Властителям и судья: Властителям и судиям — Державин. Полный текст стихотворения — Властителям и судиям

Властителям и судиям — Державин. Полный текст стихотворения — Властителям и судиям

Литература

Каталог стихотворений

Гавриил Державин — стихи

Гавриил Державин

Властителям и судиям

Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых? Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.Не внемлют! видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет! Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!

1780 г.

Другие стихи этого автора

Памятник

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Признание

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Бог

О Ты, пространством бесконечный,

Живый в движеньи вещества,

О религии

Река времен в своем стремленьи…

Река времён в своём стремленьи

Уносит все дела людей

О жизни

Лебедь

Необычайным я пареньем

От тленна мира отделюсь,

Золотой век

Снигирь

Что ты заводишь песню военну

Флейте подобно, милый снигирь?

Золотой век

Как читать

Публикация

Как читать «Преступление и наказание» Достоевского

Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика

Публикация

Как читать «Белую гвардию» Булгакова

Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света

Публикация

Как читать «Очарованного странника» Лескова

Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь

Публикация

Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих

Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы

Публикация

Как читать «Лето Господне» Шмелева

Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы

Публикация

Как читать «Двенадцать» Блока

На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме

Публикация

Как читать «Темные аллеи» Бунина

На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина

Публикация

Как читать «Гранатовый браслет» Куприна

Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника

Публикация

Как читать «Доктора Живаго» Пастернака

Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака

Публикация

Как читать Набокова

Родина, шахматы, бабочки и цвет в его романах

«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.

  • О проекте
  • Открытые данные

© 2013–2022, Минкультуры России. Все права защищены

Контакты

Материалы

При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна

«Властителям и судиям» анализ стихотворения Державина по плану кратко – жанр, история создания, тема

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 221.

Обновлено 27 Февраля, 2021

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 221.

Обновлено 27 Февраля, 2021

Обличительная ода “Властителям и судиям” является одним из самых важных произведений в творчестве Державина, который в экспрессивной и эмоциональной манере привлекает внимание общества к проблеме продажности чиновников. Можно использовать краткий анализ “Властителям и судиям” по плану на уроке литературы в 9 классе, чтобы школьники поняли не только смысл стихотворения, но и обстановку в России XVIII века.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Властителям и судиям.

История создания – Гавриил Романович написал своё произведение в 1780 году и с большим трудом добился его публикации в популярной газете того времени – “Санкт-Петербургском Вестнике”.

Композиция – стихотворение представляет собой цельное произведение, не разделяющееся на определённые части, тема развивается последовательно.

Тема стихотворения – необходимость жить по законам общечеловеческой добродетели, в чём Державин пытается убедить людей, облечённых властью.

Жанр – ода, но ода гневная и обличительная, для своего времени – практически революционная.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, поэт использует перекрёстную рифму.

Эпитеты“последний раб”, “увядший лист”, “земные боги”

.

Сравнения“как с древ увядший лист падет”, “вы умрёте, как ваш последний раб умрёт”.

История создания

Стих является вольным переводом одного из псалмов, который Державин дополнил собственными мыслями – возмущением по поводу власть предержащих. Написано оно было в 1780 году и после больших усилий со стороны поэта всё же опубликовано в газете “Санкт-Петербургский Вестник”.

Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, который на протяжении многих лет занимал достаточно высокие должности. И такая деятельность показала ему все недостатки управленческой системы в Российской империи – а их было много. За годы своей службы Гавриил Романович утвердился в мысли, что системе необходимы кардинальные перемены – эта мысль и была им выражена в стихотворении “Властителям и судиям”. Таким образом, история создания этой оды тесно связана с историческими и политическими реалиями его времени.

Несмотря на то, что Державин был убеждённым монархистом, его ода была воспринята придворными и самой императрицей, которая вообще-то благоволила поэту, как революционный призыв. И несмотря на то, что поэт не вкладывал в свои строки идеи свержения существующего строя, просто высказывая накопившуюся горечь по поводу царящей несправедливости, в дальнейшем заданная им обличительная тенденция получила развитие в русской литературной традиции.

Тема

Тема этого обличительного произведения – произвол чиновников и других государственных мужей, которые пользуются своей властью во вред как народу, так и государству. Они властолюбивы, алчны, подлы и не способны ни понять простого человека, ни помочь ему. Поэт обращается к властителям, убеждая их жить по совести, и к судиям (имея в виду конкретно императрицу), призывая их свершить справедливый суд и покарать владык, которые так сильно зазнались.

Однако в конце поэт высказывает мысль, что по-настоящему справедливо править людьми может только Бог.

Композиция

Композиция оды соответствует композиции первоисточника, то есть 81-го псалма царя Давида, вольным переводом которого и является.

На протяжении всего стихотворения поэт развивает одну и ту же мысль о продажности власть предержащих и необходимости перемен. Так, в начале он высказывает свои взгляды на справедливое общественное устройство, когда те, кто находится у власти, защищают тех, кому это необходимо. Далее он указывает на то, что на самом деле ничего подобного не происходит, все просто пекутся о своих интересах.

И в конце он, во-первых, утверждает мысль о том, что подобное нарушение законов человечности не может остаться безнаказанным, во-вторых, взывает к Богу как к высшему судье.
Ода написана ямбом, в ней используется перекрёстная рифма.

Жанр

Определить жанр этого произведения несложно – это ода. Но ода гневная – так её назвал сам автор. Также в нём есть элементы духовной оды, поскольку за основу взят библейский текст.

Выразительные средства

Художественное своеобразие державинского произведения выражается не только в смешении поджанров, но и в том, какие средства выразительности он использует для того, чтобы донести свою мысль. Так, в нём присутствуют привычные тропы:

  • Эпитеты “последний раб”, “увядший лист”, “земные боги”.
  • Сравнения “как с древ увядший лист падет”, “вы умрёте, как ваш последний раб умрёт”.

Однако они выступают в качестве вспомогательных средств. Основными являются славянизмы, с помощью которых поэт делает своё стихотворение более торжественным, и восклицательные предложения. Они играют очень важную роль в ткани произведения, придавая ему сходство с ораторской речью. Таким способом Державин привлекает внимание читателей.

Тест по стихотворению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Саша Смочелюк

    7/7

  • Лера Титова

    6/7

  • Miella Milanova

    7/7

  • Екатерина Сазонова

    7/7

  • Ксюша Попшой

    7/7

  • Дарья Цимьалист

    7/7

  • Евгения Котова

    7/7

  • Айгуль Ситдикова

    7/7

  • Михаил Аккерманов

    7/7

  • Лена Мафтей

    7/7

Рейтинг анализа

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 221.


А какую оценку поставите вы?

Народ является судьей правителей — исповеди либерала со стороны предложения Джон Локк отвечает на вопрос: «Кто должен судить о том, переступили ли правители свои границы?» таким образом: «тело народа». Джон Локк дает прекрасное объяснение тому, почему: правители являются доверенными лицами или представителями народа.

Джон Локк также ставит и отвечает на другой трудный вопрос: что, если правитель отказывается быть судимым народом? Он говорит, что если правитель отказывается быть судимым народом, то любой, кто считает, что правитель преступил свои границы, может считать себя находящимся в состоянии войны с этим правителем. Я думаю, что Джон Локк счел бы это положение неприменимым к демократии, в которой регулярные свободные выборы могут свергнуть правителя.

§. 240. Здесь, как бы, общий вопрос будет сделан, Кто будет судьей, ли князь или законодательный акт вопреки их доверию? Это, возможно, может распространиться в народе неблагонадежных и раскольнических людей, когда государь только воспользуется своей надлежащей прерогативой. На это я отвечаю: Судить будет народ; ибо кто будет судить хорошо ли действует его попечитель или заместитель и в соответствии с возложенным на него доверием, но тот, кто его замещает, и должен, назначив его, по-прежнему иметь право отклонить его, когда он терпит неудачу в его доверии? Если это разумно в частных случаях частных лиц, то почему должно быть иначе в случае величайшего момента, когда речь идет о благополучии миллионов, а также там, где зло, если его не предотвратить, еще больше, а возмещение очень трудно? дорогой и опасный?

§. 241. Но, далее, этот вопрос ( Кто будет судьей? ) не может означать, что судьи вообще нет: ибо там, где нет суда на земле для разрешения споров между людьми, Бог на небесах есть судья. Он один, правда, судья правый. Но каждый человек есть судит сам за себя, как и во всех других случаях, так и в этом, не вступил ли другой в состояние войны с ним, и должен ли он обратиться к верховному судье, как это сделал Иеффай.

§. 242. Если между государем и некоторыми из народа возникает спор по поводу того, о чем закон молчит или сомнительно, и дело имеет большое значение, я думаю, что надлежащий судья, в таком случае, должен быть телом человек: для случаев, когда принц имеет доверие к нему и освобождается от обычных обычных правил закона; там, если кто-нибудь огорчится и решит, что государь действует вопреки или сверх этого доверия, кто так подобен судить как совокупность человек, (которые сначала возложили на него это доверие) как далеко, по их мнению, оно должно распространяться? Но если государь или кто бы то ни было в администрации отказывается от такого решения, тогда апелляция не к чему, а к небу; сила между любыми людьми, у которых нет известного начальника на земле, или которая не допускает апелляции к судье на земле, являясь собственно состоянием войны, при котором апелляция относится только к небу; и в этом состоянии потерпевших должны судить для себя, когда он сочтет нужным воспользоваться этим призывом и согласится на него.

В самом последнем разделе своего 2-го «Трактата о правительстве: о гражданском правительстве» Джон Локк объявляет себя конституционалистом в том смысле, что как только существует форма правления, которая устанавливает надлежащие ограничения для правителей, уже установленные конституционные формы должны быть следует, за исключением случаев, «когда из-за ошибок тех, кто наделен властью, он утрачивается».

§. 243. В заключение, сила, которую каждый индивидуум дал обществу, когда он вошел в него, никогда не может снова вернуться к индивидуумам, пока существует общество, но всегда будет оставаться в сообществе; потому что без этого не может быть ни сообщества, ни государства, что противоречит первоначальному соглашению: так и когда общество поместило законодательную власть в какое-либо собрание людей, чтобы продолжать в них и их преемниках руководство и власть для предоставления таких преемники, законодательная власть никогда не может вернуться к народу , пока существует это правительство; потому что, наделив законодательных властью навечно, они передали свою политическую власть законодательным и не могут возобновить ее. Но если они установили ограничения на продолжительность своего законодательного органа и сделали эту верховную власть в каком-либо лице или собрании лишь временной; или же, когда из-за ошибок власть имущих оно утрачено; по конфискации или по установленному сроку оно возвращается обществу, и народ имеет право действовать как высший и продолжать законодательную власть в себе; или воздвигните новую форму, или под старой формой отдайте ее в новые руки, как они сочтут нужным.

На протяжении всего своего 2-го трактата о правительстве: о гражданском правительстве Джон Локк настаивает на том, что правители тоже подчиняются закону. А норма гражданского права, в свою очередь, подчинена ранее существовавшему закону природы.

Ссылки на другие публикации Джона Локка см. в следующих публикациях агрегатора Джона Локка: 

  • Состояние природы и состояние войны Джона Локка

  • На ахиллесовой пяте Джона Локка и второе рабство Джона Локка Право собственности на землю

  • Джон Локк против естественной иерархии

  • Аргумент Джона Локка в пользу ограниченного правительства

Что такое СУДЬЯ в Библии? — Энциклопедия WebBible

собственно магистрат или правитель, а не тот, кто судит в смысле рассмотрения дела

Время Судей

Судья — это прежде всего имя, которое мы даем тем правителям, которые руководили делами израильтян в промежутке между смертью Иисуса Навина и воцарением царя Саула (Судей 2:18), в период всеобщей анархии и беспорядка. Это люди, о которых Писание говорит, что они «судят над Израилем».

Ключевое Писание

Когда Господь воздвиг для них судей , Господь был с судьей и избавил их от руки врагов их во все дни судьи … — Судей 2:18 NASB (отрывок)

До Моисея

В раннепатриархальные времена судьями были главы семейств и старейшины колен (ср. Бытие 38:24), и их власть основывалась на обычаях.

Моисей

В Исход 2:14 Моисея спрашивают как «судью». Этот факт может указывать на то, что хотя над народом в целях получения дохода стояли надсмотрщики, тем не менее, как и в более поздние времена, при римлянах, ими управляли их собственные правители. Во время Исхода Моисей стал единственным судьей Израиля, пока он не начал делегировать работу другим, как предложил его тесть Иофор.

Власть

Их власть распространялась только на те племена, которыми они были избраны или признаны.

У них не было дохода, связанного с их должностью, и у них не было никаких внешних признаков достоинства.

«Должность судей или регентов занималась при жизни, но не передавалась по наследству, и они не могли назначать своих преемников. Их власть была ограничена одним только законом, а в сомнительных случаях им предписывалось консультироваться с божественным Царем через священника через Урим и Туммим (Числа 27:21).

Назначение

Единственными случаями прямого божественного назначения являются случаи Гедеона и Самсона, и последний находился в особом положении, будучи еще до своего рождения предназначенным «начать избавлять Израиль».

Девора была призвана избавить Израиль, но уже была судьей.

Самуил был призван Господом быть пророком, а не судьей, что проистекало из высоких даров, которые люди признавали обитающими в нем; а что касается Илия, то должность судьи, по-видимому, перешла к нему естественным образом или, скорее, ex officio».

Имена известных судей

  1. Моисей
  2. Джошуа
  3. Гофониил
  4. Эхуд
  5. Шамгар
  6. Дебора
  7. Гидеон
  8. Авимелех
  9. Тола
  10. Джаир
  11. Иеффай
  12. Ибзан
  13. Илон
  14. Абдон
  15. Самсон
  16. Эли
  17. Сэмюэл
  18. Джоэл, сын Самуэля
  19. Авия, сын Самуила

О 5 из этих судей у ​​нас практически нет никаких сведений, кроме того факта, что они были судьями — Фола (Судей 10:1), Иаир (3), Ибзан, Елон и Авдон (12:8-15).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *