Мораль басни крылова дерево: Мораль басни «Дерево» Крылова, анализ, суть, смысл

Содержание

Иван андреевич крылов басни листы и корни. Басня листы и корни

Почему же, несмотря на глубокий моральный смысл, лучшие произведения русского баснописца преподают именно в начальных классах? Это делается для того, чтобы дети как можно раньше научились оценивать плохие и хорошие поступки, а рифмованные истории Крылова идеально подходят для этого. В данной статье мы проанализируем произведение «Листы и корни». Басняидеально подходит не только для изучения школьниками, но и для домашнего чтения.

Басня Крылова «Листы и корни» имеет очень интересный сюжет, который сам по себе заслуживает внимания. Именно поэтому перед тем, как начать полный давайте ознакомимся с его кратким содержанием.

Повествование начинается с того, как листья мило беседуют с зефирами (здесь нужно обратить внимание на то, что в сюжете данной басни автор именует зефирами южные ветры), которые нежно ласкают их с самого утра до поздней ночи. Главные герои хвалятся тем, как полезны всем вокруг: путники скрываются под кроной во спасение от зноя, красивые девы прибегают к ним водить хороводы, а соловей выбирает дерево для весенних песнопений. .. «Листы и корни» басня очень необычная, потому как до Ивана Крылова никому и в голову не приходило «оживить» крону дерева.

Вторая часть стихотворения начинается тогда, когда к монологу листьев подключаются глаголющие из земли корни дерева, на котором они растут. Здесь произведение тут же принимает другой оборот, в конце которого отдельным четверостишием прописан его основной смысл.

Мораль басни «Листы и корни»

Как и все остальные, представленная рифмованная история несет в себе определенный смысл и проводит аналогию с человеком. «Листы и корни» — басня, которая на примере растений показывает горделивое отношение к себе и неуважение к другим людям.

Листья — самовлюбленные, красивые и такие незаменимые, безусловно возгордились. Они приводят в пример зефирам несколько ситуаций, в которых крона, состоящая из них, просто незаменима для людей… История напоминает случай из жизни, когда успешный артист гордится своими заслугами, и окружающие люди зачастую не знают, что залог его популярности — это кропотливая работа продюсера — человека, всегда остающегося в тени. Так и корни на самом деле имеют большую значимость, о которой самоуверенные листья, очевидно, позабыли.

«Листы и корни» — басня с многогранным смыслом

Помимо основной морали, представленное произведение Ивана Андреевича Крылова имеет некое «двойное дно». Понятный смысл басни в том, что не всегда успех и признание заслуженны. На примере листьев показан человек, который возгордился из-за своих способностей и совсем забыл о тех, кто помогал ему все время.

Еще одна мораль стихотворения в том, что настоящие таланты всегда остаются в стороне. Во времена бытности Ивана Крылова действительно было очень сложно пробиться человеку с огромными способностями, не имеющему каких-либо связей… А, впрочем, так, наверное было всегда. Корни в представленном произведении находятся на самом дне, подобно нищему человеку, который продает свое творчество в руки тех, у кого больше финансовых возможностей.

В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,

Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами».
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,-
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» —
Листы, по дереву шумя, залепетали.
«Мы те,-
Им снизу отвечали,-
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится,-
Не станет дерева, ни вас».

Герои

Корни и листы

Краткое содержание

Прекрасным летним днем роскошные листья некоторого дерева хвастались собственной густотой и красотой. Хвалились тем, что предоставляли тень для отдыхающих пастухов и привлекали под свой покров певцов и танцоров. Из земли послышалось, что спасибо необходимо бы было сказать и нам. Листья поинтересовались, кто посмел возражать им. В ответ они услышали, что это заявили корни дерева, на котором росли листья. Корни сказали, что питают их, что листья появляются каждую весну новые. А если корней не будет, то не станет ни дерева, ни самих листьев.

Мораль

Самое важное может быть совсем не то, что на виду.

Анализ басни

История создания

Басня «Листы и корни» была написана И. А. Крыловым в 1811 г. и в этом же году опубликована в «Чтении в Беседе любителей русского слова». Скрытый смысл басни, скорее всего, имеет отношение к обсуждению крестьянского вопроса «негласным кабинетом» Александра I.

Смысл названия

В основе названия басни лежит противопоставление двух совершенно различных миров: внешней показной красоты и глубоких внутренних сил, на которые возложен тяжелый неблагодарный труд.

Основная тема

Основная тема произведения — обличение необоснованного хвастовства и выявление истинного источника жизни.

Аллегорический смысл басни достаточно прозрачен. Листы символизируют собой высшее российское общество, испытывающее гордость за свой блеск и великолепие. Они считают, что являются настоящим украшением дерева, за образом которого скрывается вся Российская империя. Хвастовство листьев опирается на мнимые добродетели: укрытие от зноя, место для пляски и пения соловья. Все это не требует от них никаких усилий.

Смиренные корни олицетворяют собой крепостное крестьянство, никогда не видящее солнечного света из-за постоянной тяжелой работы. Находясь все время в темноте (т. е. в условиях рабской зависимости), крестьяне полностью обеспечивают привилегированные слои населения. В более широком смысле именно они обеспечивают могущество России.

Финальное предостережение корней («если корень иссушится, — не станет дерева, ни вас») имеет очень глубокий смысл. Смена правителей, министров и чиновников — обычное явление, не затрагивающее основ государства. Гораздо более страшными могут быть последствия полного разорения подавляющей массы населения. Об этом никогда не стоит забывать тем, в чьих силах облегчить положение крепостного крестьянства.

Проблематика

В басне поднимается проблема, занимающая умы многих русских людей в начале XIX века. Крепостная система не только вытесняла Россию из ряда цивилизованных государств, но и становилась серьезным тормозом в ее развитии.

Пренебрежение листьев к корням указывает на отношение помещиков к своим подневольным крестьянам, которых отличали от рабочего скота только умением разговаривать.

Такое бесчеловечный порядок должен был быть немедленно изменен. Автор практически открыто намекает на то, что российское дворянство само рубит сук, на котором сидит.

Композиция

Басня четко делится на две части. Первая посвящена описанию хвастливой речи листьев, вторая — резонному возражению и предостережению корней.

Чему учит автор

Помимо намека на положение крестьян в басне содержится и общий морально-этический смысл. Очень часто богатые и знатные люди «забывают» о том, каким образом и благодаря чему они достигли своего положения.

В то же время настоящие труженики боятся или стесняются заявить о своих правах. Крылов предлагает читателям самим разобраться над вопросом: кто из них достоин большего уважения?

Листы и корни рисунок

Басня Листы и корни читать текст

В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами».
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,-
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» —
Листы, по дереву шумя, залепетали.
«Мы те,-
Им снизу отвечали,-
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится,-
Не станет дерева, ни вас».

Мораль басни Листы и корни

А если корень иссушится,-
Не станет дерева, ни вас

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Листы и корни

Власть зависит от народа. Без него не было бы и власти.

Анализ басни Листы и корни, аллегорический смысл.

Баснописец написал Листы и Корни для того чтобы донести к людям проблемы государства и общества, значение общего дела, несоответствие интересов, действий и много другого. По принципу Крылова, мораль всего написанного заложено в последних строках, где давно забытые «корни» заводят разговор. Своими словами они напоминают молодым «листьям», что из них дерево берет необходимое питание и дает жизнь новым листикам. То есть верхушка (власть) меняется, а корни (простой народ) остаются прежними. И до тех пор, пока простолюдины живы – будет жить власть и государство, и, конечно же, будет развиваться.

Разбирая и анализируя басню, следует рассмотреть каждого персонажа отдельно. Листы олицетворяют вершину общества (дворян, купцов и др.), перешептываясь с весенним ветром (проходящие мимолетные правители). А корни (простые крестьяне и рабочие) – делают всю работу такую как производство пищи и остальные благи.

Высокомерная, самовлюбленная и поверхностная верхушка общества считает себя самой умной и правой во всех начинаниях, что есть ошибочным решением. В действительности они – всего лишь маленькая часть большой системы, которые связаны между собой и поодиночке не имеют шансов на существование.

Басня рассказывает о листьях и корнях. О том как листья красуются, забывая, что без корней он не могли бы жить.

Герои басни (персонажи)

  • Листы
  • Корни

Слушать Басню Крылова Листы и корни

Послушать басню Ивана Андреевича Крылова

В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами 1 шептали,
Хвалились густотой, зелёностью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?

1 Зефи́ры — тёплые летние ветры.

Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нём без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха

И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарёй
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам», —
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» —
Листы, по дереву шумя, залепетали,
«Мы те, —
Им снизу отвечали, —
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаёте?
Мы корни дерева, на коем вы цветёте.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится, —
Не станет дерева, ни вас».

О басне «Листы и Корни»

Один из предшественников И. А. Крылова, известный в своё время писатель М. Н. Муравьёв, написал басню «Верхушка и Корень». Под Верхушкой он подразумевал правительство, а под Корнем — простой народ. Однажды Корень, недовольный своей жалкой участью, взбунтовался и перестал «кормить, поить и на себе носить» Верхушку. Результат оказался плачевным:

Приблекло деревцо, свернулись ветки вдруг,
И наконец Верхушка — бух;
И Корень мой с тех пор стал превращён в колоду.

Процветание общества и государства зависит, по мнению М. Н. Муравьёва, от Верхушки, а бунт Корней только подрывает прочность государства.

Крылов тоже задумывался над теми же проблемами русской жизни и всякого общества и государства. Он нисколько не спорит с М. И. Муравьёвым по поводу того, что каждое сословие должно выполнять свойственную ему работу. Он не возражает и против того, какое место занимают дворяне и простой народ. Он согласен, что дворянам принадлежит важная роль в государстве и обществе, роль управителей, должных вести государство к благополучию и процветанию. Поэтому он не осуждает Листы за то, что они красивы, пышны и величавы. Корни у Крылова не бунтуют против Листов. Напротив, они говорят им: «Красуйтесь в добрый час!» Но Корни осуждают Листы за хвастовство и надменность, за то, что они не ценят их тяжёлый труд.

Процветание государства и общества зависит в басне Крылова не только от Листов, как у М. И. Муравьёва, а и от Корней, которые, «роясь в темноте», питают вознёсшихся над ними.

Мысль Крылова ясна: если дерево обозначает целое государство, то важны все его части. Забвение невидимых Корней пагубно для государства и общества.

Крылов выступает против всяких крайностей: ему одинаково дороги и Листы, и Корни, но он решительно осуждает спесь и бахвальство Листов, которые только себе приписывают деятельность, полезную для государства и общества.

Мораль басни Листы и корни

Мораль басни Крылова «Листы и корни» — в последних строках. В разговор вступают Корни, о которых несправедливо забыли. Они напоминают заносчивым листьям, что именно из корней всему дереву поступает питание, а каждой «новою весной лист новый народится» — то есть, власть меняется, а народ – всегда остается на своем месте. Пока живы корни – будет живо и общество, государство.

Басня Листы и корни — анализ

Анализ басни Крылова «Листы и корни» начинается с разбора персонажей. Листы, которые перешептываются с Зефирами («зефир» — это теплый весенний ветер) олицетворяют верхушку общества. Во времена Крылова это, прежде всего – дворянство, купечество, духовенство. А Корни – это простой народ, крестьяне и рабочие, производящие пищу и всевозможные блага.

«Высший класс», оторванный от народа, поверхностный, высокомерный, занимается самолюбованием, похвальбой. Листья считают, что именно они – основа жизни Дерева. Но на самом деле они – лишь часть системы, которая бы не смогла существовать без других ее элементов.

Басня И.А. Крылова «Листы и Корни» как выражение своеобразия художественной манеры великого баснописца

Иван Андреевич Крылов начал писать басни достаточно поздно, когда был уже зрелым человеком, — почти в сорок лет (первые басни писателя появились в 1806 году). Вероятно, этим объясняет глубина осмысления проблем, мудрость писателя, заключенные в его баснях: всем своим предшествующим опытом жизни Крылов был подготовлен к тому, чтобы правильно и объективно оценить окружающую его жизнь и людей, сделать правильные и мудрые выводы относительно того или иного явления или проблемы.

Язык басен И.А. Крылова, как отмечают исследователи (В. Архипов, В. Коровин), отличается афористичностью, интонационным богатством, близостью к народной речи.

Особенностями языка крыловских басен, и в частности басни «Листы и Корни», являются индивидуализированность языковых характеристик, живая интонация, свободная разговорная речь, яркие, быстрые диалоги, монологи, драматизация поэтической речи, насыщенность пословицами, поговорками, фразеологизмами. Многие выражения Крылова стали пословицами, например: «Сильнее кошки зверя нет», «А жаль, что не знаком ты с нашим петухом» и др.

Крылов — мастер афоризмов. Вот некоторые из его афоризмов, не потерявшие своего актуального значения и сейчас:

«Услуга в дружбе — вещь святая», «Хлеб слаще, нажитый трудом», «Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет», «Мстят сильно иногда бессильные враги», «Скупой теряет все, желая все достать», «На деньги люди чутки», «Сила без ума — сокровище плохое».

К числу особенностей стиха И. А. Крылова исследователи относят то, что басенный стих писателя ознаменовал переход от монотонно-ораторского стиха поэтов XVIII в. к живому, насыщенному разговорной интонацией, ритмически разнообразному стиху XIX в. — стиху A.C. Грибоедова, A.C. Пушкина,

А.Н. Некрасова. И.А. Крылов первым в истории русской литературы сблизил литературный язык с живой народной речью, вводя в него просторечные слова, пословицы и поговорки, придавая языку «народный склад» и живую разговорную интонацию. Как верно отмечают исследователи творчества Крылова (В. Виноградов, Н. Степанов, В. Архипов и др.), основным стилистическим принципом басенного языка Крылова является отсутствие всяких разграничений между книжным и разговорным языком.

И.А. Крылов справедливо считается создателем жанра басни в России. Как говорил великий русский критик В.Г. Белинский, «…истинным своим торжеством на святой Руси басня обязана Крылову. Он один у нас истинный и великий баснописец».

Басни разных времен и народов являются выражением национального характера. «… отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться», — говорил великий русский поэт

A. C. Пушкин. Он считал И.А. Крылова ярким представителем духа своего народа.

«Листы и Корни», эта маленькая по объему басня, заключает в себе широкий и глубокий смысл. Истина и ложь, незаметный повседневный труд и самодовольная праздность, этика поведения — эти глубинные философские и этические вопросы поднимает непритязательное на первый взгляд произведение.

В басне И.А. Крылова утверждается мысль о роли труда в жизни человеческой цивилизации: (человечество живет трудом, без труда не может существовать человеческое общество), об уважении к людям труда. В этой басне Крылов вновь обращается к проблеме «истина и ложь», правда, в несколько ином, нежели в басне «Лжец», плане: не в бытовом, а общефилософском. Праздные Листы, хвастаясь своей «густотой», «зеленью», красотой, убеждают в своей необходимости:

Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем?

Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем?

У нас же раннею и позднею зарей

Насвистывает соловей…

Однако это утверждение — ложь: понятно, что без Корней не было бы и Листьев. И они сами это понимают и втайне признают. Потому-то так резко меняется их речь (интонация, лексика, синтаксис) — от самодовольного любования собой до крайнего 64 раздражения, негодования, когда Корни, истинные труженики, без которых невозможны жизнь и существование всего дерева, и Листьев в том числе, «смиренно» заметили, что без них «не станет дерева, ни вас»:

Кто смеет говорить столь нагло и надменно!

Кто вы такие там,

Баснописец подчеркивает и еще один момент, связанный с этической стороной проблемы «истина и ложь»: истина — немногословна, некриклива, не требует никаких доказательств, тогда как ложь — всегда громогласна, криклива, всегда нуждается в многочисленных подтверждениях и свидетельствах.

И.А. Крылов соблюдал форму эзоповой басни: его басня «Листы и Корни» состоит из двух частей — рассказа (повествования) и поясняющей его морали. Именно в морали выражена позиция автора, авторская точка зрения на проблему.

К особенностями языка басни «Листы и Корни» справедливо отнести живость диалогов, кропотливо отобранную лексику, мастерское синтаксическое построение произведения: тщательно отобранная писателем лексика отличается лаконизмом, точностью, образностью; синтаксис фразы необыкновенно продуман и выразителен. Басне присущи многословность, преобладание вопросительных и восклицательных предложений, интонационное богатство: мы слышим хвастливые интонации Листьев и выдержанность, спокойную уверенность, лаконизм, четкость, сдержанность речи Корней. Важно отметить и удачно использованные Крыловым приемы экспрессивно-звукового выражения явлений природы и языка животных, звукопись: шепот и шелест Листьев передан искусным подбором слов с шумно — зубными, свистящими фонемами:

«Кто вы такие там,

Басня Крылова «Листы и Корни» — глубокое произведение о проблемах общества, государства, несоответствии интересов и представлений о своей значимости для общего дела тех, кто является его движущей силой и тех, кто это общество представляет.

Басня Листы и корни читать

В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами».
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,-
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» —
Листы, по дереву шумя, залепетали.
«Мы те,-
Им снизу отвечали,-
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится,-
Не станет дерева, ни вас».

Мораль басни Листы и корни

Мораль басни Крылова «Листы и корни» — в последних строках. В разговор вступают Корни, о которых несправедливо забыли. Они напоминают заносчивым листьям, что именно из корней всему дереву поступает питание, а каждой «новою весной лист новый народится» — то есть, власть меняется, а народ – всегда остается на своем месте. Пока живы корни – будет живо и общество, государство.

Басня Листы и корни — анализ

Анализ басни Крылова «Листы и корни» начинается с разбора персонажей. Листы, которые перешептываются с Зефирами («зефир» — это теплый весенний ветер) олицетворяют верхушку общества. Во времена Крылова это, прежде всего – дворянство, купечество, духовенство. А Корни – это простой народ, крестьяне и рабочие, производящие пищу и всевозможные блага.

«Высший класс», оторванный от народа, поверхностный, высокомерный, занимается самолюбованием, похвальбой. Листья считают, что именно они – основа жизни Дерева. Но на самом деле они – лишь часть системы, которая бы не смогла существовать без других ее элементов.

Свинья под дубом краткое содержание, образы, мораль басни Крылова

Меню статьи:

  • Баснописец Крылов
  • Что такое басня?
  • Краткое изложение содержания басни о свинье под дубом
  • В чем мораль произведения Ивана Крылова?
  • Анализ басни о свинье и дубе
  • Образ свиньи
  • Образ ворона
  • Образ дуба

Точная дата написания басни «Свинья под дубом» не известна. Однако, по всей видимости, Иван Крылом завершил произведение в один из декабрьских дней 1822-го или же 1823 года. Опубликована же басня была в 1825 году, выйдя в «Северной пчеле» – одной из российских газет. В этой статье мы представим краткое содержание и мораль басни «Свинья под дубом». Но перед тем как перейти непосредственно к тексту басни, хотелось бы обратиться – ненадолго – к личности автора.

Иван Крылов – автор множества произведений, среди которых выделяются сатирические, публицистические и поэтические тексты. Однако наиболее всего писатель известен баснями. В «портфолио» Ивана Крылова числится больше 230-ти басен, которые выходили в виде сборников. Всего таких сборников известно 9 – все вышли при жизни автора.

Крылов нередко заимствовал идеи басен. Например, при чтении некоторых произведений легко заметить схожесть с текстами Лафонтена – известного французского баснописца, легендарного древнегреческого автора Эзопа, а также таких авторов древности, как Федр и Бабрий.

Что касается басни «Свинья под дубом», то идея этого произведения явно заимствована у Эзопа (который затронул похожую тему в «Пешеходах и Яворе»).

Схожие мотивы встречаются также в текстах Лессинга (а именно в произведении «Дуб и Свинья»). Среди других авторов, которыми, вероятно, вдохновлялся Крылов, – Базилевич и Папышев.

Что такое басня?

Басня – как литературное произведение – относится к разряду дидактических произведений. То есть басни всегда несут некий воспитательный, поучительный, нравственный смысл. Выводы произведений характеризуются моральным оттенком. Моралью называется завершение басни, нравоучительное заключение.

Особенность этого жанра литературы – действующие лица. В баснях нередко в качестве главных героев представлены животные и растения. Также персонажами выступают вещи, наделенные человеческими чертами. Метафорический и аллегорический характер басен позволяет высмеивать, раскрывать человеческие пороки.

Басня – древний жанр, который появился еще в древнегреческой культуре. Наиболее известный баснописец из Древней Эллады – это, безусловно, Эзоп. В римской культуре в историю вошло имя Федра. Жанр басни наличествует как в европейских культурах, так и в восточных. Например, в Индии басни собраны в целостное произведение под названием «Панчатантра».

В России басня получила удивительную популярность, породив целую плеяду именитых авторов-баснописцев. Среди них: Сумароков, Хемницер, Измайлов, Дмитриев, Кантемир, Тредиаковский, Полоцкий и другие. Но легендарным является имя именно Ивана Крылова, ведь изречения из произведений писателя давно обрели крылатый характер.

Краткое изложение содержания басни о свинье под дубом

Как и полагается классической басне, «Свинья под дубом» представляет главную героиню – свинью, которая кормится около старого дуба. Дерево – древнее, пережившее несколько веков. С дуба нападало много желудей, а, как известно, желуди – излюбленная пища свиней. Поэтому животное часто навещает дерево, в надежде найти лакомство у корней дуба. Увлекшись поеданием пищи, свинья начала рыть древесные корни.

Заметив, что свинья портит дуб, ворон, который любил сидеть на ветвях дерева, постарался объяснить глупому животному, что оно причиняет дереву вред. Однако свинья сказала, что не тревожится этими проблемами.

После ворона, увещевать свинью попытался сам дуб. Дерево обратилось к животному, объясняя, что порча корней – это выражение неблагодарности за щедрость, ведь дуб не жалел для свиньи желудей. Свинья не понимает, откуда берутся желуди. Происхождение лакомства – не небо, а именно дуб. Однако животному не суждено понять этой мудрости, потому что физиология свиньи не предусмотрела этого: свинья не способна поднять голову вверх, чтобы увидеть, откуда падают желуди. Донести истину до животного не удалось: свинья продолжила портить корни дуба.

В чем мораль произведения Ивана Крылова?

Заключение басни Крылова – это четыре строки, которые несут главный смысл произведения. Свинья – это символ невежества, существа, порицающего ученье, противостоящего науке и просвещению. Такое существо отрицает влияние и само наличие науки, не замечая, как пользуется ее плодами. Образы басни – аллегорическое описание человеческих пороков, склонности к лени, невежеству, нежеланию подняться над собственными недостатками. Люди, отличающиеся невежеством и темнотой, порицают свет знаний, пользу от науки и образования, не видя смысла в просвещении. Однако эти же люди упорно не замечают (или не хотят замечать) того, что цивилизация и блага, которыми они пользуются, – это результаты прогресса, распространения науки и образования.

Крылов хочет сказать больше: свинья портит дуб, представляет опасность для дерева. Расшифровывая эту метафору, мы бы могли сказать, что люди, не осознающие собственного невежества и глупости, причиняют вред цивилизованному обществу и культуре в целом.

Невежественный человек, который портит то, чем пользуется (как свинья роет корни дуба), не осознает также нанесения вреда – себе и потомкам. Более того, драматизм ситуации заключается в том, что глупые невежды чувствуют гордость за собственную темноту, со временем теряя способность прислушиваться к мудрым советам и мнениям других людей.

Анализ басни о свинье и дубе

Образ свиньи

Свинья – это, прежде всего, аллегория невежественности, глупости, лени и неблагодарности. Лень не позволят человеку понять ценность знаний, поэтому такие люди относятся к попытке просвещения агрессивно и неуважительно. Свинья видит только то, что находится под самым ее носом, но то, что лежит дальше носа, не увидит никогда. Косность способствует стабильности точки зрения свиньи на вещи. Свинья не меняет мнения по поводу оценки собственного поступка.

Разумеется, выбор Крылова пал именно на свинью не случайно. Это животное наделено любопытной физиологической особенностью. Свиньи способны держать голову прямо, однако не могут поднять рыла вверх. Эта специфика свиньи усиливает авторский посыл: Крылов описывает человека, не только не желающего познавать новое, но и утратившего к этому способность.

Образ ворона

Мудрый персонаж в басне Крылова. Ворон первым старается наставить свинью на путь истинный, однако попытка вразумить невежду, просветить глупое животное не увенчалась успехом. Ворон – наивный и доверчивый. Ворон – это образ типичного человека просвещения, философа. Впитав мудрость Древней Греции, ворон считает, что человек, знающий, что такое добро, не способен на плохие, злые поступки. Однако это не так. Также читатель заметит, что Крылом делает акцент на необходимости различения двух процессов: иногда можно слушать, но не слышать. Слушать и слышать – это разные вещи, разные процессы.

Образ дуба

Дуб в басне Крылова проявляет наибольшую, наивысшую мудрость. Дуб не наивен. Вековое дерево многое повидало за годы, столетия жизни, поэтому осознает, что пытаться наставить свинью на путь истинный – дело гиблое. Дуб не пытается увещевать животное, не верит в возможность донесения до свиньи знания. Дерево лишь выкрикивает истину, горькую правду, без надежды на исправление ситуации. Через уста дуба изрекается мораль – суть басни о дубе и свинье.

Хотя Крылом обращается к легкости и шуткам, чтобы продемонстрировать страшнейший порок человека эпохи Просвещения – глупость, все же басня явно носит грустный, пессимистичный характер.

Крылов вывел на сцену повествования не только образы ругающих, порицающих науку, но также тех, кто оказывает препятствия движению прогресса. Литературный критик Водовозов прекрасно выразился о том, какой смысл автор басни поместил в центр произведения. Критик писал, что образ свиньи вызывает отвращение. Свинья – это аллегория человека, наевшегося из приготовленной кормушки. После насыщения свинья портит источник пищи, не понимая, что вредит себе. Схожий смысл раскрывает в пьесе «Недоросль» и другой российский писатель – Фонвизин.

История создания

Басня Крылова “Свинья под дубом”, написана в 1823 году, и впервые опубликовали в газете “Северная пчела” в 1825 году. Крылову в эту пору 54 года, писатель занимался каталогизацией в публичной библиотеке, созданные басни переводят на европейские языки. Крылов награжден как главный баснописец страны. Это произведение нравоучительное, в басне описана социальная заостренность. Образ Свиньи в народном сознании наделен россыпью отрицательных черт.

Конфликт

В басне “Свинья под дубом” проявляется конфликт неблагодарности, и невежества свиньи. Наевшись свинья заснула, но проснувшись решила выдернуть корни у дерева. 

Свинья не обратила внимания на состояния дерева, благодаря которому свинья насытилась. Животное не видит ничего дальше собственного носа и не принимает никакое учение. Крылов рассматривает отрицательные качества, такие как, невежество, забота только о собственном благе и удовольствии, пренебрежении другими, отсутствие понимания взаимосвязи между причинами и последствиями. На самом деле свиньи физиологически не поднимаю голову, свиньи в течение собственного существования могут не видеть даже небо, из-за физиологии.

Идея басни

Идея написания сказки возникла, после написания другой басни “Мартышка и очки”.  “Плоды знаний не бесполезные, из-за того, что человек этого не понимает.” Такое же иносказание прослеживается в басне “Мартышка и очки”. Там пишется о том, что мартышка ругает очки и ломает, потому, что не увидела в очках пользы. Также и свинья оказалась эгоисткой, съев желуди не увидела смысла в Дубу стоять без желудей, посчитала дерево одноразовым и ломает с корня. Свинья не понимает, что это дерево ежегодно несет плоды, которые прокормят животных.  Так и в жизни, один человек разрушить жизнь, необдуманным действием, потому что думает о личном благополучии. К примеру, отношение к природе у людей порой странное. Люди используют природные ресурсы, пользуются благами, но при этом вредят планете

Автор: Виктория Давыдова

Чем басня свинья под дубом. Урок литературы «Отказ от невежества и неблагодарности в басне И.А.Крылова «Свинья под дубом»»

Басня – произведение, призванное передать в своем содержании определенный смысл. Жители России знают этот вид творчества по нетленным стихам Ивана Андреевича Крылова, ведь именно он более 150 лет назад познакомил нашу страну с прописными истинами человеческой жизни, и продолжают использовать

спрос по сей день. В чем секрет популярности рифмованных рассказов о животных, вышедших из-под пера Крылова? Попробуем найти ответ на этот вопрос с помощью одного из самых популярных его произведений — «Свинья под дубом». Басня наилучшим образом передает нравственный смысл через ассоциативное сравнение животного с человеком определенного уровня развития.

Басня Крылова «Свинья под дубом» отличается проникновенной моралью, наиболее точно передающей вехи времени, в котором жил ее автор. Однако прежде чем приступить к анализу его смысла, необходимо ознакомиться с текстовым содержанием произведения.

«Свинья под дубом» — басня, в которой участвуют три героя. Центральное место среди них занимает, как вы уже догадались, свинья. Второстепенные персонажи — дуб и ворон, сидящий на его ветке. История начинается с рассказа о том, как

свинья лежит под дубом и ест упавшие с него желуди. Когда они перестают падать, она начинает выкапывать корни, чтобы добраться до тех плодов, что висят высоко. Ворон пытается остановить глупую свинью, но она абсолютно не слушает его и пытается доказать свою правоту, пока старый дуб, который вовсе не является второстепенным персонажем, не вступает в диалог, как начинает рассказывать виновницу переполоха о ее невежестве. Но она по-прежнему не внимает словам более образованных участников заговора.

Мораль басни «Свинья под дубом»

Это произведение имеет сложный смысл. Оно несет в себе определенную подоплеку, являясь словесной пощечиной того времени, в котором жил Иван Крылов. Какова основная мораль стихотворения «Свинья под дубом»? Басня показывает нам неизбежную гибель всего созданного наукой в ​​руках невежественных людей. Дуб ассоциируется здесь с многовековой мудростью, а свинья – с теми, кто не хочет постичь ее путем дрессировки.

В произведении четко прослеживается грань между вороном, сидящим на ветке, и свиньей, копающейся в земле. Такая картина изображает, насколько низок невежда по сравнению с образованным человеком. «Свинья под дубом» — это басня, которая проясняет ценность духовного развития по сравнению с потворством своим инстинктам.

Жизненные истины, доступные каждому

Басни И.А. Книги Крылова ценятся за наглядное изложение, именно поэтому они много лет назад были включены в программу обязательного изучения литературы и не теряют своих позиций по популярности и сегодня. На примере животных учащиеся начальных классов лучше усваивают простые жизненные истины, ведь многие из вас наверняка помнят строки знаменитых басен Ивана Андреевича, давно ставшие крылатыми выражениями.

Писатель постоянно вращался среди простого народа, за что получил настоящее уважение от простого народа. Вот почему в каждом его стихотворении проскальзывает оттенок просторечия. Не потому ли, что он писал их специально для крестьян, которые по необразованности не смогли бы усвоить сложные речевые обороты и светские выражения? Скорее всего, так оно и есть.

Басня Крылова Свинья под дубом — оригинальный текст от автора, мораль и анализ басни. Лучшие басни Крылова читайте в этом разделе!

Почитай басню о свинье под дубом

Свинья под древним дубом
Я наелся желудей досыта, досыта;
Поев, она заснула под ним;
Потом со слезами на глазах встала
И стала подкапывать мордой корни Дуба.

«Ведь это вредит дереву, —
Говорит ей Ворон из Дуба, —
Если обнажить корни, оно может засохнуть.
«Пусть сохнет», — говорит Свинья,
Меня ничего не беспокоит
Я вижу в этом мало пользы;
Даже если у тебя его не будет целый век, я ничуть не пожалею;
Хоть бы желуди были: ведь я от них толстею.

«Неблагодарный!» Дуб сказал ей тут, —
Когда бы ты ни подняла рыло,
Ты бы увидела
Что эти желуди растут на мне. Мораль басни Свинья под дубом Невежда тоже в слепоте
Защищает науку и учение
И все научные труды
Не чувствуя, что ест их плоды.

Басня Свинья под дубом — анализ

Что ни говори, а Крылов умел с только ему присущей легкостью, да еще и в шутливой форме преподносить нам пороки людей во всей красе на блюдечке с голубой каемочкой. Вот и басня Свинья под дубом не исключение. Кстати, кто главный герой басни, спорный вопрос. Как вы думаете, логично ли предположить, что свинья? Скорее, это дуб, который лаконично объясняет нам мораль этой истории. Но, давайте рассмотрим все по порядку. Итак, персонажей басни:

  • Свинья, которая не может видеть дальше своего носа, не говоря уже о том, чтобы передумать. Свинья – образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов выбрал именно это животное не просто так. Все мы знаем определенную особенность свиней – они не способны поднять голову вверх. Именно она укрепляет образ человека, который не только не хочет ничего слушать и знать, но уже и не способен на это.
  • Ворон — персонаж, пытающийся образумить свинью по своей наивности и не понимая, что свинья его почти не слушает, а если и слушает, то вряд ли услышит.
  • Дуб отражает образ мудреца, вернее, даже старика, который не пытается наставить свинью на путь истинный, а лишь говорит правду в сердце своем. Своими устами Крылов доносит до нас мораль басни «Свинья под дубом».
Говоря о морали басни «Свинья под дубом», следует отметить, что удивительной чертой Крылова была легкость и игривость, с которой он изображал пороки людей. Эта басня имеет тот же характер. Определение главного героя становится неоднозначным. На первый взгляд это Свинья, но скорее всего это Дуб, что и объясняет суть рассказа.
Среди персонажей басни первым появляется образ Свиньи. Именно в нем автор подчеркивает такие качества, как невежество, неуважение к чужому труду и неблагодарность. Недаром именно это животное выбрал Крылов. Ведь свиньи анатомически не могут поднять голову. Это подчеркивает как нежелание что-либо слушать, так и уже не умение это делать. Рядом появляется Рейвен. Он пытается образумить Свинью и с некоторой наивностью предполагает, что она его услышит. А вот и образ Дуба. Он подобен мудрецу, старцу, знающему истину. Дуб не пытается ни с кем образумиться, являясь источником пищи для Невежественной Свиньи.
Крылов не очень благосклонно описывает Свинью. Его главные черты – глупость, лень, эгоизм. Он отображает образ человека, радующего только самого себя.
Автор противостоит истинному просвещению и невежеству. Невеждой является Свинья, которая не хочет понять, что является источником ее пищи:
«Пусть высохнет, — говорит Свинья, —
Меня это совсем не волнует».

Слова истинного просветления озвучивает заботливый Ворон:
«Ведь вредит дереву, —
Ворон говорит ей из Дубу, —
Если оголить корни, то может засохнуть.
В этой басне Крылов с помощью удачно подобранной аллегории описывает такие человеческие пороки, как неумение и нежелание находить причинно-следственную связь. Свинья не хочет понимать, что ее пища — желуди, напрямую зависит от Дуба. Опираясь на свое невежество, она подрывает корни Дуба, уничтожая его источник питания. В жизни люди часто ведут себя именно так. Именно о них говорит русская пословица «Не руби сук, на котором сидишь». Сам же Иван Крылов несколько сужает в конце мораль басни «Свинья под дубом», призывая нас уважать науку и учебу, напоминая, что именно их плодами мы пользуемся.

Свинья под дубом рисунок

Свинья под вековым дубом
Наелась желудей досыта, досыта;
Поев, она заснула под ним;
Потом со слезами на глазах встала
И стала подкапывать мордой корни Дуба.

«Ведь это вредит дереву, —
Говорит ей Ворон из Дуба, —
Если обнажить корни, оно может засохнуть.
«Пусть сохнет», — говорит Свинья,
Меня ничего не беспокоит
Я вижу мало толку в этом;
Даже если у тебя его не будет целый век, я ничуть не пожалею;
Хоть бы желуди были: ведь я от них толстею.

«Неблагодарный!» Дуб сказал ей тут, —
Когда бы ты ни вздернула рыло,
Ты бы увидела
Что эти желуди растут на мне. что он ест их плоды

Мораль басни

Невежда тоже в слепоте
Защищает науку и ученость
И все научные труды
Не чувствуя, что вкушает их плоды.

Мораль своими словами, основная мысль и смысл басни Свинья под дубом

Только невежды ругают науку, не понимая, что обязаны ей благами.


Вы бы видели

«Невежда так слеп
Он ругает науку и ученость.

Разбор басни Свинья под дубом

Баснописец И.А. Свои произведения Крылов писал доступным и простым языком и старался с детства приучать к умению ценить и не вести себя чрезмерно грубо. Жанр был впервые возвеличен Эзопом, и многие произведения были написаны на этом языке. В разных ситуациях было невозможно открыто высказать свою точку зрения, поэтому эзопов язык был важной составляющей в произведениях этого типа.

Басня «Свинья на дубе» относится к числу поучительных произведений, так как жанр имеет свою историю и биографию. Я. Крылов, уже привыкший писать о животных, высмеивает, в сравнении, человеческие пороки и недостатки жизни. Как известно, в человеке всегда соревнуются две области порока и добродетели. В баснях он пытается это в игровой форме выразить в лицах персонажей. Во многом автор использует иносказательные (иносказательные) качества персонажей, подчеркивая их отрицательные стороны, как главные прототипы, жизненные ситуации.

Главный герой в этом произведении — поросенок , который «напился от желудей», «спал под дубом» и остался неблагодарным. Свинья действительно изображает образ своей судьбы, она хладнокровно относится к плодовитому кормильцу, стремящемуся уничтожить дерево, дающее ей возможность существования. Она утвердительно настаивает на том, чтобы дерево засохло и было уничтожено. Животное не способно видеть пользу и ценить то, что помогает ему выжить, и так открывается отражение человеческой сущности, иногда человек не ценит то, что имеет.

Противоположный персонаж Ворона которая пытается урезонить и проучить свинью, но она ничего не может понять, и не способна это принять, а в жизни во многих ситуациях появляется персонаж, способный научить урок и избавиться от невежества. Дуб своей мудростью отражает в этом образе умного человека, который молча пытается проучить свинью, поставить его на путь истины, тем самым выявить нравственность и восстановить справедливость. Дуб настаивал на том, что она неблагодарна и не ценит его беспокойства.

«Всякий раз, когда бы ты мог поднять свою морду,
Ты бы увидел
Что эти желуди растут на мне.
Так звучит мораль произведения устами дерева. Важным моментом в басне является то, что иногда некоторые люди не все ценят. данные природой и искажают ее естественные функции. Поэтому обличение пороков выражается главным образом в невежестве и эгоизме.
«Невежда так слеп
Он ругает науку и ученость.

Свинья съела желуди и легла спать под дубом. Проснувшись, я начал копать корни дуба. И свинья не понимает, что живот растет на дубе.

Герои басни (персонажи)

  • Свинья тупая
  • Дуб — кормилец
  • Ворон — здравый смысл

Ответы к школьным учебникам

На страницу 65

1. Что аллегорично, аллегорично в басне и что могло произойти в жизни?

Басня «Свинья под дубом» иносказательно, иносказательно описывает ситуацию, в которой главный действующий не понимает, что является причиной, а что следствием. Свинья не понимает, что желуди, которые она ест, растут на дубе. Из-за собственного невежества она начинает подкапывать корни Дуба, иначе говоря, уничтожать то, что дает ей пищу. Такие ситуации в жизни могут случаться очень часто. О них есть поговорка: «руби ветку, на которой сидишь».

Разговор Свиньи с Вороном и Дубом аллегоричен; свиньи, птицы и растения не могут говорить. На самом деле свинья могла есть желуди и выкапывать корни дуба.

2. Какой из них описывает Свинью Крылова?

Крылов изображает Свинью без сочувствия. Свинья глупа, невежественна, недалека, ленива, эгоистична. Она думает только о своем удовольствии.

3. Какие строки содержат мораль басни? Приведите разные случаи, ситуации, когда можно использовать мораль этой басни.

Мораль басни заключена в последних 4 строчках:

Невежда тоже в слепоте
Защищает науку и обучение,
И все научные труды.
Не чувствует, что ест их плоды.

Мораль этой басни можно использовать, когда недобросовестный школьник не хочет учиться, ругает школу и учебу, но не осознает, что использует то, что сделано с помощью науки.

4. Литературоведы считают, что в басне противопоставлены истинное просвещение, с одной стороны, и невежество, с другой. Вы согласны с этой точкой зрения? Какие строки говорят об истинном просветлении, какие — о невежестве?

Я согласен, что в этой басне истинное просвещение противопоставляется невежеству. Невежество есть положение свиньи, которая в равнодушии не желает понять, откуда берутся желуди:

«Дай высохнуть, — говорит Свинья, —
Меня это совсем не беспокоит;
Я не вижу в этом особой пользы;
Хоть и века не будет, Нисколько не пожалею,
Хоть бы были желуди: ведь от них я толстею.

О истинном просветлении говорят заботливые слова Ворона:
«Ведь вредит дереву, —
Говорит ей Ворон от дуба, —
Если оголить корни, то оно может засохнуть.

Литература и изобразительное искусство

На страницу 65

1. Назовите художников, чьи иллюстрации к этой басне вам известны. Какая иллюстрация вам понравилась больше всего? Почему?

Эту басню проиллюстрировали А. Лаптев и Г. Куприянов.

2. Нарисуйте иллюстрации к этой басне или расскажите, как бы вы изобразили ситуацию, о которой говорил Крылов.

К этой басне можно было бы нарисовать несколько иллюстраций.
Первое: Свинья под дубом ест желуди.
Второй: Свинья спит под дубом.
Третье: Свинья бездумно подрывает корни Дуба.
Четвертое: Ворон укоризненно обращается к Свинье с дубовой ветки.
Пятое: Свинья самодовольно отвечает Вороне.
Шестое: Сам Дуб возмущенно обращается к Свинье.

Идея басни — свинья под дубом. Урок литературы «Обличение невежества и неблагодарности в басне И.А. Крылова «Свинья под дубом»

Басня Крылова Свинья под дубом — оригинальный текст от автора, мораль и анализ басни. Читайте лучшие басни Крылова в этом разделе!

Басня Свинья под дубом читать

Свинья под вековым дубом
Наелась желудей досыта, на свалку;
Поев, я заснул под ним;
Потом, проткнув себе глаза, я встал
И она начала рылом подкапывать корни Дуба.

«Ведь дереву больно, —
Она и Дубу Ворон говорят, —
Если оголить корни, то может засохнуть.
«Пусть сохнет, — говорит Свинья, —
Меня это совсем не беспокоит
Я мало вижу в нем пользы;
Хоть и не на век, но ничуть не пожалею;
Только желуди были: ведь я от них толстею. »

«Неблагодарный! — сказал ей тут Дуб, —
Всякий раз, когда ты могла поднять свою морду,
Видела бы ты
Что эти желуди растут на мне.
Невежа тоже ослеплен
Ругает науку и ученость
И все научные труды,

Мораль басни Свинья под дубом

Невежда тоже ослеплен фрукты.

Басня Свинья под дубом — разбор

Что ни говори, а Крылов умел с только ему присущей легкостью, да еще и в шутливой форме преподнести нам на блюдечке пороки людей во всей их красе. Вот и басня Свинья под дубом не исключение. Кстати, кто главный герой басни, спорный вопрос. Как вы думаете, логично ли предположить, что свинья? Скорее, это все-таки дуб, лаконично объясняющий нам мораль рассказа. Но давайте рассмотрим все по порядку. Итак, персонажей басни:

  • Свинья, которая не может видеть ничего дальше своего носа, не говоря уже о том, чтобы изменить свое мнение. Свинья – образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов выбрал именно это животное не просто так. Все мы знаем определенную особенность свиней – они не способны поднять голову вверх. Именно она усиливает имидж человека, который не только не хочет ничего слушать или знать, но уже и не способен на это.
  • Ворон — персонаж, который пытается образумить свинью из-за своей наивности и не понимает, что свинья вряд ли его послушает, а если и послушает, то вряд ли услышит.
  • Дуб скорее отражает образ мудреца, даже старика, который не пытается направить свинью на истинный путь, а только говорит правду в сердце своем. Своими устами Крылов доносит до нас и мораль басни Свинья под дубом.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большежировская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Леонида Васильевича Лукьянчикова»

Анализ басни «Свинья под дубом»

Дериглазова

Александровна

Анализ басни « Свинья под дубом »

Цели урока.

1. Образовательные:

1) Познакомить учащихся с богатством русской литературы, знакомство с басней «Свинья под дубом».

2) Подчеркнуть значение нравственности как композиционного элемента, находящегося в центре идейного содержания басни.

3) Включить в процесс рассмотрения произведения такие вопросы теории литературы: характер, тема, идея, мораль, сюжет, приемы баснописца (аллегория, олицетворение, ирония)

4) Познакомить с термином аллегория.

5) Дополнить знания об особенностях жанра басни.

6) Дайте нравственно-эстетическую оценку произведению.

2. Проявка:

1) Станьте независимым и активным читателем.

2) Способствуют формированию самоутверждения учащегося, способности адекватного реагирования на окружающий мир.

3) Развивать чувствительность к художественному слову.

4) Развивать эстетическое восприятие, эмоции, чувства и ощущения, интуицию.

3. Образовательная.

1) Обогащать духовный мир школьника.

2) Развивайте сопротивление невежеству.

Урок анкеровки.

Планируемые результаты:

познавательный УУД: поиск и выделение необходимой информации, сознательное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентировка и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, морально-этическая направленность, способность к самооценке своих поступков, поступков;

нормативный ЭУМ: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и понимание учащимися того, что уже изучено и что еще предстоит изучить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение выражать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование. Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, запись басни в исполнении мастера художественного слова; учебник, рисунки учащихся и иллюстрации к басням; словари, дидактический материал.

Подготовка к уроку: написать эпиграф, устроить выставку рисунков, включить презентацию, вставить диск с басней, дать имена детям на парты.

во время занятий

« Люблю, где есть возможность, пощипать пороки! ..»

1. Эмоциональная зарядка. введение учителей.

2. Актуализация знаний.

Читаю начальные строки басни и показываю слайды. Дети угадывают название басни.

Слайд 1: « Они гоняли слона по улицам,

Видимо, для галочки.

Известно, что Слоны в нашей стране диковинка »

Слайд 2: « Сколько раз говорили миру

Что лесть гнусна, вредна; но все не впрок,

А льстеец всегда найдет в сердце уголок. »

Слайд 3: «Волк ночью, думает забраться в овчарню,

Попал в питомник .

Слайд 4: « Когда нет согласия в товарищах,

Их дела не пойдут хорошо,

И ничего из него не выйдет, только мука.

Когда-то Лебедь, Рак и Щука. »

Слайд 5: «Прыгающая стрекоза

»

Лето пело красное

У меня не было времени оглянуться назад

Зима бросается в глаза. »

Учитель обращает внимание на выставку студенческих рисунков к басне «Свинья под дубом» .

Достаточно ли прочитать произведение, чтобы понять его смысл? (нет, надо анализировать).

Мир книг огромен, сила слова неисчерпаема. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством, постараемся раскрыть тайны, очарование и силу басни «Свинья под дубом»

· Формулировка темы и задачи урока.

Запись темы на доске и в тетради.

3. Основной этап урока. Анализ басни

А вашему вниманию предлагаю запись басни в исполнении мастера художественного слова. Обратите внимание: чтение басни «Свинья под дубом» сопровождается прекрасными иллюстрациями.

Свинья под вековым дубом

Жёлудей наелся досыта;

Поев, я заснул под ним;

Потом, проколов себе глаза, я встал

И стала рылом подкапывать корни Дуба.

«Ведь дереву больно, —

Она и Дубу Рэйвен говорят, —

Если оголить корни, может засохнуть. »

«Пусть высохнет», говорит Свинья, »

Меня это совсем не беспокоит

Я вижу в нем мало пользы;

Хоть и не на век, но нисколько не пожалею;

Только желуди были: ведь я от них толстею. »

«Неблагодарная! — сказал ей тут Дуб, —

Всякий раз, когда вы могли поднять морду,

Вы должны были видеть

Что на мне растут эти желуди. »

Невежда тоже ослеплен

ругает науку и обучение

И все научные труды,

Не чувствуя, что вкушает их плоды.

Слайд 7: Крылов использует аллегорию. Примеры аллегории (аллегория; изображение абстрактной идеи через конкретный, ясно представленный образ).

4) Физическое воспитание.

Сел, встал, встал, сел

Вы не причиняли друг другу боль?

Посмотрите на своего соседа-

Искренне ему — улыбнись.

Обрати на меня свой взор

Улыбнись мне сейчас.

Poo подробный анализ. Цель: дать характеристику героям: Свинке, Вороне, Дубу, раскрыть мораль. Использование словесного рисунка.

Свинья глупа, ленива, эгоистична, думает только о своем удовольствии.

Свинья, которая не видит ничего дальше своего носа, не говоря уже о том, чтобы изменить свое мнение. Свинья – образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов выбрал именно это животное не просто так. Все мы знаем определенную особенность свиней – они не способны поднять голову вверх. Именно она усиливает имидж человека, который не только не хочет ничего слушать или знать, но уже и не способен на это.

Дуб – воплощение вековой мудрости, житейской правды.

Дуб отражает образ мудреца, скорее даже старика, который не пытается наставить свинью на путь истинный, а лишь говорит правду в сердце своем. Своими устами Крылов доносит до нас и мораль басни Свинья под дубом. Дуб ассоциируется здесь с многовековой мудростью, а свинья — с теми, кто не хочет постичь ее путем дрессировки. Ворон – деликатный, спокойный, удивленный глупостью Свиньи.

персонаж, который пытается образумить свинью из-за своей наивности и не понимает, что свинья вряд ли его послушает, а если и послушает, то вряд ли услышит.

Слайд 8. Ссылаясь на эпиграф и с умная работа … Объясните значение следующих выражений: Подать свинью, вести себя как свинья, метать бусы перед свиньями.
Неблагодарность — отсутствие чувства благодарности к лицу, оказавшему товар или услугу)

Невежда — невежественный, грубый, неуважительный человек.

Невежда — необразованный, невежественный человек;

5) Первичное закрепление изученного. Инсценировка басни (четыре ученика читают по ролям)

6) Выявление художественных особенностей басни.

Мораль басни — начальные или заключительные строки басни с нравоучительным завершением. Интересна история создания этой басни. Она является аргументом в споре. Она была написана Крыловым в то время, когда дворянство считало, что образование не нужно.

Актуальна ли басня в наше время? В какой жизненной ситуации вы могли бы употребить эти слова? (Ученик не хочет учиться, ругает школу, учится, но не понимает, что использует то, что сделано с помощью науки)

· Отражение.

Ссылаясь на цели урока.

· Домашнее задание — выучить басню и подготовить выразительное чтение.

Басня – произведение, призванное передать в своем содержании определенный смысл. Жители России знают этот вид творчества по нетленным стихам Ивана Андреевича Крылова, ведь именно он более 150 лет назад познакомил нашу страну с прописными истинами человеческой жизни, и продолжают использовать

востребован по сей день. В чем секрет популярности рифмованных историй о животных, вышедших из-под пера Крылова? Попробуем найти ответ на этот вопрос с помощью одного из самых популярных его произведений — «Свинья под дубом». Басня наилучшим образом передает нравственный смысл через ассоциативное сравнение животного с человеком определенного уровня развития.

Басня Крылова «Свинья под дубом» отличается проникновенной моралью, наиболее точно передающей вехи времени, в котором жил ее автор. Тем не менее, прежде чем приступить к анализу его смысла, необходимо ознакомиться с текстовым содержанием произведения.

«Свинья под дубом» — басня, в которой участвуют три героя. Центральное место среди них занимает, как вы уже догадались, свинья. Второстепенные герои — дуб и ворон, сидящий на его ветке. История начинается с рассказа о том, как

свинья лежит под дубом и ест упавшие с него желуди. Когда они перестают падать, она начинает выкапывать корни, чтобы добраться до тех плодов, что висят высоко. Ворон пытается остановить глупую свинью, но она абсолютно не слушает его и пытается доказать свою невиновность, пока в диалог не вступает старый дуб, который вовсе не является второстепенным персонажем, так как она начинает рассказывать виновницу переполоха о ее невежестве. Но она по-прежнему не внимает словам более образованных участников заговора.

Мораль басни «Свинья под дубом»

Это произведение имеет сложный смысл. Он несет в себе определенную подоплеку, являясь словесной пощечиной тому времени, в котором жил Иван Крылов. Какова основная мораль стихотворения «Свинья под дубом»? Басня показывает нам неминуемую гибель всего, что создано наукой, в руках невежественных людей. Дуб ассоциируется здесь с многовековой мудростью, а свинья — с теми, кто не хочет постичь ее путем дрессировки.

В произведении четко прослеживается грань между вороном, сидящим на ветке, и свиньей, роющейся в земле. Такая картина изображает, насколько низок невежда по сравнению с образованным человеком. «Свинья под дубом» — басня, которая дает понять ценность духовного развития по сравнению с потаканием своим инстинктам.

Жизненные истины доступным для всех языком

Басни И.А. Крылова ценятся за четкое изложение, именно поэтому они много лет назад были включены в обязательную программу изучения литературы и не сдают своих позиций по популярности и сегодня. На примере животных младшие школьники лучше усваивают простые жизненные истины, ведь многие из вас наверняка помнят строки знаменитых басен Ивана Андреевича, давно ставшие крылатыми.

Писатель постоянно перемещался среди простых людей, за что получил от простого народа настоящее уважение. Вот почему в каждом его стихотворении есть оттенок просторечия. Не потому ли, что он писал их специально для крестьян, которые по необразованности не смогли бы освоить сложные речевые обороты и светские выражения? Скорее всего, это так.

16. Тема: И. А. КРЫЛОВ. ВЕНТИЛЯТОРЫ «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ», «ВОРОН И ЛИСА». ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ В ВЕНТИЛЯТОРАХ.

5 класс литр 10.10.16

Голы: развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за действиями других.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

Предметные навыки: знать особенности содержания прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр басни, развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить нравственность, делать выводы для себя, наблюдая за поведением других.

Метапредмет UUD:

Личный: смыслообразование — устанавливает связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществляет нравственно-этическую оценку усваиваемого содержания.

Нормативные документы: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операцию, действует по плану.

Познавательный: осознает познавательную задачу; постигает цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов, относящихся к разным жанрам; определяет первичную и вторичную информацию.

Коммуникативный: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

На занятиях

I. Чтение и анализ басни «Ворона и Лисица».

Знакомство с текстом… Анализ басни по вопросам:

1. Найдите, где в тексте басни скрыта мораль. В чем его смысл?

2. Что заставляет Фокс унижаться, чтобы попробовать сыр? («Сыр пленил лису.»)

3. Что использует Лиса для достижения своей цели? Каково ее поведение? (Использует лесть, панегирик. «Вертит хвостом… и говорит так сладко, едва дыша…».)

4. В чем глупость Вороны? (У нее завышенная самооценка. Она оказалась падкой на сладкую лесть («голова кружилась», «от радости в зоб перехватывало дыхание».)

5. Можно ли сказать, что Лиса издевается над Вороной? (Лиса преследует свою цель, хочет во что бы то ни стало получить сыр. Ворона воспримет похвалу как заслуженную, думает, что все сказанное лисой правда.)

6. В чем смысл басни? (Нужно уметь не оказаться Вороной случайно, уметь правильно оценивать свои способности и возможности.)

7. Можно ли сегодня принять к сведению мораль этой басни?

Выход . И. А. Крылов дает понять читателям, что глуп не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознавать льстеца. Нельзя доверять льстецам, лесть очень привлекательна, но опасна («…лесть отвратительна, вредна»).

Учащиеся читают басню в лицах, голос показывая притворную лесть Лисы и глупость Вороны.

8. Какие слова и выражения из этой басни до сих пор живут в нашей речи?

II. Чтение и анализ басни «Свинья под дубом».

Выразительное чтение в лицах.

Разбор басни по вопросам:

1. Басня интересная?

2. Что лучше: быть грамотным ученым или оставаться неученым, невеждой?

3. Кто такой невежда? (Необразованный, необразованный ученостью, книжными знаниями, непосвященный.) **

4. Объясните аллегорию басни. (Глупый, необразованный человек (Свинья) употребляет плоды просвещения (желуди), они ему приятны. Но невежда не может понять, откуда эти плоды, не может откликнуться на совет грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам того не осознавая, он разрушает начало знания (Корни) своим невежеством. Не понимает, что наука должна развиваться. )

5. Можно ли сказать, что автор осуждает Свинью?

6. Какие интонации звучат в реплике Дуба? (Отчаяние, беспомощность.)

7. Актуальна ли мораль басни в наше время?

8. Чему вас научила эта басня?

Выход. И. А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Себя люди представляли в образах птиц, животных, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт.

III … Выполнение теста (для закрепления материала)

Басня это:

1) рассказ в стихах о событии, событии
2) рассказ нравоучительного характера, имеющий аллегорическое значение
3) небольшое стихотворение о жизни животных

2. Мораль басни такова:

1) начальные или заключительные строки басни с кратким нравоучительным заключением
2) начальные строки басни, в которых читатель знакомится с героями
3) заключительные строки басни, в которых читатель узнает, что произошло с героями в конце

1) И. А. Крылов
2) Эзоп
3) М.В. Ломоносов

4. Из какой басни взяты следующие строки: «Хоть бы не век, Нисколько не пожалею, Только были желуди: ведь от них толстеют»?

1) «Волк в конуре»
2) «Свинья под дубом»
3) «Ворона и лиса»

5. Из какой басни взяты следующие слова: «Пой, свет, не стыдись!»

1) «Волк в конуре»
2) «Свинья под дубом»
3) «Ворона и лиса»

6. Из какой басни взяты следующие слова: «Ты серый, и я, друг, серый…»?

1) «Волк в конуре»
2) «Свинья под дубом»
3) «Ворона и лиса»

7. Кто из героев басни «Свинья под дубом» пытался помешать Свинье подкопать корни дуба?

1) Воздушный змей
2) Сокол
3) Ворон

8. Какова мораль басни «Свинья под дубом»?

1) разоблачение невежественных людей, не уважающих просвещение и отвечающих на добро злом
2) разоблачение неучей, которые довольствуются своим малым запасом знаний
3) разоблачение неучей, ничего не делающих для народа и государства

1) душенька 2) плутовка
3) птичий царь

10.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *