Сочинение Образ города Калинов в пьесе Гроза
- Сочинения /
- Литература /
- Островский
Пьеса А. Н. Островского «Гроза» изображает город Калинов, типичный для России шестидесятых годов девятнадцатого века. Этот город отражает все людские пороки, присущие людям того времени. Александр Николаевич Островский описывает жизнь людей с разных сторон, поднимает в споём произведении проблемы, характерные для всех городков России в девятнадцатом веке.
Автор не уделяет внимание чёткому описанию Калинова, но называет его «Тёмным царством». Такое название связано с тем, что город, где происходят все действия пьесы, представляет собой маленькую провинцию с патриархальной формой правления, все жители знают друг друга, поэтому сплетни и слухи разлетаются очень быстро.
Быт и нравы провинциального городка противоестественны и жестоки, они уже давно устарели и негативно действуют на окружающих, разрушая красоту человеческой души. Один лишь Кулигин отличается от остальных героев, он является резонером. Кулигин умен и стремится к развитию в то время, как остальные герои продолжают жить в «тёмном царстве», не пытаясь что-либо изменить.
Городом управляют богатые помещики, которые считают, что все остальные жители подчинены им.
Одним из представителей «тёмного царства» является Дикой, творящий бесчинства. В доме помещик все боятся, он считает, что имеет право унижать и оскорблять других людей.
Второй яркой представительницей «тёмного царства» является госпожа Кабанова. Её влиянию подчинены все окружающие. Хотя она и помогает бедным, но издевается над своими домашними. Все окружающие являются жертвами помещиков-самодуров.
Город Калинов и его обитатели изображен с негативной точки зрения. Автор повествует о ситуации, сложившейся в маленьких российских городах, со всей плачевности. Всё произведение проникнуто мыслью и идеей того, что сложившиеся общественные проблемы требует незамедлительной реакции и срочного решения. Город Калинов является собирательным образом, ведь такая провинция может разместиться в абсолютно любом уголке страны. Но нельзя сомневаться в том, что такой городок будет существовать недолго, ведь жизнь не стоит на месте, она движется вперёд. Автор был уверен, что вскоре сильный поток перемен накопится и сломает систему самодурства. А пока Калинову остаётся лишь ждать «грозы», которая обязательно наступит и избавит жителей от мучений.
10 класс
Другие темы:← Женские образы в Грозе↑ ОстровскийСамодуры в Грозе →
`
Образ города Калинов
Популярные сочинения
- Сочинение Гаврила в рассказе Муму (Образ и характеристики)
Гаврила – второстепенный герой рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». Он, как и главный герой, является крепостным. В то же время, этот мужчина работает у барыни дворецким
- Испытание любовью Базарова сочинение
В романе «Отцы и дети» автор раскрыл глубокие проблемы современного общества, а его передовые идеи останутся актуальным ещё долгие годы. Речь идёт не только о конфликте поколений.
- Анализ произведения «Шинель» Гоголя 8 класс История возникновения «Шинели» достаточно интересна – считается, что Н.В. Гоголь услышал канцелярский анекдот о мелкой руки чиновнике, который долго копил деньги на покупку ружья, а впоследствии потерял его
Гроза описание города и его жителей. Сочинение город калинов и его обитатели по пьесе «гроза»
Александр Николаевич Островский был мастером точных описаний. Драматург в своих произведениях сумел показать все тёмные стороны человеческой души. Возможно, неприглядные и отрицательные, но без которых невозможно создать полную картину. Критикуя Островского, Добролюбов указывал на его «народное» мироощущение, видя главную заслугу писателя в том, что Островский сумел подметить те качества в русском человеке и обществе, которые способны тормозить естественный прогресс. Тема «тёмного царства» поднимается во многих драмах Островского. В пьесе «Гроза» город Калинов и его обитатели показаны ограниченными, «тёмными» людьми.
Город Калинов в «Грозе» – вымышленное пространство. Автор хотел подчеркнуть, что те пороки, которые есть в этом городе, характерны для всех городов России конца XIX века. И все проблемы, которые поднимаются в произведении, существовали в то время повсюду. Добролюбов называет Калинов «тёмным царством». Определение критика в полной мере характеризуют атмосферу, описанную в Калинове. Жителей Калинова стоит рассматривать в неразрывной связи с городом. Все обитатели города Калинова обманывают друг друга, обворовывают, терроризируют других членов семьи. Власть в городе принадлежит тем, у кого есть деньги, а власть городничего только номинальная. Это становится понятно из разговора Кулигина. Городничий приходит к Дикому с претензией: мужики жаловались на Савла Прокофьевича, ведь он обсчитывал их. Дикой совершенно не старается себя оправдать, напротив, он подтверждает слова городничего, говоря, что если купцы воруют друг у друга, то нет ничего плохого в том, что купец крадёт у простых жителей. Сам Дикой жадный и грубый. Он постоянно ругается и ворчит. Можно сказать, что из-за алчности у Савла Прокофьевича испортился характер. В нём не осталось ничего человеческого. Даже Гобсеку из одноимённой повести О. Бальзака читатель сочувствует больше, чем Дикому. К этому персонажу не возникает никаких чувств, кроме отвращения. Но ведь в городе Калинове его обитатели сами потакают Дикому: они просят у него денег, унижаются, знают, что их оскорбят и, скорее всего, нужную сумму не дадут, но всё равно просят. Больше всего купца раздражает его племянник Борис, ведь ему тоже нужны деньги. Дикой открыто грубит ему, проклинает и требует, чтобы тот уехал. Савлу Прокофьевичу чужда культура. Он не знает ни Державина, ни Ломоносова. Его интересует только накопление и приумножение материальных благ.
