Гомеровский эпос кратко: Гомеровский эпос — Русская историческая библиотека

Гомеровский эпос — Русская историческая библиотека

Эпос означает не что иное, как слово о подвигах (по-гречески «эпос» – «слово»), песни, которые исполняли странствующие певцы. Под аккомпанемент лиры их пел или аэд – сочинитель песен, или рапсод – исполнитель и собиратель героических сказаний.

 

Илиада. Краткий пересказ. Слушать аудиокнигу

 

Предание считает создателем древнегреческого эпоса Гомера, слепого бродячего аэда, нищего певца. Уже в древней Греции имя его было окружено легендами. Многие впоследствии считали это имя нарицательным. «Гомер» на одном из греческих диалектов значит «слепой». Многие ученые, не понимая, как один человек мог создать устно и держать в памяти тысячи стихов «Илиады» и «Одиссеи», ставили под сомнение существование самого Гомера (см. Гомеровский вопрос).

Для нас же главное не личность Гомера, а те величайшие поэмы, которые связаны с его именем. Поэмы эти сложились в IX – VII вв. до н. э. Записаны они были, как принято считать, в VI в. до н. э. Мифы, на основе которых созданы эти поэмы, уходят в седую древность и, несомненно, являются творением народа. Однако завершение поэм и их художественная отделка свидетельствуют о том, что свой окончательный вид они приняли накануне возникновения рабовладельческой формации, в то время, когда погибал общинно-родовой строй.

Гомер

 

Героический эпос возник на побережье Малой Азии и близлежащих островах. Создан он в основном на особом, ионийском наречии (общегреческий язык в Греции появляется только в IV – III вв. до н. э.). «Илиада» (см. её краткое содержание и полный текст) и «Одиссея» (см. краткое содержание и полный текст) входят в так называемый Троянский мифологический цикл, который объединяет ряд мифов, отражающих борьбу греков за овладение малоазиатским городом Илионом, или Троей.

«Илиада» изображает несколько эпизодов из десятого года осады Трои; «Одиссея» – возвращение на родину одного из греческих героев, Одиссея.

Долгое время эти события считали чисто мифическими, легендарными, хотя сами греки упорно повторяли, что Троянская война была примерно (по нашему исчислению) в XII в. до н. э. В 70-х годах XIX в. немец Г. Шлиман, любитель античности и очень богатый человек, с помощью крупнейших ученых провел раскопки на территории предполагаемой Трои, на холме Гиссарлык в Малой Азии. Раскопки дали богатейшие результаты. Ученые могли с достоверностью сказать, что на этом месте действительно стоял большой и богатый город, сожженный врагами (следы нескольких пожаров хорошо сохранились). Вещи, найденные при раскопках, поражали своей роскошью, тончайшей работой по золоту и серебру и очень напоминали утварь и дорогие изделия, описанные в поэмах Гомера.

Раскопки продолжались на материке Греции, в Микенах и Тиринфе, где были найдены гробницы древнейших вождей – басилевсов, или царей, множество золотых изделий и других сокровищ. Это подтверждало гомеровское мнение о «златообильных» Микенах. Так, постепенно Троянская война и поход греков приобретали реальные черты. Сейчас считается установленным, что примерно в XII в. до н. э. племена ахейцев (к нам дошли даже из Малой Азии сведения о мощной державе Ахийава) отправились под Трою в поисках новых земель и богатств. Однако, когда ахейцы покорили Трою и вернулись на родину, их стали теснить племена пришедших с севера дорийцев, более отсталых в культурном отношении и с более низким общественным строем. Дорийцы покорили ахейцев. Однако память о великом последнем подвиге ахейского племени жила в народе, и постепенно стали складываться песни о героях Троянской войны. Дорийцы же, которые считали себя потомками Геракла, тоже однажды осаждавшего Трою, видели в эпосе о Троянской войне славное прошлое своих предков.

Когда же первенство в Греции получила Аттика и Афины, афиняне тоже связали с этой войной подвиги сыновей своего героя, Тесея. Таким образом оказалось, что все греческие племена имели в гомеровском эпосе произведение, воспевавшее их общее великое прошлое, для всех одинаково дорогое и вечное.

Греки не раз стремились в Малую Азию. Уже в VII – VI вв. до н. э. побережье ее и близлежащие острова были колонизованы греками-ионийцами, и она-то была колыбелью эпоса Гомера.

Интересно также отметить, что гомеровский эпос отразил в себе еще более древнюю культуру, а именно культуру острова Крита, процветавшую накануне распространения ахейских племен в XIII – XII вв. до н. э. У Гомера можно найти много элементов быта, жизни общества, напоминающих об этой древней культуре. При расшифровке так называемого линейного письма «В» оказалось, что в критских надписях упоминаются имена героев, известных из эпоса Гомера, а также имена богов, всегда считавшихся чисто греческими. Когда эти письмена будут полностью прочитаны, может быть, они откроют перед нами новый мир догомеровского эпоса, служившего для Гомера поэтическим образцом и собранием старинных преданий.

 

Гомеровский эпос

 Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи;
Старца великого тень чую смущенной душой.
А.С. Пушкин
 
И море, и Гомер - всё движется любовью. 
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит.
О.Э. Мандельштам

 

Наиболее ранний род древнегреческой литературы – это эпос (с греч. «слово», «повествование»).

Существует 2 вида эпоса:

  1. героический – повествует о славном прошлом, о богах и героях. Например, «Илиада» и «Одиссея» Гомера.
  2. дидактический (с греч. «дидактикос» — «наставительный», «поучительный») – повествует о том, как правильно жить и трудиться. Например, «Труды и дни» Гесиода.

 

К древнейшим жанрам эпоса относятся миф, сказка и поэма, которая стоит во главе всех жанров в античной литературе. С одной стороны, поэмы создавались на материале мифов, а с другой стороны, в поэмах отражались реальные исторические события XIV– XII вв. до н.э.

Поэмы создавались и исполнялись странствующими певцами. Сначала под аккомпанемент лиры их пели аэды (с греч. «аэйдо» — пою») – сочинители песен. Такие песни являлись импровизацией, то есть тексты песен постоянно изменялись. Со временем на смену сочинителям пришли исполнители – рапсоды (от греч. «рапто» — «сшиваю» и «одэ» — «песнь»), которые привели тексты поэм к законченному виду. 

Одним из самых известных странствующих певцов был слепой Гомер (на одном из греческих диалектов «Гомер» значит «слепой»), чьи героические поэмы «Илиада» и «Одиссея» дошли до наших дней. Поэмы эти сложились в IX-VIIвв. до н.э., а записаны были в VI в. до н.э. «Илиада» и «Одиссея» входят в Троянский цикл, который объединяет ряд мифов, отражающих борьбу греков с троянцами, то есть реальные исторические события сливаются в поэмах с мифами. В поэме «Илиада» говорится о последних 50 днях десятого года осады Трои, в «Одиссее» — о возвращении на родину и приключениях одного из главных участников троянского похода – Одиссея. Несмотря на схожесть тематики, характер поэм различен. В «Илиаде» преобладают военные сцены, описания подвигов на поле брани, а в «Одиссее» — бытовые сцены, сказочно-приключенческие эпизоды.

Обе поэмы написаны гекзаметром (шестистопный дактилический стих), который произносился нараспев. Каждая поэма делится на 24 песни – по числу букв греческого алфавита. На этом композиционное сходство поэм заканчивается.

Композиция «Илиады» повторяет геометрический стиль в греческом искусстве вообще (вазопись – правильное чередование узоров). Последний эпизод поэмы – это зеркальное отражение второго.

 

Тезисный план

I песня

  1. моровая язва
  2. народное собрание
  3. Ахилл и Фетида
  4. Фетида и Зевс
  5. спор на Олимпе

 

24 песня

  1. спор у Олимпа
  2. Зевс и Фетида
  3. Фетида и Ахилл
  4. собрание троянцев (Приам)
  5. похороны Гектора

 

Композиция «Одиссеи» представляет собой систему замкнутых колец, по которым движутся герои:

  1. путешествие Телемаха (Итака – Пилос – Итака)
  2. рассказ Одиссея на пиру феаков (Калипсо – 9 приключений – Калипсо)
  3. путь Одиссея с начала Троянской войны (Итака – Троя – Итака)

 

В поэмах Гомера отразились основные черты эпического стиля:

  1. объективизм – автор не выражает своего отношения к происходящему
  2. каталог (от греч.
    «каталогос» — «перечисление») – повествование ведется через перечисление (блюда, корабли, цари, войска, города, женихи)
  3. живописность – обилие развернутых сравнений («быстроногий» Ахиллес, «шлемоблещущий» Гектор, «волоокая» Гера)
  4. антипсихологизм или «вещный» психологизм (от греч. «психиа» — «душа» — внутренний мир героев раскрывается через вещи (Пенелопа рассматривает лук Одиссея)
  5. эпическое спокойствие – человек сравнивается с опавшей листвой, то есть он может быть заменен другим. Таким образом, не ощущая ценность своей жизни, человек принимал смерть легко, зная, что на смену ему придет другой.        

 

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи,-
На головах царей божественная пена,-

Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?

Гомеровские поэмы Определение и примеры

Гомер хорошо известен своими эпическими поэмами «Илиада» и «Одиссея» , опубликованными где-то между 12 и 8 веками до нашей эры. На протяжении всей истории английского языка поэты основывали свои произведения на темах, персонажах, идеях и концепциях, представленных Гомером в его эпосах. Его повествование повлияло на таких авторов, как Джеффри Чосер, Джон Мильтон, Вирджил и Александр Поуп. Влияние Гомера также коснулось греческих драматургов, таких как Еврипид, Софокл и Эсхил.

Изучение Гомера

  • 1 Определение Гомера
  • 2 Характеристики гомеровской поэзии
  • 3 Кем был Гомер?
  • 4 Примеры гомеровской поэзии
  • 5 Часто задаваемые вопросы
  • 6 Связанные литературные термины