Читать онлайн «История Великого Княжества Литовского» – Литрес
Первобытнообщинный строй на территории Литвы
В глубокой древности на территории Литвы существовал первобытнообщинный строй (до IX века н. э.). Древнейшие следы обитания людей на территории Литвы относятся к эпохе конца палеолита и мезолиту (9–5 тыс. до н. э.). Найдены орудия производства, изготовленные из кремня, кости и рога. Основным занятием древнейших обитателей Литвы была охота и рыболовство.
В начале 2-го тысячелетия до н. э. (эпоха позднего неолита) на территории Литвы с Юго-Запада проникли предки балтийских племен – ятвяги, пруссы, курши и другие племена, обитавшие на восточном побережье Балтийского моря, которые принесли с собой животноводство и примитивное земледелие. Появились постоянные поселения – усадьбы. С середины 2-го тысячелетия до н. э. обитатели Литвы начали применять бронзовые орудия и оружие. Около середины 1-го тысячелетия до н. э. появилось железо, но до начала н. э. оно употреблялось мало.
С появлением более совершенных орудий труда начинает развиваться огневое подсечное земледелие. Вырубались лесные массивы, деревья сжигались, золой удобрялась земля, которая разрыхлялась мотыгой, затем на ней выращивали зерновые культуры. Окончательное вытеснение каменных орудий труда металлическими происходило в начале 1-го тысячелетия н. э. В это время основным занятием жителей стало земледелие.
С начала н. э. для обработки земли употреблялось деревянное рало, пара волов и бороны, железные серпы. С середины 1-го тысячелетия н. э. утвердилась паровая переложная система с постоянно унавоживаемыми полями. В XI–XII веках появилась соха с железным наконечником. Основными культурами земледелия были рожь и овес, в меньшей степени сеяли ячмень и пшеницу.
Общественные отношения в эпоху бронзы и раннего железного века были патриархальными. Люди жили родовыми общинами, затем, с начала н. э. родовой строй начал распадаться. Семейная община оставалась хозяйственной единицей, но вместе с тем начали выделяться отдельных большие семьи – хутора. При наличии общинного землепользования в Литве появляется личная собственность на землю и имущественное неравенство. В 5–8 веках постепенно начинает формироваться классовое общество. Выделившаяся знать, которая имела в своем распоряжении войско, начинает строить замки-крепости, чтобы обороняться от соседей.
Образование Великого княжества Литовского. Зарождение и развитие феодальных отношений в IX–XIII веках
IX–XIII века являются периодом раннего феодализма в Литве. В это время классовое общество окончательно еще не сформировалось и продолжают сохраняется немало черт патриархальной общины. Вместе с тем с укреплением экономических и политических связей между родами начинается период развития материальной культуры, о чем свидетельствуют находки археологов захоронений с трупосожжением. Находки в захоронениях с трупосожжением и трупоположением, обнаруженные в старых поселениях и курганах (украшения из янтаря и металла, керамика, орудия труда, бытовые принадлежности, оружие), свидетельствуют о том, что в этот период материальная культура балтийских племен достигла высокого уровня развития. Они торговали с европейскими странами.
Римский историк Корнелий Тацит упоминает, что предки литовцев были трудолюбивыми землевладельцами, занимались сбором янтаря на побережье Балтийского моря.
С XIII века в истории Литвы начинается феодальный период, в который образовались классы феодалов и крестьян. Вотчину феодала составляли патриархальные рабы и часть крестьян-общинников, попавших в феодальную зависимость. Основная масса крестьян до XV века оставалась лично свободной. В феодализации литовских земель, особенно восточных, важную роль сыграло влияние более развитых феодальных отношений в Польше и на Руси.
Впервые названия Литва и литовцы упомянуты в письменных источниках в 1009 году (Кведлинбурские анналы) и в 1040 году (восточнославянские летописи). Хроники XII века употребляют эти понятия чаще. Этимология названия окончательно пока не выяснена. Белорусско-литовские летописи выводят название из латинских слов «литус тубус» (литус – берег, туба – труба), которыми назвали понеманские земли римляне, якобы переселившиеся сюда из Италии. У польских хронистов – от трансформации слов Италия – Литалия – Литуания – Литуа – Литва (Я. Длугош и др.) Современные исследователи предполагают, что слово «литва» является производным от балтского слова «Лиетаука» – названия небольшой речки, притока Вилии; от кельтского слова Litavia, что значит «прибрежная страна».
