Википедия сергий радонежский: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

дарящий помощь, творящий чудеса. О чем просить святого? / На тему дня / Журнал Calend.ru

7 октября 1337 года молодой богомолец Варфоломей пострижен в монахи с именем Сергий

7 октября

Про ушедших в мир иной говорят, что их больше нет рядом с нами. Однако для Бога все живы. Об этом нам постоянно напоминают святые, заботясь о нас и даруя нам чудеса. Святой Сергий Радонежский, чье пострижение в монахи мы вспоминаем 7 октября, большинство своих чудес даровал людям после собственной смерти. Он всегда приходит на помощь тем, кто в ней нуждается.

Семья Сергия. Памятник родителям в Сергиевом Посаде. Фото: ru.wikipedia.org

Интересные факты о святом

С именем Сергия Радонежского связано много интересных фактов.

  • С самого появления на свет младенец Варфоломей (так звали в миру Сергия Радонежского) стремился к постничеству. Он отказывался от материнского молока в постные дни (среду и пятницу) и в те дни, когда его мать ела мясные блюда.
  • У Сергия было два брата. Старшего звали Стефан, младшего – Петр. Стефан тоже был монахом. О младшем брате почти ничего неизвестно.

На том месте, где родился Сергий, построен Троице-Сергиев Варницкий монастырь. Фото: ru.wikipedia.org

  • Мать и отец святого (Кирилл и Мария) на старости лет постриглись в монахи. В 1992 году их канонизировали. Их мощи можно найти в Хотьковском Покровском монастыре.
  • Преподобный был основателем не только Троицкой обители, но и Благовещенской на Киржаче, монастыря Старо-Голутвин возле Коломны, Высоцкой обители (Серпухов), Ростовской Борисоглебской обители, Свято-Георгиевского скита (Клязьма). Учениками святого были основаны еще около 40 монастырей.
  • Учениками Преподобного были многие святые. В их числе можно видеть преподобного Авраамия Галицкого, Савву Сторожевского, Сильвестра Обнорского, Мефодия Пешношского, Иакова Железноборского.
  • В годы антирелигиозной кампании (1919—1920 гг.) мощи святого стали музейным экспонатом (Троице-Сергиевая лавра).

Чудеса, сотворенные святым

М. В. Нестеров. «Видение отроку Варфоломею», 1890 г. Государственная Третьяковская галерея. Фото: ru.wikipedia.org

Сергий Радонежский известен православному люду своими чудесами, которых он сотворил большое множество.

  • Святой еще при жизни помогал приходящим к нему. Он исцелял многие болезни. Как-то к Сергию привезли недавно умершего мальчика. Сергий натер тело ребенка целебными травами и помолился о его выздоровлении. После этого усопший ожил.
  • После того, как святой Сергий умер, обитель его была сожжена и разграблена татарами. Однако Преподобный пришел в сон своего ученика Никона и предупредил его об этом. Так Никону и другим братьям удалось спастись вместе со святынями.
  • Как-то литовский правитель направил свое войско к городу Опочке (рядом с Псковом), чтобы разорить его. Горожане дали неистовый бой врагу. Они даже забрасывали врага массивными ветвями деревьев и камнями. Когда камней в распоряжении защитников Опочки не осталось, надеяться они могли лишь на Спасителя. В это тяжелое время одной из горожанок в сновидении явился святой Сергий. Он сказал, что воеводе и жителям города не стоит унывать о том, что у них больше нет камней и деревьев, ведь много каменных глыб закопано в земле возле городской церкви. Словам женщины местное население во главе с воеводой не поверило. Лишь один нищий прислушался к ней. Он начал копать землю в указанном месте. Там и обнаружился склад камней. Они стали орудием против захватчиков, которое помогло отбить город от вражеского нашествия.
  • Когда Казань еще принадлежала татарам, многие из местных жителей видели, как по городской стене расхаживал преподобный Сергий. Он осенял город крестным знамением и окроплял его святой водой. Горожане пытались понять, что все это значит. Мудрецы же говорили, что это плохой знак, что в скором времени город станет православным и царством завладеет Русь. Так и произошло. Князем Иоанном Васильевичем Казань была покорена и присоединена к российской земле.
  • Жил некий Федор Матвеев поблизости обители святого Сергия. И как-то начались у него проблемы с глазами. Причем болели его глаза так, что спать он не мог много ночей. Повел он мула летом в поле. Там, мучаясь от недуга, упал Матвеев на землю и в мыслях попросил святого исцелить его. Лежа на траве, Федор уснул и услыхал голос, который велел ему идти в монастырь и заказать там молебен чудотворцу Сергию. Затем он услыхал, как его кто-то позвал по имени. Подняв голову, мужчина увидел перед собой инока на белоснежном коне. Инок проскакал мимо и исчез, а сам Матвеев излечился от болезни. Федор понял, что это Бог помог ему по молитвенному прошению святого Сергия. Он пошел в обитель и отслужил там молебен.
  • Чудо случилось и с архимандритом Лавры Алипием, когда тот был реставратором в Доме Божьем. Алипий как раз работал над фреской в Сергиевской (Трапезной) обители. Как-то ночью пришел к нему Преподобный Сергий, велел проснуться и бежать в храм. Алипий вскочил и побежал в храм. Там как раз начинался пожар, воспламенилась ветошь. Благодаря сну возгорание ликвидировали без большого ущерба для обители.

Дарует Сергий Радонежский много чудес и исцелений и в наши дни. О них часто рассказывают люди.

Изображение св. Сергия Радонежского на покрове XV века. Фото: ru.wikipedia.org

О чем просят святого

Сергия Радонежского считают заступником русской земли, покровителем воинов и студентов. Чаще всего его просят:

  • о помощи в тяжелых жизненных ситуациях;
  • об исцелении души и тела;
  • об избавлении от гордыни:
  • помочь развить ум и быть успешными в учебе;
  • о мире во время войны и защите воинов;
  • о помощи в судебных вопросах.

Храм-памятник Сергия Радонежского на Куликовом Поле (1913—1917). Архитектор Алексей Щусев. Фото: ru.wikipedia.org

Сергия Радонежского любят и почитают верующие люди. К нему часто прибегают в молитвах в трудную минуту. Святой дарует свою помощь тем, кто в ней нуждается, дает исцеление от болезней душевых и телесных.

Евгения ДереземляСпециально для Журнала Calend. ru

Сергий Радонежский

Святой Сергий | это… Что такое Святой Сергий?

Се́ргий Ра́донежский (в миру Варфоломе́й; «Радонежский» — топонимическое прозвище; 3 мая 1314 — 25 сентября 1392) — монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра).

Почитается в лике святых как преподобный; почитается величайшим подвижником земли русской; преобразователь монашества в Северной Руси.

Дни памяти по юлианскому календарю: 5 июля (обретение мощей), 25 сентября (преставление).

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Рождение и детство
    • 1.2 Начало монашеской жизни
    • 1.3 Образование Троице-Сергиевого монастыря
    • 1.4 Общественное служение Сергия Радонежского
    • 1.5 Старость и кончина преподобного Сергия
  • 2 Канонизация
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки
  • 5 Литература

Биография

Рождение и детство

В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла и его жены Марии.

В литературе встречается несколько различных дат его появления на свет. Высказывалось мнение, что Сергий появился на свет или в 1313, или в 1318 году. Днём рождения Сергия также называлось или 11 июня, либо 25 августа 1322 года. В сочинениях XIX века фигурировала дата 3 мая 1319 года. Этот разнобой мнений дал основание известному писателю Валентину Распутину с горечью утверждать, что «год рождения отрока Варфоломея потерян». Русская Церковь традиционно считает его днём рождения 3 мая 1314 года[1]. Его отец был служилым человеком ростовских удельных князей.

Святое видение отроку Варфоломею, работа Михаила Нестерова (1890).

В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении, несмотря на то, что помногу занимался с учителем. Несмотря на откровенное недовольство родителей, учителя и насмешки товарищей, Варфоломей, благодаря терпению и труду, смог ознакомиться со Священным Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию.

Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж. После женитьбы старшего сына Стефана постаревшие родители приняли схиму в Хотьково-Покровский монастырь.

Начало монашеской жизни

Дионисий. Икона «Сергий Радонежский в житии», XV век

После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы.

Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь и вскоре сделался там игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха.

Образование Троице-Сергиевого монастыря

Рерих Н. К.»Сергий Строитель» 1940

Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам, подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие).

По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыри общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.

Общественное служение Сергия Радонежского

Памятник Сергию Радонежскому в Сергиевом Посаде

По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя — в 1356, нижегородского — в 1365, рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. По версии жития, отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.

Существует также версия (В. А. Кучкин), согласно которой рассказ Жития Сергия Радонежского о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378 г.) и связан в более поздних текстах («Сказание о Мамаевом побоище») с Куликовской битвой уже впоследствии, как с более масштабным событием[2].

Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем (картина А. Н. Новоскольцева)

Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям.

В 1382 году, когда войско Тохтамыша подступило к Москве, Сергий бросил свой монастырь «и от Тахтамышова нахожения бежа в Тферь»[3] под защиту князя Михаила Александровича Тверского.

После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенскую на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский) и др., а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский.

Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.

[4][5][6]

Старость и кончина преподобного Сергия

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания:

Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…

25 сентября 1392 Сергий скончался, а через 30 лет, 18 июля 1422 были обретены «нетленными» его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет[7]; день 18 июля является одним из дней памяти святого. В 1919 году, во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия, как показало исследование, к этому времени подверглись тлению, сохранились только кости, волосы и фрагменты грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен

[8] . В 1920-1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены церкви.

Наиболее известным источником сведений о нём, равно как и замечательным памятником древнерусской словесности, является легендарное Житие Сергия, написанное в 1417—1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV века значительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом.

Канонизация

Церковь отмечает память Сергия в день кончины 25 сентября (8 октября), а также 5 (18) июля, в день обретения мощей.

Почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формальные правила канонизации святых (до Макарьевских соборов русская церковь не знала обязательной соборной канонизации). Поэтому нет документальных известий о том, когда и как началось его почитание как православного святого и кем оно было установлено. Возможно, что Сергий «сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы».[9]

Максим Грек открыто высказывал прямые сомнения в святости Сергия. Причина сомнений была в том, что Сергий, как и московские святители «держали города, волости, сёла, собирали пошлины и оброки, имели богатства».[10] (Здесь Максим Грек примыкает к нестяжателям.)

Церковный историк Е. Е. Голубинский не даёт однозначных сообщений о начале его почитания, использует мягкие выражения «мы видим» или «мы думаем».

[11] По его мнению, фактом причисления к лику святых служит политический документ — грамота против Дмитрия Шемяки (1449 или 1450 года), в которой предстоятель Русской церкви митрополит Иона называет Сергия преподобным и ставит его рядом с другими чудотворцами и святителями, угрожая лишить Шемяку «милости» московских святых.[11][12]

В ряде светских энциклопедий указано, что Сергий причислен к лику святых в 1452 году.[13][14][15][16]

С одобрения папы римского Сергий Радонежский почитается лишь восточно-католическими церквями.[17]

Светские историки отмечают, что Сергий причислен к святым по политическим мотивам волей великого князя Василия Тёмного. Великий князь включил Сергия в число московских святых не специальным актом, а по частному случаю, в договорной грамоте 1448 года с князем Иваном можайским. С формальной церковной точки зрения эта санкция культа недостаточна.[18][19]

Нестеров М. В.«Труды Сергия Радонежского» (триптих, левая сторона)

Нестеров М. В.«Труды Сергия Радонежского» (триптих, центральная часть)

Нестеров М. В.«Труды Сергия Радонежского» (триптих, правая сторона)

Примечания

Икона Сергия Радонежского работы В. М. Васнецова (1882) для церкви в Абрамцеве

  1. Житие преподобного Сергия Радонежского на сайте Православие.Ru
  2. В. А. Кучкин. Антиклоссицизм // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2002. 2003. № 1 (11). С. 114-115.
  3. Полное собрание русских летописей. СПб., 1853. Т. 6. С. 122.
  4. Житие преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца
  5. Житие Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца
  6. Граф М. В. Толстой Рассказы из истории Русской Церкви
  7. Бернар Маршалье. Вскрытие мощей в первые годы Советской власти
  8. На «вскрытии». Впечатления очевидца
  9. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник. 1894. Т. 3 № 7. С. 85
  10. Иконников, В. С. Максим Грек / В. С. Иконников. Киев, 1915. С. 471-473.
  11. 1 2 Голубинский, Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра / Е. Голубинский. М., 1909. Примечание 73.
  12. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Санкт-Петербург, 1841. Т. 1. № 43.
  13. Сергий Радонежский // История Отечества с древнейших времен до наших дней. — БРЭ.
  14. Кучкин В. А. Сергий Радонежский // Большая Советская Энциклопедия.
  15. Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило Сергий Радонежский // Религия: Энциклопедия. — Книжный Дом, 2007.
  16. Сергий Радонежский // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  17. Тышкевич, С. Почему католики дорожат папством / С. Тышкевич. — New York: Russian Center, Fordham University, 1961.
  18. М. И. Смирнов. Культ Сергия Радонежского (Исторический очерк) // Антирелигиозник. 1940. № 5—6. С. 32—39.
  19. С. Б. Филимонов. Обзор архива М. И. Смирнова // Археографический ежегодник за 1971 г. М., 1972. С. 318—324.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Сергий Радонежский
  • Ключевский В.О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства
  • Жития Сергия Радонежского Наиболее полное собрание текстов о Сергии Радонежском, в том числе рукописные книги.
  • Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Сергиев Посад,1892; 2-е изд.- М.,1909.
  • Преподобный Сергий Радонежский в церковном искусстве.
  • Сайт о Сергии Радонежском Ресурс, посвященный преподобному Сергию Радонежскому

Литература

  • Г-в, А. О значении преподобного Сергия Радонежского в истории русского монашества // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. — 1892. — № 9.
  • Горев, М. Троицкая лавра и Сергий Радонежский. — М.: 1920.
  • Жизнь и труды преподобного Сергия Радонежского // Странник. — 1892. — № 9.
  • Жизнь и чудеса преподобного Сергия Радонежского. — М.: 1897.
  • Костомаров, Н. Бог и его подвижники. — М.: 1930.
  • Преподобный Сергий Радонежский. По поводу 500-летия со времени его блаженной кончины // Христианское чтение. — 1892. — № 9—10.
  • Эйнгорн, В. О. О значении преподобного Сергия Радонежского и основанной им обители в русской истории. — М.: 1899.
  • Аверьянов, К. А. Сергий Радонежский. Личность и эпоха. — М.: 2006.

Житие преподобного отца нашего в лике святых Сергия Радонежского

Домашняя страница Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7
Житие преподобного отца нашего в лике святых Сергия Радонежского
Часть 1 Детство и Эрмитаж


Святой отец наш Сергий родился от знатных, православных, благочестивых родителей. Его отца звали Кирилл, а мать Мария. Они нашли благоволение у Бога; они были почетны в глазах Бога и людей и изобиловали теми добродетелями, которые угодны Богу. У Кирилла было трое сыновей, Стефан, Варфоломей и Петр, которых он воспитывал в строгом благочестии и чистоте.

    Стивен и Петр быстро научились читать и писать, а второй мальчик не так легко научился писать и работал медленно и невнимательно; его учитель учил его с заботой, но мальчик не мог сосредоточиться на учебе, не понимал и не делал того же, что и его товарищи, которые учились вместе с ним. В результате он страдал от многих упреков своих родителей, а еще больше от наказаний своего учителя и насмешек своих товарищей. Мальчик часто молился Богу тайно и со многими слезами: «Господи, дай мне понять это учение. Научи меня, Господи, просвети и наставь меня». Его благоговение перед Богом побудило его молиться о том, чтобы получить знание от Бога, а не от людей.

    Однажды отец отправил его на поиски пропавшего жеребенка. На своем пути он встретил монаха, преподобного старца, странника, священника в виде ангела. Этот незнакомец стоял под дубом, благоговейно молился и обильно проливал слезы. Юноша, увидев его, смиренно поклонился и стал ждать окончания своих молитв.

    Преподобный монах, окончив свои молитвы, взглянул на отрока и, сознавая, что видит избранный сосуд Святого Духа, подозвал его к себе, благословил, поцеловал во имя Христос, и спросил: «Что ты ищешь, или чего ты хочешь, дитя?» Отрок ответил: «Душа моя больше всего желает понимать Священное Писание. Я должен научиться читать и писать, и я очень досадую, что не могу научиться этим вещам. он даст мне понимание книжного обучения?» Преподобный воздел руки и глаза к небу, вздохнул, помолился Богу, потом сказал: «Аминь».

    Достав из ранца как бы сокровище, тремя пальцами, он подал мальчику то, что оказалось просфорой белого пшеничного хлеба, сказав ему: «Возьми это в рот, дитя, и ешь, это дано тебе в знак благодати Божией и для понимания Священных Писаний. Хотя дар кажется небольшим, но вкус его очень сладок».

    Младенец отверз уста свои и ел, вкушая сладость, как от меда, потому и сказал: «Разве не написано: как сладки слова Твои для нёба моего, более меда для уст моих, и весьма дорожит ими душа моя ?» Преподобный ответил и сказал: «Если ты веруешь, дитя, то тебе откроется больше, чем это; и не утруждай себя чтением и письмом; ты найдешь, что с этого дня и впредь Господь будет давать тебе знание сверх того, что есть у тебя». братья и другие твои ровесники».

    Сообщив ему таким образом о божественной милости, монах приготовился продолжить свой путь. Но мальчик бросился лицом к земле к ногам монаха и стал умолять его прийти навестить родителей, говоря: «Мои родители очень любят таких, как ты, отче». Монах, пораженный его верой, проводил его в родительский дом.

    При виде незнакомца Кирилл и Мария вышли ему навстречу и низко поклонились ему. Преподобный благословил их, и они предложили ему пищу, но прежде чем принять какую-либо пищу, преподобный вошел в часовню, взяв с собой мальчика, чье посвящение было ознаменовано еще до рождения, и начал чтение канонических часов, сказав мальчику читать псалмы. Мальчик сказал: «Я не знаю их, отец». Преподобный ответил: «Я сказал тебе, что с сегодняшнего дня Господь даст тебе знание чтения и письма; читай Слово Божие, ни в чем не сомневаясь». После чего, к удивлению всех присутствующих, мальчик, получив благословение монаха, начал читать в превосходном ритме; и с этого часа он мог читать.

    Его родители и братья прославили Бога и, проводив монаха в дом, поставили перед ним еду. Поев и благословив родителей, преподобный очень хотел отправиться в путь. Но родители умоляли: «Преподобный отец, не торопитесь, но оставайтесь, утешайте нас и успокаивайте наши страхи. Наш смиренный сын, которого вы благословляете и хвалите, является для нас предметом удивления. раз он возгласил в церкви во время святой литургии. Оттого мы боимся и сомневаемся в том, что должно быть, и что он должен делать».

    Святой монах, поразмыслив и узнав о том, что должно было быть, воскликнул: «О благословенная пара, о достойная пара, родившая такого ребенка! Что вы боитесь там, где нет места для страха? Скорее радуйтесь и радуйтесь, потому что мальчик будет велик перед Богом и людьми благодаря своей благочестивой жизни». Сказав это, преподобный удалился, произнеся неясное изречение, что их сын будет служить Святой Троице и многих приведет к пониманию божественных заповедей. Они проводили его до дверей своего дома, когда он внезапно стал невидимым. Озадаченные, они задавались вопросом, был ли он ангелом, посланным, чтобы дать мальчику навыки чтения.

    После отъезда монаха стало видно, что мальчик может читать любую книгу, и совсем изменился; он во всем был покорен своим родителям, старался исполнять их желания и никогда не ослушивался. Занимаясь исключительно прославлением Бога и радуясь этому, он усердно посещал храм Божий, ежедневно присутствуя на утрени, на литургии, на вечерне. Он изучал священные писания и во все времена, всячески дисциплинировал свое тело и сохранял себя в чистоте тела и души.

    Кирилл, благочестивый раб Божий, вел жизнь богатого и знатного боярина в Ростовской губернии, но в последние годы обнищал. Он, как и другие, страдал от нашествий татарских полчищ на Русь, от стычек войск, частых поборов дани, от неоднократных неурожаев, в связи с периодом насилия и беспорядка, последовавшим за великой татарской войной.

    Когда Ростовское княжество попало в руки великого князя Ивана Даниловича Московского, бедствие охватило город Ростов, и не в последнюю очередь среди князей и бояр. Они были лишены власти, имущества, почестей и чинов, обладательницей всего которых стала Москва. По приказу великого князя они выехали из Ростова, а из Москвы в Ростов были посланы воеводами (гонцами) некий дворянин Василий Кочев с другим, по имени Минас.

    По прибытии в город Ростов эти два воеводы наложили дань на город и на жителей. Последовали жестокие гонения, и многие из оставшихся жителей Ростова принуждены были отдать свои имения московитам, в обмен на что они получили раны и унижения и ушли ни с чем и действительно нищими. Одним словом, Ростов подвергся всевозможным унижениям, вплоть до повешения вниз головой их воеводы Аверкия, одного из главных бояр Ростова.

    Увидев и услышав все это, ужас распространился среди людей не только в городе Ростове, но и во всей окрестной стране. Кирилл, благочестивый слуга Божий, избежал дальнейших несчастий, сбежав из родного города. Он собрал весь свой двор и семью и вместе с ними переселился из Ростова в Радонеж, где поселился возле церкви Рождества Христова, стоящей до сих пор.

    Два сына Кирилла, Стефан и Петр, женились, а второй сын его, Варфоломей, не помышлял о браке, желая стать монахом. Он часто выражал это желание своему отцу, но его родители сказали ему: «Сын мой, подожди немного и потерпи нас; мы старые, бедные и больные, и нам некому присматривать за нами, ибо оба твоих брата в браке.» Чудесный юноша с радостью обещал заботиться о них до конца дней и впредь хлопотал о благополучии своих родителей, пока они не вступили в монашескую жизнь и не ушли один в монастырь, а другой в женский монастырь. Они прожили всего несколько лет и отошли к Богу. Блаженный Варфоломей положил своих родителей в могилы, оплакивал их сорок дней, после чего вернулся в свой дом.

    Назвав младшего брата Петром, он передал ему свою долю отцовского наследства, ничего не оставив себе. Умерла и жена его старшего брата Стефана, оставив двух сыновей, Климента и Ивана. Вскоре Стефан отрекся от мира и стал монахом в монастыре Пресвятой Богородицы в Хотькове. Пришел к нему блаженный Варфоломей и просил его сопровождать его в поисках какого-нибудь пустынного места. Стефан согласился, и они вместе со святым исследовали многие части леса, пока наконец не пришли на пустырь посреди леса, у ручья. Осмотрев место, они послушались голоса Божия и остались довольны.

    Помолившись, они принялись рубить дрова и носить их. Сначала построили хижину, а потом построили небольшую часовню. Когда часовня была закончена и пришло время освятить ее, блаженный Варфоломей сказал Стефану: «Ныне же, господин мой и старший брат по рождению и по крови, скажи мне, в честь чьего праздника будет эта часовня и в честь кого святому мы посвятим его?» Стефан ответил: «Зачем ты спрашиваешь меня и для чего искушаешь меня? Ты был избран Богом, когда был еще во чреве матери твоей, и Он дал о тебе знамение еще до твоего рождения, что младенец будет ученик Пресвятой Троицы, и не он один имел бы благочестивую веру, ибо многих других повел бы и научил верить в Святую Троицу. » Благодатный юноша глубоко вздохнул и сказал: «По правде говоря, мой господин и брат, я спросил вас, потому что я чувствовал, что должен, хотя я хотел и думал так же, как и вы, и желал всей моей душой воздвигнуть и посвятить этот придел во имя Пресвятой Троицы, но из смирения вопрошал тебя». И он тотчас же отправился за благословением правящего прелата на его освящение.

    Из города приехал священник, посланный Феогностом, митрополитом Киевским и всея Руси, и часовня была освящена и посвящена Пресвятой Троице в царствование великого князя Семена Ивановича, верим, в начале его царствования . Когда часовня была построена и освящена, Стефан недолго оставался в пустыне со своим братом. Вскоре он понял все труды в этом пустынном месте, лишения, всепроникающую нужду и нужду, и что нет средств утолить голод и жажду, как и никакой другой необходимости.

    Пока еще никто не приходил к святому и ничего ему не приносил, ибо в это время нигде кругом не было ни деревни, ни дома, ни людей; не было ни дороги, ни тропы, но повсюду со всех сторон были леса и пустоши. Стефан, увидев это, смутился и решил покинуть пустыню, а вместе с ней и своего брата, святого пустынника и пустынника. Оттуда пошел он в Москву и, достигнув сего города, поселился в Богоявленском монастыре, нашел келлию и вселился в нее, упражняясь в добродетели. Каторжный труд был ему в радость, и он проводил время в подвижнических практиках в своей келье, дисциплинируя себя постом и молитвой, воздерживаясь от всякого снисхождения, даже от питья кваса.

Следующий

Св. Сергия
Родители, Св.
Кирилл и Мария
Икона преподобного Сергия
Преподобный Сергий был воспитан в Ростовской области. Благочестивая жизнь ростовских монашествующих вдохновила его на богоискание через монашеское поместье. Ниже приведены некоторые из монастырей в Ростове и его окрестностях.

Ростовский монастырь
Иоанно-
Предтеченский
Ростов Великий
Монастырь
Ростовский монастырь
с озера
Святой монах
Св. Блажен.
Семья Сергия
Заброшенная церковь
в Ростове
Другой вид
Св. Иоанна
Крестительский
Собор
Преставление
родителей преподобного Сергия
Брат преподобного Сергия Стефан также стал монахом. Сначала он пошел в Богородицкий монастырь в Хотькове, потом приобщился к преподобному Сергию. Вот несколько фотографий монастыря в Харькове в его нынешнем виде.
Хотьков монастырь
Хотьков монастырь
Хотьков монастырь

Architectural Ensemble of the Trinity Sergius Lavra in Sergiev Posad

Outstanding Universal Value

Brief synthesis

The Trinity Lavra of St. Sergius is a world famous spiritual centre of the Russian Orthodox Church and популярное место паломничества и туризма. Находясь в городе Сергиев Посад примерно в 70 км к северо-востоку от Москвы, он является важнейшим действующим русским монастырем и резиденцией Патриарха. Этот религиозный и военный комплекс представляет собой воплощение роста русской архитектуры и содержит некоторые из лучших выражений этой архитектуры. Он оказал глубокое влияние на архитектуру в России и других частях Восточной Европы.

Объект серийный, в том числе постройки за пределами основного монастырского комплекса.

Троице-Сергиева Лавра, «жемчужина» русского церковного зодчества, была основана в первой половине XIV века (1337 г.) монахом Сергием Радонежским, великим игуменом России и одним из самых почитаемых православных святых. Сергий добился большого авторитета как духовный наставник Дмитрия Донского, великого князя Московского, получившего благословение на Куликовскую битву 1380 года. Монастырь начинался как небольшая деревянная церковь на Маковецком холме, а затем с течением времени развивался и укреплялся. .

На протяжении веков был создан уникальный ансамбль из более чем 50 зданий и сооружений разной давности. Весь комплекс возведен по архитектурному замыслу главного храма — Троицкого собора (1422 г.), в котором покоятся мощи преподобного Сергия.

В 1476 году псковские мастера построили восточнее собора каменную звонницу, посвященную Сошествию Святого Духа на апостолов. Церковь сочетает в себе уникальные черты раннемосковской и псковской архитектуры. Примечательной особенностью этой церкви является колокольня под ее куполом без внутренней связи между звонницей и самим собором.

Успенский собор, повторяющий Успенский собор Московского Кремля, возведен между 1559 и 1585 годами. Фрески Успенского собора написаны в 1684 году. У северо-западного угла собора, на площадке западного крыльца в 1780 г. устроена усыпальница с погребением царя Бориса Годунова и его семьи.

В 16 веке монастырь был окружен оборонительными стенами высотой 6 м и толщиной 3,5 м, хорошо зарекомендовавшими себя во время 16-месячной осады польско-литовскими захватчиками в Смутное время. Позже они были усилены и расширены.

После Великого переворота 17 века началась масштабная строительная программа. В это время в северо-западной части монастыря возводятся новые постройки, в том числе лазареты, увенчанные шатровой церковью во имя преподобных Зосимы и Саватия Соловецких (1635-1637). Таких церквей до сих пор сохранилось немного, поэтому этот шатровый храм с уникальной черепичной крышей является важным вкладом в Лавру.

В конце 17 века к монастырю пристроили ряд новых зданий в стиле нарышкинского (московского) барокко.

После разрушительного пожара 1746 года, когда большая часть деревянных зданий и сооружений была уничтожена, была начата масштабная кампания реконструкции, в ходе которой внешний вид многих зданий был изменен на более монументальный стиль. В это время была построена одна из самых высоких звонниц России (высотой 88 метров).

В конце 18 века, когда многие церковные земли были секуляризированы, хаотичная планировка поселений и предместий вокруг монастыря сменилась регулярной планировкой улиц и кварталов. Город Сергиев Посад был окружен традиционными валами и стенами. В окрестностях монастыря был возведен ряд принадлежащих ему построек: конюшенный двор, гостиницы, богадельня, богадельня, а также гостевой и купеческий дома. Основные магистрали, ведущие к монастырю, были спрямлены и обозначены въездными площадями, а общая городская застройка ориентировалась на центральное место — ансамбль Троице-Сергиевой Лавры.

Приходские храмы, расположенные на территории Сергиева Посада, первоначально деревянные, а затем перестроенные в камне, образовали кольцо куполов, перекликающихся с лаврскими. Будучи меньшими по размеру и находящимися обособленно от других построек, они лишь еще больше подчеркивают главенство Лавры.

Таким образом, Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры включает в себя как здания и сооружения внутри стены, так и комплекс построек около монастыря. Он представляет собой ключевой элемент градостроительства Сергиева Посада.

Критерий (ii) : Комплекс Троице-Сергиевой Лавры представляет собой слияние традиционной русской архитектуры с западноевропейской, создавая восточноевропейскую традицию, оказавшую сильное влияние на архитектурное развитие на большой территории Восточной Европы. Европа.

Критерий (iv) : Лавра является выдающимся и замечательно завершенным образцом действующего православного монастырского комплекса с военной функцией, характерной для периода его роста и расширения с 15 по 18 века. .

Целостность

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры обладает всеми составляющими, представляющими его Выдающуюся Вселенскую Ценность. В частности, хорошо сохранились исторические границы собственности, а также архитектура исторических зданий. Сохранность ансамбля обеспечивается за счет создания Государственного музея-заповедника с начала 20 века.

Наряду с утверждением границ охранной зоны целостность ансамбля обеспечивается законодательно закрепленными и зарегистрированными границами земель, занятых зданиями и архитектурными сооружениями ансамбля.

К факторам, негативно влияющим на объект, относятся строительство памятников и другие формы застройки в буферной зоне, что отрицательно сказывается на историческом облике Лавры, а также увеличение числа туристических и паломнических групп.

Подлинность

Сложная история Троице-Сергиевой Лавры с момента ее основания привела к многочисленным изменениям и перестройкам на протяжении столетий в результате войн, пожаров, поддержки и спонсорства со стороны императора. Таким образом, ни одно здание не может считаться находящимся в своем первоначальном состоянии. Однако важность монастыря как символа русской духовной культурной самобытности привела к тому, что на его сохранение и восстановление было затрачено много времени и ресурсов. Таким образом, как ансамбль, который развивался с течением времени, он обладает собственной подлинностью.

Реставрационные работы 1920-х гг. были направлены на достижение определенного «стилевого единства», возвращение зданиям их облика XVIII века и ранее. Этот подход отличается от современных методов сохранения. Однако его необходимо рассматривать в историческом контексте изменений и дополнений, сделанных в XIX веке, и в культурном контексте усилий по укреплению символического значения этого места для русского народа.

Реставрационные работы, проводимые с 1960-х годов под руководством архитектора Балдина, в целом соответствовали Венецианской хартии. Это включало в себя выявление и восстановление скрытых и скрытых элементов (особенно оригинальных сводчатых форм), что усилило целостность архитектурного выражения зданий. Также сохранились более поздние дополнения, сохраняющие особое значение. Реставрационные и консервационные работы, а также мониторинг, проводимый специалистами, обеспечивают дальнейшее сохранение аутентичности ансамбля.

Требования к охране и управлению

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры является объектом культурного наследия федерального значения и регулируется в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (исторических и памятники культуры) народов Российской Федерации». Его государственную охрану и управление осуществляет федеральный орган исполнительной власти — Департамент по контролю, надзору и лицензированию в сфере культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации, на который возложены все методические и контрольные функции по реставрации, использованию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *