Бог бык египта: Апис Мифология Древнего Египта

Апис Мифология Древнего Египта

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Апис, в египетской мифологии бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Центром культа Аписа был Мемфис. Первоначально Аписа считали Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. Культ бога плодородия Аписа уходит корнями в додинастическую эпоху. Возможно, он восходит к образу священного быка, покровителя плодородия, почитание которого было распространено практически по всему Средиземноморью.

Праздничное шествие священного
быка Аписа в Египте, художник
Фредерик Артур Бриджмен, 1879

Культ Аписа в качестве Ба бога Осириса был установлен при II династии. Вторая династия, как и первая, властвовала в Мемфисе, но родом была из верхнеегипетского Тиниса близ Абидоса, где главенствовал культ Осириса, ему в дальнейшем и был посвящен Апис.

Поэтому Апис египетскими жрецами был связан с культом мертвых и стал считаться быком Осириса. На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине. Египтяне верили, что ритуальный бег священного быка оплодотворяет поля.

Из всех священных животных Апис был наиболее почитаем. Его культ неоднократно привлекал внимание античных авторов. Согласно Геродоту, священный бык Апис должен быть черного окраса с особыми белыми отметинами на лбу, силуэтом грифа на спине, иметь две кисточки на хвосте и отметку в виде жука-скарабея под языком. Рождение быка с такими метками являло собой живое воплощение бога и было праздником для древних египтян.

Апис, 600 год до нашей эры

Бог Апис, VII век до нашей эры

Аписа жрецы содержали при храме бога Птаха в Мемфисе, одевали, кормили и почитали, как бога. Движения быка интерпретировались жрецами, предсказывавшими будущее.

Смерть священного быка считалась большим горем для всех. С ним поступали так же, как с человеком: извлекали внутренности и складывали их в канопы, тело мумифицировали и хоронили в огромном каменном саркофаге. Гранитные саркофаги священных быков достигают веса до восьмидесяти тонн. Все саркофаги Аписа, кроме одного, были разграблены в древности. Кроме того, быкам воздвигались статуи с солнечным диском между рогами.

При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе. Для содерхания священных быков в Мемфисе, недалеко от храма Птаха, был посторен специальный Апейон. Корова, родившая Аписа, тоже почиталась и содержалась в особом здании. В случае смерти быка вся страна погружалась в траур, а его погребение и выбор преемника считались важным государственным делом. Аписа бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе Серапениуме близ Мемфиса.

Священный бык египтян

Search for:

Содержание

  • 1 Священный бык Апис
  • 2 Греко-египетский бог
  • 3 Выбор Аписа
  • 4 Захоронения священных быков
  • 5 Мемориальная стела
  • 6 Серапеум
  • 7 От Аписа к Серапису

Бык Апис, символ плодородия и физическое воплощение бога-творца Птаха, упоминается в древнейших источниках времен I династии (3100-2890 гг. до н. э.). Это было самое почитаемое священное животное во всей истории Древнего Египта.

Священный бык Апис

Верования древних египтян были тесно связаны с окружающей действительностью. Большинство богов существовало в зооморфных и антропоморфных формах, иногда с головой зверя или птицы. имели животных-спутников. Священный бык Апис, конкретное животное, отбиравшееся по особым признакам, — наиболее яркий пример этого. Жрецы возводили быка в священный сан — и животное получало право на долгую и сытую жизнь.

Греко-египетский бог

Апис изначально был богом плодородия, о чем говорится в текстах периода I династии. Позднее его стали считать Ба (душой) Птаха. Соответственно, культовый центр поклонения Апису был в Мемфисе, где Птах был верховным богом и где находились его храмы.

Апис существовал в разнообразных проявлениях. После смерти он отождествлялся с Осирисом, именовался в этой ипостаси Осорапис, или Осирис-Апис. В Птолемейский период (332-30 гг. до н. э.) Птолемей I начал объединять египетскую и греческую религиозные культуры, и Апис слился с несколькими греческим богами — Зевсом, Аидом, Дионисом, и дал рождение богу Серапису.

Выбор Аписа

Быка-Аписа древнеегипетские жрецы выбирали очень придирчиво и тщательно. Древнегреческий историк Геродот писал, что бык был «черный с белой звездой на лбу, с силуэтом хищной птицы на спине, с пятном в форме скарабея под языком и с двойной кисточкой на хвосте».

Захоронения священных быков

Когда один из почитаемых быков умирал, по всему Египту был траур. Тело животного бальзамировали в Мемфисе и потом в ритуальном шествии доставляли в Саккару, чтобы похоронить в гранитном саркофаге в подземельях некрополя. Получившее название Серапеум, это тайное захоронение использовалось со времен Нового царства, а обнаружено было Огюстом Мариеттом в 1851 г.

Коровы, принесшие теленка с особыми признаками священного животного, воспринимались как воплощение Исиды; ритуал их погребения был похож на погребение быков Аписа, только для этого использовали подземелье Исеум («могила матери Аписа») к северу от Саккары. Телят от Аписа-производителя также хоронили со всеми почестями.

Во время раскопок Огюстом Мариеттом в Серапеуме Саккары было обнаружено в катакомбах более 20 огромных гранитных саркофагов, весом около 80 тонн. Только в одном саркофаге оставалась нетронутая мумия быка, все остальные были разграблены, возможно, во время преследования культа Сераписа в период раннего христианства Римской империи. Древнейшее захоронение быков в этом подземном некрополе относилось к правлению Аменхотепа III (1390-1352 гг. до н. э.). Погребения продолжались здесь до Птолемейского периода

Мемориальная стела

Сотни стел, прославляющих быков Аписа, были обнаружены в Серапеуме, в Саккаре, что говорит о великом почитании этих священных животных. Например, эта каменная стела изображает быка-Аписа с солнечным диском между рогами, четко передает его отличительные внешние признаки.

Серапеум

На этой гравюре запечатлен вход в Серапеум, после того как его обнаружил историк археолог Отюст Мариетт. Первоначальной целью египетской экспедиции Мариетта были поиски коптских манускриптов для пополнения коллекции Лувра. Однако вдохновленный трудами греческого историка и географа Страбона. Мариетт увлекся поисками аллеи сфинксов, которая вела в Серапеум, и в результате обнаружил вход в подземное кладбище.

С доисторических времен египтяне воспринимали любую форму жизни как божественное проявление, поэтому многие божества египетского пантеона существовали в зооморфной форме. Гор, например, изображался как сокол, Анубис, бог мертвых, — в образе шакала. Так же и Апис часто был запечатлен в виде фигуры человека с головой быка (как на этой бронзовой статуэтке), напоминая Минотавра из греческой мифологии.

От Аписа к Серапису

Завоевав Египет, Александр Македонский, естественно, стремился внедрить в религиозную жизнь страны некоторые новшества. Эта политика была воспринята и Птолемеем I, который соединил греческих богов традиционным египетским культом Аписа. Так появился новый бог Серапис – свидетельство стремления к политическому и культурному единству.

Adblock
detector

Апис — Энциклопедия Всемирной Истории

Апис был самым важным и уважаемым божеством-быком в Древнем Египте. Его первоначальное имя на египетском языке было Апи, Хапи или Хеп; Апис — греческое имя. Однако он не связан с богом Хапи / Хепом, который был связан с наводнением и изображался как бог реки.

Поклонение быку Апису зарегистрировано еще во времена Первой династии (ок. 3150 — ок. 2890 до н. э.) в церемониях, известных как Бег Аписа, но почитание быка в Египте предшествует этому времени, поэтому считается, что Апис может быть первым богом Египта или, по крайней мере, одним из первых животных, связанных с божественностью и вечностью. Первоначально он был богом плодородия, затем вестником бога Птаха, но со временем стал считаться воплощением Птаха. Он также в некоторые эпохи изображался как сын Хатор и был тесно связан с ее добротой и щедростью.

