Николай Гоголь – «великий художественный гений» – в коллекции Президентской библиотеки
«Он устремил нас вперёд, вот та великая служба, какую сослужил Гоголь русскому обществу дивными созданиями своего гения…» – было сказано в речи, произнесённой на чествовании памяти писателя в апреле 1902 года.
Президентская библиотека предлагает ознакомиться с разнообразными материалами обширной цифровой коллекции «Н. В. Гоголь (1809–1852)», посвящённой великому писателю. В подборке – раритетные прижизненные издания Гоголя, исследования его творчества и биографии, литературно-критические статьи и архивные документы XIX века, портреты и иллюстрации.
Николай Гоголь родился 1 апреля (20 марта по старому стилю) 1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии. Основные вехи его биографии представлены в работе известного литературоведа и лингвиста, почётного члена Петербургской и Российской академий наук Дмитрия Овсянико-Куликовского «Гоголь» (1907): «До десяти лет он учился дома (в деревне)… В 1820 был открыт в Нежине лицей высших наук, кн. Безбородко, при лицее была и гимназия, куда Гоголь поступил в 1821 г. В 1828 г. он окончил курс (гимназии и высших наук), не давший ему сколько-нибудь серьёзных знаний».
С января 1829 года начался петербургский период жизни Гоголя, продолжавшийся до его отъезда за границу в июне 1836 года. «За эти 7 лет, – рассказывает Овсянико-Куликовкий, – Гоголь успел написать почти все свои произведения и стяжать славу первоклассного писателя. <…> Пушкин сразу оценил дарование Гоголя и полюбил его, как новую надежду русской литературы, как ея будущую славу. Он же, вместе с Жуковским… ввели Гоголя в дом А. О. Росетт… где собирался интимный кружок писателей и цвет мыслящаго общества. <…> Для Гоголя это была настоящая школа. И это был лучший, счастливейший период его жизни, когда развитие его гениального дарования шло вперёд гигантскими шагами и столь же быстро росла его слава… <…> Постановка „Ревизора“ (10 апр. 1836 г.) была в одно и то же время и триумфом Гоголя, и принесла ему великия огорчения. <…>
Петербургский период жизни и творчества Гоголя закончился, и начался первый заграничный период, длившийся, с перерывами, до 1841 года, когда Гоголь приехал в Россию для хлопот по изданию первой части „Мёртвых душ“. <…>. Появление „Мёртвых душ“ было событием первостепенной важности. <…> Между тем как раз в эту эпоху владычества Гоголя над умами и сердцами лучших людей России (1842–1847), в душе великого писателя творилось что-то недоброе: там сгущались мрачные настроения, в которых заметно выступали черты ипохондрии и мизантропии».
За этими скупыми чертами биографии – становление творческого гения, поиски своего неповторимого стиля в литературе, мучительные духовные и философско-нравственные метания.
«Творчество писателя составляет такую загадку, разрешить которую вряд ли возможно, в особенности творчество таких сложных и богатых натур, какою был Гоголь», – сказал педагог Александр Алфёров в своей публичной лекции «Особенности творчества Гоголя и значение его поэзии для русского самосознания» (1908).
Исследователи по-разному подходили к решению этой загадки. Писатель и критик Пантелеймон Кулиш в книге «Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя…» (1856) пытается найти истоки его творчества: «…Обстоятельства детства поэта и первыя впечатления, которыя он должен был получить от окружающей его природы и людей, благоприятствовали будущему развитию его таланта, наделяя его свежими, живыми, цветистыми материалами».
Многие говорили об удивительной наблюдательности Гоголя, например, писательница Александра Анненская в биографическом очерке «Н. В. Гоголь. Его жизнь и литературная деятельность» (1891) отметила, что «…его не покидала способность следить за всеми окружающими, подмечать скрытыя душевныя движения и тайныя побуждения каждаго. Часто случайно услышанный анекдот, по-видимому, вовсе не интересный рассказ какого-нибудь посетителя зароняли в душу его образы, которые разрастались в целыя поэтическия произведения».
Возможно, отсюда особый характер гоголевского реализма, о котором писал преподаватель Георгий Дорофеев в книге «Характеристика творчества Н. В. Гоголя» (1902): «Прочтите любое место из поэтических произведений Гоголя, и вы почувствуете, будто вы сами присутствовали при рассказанном происшествии, будто вы сами видели и знали выведенных Гоголем действующих лиц, входили в их интересы жизни».
В то же время, Александр Алфёров высказывает и противоположное мнение: «…Способность отрываться от действительности, уноситься в собственныя грёзы и отдаваться своим думам с жаром и страстью – коренная черта этого знаменитаго нашего реалиста».
Писатель и критик Константин Арсеньев в издании «Значение Гоголя для его преемников» (1902) подчеркивал многообразие и широту творчества Гоголя: «Лирические порывы и эпическое спокойствие, фантазию и наблюдение, пессимизм и оптимизм, стремление к личному совершенствованию и заботу об исправлении общественного зла – всё это соединил в себе великий „инициатор“. Он понял, что для литературы нет ни слишком низкаго, ни слишком высокаго, что ея сфера не знает и не должна знать границ».
Попыткам разгадать тайну Николая Гоголя подводит итог Овсянико-Куликовский: «Для современников, близко знавших Гоголя, этот человек был загадкою. Загадкою остаётся он и для нас. Лишь одно в нём совершенно ясно и не подлежит спору: это именно его великий художественный гений, благодаря которому имя Гоголя стоит в ряду величайших имён мировой литературы».
Великий русский писатель — Пятигорская правда
3 апреля, 2014 Пятигорская Правда 0 835
Николай Васильевич Гоголь является гордостью русской литературы, писателем-патриотом, чье творчество давно уже приобрело мировое значение. Прав был Н. Г. Чернышевский, подчеркнувший: «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так же важен для своего народа, как Гоголь для России».
Родился Гоголь 1 апреля 1809 года на Украине, в местечке Большие Сорочинцы, в семье небогатого украинского помещика. После окончания гимназии в г. Нежине он в 1828 году отправляется в Петербург и в 1831 году публикует сборник повестей под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки», которому суждено стать началом творческого пути великого русского писателя. Жуковский был в восторге от «Вечеров» и познакомил их автора с Пушкиным, который тоже дал высокую оценку повестей. «Они изумили меня, — писал он. — А местами какая поэзия!» Действительно, Гоголь с искренней любовью изобразил в «Вечерах» жизнерадостный мир украинских парубков и девчат, яркие и цельные натуры людей из народа, обычаи и быт украинской деревни.
Не находя в господствующем сословии положительных характеров, Гоголь обратился к героическому прошлому народа, создав одно из лучших своих произведений — повесть «Тарас Бульба», завершающую сборник «Миргород». В ней писатель рассказал о борьбе русского и украинского народа с польской шляхтой и турецкими захватчиками: «Поднялась вся нация, поднялась, чтобы отомстить за оскорбление веры предков, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетение».
В повести прежде всего пленяет героическая фигура запорожского казака Тараса Бульбы.

Новым шагом в развитии русского реализма стал цикл петербургских повестей Гоголя. В нем, продолжая тему «маленького человека», поднятую Пушкиным, он глубоко раскрыл трагическую судьбу бедных, забитых, униженных людей. В этом плане наиболее яркой является знаменитая повесть «Шинель» — одно из самых выдающихся достижений русской демократической литературы. В ней автор не только затронул все темы других петербургских повестей, но с поразительной глубиной раскрыл трагедию человеческой личности, раздавленной безжалостным и бездушным самодержавным государством.

Являясь основоположником, вслед за Пушкиным, русской реалистической прозы, Гоголь не раз подчеркивал, что именно Пушкин заставил его перейти от «беззаботного смеха» к произведениям широкого социального характера и что именно Пушкин подарил ему темы и сюжеты главных его произведений — комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души».
Через всю свою жизнь пронес Гоголь любовь к театру, считая его своеобразной «кафедрой, с которой можно сказать миру много добра». В разное время он создаст четыре пьесы, среди которых самой знаменитой станет «Ревизор». Ее обличительный пафос автор сформулировал так: «Выставить на всенародные очи все дурное в России и за одним разом посме
Дата
Книги Николая Гоголя — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
( 47 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Учить больше. )
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
- Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Гоголь или Гоголь?
Опубликовано 22 июня 2022 г.
Был ли Николай Васильевич Гоголь писателем без отечества? Или он был писателем с двумя отечествами, воюющими теперь друг с другом?
Владимир Путин когда-то превозносил Гоголя как «русского патриота» и «отца русской литературы»? В 2009 году третий президент Украины Виктор Ющенко заявил, что Гоголь «принадлежит Украине»?
На фоне всех ужасающих новостей о резне и жестокости в Украине всплыл странный литературный иск об установлении отцовства.
На самом деле, этот спор о праве претендовать на наследие Гоголя регулярно обсуждался в культурных изданиях и даже в официальных кругах Москвы и Киева с момента обретения Украиной независимости в 1991.
Вопрос: какая из двух стран имеет право претендовать на Гоголя, любимого писателя девятнадцатого века, известного каждому школьнику обеих наций?
Гоголь считается отцом не менее чем четырех отдельных жанров: русской повести ( Тарас Бульба, 1835; переработка 1842), русской комической драмы ( Ревизор , 1836), русского рассказа ( «Шинель», 1842), и русский роман ( «Мертвые души», 1842).
В этом году 1 апреля, в день рождения Гоголя, культурные деятели и университетские профессора по обе стороны границы трубили о своих соперничающих заявлениях о «настоящей» родине Гоголя. (Кажется уместным, что величайший шутник славянской литературы, наиболее известный своей трактовкой гротеска, родился в то, что мы называем Днем дурака, а украинцы называют «Днем смеха».)
Родился в центральной Украине, известен в просторечии «Маленькая Россия», Гоголь (1809–1852) покинул дом в возрасте девятнадцати лет, чтобы добиться своей славы и богатства в культурных столицах Санкт-Петербурга и Москвы.
Он никогда не публиковал строчки на украинском языке, который считался устным «языком народа» или даже отвергался российскими властями как простой диалект. Они считали его непригодным для литературы или интеллектуального дискурса.
Гоголевские цари, как и коммунисты ХХ века, пытались пресекать попытки публиковаться на украинском языке: их цензура представляла собой устойчивую, безжалостную государственную политику, целью которой было обеспечение лояльности панславянскому, а именно русское национальное самосознание, закрепив за собой «законный» национальный язык.
Украинцы также быстро отмечают, что Гоголь впервые привлек внимание всей России как украинский (или «малороссийский») автор, а не как «русский». Сначала его прославили как автора причудливых комических сказок из украинской народной жизни, основанных на его деревенской юности.
Но успех Гоголя в России ставит другой вопрос: меняется ли ваша национальная идентичность, если вы уезжаете за границу и пишете на языке другой страны?
С каких это пор мы относимся к великим мировым авторам ирландского происхождения, таким как писатель Джеймс Джойс или поэт Уильям Батлер Йейтс, как к «англичанам» только потому, что они не писали на гэльском языке?
А как насчет великого манхэттенского писателя Генри Джеймса или Т. С. Элиота, выросшего в Сент-Луисе? Разве они не были американскими писателями только потому, что большую часть жизни прожили в Англии?
Итак, дебаты продолжаются.
Перегретая риторика в споре о национальной идентичности Гоголя достигла апогея во время его двухсотлетия в апреле 2009 года и с тех пор остается накаленной.
Открыты музеи и организованы выставки как в родном городе под Полтавой, так и в Москве и Санкт-Петербурге. В каждой из двух стран были проведены церемонии празднования двухсотлетия под председательством соответствующих президентов.
А сегодня? Можем ли мы хотя бы согласиться с именем «Николай Гоголь»? «Вы уже зарядили кости!» — предупреждает меня украинский коллега-экспатриант. По-украински имя великого писателя, с которым он родился, — Николай Гоголь.
Но Николай Гоголь — это имя, под которым публиковались его произведения, и имя, которое используют не только русские, но и большинство украинцев, не говоря уже об остальном мире.
Однако сейчас он нередко упоминается в официальных украинских объявлениях как Николай Гоголь, на что русские отвечают либо негодованием, либо испепеляющей насмешкой.
Это противоречие может показаться американским читателям довольно тривиальным, особенно во время жестокой войны, которая уже унесла жизни примерно 20 000 украинских и российских солдат, а также до 25 000 украинских мирных жителей.
Но поскребите по поверхности, и вы обнаружите, что вопрос о том, кто может претендовать на Гоголя, связан с более крупными вопросами, из-за которых ведутся войны. Большая часть импульса для российского вторжения — и для украинского сопротивления — связана с апелляциями к истории.
Историки ссылаются на «использование прошлого»: как прошлое используется (и злоупотребляется) для подтверждения (или осуждения) настоящего и утверждения будущего.
Путин утверждает, что, за исключением нескольких месяцев после Первой мировой войны, Украина была либо частью России, либо государством в составе Советского Союза до его распада в 1991 году. давно прошедшем, а скорее о недалеком прошлом и настоящем: Украина уже более трех десятилетий является полностью независимым и международно признанным государством — и она должна оставаться таковой.
Спор о Гоголе на самом деле является стычкой в этом более широком конфликте исторических интерпретаций.
Присвоив «титул» этому писателю мирового уровня, российское правительство подкрепляет свое заявление о том, что национальные границы в их нынешнем виде менее важны, чем «Русский мир», цивилизация, литературное созвездие которой может включать любого писателя, писавшего в основном на русском языке.
Восстанавливая Николая Гоголя, Украина пытается напомнить всему миру, что ее культура принадлежит России не больше, чем ее территория.
Подобные литературные войны за территорию могут также иметь другую значимость в этой части мира. Россию часто называют «нацией читателей» — и Украину тоже.
Екатерина Великая, многоязычный Николай I, Ленин и Иосиф Сталин — все мнили себя искушенными мыслителями, способными вступать с интеллектуалами в серьезные политические, экономические или литературные вопросы.
Российские интеллектуалы и писатели, которых регулярно разыскивают за их высказывания по различным вопросам, имеющим общественное значение, традиционно считаются духовными лидерами нации, и к ним часто относятся как к знаменитостям, эквивалентным американским спортивным героям, голливудским артистам и гениям-предпринимателям больших технологий.
То же самое, с соответствующими изменениями , в Украине.
За всем этим лежит большая и более важная реальность: идеи имеют последствия. Всякая война ведется не только военными средствами, но и посредством пропаганды, а пропагандистская война иногда так же важна, как и военная кампания.
«Покори умы людей!» звучал старый коммунистический лозунг. Завоевать умы — и сердца, и души — значит выиграть войну. То, как люди думают и чувствуют о войне, часто определяет их желание сражаться, терпеть и побеждать.
Пропагандистские кампании могут вестись как по узкой, так и по широкой дороге, но обычно идут по обоим направлениям. Низкий путь состоит в том, чтобы скармливать врагу дезинформацию, распространять фейковые новости и блокировать неофициальные новые источники в тылу.
«Шокирующие» бюллетени описывают зверства (нечеловеческого?) врага, их падение боевого духа и беспорядок на поле боя.
Подобные истории перемежаются вдохновляющими свидетельствами очевидцев, свидетельствующих о сверхчеловеческом героизме солдат на своей стороне и их безграничной способности выносить любые лишения.
Тем не менее, пропаганда, идущая по широкому пути, также важна, и средства массовой информации реже сообщают о ее роли в военных действиях.
Присвоение славы литературного наследия другой страны — отличный пример пропаганды на больших дорогах.
Так что ставки в споре о Гоголе, хотя и второстепенные по сравнению с соперничающими территориальными претензиями России и Украины, в своем роде достаточно реальны.
Сообщается, что он является любимым писателем самого Путина, и на протяжении поколений все россияне относились к нему как к великий русский писатель («великий русский писатель»).
Он также является самым важным или, по крайней мере, самым известным вкладом Украины в мировую литературу. Гоголь — это как бы украинский Шекспир.
«Он наш Великий Писатель, — писал мне мой украинский коллега, — единственная украинская фигура с давно признанным местом на мировой арене». Неудивительно поэтому, что попытка России добавить его в свой литературный пантеон рассматривается в Украине как вопиющая несправедливость.
Гоголь, возможно, не так хорошо известен или так часто читается на Западе, как романисты Федор Достоевский, Иван Тургенев, Лев Толстой и Антон Чехов, но отчасти это связано с гораздо более сложной задачей перевода его чрезмерно богатых , плотно фактурный, живо-нерегулярный стиль русской прозы (усеянный украинскими выражениями) в идиоматическую прозу на западных языках.
Но в России его широко считают «отцом» русской художественной литературы. Говорят, что сам Достоевский заметил, что «мы все вышли из гоголевской шинели» (отсылка к самому известному рассказу Гоголя «Шинель»).
Непослушные украинцы могут ответить: раз Гоголь родом из центральной Украины, то не является ли вся русская литература производной от украинской литературы? Это в нынешних условиях мрачная шутка, на которой специализировался Гоголь.
Зимой 1852 года Гоголь, переживший тяжелую депрессию, видимо, сошел с ума и уморил себя голодом. Ему было сорок два года. К концу своей короткой жизни он стал мистиком и провидцем, сосредоточенным на потусторонних заботах.
Славянская «душа», будущее человечества и роль писателя в возглавлении божественной миссии славянского народа по спасению расы, а не приземленная политика «Малороссии» и «Большой России» привлекли его внимание. Вспоминаются его предсмертные слова: «Лестница, лестница».
В рождественском письме к другу-литератору в 1844 году, размышляя над вопросом о своих национальных пристрастиях, он признался: «Я не знаю, украинская у меня душа или русская.
Я знаю только, что никогда не отдал бы предпочтения кому-нибудь из Малороссии или кому-нибудь из России». А потом, словно предчувствуя катаклизм, происходящий сегодня на его родине, добавил:
Природа обеих [стран] так щедро одарена Богом. Как будто нарочно каждый из них содержит именно то, чего нет в другом, — это явный признак того, что они должны дополнять друг друга.
Вот почему истории их прошлых жизней были даны им по-разному, так что, растущие на время отдельно, могли развиться отличительные силы их характеров. Тогда, слившись воедино, вместе они могут образовать нечто совершенное внутри человечества.
Это было давно — до двух мировых войн, до сталинского насильственного массового голода Украины (Голодомора), до путинской реваншистской агрессивной войны. Такой национальный мистицизм в сочетании с наднациональным воображением может показаться сейчас архаичным и даже чуждым.
Можно с уверенностью сказать, что националистам ни в России, ни в Украине сегодня это не понравится.