Феодальные отношения у литовских племен, среди которых выделяются жемайты, жившие на западе, аукштайты и собственно литва – жили на востоке, складывались медленнее, чем у их славянских соседей. В X–XI веках эти племена оказались в окружении феодальных государств: Польши, Киевской Руси, которые оказывали влияние на их общественно-политическое развитие. Жители Литвы и Жемайтии платили дань Древнерусскому государству. Первые государственные объединения – княжества – сформировались в Литве в X–XIII веках. Таких разрозненных княжеств было несколько, между князьями не затухали распри. Они вели борьбу за власть, часто нападали друг на друга, стремясь расширить свои владения и укрепить свое могущество, но перед лицом внешней опасности вынуждены были объединять силы под властью одного, более сильного. Разрозненные литовские земли пытались завоевывать соседние славянские и германские государства. В свою очередь, князья литовских племен совершали частые набеги на древнерусские земли. Они грабили земли, захватывали пленных, скот и т. п., что являлось одним из источников накопления богатств представителями класса феодалов, который в это время формировался.
На севере соседями литовцев были латыши, на востоке и юге – славяне, на западе – пруссы. С образованием классов возникли государственные объединения – земли. У пруссов с IX по XII века до появления крестоносцев, известно 8 таких земель. Первая половина XIII века явилась переломным периодом в ее истории. К этому времени социально-экономическое развитие привело к появлению у литовцев классов и феодальных отношений. Более тесному сплочению племен способствовала угроза со стороны крестоносцев, которые появились в Прибалтике в конце XII века и начали захватывать ее земли. Постоянные угрозы и нападения предопределили необходимость объединения литовских земель под властью одного князя и ускорили процесс образования у литовцев государства. Постепенно из среды литовских феодалов выделяются наиболее влиятельные и сильные, мощь которых определялась размерами их земельной собственности и других богатств, а также количеством воинов.
В первой четверти XIII века князю Рингольду, который правил в Кернове, удалось подчинить себе соседние аукштайские княжества. Опасность особенно возросла, когда в XIII веке на территории нынешней Латвии укрепился духовно-рыцарский орден «Братство воинов христовых», иначе называемый орденом меченосцев (позже – Ливонским). С другой стороны, покорив пруссов, основался другой орден агрессивных немецких монахов – «Девы Марии», называемый орденом крестоносцев, или тевтонским орденом, перебравшийся после крестовых войн из Палестины в Европу. Под прикрытия лозунга распространения христианства эти ордена в течение двух веков постоянно нападали на литовские земли, стремясь покорить всю Прибалтику, однако под Сауле (Шауляй) воины Рингольда разгромили рыцарей, в битве погиб их магистр.
Видя возрастающее могущество Рингольда, русские князья Давид Луцкий Святослав Всеволодович, Лев Волынский и Дмитрий Друцкий выступили против литовского князя. Битва произошла в 1235 году при Могильно, недалеко от Новогрудка. Завершилась она полной победой Рингольда, что позволило ему расширить свои владения за счет западно-русских земель.
После смерти Рингольда политику расширения княжества продолжил его сын Миндовг (Миндаугас), который был не только способным политиком, но и выдающимся военным предводителем. Впервые упоминается о Миндовге в документах 1219 года. В них летописец называет его в числе старших литовских князей при подписании в Бресте мирного договора с галицко-волынскими князьями Даниилом и Васильком.
Будучи князем в Новогрудке, который он получил по сведениям «Хроники Быховца» в наследство от своего отца Рингольда, в 30–40 – х годах XIII века Миндовг объединил восточно-литовские княжества и частично Жемайтию в единое раннефеодальное государство – Великое Княжество Литовское и объявил себя великим князем. В 1236 году летописные источники упоминают «Литву Миндовга», которая, видимо, в дальнейшем стала ядром объединения земель. Свои силы Литовское княжество стремилось увеличить за счет населенных и богатых древнерусских областей, которые в это время находились в состоянии наибольшего дробления и были ослаблены изнурительной борьбой с крестоносцами, литовскими набегами и внутренними междоусобицами.
Постепенно он подчинил себе как литовских князей, так и гродненских, волковысских, слонимских и др. Затем, опираясь на хозяйственно-экономический и военный потенциал присоединенных княжеств, он и его приемники, стали усиливать свое влияние на аукштайские, жмудские и другие земли. Позже Даниил Галицкий не раз стремился возвратить земли Черной Руси с городами Гродно, Слоним, Волковыск и другими, но безрезультатно. Они прочно вошли в состав вновь образовавшегося Литовского государства, позже получившего название Великого княжества Литовского.
Одновременно Миндовг продемонстрировал свою силу и на востоке, где росло и крепло Московское государство и приходила в упадок Золотая Орда. Его войска вошли в Псковскую и Новгородскую земли, заняли Торжок. Александр Невский несколько раз выводил свои дружины для битвы и только ценой больших усилий сумел отстоять свои владения от притязаний Великого Княжества Литовского. Полоцкое, Минское и Витебское княжества, видимо, признали над собой верховную власть Миндовга. На юге Миндовг расширил свои владения до Пинска.
Утверждение наследственной великокняжеской власти произошло при Гедимине (1316–1341). После монголо-татарских завоеваний Руси Литва стала крупным государством. К основной территории Литвы – Аукштайтии, Жемайтии и Черной Руси (северо-восточная часть Гродненской области) – была присоединена Западная Беларусь.
Литва неоднократно испытывала нападение монголо-татар и вела войны с Золотой Ордой (1242, 1249,1258, 1275, 1278, 1282, 1289, 1315, 1338, 1340). Миндовг дал им отпор, когда они, покорив Подолию, Волынь, Галичину, двигались на северо-западную Русь и Литву. В 1242 году он нанес им поражение недалеко от Лиды, а 1249 – на реке Нетечи. Ольгерд (Альгирдас) в 1362 году разбил татар под Синими водами.
Дальновидная политика Миндовга и его преемников давала свои плоды. Процесс создания государства осуществлялся не только в результате захватов и применения военной силы, но и путем добровольного или с применением определенного политического давления присоединения других княжеств и территорий, подчинения местных князей великокняжеской власти. Миндовг предпочитал политику лояльного отношения к местным князьям. В этом случае, они, становясь вассалами великого князя, не теряли власти над своими княжествами.
Изгнав в Литве в 1248–1249 годах князей Товтивила, Эрдивила и Викинта, Миндовг еще больше укрепил свои позиции. Однако вскоре галицко-волынские князья Даниил, бывший родственником изгнанного Товтивила, и Василько, встав на защиту интересов изгнанников, начали против Миндовга длительную войну. Им были совершены несколько походов, в результате которых Миндовг оказался в сложном положении и, чтобы не проиграть войну, призвал на помощь орден меченосцев. Прислав магистру ордена богатые дары, он убедил его в своей готовности принять католичество и ввести это вероисповедание в княжестве. За это магистр ордена должен был отказать в помощи Товтивилу и признать за Миндовгом статус короля. В конце 1253 года с согласия папы Иннокентия IV Миндовг был крещен по католическому обряду и возведен в королевское достоинство. Коронация Миндовга была важным, переломным событием в истории нового государства. Возрастали его международный авторитет и значение.
Актом коронации весь тогдашний католический мир подтверждал правомочность и независимость Великого княжества Литовского, уравнивал его в правах с другими европейскими странами. Крестоносцы не только вышли из союза с Даниилом, но и оказали Миндовгу военную помощь, позволившую ему выиграть войну.
Большую роль в дальнейшем укреплении Великого княжества Литовского сыграл сын Миндовга Войшелк, которому его отец передал Слоним и Волковыск. Войшелк от имени отца вел переговоры с Галичским княжеством. В 1254 году для укрепления соглашения одна из дочерей Миндовга была выдана замуж за сына Даниила, который был холмским князем. Даниил щедро одарил молодоженов, отдав им Дрогичинское княжество. Этим он одновременно гасил и затянувшийся спор между Галицко-Волынской Русью и Великим княжеством Литовским.
В свою очередь Миндовг, взял себе на службу в Новогрудок второго сына Даниила, Романа. Таким образом удалось не только помирить, но и породнить две враждующие династии Рингольдовичей и Романовичей. В 1256 году войско Романа Новогородского, Глеба Волковысского и Изяслава Свислочского участвовали в походе Даниила и Василько Романовичей на ятвягов. В этом же году до Холма и Новогрудка дошла весь о смерти Батыя. Оба князя решили, что пришло время для освобождения Киева и юго-восточных земель. Первым выступил Даниил. Он решил не ждать войска Великого княжества Литовского, которые возглавлял Роман Даниилович, напал на сильное татарское укрепление, разграбил его, сжег, а все население взял в плен.
Его действия возмутили войско Великого княжества Литовского. Гнев войска вылился на собственного военачальника князя Романа Данииловича, который вынужден был бежать к своему отцу. Оставленная им армия разгромила окрестности Лучка. Отряды Даниила догнали войско Великого княжества Литовского. В сражении погибло много воинов. Начались долгие переговоры и через некоторое время эта вспышка взаимной вражебности постепенно улеглась. Роман Даниилович вернулся на службу в Новогрудок, где по неизвестной причине Войшелк уступил ему правление, отказался от в его пользу от Слонима и Волковыска, а сам ушел на службу к Даниилу Галицкому, точнее, стал его почетным заложником. Здесь Войшелк в православном монастыре постригся в монахи и остался там на несколько лет. Вскоре Войшелк основал на Немане монастырь и через некоторое время начал предпринимать меры по возвращению Новогрудка и окрестных земель.
В 1258 году он с помощью Товтивила захватил Новогрудок и захватил княжившего в нем Романа Данииловича. В ответ Даниил Галицкий совершил поход на Новогрудскую землю, взял Волковыск и послал отряды на Гродно и Зельву. Но снова подчинить Новогрудок ему не удалось. Вернув власть над Новогрудком, Войшелк хотел утвердиться и в литовских владениях отца, прежде всего путем распространения там православия. Между отцом и сыном возникла враждебность, которая внешне носила религиозный характер.
В это же время у Миндовга обострились отношения с полоцким князем Товтивилом, со своим двоюродным братом, а также с князем Жемантии, который вступил в сговор с Нальшанским князем Довмонтом, у которого Миндовг отнял жену. Довмонт не рискнул выступить открыто, а ждал удобного момента, чтобы отомстить. Такой момент представился, когда войско Миндовга выступило на Брянщину с целью ее присоединения к Великому княжеству Литовскому. В сентябре 1263 года заговорщики подкупили любимца Миндовга выходца из Рязани Остапа Константиновича, напали на спящего князя и убили его вместе с сыновьями.
В Великом княжестве Литовском: XIV–XVIII века
aA
Средневековая Литва, возникшая в середине XIII в., со временем выросла от Балтийского до Чёрного моря. Ещё в XIII в. была присоединена Чёрная Русь (ныне — Западная Беларусь). В XIV в. Великое княжество Литовское посредством оружия, дипломатии и браков приобрело много земель бывшей Киевской Руси, разорённых опустошительным нашествием татар в XIII в. На этих землях сформировались автономные области – Полоцк, Витебск, Минск, Слуцк, Киев, Чернигов и Волынь (почти вся современная Беларусь и большая часть Украины).
© Asmeninio archyvo nuotr.
Большинство жителей этих земель были руськими, т.е. потомками восточных славян (древнерусских) Киевской Руси (это предки современных белорусов и украинцев). Старая Литва в XV–XVII вв. была одним из самых могучих государств Европы, серьезно повлиявшая на историю Восточной Европы.
Собственно русские из Северо-восточной, или позже Московской, Руси были эмигрантами в Великом княжестве Литовском. Здесь русские (тверичане, москвичи, новгородцы и пр.) в XIV-XVI вв. составляли незначительную группу. Однако некоторые представители знати, прежде всего женщины, принадлежали к высшему слою политической элиты Великого княжества Литовского и даже к правящей династии Гедиминовичей.
Незначительные группы русских эмигрантов, беглецов и пленных в старой Литве не создали более или менее постоянной русской общины. Однако следует заметить, что в состав Великого княжества Литовского некоторое время входили и этнические русские земли: Смоленск и его область (1395–1400, 1404–1514, 1611–1654), удельные княжества, расположенные по верхнему течению Оки (Белёв, Одоевск, Воротынск и др.; 1408–1494). Можно предположить, что в XIV – начале XVI в. русские в восточных землях ВКЛ составляли от 125 000 до 250 000 или 5–10% всех жителей страны.
Во второй половине XVI в. из России в Великое княжество Литовское бежало немало знатных князей, религиозных оппонентов Русской православной церкви, вольнодумствующих и крестьян. Но в XVII–XVIII вв. из России, особенно после раскола Русской православной церкви при патриархе Никоне (1652-1666), на запад бежали уже главным образом не российская элита, а крестьяне, посадские люди, ремесленники и горожане.
Эта массовая эмиграция русских (в основном староверов) положила начало компактному проживанию русских на землях Великого княжества Литовского, в частности на территории современной Литвы. В конце XVIII в. численность этих русских переселенцев в Республике Обеих Народов могла достигнуть от 100 000 до 180 000 человек. Именно в XVIII в. возникла русская общины Литвы, которая, пополненная новыми волнами миграции XIX и XX столетий, существует и в настоящее время.
Теперь самые свежие новости о Литве можно прочитать и на Телеграм-канале Ru.Delfi.lt! Подписывайтесь оставайтесь в курсе происходящего!
Строго запрещено копировать и распространять информацию, представленную на DELFI.lt, в электронных и традиционных СМИ в любом виде без официального разрешения, а если разрешение получено, необходимо указать источник – Delfi.
Великое княжество Литовское | историческое состояние, Европа
- Дата:
- 1316 — 1569
- Основные события:
- Люблинская уния Битва на реке Ворскла Ливонская война
- Ключевые люди:
- Казимир IV Владислав II Ягелло Альгирдас Династия Ягеллонов Витовт Великий
- Похожие места:
- Россия Украина Литва
Просмотреть весь связанный контент →
великое княжество Литовское , государство, включающее в себя собственно Литву, Беларусь и западную Украину, ставшее одной из самых влиятельных держав в Восточной Европе (XIV–XVI вв.
). Под давлением крестовых походов тевтонских и ливонских рыцарей литовские племена объединились под предводительством Миндовга (ум. 1263) и образовали сильное сплоченное великое княжество во время правления Гедиминаса (годы правления 1316–1341), который расширил свои границы через верхнюю Двину в на северо-востоке до реки Днепр на юго-востоке и до Припятских болот на юге. После смерти Гедиминаса ему наследовали двое его сыновей: Кестутис правил собственно Литвой, предотвращая территориальные посягательства со стороны немецких рыцарей и их союзников, а титулярный великий князь Альгирдас продолжал экспансионистскую политику своего отца и, завоевав обширные русские и татарские территории , простирались его владения от Балтийского до Черного моря.Под сильным влиянием своих русских подданных литовцы не только реорганизовали свою армию, государственное управление, правовую и финансовую системы по русским образцам, но и позволили русской знати сохранить свою православную религию, свои привилегии и местную власть.
Викторина «Британника»
История: правда или вымысел?
Литовцы, однако, также оставались связанными со своими западными соседями; в 1385 году под давлением враждебно настроенных тевтонских рыцарей великий князь Ягайла (годы правления 1377–1434) заключил договор с Польшей (Кревская уния), согласившись принять римско-католическую веру, жениться на польской королеве, стать королем Польши, и объединить Польшу и Литву под одним правителем. Ягайла взял польское имя Владислав II Ягелло.
Польское влияние впоследствии начало вытеснять русское влияние в Литве. Великое княжество, однако, сохранило свою автономию, и под властью Витовта, двоюродного брата Ягайлы и бывшего политического соперника, получившего в 1392 г. и восточнорусские политические дела, и стала самым могущественным государством в Восточной Европе. В 1410 г. Литва во главе с Витовтом также присоединилась к Польше и нанесла решительное поражение тевтонским рыцарям (битва при Танненберге).
В результате он получил контроль над северо-западной территорией Жемайтии (подтверждено в 1422 г.) и навсегда уменьшил немецкую угрозу для Литвы.После смерти Витовта (1430 г.) Литва продолжала иметь своих правителей, которые номинально подчинялись польскому королю, но сохраняли автономию Литвы и ее авторитет в восточноевропейских делах. Когда поляки избрали своим королем 19-летнего великого литовского князя Казимира (1447 г.), две страны стали более тесно связаны. Однако Казимир, стремясь гарантировать независимость Литвы, даровал литовским боярам, провозгласившим его великим князем, грамоту (1447 г.), подтверждающую права и привилегии дворян, предоставляя им широкую власть над крестьянством и тем самым увеличивая их политическая власть.
Власть великого князя впоследствии пошла на убыль, и без сильного правителя Литва не смогла предотвратить постоянные набеги татар на ее южные земли; оно также не могло помешать Московии аннексировать Новгородское (1479 г.) и Тверское (1485 г. ) княжества, поддерживавшие тесные связи с Литвой, захватить треть литовских русских земель (1499–1503 гг.) и захватить Смоленск (1514 г.). , которым Литва владела с 1408 года.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться
В течение 16-го века Литва добилась значительных экономических успехов, включая аграрные реформы, и, как правило, оставалась сильным и динамичным государством. Однако, когда войны между Московией и Литвой возобновились в Ливонской войне (1558–83), ресурсы Литвы были на исходе, и она была вынуждена обратиться за помощью к Польше. Поляки отказались, если два государства не будут формально объединены. Сопротивление Литвы союзу было сильным, но, когда Сигизмунд II Август (великий князь литовский 1544–72; король Польши 1548–72) присоединил к Польше треть литовских территорий (Волынь, Киев, Брацлав и Подлясье), литовцам пришлось принять Люблинскую унию (1569 г.
).По условиям унии Литва официально оставалась отдельным государством, являясь равноправным партнером Польши в польско-литовской конфедерации. Тем не менее вскоре он стал подчиненным членом нового государства. Его шляхта переняла польские обычаи и язык; его администрация организовалась по польским образцам и проводила польскую политику. Хотя крестьяне сохранили свою литовскую идентичность, Литва была политически неотъемлемой частью Польши с 1569 года до конца 18 века, когда разделы Польши поместили ее в состав Российской империи.
Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Джоном М. Каннингемом.
Великое княжество Литовское
Великое княжество Литовское |
Великое княжество Литовское было последним языческим государством в Европе. Не имеющая выхода к морю и защищенная густыми лесами и непроходимыми водно-болотными угодьями, Литва была избавлена от участи других балтийских народов, которые были либо обращены в христианство, либо уничтожены немецкими и скандинавскими колонизаторами между концом 12 и началом 14 веков.
Их географическое положение также защищало литовцев от русских армий и Золотой Орды, завоевавших большую часть Восточной Европы в середине 13 века. Тем не менее, положение Литвы в системе реки Нямунас позже сделало ее важным экономическим перекрестком в торговле между Восточной и Западной Европой.
В течение 14 века Литва процветала при череде способных правителей, называемых «великими князьями», в подражание своим соседям на востоке, правителям Руси. Основанное из древней (и нынешней) столицы Вильнюса зарождающееся государство начало расширяться на восток, в русские земли, покинутые отступающими татарами. К 1323 году они завоевали Киев, древнюю русскую столицу.
Сохранение этого языческого государства на границе христианского мира глубоко обеспокоило папство, предпринявшее многочисленные попытки обратить литовцев в христианство. Несмотря на все их усилия, окончательное обращение Литвы произошло не по наущению папских легатов, а скорее по просьбе польской знати, предложившей великому князю Ягайле руку королевы Ядвиги и престол Польского королевства.
В 1386 году великий князь Ягайла стал польским королем Владиславом II. Литва, которую христиане в XIII и XIV веках называли «порождением сатаны», теперь вместе с Польшей стала «бастионом христианского мира», защищая его сначала от татар, а затем и от турок-османов.
Литовское государство было в то время самым большим в Европе, простираясь от Балтийского до Черного морей. Даже после смерти последнего члена династии в 1572 году созданное ими государство оставалось важным игроком в европейской политике.
Ранняя Литва
Первое упоминание о Литве в западных источниках встречается в записи в Анналах Кведлинбурга за 1009 г., в которой говорится, что здесь был замучен миссионер епископ польский «эль» Кверфурт Бруно. Однако историкам мало что известно о Литве до середины 13 века.
Его география делала его почти непроходимым для армий во все периоды, кроме самых холодных зимних месяцев, что избавляло его от первых волн западноевропейской экспансии вдоль побережья Балтийского моря, а также от территориальных амбиций различных русских князей и разрушительных действий Золотая Орда.
Литовским обществом в это время управляла свободная ассоциация кланов, основанная на городищах, которые поддерживали себя в основном за счет сельского хозяйства, а также за счет торговли и грабежей. В начале 13 в. власть объединилась вокруг вождей одного из таких родов — Рингаудов, сын которых Миндаугас правил Литвой 25 лет (1238—63).
Во время правления Миндовга он стал более активно интересоваться делами своих западных соседей. Он предоставил немецким купцам право торговать на своих землях и даже вступил в союз со своими бывшими врагами, тевтонскими рыцарями, против западных литовцев, которые не желали подчиняться его правлению.
Этот союз с его немецкими соседями символизировало крещение Миндовга в 1251 году. Через два года он был коронован папой Иннокентием IV, став королем Литвы. В том же году Кристиан, член ордена тевтонских рыцарей, был возведен на престол епископа Ливонии в новом кафедральном соборе в Вильнюсе.
Преобразование Миндаугаса, хотя и было пером в шляпе папской дипломатии, не имело далеко идущих последствий для Литвы по нескольким причинам. Сначала очень немногие из подданных Миндаугаса последовали его примеру. Во-вторых, новая политика, последовавшая за его обращением, в том числе союз с тевтонскими рыцарями, привела к дальнейшему раздражению дворян, которые уже были недовольны правлением Миндовга.
В 1259 году разочарованный епископ покинул свое место, а год спустя восставшие западные литовцы нанесли тевтонским рыцарям сокрушительное поражение. В следующем году Миндаугас отступил, но некоторых из его подданных было нелегко умилостивить. Через два года, в 1263 году, был убит первый великий правитель литовцев.
За смертью Миндаугаса последовали семь лет гражданской войны, в ходе которой были убиты трое его преемников. В 1270 году появился новый правитель Трайденис, член одного из соперничающих кланов литовской знати. Стойкий язычник, Трайденис правил Литвой, пока не умер естественной смертью в 1282 году. В исторических свидетельствах есть пробел в годы после его смерти, но к 1290 году возникла новая династия, которая будет править Литвой (а после 1385 года и Польшей). до 1572 г.
Литовцы поклонялись пантеону богов во главе с Перкунасом, аналогом скандинавского Тора. Немногочисленные литературные источники, описывающие религию литовцев, были написаны христианами, которые часто не были нейтральными наблюдателями языческих практик, которые они часто пытались вписать в рамки своей собственной системы верований. Одним из примеров этого было заявление летописца тевтонских рыцарей начала XIV века Петра Дасбургского о том, что литовским культом руководил языческий «папа».
Используя эти источники и другие описания балтийской религии и археологические источники, историки утверждают, что литовская религия была слабо организована и основывалась на поклонении природе. Жрецы и жрицы гадали как по жребию, так и через жертвоприношения животных.
Кратковременное появление христианства в Вильнюсе, похоже, оказало некоторое влияние на литовское язычество, поскольку археологические раскопки Вильнюсского собора показали, что на месте церкви Миндаугаса после его кончины был возведен языческий храм.
Предполагаемым лидером литовского культа был великий князь, и похоже, что правители после Миндовга узнали, что монументальное религиозное сооружение может быть мощным выражением центральной власти. Наиболее вероятным строителем храма был Гедиминас, который в первые годы своего правления восстановил Вильнюс как политическую столицу.
Образование Великого Княжества
Герб Великого Княжества Литовского |
Основатель новой династии Пукуверас не оказал большого влияния на Литву из-за своего недолгого правления (1290–1295). С другой стороны, во время правления его сыновей Витениса (1295–1315) и Гедиминаса (1315–1342) Литва резко расширилась политически, географически и экономически и стала одним из самых важных государств в восточно-центральной Европе.
В 1298 году во время спора между рижским архиепископом и горожанами и тевтонскими рыцарями Витенис предложил рижанам литовский гарнизон для защиты этого важного торгового центра от их общего врага. Хотя рижане в конце концов были вынуждены изгнать языческий гарнизон в 1313 году, дипломатические и экономические отношения между литовцами и рижанами продолжались. Гедиминас продолжил эту политику, когда его брат умер в 1315 г.
Гедиминас укреплял экономику Литвы, приглашая иностранцев селиться в деревнях и городах, посылая письма в многочисленные немецкие города. Он также предоставил немецким купцам щедрые привилегии во всем своем королевстве и гарантировал их безопасность на определенных маршрутах, называемых вределант, или «земля мира».
Хотя торговля с язычниками осуждалась папством, особенно торговля военными припасами, торговля преобладала на протяжении всего периода крестовых походов, даже между литовцами и тевтонскими рыцарями. На самом деле торговля между этими двумя государствами помогала финансировать их войны друг с другом.
Гедиминас осознавал необходимость создания военных союзов со своими соседями-католиками, рижанами и поляками, против их общего врага, тевтонского ордена. Но он должен был быть осторожен, чтобы не обидеть своих подданных — литовцев-язычников, а также православных русских, которые быстро составляли большинство жителей Литовского государства. Литовцы уже давно принимали активное участие в делах своих русских соседей, и некоторые видные литовцы были крещены по восточному обряду.
Например, один из сыновей Миндаугаса стал православным монахом, став покровителем Пскова, а другой его сын, Вайсвилкас, после трех лет правления Литвой (1264–1267) ушел в православный монастырь. Помимо отсутствия собственной письменной культуры, литовские правители использовали при своих дворах язык своих православных подданных, канцлерский русинский.
При Гедиминасе эти контакты усилились. Благодаря сочетанию завоеваний и брачных союзов литовское правление распространилось дальше на русские земли, поскольку литовцы заполнили вакуум власти, оставленный отступающими татарами. К 1323 году Гедиминас завоевал Киев, древнюю столицу Руси.
В 1315 году Гедимин учредил в Новгородке отдельного митрополита для Литвы, что освободило его православных подданных от церковного контроля московского митрополита. В течение следующего столетия эта литовская митрополия будет понижена до ранга епископства, а затем снова возведена, поскольку Константинопольский патриарх стремился манипулировать политическим ландшафтом Руси.
Христианизация Литвы |
Одновременно с обращением к главе Восточной церкви Гедиминас также активно искал помощи у лидера Западной церкви для заключения перемирия с тевтонскими рыцарями. Платой за это перемирие будет обращение Литвы.
Гедиминас сообщил Папе Иоанну XXII о своих намерениях в 1322 году и присоединился к своим давним союзникам, архиепископу и горожанам Риги, в осуждении зверств, совершенных их общим врагом, тевтонскими рыцарями. В его письме изложена история отношений Литвы с латинским христианством, отмечено обращение Миндаугаса, а также защита Риги его братьями.
Однако, когда в 1324 году прибыли папские посланники, Гедиминас передумал, что заставило некоторых более ранних ученых утверждать, что его письмо к папе было рижским подделкой. Гедиминасу напомнили о судьбе Миндовга некоторые из его языческих и православных подданных.
Когда папские легаты ушли в 1325 году, Гедиминас обратился к западу в поисках нового союзника и нашел короля Польши Владислава Локетека, который также был вовлечен в спор с тевтонскими рыцарями. В том же году Алдона (в крещении Анна), одна из дочерей Гедиминаса, вышла замуж за единственного сына Владислава, Казмира (Казмира). Хотя польско-литовский союз распался после смерти Анны в 1339 г., память об этом союзе оказала бы огромное влияние на судьбы обоих государств.
После смерти Гедимина в 1342 году великокняжеский престол занял его сын Яунутис. Несмотря на то, что он был избранным наследником своего отца, царствование его было недолгим (1342–1345 гг.), потому что брат, Альгирдас, угнал его в ссылку в Москву. Правление великого князя Альгирдаса оказалось продолжительным (1345–1377 гг.), отчасти потому, что он примирился не только с Яунутом, которому он пожаловал землю из своего вотчины, но и с шестью другими своими братьями.
Его младший брат, Кестутис, был его самым большим союзником, и ему было поручено важное задание по защите западной границы Литвы от тевтонских рыцарей. Альгирдас продолжил отцовскую программу экспансии на Русь, напав на Москву и пытаясь восстановить митрополию Литовской Руси. Он также пошел по стопам своего отца, предложив креститься — на этот раз как папе в Авиньоне, так и патриарху Константинополя, — а затем отверг эти намерения.
Несмотря на эти уловки, он, как и его отец, был терпим к христианам, которые жили в его владениях, по крайней мере до тех пор, пока они уважали литовские религиозные обычаи. Пятеро францисканцев убедились в этом на собственном горьком опыте, когда их казнили за прозелитизм.
Когда умер Альгирдас, он хотел, чтобы трон перешел к его сыну Ягайле, но Кестутис оспаривал правопреемство своего племянника. В 1381 году Кестутис сверг Ягайлу, но через год узурпатор был убит. Когда Ягайла вернулся к власти в 1382 году, он подумывал взять себе в жены московскую княжну в надежде в конечном счете выполнить притязания своего отца на титул великого князя всея Руси.
Однако возродившаяся мощь татар, свидетельством которой стало разграбление ими Москвы в 1382 г., заставила молодого великого князя обратиться за невестой на запад, в Польское королевство, с которым его дед был союзником и которое также только что потерял своего короля.
Союз с Польшей
Когда король Польши Казимир III Великий умер без сына в 1370 году, его корона перешла к его племяннику Людовику Анжуйскому, королю Венгрии. После его смерти в 1382 году дворяне двух королевств разделились во мнениях относительно того, кто станет его преемником. После двух лет борьбы было решено, что его старшая дочь Мария унаследует его в Венгрии, а младшая дочь Ядвига унаследует его в Польше.
В 1384 году в возрасте 10 лет Ядвига была коронована как королева. Хотя ранее она была обручена с Вильгельмом фон Габсбургом, принцем Австрии, польская знать отвергла этот брак и вместо этого посмотрела на восток, на языческую Литву. Однако это не было таким уж странным решением, учитывая исторические отношения между двумя государствами, а первой женой короля Казимира была литовская принцесса.
Когда великий князь Ягайла в 1386 году принял христианство, что было одним из условий его вступления на престол, он принял христианское имя Владислав, имя отца Казимира, союзника своего деда Гедиминаса и реставратора польского Королевство. В следующем году Владислав II вернулся в Вильнюс и учредил там епископство для управления обращением своих языческих подданных в христианство.
Когда в 1399 году умерла бездетная Ядвига, перед польско-литовским государством встала дилемма. На двух важных собраниях в 1401 и 1413 годах польская и литовская знать решили сделать Кревскую унию (названную по месту, где она была создана в 1385 году) постоянной.
На самом деле, в отличие от других современных слияний государств, таких как Кальмарская уния, которая объединила скандинавские королевства в 1397 году, польско-литовская уния оказалась прочной, даже пережив упадок династии Ягелло (названной в честь польского вариант имени Ягайлы — Ягелло) в 1572 г.
Опираясь на этот консенсус, Владислав II повел армию против извечных врагов Польши и Литвы, тевтонских рыцарей, нанеся им сокрушительное поражение в битве при Грюнвальде в 1410 году. в 1410
Его второй сын, Казимир IV (его первый сын, Владислав III, был убит, пытаясь остановить продвижение турок-османов в Европу в битве при Варне в 1444 г.), был правителем, равным своему отцу, как по способностям, так и по долголетию. — в то время как его отец правил Польшей-Литвой 45 лет (до 1434 г.), Казимир правил 48 (до 149 г.2). Он также победил тевтонских рыцарей в Тринадцатилетней войне (1454–1466) и аннексировал многие владения рыцарей, ранее принадлежавшие Польше.
Некоторые ученые называют его «отцом Центральной Европы», потому что его сыновья правили соседними королевствами Богемии и Венгрии в дополнение к Польше-Литве, а его внуком был Альбрехт фон Гогенцоллерн, последний великий магистр тевтонских рыцарей, который секуляризировал орден в 1525 году и основал династию, которая должна была править Пруссией (а затем и Германией) до конца Первой мировой войны. Воспитывал этих детей выдающийся ученый Ян Длугош, написавший первую всеобъемлющую историю Польши.
Четвертый сын Казимира, Зигмунт I «Старший», как и его отец и дед, правил более 40 лет (1506–1548 гг.) и расширил свое королевство за счет тевтонских рыцарей, которые в два этапа (1525 и 1561 гг.) были включены в состав королевства.
Однако его правление было омрачено растущей мощью двух его восточных соседей — Москвы и Османской империи. Из-за этих угроз Зигмунт обратился за помощью к западной империи Габсбургов. В 1515 году на Венском конгрессе была устроена двойная свадьба.
Сын Зигмунта, король Венгрии и Богемии Людовик, женится на дочери императора, а сын императора женится на дочери Зигмунта Анне. К несчастью для территориальных амбиций Польши и Литвы, бездетный Людовик погиб, пытаясь защитить Венгрию от османов в битве при Мохаче в 1526 году. Теперь Габсбурги контролировали то, что осталось от Венгрии, а также Богемию.
После этой катастрофы Зигмунт короновал своего сына, Зигмунта II Августа, соправителем в 1529 году.в возрасте девяти лет. Он и его отец правили вместе почти два десятилетия — «Старший» в Кракове, а Зигмунт II в Вильнюсе.