Повесть а с пушкин метель: Метель читать онлайн полностью. Автор Александр Пушкин

«А.С. Пушкин «Метель». Герои повести, мотивы их поступков»

Северо-Казахстанская область

район имени Габита Мусрепова

КГУ «Целинная средняя школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок по русской литературе в 6 классе

 

«А.С. Пушкин «Метель». Герои повести, мотивы их поступков»

 

 

УМК любой

 

Используемая литература:

 

1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. – 4-е изд.,

    перераб. – М.: ВАКО, 2014. – 416 с.

 

2. Рыгалова Л.С. и др. Русская словесность: миф и литература. Методическое

    руководство: Для учит. 6 кл. общеобразоват. шк. / Рыгалова Л.С.,

    Берденова Д.А., Туниянц Л.Ф. – 3-е изд., перераб. – Алматы: Атамура,

    2011. – 168 с.

 

 

 

                                                                   Подготовила: учитель русского языка

                                                                                                             и литературы

                                                                                  Максина Галина Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       2014-2015 учебный год

 

Тема урока. А.С. Пушкин «Метель». Герои повести, мотивы их поступков

 

Цель урока: знакомство с идейно-художественным содержанием повести,

                      героями, выявление основный черт характера героев и мотивов

                      их поступков

 

Цель учащихся: знать сюжет и героев повести «Метель», уметь определять

                               мотивы их поступков

 

Задачи:

формировать знания о содержании повести, о её героях и мотивах их

                поступков; раскрыть особенности композиции, языка, образа  

                 рассказчика в «Повестях Белкина»;

                развивать навык чтения, аналитического пересказа повести;

                   развивать читательскую культуру учащихся, словарный запас

                учащихся, умение грамотно владеть устной и письменной речью с

                учётом соблюдения авторской манеры повествования;

                способствовать развитию интереса к пушкинской прозе.                

 

Тип урока: изучение нового материала

 

Методы: словесный, частично-поисковый, наглядный, проблемный

 

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, иллюстрации учащихся к повести,

                            презентация, шесть шляп, музыкальные иллюстрации

                            Г.Свиридова к повести «Метель», фрагмент фильма

                            «Повести И.П.Белкина»(1964г.) 

 

Ход урока

 

I. Вводно-мотивационный.

1. Знакомство с автором. Вступительное слово учителя.

 

    — Кто написал поэму «Руслан и Людмила»?

                            стихотворение «Зимнее утро»?

                            «Сказку о царе Салтане…»?

 

2. Сообщение темы, цели урока. Целеполагание.

    Сегодня мы продолжим изучать творчество А. С. Пушкина. Познакомимся с  его повестью «Метель».

 

     — Что такое повесть?

 

   Повесть — это жанр прозаического произведения, занимает промежуточное место между романом и рассказом.


   Что вы знаете по данной теме?

   — Какие задачи мы сегодня поставим перед собой на уроке?

   1) изучить историю создания повести: цикл произведений «Повести Белкина»; 
   2) раскрыть смысл эпиграфа к повести А.С. Пушкина «Метель»; 
   3) выявить основные черты характера главных героев и мотивы их поступков; 
   4) увидеть отношение автора к героям; 
   5) показать влияние метели на судьбы главных героев. 
  

3. Слово учителя.

    Повесть А.С. Пушкина «Метель» входит в цикл произведений, объединённых названием «Повести Белкина».

    Повести Белкина» — первое законченное прозаическое произведение А.С. Пушкина, созданное в знаменитую Болдинскую осень 1830 года, в очень короткий срок: с 9 сентября по 20 октября.

Александр Сергеевич приехал в Болдино, родовое имение своего отца, осенью 1830 года. Он предполагал пробыть там не более месяца, но из-за холерного карантина поэт был вынужден в течение трех месяцев оставаться в имении своего отца.

    «Повести Белкина» включают в себя 5 произведений: «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель», «Гробовщик».    Пушкин взял на себя роль издателя, авторство же приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. 

4. Демонстрация иллюстраций «Болдинская осень».

 

    — Как вы думаете, почему Пушкин вымышляет какого-то несуществующего Белкина? (придать произведению достоверность)

    — Какую роль выполняет Иван Петрович Белкин? (Дискуссия

5. Работа с эпиграфом к повести «Метель».

    1. — Давайте вспомним, что такое эпиграф?

       Эпиграф — это небольшой текст, предваряющий произведение, в нём может быть сформулирована тема, сжато выражена основная идея или сформулирована проблема.

 
        — Строки из какого произведения были взяты Пушкиным к повести «Метель»?

         В качестве эпиграфа к повести Пушкин взял строки из баллады Василия Андреевича Жуковского «Светлана». 

   2. Чтение эпиграфа наизусть.

  

5. Анализ эпиграфа:

    1. Сколько фрагментов включает в себя эпиграф?

         2 фрагмента, которые относятся к разным героям повести.

    2. Какое слово является главным, ключевым?

        Божий храм.

    3. Выделите ключевые слова – предвестники печальных событий в повести.

 

II. Операционно-познавательный.

1.  Беседа с учащимися: 
     — Рассмотрим повесть с точки зрения композиции.

     — Что называется композицией произведения?

  Композиция — построение художественного произведения.

1. Назовите главных героев повести «Метель».

   Марья Гавриловна – богатая невеста, стройная бледная семнадцатилетняя девица, Владимир Николаевич — бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне.

2. Как родители Марьи Гавриловны относились к молодому человеку?      

    «Запретили дочери о нём и думать, а его принимали хуже, нежели отставного заседателя».
3. Почему родители Марьи Гавриловны были против её встреч с Владимиром Николаевичем? К чему привели эти запреты?

    Мать Марьи Гавриловны не одобрила выбор дочери.

4. Любят ли друг друга Марья Гавриловна и Владимир Николаевич?

    Молодые люди ведут себя так же, как герои далёких от жизни выдуманных французских романов. Их любовь названа «романтической».

5. Как автор относится к Марье Гавриловне? Найдите в тексте ироническое рассуждение героев.

    Пушкин по-доброму иронизирует над героями. Например, фраза «Марья Гавриловна была вос­питана на французских романах и, следовательно, была влюблена» говорит о том, что героиня жила в выдуманном, романтическом мире.

      Пушкин приводит ироническое рассуждение юных героев: «если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует на­шему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее?» «

     Разумеется, что эта счастливая мысль сперва пришла в голову молодому человеку и что она весьма понравилась романтическому воображению Марьи Гавриловны».

 

2. Просмотр фрагмента фильма «…наши любовники были в переписке…. придите в наши объятия».

 

  — Как развивается сюжет повести? Определите её завязку.

    Завязка — решение тайно обвенчаться. Влюблённые готовятся к побегу. 

3. Групповая работа.

    Сравнительная характеристика образов Марьи Гавриловны   и Владимира Николаевича во время побега (метели). Выделить из повести.

I группа:

1. Как чувства испытывает Маша накануне побега? Как это её характеризует?

 

2. Как Маша готовилась к побегу?

 

3. Как изменилась жизнь Маши после побега? Проследите звучание темы судьбы в повести (метель – нетерпеливые кони – стремительный бег в неведомое – божий храм)?

 

II группа:

1. Как готовился Владимир к побегу?

 

2. Как он ведёт себя в неожиданных обстоятельствах?

 

3. Как изменилась жизнь Владимира? Почему он ехал в армию?

 

Таблица «Сравнительная характеристика образов Марьи Гавриловны   и Владимира Николаевича во время побега (метели)»

 

Марья Гавриловна 

Владимир Николаевич

 

1.    «…Через полчаса Маша должна была навсегда оставить родительский дом, свою комнату, тихую девическую жизнь…».

 

2. Маша сошла в сад. «Метель не    

    утихала; ветер дул навстречу».

 

3.   Лошади «не стояли на месте», едва

    же барышня уселась, «лошади  

    понесли».

 

4. «…в ночь Маша занемогла».

 

 

1.   «…для себя велел заложить

    маленькие сани в одну лошадь и

    отправился в Жадрино, куда

через  

    два часа  должна была приехать

    Марья Гавриловна».

2.    «…езды было всего 20 минут», но

    «поднялся ветер и сделалась такая

     метель, что он ничего не взвидел».

3.     Лошадь « ступала наудачу и

     поминутно проваливалась в яму»,    

     потом «начала уставать», потом   

     «чуть ступала».

4. «Какое известие ожидало его!»

 

4. Работа в парах.

    — Найдите  описание метели в тексте. Как она сопровождает героев?

    — Какое эмоциональное состояние испытывали герои, нам подскажет музыка композитора Г.Свиридова «Тройка» (прослушивание музыки – группы готовятся к ответу).

 

I пара – в жизни Маши;
II пара – в жизни Владимира;
III пара – в жизни Бурмина.

 

В жизни Маши: На дворе была метель. Ветер выл, ставни тряслись и стучали все казалось угрозой и печальным предзнаменованием. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу.

 

В жизни Владимира: В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу  

 

В жизни Бурмина: Непонятное беспокойство овладело мною, казалось, кто-то меня так и толкал. Метель не унималась. Я не вытерпел, поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать, буря не утихала. Я увидел огонёк и велел туда ехать.

 

ВЫВОД:

1.   Одна и та же сила в одном случае подхватывает и мчит навстречу желаемому, в другом – мешает, преграждает путь.

2.   Реакция Марьи Гавриловны на случившееся была столь острой, что едва не стоила ей жизни. Владимир Николаевич в письме отказывается от столь желаемого счастья, взывает к смерти, и голос его звучит пророчески.

 

5. Проблемный вопрос: Почему Пушкин назвал Марью Гавриловну    

                                           «молодой преступницей»?

     

Марья Гавриловна преступила нравственный закон, обязывающий чтить волю родителей.

  — Какое композиционное место занимает метель и опоздание жениха?    

    Кульминация. 
    Метель-судьба наказывает Владимира за то, что он плохо осуществил свой план: слишком много времени провёл за обедом у соседа; не сам поехал за невестой, а поручил её кучеру Тришке; выбрал таких свидетелей венчания, которые позвали в церковь другого.

 — Какие исторические события описаны в повести? 

    Окончание войны 1812 года. Русские солдаты с победой возвращаются из-за границы.

 — Как судьба наказывает Владимира? Какие перемены произошли в душе Марьи Гавриловны?

    Владимир погибает на войне. «… В ее замке появился раненый гусарский полковник Бурмин». Герои тянутся друг к другу. И более всего – их связывает тайна.

12. Закончилась ли метель в произведении и в душе героев? (слайд 30, 31). 

    

6. Проблемный вопрос:  Возможно ли счастье Бурмина и Марьи

                                             Гавриловны?

III. Контрольно-оценочный.

1. Приём «шести шляп мышления».

    Работа в группах. Изготовление постеров по данной теме.  

    Учащиеся делятся на 6 мини-групп. Прослушивание музыки композитора Г. Свиридова ««Романс» (прослушивание музыки – группы готовятся к ответу).

 

1. Белая — расскажите, как сложились судьбы героев: Владимира Николаевича, Марьи Гавриловны, Бурмина. 

2. Чёрная — выявите негативные стороны влияния метели на судьбы героев повести. 
    

3.   Жёлтая – выявите положительные стороны влияния метели на судьбы

героев повести. 

4. Красная – какие чувства вызывает образ метели?    

 

5. Зелёная – что бы вы хотели изменить в повести? Почему?  

6. Синяя – какая тайна была сохранена после венчания? Почему после описания блужданий Владимира описание прерывается, что-то остаётся недосказанным? 

2. Ответы групп. Защита постеров.

 

IV. Итог урока.

1. Вопрос – ответ.

   Каждая группа готовит вопросы для другой группы.

   Учащиеся каждой группы отвечают на вопросы остальных групп.

2. Слово учителя.

    В повести «Метель» стихия — метель сыграла главную роль в судьбе трех героев. Метель развела Марью Гавриловну с Владими­ром, но соединила с Бурминым. На первый взгляд, она развела героев в разные стороны, заставила их страдать, но на самом деле метель-судьба вернула их к реальной жизни.

 

V.  Рефлексия.

1. Лист оценивания на протяжении всего урока: в начале урока, в середине урока, в конце урока.

— Что запомнилось на уроке?

 — Какое задание было трудным?

— Что понравилось на уроке?

— Что не понравилось на уроке?

VI. Задание на дом: написать сочинение-миниатюру на тему: «Метель –     жестокое испытание или счастливая судьба?»

Гармонизация художественного целого в повести А.С. Пушкина «Метель»

Аннотация. Повесть А.С. Пушкина была последним по времени создания произведением в цикле «Повести Белкина». Осваивая принципиально новые для себя приемы прозаического письма, Пушкин строго следовал требованиям гармонического целого, опираясь на действие закона «золотого сечения». В статье представлены доказательства в достижении Пушкиным этой авторской задачи, осуществленные как традиционно филологическим, так и математическим способом. Ключевые слова: художественное целое, композиция, закон «золотого сечения», структура.

Ключевые слова: художественное целое, композиция, закон «золотого сечения», структура.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы определить, как в работе по композиционной организации повести «Метель» Пушкин опирается на гармонизирующий художественное целое закон «золотого сечения». Если в музыке как временно́м виде искусства гармонизация целого вследствие закона «золотого сечения» была рассмотрена А.Ф. Лосевым [4, с. 65-68], то рассмотрение подобной художественной практики в литературе как втором временно́м виде искусства остается минимально исследованной областью.

Изучением поэтики Пушкина занимались многие ученые: В.В. Виноградов, Д.Д. Благой, Ю.М. Лотман и другие. На рубеже XX-XXI вв. интерес к вопросам композиции и архитектоники в прозе Пушкина вспыхнул с новой силой. М.А. Абрамов и А.В. Волошинов исследовали 792 стихотворения поэта с позиции гармонизации целого и пришли к выводу, что практически каждое второе стихотворение имеет паттерн «золотого сечения» (49% от общего числа) [1]. Н. Васютинский изучил стихотворения Пушкина с позиции числа строк и заметил, что поэт предпочитал построения в 5, 8, 13, 21 и 34 строки (стиха), что в свою очередь соответствуют числам из последовательности Фибоначчи [2, с. 192]. Следование Пушкина закону «золотого сечения» в прозе изучено меньше. Причиной может быть сложность вычисления пропорции в прозаическом тексте, что связано с возможным – по воле автора – стяжением хронотопа.

Обратимся к композиционной организации повести «Метель» как к «причинно-следственному соединению этапов развития сюжета» и «их авторской согласованности» с помощью форм и средств структуры [3, с. 32]. В расстановке персонажей Пушкин выделил два проблемных «узла»: любовную «историю» Марьи Гавриловны и Владимира Николаевича, а после Отечественной войны 1812 года и гибели Владимира Николаевича в результате ранения на Бородинском поле – «историю» Марьи Гавриловны и гусарского полковника Бурмина. Каждую из этих частей Пушкин также поделил на составные элементы композиции. Эти элементы во многом близки структурно: «Второй эпизод «Метели» <…> дублирует первый: описание среды, появление героя (в деревню в отпуск), романтическая коллизия, герой в метели (воспоминание), неожиданный финал» [5, с. 61]. В результате каждый проблемный «узел» развивается достаточно самостоятельно, но при этом сюжетное выстраивание событий в указанных «историях» схоже: они содержат внутри себя экспозицию, завязку и развитие сюжетного действия, а также кульминацию. Развязка же значима только для «истории» Марьи Гавриловны и Владимира Николаевича.

В экспозиции и затем в завязке действия в первой части автор устами повествователя описывает жизнь Марьи Гавриловны и ее отношения с Владимиром Николаевичем. Дан портрет героини, позволяющий указать на особенности ее характера: Марья Гавриловна «стройная, бледная и семнадцатилетняя девица», она «была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена» [6, с. 70]. Также читателю дана суть конфликта: молодые люди, не встретив поддержки со стороны родителей Марьи Гавриловны, собираются венчаться тайно. Экспозиция и завязка действия в первой части произведения (далее – ЭЗД-1) заканчивается на словах о месте встречи в церкви: «где уж Владимир должен был их ожидать» [6, с. 71].

В дальнейшем развитии действия автор воссоздает последний день Марьи Гавриловны перед побегом. Днем она занята сборами, а в начале ночи ей снится страшный сон, предвещающий беду. Затем автор переключает внимание на возлюбленного Марьи Гавриловны. Владимир Николаевич собирается в путь, делает последние приготовления перед венчанием. Развитие действия (далее – РД-1) идет к кульминации: «Дорога была ему знакома, а езды всего двадцать минут» [6, с. 73].

Напряженность действия в 1-й «истории» достигает кульминации (далее – К-1) к моменту, когда Владимир Николаевич выезжает из дома и попадает в бурю. Кульминационной точкой, т.е. точкой наивысшего напряжения в конфликтосфере этой части, следует считать тот конкретный момент, когда Владимир Николаевич окончательно понимает, что сбился с пути: «Отчаяние овладело им», «Владимир схватил себя за волосы и остался недвижим, как человек, приговоренный к смерти» [6, с. 74]. После того как герой, как ему кажется, с рассветом выбрался на дорогу, он «не говорил уже ни слова» [6, с. 74].

Развязка первой «истории» начинается со слов: «Но возвратимся к добрым ненарадовским помещикам и посмотрим, что-то у них делается. А ничего» [6, с. 75]. Автор устами повествователя рассказывает уже о последующих событиях. Надо отметить, что данные элементы являются промежуточными, а не основными для всего сюжета повести.

Вторая часть начинается со слов «Между тем война со славою была кончена» [6, с. 76]. Речь идет о знаковом для российского общества событии – о борьбе с наполеоновским нашествием, ставшим толчком к формированию русского национального самосознания. Поэтому начинается вторая часть произведения также с экспозиции. Автор дает характеристику послевоенного времени – восторженную встречу русских воинов, возвратившихся с полей сражений, освободивших Отечество и Европу от Наполеона как узурпатора и оккупанта. Представлены уже новые особенности характера Марьи Гавриловны, изменившегося после войны (Марья Гавриловна живет памятью о погибшем женихе), и характер Бурмина, стремительно возмужавшего на войне. Пушкин указывает на несомненную симпатию Марьи Гавриловны к гусарскому полковнику, но и на их внутренний конфликт: герои не могут соединиться, поскольку оба связаны узами брака. Экспозиция и завязка действия во второй части (далее ЭЗД-2) заканчивается на словах: «а добрая Прасковья Петровна радовалась, что дочь ее наконец нашла себе достойного жениха» [6, с. 78].

Последней встречей с Марьей Гавриловной, как думает Бурмин, станет его объяснение с нею (далее – РД-2). Вслед за тем, как Марья Гавриловна «закрыла книгу и потупила глаза» [6, с. 79]. Следует объяснение – рассказ Бурмина, который является кульминацией второй части повести (далее – К-2). Драматической вершиной кульминации становится заявление героя: «Я женат!» [6, с. 79]. Однако происходит взаимное объяснение и глубоко драматическое, но счастливое узнавание героями друг друга.

Итак, повесть «Метель» состоит из двух частей. Композиция строго организована и соответствует текстовой организации по закону «золотого сечения». «Золотое сечение» – соотношение двух величин, равное соотношению их суммы к большей из данных величин. Приблизительная величина «золотого сечения» равна 1,6180339887. В процентном округлённом значении это деление величины на 62 % и 38 % соответственно.
Графически можно представить это следующим образом (см. рисунок 1): бо́льшая часть АС так относится к меньшей части СВ, как целое АВ относится к большей части АС: АС/СВ=АВ/АС.

Рис. 1. Графическое изображение «Золотого сечения».

Для наглядности приведем данные по количеству слов в произведении (подсчитано с помощью программы Microsoft Word, таблица 1):

Таблица 1. Количество слов в повести «Метель»

Сюжетно-композиционный этап Число слов
Часть первая Часть вторая
Экспозиция и завязка действия 337 559
Развитие действия 586 120
Кульминация действия 584 607
Развязка действия 576
Всего 2083 1286

Найдем точку С1 в первой части повести (на рис. 2 данная часть выделена синим цветом) – согласно закону «золотого сечения». ЭЗД-1 и РД-1 должны составлять 62 %, а К-1 и развязка действия первой части – 38 %. Соответственно: 2083:100×62=1291,46 (расчеты приблизительны). Это значит, что точка С1 в первой части находится около 1291 слова от начала произведения. Это строки: «Он увидел невдалеке деревушку, состоящую из четырех или пяти дворов» [6, с. 74]. Иными словами, точка С1 совпадает с кульминацией первой части: Владимир Николаевич блуждает во время метели по окрестностям, будучи не в состоянии найти церковь. В результате, первая часть повести полностью соответствует закону «золотого сечения».

Рассмотрим вторую часть (на рис. 2 данная часть выделена оранжевым цветом), ЭЗД-1 и РД-2 должны составлять 62 %, К-2 же 38 %, т.е. 1286:100×62=797,32. Значит, точка С2 во второй части должна находиться около 797 слова. Это слова: «…что вы бы согласились сделать мое счастие, если бы… молчите, ради бога, молчите. Вы терзаете меня. Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но – я несчастнейшее создание… я женат!» [6, с. 79]. Точка С2 совпадает с кульминацией второй части: это объяснение Бурмина в любви к Марье Гавриловне, что тоже соответствует закону «золотого сечения».

Теперь рассмотрим повесть в целом (на рис. 2 обозначена красным цветом). В произведении 3369 слов. Рассчитаем точку С: 3369:100×62=2088,78. Точка С соответствует строкам: «Между тем война со славою была кончена. Полки наши возвращались из-за границы» [6, с. 76]. Иными словами, Пушкин вписывает личные «истории» своих героев в судьбоносные события России, поскольку не только личные переживания, но сопряженность собственной жизни с жизнью России позволила ясно увидеть главное в собственном будущем. Эти слова, таким образом, – начало нового, и уже зрелого, пути героев. Это начало второй части произведения, а значит, и строение повести в целом подчиняется закону «золотого сечения».

Подробнее это можно увидеть на рисунке 2:

Рис. 2. «Золотое сечение в сюжетном построении повести «Метель».

Таким образом, можно сделать вывод, что гармонизация в сюжетном построении повести «Метель» связана с действием закона «золотого сечения». Необходимо отметить, что и «внутренние» части произведения, на которые делится повесть, тоже подчиняются закону «Божественной пропорции». Осознанное чувство гармонии, присущее Пушкину, позволило писателю создать повесть, художественная целостность которой обладает безусловно-завершенной и совершенной структурой. Данный факт можно считать объективным, т.к. он подтверждается даже математическими расчетами.

Этот пушкинский опыт по сути математически точно выверенного текста восприняли русские писатели, работающие в сферах малой и средней эпической формы. Подтверждением этому служат рассказы и повести А.П. Чехова – как раннего (в целом юмористического), так и позднего (глубоко драматического) периодов творчества писателя.

В дальнейшем пушкинская практика скрупулезной точности и лаконизма стала образцом для авторов-рассказчиков, создающих свои произведения в самых разных «тональностях» – от драматизма, свойственного новеллистике И.А. Бунина, до сатиры, характеризующей творчество М. М. Зощенко.

Harmonization of art unity in A.S. Pushkin’s story «Blizzard»

Aksenova A.S.
master of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Loskutnikova Maria Borisovna,
Docent of the Department of the Russian Literature of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Docent

Annotation. A.S. Pushkin`s story «Blizzard» was the last one written in the series of works called «Belkin Stories». Mastering fundamentally new for him techniques of prosaic writing, Pushkin strictly followed the harmonic unity requirements, relying on the «golden section» rule. The article presents proofs of Pushkin’s accomplishing of this author’s goal, carried out both philological and mathematical ways.
Keywords: art unity, composition, «golden section», structure.


  1. Абрамов М.А., Волошинов А.В. Пушкин и законы симметрии // Человек. М.: 1999. № 3. С. 75-86.
  2. Васютинский Н. А. Золотая пропорция. М.: 1990. 238 c.
  3. Лоскутникова М.Б. Введение в литературоведение. М.: 2016. 80 с.
  4. Лоскутникова М.Б. Отечественное литературоведение ХХ века: Вопросы теории и методологии. М.: 2014. 148 с.
  5. Овчаров П.И. «Повести Белкина» Пушкина как книга новелл // Вопросы биографии и творчества А.С. Пушкина. Калинин: 1979. С. 52-72.
  6. Пушкин А.С. Метель // Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. М.: 1979. Т. 6, С. 70-80.
  1. Abramov M.A., Voloshinov A.V. Pushkin and the symmetric organization. // Chelovek. M.: 1999. № 3. Page: 75-86.
  2. Vasiutinskiy N.A. The golden section. M.: 1990. 238 pages.
  3. Loskutnikova M.B. Introduction to literary studies. М.: 2016. 80 pages.
  4. Loskutnikova M.B. Domestic science of literature of the ХХth century. Questions of theory and methodology. М.: 2014. 148 pages.
  5. Ovcharov P.I. «Belkin’s stories» by Pushkin as a book of novels // The questions of the biography and works of A. S. Pushkin. Kalinin: 1979. Page: 52-72.
  6. Pushkin A.S. Blizzard // Pushkin A.S. Complete set of works: in 16 t. М.: 1937–1959. Т. 8, book 1. Page: 75-86.

Что вы думаете по поводу рассказа «Метелица»?

Цитата страницы Начать эссе значок-вопрос Спросите репетитора

Начать бесплатную пробную версию

Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой Делиться

Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:

«Каковы ваши мысли или реакция на рассказ «Метелица»?» eNotes Editorial , 24 января 2020 г., https://www.enotes.com/homework-help/what-our-your-thoughts-or-reactions-over-the-2127547. По состоянию на 24 февраля 2023 г.

«Вьюга», как и другие рассказы Пушкина, отмечена готическими элементами, но с ироническим уклоном, как и гораздо более известная «Пиковая дама». Немного удивительно, что рассказ не более серьезный и задумчивый по тону, как можно было бы ожидать от автора, который был воплощением русского романтизма. Скорее, рассказ кажется слегка юмористическим и причудливым — по крайней мере, так кажется в переводе.

По сюжету запланированный побег идет наперекосяк, и по иронии судьбы невеста, Марья Гавриловна, выходит замуж не за того человека. Затем самозванец Бурмин исчезает и через некоторое время возвращается в качестве жениха, не узнавая Марию, пока не рассказывает ей историю о том, как в результате ошибочного опознания он был затянут в церковь в отдаленной деревне и прошел с ней. церемония бракосочетания, фактически как розыгрыш, с неизвестной девушкой, которая, как теперь выяснилось, была Марией.

Если все это звучит очень неправдоподобно, то это потому, что так оно и есть, но не намного больше, чем в других художественных произведениях того периода. Реакция на повесть отчасти обусловлена ​​знанием русской литературы и многократно встречающихся в ней тем, от самого Пушкина до Пастернака и Солженицына. Центральное событие метель или метель, что неудивительно, часто появляется в русских рассказах. Здесь, как и в «Хозяине и человеке» Толстого полвека спустя, сюжет закручивается о неизвестности путешествия посреди такой бури. Но поразительно, опять-таки, насколько светлее по тону Пушкин, чем другие его периоды и позже, как русские, так и нерусские. Тот же самый материал в руках его современников Гофмана, По и Готорна, кажется, дал бы гораздо более серьезный или даже мрачный результат.

Действие Пушкина разворачивается в период непосредственно перед, во время и после вторжения Наполеона в Россию в 1812 году. Победа над французами — событие, ставшее центральным для русского сознания и символом русского величия. Однако, включив события 1812 года в свой рассказ, Пушкин, возможно, иронически использует их как символ того, как общественные и национальные события пересекаются с частной жизнью, к добру или к худу. Заключение истории двойственное, в котором читатель должен решить (как обычно), является ли это на самом деле «счастливым концом».

Утверждено редакцией eNotes

«Вьюга». Пушкин. Краткое содержание рассказа

Произведение «Метель» написано А.С. Пушкина в 1830 году. Она завершила цикл «Рассказов покойного Ивана Петровича Белкина», которые уже в 1831 году были опубликованы. Если прочитать краткое содержание повести «Вьюга» Пушкина, то можно увидеть, что она перекликается с написанной Василием Жуковским балладой «Светлана». То же самое начало с эпиграфом, мистический настрой сюжета и неожиданная развязка…

Пушкин. «Вьюга». Краткое содержание рассказа: дом барина Гаврила Гавриловича Р**

Гаврила Гаврилович Р** жил в одном из русских имений — имении Ненарадово. У него и его жены Прасковьи Петровны была юная семнадцатилетняя дочь Марья Гавриловна. Это бледная и стройная девушка, воспитанная на французских романах. В ее окружении Маша считалась завидной невестой — ее отец не скупился на приданое. И, конечно же, у нее не было отбоя от молодых людей, которые хотели на ней жениться. Да и многие матери увидели в этом выгодный удел для своих сыновей. Сам Гаврила Гаврилович был гостеприимным и очень гостеприимным хозяином. Он не любил только одного соседа, молодого господина Владимира Николаевича, бедного армейского прапорщика. Но именно в него влюбилась Маша, и молодой человек ответил ей взаимностью. Летом они встречались каждый день и обменивались любовными письмами. Зимой эта переписка становилась более оживленной. Они сокрушались о своей горькой доле, и Владимир стал уговаривать девушку бежать, чтобы тайно обвенчаться. Тогда они хотели броситься к родителям в ноги, попросить прощения, и любящие старики непременно заключили бы их в свои объятия.

«Вьюга». Пушкин. Краткое содержание рассказа: Побег Марии из родительского дома

Маша долго сомневалась, решиться ли на такой поступок, но все же поддалась на уговоры Владимира. План был довольно прост. Владимир должен послать за девушкой в ​​назначенный день и час сани, на которых она приедет в соседнее село. Там есть церковь — Владимир заранее договорится со священником, найдет свидетелей, и по приезде Маши они тут же обвенчаются. В назначенный вечер была ужасная погода, поднялась страшная метель. Но, несмотря ни на что, Маша благополучно добралась до назначенного места. Но Владимир в такую ​​метель заблудился и добрался до церкви только под утро. Никого там не найдя, он пошел домой к священнику. Там тоже не было ни саней, ни Маши. Что случилось той ночью? Почему не дождался?

«Вьюга». Пушкин. Краткое содержание рассказа: Уход Владимира в армию

Наутро Марья Гавриловна как ни в чем не бывало вышла из своей комнаты. Она позавтракала с родителями, но к вечеру все же почувствовала себя нехорошо. У нее началась лихорадка, и несколько дней она была на грани смерти. В бреду Маша выдала свою тайну, только родители списали все на болезнь и единственное, во что они верили, так это в то, что их дочь влюблена в молодого соседа. После ее выздоровления любвеобильные старики решили соединить влюбленных. Послали за Владимиром с предложением руки Маши. В ответ они получили нелепое письмо, в котором молодой человек писал, что никогда не переступал порог их дома. А позже все узнали, что Владимир Николаевич оставил имение и ушел в армию. В то время шел 1812 год.

«Вьюга». Пушкин. Краткое содержание рассказа: две смерти

Маша больше не упоминала Владимира Николаевича, но потеряла сознание, когда через несколько месяцев нашла его имя среди тяжелораненых. Юноша очень отличился в Бородинском сражении. Но на этом горе не закончилось, через некоторое время Гаврилович Гаврилович умер. Все свое имение он оставил дочери, что сделало ее еще более привлекательной для женихов. Только Мария искренне горевала с матерью, и вскоре они уехали в ** имение. Прасковья Петровна иногда уговаривала дочь выбрать друга, но та только качала головой. Прошло три года. Владимир умер в Москве, и память о нем стала для Маши священной.

«Вьюга». Пушкин. Краткое содержание рассказа: прибытие полковника Бурмина

Тем временем война закончилась, наши полки вернулись из-за границы. Однажды в поместье Марии приезжает полковник Бурмин. Они сразу влюбляются друг в друга. Через некоторое время Бурмин решился на объяснение. Он признается, что не может предложить Маше руку, так как уже 4 года женат. Только при этом он совершенно ничего не знает о своей жене. Молодой человек рассказывает, как однажды совершил непростительную глупость. Однажды его застала сильная метель, и он находился возле деревенской церкви. Его там словно ждали, тут же ввели в комнату и поставили рядом с молодой девушкой. Священник обвенчал его с ней.. И только когда им предложили поцеловаться, невеста позволила себе взглянуть на жениха. С криком «Не Он!» Она упала в обморок. Воспользовавшись замешательством, Бурмин тихо вышел из церкви и ушел. И теперь он ничего не знает о жене, и даже не подозревает, где была эта свадьба.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *