Станет ли Италия исламской страной? / Вера и люди / Независимая газета
Согласитесь, выражение «итальянские мусульмане» звучит довольно непривычно. Тем более когда речь идет о стране, в столице которой находится Ватикан — город-государство, центр Римско-Католической Церкви. Однако если заглянуть в глубь веков, то нетрудно увидеть, что в Италии в отличие от многих других западноевропейских государств ислам получил распространение еще более тысячи лет назад.
Именно тогда на острове Сицилия помимо мусульманской Испании утвердилась арабо-исламская цивилизация, оставившая заметный отпечаток на культуре и искусстве этого региона. Свидетельством тому — прекрасные архитектурные памятники в Палермо и других городах и селениях острова, его топонимика, яркие образцы декоративного и прикладного искусства, уникальные экспозиции в сицилийских музеях, книги и рукописи на арабском языке, в том числе древние тексты Корана, хранимые в крупнейших библиотеках острова. Ряд памятников, связанных с арабами, а также с турками, сохранился и на континенте.
Роль иммигрантов
Сегодня ислам в Италии, как и во многих других странах Западной Европы, получил новое распространение, и он представлен здесь на двух уровнях. С одной стороны, это сами итальянцы, в разное время принявшие ислам. Их насчитывается свыше 10-15 тыс. человек, хотя иногда называются и более существенные цифры, вплоть до 30-50 тыс. Но основная масса мусульман в Италии — это иммигранты, выходцы из 30 примерно стран Азии и Африки, число которых, по наиболее вероятным данным, достигло 560 тыс.
Речь идет о людях, имеющих итальянское гражданство или временный вид на жительство и работу. По некоторым данным, число иммигрантов-мусульман по стране может достигать 700-800 тыс. и даже одного миллиона человек. Сюда включаются и те, кто находится на Апеннинах случайно или временно, не имея на то достаточных юридических оснований и надежных источников существования, то есть речь идет, по сути, о нелегалах.Процесс массового притока иммигрантов в Италию, включая и выходцев из мусульманских стран, следует отнести к середине 80-х годов, хотя отдельные исламские общины существовали здесь и ранее. В них состояли в основном выходцы из африканской страны Сомали и в меньшей степени Ливии, которые были в свое время итальянскими колониями. А в 80-е годы Италия наряду с некоторыми другими государствами Южной Европы (Испанией, Грецией и чуть позже Португалией) стала центром притяжения для иммигрантов из стран «третьего мира». Это было вызвано тем, что началось введение существенных ограничений на въезд иммигрантов в страны Центральной и Северной Европы, где их труд широко использовался в 50-60-е годы, в период восстановления и развития национальных экономик, разрушенных или значительно пострадавших от Второй мировой войны.
Таким образом, приток в Италию иммигрантов, в том числе мусульман, явился, с одной стороны, одним из следствий тех социально-экономических проблем, которые в 70-е годы встали перед наиболее развитыми странами Запада, с другой — это было вызвано ухудшением условий существования, характерных для ряда бедных государств Азии и Африки. Здесь и тяжелое колониальное наследие, оставившее эти страны в роли поставщиков дешевого сырья и рабочей силы, и конфликты с соседями, перераставшие порою в военные столкновения, и природные катаклизмы, обрекающие миллионы людей на голод и страдания. С началом 90-х годов слово «беженец» прочно вошло в повседневный лексикон итальянцев, ибо помимо иммигрантов из дальних стран на Апеннины устремились тысячи людей из Албании, Боснии, югославского Косово.
Итальянское государство давно уже перешло к ограничению притока беженцев, а начиная с 1991 года оно последовательно проводит линию на общее ужесточение доступа иностранцев в страну. Однако даже политики оказались не в состоянии помешать естественному процессу воссоединения семей иммигрантов и образованию новых, что стало характерным для Италии 90-х годов. Часть приезжих, включая мусульман, основательно устроились здесь, имея постоянную работу или открыв свое дело. Имея надежную экономическую базу, люди оседают в стране, обзаводятся квартирой или даже собственным домом. Между тем на подходе уже второе поколение итальянских мусульман, детей первой волны иммигрантов. Однако их постепенная интеграция в реальность итальянского общества не могла отлучить людей от их этнических и конфессиональных корней.
Религиозные объединения
В настоящее время ислам в Италии, как и в соседней Франции, стал второй религией после католицизма. В связи со значительным увеличением числа иммигрантов за последние полтора десятилетия стали все явственнее проявляться четкие организационные формы религиозной жизни итальянских мусульман. Сначала возникали общины, открывались молельные дома, мечети, затем стали основываться различные исламские культурные ассоциации.
По последним данным, опубликованным в миланской газете «Иль Джорнал», в Италии насчитывается 350 мечетей и молельных домов, из которых примерно треть называется мечетями, хотя только единицы из них имеют характерный купол и минарет.Этнические различия между иммигрантами-мусульманами не позволяют пока говорить о каком-то единстве между ними. Зачастую они опираются прежде всего на национальную общность, что приводит к созданию и параллельных структур. Это, например, марокканцы, составляющие самую многочисленную исламскую общину в Италии. Их более 100 тыс. человек, за ними вдвое меньшим числом идут тунисцы и албанцы. Далее следуют сенегальцы, которые создали такие формы единения, как мусульманские братства, занимающиеся не только вопросами культа, но и работающие над решением социально-экономических проблем общины. Они придерживаются принципов солидарности ее членов и действуют автономно от других мусульманских организаций.
Несмотря на разнообразие этнических и религиозных общин, в Италии существуют и такие исламские центры, к которым тянутся мусульмане разного происхождения, в том числе итальянцы, исповедующие эту религию. Подобных центров насчитывается в стране более тридцати, но самые известные из них находятся в Милане и Риме, а на юге страны ими являются Неаполь и отчасти Палермо. В Милане — это исламский центр и Исламский институт культуры, основанные при соответствующих мечетях. Первый из них создан еще в 1977 году, и ведущую роль в нем играют мусульмане-итальянцы, исповедующие ислам суннитского толка. Этот центр проводит различные мероприятия по исламской тематике, выпускает вестники на итальянском и арабском языках, распространяет литературу, организует различные курсы, занимается реализацией дозволенного шариатом мяса халяль. Старейшиной миланских мусульман считается Абдал Вахид Паллавичини, представитель одной из самых известных итальянских фамилий.
Исламский институт культуры и его мечети связаны прежде всего с многочисленными иммигрантами, которые во время пятничного намаза из-за нехватки места молятся даже на прилегающей улице. Институт также проводит большую работу среди верующих. Однако в последнее время, особенно после событий 11 сентября в США, этот исламский центр оказался под пристальным вниманием властей, поскольку некоторых из его посетителей подозревают в причастности к «Аль-Каиде». По словам директора института имама Абделхамида Шаари, «у нас работают секретные службы всего мира: итальянские, арабские, американские… Слава Богу, они все регистрируют, все знают. Поэтому мы являемся самым прозрачным и самым спокойным исламским центром, и о нас все известно. Если бы речь шла о террористах, то они были бы глупцами, если бы попытались укрыться у нас».
Другой важный центр мусульман — это Рим и великолепная мечеть, построенная здесь в 1995 году и считающаяся самой крупной в Западной Европе. Она находится в ведении Итальянского исламского института культуры, связанного с аккредитованными в Риме посольствами мусульманских стран. Дипломатические представители этих стран входят в состав руководящего совета института. Ведущая роль вот уже 25 лет здесь принадлежит представительству Саудовской Аравии, вносящей основной вклад в обустройство и содержание института и мечети.
Однако в отношениях между исламскими центрами Рима и Милана существует определенное противостояние, что, впрочем, в условиях Италии проявляется не только в вопросах, касающихся религии. Например, на юге страны на роль центра ислама претендует, и не без оснований, Неаполь. Здесь находится Исламский центр, в нем располагается мечеть и кораническая школа, есть даже своя радиостанция.
На пути диалога с государством
Ясно, что в подобных условиях в Италии не раз предпринимались попытки объединения мусульман на общенациональном уровне. Как и в других странах, давно уже стала очевидной потребность иметь единое официальное представительство, столь необходимое для диалога с государством для решения насущных проблем исламской уммы в Италии. Ради этого несколько лет назад создан Союз исламских общин в Италии, в состав которого вошли десяток мусульманских центров и ряд отдельных мечетей. Его генеральным секретарем был избран Хамза Роберто Пиккардо.
Главную роль в этом союзе стал играть вышеназванный Исламский центр Милана, подготовивший проект соглашения между государством и мусульманской общиной в стране. Но Исламский культурный центр из Рима представил альтернативный проект, а затем еще один проект был подготовлен Ассоциацией мусульман Италии.
Наконец два года назад был достигнут определенный прогресс в деле сплочения мусульманского сообщества в стране: создан Исламский совет Италии, объединивший миланский Союз исламских общин, римский Исламский культурный центр, опекающий ныне столичную мечеть, и общину «Курейш», основу которой составляют итальянцы, принявшие ислам. Президентом нового совета избран бывший итальянский посол в Саудовской Аравии Марио Шалойя, а его заместителем — сириец Нур Дахан. Любопытно, что примеру Шалойи, принявшего ислам, последовал другой итальянский посол в той же стране, Торквато Кардилли, причем о его переходе в ислам стало известно в ноябре прошлого года, то есть вскоре после драматических событий 11 сентября в США.
Первостепенной задачей совета стала подготовка соглашения с государством, в котором должны быть изложены основные требования последователей ислама в Италии. При этом они опираются на закон, поскольку свобода вероисповедания гарантирована Конституцией Итальянской Республики. В частности, статья 8 гласит: «Все религиозные вероисповедания равно свободны перед законом. Вероисповедания, отличные от католицизма, имеют право создавать организации по своим уставам, если это не противоречит итальянскому правопорядку. Их отношения с государством определяются законом на основе соглашений с организациями, представляющими соответствующие вероисповедания».
В числе требований итальянских мусульман — преподавание Корана в школах или в качестве альтернативы создание мусульманских школ, уравниваемых в правах с другими, право женщин фотографироваться с покрытой головой при оформлении удостоверения личности, разрешение с места службы или работы на период совершения хаджа, признание пятницы нерабочим днем для мусульман, их права совершать полуденный намаз во время рабочего дня, получать разрешение на признание брака, совершенного по исламскому обряду. И это не считая уже достигнутого: открытие и регистрация молельных домов и мечетей, разрешение на государственном и местном уровне открывать пункты заготовки и продажи халяльного мяса, предоставление мусульманам отдельных кладбищенских участков. Подтверждение этому можно найти в больших и малых городах страны. Но в целом в Италии пока нет еще многого из того, что сделано для мусульман в других западноевропейских странах.
Кроме того, существуют и проблемы сугубо итальянского характера. Так, согласно национальному законодательству, каждый гражданин страны и даже временно работающий здесь иностранец, заполняя налоговую декларацию, обязан «добровольно» внести 0,008 процента от суммы своего заработка в фонд помощи Церкви или другой организации. Но на практике этот взнос, если он имел религиозное предназначение, направлялся до недавнего времени в фонд содействия лишь католическим или иудейским храмам, что, естественно, вызывало протест со стороны итальянских мусульман. Другой пример: в учебных программах итальянских школ предусмотрен «час религии», когда сами дети или их родители решают, какой религии отдать предпочтение или же сделать атеистический выбор, то есть вовсе не посещать этих занятий. Но пока мусульманские дети не имеют достаточных возможностей посещать занятия по исламу, ибо где-то для этого не хватает подготовленных кадров, где-то нет помещения и т.д., а кое-где у начальства срабатывает комплекс исламофобии. Между тем треть итальянских мусульман считают приоритетной проблему преподавания детям основ своей веры. Столь же остро стоит проблема оказания духовной помощи страждущим в больницах, местах заключения, лагерях для беженцев.
Вышеизложенное вовсе не означает, что дело только за одной стороной — за руководством Италии. У ее граждан тоже немало поводов для выражения своего беспокойства, хотя оно адресуется не только мусульманам, но и всем иммигрантам в целом. Не всем из них присуща добросовестность при выполнении своей работы, другие и вовсе избегают ее, предпочитая жить на подачки или пожертвования со стороны различных фондов или религиозных организаций, а некоторая их часть пополняет ряды преступников. В подобных случаях протестует уже итальянское общество, и тогда достается всем иммигрантам: и правым, и виноватым. И масла в огонь подлили, конечно, события 11 сентября, когда на первое место был выдвинут именно исламский фактор.
В те сентябрьские дни автору этих строк как раз довелось быть в Италии, где он стал свидетелем многочасовых словесных баталий буквально на всех каналах государственного и частного телевидения. Взрывы в Нью-Йорке дали антиисламистам повод развернуть яростную кампанию против мусульман в целом и их присутствия в Италии в частности. Дело дошло до того, что сам премьер итальянского правительства Сильвио Берлускони безапелляционно заявил о «превосходстве» западной цивилизации над исламской, что вызвало беспокойство даже у ряда его коллег из других западноевропейских стран. А известная часть итальянских политиков, особенно из объединения «Лига Севера» и крайне правого «Национального альянса», наследника неофашистской партии, потребовала принятия самых решительных мер против иммигрантов: от выдворения из страны всех мусульман и арабов и закрытия некоторых мечетей до запрета въезда других граждан исламского вероисповедания. Впрочем, такое отношение к иммигрантам они проявляли и раньше. Рецидивы неприязни в отношении мусульман наблюдались и в лоне Католической Церкви, хотя ее руководство старалось проявлять известную осторожность в этих вопросах и в свое время даже дало согласие на строительство мечети в Риме. На этом фоне постоянным диссонансом звучали заявления архиепископа Болоньи, кардинала Биффи, который, в частности, призвал к тому, чтобы в Италию пускали в основном иммигрантов-христиан. «Мусульмане слишком далеки от нас, и они хотят сделать нас такими же, как они сами», — так обосновал он свой призыв.
К чести большинства итальянцев, они не поддержали экстремистских подходов к проблеме взаимоотношений с мусульманами, и в обществе восторжествовал в целом здравый смысл. К тому же бьют тревогу итальянские предприниматели, испытывающие значительный недостаток рабочей силы как на промышленных предприятиях, так и в аграрном секторе. По мнению крупнейшей газеты страны «Коррьера делла сера», Италии «нужны ежегодно новые 357 тыс. рабочих-иммигрантов», ведь без них могут закрыться множество мелких и средних предприятий, являющихся основой итальянской экономики. Зачастую иммигранты вынуждены выполнять самую черную работу, от которой отказываются итальянцы. Фактор востребованности в иностранной рабочей силе играет весьма существенную роль и ныне, когда итальянское правительство, уже который раз за последние годы, попыталось еще более ужесточить приток иммигрантов из мусульманских и других стран. Сейчас в стране перерегистрируются все иммигранты, включая и нелегалов. После этого, наверное, будут получены более точные данные относительно их числа и страны прибытия.
Действительно, иммигранты создают немалые проблемы для Италии и других стран Запада, но и без них они практически обойтись уже не могут. Эти проблемы настолько сложны, что ими сейчас вынужден заниматься Европейский союз. И можно не сомневаться, что при их решении будет учтен и исламский фактор.
Новое правительство в Италии: как Россию втягивают в предвыборную кампанию
Парламент Италии
© Franco Origlia/Getty Images
25 сентября в Италии пройдет голосование на досрочных парламентских выборах, объявленных после отставки «правительства лучших» во главе с Марио Драги. Пока почти бывший премьер проводит «прощальный круг вальса» в Нью-Йорке на Генеральной ассамблее ООН, где собирает щедрые поощрения и похвалы, на Апеннинах идут последние предвыборные баталии. Россия заняла в них центральное место.
Парадоксально, что на фоне обвинений в попытке Москвы влиять на волеизъявление итальянцев кандидаты во власть сами втягивают Россию, манипулируя общественным мнением и зачастую дискриминационно используя имена иностранных политических лидеров. Помимо президента РФ Владимира Путина предвыборным козырем стал венгерский премьер Виктор Орбан.
Читайте также
«Идеальный шторм»: что стоит за политическим кризисом в Италии
Россия повсюду
Начать надо с того, что ряд политических сил сразу безапелляционно обвинили именно Россию в падении кабинета Драги. Хотя, на мой взгляд, очередной правительственный кризис рано или поздно был неминуем и стал результатом исключительно внутриполитической динамики. Тем не менее партии, подорвавшие правящее большинство, сразу записали в пропутинские. Поводом послужило отчасти то, что именно эти партии — «Движение «5 звезд» и «Лига» (давно никак не связанные между собой) — не приветствуют отправку оружия на Украину и призывают к более активной роли Италии в налаживании переговорного процесса. Так, само по себе спорное утверждение, что «те, кто подорвал кабинет Драги, действует в интересах Путина», превратилось в предвыборный лозунг и аргументом в борьбе за электорат.
В итальянской политике давно все смешалось и мало объяснимо. Старые лекала — правые, левые — с их традиционными убеждениями давно не подходят для политической идентификации. Судя по высказываниям, одной из самых русофобских партий стала Демократическая, которая формально является наследницей итальянского коммунизма. Ее перекосы давно вызывают отторжение даже у самых преданных сторонников левых взглядов. Например, Демпартия, председателем которой является бывший премьер-министр Энрико Летта, разместила плакаты, на которых предлагается выбирать между «благом» — Европой и «злом» — Путиным. Эти лозунги вызвали немало насмешек в социальных сетях и сразу породили множество мемов, отнюдь не в пользу Демпартии.
Разумеется, совершенно неслучайно за две недели до голосования американские спецслужбы, по своему обыкновению через утечку в СМИ, распространили информацию о том, что Россия якобы с 2014 года потратила €300 млн на финансирование партий в 20 странах. Хотя Италия, как потом заверяли власти, в докладе не фигурировала, как и конкретные партии, на которые начали открыто намекать местные СМИ. При этом специалисты спецслужб усмотрели в данном эпизоде явное вмешательство в предвыборный процесс именно со стороны США. Так, бывший глава аналитического отдела спецслужбы Италии (Служба информации и безопасности демократии, SISDE) Альфредо Мантичи считает, что расчет Вашингтона мог быть не только на то, чтобы подорвать доверие к определенным партиям, но и иметь рычаг дальнейшего давления на них в случае их победы на выборах.
Читайте также
Совсем и надолго? Получается ли у Италии отказаться от российского газа
«Верю», «готовы», «выбирай»
Наблюдатели отмечают, что для нынешней предвыборной кампании основные партии выбрали достаточно примитивные посылы и лозунги. Избирателям предлагается «верить» в лидера партии «Лига» Маттео Сальвини, «видеть готовность» лидера «Братьев Италии» Джорджи Мелони стать первой в истории страны женщиной во главе правительства и «выбирать» между «светлым будущим», которое обещают демократы и их союзники, и «забвением».
Собственно, особой интриги эти выборы не несут. Практически все опросы общественного мнения отдают победу правоцентристской коалиции в составе партий «Братья Италии», «Лига» и «Вперед, Италия». Причем первая, скорее всего, выйдет внутрикоалиционным лидером и сможет предлагать кандидатуру премьера (предполагается Мелони). Поэтому основная борьба сводится в предвыборном нарративе к противоборству Мелони с лидером Демпартии Леттой: единственная неизвестная в этой ситуации — это то, какая из двух партий — «Братья» или Демократическая — наберет в единоличном зачете наибольшее число голосов. При этом никакие альянсы между двумя антагонистами невозможны. В случае, если демократы вырвутся на первое место (по опросам, они идут ноздря в ноздрю с партией Мелони), они могут претендовать на какие-то места в правительстве. Если же правоцентристы преодолеют 40-процентный барьер, то вопросов о будущем составе правительства возникнуть не должно.
Однако приход правоцентристов к власти во главе с «Братьями Италии» (занимает самый правый фланг) как будто пугает Европу. Дело, видимо, в том, что Мелони позиционирует себя прежде всего как «патриот», а в ЕС политику отстаивания большего суверенитета характеризуют как националистическую, и она не приветствуется. Неслучайно Рим тыкают носом в недопустимость сближения с критикуемой ЕС венгерской линией Орбана, с которым и у Мелони, и у Сальвини сложились отношения взаимного уважения.
Мелони вполне прагматично признала, что Италия одна в поле ЕС не воин и она хотела бы это изменить, заполучив больший вес для своей страны в Евросоюзе. Явно, что этим методом не станет отказ от антироссийских санкций. Думаю, она понимает, что Италия не может позволить себе изоляцию от коллективного Запада, что непременно случится при малейшем отходе государства от общей антироссийской линии. С этой точки зрения действительно может быть интересен союз с Венгрией Орбана, но одновременно национализм Мелони близок и польской ультранационалистической линии.
За ней также тянется шлейф стереотипа, что ее партия стала наследницей Итальянского национального движения, которое было основано в 1946 году на обломках фашизма. Германская Социал-демократическая партия канцлера Олафа Шольца не постеснялась открыто выступить в пользу Демпартии и предупредить об опасности прихода «постфашистов».
Читайте также
Борьба за культуру: как в Италии защищают русскую оперу и балет
Сальвини считается в правоцентристской связке слабым звеном из-за своих прошлых заявлений в пользу РФ и российского президента. И это тоже стало аргументом для пропаганды политических противников из левого крыла. Хотя сейчас лидер «Лиги» открещивается от «пророссийского прошлого», как и лидер «Движения «5 звезд» экс-премьер Джузеппе Конте, которого тоже уличают в пророссийских симпатиях.
В отношении России у Мелони подчеркнуто просевероатлантическая позиция. «Братья Италии» всегда поддерживали направление оружия на Украину и, видимо, не собираются отказываться от поддержки Киева. В связях с РФ лидер «Братьев» замечена не была, хотя когда-то и бывала в российском посольстве, но всегда сохраняла осторожность в заявлениях по поводу санкций. На самом деле у некоторых сложилось мнение, что в Вашингтоне на нее давно если не поставили, то дали ей благословение. Вопрос остается только в том, насколько союзники по коалиции — «Лига», всегда отстаивавшая необходимость сотрудничества с РФ, и «Вперед, Италия» Сильвио Берлускони смогут смягчить антироссийскую линию.
Безрадостное будущее
Кто бы ни вышел победителем в предстоящих выборах, в нынешней ситуации сложно сказать, что выгоднее с точки зрения сохранения популярности — войти во власть или остаться в оппозиции. Победивший получит страну, которую ожидают довольно туманное экономическое будущее, серьезная социальная напряженность и проблемы, требующие срочного решения. И если сейчас возросшие в разы цены на энергоносители, рекордная за последние 40 лет инфляция, а также предстоящий энергодефицит используются в качестве тем предвыборных дебатов, то с 26 сентября они для кого-то превратятся в серьезный вызов, требующий практического решения. Наследие Драги, который преподносился как спаситель нации, тоже пока неоднозначно. Кроме того, в Италии, как и во всем мире, сохраняется еще эхо пандемии COVID-19.
Сенатор от «Братьев Италии» Лучо Малан заверил, что при сохранении поддержки Украины партия будет больше уделять внимания диалогу и посредничеству для поиска урегулирования конфликта. Но на данном этапе с трудом представляется, чтобы США и Брюссель ослабили свою хватку и Италия приобрела необходимую ей самостоятельность.
Читайте также
Без права на сомнение: насколько украинский кризис отдалил Италию от России
Борьба за страну на Апеннинском полуострове началась не вчера: США, кажется, всегда доставляли немало беспокойств близость и взаимная привязанность русских и итальянцев, укоренившиеся в веках. Из всей Западной Европы, находившейся под американским протекторатом, только в Италии была сильнейшая Компартия. Крепкие экономические связи, в том числе газовые контакты, также были установлены еще в советские времена. Притяжение русских и итальянцев признается повсеместно. Эту связь народов и сейчас все же не удается разорвать даже в момент чудовищной антироссийской риторики местных властей и СМИ. Неслучайно в Италии гораздо меньше случаев дискриминации русских, чем в части других европейских стран, а попытки «отмены культуры» наталкиваются на жесточайший и решительный протест. Думаю, это сохранится и впредь, но политическое сближение (а отдаление тоже началось далеко не в 2022 году) на данном этапе маловероятно.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru
Теги:
Военная операция на Украине
Культура Италии — Религия — Атлас культуры
Италия официально является государством. Однако его религиозный и социальный ландшафт находится под сильным влиянием римско-католической традиции. Действительно, эпицентр и правительство католической церкви (Ватикан) и ее лидер (Папа) находятся в Риме. Несмотря на это, Италия отказалась от католицизма как государственной религии в 1984 году, чтобы сохранить разрыв между религией и законом.
Законодательство запрещает правительству Италии отслеживать религиозную принадлежность своих граждан. Поэтому все статистические данные о религиозной демографии итальянцев являются приблизительными. Общая статистика, на которую опирается Всемирная книга фактов ЦРУ, гласит, что примерно 80% итальянцев идентифицируют себя с христианством, около 20% не исповедуют какую-либо религию и менее 1% идентифицируют себя как мусульмане или представители какой-либо другой нехристианской веры. 1 Более конкретная оценка, проведенная Global Pew Forum, предполагает, что 83,3% итальянцев идентифицируют себя как католики, 12,4% вообще не исповедуют религию, а меньшая часть итальянского населения исповедует другие религии. 2
Значение религиозной деятельности снизилось в 21 веке, особенно среди итальянской молодежи. Существует общее мнение, что демографическая группа практикующих христиан намного меньше, чем тех, кто идентифицирует себя как христианин. Тем не менее, старшее поколение по-прежнему более религиозно склонно, в том числе пожилое итальянское население Австралии.
Католицизм в Италии
Римский католицизм был точкой единения Италии, и его влияние на общество остается очень заметным. В стране тысячи церквей, и только в Риме их более 900. Статистика католической церкви показывает, что 96% итальянцев были крещены как католики. 3 Хотя эта цифра не отражает количество нынешних/активных членов, она демонстрирует, насколько культурно доминирует католическая традиция в жизненных событиях (например, рождении, смерти, браке). Символ веры католической церкви со временем значительно повлиял на культуру и социальные взгляды итальянцев. Многие набожные католики считают Папу высшим источником руководства и совета.
Как ветвь христианства, католицизм верит в учение о Боге как о «Святой Троице», состоящей из Отца, Сына и Святого Духа. Для типичного итальянца жизнь отмечена важными католическими моментами, такими как крещение, первое причастие, конфирмация и брак. Эти обряды посвящения отмечают ключевые поворотные моменты на протяжении всей жизни человека.
Некоторые католики могут посещать службу, называемую мессой, которая проводится священником каждое воскресенье, часто утром или несколько раз в день. Массы также происходят в течение недели, хотя и короче по продолжительности. Итальянцы, живущие за границей, могут предпочесть пойти в приход, в котором есть итальянский священник; Есть много священников-миссионеров, которые взяли на себя заботу о духовных потребностях итальянских мигрантов за границей. Набожные католики могут носить или использовать для молитвы четки, представляющие собой бусы или веревку с узлом. Человек обычно двигает четки в руках, касаясь каждой бусины, когда читает молитву. Некоторые итальянцы также могут жертвовать часть своей зарплаты католическим благотворительным организациям, выполняющим общественные работы. Люди также могут иметь в своих домах христианскую иконографию, например изображения Иисуса и Девы Марии (которую в Италии обычно называют «Мадонна»).
_____________________
1 CIA World Factbook, 2017
2 Global Pew Forum, 2012
Италия Старые католические церкви Италии, такие как Пизанский собор, соседствующий со знаменитой Пизанской башней, являются одними из самых известных достопримечательностей Италии. Италия входит в число наиболее развитых стран Европы, ее площадь оценивается в 116 347 квадратных миль. Италия граничит с Австрией, Францией, Сан-Марино, Ватиканом и Словенией. Это третья по численности населения страна в Европе с населением 61 миллион человек. Долина реки По — самый густонаселенный район Италии, где проживает более 50% всего населения. в то время как остров Сардиния и плато Базиликата являются наименее населенными районами. В Италии нет признанной государством или официальной религии, однако католическая церковь играет значительную роль в обществе. Некоторые из распространенных религий в Италии включают христианство, ислам, буддизм, индуизм, сикхизм и иудаизм. 71,4% итальянцев приписывают христианство, что делает его доминирующей религией в стране, а католицизм составляет большинство христианских конфессий. Другие христианские конфессии включают православных, свидетелей Иеговы, протестантов и методистов. Католическая церковь насчитывает 93% всех христиан в Италии. Ватикан, который является штаб-квартирой более одного миллиарда католиков во всем мире, находится на территории Италии и оказывает огромное влияние на рост католической церкви в Италии. Большинство католических религиозных орденов имеют свои офисы в Италии, особенно в Риме. Эти ордена включают бенедиктинцев, иезуитов, доминиканцев, редемптористов, силезцев, францисканцев и миссионеров Божественного Слова. Италия разделена на 225 епархий, возглавляемых епископами. Помимо католической церкви, есть и другие местные церкви, а именно Итало-албанская католическая церковь и вальденсийская евангелическая церковь, возникшая в Лионе во Франции и образующая кальвинистскую деноминацию. Некоторые из протестантских церквей в Италии включают Союз баптистских евангелических христиан Италии, лютеранскую евангелическую церковь, методистскую церковь и пресвитерианскую церковь в Италии. Ислам не имеет такого большого числа последователей, как христианство в Италии, и не признан государством. Лишь 3,1% населения Италии исповедуют ислам. Считается, что ислам пришел в Италию, когда Аббасидский халифат взял под свой контроль Сицилию в 9 в.й век. Норманнское завоевание привело к обращению мусульман, что привело к их упадку в Италии. В 20 веке сомалийские иммигранты начали прибывать в Италию, и иммиграция продолжается до сих пор. Мусульмане возражали против присутствия Распятия в общественных местах, требуя его убрать. Буддисты в Италии составляют всего 0,4% от общей численности населения. Буддизм в Италии восходит к 1960-м годам, когда была основана Итальянская ассоциация буддистов. В 1985 году в Милане был основан итальянский буддизм, и президент признал профсоюз в 1991 году. Соглашение между IBU и правительством Италии было подписано в 2007 году в соответствии с Конституцией Италии, а соглашение стало законом в 2012 году. Основные религии в Италии
Христианство
Ислам
Буддизм