Достоевский бедные люди тема: «Бедные люди» анализ произведения Достоевского – жанр, тема, смысл названия, история создания романа

«Бедные люди» анализ произведения Достоевского – жанр, тема, смысл названия, история создания романа

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 265.

Обновлено 16 Июля, 2021

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 265.

Обновлено 16 Июля, 2021

Роман Достоевского “Бедные люди” изучается на уроках литературы в 9 классе. Такое глубокое произведение требует серьёзного анализа и разностороннего подхода, а также грамотной подготовки перед прочтением и осмыслением. В романе описано превращение «маленького ничтожного человека» в личность, достойную сочувствия и глубокого уважения. Главный герой смог взрастить в себе самоуважение благодаря любви к девушке. Информация, которую содержит наша статья, поможет разобраться в тонкостях литературного анализа и авторского замысла. Полный и краткий анализ произведения представлен ниже.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бедные люди.

Год написания – В мае 1845 года Достоевский закончил работу над романом.

История создания – автор реализовал свою давнюю мечту “дать право слова” тем, кто в жизни находится за чертой сытой успешной жизни. Чуть более года он работал над романом, использовав в качестве прототипов героев своих родственников, знакомых, позаимствовав картины природы из воспоминаний детства.

Тема – тема “маленького человека”, нищета, одиночество, несправедливость.

Композиция – письмо об истории переписки. Роман, состоящий из писем главных героев, последнее из которых пишет Варвара в день своей свадьбы.

Жанр – эпистолярный роман.

Направление – сентиментализм, есть черты романтизма и реализма.

История создания

Роман “Бедные люди” был задуман ещё задолго до того, как увидел свет. Прототипами персонажей стали родственники и знакомые Достоевского, тогда ещё неизвестного публике начинающего писателя. В своей жизни Фёдор Михайлович видел много людей, нуждающихся, бедных, голодающих. Его отец работал врачом, и их семья снимала жильё в том же здании, где была больница.

Будучи ребёнком, Достоевский запомнил множество историй тех людей, которые оказались в нищете. В юные годы автор активно интересовался жизнью людей, опустившихся на самое дно, живущих в трущобах Петербурга.

Несоответствие богатого духовного мира и внешней тягостной нищеты породило желание написать серьёзное произведение, в котором раскрылись бы характеры и проблемы людей, живущих на грани бедности. В 1844 году Достоевский оставляет работу (чертёжника) и пробует себя в роли писателя. Новая стезя даётся молодому таланту с трудом, поэтому он прерывает работу над книгой и берётся за перевод бальзаковской “Евгении Гранде”.

Произведение Бальзака вдохновляет Достоевского и он с новой силой берётся за творчество. Весной 1845 года автор заканчивает работу над “Бедными людьми”. Это первое серьёзное произведение Достоевского, которое было встречено более чем благосклонно критикой и читателями. Стоит отметить тот факт, что в течение 3–4 лет автор правил свой роман, учитывая замечания критиков. В 1846 году роман был издан в “Петербургском сборнике”. В своих творческих записях в период работы над произведением Достоевский указал роль образа автора в произведении: не проявляя “рожи автора” дать слово героям. У него действительно получилось изобразить реальность глазами самих героев.

Существует версия, которая дополняет основную историю создания и делает её более поэтичной. Однажды Ф. М. Достоевский возвращался домой вдоль набережной Невы, и вдруг на него снизошло озарение. Он увидел окружающую картину совершенно другими глазами, глазами тех, кто обездолен, кто не уверен в завтрашнем дне, чей мир холоден и неуютен.

Это понимание другой стороны жизни настолько впечатлило писателя, что он взялся за работу над романом.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Достоевский раскрыл тему жизни людей, которые в силу обстоятельств вынуждены ограничивать себя во всём. В русской литературе это тема “маленького человека” (в данном случае – “маленьких людей”), которые, несмотря на жалкую жизнь, любят, мыслят, мечтают, совершают высокодуховные поступки.

Основная мысль романа в том, что бедные люди достойны сострадания, участия и справедливости по отношению к ним, чего не было и не могло быть в современной автору России. Непроглядная нищета, безысходность, невозможность что-то изменить – то, чем проникнуто всё повествование. Автор сделал акцент на том, что при всей тяжести обстоятельств люди чувствуют, живут, страдают, имеют высокие устремления, духовно богаты и горды.

Проблематика романа настолько широка, что он стал вровень с работами классиков, несмотря на неопытность писателя.

Стремление писателя через внутренний мир персонажей показать не только бедность материальную, но и бедное, загнанное положение человека, который стесняется сам себя, не уважает, не считает себя достойным быть счастливым. В этом заключена идея и смысл названия произведения. Главная героиня Варвара Добросёлова, загнанная жизнью в угол, приходит к выводу, что ей нужно выйти замуж за человека, который когда-то погубил её честь. Ситуация, в которую ставит автор своих персонажей, настолько трагична, что послевкусие отчаяния не покидает читателя после прочтения романа.

Композиция

На композицию романа оказало влияние западной литературы, многие моменты в книге перекликаются с произведениями Бальзака, Руссо, Гёте. Главной композиционной особенностью в романе является тот факт, что по сути это произведение об истории в письмах. Форма письма становится и композиционной формой, и сюжетом. На первый план выходит внутренний мир пишущего (Варвары и Макара), а не события, происходящие вокруг. Этот гениальный приём сделал произведение Достоевского бессмертным, прославил его как самобытного гениального писателя.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Бедных людей».

Жанр

Роман в письмах, эпистолярный роман, роман-диалог. Анализ жанровых особенностей романа “Бедные люди” так же важен, как и анализ смысловой стороны произведения. Эпистолярный жанр достиг своего расцвета в западной литературе, в русской – именно Достоевский стал его мастером. Несмотря на то, что это первый из романов писателя, он очень гармонично сложен в системе “форма-содержание”.

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Нина Стабровская

    14/15

  • Irina Kurbatova

    14/15

  • Дина Суботьялова

    14/15

  • Ольга Коробкова

    15/15

  • Саша Асташина

    12/15

  • Вероника Солуянова

    15/15

  • Татьяна Деревнина

    15/15

  • Элина Ефремова

    15/15

  • Алексей Бесшовный

    15/15

  • Дарья Машир

    15/15

Рейтинг анализа

4.

7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 265.


А какую оценку поставите вы?

Анализ романа «Бедные люди» (Ф.М. Достоевский)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано · Обновлено

Творчество Ф.М. Достоевского высоко ценится как в нашей стране, так и за рубежом. Достоевский – один из первых писателей, кто поднял тему сознания маленького человека, зачастую неприглядного, с множеством недостатков, но со своими достоинствами и богатствами души. Первым романом, с которым дебютировал будущий мастер, стал роман «Бедные люди». Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом этого произведения, и разобраться, в чем состоит новаторство Достоевского и каковы особенности его творческого метода.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление
  • 3 Композиция и конфликт
  • 4 Суть: о чем роман?
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы 
  • 7 Проблемы
  • 8 Смысл
  • 9 Чему учит? 
  • 10 Критика

История создания

История написания романа «Бедные люди» знаменательна интересными фактами из жизни писателя:

  1. Первый роман Достоевского был опубликован 21 января 1846 года в «Петербургском сборнике» Н. А. Некрасова, и имел большой успех. Однако задумывался он гораздо раньше. Есть сведения, что ещё в пору обучения Достоевского в Инженерном Институте. Но первым письменным упоминанием начатой над романом работы становится письмо к старшему брату Михаилу в 1844 году. 
  2. В письме к брату Фёдор Михайлович писал о необычной форме романа – 54 письма. Однако главным предметом его гордости стало то, что читатель не видит автора на протяжении всего повествования. Герои сами рассказывают собственную историю, что позволят автору остаться в тени и создать ощущение живости персонажей. Читатель будто знакомится с перепиской двух реально существующих людей.
  3. После того, как роман прочёл Д.М. Григорович, уже к тому времени напечатавший свой очерк «Петербургские шарманщики», он отдал его Н.А. Некрасову, и оба, восхищённые романом нового автора, поспешили тут же сообщить ему о своих впечатлениях – в 4 часа утра. 
  4. Так, дебют «Бедных людей» сделал Достоевского известным, но материал к роману был набран им ещё в детские годы, когда он наблюдал за работой отца в больнице для бедных.
  5. Роман был переписан множество раз, и доставил автору немало трудностей, в письме к брату Михаилу он сообщает: «…(роман) задал мне такой работы, что если бы знал, так не начинал бы его совсем.»

Жанр и направление

Направление этого романа, как и многих последующих произведений Достоевского, можно отнести к реализму, с элементами сентиментализма (герои много и восторженно говорят о чувствах и придают им важное значение) и романтизма (герои не поняты и одиноки, общество враждебно к ним, а реальности они предпочитают мечту). Автор описывает окружающую действительность героев и реальные сцены из жизни малообеспеченных петербуржцев. Как бы опираясь на традицию физиологического очерка, он даёт фактически документальное описание города. Это позволяет Достоевскому тщательно описать фон, на котором разворачиваются судьбы главных и второстепенных героев. Такой способ описания максимально приближает его роман к реальной жизни. И читатели могут увидеть всё то, что им хорошо знакомо и близко на страницах произведения, а значит, лучше понять чувства, жизнь и мотивы героев.  

Жанровую принадлежность Достоевский определил сам, озаглавив произведение «Бедные люди» как роман. Автор хотел показать не только внешнюю жизнь героев, но и жизнь внутреннюю, поэтому произведение можно назвать эпистолярным романом, так как герои в нём ведут переписку, из которой мы узнаём об их личном взгляде на происходящие внешние события их жизни. Новаторство Достоевского проявилось впервые в этом произведении в том, что он не просто описал «маленького человека» как социальный тип, но показал его внутреннюю, очень индивидуальную жизнь, и то, как эта жизнь может быть противопоставлена жизни внешней. 

Критики относили «Бедных людей» к натуральной школе, в тексте заметно влияние Н. В. Гоголя, который исследовал эту тему. Однако у Достоевского главным становится психологический, а не социальный портрет «маленького человека». Он не просто написал о бедных людях, но дал им высказаться самим!

Композиция и конфликт

Композиционно «Бедные люди» – это роман в письмах. Однако в середине повествования читатель знакомится с дневником главной героини – Варвары Добросёловой. Из него мы узнаём о событиях её прошлой жизни и других героях. Таким образом, композицию романа можно представить, как переписку, которая прерывается, чтобы включить в себя небольшой рассказ, а затем снова возобновляется. 

Конфликт, главным образом, строится на противопоставлении внешнего бедного и ужасного мира, в котором живут герои, и их богатого и уникального внутреннего мира. Макар Девушкин не может помочь сироте и сделать кого-то счастливым, потому что его материальное положение не позволяет ему позаботиться даже о себе. Варвара не имеет возможности сделать приятное в ответ, и вынуждена работать, пренебрегая слабым здоровьем ради заработка. Эти люди вынуждены выживать, при этом в их душе хранятся настоящие сокровища доброты и милосердия. 

Суть: о чем роман?

«Бедные люди» – это роман не только о социальной несправедливости, но и о мироощущении людей, которые оказались практически за чертой бедности.   Они вынуждены выбиваться из последних сил, и не могут строить свою жизнь в соответствии со своими внутренними склонностями и способностями, которыми наделила их природа, но лишь сражаться за полунищенское существование. 

Главные герои – Макар Девушкин и Варвара Добросёлова — ведут переписку, в которой сообщают о своём отношении к повседневным событиям, делятся своими представлениями и мечтами, обсуждают литературные предпочтения и рассказывают друг другу о своей прошлой жизни. Их постигают различные несчастья, всё больше увеличивающиеся к концу романа. Варвара для Девушкина практически смысл жизни, он хочет помочь ей, тем самым и свою жизнь старается организовать так, чтобы ему удавалось оказывать эту помощь.  

Девушка старается отвечать ему тем же, подрабатывает шитьём, но этих денег недостаточно, к тому же слабое здоровье часто не позволяет Варе работать.  В конце мы видим, как она, уставшая, из последних сил выбиваться из нищеты, и обеспокоенная тем, что Макар тратит на неё последние деньги, решает принять предложение и стать женой своего бывшего обидчика Быкова, который обесчестил её. Девушкин против такого выбора, он старается отговорить свою воспитанницу, но Варя всё-таки не меняет своего решения.  

В последнем письме Макар пишет о свих чувствах, об ощущении потери. Ведь теперь Девушкину не для кого стараться жить, некого делать счастливым. Он остаётся глубоко одиноким человеком. Так же, как и Варвара – у Быкова нет цели сделать её счастливой. Более того – вероятно, что она не выдержит дороги и умрёт от чахотки.

Подробнее о содержании романа «Бедные люди» Многомудрый Литрекон написал в пересказе по письмам.

Главные герои и их характеристика

Система образов в романе «Бедные люди» тем и интересна, что герои говорят о себе сами, и мы можем не только узнать мнение автора о них, а услышать их голоса.

Макар ДевушкинТитулярный советник. У него есть склонности к литературе, хоть он мало в ней разбирается. Добрый и сострадательный, может отдать последние деньги, чтобы помочь кому-то, кто в этом нуждается. Склонен видеть в окружающих врагов, болезненно переживает косые взгляды и подшучивания над ним. На работе чувствует себя крайне скованно, и боится даже поднять от бумаг глаза. Не может считать себя равным другим людям, и всегда боится быть осмеянным: «А что люди скажут?» Иногда в нём просыпается желание бунтовать против несправедливости и жестокости людей. Но он не в силах совладать с собственными чувствами, и его бунт заканчивается тем, что он выпивает лишнего на последние деньги. Единственной радостью и смыслом существования для него становится Варенька. Он глубоко страдает, потеряв её.
Варвара ДобросёловаВаренька – молодая девушка, оставшаяся сиротой. Её обманула богатая помещица Анна Фёдоровна, которая сначала приютила их с матерью после смерти отца, но потом стала попрекать и пользоваться их зависимым положением. Девушка не хочет быть обузой для Макара, зная, что он отдаёт ей последнее. Всеми силами она старается заработать и ответить ему благодарностью. В отличие от Макара, Варю можно назвать более решительной и сильной девушкой. В письмах она часто делает ему замечания, бывает строга, но всегда отвечает благодарностью за то добро, которое он для неё делает. Она знакомит Девушкина с хорошей литературой. Ради Макара Девушкина и, чтобы восстановить свою репутацию, она выходит замуж за Быкова, потому что понимает, что Девушкин никогда не оставит заботу о ней, хотя сам нуждается в помощи.

Второстепенные герои и их характеристика:

Пётр ПокровскийПётр стал первой любовью Вареньки. Это – молодой, очень начитанный человек, который тоже жил в доме Анны Фёдоровны. Главной ценностью в жизни Петра были книги – в особенности он любил Пушкина.
Господин БыковПодлый и неприятный человек, способный на подлость. Быков подвергает позору имя Вареньки. Из-за его сговора с Анной Фёдоровной, она вынуждена была съехать.  

Быков откровенно говорит Варе, что предлагает ей руку исключительно из соображений личной выгоды – ему нужен наследник и жена, чтобы лишить наследства «племянника-негодяя». Как только он получает от неё согласие, то начинает вести себя ещё неприятнее прежнего: торопит Варю со свадьбой, к самому событию относится как нестоящему внимания делу, которое нужно поскорее завершить. Книг не читает и относится к ним крайне отрицательно и пренебрежительно, что характеризует его как человека ограниченного. 

Анна ФёдоровнаАнна Фёдоровна – богатая помещица, которая приютила после смерти отца Вари и её мать. Она обвиняет отца семейства в глупости и недальновидности. Негативно о нём отзывается.  Позже выясняется, что её цель – продать Варю богатому помещику. Она сводница, которая специально содержит у себя в доме молодых девушек. У неё также воспитывается племянница Саша. Анна Фёдоровна, увидев, что Варя отказывает Быкову, обвиняет её в том, что она сама не смогла защитить свою честь, и упустила возможность устроить жизнь.  

Темы 

Тематика, поднимаемая в произведениях Достоевского, во многом актуальна до сих пор. «Бедные люди» не стали исключением: 

  1. Тема «маленького человека», раскрыта по-новому, глубже, чем это было описано, например, у Гоголя. Достоевский изучает чувства таких людей. Каково это – каждый день ходить на работу, где ты боишься даже поднять глаза? Как это – ходить зимой в ветхой одежде, которую нет возможности заменить? Или бояться заговорить с людьми, потому что постоянно чувствуешь себя «маленьким человеком»? Маленьким – значит недостойным, ниже рангом, второсортным. Вот, какая психология у главного героя. Хотя чего ему стыдится? Он зарабатывает на жизнь честным трудном. Разве он чем-то хуже богатых людей? Он в тысячу раз богаче Быкова, несмотря на то, что денег у него совсем нет. Его богатство – духовное. Именно это – богатство внутреннего мира «маленьких», незаметных людей, их достоинства и особый, только им присущий взгляд на мир, хотел показать Достоевский.
  1. В романе есть противопоставление деревни и города. Петербург – это город, в котором хорошо живут люди обеспеченные, и очень тяжело в нём приходится тем, кто не имеет достатка. Маленькие полунищенские квартирки или даже комнаты, в которых ютятся главные герои, – символизируют и то небольшое место в жизни, на которое может претендовать «маленький человек» в большом городе. Деревня же – это простор, природа и свобода. Лучшие дни своей жизни Варенька провела именно в деревне. О ней она вспоминает с большим теплом. Что дал Варе город? Нищету, скитания по чужим домам и вечное чувство неустроенности. 
  2. Тема семьи также исследуется Достоевским. Одинокий и очень неуверенный в себе человек Макар Девушкин, встретив Варю, – обретает в ней новый смысл своей жизни. Необходимость заботиться о ком-то и возможность поделиться сокровенным вдохновляют его и на устроение собственной жизни. Мы не знаем, разрешил бы он себе всерьёз задуматься о литературном труде без Вари? Ведь сначала он сомневается, говорит, что у него нет таланта. И всё же, после нескольких писем Варваре, он решается пробовать. Его одинокая жизнь, благодаря ей, озаряется теплом. Варе, потерявшей семью, и человека, к которому потянулась её душа – Петра, также остаётся только этот искренно любящий её человек. Они поддерживают друг друга, становясь как бы отцом и дочерью. Семья же, которую создают Варя с Быковом, изначально построена на обмане и унижении. Быков не сделает Варю счастливой, его беспокоят только корыстные цели. Есть в романе ещё один пример семейных отношений: это отношения отца и сына Покровских. Для Покровского его сын, как и для Девушкина – Варвара – единственный дорогой человек, и он готов многое для него сделать. Несмотря на то, что в романе есть намёк на то, что Пётр – не родной сын Покровского. 
  3. Тема любви. В романе «Бедные люди» есть примеры любви не только между мужчиной и женщиной, но примеры милосердной и сострадательной любви одного человеческого существа к другому. В книге показано даже не столько наличие этой любви, но скорее отсутствие её. Будто её не хватает на такой большой город. И как раз в бедных людях читатель находит примеры такой деятельной и сострадательной любви. Девушкин любит Варю как дочь, хочет для неё счастья и всеми силами старается устроить её судьбу. Такая любовь помогает и самому Макару. Варя отвечает ему тем же. Девушкин искренно сочувствует всей семье Горшковых. Главу семьи незаслуженно обвинили, и Макар, сам нуждающийся в сочувствии и помощи, отдаёт ему последние деньги, ведь у Горшкова – дети. 

Проблемы

Проблематика романа «Бедные люди» обширна и затрагивает острые социальные вопросы:

  1. Нищета. Достоевский, сам не понаслышке знающий, что такое долги, поднимает в романе тему огромного количества людей в городе, оказавшихся за чертой бедности. Мы видим на улицах мальчика, которому нечего есть, и он играет на шарманке, чтобы хоть как-то прокормиться; мы видим, как от невозможности заплатить и получить медицинские услуги, погибает юный студент – Пётр Покровский. Как Варвара вынуждена пренебрегать своим слабым здоровьем и работать сверх своих сил; как Макар Девушкин, чтобы помочь ей, вынужден продавать свои вещи. Эти люди выбиваются из сил, чтобы просто обеспечить своё существование, в то время, как, например, как Господин Быков позволяет себе покупать расположение женщин.
  2. Проблема нищеты является следствием социальной несправедливости. Она также волновала Достоевского. Если девушка теряет родителей, то она может обеспечить себя только одним способом – выйти замуж. Самостоятельная жизнь без благодетеля практически невозможна. За честный труд платят крайне мало, а работать приходится так много, что это подрывает здоровье. Неустроенные дети, оказавшиеся на улице, взрослые, которых по ошибке лишают всего, как в случае с семьёй Горшковых – это сюжеты самых обычных для Петербурга того времени историй. Достоевский, дебютировав именно с этим романом, сразу обозначил тему своих дальнейших творческих исследовании. Толстой, Пушкин и многие другие выдающиеся литераторы описывали в основном быт и проблемы привилегированного класса – дворянства. Достоевский же взялся за изучение психологии и жизни людей, лишённых социальных привилегий.  
  3. Проблема циничного отношения к жизни также исследуется в «Бедных людях». Господин Быков и Анна Фёдоровна – это люди обеспеченные. Им не нужно заботиться о том, где найти денег на завтрашний обед или ужин. Они не умрут от того, что не могут позволить себе вызвать врача, при этом они смотрят на жизнь и других людей, как на то, из чего можно извлечь выгоду. Быкову льстит, что Варя — добрая и красивая девушка, но ему совершенно безразлично, какие чувства она испытывает. Быков воспринимает её не как человека, которого нужно уважать просто за то, что он есть, но лишь как девушку, чьим положением можно воспользоваться. В глазах Анны Фёдоровны отказ Вареньки выглядит как глупость: она упустила шанс устроить жизнь. Её не смущает и то, что она по сути продаёт живых людей. Такому циничному взгляду на жизнь противопоставлена доброта и кротость главных героев.  
  4. Проблема жестокости также отражена в романе. Люди не милосердны друг к другу. Так, над Макаром постоянно подшучивают, смеются. Когда узнают о том, что он покровительствует Варе, по городу тут же распускают слух, что Макар ухаживает за ней. Это компрометирует обоих, и они вынуждены всё время думать, как будет воспринят тот или иной их поступок. Жестоко поступают с семьёй Горшковых, сначала без повода обвинив, а затем оправдав главу семьи. Он не выдерживает этих переживаний и умирает, дети остаются сиротами.

Смысл

Главная мысль произведения «Бедные люди» выражается в том, что нельзя пренебрегать человеком, не важно – беден он или богат. Милосердного и сострадательного отношения достойны все, люди не должны жить в условиях, которые унижают их человеческое достоинство. 

Основная идея романа «Бедные люди» во многом сводится к тому, что бедняки, зачастую, оказываются духовно богаче тех, кто имеет большое состояние. И среди грязи, несправедливости и жестокости всегда находится место светлому и доброму отношению друг к другу. Милосердие живёт в душах тех, кто сам более всего нуждается в нём.  

Чему учит? 

Произведение «Бедные люди» учит нас уважать людей вне зависимости от их благосостояния, ко всем проявлять доброту и сострадание, особенно к тем, больше всего нуждается в этом. 

Роман также призывает нас быть внимательнее к окружающим и первыми замечать, кому необходима помощь. Помогая другому, можно принести радость и себе. Подобно Макару, который отдавал последнее Вареньке, и становился от этого счастливее, мы тоже можем научиться получать радость от милосердия. 

Критика

Первый роман Ф.М. Достоевского принёс ему славу и в целом благосклонное внимание критики. Некрасов, одним из первых ознакомившийся с романом, отозвался об авторе так: «Новый Гоголь явился!». Однако Достоевский углубил исследование темы «маленького человека» и сфокусировал внимание на его самосознании и психологии. 

Это принесло ему известность. Из письма брату: «… никогда, я думаю, слава моя не дойдет до такой апогеи, как теперь. Всюду почтение неимоверное, любопытство насчет меня страшное».

Критик В.Г. Белинский дал положительную оценку начинающему автору, и это во многом определило дальнейший путь Достоевского: 

«…в «Петербургском сборнике» напечатан роман «Бедные люди» г. Достоевского – имя совершенно неизвестное и новое, но которому, как кажется, суждено играть значительную роль в нашей литературе. Разбирать подобное произведение искусства – значит выказать его сущность, значение, причём легко можно обойтись и без похвал, ибо дело слишком ясно и громко говорит за себя, но сущность и значение подобного художественного создания так глубоки и многозначительны, что в рецензии нельзя только намекнуть на них»

Реакционная критика, напротив, встретила роман враждебно. Так, критик Ф. Б. Булгарин писал: «По городу разнесли весть о новом гении Достоевском, и стали превозносить до небес роман «Бедные люди». Мы прочли этот роман и сказали: бедные русские читатели!». 

Во многом его критика была вызвана негативным отношением к демократическому направлению в литературе, которую представлял В. Г. Белинский и его соратники. Далее он писал: 

«Г-н Достоевский – человек не без дарования, и если попадёт на истинный путь в литературе, то может написать что-нибудь порядочное…»

Нападки на «Бедных людей» печатались в основном в журнале «Северная пчела». Л. В. Брант писал: 

«Содержание романа нового автора чрезвычайно замысловато и обширно: из ничего он вздумал возводить поэму, драму и вышло ничего…»

Вскоре за роман вступился рецензент «Русского инвалида» и охарактеризовал роман так: 

«В страшной, сжимающей сердце картинке, представляет он несчастия, претерпеваемые бедным классом нашего общества… Вы кончите читать роман, и в душе вашей останется тяжкое, невыразимо скорбное ощущение, – такое, какое наводит на вас предсмертная песнь Дездемоны.»

Автор: Таисия Ишниазова

Метки: 8 классБедные людиразборФедор Достоевский

Читайте также:

Сводка бедняков | SuperSummary

Спасибо за знакомство с этим SuperSummary Краткое изложение сюжета «Бедные люди» Федора Достоевского. Современная альтернатива SparkNotes и CliffsNotes, SuperSummary предлагает высококачественные учебные пособия, которые содержат подробные резюме глав и анализ основных тем, персонажей, цитат и тем эссе.

Написанный в течение девяти месяцев с 1844 по 1845 год, Бедняки — первый роман Федора Достоевского. На момент написания Достоевский столкнулся с финансовыми проблемами из-за своего экстравагантного образа жизни, а также из-за растущей зависимости от азартных игр. Эпистолярный роман, повествование которого разворачивается в переписке двух главных героев, троюродных братьев Макара Девушкина и Варвары Доброселовой. Роман изображает жизнь бедняков и их отношения с богатыми. Оба двоюродных брата бедны, и через переписку у них развивается глубокая связь, пока они не заходят в тупик: Доброселова теряет интерес к литературе и прекращает общение с Девушкам после того, как ей делает предложение богатый вдовец г-н Быков. Девушкан утверждает, что он может жить без денег, но не без литературы.

Роман состоит из подробного общения Девушкина и Доброселовой, жалующихся на ужасные условия жизни и невозможность вырваться из обстоятельств, в которые их навлекла бедность. Девушка регулярно тратит те небольшие деньги, которые у него есть, на подарки Доброселовой, надеясь, что она почувствует себя лучше в своей жизни.

По мере развития повествования читатель начинает лучше понимать историю этих кузенов. Доброселова раньше жила в деревне, но переехала в Санкт-Петербург, когда ее отец потерял работу. Она ненавидит жить в городе, каждый день оплакивая свою тихую деревенскую жизнь. После того, как ее отец теряет работу, он становится жестоким, и ее мать впадает в глубокую депрессию. Ее отец умирает, и Доброселова с матерью переезжают к Анне Федоровне, хозяйке, которая раньше была с ними жестока, но, по крайней мере, делает вид, что сочувствует их положению. Доброселова учится у бедного ученика Покровского. Проведя время вместе, они начинают влюбляться. Она изо всех сил пытается накопить немного денег, чтобы купить на рынке полное собрание сочинений Пушкина в качестве подарка на его день рождения, а затем позволяет его отцу вместо этого подарить ему книги, утверждая, что для ее счастья будет достаточно просто знать, что он получил книги. Покровский внезапно заболевает и умирает, вскоре после этого умирает мать Доброселовой. Доброселова остается жить одна с Анной, но ругани становится слишком много, и она переезжает жить к Федоре через улицу.

Девушка работает переписчиком и регулярно подвергается унижениям и насмешкам со стороны коллег. Одежда у него поношенная и грязная, а условия жизни еще хуже, чем у Доброселовой. Он считает себя крысой в обществе. Он и Доброселова обмениваются письмами и случайными визитами, о которых упоминается, но никогда не уточняется; со временем они также начинают обмениваться книгами. Таким образом, они сочувствуют и разделяют бремя жизни среди бедняков.

Доброселова думает о переезде в другой район города, где она могла бы работать гувернанткой, но без денег она не может переехать. Она повредила руку и не может шить, это ее единственный способ зарабатывать на жизнь. Тем временем жизненная ситуация Девушкина становится невыносимой. Доброселова присылает Девушкину деньги, но он тратит их на выпивку. Он делает ошибку в своей служебной работе и получает приказ явиться к своему начальнику, который так расстраивается при виде убогой особы Девушкина, что дает бедному приказчику сто рублей и берет его за руку. Эти жесты спасают Девушкина физически и морально. Он восстанавливает самоуважение, встречая жизнь с новой силой. Все начинает идти у него хорошо в офисе и в ночлежке. Девушка может расплатиться с долгами и отправляет Доброселовой несколько рублей, которые она затем отправляет обратно, настаивая на том, что его деньги ей не нужны. Девушка начинает с оптимизмом смотреть в будущее, так как теперь он может начать откладывать деньги. Он даже мечтает о том, что они с Доброселовой будут жить вместе.

Вскоре после этого Доброселова сообщает, что ей сделал предложение богатый человек господин Быков, знакомый Анны Федоровны и отца Покровского. Она решает уйти с ним, и последние несколько писем свидетельствуют о том, что она постепенно привыкает к своим новым деньгам. Доброселова, взволнованно готовясь к пышной свадьбе, нанимает Девушкина для выполнения бесчисленных мелких поручений. Она просит Девушкина найти для нее белье и начинает рассказывать о разных предметах роскоши, но в конце концов оставляет его в покое, несмотря на то, что его состояние растет. В последней по сюжету переписке Девушка умоляет Доброселову написать ему. Доброселова отвечает, что «все кончено» и не забыть ее. Последнее письмо от Девушкина, в котором он говорит, что любит ее и что он умрет, когда оставит ее.

Эссе | Достоевский и Бедняки Патрика Максвелла

Патрик Максвелл


Уилфред Оуэн лучше всего уловил национальный дух, когда написал о «опускании жалюзи», безусловно, наиболее сжатом изображении английской меланхолии. Английский дух — отличный от британства, хотя и являющийся его частью — находится в глубоком упадке под сенью бывшей империи. Это дух строки Т. С. Элиота «Зимний полдень | В уединенной часовне» в «Маленьком Гиддинге»; тихого вступления в исполнении вечернего хора, отступающего в темные уголки соборов: донкихотская страна, где ностальгия смешивается с угасанием былых надежд и славы. То, что Эдвард Гиббон, а позже Эвелин Во написали на тему упадка и падения, неудивительно. Идея сумерек, постепенного закрывания жалюзи Оуэном захватила английское воображение и остается неизменной в британской культуре.

Русская литература, напротив, гораздо более драматична. Персонажи не столько впадают в немилость, сколько круговым образом уничтожают собственное самоуважение. Инертная отсталость в русском обществе создала жалкие фигуры: диккенсовские по убожеству и библейские по своему идеализму. Русские авторы пишут более длинные рассказы, а их персонажи исследуются всеми возможными способами; они рассматривают их по отдельности как социальный эксперимент, из которого развивается повествование. Реализм — истинно русский жанр, сочетание философии и критики, часто затмеваемый безошибочной верой в божественного творца. Каждая ситуация и черта описаны в мельчайших деталях. В то время как Виктор Гюго и Чарльз Диккенс знакомили с социальным романом растущую образованную европейскую аудиторию, русские писатели вместо этого были полны решимости преследовать повестку дня, хотя и невиданную в большей части литературы до начала девятнадцатого века.

В сочетании со стремлением к тщательному исследованию характеров, Федор Достоевский относился к героям своих рассказов с презрением, превосходящим презрение большинства авторов. Отмечается явное отсутствие сочувствия к Подпольщику из «Записки из подполья », не говоря уже об убитом Федоре Павловиче из «Братья Карамазовы » (последний представлен автором как «злой и сентиментальный» еще до того, как повествование действительно началось). ). Даже его гораздо более короткие произведения, созданные на ранних этапах его писательской карьеры, относятся к его жалким фигурам с небольшим сочувствием, когда они мчатся белыми ночами Санкт-Петербурга. Однако в его первых произведениях есть определенная гуманистическая тенденция — надежда на выздоровление, которой часто не хватает в его более поздних, более эпических романах.

Первым литературным успехом Достоевского стала его повесть « Бедняки » (1846 г.), эпистолярный роман о бедном чиновнике Макаре Девушкине и его любовнице-белошвейке Варваре Доброселовой, которые оба испытывают финансовые трудности. Девушка посылает Доброселовой снисходительные подарки и заполняет страницы своих писем словоохотливыми мольбами и лестными выражениями. Во время их переписки Доброселова пространно рассказывает о своем обездоленном детстве и трагических отношениях с Покровским, интеллигентным, но обедневшим студентом, безвременная смерть которого встречает самую жалкую сцену: отец Покровского бежит за гробом, который увозят, вопль его сотрясается и перемежается бегом.» Образ сломленного студента преследовал Достоевского всю его жизнь; Раскольников, несмотря на свой блестящий ум, удерживает от получения образования и обращается к крайним средствам из-за своих финансовых проблем.

Достоевскому не чужды были и личные трагедии. Потеряв обоих родителей в подростковом возрасте (его отец, довольно жестокий помещик, по легенде, был убит собственными крепостными в 1839 году). Сделав недолгую карьеру солдата, прежде чем попытаться войти в литературный мир Санкт-Петербурга, сначала в качестве переводчика, Достоевский завершил издание бальзаковского « Эжени Гранде » (1843 г. ), но он не получил от этого большого финансового обеспечения и был уступив место увлечению азартными играми (позже беллетризованному в Игрок, 1866). Он начал писать « Poor Folk » в 1844 году исключительно по финансовым причинам и закончил его за несколько месяцев, сказав брату, что доволен своей работой. Когда роман был впервые выпущен в январе 1846 года, он произвел фурор в Санкт-Петербурге.

Позже, в своем Дневнике писателя (1873-81) , Достоевский рассказал о событиях, с которых началась его литературная деятельность. В 1845 году его компаньон Дмитрий Григорович передал свою работу влиятельному поэту Николаю Некрасову, который, в свою очередь, обратился к самому важному человеку русской литературы начала девятнадцатого века: Виссариону Белинскому. Белинский был решительным западником, оказавшим влияние на многих и определившим русскую литературную сцену того времени. После первого прочтения рукописи Некрасов сказал ему, что Достоевский — это новый Николай Гоголь, на что Белинский возразил: «Гоголи у вас растут, как грибы!»

Белинский всю ночь читал повесть и был увлечен, исполняя настроение Некрасова, и объявлял автора первым в России писателем социального романа. «Вы сами вполне понимаете, что написали?» — спросил он восторженного Достоевского в ранние утренние часы. Имя Достоевского гремело по городу, высший свет провозглашал его гением. Его приветствовали как нового представителя растущей и все более радикальной интеллигенции, которую Достоевский впоследствии стал презирать. В романе трогательно выражено сочувствие обездоленным петербуржцам, сопереживание маргиналам общества, которых Достоевский так часто посещал в своих психологических критиках.

В 2000 году критик Джеймс Вуд придумал фразу «истерический реализм» для описания поджанра, в котором исчерпанные литературные тропы, обычные для реализма, абсурдно (неправильно) представляют их глубокий социальный контекст. У Достоевского могут быть «истерические» персонажи в его рассказах — те, которые соответствуют собственным замыслам и мотивам автора и соответствуют описанию Вуда, — но его романная философия не истерична и уж точно не является простым изображением «стандартных карикатур», как предполагает Вуд. . Его фигуры соответствуют времени: они изображают глубокие социальные беды, которые Достоевский видел сам, а не взяты с пресловутой полки исторической литературы. Его романы сами по себе не истеричны 9 .0005 Бедняки особенно. Страдание его персонажей сосредоточено на их действиях и словах в повествовании, а не на простой стандартной основе для объективного суждения. Его фигуры медленно разбирают, деморализуют, травмируют, принижают и в некоторых случаях спасают. Их всегда тщательно изучают, и они вовлекаются в самые аморальные ситуации, подвержены самым пагубным мыслям и идеям.

В Бедняки медленное вырождение богатства и характера Девушкина трактуется как неумолимый исход и чувствуется, что суждено быть с самого начала, с его подобострастного тона по отношению к Доброселовой. Его любовь к Доброселовой благотворна, и его финансовое спасение (ярко воображаемое в сцене, где он целует руку Его Превосходительству, начальнику отдела, в котором он работает). Это контрастирует с его эмоциональным болотом, поскольку Доброселова уезжает из города, чтобы выйти замуж за сурового, но богатого помещика по имени Быков. Достоевский задает простой вопрос: что лучше для человечества, быть бедным и счастливым или несчастным и богатым? Нам остается предположить, что он считал русский дух более подходящим для первого и что он всегда был ему подходящим.

Неудивительно, что Бедняки был объявлен истинным преемником гоголевского, социально осознанного стиля письма. Повторяющиеся темы лишений и любви идеалистичны, хотя было бы несправедливо назвать Достоевского наивным в создании горько-сладкого финала книги. В его первой работе мало что было заложено, но основы его последнего теистического мировоззрения прочно закладывались, несмотря на его привязанность к радикальному кружку Петрашевского, что привело к его аресту и инсценировке казни в 1849 году.. Несмотря на его раннюю похвалу, Белинский поссорился с Достоевским, поскольку растущая религиозность последнего создала резкую границу между их политическими и литературными ценностями. Белинский подверг критике « Двойник », выявивший более глубокие психологические черты в творчестве Достоевского и еще более мрачный по тону. Критик будет продолжать критиковать своего нового противника до его безвременной смерти в 1848 году. Он представляет собой первый опубликованный роман Достоевского и дает современным читателям представление о более поздней славе после его сибирской ссылки. Если бы он был казнен, как ожидалось, имя Ф. М. Достоевского не заняло бы большого места в огромной полосе русской литературы. Тем не менее, его работа является точным продуктом своего времени: она отвечает литературному стремлению к репрезентации масс, политическому стремлению к расширению прав и возможностей и освобождению и удовлетворяет современное стремление к историческому роману, написанному как современная полемика.

Герои романа Бедняки , пожалуй, не достойны тех «слез», которые пролили Некрасов и Григорович при первом прочтении. И все же книга показывает первые признаки гениальности Достоевского, его литературного мастерства и даже ужаса его поздних романов, которые должны были произвести впечатление на дух времени; не только для современной публики – амбиций и убеждений русского читателя, – но и для любого, кто ищет его угрюмо-звонкую прозу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *