Византия царьград константинополь: ЦАРЬГРАД — Древо

Содержание

История Царьграда: Запад против столицы Православия

Историк Павел Кузенков об истории Царьграда-Константинополя

В программе «Радио Кузичев» кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ и Сретенской духовной семинарии Павел Владимирович Кузенков рассказал историю великого Царьграда-Константинополя, а также о причинах упадка столицы и роли Запада в этом процессе.

Загадка Комнинов

Анатолий Кузичев: Возьму на себя смелость такого обобщения, что с окончанием династии Комнинов начался и конец Византии как империи, могучей, сильной, гигантской. Почему падение стало возможным?

Павел Кузенков: Очень интересная тема. Потому что она перекликается и с современными проблемами, в том числе и российской государственности. И династия Комнинов уникальна тем, что она возродила империю. Потому что к концу XI века империя уже почти исчезла, и лишь героическими усилиями основателя династии Алексея Комнина империя вернулась к своему политическому бытию и даже, в общем-то, окрепла и стала действительно могучей.

Но парадокс заключается в том, что именно при этой династии империя фактически впала в то состояние, которое сделало возможным события 1204 года. То есть взятие Константинополя горсткой участников Четвертого крестового похода, когда огромная империя с миллионной армией была фактически разрушена отрядом рыцарей.

А.К.: Извините, это важно. Это все-таки фактор внутреннего разложения?

П.К.: Конечно. Внутреннего разложения, которое казалось всем незаметным. Всем казалось, что империя могучая — как всегда. И более того, как никогда. И что эти ребята, может быть, что-то разграбят в лучшем случае, но никаких шансов у них нет. А произошло прямо противоположное. Погибла империя, на ее руинах было создано целое соцветие этих, так сказать, латинских государств — Латинская Романия. И фактически даже после того, как империю удалось восстановить через 60 лет, она так и не пришла в себя, и в дальнейшем уже существовала как полностью зависимая от тех или иных политических сил, слабое региональное государство.

Вот, собственно, загадка Комнинов в том, что произошло в это время. И причем, что интересно, эта загадка была поставлена уже самим византийцам. Они уже сами размышляли: что происходит в нашем государстве?

А.К.: В процессе, или по факту, или в 1204 году они…

П.К.: В процессе. Они видели, что происходит что-то не то.

Причина упадка – отступление от классической модели государства

А.К.: Все-таки какие-то были проявления внутреннего упадка?

П.К.: Самое яркое проявление — отступление от классической модели государства. Классическая модель государства, как она понималась в Римской империи, да и, в общем-то, понимается везде. Это когда чиновники служат государству. Когда они не просто работают, а служат. Вот это понятие госслужбы, которое сохраняется и в нашем русском языке, поскольку это именно служение: это не бизнес, это не способ сделать какую-то карьеру или заработать деньги — это вещь, которая сопоставима с военной службой, с церковным служением и так далее. То есть это действительно то, что создает государство, вот эта верность. Верность своему делу и своему государю, своему народу.

А.К.: Вы говорите, что уже к этому времени этот корень, который в слове «госслужба», в слове «служба», он был немножечко забыт и искажен? Правильно?

П.К.: Искажен настолько, что наблюдатели писали, что фактически государства-то у нас уже и нет. В частности, об этом писал знаменитый канонист XII века, как раз современник Комнинов, Иоанн Зонара, один из самых знаменитых толкователей церковного права.

В одном из своих трактатов он как раз пишет, что «фактически сейчас то, что мы имеем сейчас, это уже не Империя, поскольку наши вельможи путают свой карман с государственным». И фактически они уже не служат государству, они служат сами себе. Создается некое сословие, которое использует государство, как это по-русски сейчас называется, чтобы зарабатывать. И возникает отчуждение, все углубляющее отчуждение между народом и элитами и властью. Такое отчуждение, которое приводит, с одной стороны, к срастанию высшей элиты с иностранными капиталистами, дельцами, предпринимателями, поскольку у них появляются общие интересы — коммерческие, торговые и так далее. И в конечном счете к тому отчуждению, которое привело к феномену 1204 года, когда никто не захотел воевать за императора. Правда, это уже был не Комнин, ну не важно. Сама по себе империя уже разложилась.

А.К.: Это была вина кого-то из Комнинов, что девальвировалось это прежде важнейшее понятие, понятие служения государству? Понятие вообще государства?

П.К.: Я бы так сказал, что это была некая тенденция, которая пришла с Запада, феодализация. Что такое феодализм? Феодализм — это когда нет никакого государства. А есть элита, которая контролирует ресурсы, то, что называется аристократией и так далее.

О крестоносцах

А.К.: Какое формальное основание было у крестоносцев захватывать Константинополь и бить христиан?

П. К.: Самое смешное, что формальное основание было нарушение договора самими византийцами. Крестоносцы были наняты на службу одним из претендентов на византийский престол. Был составлен официальный договор, согласно которому при победе претендент должен был выплатить определенную сумму. После того как крестоносцы его действительно воцарили в Константинополе, возникли проблемы с выплатой денег. Никому не хотелось скидываться на такое недоброе, так сказать, дело, на гражданскую войну по сути, и впоследствии произошло что-то вроде патриотического переворота, во главе которого стоял человек, сказавший, что «мы не будем платить этим людям, они вообще чужаки и мы их не звали».

И кончилось все тем, что как раз воспользовавшись этим юридическим моментом, крестоносцы сначала собрались и поделили друг с другом империю, а потом, уже поделив, это важно, европейцы ничего не делают, так сказать, не договорившись друг с другом, потому что иначе они друг друга перебьют просто. Они уже атаковали Константинополь и впоследствии уже поделили. То есть здесь как раз вся специфика именно европейского подхода к делу: если уж вы нас наняли, извольте платить, и нам плевать, христиане вы или кто-то другой.

А.К.: А почему же поход тогда все-таки назывался крестовым?

П.К.: Потому что они направлялись в Египет для войны с мусульманами. И вот этот договор был известен только верхушке. Рядовые рыцари не знали про это.

А.К.: Вот карта того, во что превратилась прежде цельная Империя Византийская. Вот те самые куски, княжества…

П.К.: Ну, она распалась на несколько кусков. И надо сказать, что потом все-таки удалось императорам восстановить, срастить, так сказать, разные части. Причем большинство военной энергии пришлось не на крестоносцев, а на своих же. Потому что гражданская война — это самая тяжелая из всех войн. Как раз вот империя Великих Комнинов не вошла в это новое государство, она так и осталась самостоятельной. И, так сказать, империи произошел распад на две. Но важно, что именно крестоносцы уничтожили ту Византию, которая была сверхдержавой, империей, в подлинном смысле этого слова.

А.К.: Великая империя, она же великая не только в смысле площади, в смысле богатств своих и в смысле количества подданных. Но и, наверно, предполагается, в смысле армии и мощи военной. А что делала армия? Значит, приходит отряд крестоносцев. Что в это время делала могучая армия Византии?

П.К.: Очень интересно читать воспоминания участников этого похода со стороны как раз западных. Робер де Клари, был такой рыцарь. И он описывает очень такой характерный момент, когда император решился вывести свою армию. И крестоносцы вдруг увидели, что они будто утопают в море греков. И пишет Робер: «Даже если бы греки просто ничего не делали бы, они моли б просто нас задавить». Но что происходит? Греческая армия стоит, не двигаясь. Не двигаясь! Она не вступает в бой. А на следующее утро вдруг все видят, что дворец пуст. Император сбежал с казной, опасаясь переворота. То есть он настолько был непопулярен, что сам боялся своей армии.

Вот, собственно говоря, что помогло крестоносцам захватить Константинополь. А потом, как это ни обидно, но именно патриотический переворот привел к полному краху империи. Потому что если бы все-таки они, смирились бы с тем, что, да, они зависят от западного мира — ну, придется заплатить, таковы правила игры. Но нет же. Они вспомнили вдруг, что они Великая империя, и кончилось все это уже полным крахом. Вот в этом тоже определенный урок. Урок, который показывает, что, как говорится, если уж ты не смог удержать высокую планку, то ты должен ждать удобного момента. Шапкозакидательские настроения приведут к тому, что тебя просто добьют и уничтожат.

А.К.: И важно не испытывать иллюзий, что, может, не добьют. Как только дадите повод, конечно же, добьют всегда.

П.К.: Сразу добьют и будут правы юридически, вот что важно.

Иностранное засилье в Византии

А. К.: Вы сказали про зависимость — вы же имели в виду — от капиталов западных? Как сейчас это назвали бы?

П.К.: Да. Как раз то, что элита отделилась от народа, сделало возможным такую печальную, к сожалению, тенденцию. Императоры пытались с этим бороться, надо им отдать должное. Они всеми силами пытались…

А.К.: Деофшоризацию проводили?

П.К.: …проводили, да, деофшоризацию. Но штука в том, что они не смогли перебороть как раз этот контакт элит. Феодальная Европа нащупала общие интересы с феодализирующейся византийской знатью. А феодализм как раз, как я уже говорил, это горизонтальный интерес. Интерес некоего общественного слоя, аристократического сословия, да. Интерес, который никакого отношения не имеет ни к государству, ни к народу. Это именно корпоративный интерес элиты. <…>

По крайней мере, феодальный мир — это мир власти. Власти, находящей общие интересы с людьми, у которых есть деньги. И в этом, как правило, как раз и была главная трагедия. То есть итальянские, прежде всего генуэзские, венецианские, ну и другие купцы, они были заинтересованы в том, чтобы проникнуть на византийские рынки, воспользоваться местной инфраструктурой для того, чтобы свою транснациональную торговлю развивать. Греки им мешали как конкуренты. Как их устранить? И фактически, как это ни удивительно, но был достигнут некий баланс интересов, но не государственных, а именно групповых. И этот баланс привел к тому, что итальянцы были пущены на рынок. И местное купеческое сословие было уничтожено, поскольку не выдержало конкуренции.

А.К.: Понятно. Это были генуэзцы и венецианцы в основном или…?

П.К.: Причем византийцы пытались маневрировать, чтоб не зависеть от одной какой-то республики, от Венеции например, они призвали и генуэзцев. Чтобы не зависеть от генуэзцев, они призвали пизанцев. То есть фактически создали некий комплекс разных бизнес-элит на своей территории. А потом в Константинополе вспыхнул бунт против иностранного засилья.

Как Запад уничтожил столицу православного мира

Этот бунт привел к тому, что Византия стала нерукопожатной, против нее скооперировалась уже вся Европа. И как ни пытались потом последующие императоры это дезавуировать, сказав, что это народ, это не мы. А была резня, реальная резня, когда погибло несколько тысяч иностранцев. Были разграблены их магазины, лавки. То есть, действительно, фурункул лопнул, что называется. Народный гнев прорвался. И после этого как раз и началась подготовка того самого похода 1204 года, прежде всего венецианцами. Для того чтобы, с одной стороны, отомстить, а с другой — показать, поставить на место Византийскую империю. Показать ей, что не она диктует повестку дня. И здесь императоры оказались фактически беспомощными. Потому что они уже получили плохую прессу, что называется. У них была фатально подмочена репутация. 

А.К.: Понятно.

П. К.: Собственно, этот общеевропейский поход как раз и был, с одной стороны, и коммерческим, потому что они хорошо заработали, но с другой — он был идеологически оформлен как некое отмщение за те бесчестья, которые совершили греки по отношению к ним. Но все это накладывалось еще и на религиозную рознь, понятно. И хотя Папа открыто и не одобрил этот поход, но после взятия Константинополя прямо объявил грекам, что Господь их наказал тем самым. И, соответственно, дал санкцию на все эти завоевания. И в конечном счете Запад уничтожил столицу православного мира. Причем сделал это очень жестоко и неумно. Неумно так, что вызвал к себе очень глубокую антипатию, которая живет до наших дней. 

Полную версию смотрите в видеоверсии передачи «Радио Кузичев»

Читайте также:
Расследование: Британские сорняки на русском поле за миллионы фунтов Философия от Иуды: Предательство Русского мира академиками Офшорные олигархи «раздевают» Россию. Минфин – в деле

Почему Константинополь назывался Царьградом? Эпоха величия и упадка

Если вам вздумается отыскать Константинополь на современной географической карте, вы потерпите неудачу. Все дело в том, что с 1930 города такого города не существует. По решению нового правительства Турецкой республики, основанной в 1923 году, город Константинополь (бывшая столица Османской империи) был переименован. Современное его название – Стамбул.

Почему Константинополь назывался Царьградом? Удивительная история города насчитывает не одно тысячелетие. За этот период он претерпел множество изменений, побывав столицей сразу трех империй: Римской, Византийской и Османской. Неудивительно, что ему не раз пришлось менять названия. Самым первым именем, закрепленным за ним в истории, является Византий. Современное название Царьграда — Стамбул.

Содержание:

  • Как был основан Византий
  • История Константинополя
  • Благодарные шаги на пути к величию
  • Отчего Русь предпочла христианство
  • Город, где живет «царь»
  • Этимологическая справка
  • Конец Византийской империи

 Как был основан Византий

История основания Византия отражена в античной мифологии. По преданию, возлюбленная верховного бога Зевса – красавица Ио (дочь речного бога и царя города Аргос Инаха), скрываясь от преследования мстительной Геры, укрылась в окрестностях бухты Золотой Рог. Здесь у нее родилась дочь Кероэсса.

От союза Кероэссы и бога Посейдона родился сын Визант, ставший впоследствии первым царем основанного им города Византия. Произошло это в 667 году до нашей эры. По обычаю тех лет, прежде чем приступить к воплощению какого-либо серьезного замысла, следовало получить напутствие Дельфийского оракула.

Оракул дал совет «поселиться напротив слепых». Тщательно исследовав местность, Визант счел, что основать город лучше всего напротив поселения Халкидон, поскольку только «слепыми» могли быть люди, не заметившие полуострова, расположившегося на берегу пролива Босфор, Мраморного моря и бухты Кривой Рог.

Место, выбранное для города, давало ему возможность контролировать перемещение потока товаров, следовавших как из Азии в Европу, так и в обратном направлении, что являлось надежным источником пополнения государственной казны.

Кроме того, торговля в самом Византии процветала, что способствовало развитию города.

В то же самое время удачность географического и стратегического расположения являлась причиной частых вооруженных нападений на Византий.

 История Константинополя

324 год стал новой вехой в истории Византия. После ряда междоусобных войн римский император Константин Великий начал грандиозную перестройку города. В очень скором времени вокруг города было начато возведение крепостных стен, в нем появились новые дворцы, колоссальная церковь Апостолов, была осуществлена перестройка ипподрома.

В мае 330 года Константин Великий официально заявил о переносе столицы на стратегический полуостров у Босфорского пролива и о переименовании Византия. Новой столице империи было дано название Новый Рим. Однако этому названию не суждено было надолго закрепиться в истории. Город все стали называть Константинополем, в честь основавшего его Константина.

 Благодарные шаги на пути к величию

Стремясь к тому, чтобы новая столица поражала всех своим великолепием, Константин предпринял следующее:

1. Всемерно способствовал приросту населения за счет мигрантов из Азии и Европы. Для привлечения притока мигрантов он распорядился обеспечивать вновь прибывших бесплатным вином, хлебом, маслом и топливом. Переселенцы пользовались рядом льгот.

2. В Константинополь были приглашены искусные архитекторы, каменщики, резчики, скульпторы, живописцы, плотники: все, кто своим искусством мог способствовать приумножению его великолепия. Все ремесленники этой категории были освобождены от выполнения всех государственных повинностей.

3. В Константинополь, в соответствии с распоряжением императора, ввозились религиозные святыни: драгоценные принадлежности культа, мощи святых великомучеников, бесценные фолианты, искусные скульптуры. Все это собиралось в городах Римской империи: Риме, Афинах, Эфесе, Коринфе. Ни один город не должен был превзойти столицу.

4. В Константинополе процветали искусство и науки. Это был город ученых и мыслителей. Библиотеки того времени поражали богатством своих фондов, насчитывавших сотни древних рукописей.

После смерти Константина его преемники также не жалели средств для поддержания великолепия столицы. Через 50 лет территория города охватывала семь холмов (как и в Риме) и была обнесена высокими крепостными стенами. Ходили слухи, что во время постройки города было истрачено более шестидесяти тонн золота: это были колоссальные по тем временам затраты.

Результат превзошел все ожидания: Константинополь поражал красотой своих храмов, дворцов, шириной улиц с крытыми галереями, огромными площадями, украшенными триумфальными арками, скульптурами, мраморными и медными колоннами, вывезенными из самого Рима.

 Отчего Русь предпочла христианство

Киевский князь Владимир (Владимир Креститель или Владимир Красное Солнышко), приняв решение отойти от язычества и не доверяя местным проповедникам, снарядил десять послов (выделявшихся среди бояр своим благоразумием) в дальние страны. Так он хотел узнать сущность веры других народов, прежде чем определиться, по какому пути пойдет Русь в своих религиозных воззрениях.

Посещение службы в великолепном Софийском храме настолько потрясло русскую делегацию, что по возвращении в Киев они с упоением описывали Владимиру красоту и великолепие греческих ритуалов.

В заключение своего отчета они напомнили князю, что его бабушка, великая княгиня Ольга (которую Владимир очень почитал), не зря приняла христианство: всем было известно, насколько мудра была эта женщина. Последний аргумент убедил князя в необходимости обращения в христианскую веру.

Точная дата крещения князя Владимира не известна. «Повесть временных лет» утверждает, что произошло это в 988 году. Вскоре после крещения князь женился на греческой царевне Анне — сестре византийских правителей Василия II и Константина VIII.

Вернувшись в Киев (вместе с ним из Византии приехал греческий митрополит Михаил), Владимир окрестил своих детей и всех жителей Киева. Место массового крещения горожан и по сей день именуется «Крещатиком».

 Город, где живет «царь»

Титулом «царь» древние славяне называли императоров, правивших Римом и Византией, а поскольку столица Римской империи была перенесена в Константинополь, произошло перенесение понятия на название самого города.

«Царьград» — город, где живет император – «царь» (наверное, многим любопытно было бы узнать, почему Новосибирск назвали Новосибирском).

  • Царьград воспринимался русскими людьми как центр православия. Вскоре после принятия христианства в русской культуре происходит систематическая сакрализация (наделение священным смыслом) образа Царьграда.

  • Именно образом Царьграда в русских народных сказках навеяно представление о диковинной заморской стране с ее волшебством и всевозможными чудесами.

  • Женитьба Владимира на византийской царевне привела к налаживанию культурных и духовных связей с Константинополем. Царьград сыграл чрезвычайно положительную роль в развитии русского общества, поскольку деловые и культурные контакты привели к скачку в развитии иконописи, архитектуры, литературы, искусства и обществоведения.

По распоряжению Владимира в Киеве, Полоцке и Новгороде были построены великолепные соборы, являющиеся точными копиями софийского собора в Константинополе.

На главном въезде во Владимир и в Киев были установлены золотые ворота, созданные по аналогии с золотыми вратами, отворявшимися во время торжественных церемоний встречи византийских императоров.

 Этимологическая справка

Интересна этимология слова «царь». Произошло оно от имени римского императора Гая Юлия Цезаря. Слово «цезарь» стало обязательной частью титула всех правителей империи: и на ранних, и на поздних сроках ее существования. Употребление приставки «цезарь» символизировало преемственность власти, перешедшей к новому императору от легендарного Юлия Цезаря.

В римской культуре понятия «царь» и «цезарь» не тождественны: на ранних стадиях существования римского государства царь именовался словом «рекс», выполнял обязанности верховного жреца, мирового судьи и предводителя войска. Он не наделялся неограниченной властью и чаще всего представлял интересы общины, выбравшей его своим предводителем.

 Конец Византийской империи

29 мая 1453 года султан Мехмед II Завоеватель взял Константинополь после 53-дневной осады. Последний византийский император Константин XI, отстояв молебен в Софийском соборе, доблестно сражался в рядах защитников города и погиб в бою.

Взятие Константинополя означало конец существования Византийской империи. Константинополь стал столицей Османского государства и поначалу назывался Константиние, а затем был переименован в Истанбул.

В Европе и России город называют Стамбулом, что является искаженной формой турецкого названия.

Поворотный момент в современной истории?

Веджас Габриэль Люлявичюс, доктор философии, Университет Теннесси, Ноксвилл

Константинополь был сильно ослаблен к 1453 году, и его окончательное падение перед турками-османами ни для кого не должно было стать неожиданностью. Его падение было неизбежным, на самом деле это был лишь вопрос времени. Однако падение Константинополя оказалось поворотным моментом в современной истории. Итак, каковы были последствия или последствия падения Константинополя?

Город Константинополь возродился под властью Османской империи и снова стал центром власти, торговли и коммерции. (Изображение: Иван Айвазовский/Общественное достояние)

Помимо самого падения Константинополя, его последствия, особенно на то, как его воспринимали современники, были сокрушительными. Современники привыкли к мысли, что Константинополь всегда находился под угрозой, в постоянном кризисе, но всегда каким-то образом выживал.

Было три очевидных результата падения Константинополя, ставшего поворотным моментом в современной истории. Последствия продолжают проявляться и по сей день.

Узнайте больше о падении Константинополя.

Падение Константинополя создало вакуум

Первым результатом было то, что после окончательного падения Римской империи, с падением Константинополя, большую часть мира будет преследовать призрак воспоминаний о том, чем был Рим, что он когда-то достиг и представляет.

Рим был универсальной властью, архетипом того, чем была и должна быть империя. Действительно, это все еще архетип: подумайте о римской неоклассической архитектуре правительственных зданий в Вашингтоне, округ Колумбия. 0007

В те ранние времена размышления о последствиях падения Константинополя основывались на средневековой концепции, а именно на концепции translatio imperii, передачи правления или власти как организующего принципа истории. Эта передача империи напоминала конфуцианский идеал небесного мандата, который мы видели на примере династии Мин в нашей предыдущей лекции.

Европейские ученые, наблюдавшие за миром того времени, пришли к выводу, что вся история была основана на череде империй, одна следовала за другой на основе божественной милости и божественной воли. Когда империя исчерпала свою роль или утратила то, что в китайской традиции называлось небесным мандатом, из-за неправильного правления возникла новая империя, чтобы занять ее место.

В этой схеме истории Вавилонская империя уступила место Персии, Персия уступила место Греции, а Греция уступила место Риму. Теперь, когда Рима больше нет, какая новая власть последует? Разрыв, вакуум, образовавшийся после падения Рима после падения Константинополя в 1453 году, стал поворотным моментом.

Узнайте больше о падении Константинополя турками-османами.

Падение Константинополя вызвало последовательные попытки стать Вселенской Империей

Вторым результатом этого момента стали повторяющиеся попытки унаследовать Вселенскую Империю. Наиболее поразительно то, что османские турецкие султаны считали себя новыми римскими императорами, законными наследниками Рома. Действительно, они называли себя «султанами рома», чтобы заявить об этом.

Султан Мехмет II, также известный как «Мехмет Завоеватель», был командующим османской армией, которая напала на Константинополь и захватила город в 1453 году. (Изображение: Джентиле Беллини, Национальная галерея/общественное достояние) Завоеватель, после того как он захватил Константинополь, затем строил планы захватить Рим в Италии, чтобы завершить свои победы. Как оказалось, он не мог захватить Рим на Западе и закончить эту преемственность; это были слишком большие амбиции.

В каком-то смысле для Константинополя стремление новых османских правителей утвердить фундаментальную преемственность с тем, что было раньше, было удачным. Вместо того, чтобы просто исчезнуть в забвении как груда руин, город фактически и резко возродился под властью Османской империи, снова став центром власти, торговли и коммерции и снова заняв центральное положение.

В конце концов, город стал широко известен как «Стамбул», что может быть турецким переводом греческой фразы, означающей «город» ( eis tin polin ), но официально он по-прежнему сохранил свое название «Константинийе». ‘ до падения Османской империи после Первой мировой войны . Официально он стал Стамбулом только в 1930 году . Смотри сейчас же, Вондриум.

Россия, Третий Рим?

Давняя мечта унаследовать империю также оказала большое влияние на русскую историю, поскольку Россия получила свою православную веру из Константинополя. Эта духовно-историческая связь выразилась в мощной идее России как «Третьего Рима».

Когда Константинополь пал, русские монахи объявили царю — или императору — Московскому, что первый Рим пал (настоящий город Рим в Италии), а теперь пал и Константинополь, второй Рим. Это означало, что теперь под властью Московии будет третий, вечный Рим.

Женитьба царя Ивана III на племяннице последнего византийского императора также должна была укрепить это притязание. Идея Третьего Рима вскоре приобрела мессианский пыл и сохранялась веками. На гербе России, Российской империи или Российской Федерации сегодня изображен двуглавый орел, который ранее был гербом Византийской империи.

Это желание быть Третьим Римом привело к прочному импульсу в русской внешней политике, стремлению захватить Константинополь, или, как его называли по-русски, Царьград или «Цезарь-град». На протяжении столетий цари и царицы (особенно Екатерина Великая) делали из этой цели цель, которую они будут преследовать, — шпору экспансионистского импульса, который заставлял российскую внешнюю политику развиваться в последующие столетия.

Цари России были не единственными, кого двигала мечта встать в конце линии престолонаследия Римской империи. Многие другие сочли бы это амбицией, которая их тоже глубоко взбудоражила. На германских землях Священная Римская империя, как ее называли в Средние века, претендовала на правопреемницу Рима.

Позднее, в 19 -м веке, французский лидер Наполеон, пронесшись по Европе, приступил к созданию Великой Империи, также снабженной римскими символами. В некотором смысле было вполне уместно, что Наполеон думал о том, как он мог бы захватить еще и Константинополь.

Когда Россия предложила Наполеону торговать некоторыми территориями, и Россия могла отобрать Константинополь у Турецкой империи, Наполеон отказался. Он объявил, что тот, кто владеет этим городом Константинополем, имеет ключ к мировой власти: «Это мировая империя», — сказал он, добавив: «В конечном счете, вопрос всегда в том, кому достанется Константинополь»? Он хотел это для себя.

Это был геополитический центр великой стратегической силы. Еще в 20 -м веке мечта о Риме жила. Немецкий диктатор Адольф Гитлер в своих попытках создать мировую империю также оглядывался на римские модели.

Его нацистские штурмовики раскинули руки, чтобы отдать римский салют. Его нацистская империя, которая, как предполагалось, просуществует тысячу лет, также была оснащена неоклассической архитектурой, напоминающей о тех днях римского могущества. В конечном счете, память о римской славе служила стимулом для многих различных амбициозных лидеров и групп в наше время.

Узнайте больше о Русской Православной Церкви.

Падение Константинополя побудило перерисовать политическую карту мира

Наконец, третьим результатом падения Константинополя стала перекройка карт мира в сознании людей. Упадок и падение этого великого имперского города способствовали движению, которое уже имело место в Европе, Ренессансу.

Старые учебники истории утверждали простую формулу, что грекоязычные ученые, писатели и интеллектуалы бежали из Константинополя, когда он пал, захватив с собой свое самое ценное имущество, древние классические тексты, и что эти тексты зажгли Возрождение, что страстное движение за возрождение классических моделей и гуманистического обучения.

На самом деле, отмечают сейчас историки, картина гораздо сложнее. Хитроумные и реалистичные интеллектуалы действительно покидали Константинополь задолго до 1453 года и катастрофы того года. Они уже давно передавали тексты и свои личные знания. Подсчитано, что из 55 000 текстов древнегреческих писаний, которыми мы располагаем сейчас, около 40 000 дошли до нас через Константинополь.

Тексты, которые византийские ученые привезли с собой на Запад, не столько вызвали ренессанс, который уже шел и раньше делал упор на римскую литературу. Их греческие тексты подпитывали вторую волну деятельности эпохи Возрождения, основанную на повторном открытии греческих текстов. Самым важным было то, что греческие ученые, приехавшие на Запад, научили итальянских гуманистов греческому языку и обогатили их понимание.

Кроме того, падение Константинополя представляло географическую проблему для европейцев. Торговые пути с Востоком, пролегавшие через Византийскую империю, теперь оказались в руках турок-османов.

Эти маршруты не были полностью закрыты, потому что торговля продолжалась, частично с помощью купцов Венеции и Генуи, торгующих с турками. Но желание европейцев обойти турок с фланга и найти альтернативные пути для торговли подстегнуло европейские путешествия, полные открытий, в том числе путешествие, которое привело Колумба к тому, что было для него новым миром.

Это стремление обойти турок с фланга также имело стратегическое и религиозное измерение, напоминавшее крестовые походы. Ключевое геополитическое место прежней власти, Константинополь, было утрачено, и религиозным и политическим императивом было найти способ обойти этот факт, конец Римской империи. Потеря Рима создала пробел в ментальной карте мира, и этот пробел стал поворотным моментом.

Общие вопросы о последствиях падения Константинополя

В: Почему так важно было падение Константинополя?

В то время европейские ученые считали, что вся история основана на череде империй. Итак, Вавилонская империя уступила место Персии, Персия уступила место Греции, а Греция уступила место Риму. Однако с падением Константинополя последние остатки восточной Римской империи исчезли, и не было ясного представления о том, какая власть последует за ней.

В: Почему падение Константинополя стало поворотным моментом в истории?

Само по себе падение Константинополя в руках турок-османов не является неожиданностью. Однако это историческое событие оказало эффект домино на несколько других вопросов, включая создание вакуума власти в Европе, побуждение различных империй к череде отчаянных попыток представить себя следующей универсальной империей и навсегда изменить политическую карту этого региона.

В: Каковы были последствия падения Константинополя?

Одним из ключевых последствий падения Константинополя стало то, что торговые пути с востоком, пролегавшие через Византийскую империю, теперь оказались в руках турок-османов. Хотя эти маршруты не были полностью закрыты, поскольку торговля продолжалась, частично с помощью купцов Венеции и Генуи, торгующих с турками, это действительно представляло серьезную географическую проблему для европейцев.

В: Как падение Константинополя повлияло на эпоху географических открытий?

Поскольку торговые пути с Востоком находились под контролем турок-османов, после падения Константинополя европейцы оказались в затруднительном положении. Они хотели обойти турок с фланга и найти альтернативные пути для торговли, что положило начало различным знаменитым европейским путешествиям, включая путешествие, которое привело Колумба к тому, что было для него новым миром.

Продолжайте читать
История Португалии: Рассвет морской империи
История заката и падения Римской империи
Кем был Наполеон Бонапарт? Ранние годы

Русская реакция | 10

Перейти к основному содержанию

Глава

Глава

Беспечность — так один историк охарактеризовал отношение русских к падению Константинополя, 1 но это не так. чтобы отдать должное сложности российской реакции. Это вытекало из недоверие к византийскому императору и патриарху после Собор Феррары во Флоренции, который был воспринят как предательство Православия. Однако русские не могли оставаться равнодушными к судьбе Константинополя, ведь он был религиозным центром, к которому на протяжении веков они искали руководства. 2 Это было место паломничества, так как многочисленные позднесредневековые рассказы о паломниках свидетельствуют. 3 Паломники тянулись к святыни, реликвии и иконы Царьграда, как называли Константинополь. император и его двор почти не фигурируют в их повествованиях. Россияне показали очень мало интереса к византийскому императору. Когда в конце четырнадцатого века Василий I, великий князь Московский (1389 г.-1425), сообщил патриарху Константинополя, что «у нас есть церковь, но нет императора», он реалистичный. Патриарх возразил, что тем не менее уменьшил материал императора могли сложиться обстоятельства, он остался Богом данным поручителем единства православной веры. Великий князь появился, чтобы дать это заявить о неохотном принятии, хотя это может отражать только улучшение в отношениях с Византией, обеспеченных добрыми услугами греческого архиепископ России Фотий (1408-31). В 1414 г. дочь великого князя Анна вышла замуж за Иоанна VIII Палеолога, наследника византийского престола. Отношения между великим князем и византийским императорским домом были придана визуальная форма на вышитых саккосах или епископских туника. Это изображало Иоанна VIII Палеолога и его русскую императрицу лицом к лицу. великий князь и его супруга. Нимб используется, чтобы подчеркнуть превосходство статус византийской пары. 4

Связь с византийским императором, возможно, все еще придавала престижа, но его неудобства стали очевидны после смерть архиепископа Фотия. Согласно обычаю, согласно которому греческий язык чередовался с русским в качестве архиепископа России, русский должен был бы преуспеть Фотий, но патриарх уклонился. Наконец, в 1435 году великий князь Василий II (1425-62) Иона (Иона), епископ Рязанский, избран архиепископом без сначала получив одобрение патриарха, хотя тот затем отправил его в Константинополь для получения патриаршего благословения. Иона прибыл, чтобы узнать что появился новый архиепископ России в лице Исидора, будущего кардинал. У патриарха были свои причины пренебрегать условностями: предстоящий профсоюзный совет в Италии требовал, чтобы у него был кто-то, кого он мог бы доверять Русской Церкви, которая, как известно, с подозрением относилась к переговоры о Союзе Церквей. Иона принял свершившийся факт и вернулся в конце 1436 г. с новым архиепископом в русские земли. Исидор пробыл в Москве ровно столько, чтобы организовать делегацию на совет, где он сыграл ведущую роль в создании Союза Церквей, для за что получил свою кардинальскую шляпу. До возвращения в Москву он провел почти год пытались реализовать союз в регионах, где преобладали литовцы. Такая деятельность вызывала подозрения у русских иерархов, которые понимали, что Союз Церквей вполне мог бы работать до старости литовцев в их попытках расширить свой контроль над русскими землями. Русская Церковь объединилась вокруг Ионы, еще епископа Рязанского, который был фактически возглавлял его, пока Исидор отсутствовал на совете. Провозглашение последним Союза Церквей в Успенском соборе св. Москва объединила против него оппозицию. Возникли сомнения относительно правдивость рассказа о том, что великий князь Василий II заключил его в Чудов монастырь ожидать суда как еретика. Но трудно увидеть Исидора уступая оппозиции внутри Русской Церкви, если она не имела активного поддержке великого князя. Достоверно то, что последний не чинил препятствий на пути к его возвращению в Рим. 5

Великий князь надеялся, что Иона, его первоначальный кандидат на пост архиепископа Россия, теперь получила бы традиционное благословение патриарха в Константинополе, но письмо его патриарху так и не было отправлено, как только выяснилось что новый патриарх был таким же унионистом, как и Исидор. Эти церковные осложнения способствовали ослаблению политической позиции великого князя. Его двоюродный брат Дмитрий Шемяха захватил Москву в 1446 г. и пленил ее, но благодаря, в том числе, поддержке Русской Церкви во главе с Иона ситуация быстро изменилась, и к власти вернулся Василий II. Один одним из его первых действий было избрание Ионы еще раз архиепископом России. Оставался вопрос об одобрении Византии. Василий II решил

для обращения к византийскому императору Константину XI Палеологу. Он имел составлено письмо, в котором он объявил о назначении Ионы архиепископом России и объяснил, что это было сделано не из высокомерия, а по необходимости. Случилось так, что письмо так и не было отправлено по причинам, может быть только догадкой, но он содержит указатель. Великий князь считал, что надлежащее уведомление о назначении должно было быть отправлено патриарха, но «он не знал, есть ли патриарх или нет» в Константинополе. 6 Такая неопределенность отражает состояние сомнения и недоверия что характеризовало отношение русских к Византии накануне падения Константинополя. Союз с Римом подорвал доверие России. в византийском императоре как гаранте православия, роль которого в Русский контекст, Русская Церковь все больше обращалась к великому князю Москвы для выступления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *