аттилы было много жен и детей. Он больше всего ценил личную преданность вождей и воинов, их отвагу и отвагу. Он был типичным представителем формирующегося в Евразии типа самодержавного народного государя.
Происходил из рода Дуло, потомки которого в 5-7 вв. стали болгарскими канами, или царями. Из его рода происходили великие Каны Кубрат, Бат-Боян, Шамбат, Аспарух. Они стали хранителями могучих тюрко-славянских государств, в том числе великой Кара-Булгарии, Волжской Болгарии, Дунайской Болгарии, Киевской Руси. По пяти направлениям вожди булгарского народа вели от своей прежней прародины — Северного Кавказа — к Волге, Каме, Дунаю и даже в Италию, Паннонию, Македонию ради величайшей прадедовской славы, звенящей от теперь на века.
Среди последних жителей новых мест отметим предков дунайских болгар во главе с Аспарухом, основателем Первого Болгарского царства.
Их зовут Слава!
Сказки и героические песни об Аттиле были хорошо известны болгарским певцам-сказителям. Следы этих распевов сохранились в конце XI века. бек Елаур Рыштавлы из черниговского рода ковуев, живший то ли в Киеве, то ли в Великой Булгаре.
Приведем сохранившиеся до наших дней отрывки текста из поэмы бека Елаура «Буляр сугхеше ыры», т.е. «Песни о Булярской войне». В последнем рассказывается о походе великого князя суздальского Всеволода III Большое Гнездо против волжских булгар в 1183 г.
Воспевает воинские подвиги юного Аттилы, по прозвищу Летучая мышь — Ильяс в поэме. Среди обидчиков молодого бека упоминается его брат Даббуд, также известный как Бледа. Молодой воин метнул в него копье, и оно «выбило из него дух». После этого юноша удостоился покровительства воина Гулайм, дочери Алп Бабая, и с ее помощью доблестно сражался и завоевал многие царства.
Приведем отрывки из поэмы Бека Елаура, дошедшие до наших дней в русском переводе. Заслуга в их сохранении принадлежит группе переводчиков под руководством Сайфуллина (г. Петропавловск, Казахстан), которые перевели эти слова с тюркского на русский язык. А И.М.- К. Нигматуллин и Ф.Г. — Х. Нурутдинов до сих пор хранит их в своем архиве.
«В междоусобице упало
Много листьев
С Дерева Булгара, и не было видно
Конец этой беде. Даббуд всех обидел. (один)
Но особенно Бат Ильяс. (2)
Потом его Говорила мать
Против лихого родственника.Но и маленький Бат-Ильяс,
Родился с листиком на лбу
Сел на коня
И поскакал он за мамой.Прискакав на поле боя,
Метнул копье во врага :
Может ли он летать
Только для лошадиных ушей.
Но сама дочь Бабая — алыпа (3)
Поднял копье мальчика
И, ударив им Даббуда,
Выбил из него дух.
Тогда Гулаим сказал
Своему грозному отцу:
«Мне дорог этот юный воин:
Отныне мы будем вместе!»
Спел как Боян у Хайджина
Балтаварлы, (4)
Песенник
о былых временах
Каган Бат-Ильяс.
Про своего питомца Елага: (5)
«Голове без плеча тяжело,
Тяжко твоему телу без головы,
И хонской земле — без кагана.
Бат Ильяс много раз
предсказывал смерть,
Но не остановился
Сразиться со всем миром.
В седьмом веке Турджан (6)
Аудан получила (7) жребий
любовь на всю жизнь
Воительница Гулаим.
Она дала ему способности
Много знать наперед
Научила становиться свирепыми зверями
И двигаться вперед в полной темноте.
Сила ее трюков,
Урусдан оперся на хонов
И устремился к городу Кия, (8)
Столица всех Атила. (девять)
Взяв копье
Кий Золотой Трон, (10)
Урусбаг (11) помчался с арсланом (12)
От него к Джанавилу. (13)
Подняв одно знамя
Он открыл врата Джанавиля,
Преодолел славу
Великий старый Яр-Атай. (четырнадцать)
Отсюда он прыгнул
В Стронг Бал-Нуш (15)
Прямо в полночь, скрытый
Покров небесной тьмы.
Утром, победив Издарова Кусы, (16)
Доехали до реки Сина — джай, (17)
Да пересекли путь Хурса: (18)
Пришлось остановиться у Мейн Мара. (девятнадцать)
Он не велел трогать
Дау — Тугае (20)
Люди, которые бежали сюда
Ведь он был на Исаде (21)
Карамадж Умай. (22)
К счастью позвонил Аудан
Чиркау Умай: (23)
А он уже в Акавыле (24)
Я слышала этот звонок.
Он бросил его в городские ворота
Угли он взял из Мейн-Мара,
В очаге Карамаджа Мара,
И тут разразилась страшная буря.
Ветер сорвал с домов
огромных крыш,
И удары молнии зажгли
Целые кварталы.
Акавильцы испугались
И сдали свой город.
Летучая мышь ушла — Ильяс на отдых
На реке Немзай. (25)
Ночью, после пира,
Вошел в свой шатер
Любимый Гулаим
И закрыл глаза навеки.
Тяжело людям
Без Дау — Барыс:
Суд Бат-Ильяса был справедлив,
Никого не обидел.
Его сыновья, получившие от него
Города, которые он завоевал
Они заспорили о
Какой из них больше.
Стали делить
Бескрайнюю Булгарскую землю,
Сказав: «Это мое,
И то тоже мое!»
Узнали о бедах
В Булгарской земле,
Пришли к сыновьям Бата — Ильяса
Враги со всего света.
Но мало кто поддержал
Сыны Дау — Рыша: (26)
Ведь устали люди
Их междоусобицы.
Сыновья Уруса пали
В неравном бою:
Их головы и кости
Они усеяли берега Немзая.
Это было в те времена.
А теперь урусы
Дружны как никогда
И в стране буляров смута.
НАШ КОММЕНТАРИЙ
- Даббуд — брат Аттилы Бледа, сына Мюнчака.
- Летучая мышь — Ильяс — одно из прозвищ Аттилы.
- Гулаим — дочь Бабай-Алыпа, воина, покровительница воинов.
- Вот имя создателя песен об Аттиле — Баян, и работал он у бека Хайджина Балтаварлы, т.е. у князя Тмутараканского Мстислава — Константина Владимировича, сына святого Владимира I (989-1036).
- Элаг — Иллаг, сын Аттилы, погиб в битве при Недао в 454 г.
- В седьмом веке Турджана… — сын императора Аскыпа Таргиза, 252 — 237 гг. до н.э., и Гуджи Ильяркай, по имени Турджан, по прозвищу Дуло, основатель династии Белых Гуннов или Хонов, от которой произошел Аттила.
- Аудан — одно из прозвищ Аттилы.
- Кий — Переяславец на Дунае.
- Агиль — Балканы.
- Город князя Кия Переяславец.
- Урусбак — одно из прозвищ Аттилы.
- Арслан — лев.
- Жанавыл — город Новый на Дунае.
- Яр-Атай — одно из прозвищ Императора Аскыпа Атея, 371-339 гг. ДО Н.Э.
- Бал-Нуш — булгарское название города Ниша.
- Издаровы Кусы — полки римского полководца Аэция на Каталаунских полях, 451.
- Сина-джай — р. Сена.
- Хурса — Алп, или дух кузнечного дела. Считалось, что тот, кто перешел ему дорогу, овладел секретом его кузнечного мастерства.
- Мэн – март – холм Монмартр в Париже.