Кабаниха отличается от Дикого. «Под видом благочестия» она старается всё подчинить своей воли. Она воспитала неблагодарную и лживую дочь, бесхарактерного слабого сына. Сквозь призму слепой материнской любви Кабаниха, кажется, не замечает лицемерия Варвары, но Марфа Игнатьевна прекрасно понимает, каким сделала сына. К своей невестке Кабаниха относится хуже, чем к остальным. В отношениях с Катериной проявляется желание Кабанихи всех контролировать, воспитать в людях страх. Ведь правителя либо любят, либо бояться, а любить Кабаниху не за что.
Нужно отметить говорящую фамилии Дикого и прозвище Кабанихи, которые отсылают читателей и зрителей к дикой, животной жизни.
Глаша и Феклуша – низшее звено в иерархии. Они обычные жители, которые рады прислуживать таким господам. Есть мнение, то каждый народ заслуживает своего правителя. В городе Калинове это подтверждается многократно. Глаша и Феклуша ведут диалоги о том, что в Москве сейчас «содом», ведь там люди начинают жить по-другому. Жителям Калинова чужда культура и образование. Они хвалят Кабаниху за то, что та ратует за сохранение патриархального строя. Глаша согласна с Феклушей в том, что только в семье Кабановых сохранились старые порядки. Дом Кабанихи – рай на земле, ведь в других местах всё погрязло в разврате и невоспитанности.
Реакция на грозу в Калинове больше схожа с реакцией на масштабное стихийное бедствие. Люди бегут, спасая себя, стараясь спрятаться. Всё потому что гроза становится непросто природным явлением, а символом божьей кары. Так воспринимают её Савл Прокофьевич и Катерина. Впрочем, Кулигин совсем не боится грозы. Он призывает людей не паниковать, рассказывает Дикому о пользе громоотвода, но тот глух к просьбам изобретателя. Кулигин не может активно противостоять устоявшимся порядкам, он приспособился к жизни в такой обстановке. Борис понимает, что в Калинове мечты Кулигина так и останутся мечтами. При этом Кулигин отличается от остальных жителей города. Он честный, скромный, планирует зарабатывать своим трудом, не прося богатых о помощи. Изобретатель детально изучил все порядки, которыми живёт город; знает, что происходит за закрытыми дверями, знает об обманах Дикого, но ничего не может с этим сделать.
Островский в «Грозе» город Калинов и его обитателей изображает с негативной точки зрения. Драматург хотел показать как плачевна ситуация в провинциальных городах России, сделал акцент на том, что общественные проблемы требует немедленного решения.
Приведенная характеристика города Калинова и его жителей пригодится ученикам 10 класса при подготовке сочинения на тему «Город Калинов и его обитатели в пьесе «Гроза»».
Тест по произведению
Пьеса Александра Островского «Гроза» создавалась драматургом накануне реформы 1861 года. Уже назрела необходимость общественно-социальных перемен, идут споры, обсуждения, движение общественной мысли. Но есть в России места, где время остановилось, общество пассивно, перемен не хочет, боится их.
Таков город Калинов, описанный Островским в его пьесе «Гроза». Город этот реально не существовал, это вымысел писателя, но тем самым Островский показывает, что в России немало ещё таких мест, где царят застой и дикость. При всём том город расположен в прекрасной местности, на берегу Волги. Окружающая природа просто кричит о том, что в этом месте мог бы быть рай! Но счастья, в полном понимании этого слова, у жителей этого города нет, и виной тому они сами.
Обитатели Калинова в большинстве своём люди не желающие никаких перемен, малограмотные. Одни живут упиваясь своей властью, которую дают им деньги, другие мирятся с унизительным положением своим и ничего не делают, чтобы из этого положения выйти. Тёмным царством назвал Калиновское общество Добролюбов.
Главные отрицательные герои пьесы Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова.
Дикой купец, важное лицо в городе. Если характеризовать его коротко, он самодур и жмот. Всех, кто ниже его по положению, он просто не считает за людей. Дикой может запросто обсчитать работника, а родному племяннику не хочет отдавать наследство, оставленное ему бабушкой. При этом такими своими качествами он очень гордится.
Богатая купчиха Кабаниха сущее наказание для своей семьи. От этой властной, сварливой особы нет покоя никому в доме. Она хочет, чтобы ей беспрекословно все подчинялись, жили по законам «Домостроя». Кабаниха калечит жизнь своих детей и при этом ставит такое существование себе в заслугу.
Сын кабанихи смирный трусоватый Тихон боится лишнее слово сказать против властной матери и не может даже защитить свою жену, которую Кабаниха постоянно попрекает и унижает. Зато её дочь Варвара научилась врать и жить двойной жизнью, чтобы выйти из-под влияния мамаши, и её такое положение вещей вполне устраивает.
Борис, племянник Дикого, полностью зависит от своего дяди, хотя он получил образование, человек не глупый, не делает никаких движений, чтобы от этой зависимости освободиться. Своей несамостоятельностью и нерешительностью он губит любимую женщину.
Мещанин Кулигин, самоучка-изобретатель, человек умный, осознающий всю глубину застоя и дикости в обществе, но он тоже ничего не может поделать в этой ситуации и уходит от действительности, пытаясь осуществить невозможное, изобрести вечный двигатель.
Человек, который может дать хоть какой-то отпор хамству и самодурству Дикого, это его работник Ваня Кудряш, второстепенный герой пьесы, играющий, однако, значительную роль в разворачивающемся действии.
Единственный чистый и светлый человек в этом городе, невестка Кабанихи Катерина. Она не может жить в этом болоте, где не любви, нет нормальных человеческих отношений, где правят ложь и лицемерие. Против этого она протестует своей гибелью, решившись на этот страшный шаг, она, хоть на миг, обретает такую желанную волю.
Островский назвал свою пьесу «Грозой» не просто так, название осмысленно. Назревавшие перемены в обществе, как грозовые тучи собираются над головами обитателей «тёмного царства». Катерина в своём смятении думает, что гроза послана ей, как наказание за измену, но на самом деле гроза должна, наконец, разрушить это засилье застоя, рабства и зла.
Образ города Калинов, быт и нравы обителей
Все события в произведении драматического характера под названием «Гроза», написанного Островским, происходят на территории города Калинова. Город является уездным и располагается на одном из берегов Волги. Автор говорит о том, что местность отличается прекрасными пейзажами и радует взгляд.
Мещанин Кулагин рассказывает о нравах жителей города, его мнение заключается в том, что у каждого из жителей достаточно жестокие нравы, они привыкли быть грубыми и жестокими, такие проблемы часто порождала существующая бедность.
Центром жестокости становятся два героя – купец Дикой и Кабаниха, которые являются яркими представителями невежества и грубости, обращенной к окружающим людям.
Дикой, занимающий должность купца, достаточно богатый человек, скупой и обладающий большим влиянием в городе. Но при этом он привык держать в руках власть достаточно жестоко. Он уверен в том, что гроза посылается людям каждый раз, как наказание за их неправильные поступки и поэтому они должны ее терпеть, а не ставить громоотводы на дома. Также из повествования читатель узнает, что Дикой хорошо ведет хозяйство, правильно относится к финансовым вопросам, но это все, что ограничивает его кругозор. При этом стоит отметить его необразованность, он не понимает зачем нужно электричество и как на самом деле оно работает.
Поэтому можно сделать вывод, что большинство купцов и мещан, живущих на территории городка, люди необразованные, не способные принимать новую информацию и менять свою жизнь в лучшую сторону. При этом, всем доступны книги и газеты, которые они могут регулярно читать и повышать свою внутреннюю интеллигенцию.
Все, кто обладает определенным богатством не привыкли с уважением относиться к любым чиновникам и представителям власти. Они относятся к ним с неким пренебрежением. А к городничему относятся как к соседу и общаются с ним по-приятельски.
Бедные слои населения привыкли спать не более трех часов в сутки, они работают дни и ночи на пролет. Богатые стараются всеми возможными способами закабалить бедных и получить еще больше денег за счет чужой работы. Поэтому и сам Дикой никому не платит за работу, а все получают жалование только через большую ругань.
При этом в городе часто происходят скандалы, которые не приводят ни к чему хорошему. Кулигин старается сам писать стихотворения, он является самоучкой, но при этом боится показывать свой талант, так как боится, что его поглотят живым.
Жизнь в городе течет скучно и однообразно, все жители привыкли больше слушать Феклушу, чем читать газеты и книги. Именно он рассказывает другим о том, что существуют такие страны, где есть люди, у которых голова собаки на плечах.
Вечером жители городка не выходят гулять по узким улочкам, они стараются запереть дверь на все замки и остаться внутри дома. Также они спускают собак, чтобы те защитили их от возможного грабежа. Они очень сильно переживают за свое имущество, которое порой достается им непосильным трудом. Поэтому стараются всегда находиться дома.
Несколько интересных сочинений
- Васильев Борис Львович
- Сочинение по произведению Остров сокровищ Стивенсона
Главным героем в данном произведении является молодой человек по имени Джим Хокинкс. Это произведение получилось очень интересным и захватывающим. Его родители являются хозяевами трактира
- Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»? Итоговое сочинение
Человек, пока он жив, мечтает. Это одна из самых замечательных вещей на земле. Мечты важны, они направляют энергию. Люди забывают об этом, считают мечты глупой вещью и удивляются, почему их жизнь не идет нормально
- Сочинениепо по рассказу Совесть Гайдара 6 класс
В произведении Аркадия Петровича Гайдара «Совесть» поднята очень актуальная проблема – это проблема совести.
- Сочинение Степан Пробка в поэме Мертвые души
Степан Пробка – крепостной крестьянин, находящийся в распоряжении одного из персонажей в произведении. Внешне Степан весьма крепкий мужчина
Предлагаю вашему вниманию два школьных сочинения по теме города Калинова из пьесы Островского «Гроза». Первое под названием «Город Калинов и его обитатели», а второе – описание этого провинциального города в необычной форме, в формате письма другу от лица Бориса.
1-е сочинение, «Город Калинов и его обитатели»
Перед созданием пьесы Островский совершил путешествие по городам Поволжья в составе экспедиции, изучавшей быт и нравы этой провинции. Поэтому образ города Калинова получился собирательный, основанный на наблюдениях писателя, и во многом напоминающий реальные города на Волге тех времен. Не случайно за звание прообраза Калинова спорили почти все города Поволжья (Торжок, Кострома, Нижний Новгород, Кинешма и другие).
Калинов стал обобщённым образом русского провинциального города. Важна именно идея похожести на типичный русский городок, действие пьесы могло происходить в любом из таких мест. Об это свидетельствует и тот факт, что в пьесе нет подробного описания города, судить о нём мы можем лишь из нескольких ремарок и косвенных описаний. Так, ремаркой с описанием открывается сама пьеса: «Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой — сельский вид».
Калинов – это город с вымышленным названием, и для читателей очень полезно понять, почему город называется именно так.
С одной стороны, интересна сама семантика слова «калина» (т.к. суффикс «ов» типичен для названия русских городов, например, Псков, Тамбов, Ростов и т.д.) — это яркая, внешне очень красивая ягода (как и сам город, бульвар на высоком берегу Волги), но внутри она горькая и невкусная. Это сходно с внутренней жизнью города, той самой, что скрыта за высокими заборами – это тяжёлая, и в чем-то даже страшная жизнь. Характеристику Калинову даёт механик-самоучка Кулигин, восхищающийся красотами местной природы: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется», и одновременно признающий: «Жестокие нравы в нашем городе, сударь, жестокие».
При всей внешней благоустроенности города там скучно, тоскливо, стоит душная и неприятная атмосфера. Одна из важнейших деталей города – бульвар, где никто не гуляет.
Обеспеченные же горожане предпочитают совсем иное развлечение – судиться и браниться с соседями, строить козни, да «пожирать» своих домашних. Еще одним «развлечением» становится посещение храма, куда люди приходят не для искренних молитв и общения с Богом, а для обмена сплетнями и зрелищ. Неудивительно, что город, в котором царит ханжество и лицемерие, хвалит такая же лицемерная Феклуша («Благолепный город»).
Днём Калинов полностью принадлежит чопорным людям, а по ночам гулять на бульвар выходят парочки, «ворующие» часок другой так, чтобы всё было «шито да крыто», чтобы ничто не нарушало внешнего благополучия города, жители которого живут в патриархальном укладе и читают «Домострой».
Калинов, по сути, не имеет постоянных связей с миром, он закрыт и замкнут в себе. В нём не читают газет, не узнают новостей о мире, тут с легкостью принимаются за чистую монету рассказы Феклуши о её странствиях.
Город выступает в чём-то символической силой, подпитывающей власть самодура Дикого (покидая город, он словно лишается своей силы). Бежать из города стремится Тихон, в Калинове он всегда забит и подавлен, но за его пределами пытается освободиться из оков. Даже чужак Борис ощущает давление провинциальных устоев.
Другая ассоциация, которую вызывает вымышленный город из пьесы Островского – это Калинов мост из русской сказки об Иване-крестьянском сыне и Чудо-Юде. Этот мост являлся местом, где сходились в борьбе добро и зло. Также и Калинов является сценой, где разворачивается трагедия личности Катерины, непримиримости её чистой и светлой души с порядками города, а также история её греховной любви.
Город вступает в сюжетное взаимодействие с персонажами, оттеняет их чувства и мысли. Так, в праздничный день посреди города Катерина кается в своих грехах перед всем миром, при этом фоном на стенах видны фрески страшного суда.
Ещё один элемент города – это сад, где Катерина встречается с Борисом. Он напоминает райский сад, здесь же, как и в известном библейском сюжете, совершается грехопадение Катерины.
Важную символическую роль играет и Волга, омывающая Калинов. В драме река олицетворяет собой силу, свободу, энергию, чистые чувства. Не случайно так стремится к воде Катерина (её убивает не вода, а якорь).
Город Калинов, очевидно, был нужен Островскому, чтобы показать уклад русской жизни в небольшом, провинциальном городе, которых так много в России, и любой из них, отчасти, напоминает Калинов. Калинов выступает не просто фоном, на котором разворачиваются события, он также передаёт настроение своих жителей, помогает раскрыть их характеры, в чем-то берёт на себя символическую функцию, обогащающую пьесу.
Сочинение «Характеристика города Калинова в форме дружеского письма»
Любезный мой друг!
Давно я не писал писем, но сейчас душа просит. Пишу к тебе, чтобы рассказать о своей жизни в городе Калинове, где нахожусь с недавнего времени. Если ты вдруг задашься вопросом о том, как же я попал сюда, то могу уверить тебя, что это было не самым благополучным стечением обстоятельств.
Не вызывает сомнений красота этого места, но люди тут — сброд. Приехал я сюда к своему дядюшке, Савелу Прокофьевичу. Дядюшка по завещанию батюшки моего должен нам с сестрой некую сумму, которую мы получим только в том случаи, если будем к нему почтительны. Милый друг, это кажется почти невозможным! Настолько он самодур, что только дай ему малейший повод для гнева — страдать будет все семейство и каждый, кого встретит он на своём пути. Рад, что сестра осталась дома и не поехала со мной, ей бы совсем худо было тут.Калинов — заурядный провинциальный город, единственное, что, возможно, заставляет здесь душу шириться, так это вид на Волгу, но не более того. В остальном очень серо, скучно. Множество купеческих домов, бульвар, да церквушка — ничего кроме, здесь, пожалуй, ты не найдёшь.
Весь город как будто никого кроме двух купцов не видит: только дядька мой, да ещё одна купчиха — Кабаниха. Они здесь словно во главе всего, все подчинено им, а они, в свою очередь, никого ни во что не ставят: каждый должен их слушать и выполнять, что велено.
Время здесь будто совсем мертвое, люди узколобые, никто и представить себе не может, что за пределами их городка есть ещё мир, живой мир, который не стоит на месте. Они даже не осознают масштаба собственной катастрофы. Стоит отдать им должное в том, что работают в большинстве своём не покладая рук, но ведь совсем замерли они в этом, увязли. Они невежды, верят во все, что сказано им, потому то так скучна и однообразна жизнь их. Единственный, с кем я могу маломальски говорить о чем-либо — Кулигин, но он здесь пропадёт, растеряет все, что есть в его голове, чужой он тут.
Так вот и проживаю дни свои в этой трущобе. Силы выносить все это уже на исходе, да и бросил бы давно, не будь сестры со мной, а так терпеть приходиться, не могу я ее подвести.
У тебя как дела, милый друг? Все ещё пишешь свои романы, или совсем со службой забросил писательство? Расскажи мне обо всем, что у тебя на душе, хочу знать все до мельчайших подробностей!
До следующего письма, крепко обнимаю тебя.
С наилучшими пожеланиями,
Ваш преданный друг Борис Григорьевич.
Октября 14, 1859 года
Сочинение предоставлено Греховой Юлией.
Краткое описание города Калинова в пьесе «Гроза»
В пьесе «Гроза» Александр Николаевич Островский мастерски описывает быт и нравы типичного провинциального городка 19 века.
Калинов – город, раскинувшийся на берегу Волги, в котором, несмотря на всю природную красоту, все застыло и, кажется, вряд ли уже когда-нибудь тронется с места.
Виной тому устаревшие традиции и устои, а вместе с тем и давно господствующие в этом «темном царстве» богатые самодуры и тираны, которые никак не желают меняться сами и менять город к лучшему. Они угнетают жителей, стремящихся хоть как-то изменить жизнь людей в Калинове к лучшему; половина города их просто-напросто боится. Здесь процветает ложь, корысть, лицемерие, жадность – все то, с помощью чего власть имущие и заполучили свой авторитет и до сих пор держатся на плаву.
Деньги здесь – основа всего, цель и смысл жизни большинства жителей города, которых, к тому же, не интересует ничего нового, они суеверны, излишне религиозны, невежественны и необразованны.
Горожане не обращают внимания на окружающую их красоту, природу, для них она не играет никакой роли. А те немногие умные, думающие люди, стремящиеся улучшить жизнь в Калинове, из-за жадности богачей не могут получить ни финансирования для своих проектов, ни одобрения большинства простых жителей и уж тем более богатых самодуров.
Таким образом, пассивность большинства горожан, их нежелание и неспособность бороться с устаревшими порядками и идти в ногу со временем, развиваться и обрекают город Калинов на гибель.
Обновлено: 2017-11-19
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
.
1. Общая характеристика места действия.
2. Калиновская «элита».
3. Зависимость людей от самодуров.
4. «Вольные пташки» Калинова.
«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — так А. Н. Островский характеризует место действия пьесы устами одного из персонажей, наблюдательного и остроумного изобретателя-самоучки Кулигина. Примечательно, что пьеса начинается со сцены, в которой этот же герой любуется видом на Волгу. Автор словно невзначай противопоставляет красоту природы, неохватность ее просторов ханжескому провинциальному быту. Люди, имеющие вес в Калиновском обществе, в подавляющем большинстве стараются представиться в наилучшем свете перед посторонними, а «своих домашних едят поедом».
Одним из ярких представителей калиновской «элиты» является богатый купец Савел Прокофьич Дикой. В семейном кругу он невыносимый тиран, которого все боятся. Его жена каждое утро дрожит: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!» Однако Дикой способен рассердиться без особых причин: тогда он рад с руганью наброситься на своих домочадцев и наемных работников. Всем, кто у него служит, Дикой постоянно недоплачивает, так что многие работники жалуются городничему. На увещевания городничего, предложившего купцу платить своим работникам как положено, Дикой спокойно ответил, что из этих недоплат у него скапливаются значительные суммы, а городничему стоит ли беспокоиться о таких пустяках?
Низость натуры Дикого проявляется и в том, что неудовольствие, которое он не вправе выразить виновнику, бешеный купчина вымещает на безответных домашних. Этот человек без зазрения совести готов отнять положенную долю наследства у своих племянников, тем более что в завещании их бабушки оставлена лазейка — племянники вправе получить наследство только в том случае, если они будут почтительны к дяде. «…Хоть бы вы и были к нему почтительны, нешто кто ему запретит сказать-то, что вы непочтительны?» — рассудительно говорит Борису Кулигин. Зная местные нравы, Кулигин убежден, что племянники Дикого останутся ни с чем — зря Борис терпит дядину ругань.
Не такова Кабаниха — она тоже тиранит своих домашних, но «под видом благочестия». Дом Кабанихи — рай для странников и богомольцев, которых купчиха радушно принимает согласно старинному русскому обычаю. Откуда появился этот обычай? В Евангелии рассказывается, что Христос учил своих последователей помогать нуждающимся, говоря, что сделанное для «одного из малых сих» в итоге сделано как бы для Него Самого. Кабаниха свято хранит старинные обычаи, которые для нее являются чуть ли не основами мирозданья. Но она не считает грехом то, что «точит, как ржа железо» своего сына и невестку. Дочь Кабанихи в конце концов не выдерживает и убегает с любовником, сын постепенно становится пьяницей, а невестка от отчаяния бросается в реку. Набожность и благочестие Кабанихи оказываются лишь формой без содержания. По словам Христа, такие люди подобны гробам, которые аккуратно покрашены снаружи, а внутри полны нечистот.
Немало людей зависят от Дикого, Кабанихи и им подобных. Безрадостно существование людей, живущих в постоянном напряжении и страхе. Так или иначе в них поднимается протест против постоянного подавления личности. Только проявляется этот протест чаще всего уродливым или трагическим образом. Сын Кабанихи, в семейном быту покорно терпящий назидательные поучения властной матери, вырвавшись на несколько дней из дома, забывает обо всем в беспробудной пьянке: «Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьет». Любовь Бориса и Катерины тоже своего рода протест против гнетущей обстановки, в которой они живут. Не радость Приносит эта любовь, хоть она и взаимна: протест против лицемерия и притворства, обычного в Калинове, заставляет Катерину признаться перед мужем в своем грехе, а протест против возвращения к постылому образу жизни толкает женщину в воду. Наиболее продуманным оказывается протест Варвары — она убегает вместе с Кудряшом, то есть вырывается из обстановки ханжества и тиранства.
Кудряш — личность по-своему примечательная. Этот ухарь никого не боится, даже грозного «воина» Дикого, у которого он работал: «…Я перед ним рабствовать не стану». Кудряш не обладает богатством, зато он умеет поставить себя в обществе людей, в том числе и таких как Дикой: «Я грубиян считаюсь, за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай он меня боится». Таким образом, мы видим, что у Кудряша развито чувство собственного достоинства, он человек решительный и храбрый. Конечно, он отнюдь не какой-то идеал. Кудряш тоже является продуктом того общества, в котором он живет. «С волками жить — по-волчьи выть» — в соответствии с этой старинной пословицей Кудряш не прочь бы пообломать бока Дикому, если бы отыскалось несколько таких же отчаянных парней для компании, или же «уважить» самодура другим способом, соблазнив его дочь.
Другой тип человека, не зависящего от калиновских самодуров, являет собой изобретатель-самоучка Кулигин. Этот человек, как и Кудряш, превосходно знает, какова подноготная местных тузов. Он не строит никаких иллюзий относительно своих сограждан и тем не менее этот человек счастлив. Человеческая низость не заслоняет ему красоты мира, суеверие не отравляет его души, а научный поиск придает его жизни высокий смысл: «А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! Я вот не боюсь».
Понимание китайской медицины: застой ци печени
Понимание китайской медицины: Весна — это время года, когда энергия нашей печени начинает подниматься и двигаться наружу. Это то, что помогает нам быть более активными и энергичными. Но для тех из нас, у кого дисбаланс энергии печени, это может быть время года, когда симптомы печени обостряются! Такие симптомы, как мигрень, сенная лихорадка, головокружение и ПМС, могут усугубляться. Вы также можете заметить, что чувствуете себя немного более вспыльчивым, чем обычно, или испытываете внезапные вспышки гнева.
Если что-то из этого звучит знакомо, сейчас самое время настроиться на акупунктуру. Вы были бы поражены тем, насколько большую разницу могут иметь одна или две процедуры акупунктуры в балансировке энергии Печени. А пока вот несколько советов, которые вы можете сделать самостоятельно, чтобы сбалансировать Ци печени.
1. Ешьте зелень. Листовая, растущая вверх зелень питает Кровь и мягко стимулирует ци вашей Печени. Зима — это время для продуктов с более согревающей и тонущей энергией, чтобы соответствовать энергии зимы. Сейчас самое время начать есть продукты, приготовленные с меньшими усилиями и за меньшее время, есть меньше тяжелой пищи (масло, мясо) и готовить овощи и зелень более легким и полезным для здоровья способом. В приведенном ниже рецепте вы найдете несколько хороших идей о том, как заставить всю вашу семью есть здоровую зелень и любить ее! Ой! И если вы местный житель и ищете отличный способ получить этим летом много органических и доступных продуктов, проверьте CSA через органическую ферму Many Hands в Барре.
2. Упражнение. Что может быть лучше, чем двигаться, чтобы помочь вашей ци двигаться! Прислушивайтесь к своему телу и следуйте рекомендациям, основанным на вашем здоровье, конституции и т. д. Честно говоря, ходьба — это одно из самых лучших занятий, которое вы можете сделать для своего тела и ума. Даже 10 минут в день имеют большое значение.
3. Остальные. Метафорически в китайской медицине наша «Кровь» собирается в нашей Печени ночью, когда мы спим. Это означает, что Печень является частью того, что помогает нам омолаживаться, пока мы спим. Недостаточный отдых приводит к ослаблению крови, что мешает нашей ци хорошо двигаться (и наоборот). Ослабленная кровь печени может привести к большему беспокойству, напряжению мышц и множеству других симптомов. Правильный отдых ночью позволяет нашей Печени лучше выполнять свою работу — поддерживать плавную циркуляцию нашей энергии.
4. Массаж печени 3. Те из вас, кто является постоянным пациентом, могут узнать эту точку, как только я опишу ее. Это очень часто используемая точка на канале Печени, помогающая поддерживать плавный поток энергии и отводить ее от головы вниз (что делает ее отличной точкой при головных болях, вызванных дисбалансом Печени). Чтобы найти его, поставьте ногу перед собой. Пропальпируйте пространство между 1-й и 2-й плюсневыми костями (костями, спускающимися от пальцев ног к верхней части стопы). Найдите больное место рядом с соединением двух костей и ежедневно массируйте это место.
5. Создайте свое видение. Энергия дерева (Печень и желчный пузырь) связана со зрением, как в прямом, так и в переносном смысле. Способность видеть свой путь вперед, не погрязнуть в повседневных стрессах и иметь видение своего будущего — все это сильные стороны печени. Печень, которая слишком застряла и застыла, может иметь проблемы с изгибанием на ветру, так сказать, или с достаточной гибкостью, чтобы творчески преодолевать жизненные препятствия. Найдите то, что поможет вам прояснить свое видение — как повседневных, так и долгосрочных целей. Такие вещи, как ведение дневника, разговор с хорошим другом, медитация и/или посещение семинара, описанного ниже, — все это способы сохранить поток энергии вашей Печени, а ваше видение сильным и гибким.
6. Управление стрессом . Эмоциональный стресс влияет на все системы органов. Однако начинается печень. Фактически, стресс и заблокированные эмоции являются наиболее распространенными причинами «застревания ци печени» в нашем обществе. Гнев, разочарование, грусть и депрессия могут быть результатом застойной Ци Печени, и, если их не выразить или с ними не справиться должным образом, это также может вызвать дальнейший застой Ци Печени и привести к другим симптомам. Все эти эмоции являются частью жизни. Когда мы чувствуем их в избытке или не чувствуем в нужное время, это указывает на дисбаланс. Если мы отодвинем эти чувства в сторону, потому что у нас «нет времени с ними справляться», мы добавим еще один слой к блокировкам в свободном потоке ци нашей Печени.
Разговор с другом, ведение дневника и медитация — все это способы справиться с ежедневным стрессом, чтобы он не накапливался и не создавал больших проблем. Чтобы сохранить энергию нашей Печени здоровой, мы должны противостоять хроническому чувству стресса/беспокойства и дисбалансу в нашем эмоциональном благополучии.
А пока вот еще одна точка, которую можно массировать дома, чтобы помочь расслабить тело и разум и снять стресс:
- Селезенка 6: Это точка пересечения 3 основных меридианов в теле: Селезенка, Печень и почки. Эта точка отлично подходит для снятия стресса, беспокойства и проблем со сном. Это также может действительно помочь при менструальных спазмах. Начните с внутренней лодыжки и двигайтесь вверх по внутренней стороне ноги, прямо к внутреннему краю кости (большеберцовой кости). Эта точка находится примерно на ширине четырех пальцев вместе над лодыжкой. Найдите чувствительное место и помассируйте. Если на ноге вдоль внутренней части большеберцовой кости есть несколько чувствительных точек, помассируйте их также при менструальных спазмах или вздутии живота или спазмах.
7. Остерегайтесь «ложных» возбудителей печени. Например, Алкоголь временно освободит энергию вашей печени. А выпить тут и там для большинства из нас приятно и не проблема. Но чрезмерное употребление алкоголя и других наркотиков является обычным способом для некоторых людей почувствовать облегчение эмоциональных симптомов застоя печени. Однако облегчение временное. Вместо того, чтобы укреплять слабые стороны тела, чтобы тело научилось самостоятельно балансировать энергию, эти экстремальные вещества наносят дополнительный ущерб и заставляют тело чувствовать себя зависимым от большего количества из них, чтобы получить такое же чувство облегчения. И помните, любое экстремальное вещество вызовет дальнейший дисбаланс в организме, часто скрывая первоначальную проблему и в конечном итоге приводя к более сложным физическим и эмоциональным проблемам со здоровьем.
Застой ци легких и ци сердца в китайской медицине
Застой ци печени — один из самых «популярных» диагнозов среди практикующих на Западе. Застой ци печени, безусловно, очень распространен, но, по моему мнению, его слишком часто диагностируют и придают ему слишком большое значение. Кроме того, почти никогда не упоминается, что практически каждый орган, а не только Печень, может быть подвержен застою ци. Например, от застоя ци страдают следующие органы: желудок, селезенка, легкие, сердце, кишечник, желчный пузырь, тройной обогреватель, мочевой пузырь и даже почки.
В данном блоге основное внимание будет уделено застою Ци Легких и Сердца, поскольку такой застой особенно характерен для ментально-эмоциональных проблем. С чрезмерной диагностикой застоя Ци Печени также связан чрезмерный акцент на гневе среди эмоций. Чрезмерный акцент на гневе, на мой взгляд, присутствует и в Китае. Легко понять, почему это так, поскольку гнев — самая разрушительная из эмоций: если вы злитесь, вы бунтуете, а в Китае этого не делают ни в неоконфуцианском прошлом, ни сейчас. Действительно, само слово, используемое в китайской медицине для обозначения «бунтующей» (или «встречной») ци [ни 逆] означает «бунтовать», «не подчиняться», «бросить вызов». Противоположностью ни в китайской медицине является избегание [顺], что указывает на то, что ци движется в правильном направлении. Слово «избегать» означает: «подчиняться», «действовать в подчинении», что имеет явное политическое значение. Обратите внимание, что эти два слова уже есть в нэй цзин.
Хотя легко объяснить, почему гневу придается слишком большое значение в Китае, я не уверен, почему это происходит на Западе. Напротив, застой Ци Легких и Сердца обычно вызывается грустью, горем или беспокойством: если человек опечален, он не бунтует, поэтому китайской политической системе (древней или современной) эти эмоции не угрожают. Я считаю, что такие эмоции, в большей степени, чем гнев, чрезвычайно распространены и широко распространены среди пациентов, которых мы наблюдаем. Чем вызваны печаль и горе у западных пациентов? Помимо очевидных причин тяжелой утраты, очень многие западные пациенты всех возрастов страдают от печали и горя, вызванных различными видами утраты, такими как потеря от разрыва отношений или брака. Другими словами, печаль и горе в первую очередь связаны с потерей, будь то потеря дорогого человека из-за смерти или потеря партнера из-за разлуки.
Маклин (разработавший теорию тройственного мозга) предполагает, что происхождение человеческого языка, скорее всего, связано с взаимодействием младенца и матери, лепетом, основанным на сочетаниях гласных и согласных, начиная примерно через 8 недель после рождения. Он выделяет крик разлуки — медленно меняющийся тон с пролонгированным гласным звуком ( аааа ), мучительный крик, связанный с самой мучительной эмоцией — разлукой.
Я считаю, что грусть и горе, возникающие в результате разлуки, являются, вероятно, самыми основными и изначальными (и, следовательно, самыми сильными) эмоциями, играющими огромную роль в ментально-эмоциональных проблемах, с которыми мы сталкиваемся на практике. Что касается беспокойства, то легко понять, почему эта эмоция так распространена на Западе, где жизнь протекает в таком лихорадочном темпе.
Печаль, горе и тревога воздействуют непосредственно на Легкие, поскольку они являются эмоциями, относящимися к Легким, но они также влияют и на Сердце. Су Вэнь говорит в главе 39: « Печаль делает Сердце стесненным и взволнованным; это толкает к долям легких, Верхний Обогреватель становится заблокированным, Питательная и Защитная Ци не могут свободно циркулировать, Тепло накапливается и растворяет Ци ».
У женщин застой Ци Легких влияет на грудь и молочные железы и, в конечном счете, может привести к образованию уплотнений в груди (доброкачественных или злокачественных), поскольку канал Легких течет по внешней стороне груди. По моему опыту, у западных женщин это более распространенная причина уплотнений в груди, чем застой Ци Печени.
Д-р Ся Шао Нун считает, что опухоли груди и рак груди возникают из-за печали и горя, вызванных вдовством, разрывом отношений, разводом, смертью детей и тяжелой утратой в молодом возрасте из-за смерти супруга. Эти события, особенно если они происходят внезапно, расстраивают Разум и приводят к застою и истощению ци. Интересно отметить, что все события, упомянутые доктором Ся, связаны с разлукой и потерей.
Очки, которые я использую для грусти и горя, это LU-7 Lieque, Du-24 Shenting, Ren-15 Jiuwei, HE-7 Shenmen, BL-13 Feishu и BL-42 Pohu.
Что касается беспокойства, Чэнь У Цзэ (1174) говорит: « Беспокойство повреждает легкие и заставляет накапливать ци ». Глава 8 «Лин Шу» подтверждает, что беспокойство связывает ци: « Беспокойство вызывает препятствия для ци, так что ци застаивается ».
Обратите внимание, что застой ци может сопровождаться дефицитом ци, особенно это касается Легких и Сердца. Такие эмоции, как грусть и горе, истощают ци и вызывают дефицит ци. Однако, поскольку дефицит ци в груди не может двигаться должным образом (из-за его дефицита), также возникает некоторый застой ци.
ЗАСТОЙ ЦИ ЛЕГКИХ
Клиническими проявлениями застоя ЦИ Легких являются: ощущение кома в горле, затруднение глотания, чувство стеснения или распирания в груди, легкая одышка, вздохи, грусть, легкое тревожное настроение, депрессивное настроение.
Язык: слегка красный по бокам в области груди (см. блог от 23 марта 2010 г.).
Пульс: очень слегка напряжен в правом переднем положении.
Акупунктура: LU-7 Lieque, LU-3 Tianfu, ST-40 Fenglong, Ren-15 Jiuwei, P-6 Neiguan, BL-13 Feishu, BL-42 Pohu. (Обратите внимание, что ST-40 используется здесь не для разрешения Флегмы, а для открытия сундука.
Рецепт:
Бан Ся Хоу По Тан Отвар пинелии-магнолии ( Открыть сердце в Трех сокровищах ).
ЗАСТОЙ ЦИ СЕРДЦА
Клиническими проявлениями застоя ци Сердца являются: сердцебиение, чувство распирания или стеснения в груди, депрессия, легкое ощущение комка в горле, распирание в груди и верхней эпигастрии, неприязнь лежания, слабые и холодные конечности, слегка багровые губы, бледный цвет лица.
Язык: слегка бледно-фиолетовый по бокам в области груди.
Пульс: Пустой, но слегка переполненный в левом переднем положении.
Акупунктура: HE-5 Tongli, HE-7 Shenmen, P-6 Neiguan, Ren-15 Jiuwei, Ren-17 Shanzhong, LU-7 Lieque, ST-40 Fenglong, LI-4 Hegu.