Церковная реформа патриарха Никона: причины, начало, суть
Большое влияние на духовность русского народа и российской истории оказала церковная реформа патриарха Никона. По сегодняшний день этот вопрос открыт. Историческая литература не полностью раскрыла причины раскола и присутствие старообрядчества в православной церкви на Руси.
Церковные реформы нашли не только сторонников, но и противников. Каждый из них приводит обоснованные доводы своей правоты и имеет свою интерпретацию событий. Странники придерживаются мнения, что реформа привела к исчезновению церковных различий между русской и византийской православными церквями, была устранена путаница в обрядах и книгах. Они так же утверждают о неизбежности реформы, которую провел любой патриарх того времени. Противники считают, что православия на Руси пошло собственным путем развития, и сомневаются в правдивости церковных книг и обрядов православной церкви в Византии, которые были образцом для Никона. Они считают, что греческой церкви стоило быть преемницей русской. Никон для многих стал разрушителем русского православия, которая была в то время на стадии подъема.
Конечно защитников Никона больше, включая современную православную церковь. Большинство исторических книг написано именно ими. Что бы прояснить ситуацию, следует выяснить причины церковной реформы патриарха Никона, познакомиться с личностью реформатора, узнать обстоятельства раскола русской православной церкви.
Причины церковной реформы патриарха Никона
В конце XVII века в мире утвердилось мнение, что только Русская Православная церковь оказалась духовной наследницей православия. До XV век Русь была преемницей Византии. Но позже на нее стали часто нападать турки, а экономика страны ухудшалась. Греческий император обратился к Папе Римскому за содействие в объединении двух церквей со значительными уступками Папе Римскому. В 1439 году состоялось подписание Флорентийской унии, в котором участвовал Московский митрополит Исидор. В Москве сочли это за измену православной церкви. Образование Османской империи на месте Византийского государство было расценено как кара божья за измену.
В России происходило укрепление самодержавия, монархия стремилась к подчинению себе церковной власти. Издавна церковь имела большое влияние на жизнь людей: она помогла избавиться от монголо-татарского ига, объединила русские земли в единое государство, была ведущей в борьбе со Смутой, утвердила Романовых на престол. Однако русское православие всегда было подчинено государственной власти в отличие от римско-католической. Русь была крещена князем, а не духовным лицом. Так приоритет властей был предусмотрен с самого начала.
Православные соборы оставляли имеющие земли, но в будущем могли присоединять другие только с одобрения царя. В 1580 году ввели запрет на приобретение любым способом церковью земель.
Русская церковь развилась до патриаршества, которое способствовало дальнейшему расцвету. Москву стали называть Третьим Римом.
К середине XVII века изменения в обществе и государстве требовали укрепления церковной власти, объединению с другими православными церквями балканских народов и Украины и масштабного реформирования.
Поводом реформирования стали церковные книги для богослужения. На лицо были видны различия в практических вопросах между русской и византийской церквями. С XV века велись споры о «посолонном хождении» и «аллилуйе». В XVI веке обсуждались значительные расхождения в переведенных церковных книгах: мало кто из переводчиков хорошо владел обоими языками, монахи-переписчики были малограмотными и во время переписывания книг допускали много ошибок.
В 1645 году в Восточные земли был отправлен Арсений Суханов для переписи чинов греческой церкви и осмотре святых мест.
Смута стала угрозой для самодержавия. Стал вопрос в объединении Украины и России. Но различия в религии были препятствием для этого. Отношения между церковной и царской властью начали накаляться и требовали значительных реформ в религиозной области. Нужно было наладить отношения с церковной властью. Царь Алексей Михайлович нуждался в стороннике реформирования русской церкви, который сможет возглавить их. Приближения русской церкви к византийской было под силу только самостоятельной и сильной патриаршей власти, обладающей политическим авторитетом и способной организовать централизованное управление церковью.
Начало церковной реформы патриарха Никона
Реформа по изменениям церковных обрядов и книг готовилась, но обсуждалась она не у патриарха, а в окружении царя. Противником церковной реформы был протопоп Аввакум Петров, а сторонником – архимандритНикон, будущий реформатор. Так же в обсуждении участвовали протопоп Кремля Стефан Вонифатьев, царь Алексей, постельничий Ф.М. Ртищев с сестрой, дьякон Фелор Иванов, священники Даниил Лазарь, Иван Неронов, Логгин и др.
Присутствующие стремились к исключению чиновных нарушений, многогласия, разночтений; повышению учительских элементов (проповеди, поучений обучающая религиозная литература), нравственного уровня духовных лиц. Многие верили, что постепенно корыстные пастыри будут сменены исправленным духовенством. Все это должно происходить при уверенной поддержке царя.
В 1648 году Никона назначили Псковским и Новгородским митрополитом, многих приверженцев благочестия были переведены в крупные города и назначены на посты протопопов. Однако они не нашли своих последователей в приходском духовенстве. Принудительные меры для повышения благочестия прихожан и священников привели к возмущению среди населения.
В период с 1645 по 1652 год Печатный двор Москвы издал множество церковной литературы, в том числе книги для чтения на религиозные темы.
Провинциальные ревнители благочестия считали, что отличия между русской и византийской церковью появились вследствие потери греками истинной веры из-за присутствия в Византии туркав и сближению с римской церковью. Аналогичная ситуация была и с украинской церковью после реформ Петра Могилы.
Приближенные царя имели противоположное мнение. По политическим соображениям они придерживались отказа от оценки греческой церкви, которая отошла от истинной веры. Эта группа призывала устранить различия в системе богословия и церковных обрядах, взяв за образец греческую церковь. Этого мнения придерживалось меньшинство светской власти и духовенства, но которое оказывала большое влияние на жизнь народа. Не дождавшись унификации, царь со столичными ревнителями благочестия начали самостоятельно закладывать фундамент для будущей реформы. Начало реформы Никона началась с приезда киевских ученых-монахов с отличным знанием греческого языка для введения исправления церковных книг.
Недовольный патриарх Иосиф на церковном собрании решил положить конец вмешательству. Он отверг «единогласия», объяснив тем, что прихожане не могут выстоять столь продолжительную службу и получить «духовную пищу». Царь Алексей остался недоволен решением собора, однако отменить его не мог. Он передал решение вопроса константинопольскому патриарху. Через 2 года был собран новый собор, который отменил решение предыдущего. Патриарх оказался недоволен вмешательством царской власти в церковные дела. Царь нуждался в опоре для разделения власти.
Никон происходил из крестьянской семьи. Природа наделила его хорошей памятью и умом, а сельский священник обучил грамоте. В
20 лет он уже был священником. Своей монолитностью и уверенностью Никон понравился царю. Молодой царь чувствовал себя уверенным рядом с ним. Сам же Никон открыто эксплуатировал мнительного царя.
Новый архимандрит Никон стал активно участвовать в церковных делах. В 1648 году он становиться митрополитом в Новгороде и проявляет свое владычество и энергию. Позже царь помог стать Никону патриархом. Тут проявились его нетерпимость, жесткость и резкость. Непомерное честолюбие развилась со стремительной церковной карьерой.
В далеких планах нового патриарха было избавление церковной власти от царской. Он стремился к равноправному управлению Россией вместе с царем. Реализация планов началась в 1652 году. Он потребовал переноса мощей Филиппа в Москву и «молебную» царскую грамоту для Алексея. Теперь царь замаливал грехи своего предка Ивана Грозного. Никон значительно поднял авторитет патриарха России.
Светская власть соглашалась с Никоном, что бы провести церковные реформы и решить острые внешнеполитические вопросы. Царь перестал вмешиваться в дела патриарха, допустил его к решению важных внешних и внутренних политических вопросов. Образовался тесный союз царя и церкви.
Никон устранил прежние вмешательства в дела церкви своих коллег и даже перестал с ними общаться. Энергичность и решительность Никона определили характер будущей церковной реформы.
Суть церковных реформ патриарха Никона
В первую очередь Никон занялся исправление книг. После своего избрания он организовал систематичное исправление не только ошибок, но и обрядов. Основывался он на древних греческих списках и консультаций с Востоком. Изменение обрядов многие восприняли как непростительное посягательство на веру.
В церковных книгах было множество опечаток и описок, небольших разногласий в одинаковых молитвах.
Основные отличие русской церкви то греческой были:
• осуществление проскомидии на 5 просфорах вместо 7;
• сугубая аллилуйя заменила трегубую;
• хождение было по солнцу, а не против него;
• не было отпуска из царских врат;
• для крещения использовали два перста, а не три.
Не везде реформы принимались народом, но возглавить протест пока никто не решался.
Церковная реформа патриарха Никона была необходима. Но ее стоило проводить постепенно, что бы народ смог принять и привыкнуть ко всем изменениям.
Добавить комментарий
Реформы патриарха Никона. Раскольническое движение (старообрядчество)
Усиливающееся самодержавие столкнулось с притязаниями церкви на приоритет духовной власти перед светской. Русская православная церковь и прежде находилась в зависимости от государства. Однако становление абсолютизма требовало дальнейшего подчинения ему церкви.
В 40-х гг. вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева сложился кружок «ревнителей древнего благочестия«. Он дал толчок к проведению в годы Алексея Михайловича церковной реформы. Началось исправление богослужебных книг и унификация церковных обрядов. Однако, когда речь зашла о выборе образцов, произошел раскол в среде духовенства. Одни отдавали предпочтение древнерусским книгам, другие — греческим.
Во главе последних стоял патриарх с 1652 г. Никон, чью активную реформаторскую деятельность одобрили церковный Собор и царь. Государство было заинтересовано в такой реформе — ограничивалось могущество церкви, а объединение православных церквей облегчало бы воссоединение Украины с Россией под главенством последней. Церковь Украины была тесно связана с греческой обрядностью. Русская же церковь от греческой сильно отличалась именно ритуалом, а также богослужебными книгами, содержавшими много описок, внесенных туда переписчиками.
В ходе проведения церковной реформы, по указанию патриарха Никона, началось исправление богослужебных книг по греческим подлинникам, устанавливался единый для всех православных церквей культ богослужения, вводилось крестное знамение тремя перстами (двуперстие было предано проклятию), для богослужения допускались иконы только греческого письма. Протопопы Аввакум и Даниил, будущие духовные отцы раскола, возглавили духовную оппозицию Никону. Церковный Собор 1655 г. положил начало борьбы со староверами. Никон прибег к репрессиям, отправляя противников реформ в ссылку. С другой стороны у него складывались напряженные отношения с царем. Осуществляя реформу, он преследовал далеко идущие цели — создать сильную церковную власть, независимую от светской. Если реформа церкви, проводимая патриархом, отвечала интересам самодержавия, то его теократизм явно противоречил интересам России, как абсолютной монархии. Церковный Собор 1666 г. единодушно осудил Никона и лишил его высокого духовного сана.
Во главе церковной реформы стал сам царь. Русское общество раскололось на сторонников и противников реформы. Во главе последних — старообрядцев, встал протопоп Аввакум. Став непримиримым противником церковной реформы, Аввакум был сослан с семьей в Даурию. В 1664 г. после падения авторитета Никона, раскольник был возвращен в Москву (его ошибочно считали только личным противником низложенного патриарха). Однако в Москве, не разбираясь в политических интригах при дворе, Аввакум расходится не только с церковным, но и с правительственным лагерем. Насильственные действия церковных и царских властей против раскольников он отождествляет с «мучительством» древних язычников над первыми христианами и требует отказаться от реформ. Скоро Аввакум снова был сослан в Мезень, а потом отправлен в Пустозерск. Отсюда 1 мая 1666 г. он был вызван на Собор в Москву, а 13 мая расстрижен и проклят. В 1667 г. окончательно сосланный в Пустозерск, Аввакум из ссылки 14 лет продолжал рассылать свои грамоты о «старой вере». В 1682 г. идейный вдохновитель старообрядчества Аввакум был сожжен.
С падением Никона раскольники связывали отмену его церковной реформы. Но этого не произошло. Собор, осудивший Никона, официально признал, что реформа Никона есть не его личное дело, а дело царя, государства и церкви.
Такое решение Собора повысило активность раскольников. Они теперь уже не просто выступали представителями религиозной оппозиции, а стали открытыми врагами царского правительства. Поэтому «царь в свою очередь обнажил меч» и издал в 1666-1667 гг. несколько указов, направленных на усиление репрессий в отношении раскольников. С этого момента начинается открытая кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры.
С годами раскол приобрел характер антиправительственного движения, в его ряды вливались широкие народные массы. Этому в значительной степени способствовали бесправное положение простого народа, усиление крепостничества в деревне, рост феодального гнета. Люди массами уходили в леса, покидая деревни и посады, создавая в глуши раскольнические общины (скиты). Зародившийся на почве религиозного разномыслия, раскол превратился в одну из форм социального протеста народных масс. Несмотря на гонения, движение старообрядчества продолжало укрепляться и в XVIII в.
Значение реформ выразилось в ослаблении церкви, в ее расколе на господствующую и старообрядческую, в превращение церкви в часть государственного аппарата. Это было еще одним шагом в эволюции русского самодержавия, эволюции от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Однако в XVII в. абсолютизм только формировался. Его становление произошло в следующем, XVIII в.
Конспект по истории России
Русская православная церковь и последствия никонианских и петровских реформ
Русская православная церковь и последствия никонианских и петровских реформ — Американский консерваторПолитика Иностранные дела Культура Мы нанимаем Логин
Пожертвовать Становиться участником Подписаться
Русская православная церковь и последствия никонианских и петровских реформ
Отсутствует описание Николасом Майерсом истории Русской православной церкви: роль православной церкви в Российской империи значительно отличалась от роли любой западной христианской конфессии после 1648 г. Царская власть над ними производилась от царской власти над Церковью. В 1650-х годах патриарх Никон стремился […]
Отсутствует отчет Николаса Майерса об истории Русской Православной Церкви:
Роль православной церкви в Российской империи значительно отличалась от роли любой западной христианской конфессии после 1648 года. Власть царя над ними была производной от власти царя над церковью.
В 1650-х годах патриарх Никон стремился реформировать русские православные службы и ритуалы, сделав их более соответствующими историческим византийским церемониям в соответствии с претензиями Москвы на роль «Третьего Рима». А в начале 1700-х годов Петр Великий еще больше укрепил контроль над Русской Православной Церковью, заменив Московского Патриарха Священным Синодом, советом епископов под надзором государственного служащего. Церковь фактически стала государственным министерством под личной властью царя.
Я согласен с Майерсом в том, что политика Петра оказалась очень вредной для жизни церкви в России. Неудачная история Русской Православной Церкви после петровских реформ является одним из лучших примеров искажений, внесенных в отношения между церковью и государством в православном мире сознательным принятием современных западных моделей. Такое же обращение с Православной Церковью в недавно обретшей независимость Греции соответствовало модели превращения церкви в государственный департамент, что представляло собой подражание широко распространенной модели в Европе, особенно в протестантских государствах. Подчинение государственных церквей их князьям было нормой после 1648 года в Европе, а не исключением.
Никонианские реформы как усилили, так и ослабили царскую власть в России. Поскольку царь Алексей изначально был союзником патриарха Никона и поддерживал его реформы, проведение реформ увеличило власть царя и укрепило связи между правителем и церковью. Однако из-за негативной реакции населения на реформы это также оттолкнуло большую часть населения как от церкви, так и от государства.
Реклама
Об авторе
Дэниел Ларисон
Дэниел Ларисон — бывший старший редактор в TAC , где он также ведет собственный блог. Он был опубликован в New York Times Book Review , Dallas Morning News , World Politics Review , Politico Magazine , Православная жизнь , Front Porch Republic, The American Scene и Culture11, и был обозреватель Неделя . Он имеет докторскую степень по истории Чикагского университета и проживает в Ланкастере, штат Пенсильвания. Следите за ним в Твиттере.
Статьи Даниэля trending_flat
Комментарии
Станьте членом сегодня, чтобы увеличить свою долю в консервативном движении.
Присоединяйтесь!
Присоединиться здесь
Больше похоже на это
Уклонение от платы за проезд по-прежнему плохо
Хелен Эндрюс 8 февраля 2023 г.
Легче остановить рост беспорядков до того, как они достигнут критического уровня.
Не хватает чего-то святого
Мика Медоукрофт 8 февраля 2023
Возможно, мы не так уж и отличаемся от Талибана.
Неомеркантилистский разум
Натан Хитчен 8 февраля 2023 г.
Неомеркантилисты должны быть на полке у каждого скептика глобализации.
Американский институт идей — это некоммерческая беспартийная организация 501(c)(3), базирующаяся в Вашингтоне, округ Колумбия.
© 2022 The American Conservative, публикация Американского института идей.
- Рекомендации по рекламе
- политика конфиденциальности
Реклама
— Каталог (в наличии) — Главная — Контакт — Профиль MySpace P&C Декабрь 1998 г. — Face Music / Albi — последнее обновление 03-2016 |
— Церковная реформа В 1667 году консервативные верующие, отвергшие церковные реформы, были объявлены Русской Православной Церковью еретиками. Гонимых старообрядцев свозили в район донских казаков, где они устраивали убежища в 70-х и 80-х годах, особенно на реке Медведице. Вскоре большая часть казачества была захвачена пропагандистской кампанией консерваторов. Возникли планы восстания в пользу старой веры; завязались связи с яицкими казаками на Урале. С помощью отрядов из Москвы, отправленных на Дон в 1688 г., атаман Фрол Минаев положил конец этим планам. Консервативные казаки были изгнаны. Многие из них были сосланы в Сибирь. Часть из них пыталась переселиться на суверенную территорию Речи Посполитой (Белоруссия, Центральная Украина и Карпаты). Другая часть их двинулась на территорию Крыма под покровительством татарского хана или на территорию Кубани; в пути, однако, их измотали южнокавказские черкесы; другие нашли убежище на Тереке (Северный Кавказ). Вследствие этих беспорядков казаки лишились права голоса за местного священнослужителя. Религиозная жизнь в их силовых общинах находилась под властью уже не патриарха, а епископа. Церковные реформы, начатые царем Петром, могут быть продолжены при Алексее I Тихом (1645-1676). Патриарх Никон (1605-1681) пытался очистить литургию от проникших противоречий и реинтегрировать обряды Византийской Церкви, что встретило сильное сопротивление со стороны старообрядцев, «раскольников». Таким образом, задачи, которые стояли перед Петром I, были выбраны не произвольно, а скорее исходя из истории и предопределены в ее развитии с момента освобождения русских от татарского гнета и с момента их появления в Европе как сверхдержавы. Однако необычно было то, как чрезвычайно последовательно и безоговорочно преследовал свои цели Петр I Великий. — Переворот в России при царе Петре I ВеликомВосторженные европейские друзья из Немезкой Слободы, района в Москве, очень скоро, правда, когда ему было всего двадцать лет, дали царю Петру I эпитет «Великий». Когда они с таким воодушевлением возвели его на пьедестал, то отчасти потому, что были исключены из русского общества как еретики и считали того, кто поддерживал с ними свободное и частое общение, своим ближним; другая причина заключалась в том, что они восхищались жаждой знаний, с которой царь пытался проникнуть в европейскую культуру, науку и технику. Его восхваляли поклонники, но, с другой стороны, резко осуждали его враги, представители старой, греко-православной Руси. Они видели в нем антихриста, отменившего священные традиции церкви, высмеивавшего уважение к духовенству, расчищавшего дорогу пагубному влиянию западных идей и предпочитавшего мирские начинания религии. Также и будущие поколения разделились на две стороны в отношении оценки Петра Великого: одни видят в нем первоначального творца русской культуры, другие возлагают на него ответственность за ее разрушение. Петр, тем не менее, определенно несет ответственность за то, что под его властью Россия действительно претерпела значительные изменения. Его победы были бы невозможны без полной реорганизации армии и управления по европейским образцам. Петр проталкивал свои реформы с величайшей беспощадностью и деспотизмом, насколько это было возможно, так что люди, измученные при его царствовании войнами, их приготовлениями и насильственными депортациями, стали довольно недовольны. Особенно бедные классы ворчали на возродителя, который хотел безжалостно изменить их образ жизни. Борьба со старым русским традиционным костюмом, кафтаном и бородой, введенным Петром в 1700 году, представляла собой лишь символ жесткого вмешательства в повседневную жизнь России. Длинные рукава и непрактичный покрой кафтана требовали медленного и неподвижного поведения, когда Петр сразу после своего визита в Западную Европу попытался отменить традиционный костюм, он намеревался превратить своих подданных в трудящееся население в смысле нации. Ожесточенная битва, которую его враги вели за традиционный способ одеваться, вовсе не была напрасной: повсюду в культурной истории задокументировано, что искоренение местных костюмов в конечном итоге приводит к исчезновению традиционного образа мышления и местного менталитета. Это свидетельствует об отсутствии исторического понимания, когда Петр высмеивал представителей кафтана и бороды. Старинные русские костюмы являлись для них действенным символом православия. |