Удалить рекламу

Реклама

В Древнем Египте существовало много бычьих божеств, Хатор просто была самой известной, но Апис был самым значительным, потому что он представлял основные культурные ценности и понимание всех египтян. Каждое отдельное божество имело свою сферу влияния и власти, но Апис представлял саму вечность и гармоничный баланс вселенной. Другие бычьи божества, такие как Летучая мышь, Бухис, Хесат, Мневис и Бык Запада, какими бы могущественными они ни были, никогда не будут иметь такого же резонанса, как воплощенное божество быка Аписа.

На протяжении всей истории Египта Апис изображался в виде шагающего быка, обычно с солнечным диском и уреем (священным змеем, символизировавшим власть царя) между рогами. В поздний период Древнего Египта (525–332 гг. до н. э.) его иногда изображали в виде человека с головой быка, и в римском Египте это становится самым популярным изображением бога. В период Птолемеев (323-30 гг. до н.э.), который находится между этими двумя периодами, он был представлен в антропоморфной форме как бородатый мужчина в одеждах, очень похожих на греческих богов, таких как Зевс, под именем Серапис. Бык Апис всегда ассоциировался с царем Египта и, помимо множества значений, представлял силу и жизненную силу правящего монарха.

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

Происхождение и выбор

Мифов, связанных с происхождением Аписа, нет, но о нем свидетельствуют гравюры додинастического периода (ок. 6000–3150 гг. до н. э.). Апис был богом плодородия и изначальной силы, который затем стал ассоциироваться с богом-создателем Птахом. В какой момент он впервые стал связан с Хатхор, неясно, но эта ассоциация прочно установилась ко времени раннего династического периода в Египте (ок. 3150 — ок. 2613 г. до н.э.), когда бык также был связан с властью. короля (о чем свидетельствует палитра Нармера). Быку Апису поклонялись церемониально с этой эпохи через период Птолемеев и далее в римский период последовательно, независимо от того, какие другие божества были в моде в данное время. В разные эпохи истории Египта господствовали разные боги в разных регионах или даже на национальном уровне, такие как Осирис, Исида, Амон, Атум, Ра, но поклонение Апису никогда кардинально не менялось.

Окрашенная подножка гроба с быком Apis

Усама Шукир Мухаммед Амин (авторское право)

В ранний династический период ритуал, известный как Бег Аписа, проводился для оплодотворения земли. Бык изображен на гравюрах с менатом

, ожерельем/ошейником, посвященным Хатхор. Куда бежал бык во время этой церемонии, неясно, но, скорее всего, он находился на территории храма в Мемфисе, тогдашней столице Египта, который символически оплодотворял всю землю.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Бык был выбран после тщательного поиска на основании его внешнего вида: он должен был быть черным, с белым треугольным отметином на лбу, еще одним белым отметином на спине в виде крыльев ястреба или стервятника, белым полумесяцем на на боку, разделение волосков на конце хвоста (известное как «двойные волосы») и шишка под языком в форме скарабея. Если бы находили быка со всеми этими характеристиками, его, конечно, тут же узнавали бы как Apis, но было бы достаточно даже нескольких или одного.

Белого пятна в форме треугольника на лбу и шишки в виде скарабея под языком часто было достаточно для выбора быка.

Поклонение

После того, как бык был выбран, его привезли в Мемфис и поместили на территории храма вместе с его матерью. Люди приезжали в город со всей земли, чтобы поклоняться животным. Египтолог Ричард Х. Уилкинсон описывает жизнь быка в городе:

Удалить рекламу

Реклама

В Мемфисе бык Апис содержался в специальных помещениях к югу от храма Птаха, где ему поклонялись прихожане и развлекал его собственный гарем коров. Помимо участия в специальных процессиях и других религиозных ритуалах, животное использовалось для передачи оракулов и считалось одним из самых важных источников оракулов в Египте. (172)

В праздничные дни, фестивали и другие особые события, такие как коронация короля, быка выпускали в специальную камеру, из которой вели разные ворота. Символы и продукты питания были размещены по другую сторону ворот камеры, и люди задавали вопросы о будущем, пока быка вели в комнату.

Какие бы ворота ни выбрал бык, они дадут ответ на вопросы людей.

После того, как жрецы произнесли и истолковали оракул, быку было позволено свободно бродить по ограде, в то время как люди преклоняли колени перед ним в поклонении. Для древних египтян каждый вид жизни был продолжением божественного, и вся жизнь была священной. Хотя египетская диета действительно включала мясо, она была в основном вегетарианской, и когда ели животных, приносили благодарность за жертву.

Apis

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Хотя люди должны были знать, что этот конкретный бык, которого они видели, умрет, они также знали, что дух, который вселился в этого быка, был вечным; может умереть тело конкретного быка, но не сам бык, не душа, оживлявшая животное. Именно этот вечный аспект быка Аписа сделал его столь значимым на религиозных праздниках и других общественных собраниях.

Удалить рекламу

Реклама

Одним из самых важных событий, в которых участвовал бык, был фестиваль Хеб-Сед, который проводился каждые тридцать лет правления короля, чтобы омолодить его. Фестиваль Хеб-Сед включал в себя ряд физических действий, которые царь должен был совершить, чтобы показать, что он все еще способен служить богам и людям. Бык с древнейших времен ассоциировался с королем и монархической властью, поэтому бык Апис ходил рядом с королем в знак божественного одобрения. По завершении праздника, когда народ приглашали на общий пир в честь короля, бык Апис оставался в присутствии короля как постоянное напоминание о силе и мужестве.

Смерть и замена

По прошествии 25 лет, если бык не болел или не пострадал от несчастного случая, его торжественно убивали. Некоторые части животного съедались жрецами, а затем труп отвозили в особую часть территории храма в Мемфисе для бальзамирования. Был объявлен траур, во время которого тело быка мумифицировали с той же заботой, что и король или дворянин, и в то же время священники были отправлены на поиски замены. Как только бальзамирование было завершено, мумифицированный бык был доставлен по священному пути из Мемфиса в некрополь в Саккаре, где он был похоронен в Серапеуме, подземной серии камер, вырытых для этой цели четвертым сыном Рамсеса II (1279 г. ).-1213 г. до н.э.), Кхемвезет. Кроме того, Кхемвезет, посвятивший себя сохранению истории, обеспечил тщательную регистрацию смертей быков Аписа и даты захоронения. Как верховный жрец Птаха в Мемфисе, Кхемвезет должен был председательствовать на похоронных церемониях быков.

Быки были захоронены в гранитных саркофагах, некоторые из которых были украшены орнаментом, а мать быка, которая также была ритуально убита и забальзамирована, была похоронена в том же стиле в катакомбах Изеума, посвященных Исиде. Все телята, произведенные быком, также были убиты и забальзамированы, хотя место их захоронения неизвестно.

Удалить рекламу

Реклама

Смерть быка была не концом его жизни, а моментом перехода из одного состояния в другое, и обряд его умерщвления считался не забоем, а превращением.

Причина смерти быка заключалась в том, чтобы присоединиться к нему с Осирисом и ритуально воспроизвести цикл жизни, смерти и воскресения. Бык представлял живого создателя Птаха, пока тот жил, и стал Осирисом, когда тот умер, и тогда его называли богом Осираписом. Осирис был первым царем Египта и первым, кто умер и вернулся к жизни среди всех разумных существ, и, следовательно, ритуальный акт умерщвления животного, который был так тесно связан с царством и божественным, объединил монархию с воскресением. Смерть быка Аписа символизировала вечную природу жизни. Вместо того, чтобы ждать, пока бык умрет от старости или болезни, его отправили к Осирису еще здоровым, и после того, как он был погребен, бык, очень похожий на последнего, занял его место. Этот новый бык, по сути, будет содержать тот же вечный дух, что и последний, поскольку считалось, что душа старого быка переродилась в том, который будет выбран для его замены.

Именно по этой причине в начале птолемеевского периода Птолемей I решил объединить Аписа с греческим богом Зевсом и другими, чтобы создать своего нового бога Сераписа для мультикультурного общества, которое он пытался сформировать в Египте. Птолемей I построил свой великий Серапеум в Александрии, рядом со знаменитой библиотекой, чтобы возвысить своего нового бога как божество, которое принимает и приветствует всех. Апис был не просто еще одним богом в египетском пантеоне, но воплощением египетских ценностей, и как только Птолемей I объединил его с греческими божествами, он стал выдающимся богом нации, который умер только для того, чтобы жить вечно. Смерть быка была не концом его жизни, а моментом перехода из одного состояния в другое, и церемония, сопровождавшая его умерщвление, считалась не забоем, а превращением.

Серапис

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Этот ритуал может показаться противоречащим той ценности, которую древние египтяне придавали индивидуальности и долгой, полной жизни, но на самом деле он иллюстрировал именно эту концепцию. Бык никогда не состарится и не умрет — он был вечным существом — и он будет вечно оставаться здоровым и здоровым, переходя из одного тела в другое в бесконечной прогрессии. Причина, по которой поклонение быку Апису не претерпело существенных изменений за более чем 3000 лет, заключается в том, что он воплощал самые глубокие египетские ценности, касающиеся жизни, времени и вечности. Время, проведенное на земле, было лишь кратким пребыванием в вечном путешествии, которое вывело бы человека из времени, но не с места. Загробная жизнь Египта была продолжением земной жизни, только в другом плане; можно было бы по-прежнему наслаждаться своим домом, домашними животными, землей и любимыми в раю. Бык Апис уверял в этом людей своим постоянством; независимо от эпохи, в которой человек жил, это божественное проявление было раньше, было одно в настоящем и будет одно в будущем, и все они будут одной и той же сущностью навечно.

Камбиз II и христианство

В 525 г. до н.э. персы под предводительством Камбиса II вторглись в Египет, и Геродот сообщает, что сам Камбиз II убил быка Аписа раньше положенного времени (история, также рассказанная Диодором Сицилийским), а тушу выбросили на улицу, где ее съели собаки. . Эти отчеты были оспорены, потому что Камбиз II знал и уважал египетскую культуру, и поэтому некоторым ученым кажется нехарактерным, что он сознательно совершил такое святотатство.

На самом деле, однако, в эту историю не так уж трудно поверить. Камбиз II только недавно завоевал Египет в битве при Пелусии, используя против них собственные верования египтян. Зная об их почитании животных в целом и кошек в частности, он приказал своим солдатам собрать как можно больше бездомных животных и нарисовать на их щитах изображение египетской богини кошек Бастет. Затем он двинулся на Пелусий, гоняя животных перед своими войсками, и потребовал немедленной сдачи города. Египтяне подчинились, чтобы не рисковать причинить вред животным и разозлить Бастет. Кажется, нет большой разницы между действиями Камбиса II здесь и его более поздним убийством быка Аписа. В обоих случаях он использовал египетскую веру в своих целях: убивая быка Аписа раньше времени, он провозглашал себя новым царем Египта и отвергал старую египетскую монархию и ритуалы, связанные с ней, чтобы подчеркнуть свой триумф и рассвет нового режима.

Геродот продолжает объяснять, как Камбиз II заплатил за свое преступление своей жизнью; когда он садился на лошадь, он случайно пронзил себя в бедро — в том же месте, где он впервые проткнул быка — и умер от инфекции. Также сообщается, что с этого момента собаки считались нечистыми животными, потому что они съели божественного быка. История гласит, что собаки всегда высоко ценились в Египте, но теперь на них смотрели свысока, как на мерзость. Однако, похоже, нет никаких доказательств в поддержку этого утверждения, поскольку собак продолжают держать для охоты, в качестве опекунов и компаньонов на протяжении всей остальной истории Египта без какого-либо заметного снижения статуса.

Культ Аписа продолжался до возникновения христианства в 4 веке нашей эры. Вечный бык, символизирующий египетские ценности, был несовместим с новым христианским видением, и ритуалы, связанные с быком, пришли в упадок. Серапеум Птолемея I был разрушен ревностными христианами ок. 385 г. н.э. в их усилиях по искоренению дохристианских верований в Александрии. Это же рвение, возможно, привело к разрушению большой библиотеки, расположенной недалеко от Серапеума, в то же время или немного позже. В V веке н.э. культ Аписа был запрещен вместе с другими языческими сектами и ритуалами, поскольку христианское понимание вселенной и божественности стало доминирующим.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Божественные культы священных быков

Обожествление животных в Древнем Египте существовало еще до объединения страны около 3100 г. до н.э. Общины поклонялись своим божествам, многие из которых были представлены в образах животных. В некоторых деревнях животных, завернутых в льняную ткань и рогожу, например, коров, собак и овец, хоронили вместе с людьми. Статуэтки животных, а также амулеты и грифельные палитры в форме животных были найдены в могилах многих древних египтян.

Хотя нет четкой причины для обожествления животных, предполагалось, что некоторые животные, возможно, достигли своего божественного статуса, потому что они помогали людям, тогда как более опасным и внушающим страх животным, таким как шакалы, могли поклоняться как способ успокоить их. В любом случае считается, что божествам нужно было придать узнаваемый вид, чтобы божественная сила не казалась массам такой абстрактной. Знакомый образ, например животное, давал людям более конкретное представление о силе этого конкретного божества, поэтому одно божество могло быть представлено несколькими разными изображениями. По сути, силы и черты бога передавались формой или формами, которые он принимал. Таким образом, это было легче понять.

В ранний династический период животные боги постепенно антропоморфизировались, изображаясь с головами животных или птиц на человеческих телах. С течением времени эти божества-животные появлялись по-разному, в том числе в полной форме животных, с головами животных с человеческими телами и полностью в виде людей. Во всех этих различных формах были нарисованы божества-животные, выполняющие человеческие действия, такие как участие в битвах и победа над врагами.

Среди наиболее важных культов животных были культы быков, которые появились в египетских письменах еще во времена Первой династии. Древние считали, что могучий бык олицетворяет личность царя; сланцевые палитры, датируемые 3100 г. до н.э., даже изображают королей в виде быков. Это животное было выбрано потому, что оно символизировало мужественное сердце короля, огромную силу, мужество и боевой дух. Бычьи рога даже украшают некоторые гробницы придворных, служивших первым царям Саккары.

Жрецы культов быка идентифицировали священного быка по его очень специфическим отметинам (описанным ниже). Как только бык был провозглашен воплощением бога, его отнесли на территорию храма, где его очистили, поместили в величественные помещения, накормили лучшей едой и дали стадо лучших коров.

Культ быка Аписа, вероятно, самый известный из трех самых известных и божественных культов быка, и он считается самым священным. Геродот писал, что Апис был «теленком коровы, который никогда впоследствии не сможет иметь другого. Египетская вера состоит в том, что вспышка молнии нисходит на корову с небес, и это заставляет ее получить Аписа».

Бык Апис изначально считался воплощением бога Птаха, создателя вселенной и повелителя судьбы, но это было менее известное объединение. Позже Апис стал широко известен как воплощение Осириса, бога бальзамирования и кладбищ, когда сам Птах принял погребальные черты и стал ассоциироваться с Осирисом. Плутарх писал, что «Апис был прекрасным и прекрасным образом души Осириса». Во всяком случае, только один бык считался священным Аписом одновременно; замену можно было искать после смерти быка. Новый Apis был доставлен в Мемфис на лодке со специально построенной золотой кабиной.

Теленок Apis можно было узнать по определенным отметинам: у черного теленка был белый ромб на лбу, изображение орла на спине, удвоенное количество волос на хвосте и отметина скарабея под языком. Поскольку Апис был настолько священным, само собой разумеется, что его мать (называемая «коровой Исиды») также почиталась.

Рождение теленка Аписа было праздником среди древних египтян, поскольку это означало, что среди них родился живой бог. Но, согласно Геродоту, эта религиозная вера была осквернена в 525 г. до н.э. персидским царем Камбисом, когда он захватил священный город Мемфис. Геродот утверждает, что на следующий день после кровавой битвы при Камбизесе он проснулся и обнаружил, что египтяне в Мемфисе празднуют. На вопрос, почему побежденный народ будет радоваться после такого жестокого избиения, ему ответили, что только что родился живой бог. Камбиз потребовал, чтобы этого бога привели к нему, а когда ему представили тельца Аписа, он с отвращением рассмеялся и назвал египтян язычниками и глупцами. Затем он ударил теленка ножом в заднюю часть, что в конечном итоге привело к смерти теленка, после чего Камбиз приготовил его и подал на банкете. Перепуганные египтяне считали это богохульство причиной всех будущих трагедий Египта.

Рассказ Геродота сильно отличается от египетских записей, которые, кажется, придерживаются противоположной точки зрения. В этих записях говорится, что между 525 и 522 годами до нашей эры Камбиз принял участие в религиозной церемонии, на которой он посвятил саркофаг мумифицированному быку Аписа в рамках своих фараонских обязательств.

Египтяне праздновали Праздник Быка Аписа, который длился семь дней. Толпы людей собрались в Мемфисе, чтобы посмотреть, как священники проводят священную процессию со священным быком через приветствующую толпу. Считалось, что любой ребенок, почувствовавший запах дыхания Аписа, обладал способностью предсказывать будущее. Фактически, к самому Апису часто обращались как к оракулу. Египтяне задавали быку вопрос, а затем предлагали ему еду: если бык съел пищу, это было хорошим предзнаменованием, но отказ от еды был плохим предзнаменованием.

Когда Египет попал под власть Птолемеев, Птолемей I создал нового бога в попытке объединить греков и египтян, установив божество, знакомое обеим культурам. Нового бога назвали Сераписом, который сочетал в себе компоненты греческих богов Зевса, Асклепия и Диониса, а также египетского божества Осириса и священного культа быка Аписа. Хотя бог имел греческий вид, он также имел некоторые черты быка Аписа, а также египетское имя. Серапис был объявлен богом плодородия и подземного мира, но, хотя египтяне терпели это новое божество, они так и не приняли его по-настоящему. С другой стороны, поскольку греческое руководство поддержало новый культ Сераписа, многие греки приняли его и последовали ему, но искусственно созданный культ так и не достиг своей цели религиозного единства между греками и египтянами.

Когда бык Apis умирал, его тело бальзамировали и погребали с великой церемонией, которая была бы дозволена королевской семье. Мемфисский храм с большими алебастровыми плитами был местом, где бальзамировали быков. После подготовки тела и внутренних органов присевшего быка причудливо перевязали, вставили искусственные глаза, его рога и лицо либо позолотили, либо покрыли маской из сусального золота, накрыли саваном. Мумия Аписа была перенесена в Серапеум (катакомбы, которым предшествовала аллея сфинксов) среди формальностей, связанных с божеством, для захоронения в массивном каменном саркофаге весом более 60 тонн. А

папирус 26-й династии объясняет технику бальзамирования быка Аписа.

Другим культом быка был культ Бухиса, просуществовавший примерно до 362 г. н.э. Бык Бухиса был олицетворением богов Ре и Осириса, но он также был связан с богом войны Монту. Бык должен был иметь специфическую окраску черного лица с белым телом, чтобы считаться Buchis.

Центром культа Бучис был город Армант. Многие поколения мумифицированных быков Buchis и их матерей были похоронены на специально отведенном кладбище, называемом Bucheum, где быков прикрепляли к деревянным доскам металлическими скобами, которые удерживали передние и задние ноги на месте.

Информации о культе Мневис гораздо меньше, чем о двух других культах быков. Мневис был священным быком Гелиополиса, и хотя он был связан с богом солнца Ре, было высказано предположение, что он также отождествлялся с Мином, богом плодородия Коптоса. Когда Эхнатон (первоначально Аменхотеп IV) поднял культ солнца на новую высоту, он основал новый город, ныне известный как Телль-эль-Амарна, и посвятил его поклонению богу Атону. Эхнатон поклялся, что похоронит быков Мневиса в этом новом городе, но до сих пор археологи не нашли там бычьих захоронений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *