Внешняя политика в начале 20 в: Внешняя политика России 20-го века

Внешняя политика России 20-го века

Внешняя политика России в начале 20-го в. была направлена на установление официальных отношений с другими странами. В то же время наблюдалось стремление к экспорту революционных идей. Осознание невозможности немедленной мировой революции привело к концентрации внимания правительства на укреплении стабильности внутри страны.

Советским дипломатам уже в начале 20-х удалось добиться прекращения экономической блокады молодого государства. Немалую роль в этом сыграл принятый 23 ноября 1920 г. декрет о концессиях СНК. Вскоре после этого были подписаны торговые соглашения с Италией, Норвегией, Чехословакией, Данией, Германией, что было равносильно признанию СССР в мире.

Однако к окончанию 20-х гг. произошло серьезное осложнение международной обстановки. Советское правительство поддержало начавшееся в Китае национально-освободительное движение. А попытки материальной поддержки начавших бастовать рабочих Англии привели к серьезному осложнению отношений и с Великобританией. Негативно настроены по отношению к молодой державе были и религиозные лидеры.

В последующие годы политика СССР отвечала довольно сложной международной обстановке. Уже в 1933 г., после прихода к власти в Германии Гитлера, руководители СССР стали выражать заинтересованность в формировании серьезной системы коллективной безопасности в Европе. В 1934 г. СССР получил членство в Лиге наций. В 1935 г. был заключен договор о взаимопомощи в случае агрессии с Францией.

В 1936 г. фашизм начал свое шествие по Европе. В то же время на Дальнем Востоке ситуация оставалась достаточно напряженной. В период 1938-1939 гг. происходили неоднократно боевые столкновения на о. Хасан, р. Халхин-Гол и территории Монголии с частями Кваньтунской армии Японии. В результате СССР удалось добиться определенных территориальных уступок.

Поскольку попытки создания коллективной системы безопасности в Европе не оказались успешными, советское правительство одобрило новый курс — на сближение с Германией. Важнейшей целью советской дипломатии при этом стало стремление избежать преждевременного начала военного столкновения.

Пакт Молотова — Риббентропа о ненападении между СССР и Германией был подписан в августе 1939 г. К нему прилагался секретный протокол о разделе зон влияния Германии и СССР. К германской сфере влияния отходила Польша. СССР же получал Северную Буковину, Западную Украину, Финляндию, Прибалтику, Восточную Польшу. В тот же период были разорваны дипломатические отношения с Францией и Англией.

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Этот день стал датой начала Второй мировой войны. Стоит отметить, что 28 сентября того же года был подписан договор между Германией и СССР «О дружбе и границах». И 30 ноября, стремясь отодвинуть государственную границу дальше от Ленинграда, СССР начал войну с Финляндией. Хотя ее цель была достигнута, Советско-финская война нанесла СССР серьезный финансовый урон. Эти действия СССР были осуждены мировым сообществом и привели к исключению Советского Союза из Лиги наций.

По окончании Второй мировой войны мир оказался расколот на два противостоящих лагеря. К 50-м гг. идеологический диктат КПСС несколько ослаб. В противовес НАТО в мае 1955 г. была создана Организация Варшавского договора. В нее вошли СССР, ГДР, Чехословакия, Румыния, Венгрия, Польша, Албания, Болгария.

Постепенно началось сближение СССР и Китая. Советский Союз взял обязательства по выводу войск из Порт-Артура, отказался от всех интересов в Маньчжурии. Тем не менее отказ Китая в размещении на своей территории советских военных баз привел к обострению отношений. Стоит отметить и возведение Берлинской стены 13 августа 1962 г., ставшее знаковым событием для всего мира. Западная и восточная части Берлина оказались разделены на десятки лет. Поводом к возведению стены стали призывы США к объединению Германии и отказ признавать ГДР самостоятельным государством.

Однако острейшим в истории стал Карибский кризис 1962 г., спровоцированный попыткой СССР разместить на Кубе ядерные ракеты. Он был преодолен благодаря разумным и взвешенным действиям глав СССР и США. Вскоре отношения между странами вновь накалились из-за ввода войск США во Вьетнам.

Необходимо отметить, что гонка вооружений стала тяжким бременем для экономики СССР. В 1959-м Хрущев на Ассамблее ООН внес предложение о заключении договора о нераспространении ядерного оружия.

Уменьшение напряженности между Западом и Востоком стало основной проблемой последующих трех десятилетий. Этому способствовало заключение договора между СССР и США об ограничении систем ПРО и четырехстороннего соглашения по Западному Берлину. В 1972 г. ФРГ заявила о признании ГДР. Оба государства получили членство в ООН.

26 мая 1972 г. был заключен договор об ограничении количества наступательных ракет и ракет подводного базирования ОСВ-1. А позже, в 1978-м, — ОСВ-2. Увеличился и объем торговли между США и СССР (в 8 раз). Постепенно удалось добиться сближения и с другими капиталистическими странами, в частности с Англией и Францией. Важной вехой в истории международных отношений стало СБСЕ (Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству), состоявшееся в Хельсинки в 1975 г. Несмотря на все дипломатические усилия в 1979 г., напряженность в международных отношениях вновь возросла: СССР ввел в Афганистан свои войска.

Говоря о внешней политике СССР, стоит упомянуть и территориальный конфликт с Китаем, приведший к серьезным столкновениям на полуострове Даманский (1969).

Во второй половине 80-х серьезные изменения произошли и во внутренней, и во внешней политике Советского Союза. Власть получили люди, обладающие новым мышлением. Пришедший в тот период к власти М.С. Горбачев провозгласил приоритет общечеловеческих ценностей и отказ от важнейшего постулата советской идеологии о расколе мира на два противоборствующих лагеря. Стали регулярно проводиться встречи в верхах.

Были нормализованы и отношения с Китаем после визита в 1989 г. в Пекин советской делегации. В том же году завершился вывод советских войск из Афганистана. После юридического роспуска Варшавского договора войска СССР были выведены из Чехословакии и Венгрии. В июле 1991 г. Горбачевым и Бушем был подписан договор об ограничении наступательных вооружений.

Но отказ от применения силы в международных отношениях привел к скорому ниспровержению коммунистических режимов Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии, ГДР. 1989 г. ознаменовался падением Берлинской стены. Это событие имело огромный резонанс во всем мире. ГДР после многопартийных выборов в 1990 г. вошла в состав ФРГ.

Доверие к СССР и лидеру страны Горбачеву значительно возросло. Он был удостоен Нобелевской премии мира. Однако нельзя не сказать о том, что влияние СССР в мире значительно уменьшилось.

Внешняя политика России в начале XX века

 «Кто стоит высоко и у всех на виду, не должен позволять себе порывистых движений». Этот принцип был провозглашён Наполеоном Бонапартом в начале XIX века.

В последней четверти столетия ему следовал российский император Александр III, проводивший взвешенную внешнюю политику. То же он завещал своему сыну – императору Николаю II.

На сегодняшнем занятии вы узнаете о развитии отношений Российской империи и иных великих держав, системе военно-политических блоков, сложившихся в Европе в начале XX века. Рассмотрите балканскую политику России в начале XX века, дальневосточное направление внешней политики Российской империи.

В 1894 году императором России стал Николай II.

К началу его царствования страна не воевала уже 16 лет. Многие считали, что новый монарх продолжит мирную внешнюю политику Александра III.

Но на рубеже XIX–XX веков усилилась борьба великих держав за сферы влияния и колонии. Продолжался «передел мира». Вместе с этим углубился раскол Европы.

Обстановка в мире на рубеже XIX XX веков

России нельзя было игнорировать ситуацию в мире. Оставаясь в стороне, она рисковала утратить влияние и статус.

Поэтому в начале царствования Николая II внешняя политика России была противоречивой. С одной стороны для неё было характерно стремление поддержать мир в Европе. С другой – активная политика на Дальнем Востоке, который стал новой ареной мирового противостояния.

К концу XIX века Европа оказалась разделённой на два противоборствующих блока: Франко-русский союз

и Тройственный союз в составе Германии, Австро-Венгрии, Италии.

Желая предотвратить большую европейскую войну, Россия выступила в качестве миротворца.

Великим державам было предложено разработать действенные меры по недопущению конфликта и ограничению гонки вооружений. Но миротворческие усилия русского правительства не были бескорыстными.

Мир в Европе был необходим России для начала активной политики на Дальнем Востоке.

В итоге, по инициативе Николая II, в 1899 году была созвана мирная конференция в Гааге. В ней приняло участие 26 государств, среди которых были все мировые державы.

Итогом работы конференции стали положения «о мирном решении международных столкновений», О законах и обычаях сухопутной войны, О запрете применения отравляющих газов и неупотреблении экспансивных (разворачивающихся) пуль.

Но по главному вопросу – «ограничение гонки вооружений» – решения принять не удалось.

На Дальнем Востоке главной целью правительства Николая II стала реализация «Большой Азиатской программы»  — комплекса мер по усилению  военного и экономического влияния России в этом регионе.

Основными задачами этой программы стали:

·   развитие железнодорожной сети на Дальнем Востоке.

·   получение выхода к незамерзающим морям  Тихого океана.

·                         укрепление дальневосточных границ империи.

«Большая Азиатская программа» России

В случае реализации всех этих мер, Россия могла стать крупным экспортёром капитала, поставить под свой контроль транзитную торговлю Запада с Востоком.  Тем самым, не допустив чрезмерного усиления позиций западных держав и Японии в Восточной Азии.

В 1891 году было начато строительство Транссибирской магистрали.

По договору 1898 года с Китаем Россия получала в аренду на 25 лет Ляодунский полуостров с морской базой Порт-Артур.

 Ещё в 1896 году был заключен русско-китайский договор о

прокладке железной дороги через территорию Маньчжурии (она соединяла российские Читу и Владивосток). После – линия была продлена до Порт-Артура.

Но активность России мешала Японии, которая стремилась расширить своё влияние на Дальнем Востоке.

В ходе японо-китайской войны 1894–1895 годов Японская империя захватила Ляодунский полуостров и ряд других территорий Китая. Германия, Франция и России выступили против этого.

Так как считали условия мира наносящими ущерб их собственным интересам.

Под нажимом европейских держав японское правительство вернуло Китаю Ляодунский полуостров, который вскоре перешёл в аренду к России.

В самой Японии такая вынужденная уступка была воспринята как унижение. Россия стала основным противником Японии на Дальнем Востоке. Кроме того, после аренды Порт-Артура под российский контроль попали земли находящиеся рядом с Кореей – сферой интересов Японии.

Отношения между странами накались ещё больше. В 1903 году между ними произошёл разрыв дипломатических отношений.

В 1904 году началась русско-японская война. В ходе этого конфликта, не смотря на героическую оборону Порт-Артура; подвиги русских моряков; Мукденское сражение, Япония одержала победу.

В августе 1905 года был подписан Портсмутский мир.

По его итогам благодаря усилиям Витте (главы российской делегации)

было отвергнуто требование Японии о контрибуции.  Россия признала Корею сферой влияния Японии. Передавала ей право на аренду Ляодунского полуострова с Порт-Артуром. К Японии переходила южная часть острова Сахалин.

Но, по словам современников «…портсмутские переговоры представляли собой скорее соглашение равноправных партнёров, а не договор, заключённый вследствие неудачной войны…». Тем не менее, влияние России на Дальнем Востоке было сильно подорвано.

После русско-японской войны и из-за необходимости стабилизации ситуации внутри страны, внешняя политика России стала более осторожной.

Российские дипломаты стремились избегать любых конфликтов.

В тоже время ситуация в Европе изменилась. Германия, накопив достаточно сил, вступила в борьбу за мировую гегемонию с Великобританией.

Внешняя политика России после 1905 года

В итоге последняя отказалась от политики «блестящей изоляции» и заключила в 1904 году союз с Францией. Государства уладили свои колониальные споры.

В 1907 году по инициативе английского правительства был подписан ряд договоров о разграничении сфер влияния Великобритании и России в Средней Азии.

В итоге англо-российский договор 1907 года завершил создание военно-политического блока – Антанты (в переводе с французского «сердечное согласие»).

Европа окончательно раскололась на два враждебных лагеря – Антанту

(Россия, Франция, Великобритания) и Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия).

С этого времени начинается активная подготовка обоих блоков к войне за «передел мира». Ускоряется гонка вооружений, противостоящие блоки стремятся привлечь на свою сторону третьи страны.

После того, как в 1908 году Австро-Венгрия аннексировала Боснию и Герцеговину (турецкую провинцию на Балканах) резко ухудшились отношения этого государства и Сербии (которая претендовала на Боснию и Герцеговину) и России (к тому времени союзницы Сербии).

Не желая усиления Австро-Венгрии, а так же пытаясь ослабить Османскую империю, Россия содействовала созданию в 1912 году Балканского союза. В него вошли Болгария, Сербия, Греция, Черногория.

В начавшейся в этом же году войне с Турцией они быстро добились успеха.

В результате Османская империя потеряла почти все оставшиеся у неё европейские владения.

Но страны-члены союза должны были сами, без иностранного посредничества, поделить завоёванные территории. Разногласия между ними привели к новой войне на Балканах и распаду Балканского союза.

Мирная конференция в Бухаресте, завершившая этот конфликт, только добавила противоречий между странами.

Такое положение впоследствии позволило привлечь Болгарию и Османскую империю на сторону Тройственного союза. В то время как Сербия, Черногория изначально выступили на стороне Антанты. Позже к ним присоединились Греция и Румыния.

Балканы стали «пороховым погребом» Европы. Взрыв произошёл в июне 1914 года, когда сербский террорист Гаврило Принцип застрелил наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда во время его визита в Сараево.

Сараевское убийство австрийские и германские правящие круги решили использовать как предлог для развязывания масштабного европейского конфликта.  Он начался 28 июля 1914 года и вошёл в историю как Первая мировая война. Участие в нём приняли все великие державы.

Таким образом, в начале XX века на Дальнем Востоке Российская империя была вынуждена проводить мирную политику вследствие неудачной войны с Японией.

Балканская политика государства была направлена на ослабление своих главных соперников в этом регионе Австро-Венгрии и Османской империи.

В отношениях с иными великими державами Россия стремилась

проводить острожную политику. Но международная обстановка вынудила её вступить в один из военно-политических блоков – Антанту.

Внешняя политика США в 20-е годы

Отказ Сената от Версальского договора после Первой мировой войны часто рассматривается как начало периода изоляционизма в американской внешней политике. Однако для Соединенных Штатов было невозможно полностью выйти из мировых дел, потому что американские владения простирались от Карибского бассейна до Тихого океана, а Первая мировая война превратила страну в ведущую нацию-кредитора в мире.
По мере роста угрозы войны в 19 в.30-х годов — с подъемом нацистов в Германии и японской агрессией в Китае — Конгресс пытался оградить США от возможных военных действий посредством законодательства о нейтралитете. В то время как общественное мнение по-прежнему решительно выступало за то, чтобы оставаться в стороне от европейского конфликта, изоляционизм становился все более трудным после того, как в Европе вспыхнула война в сентябре 1939 года.

Хотя Соединенные Штаты не вступили в Лигу Наций, они сотрудничали с международными агентствами на протяжении 19-го века.20-х и в 1930-е годы по таким вопросам, как торговля и незаконный оборот наркотиков. Соединенные Штаты также возглавили усилия по продвижению дипломатических переговоров по ограниченному разоружению, решению запутанных вопросов военных долгов и репараций и поддержанию международного мира, оставаясь при этом глубоко вовлеченными в дела Западного полушария, особенно в Центральной Америке. Внешняя политика США в 20-е годы была далека от изоляционизма.

Разоружение. Два фактора побудили американцев к разоружению во время 19-го века.20 с. Во-первых, многие американцы считали, что наращивание вооружений, особенно англо-германское военно-морское соперничество, было причиной Первой мировой войны и, следовательно, сокращение военной мощи поможет предотвратить новую войну. Кроме того, Соединенные Штаты были обеспокоены тем, что растущая военная мощь Японии, воспользовавшейся войной для захвата немецких владений в Китае и западной части Тихого океана, представляла угрозу американским интересам в регионе. Ограничение военного потенциала Японии защитило бы эти интересы. В Вашингтонская конференция по вооружениям (ноябрь 1921 — февраль 1922), Соединенные Штаты, Япония, Великобритания, Франция и Италия подписали Договор пяти держав, , который ограничил тоннаж своих военно-морских сил и наложил десятилетний мораторий на строительство авианосцев и линкоров. Договор не накладывал никаких ограничений на строительство не больших кораблей, таких как крейсера, эсминцы и подводные лодки. В Вашингтоне также было достигнуто несколько дипломатических соглашений, направленных на сохранение статус-кво в Азии. Япония, Великобритания, Франция и США, например, признали владения друг друга в Азии и согласились консультироваться по поводу внешних угроз или урегулировать споры между собой. В Договор девяти держав, более широкий круг стран (Великобритания, Франция, Италия, Япония, Китай, Бельгия, Нидерланды, Португалия и США) обязались поддерживать политику открытых дверей и уважать территориальную целостность Китая. .

Последующие попытки разоружения не увенчались успехом. В 1927 году президент Кулидж созвал в Женеве стороны, подписавшие Договор пяти держав, для выработки ограничений на строительство кораблей меньшего размера. Франция и Италия отказались от участия, а Великобритания, США и Япония не смогли договориться об ограничениях. В 1930 Лондонская военно-морская конференция, Великобритания, США и Япония подписали договор, требующий утилизации некоторых линкоров и накладывающий ограничения на крейсеры и подводные лодки; Франция и Италия приняли некоторые условия, но не подписали их официально. Однако соглашение не предотвратило японскую агрессию в Маньчжурии в следующем году.

Военные долги и репарации. Общий военный долг Европы превысил 10 миллиардов долларов, большую часть которого Великобритания и Франция должны Соединенным Штатам. Хотя союзники страны во время войны хотели, чтобы Соединенные Штаты полностью списали долги, администрации Хардинга и Кулиджа одобрили только снижение процентных ставок и списание части обязательств. Например, процентная ставка, которую платила Италия, была снижена до 0,4 процента, а более 80 процентов итальянского долга было аннулировано в 1919 году.26. Даже с учетом этих корректировок европейским странам было трудно погасить свои кредиты. Они утверждали, что высокие ставки, установленные тарифом Фордни-Маккамбера (1922 г.), резко сократили количество долларов США, которые они могли заработать на экспорте, а также что они не смогут выплатить свои военные долги, пока Германия не выплатит им репарации. Однако Германия не смогла произвести репарационные выплаты.

Германия не выплатила репарации в начале 1923 года. В ответ французские войска заняли промышленную Рурскую долину. Когда немецкие рабочие протестовали против оккупации с помощью забастовки, безудержная инфляция ударила по экономике Германии. Чтобы предотвратить международный финансовый кризис, президент Кулидж назначил нескольких американских бизнесменов, в том числе Чарльза Доуса и Оуэна Янга, в международную группу экспертов, изучающих эту проблему. В результате План Дауэса (1924 г.) фиксировал платежи Германии в течение следующих пяти лет и предусматривал довольно крупный иностранный кредит, причем большая часть средств поступала из американских банков. По сути, план позволял Германии выполнять свои репарационные обязательства за счет денег США, а Великобритании и Франции использовать репарации, полученные от Германии, для погашения своих долгов перед Соединенными Штатами. План Янга (1929 г.) уменьшил общую сумму репараций, причитающихся с Германии, и продлил период выплаты до 19 лет. 88 с фиксированной процентной ставкой. План также предусматривал возможность дополнительных сокращений, если Соединенные Штаты будут готовы еще больше сократить долги союзников. Начало мировой депрессии вскоре сделало весь вопрос о военном долге и репарациях спорным.

Мирный пакт Бриана-Келлога. В августе 1928 года Соединенные Штаты и Франция вместе с 13 другими странами подписали мирный пакт Бриана-Келлога. Официально известное как Парижский пакт, соглашение объявило войну вне закона как инструмент внешней политики, хотя все подписавшие его стороны (в число которых в конечном итоге вошли 62 страны мира) оставили за собой право защищаться в случае нападения. Однако события, произошедшие в Китае после подписания пакта, ясно показали, что не было никаких средств для обеспечения соблюдения договора, кроме той силы, которую могло бы иметь международное общественное мнение.

С 1931 по 1932 год Япония оккупировала Маньчжурию и создала марионеточное государство Маньчжоу-Го. Это действие было явным нарушением Пакта о мире, а также Договора девяти держав и Пакта Лиги Наций. Несмотря на просьбы Китая о помощи, ни Лига, ни Соединенные Штаты не предприняли никаких действий, чтобы наказать японскую агрессию. Вместо введения военных или экономических санкций США ответили просто отказом признать территориальные изменения в Китае, достигнутые силой оружия. Эта политика непризнания была известна как Доктрина Стимсона, в честь тогдашнего госсекретаря Генри Стимсона.

События в Западном полушарии. Отношения Америки со странами Карибского бассейна и Центральной Америки в 1920-е годы были неоднозначными. В Доминиканской Республике, например, морские пехотинцы были выведены в 1924 году после избрания конституционного президента. Хотя американские войска покинули Никарагуа в 1925 году, они вернулись в 1927 году, когда разразилась гражданская война. В своем послании Конгрессу, объявляющем о вмешательстве, президент Кулидж оправдал действия, заявив, что их целью была защита интересов американского бизнеса, инвестиций и прав собственности в стране. Однако во время правления Гувера в политике стал очевиден сдвиг. Через Меморандум Кларка (1928 г.) Государственный департамент отверг следствия Рузвельта, сделанные десятилетия назад, и заявил, что доктрина Монро не может использоваться для оправдания американской интервенции в Западном полушарии. В 1928 году Гувер отправился в тур доброй воли по десяти странам Латинской Америки и был довольно хорошо принят.

Совет по международным отношениям и американской политике в начале холодной войны

Майкл Вала

289 страниц, библиог., индекс

ISBN  978-1-57181-003-8 135,00 долларов США / 99,00 фунтов стерлингов / Hb / Опубликовано (ноябрь 1994 г.)


Просмотр корзиныВаша страна: — редактировать Рекомендовать вашей библиотекеДоступно в GOBI®

Отзывы

О немецком издании:

«…[Вала] глубоко изучил архивы Совета и многие другие первоисточники… его дело хорошо сформулировано и хорошо изложено».

«. ..Эта превосходная книга… заслуживает серьезного изучения по обе стороны Атлантики… [Вала] раскрывает сложные взаимосвязи между официальными лицами в администрации Трумэна и членами совета».   · Американское историческое обозрение

Описание

Основанный в 1921 году, Совет по международным отношениям действует до сих пор; на самом деле интерес к его деятельности растет. Однако на сегодняшний день мало что известно об основных аспектах организации. Мы рады предложить первую всестороннюю оценку его влияния на процесс принятия решений в американской внешней политике, особенно в послевоенный период. Был ли CFR, как утверждали богатые критики, «звеном организованной подрывной деятельности в Америке»; или это было, как утверждали левые, «центральным звеном, связывающим американскую внешнюю политику с высшим классом корпораций»; или он попал где-то между этими довольно крайними характеристиками? Эта книга, основанная на обширном анализе первоисточников, четко описывает деятельность Совета — его исследовательские и дискуссионные группы и его публикации — и развивающуюся международную политическую, военную и экономическую ситуацию. Это новаторское исследование получило высокую оценку, когда оно впервые появилось на немецком языке, и его доступность в переводе будет приветствоваться.

Михаэль Вала — доцент кафедры социальных наук Эрланген-Нюрнбергского университета. Ранее он редактировал книгу Аллена Даллеса «План Маршалла » (1993).

Тема: История: 20 -го века до
Область: Северная Америка Кодексы субъектов

LC: E813. W35 1994

BL: YC.1995.A.768

65666666.
POL011000 ПОЛИТОЛОГИЯ/Международные отношения/Общие;
HIS037070 ИСТОРИЯ/Современность/20 век;
HIS036060 ИСТОРИЯ/США/20 век

БИК:
HBTW Холодная война;
JPS Международные отношения

Электронная почта библиотекаря:

Уважаемый библиотекарь,

Я хотел бы порекомендовать Совет по международным отношениям и американской политике в начале холодной войны для библиотеки. Пожалуйста, включите его в свой следующий обзор покупок с моей настоятельной рекомендацией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *