от шага терпимости к золотому веку в истории Франции — Троицкий вариант — Наука
Вооруженная процессия католической лиги в Париже, 1590 год. Музей КарнавалеСвятослав ГорбуновВ последние дни всё чаще и чаще приходится наблюдать растущее непонимание между людьми, превращающееся на глазах в подлинную трагедию нравов. Так или иначе, конфликты мировоззрений, привлекающие в свидетели события прошлого и обретшие волей судьбы и обстоятельств самую неразумную — слепую и бескомпромиссную, нетерпимую — форму, проявляют себя и в стенах академических институтов, и на лестницах научных библиотек, и в кафетериях, на улицах, даже в личных разговорах близких людей. Быть может, такое обострение отношений когда-нибудь сочтут особой приметой нашего времени, но хотелось бы надеяться, что мы все-таки запомнимся потомкам чем-то иным. Прогуливаясь жарким июньским днем по старинным галереям Лувра и рассуждая о судьбах современного мира, я пытался вспомнить, было ли в давней истории место настоящей терпимости.
Неужели история строилась лишь на насилии и нескончаемых конфликтах? В какой-то момент на глаза мне попались две картины, похожие друг на друга, словно отражения в зеркале. На полотнах кисти Франса Пурбуса Младшего (Frans Pourbus II) был изображен Генрих IV Наваррский — старый добрый король Анри (le bon roi Henri), как до сих пор называют его французы. И вот что показалось мне примечательным: на обоих портретах король изображен поразительно схоже, отличие лишь в цвете завесы на заднем плане и в том, что на одной из картин Генрих предстает перед зрителем в военном доспехе, а на другой — в скромном «штатском». Подобный дуализм не мог не занять моего разума, и память тут же выдала знакомую по многочисленным романам и историческим книгам формулу: «король по праву завоевания и по праву рождения, примиритель Франции». Именно это примирительное значение фигуры короля Генриха показалось мне особенно значимым в контексте той самой проявляющей сегодня себя нетерпимости, о которой я думал в то время.
Наверное, ни один профессиональный историк, да и просто человек, знакомый с историей Франции XVI века, не станет сомневаться, что роль, выпавшая на долю Генриха, была весьма непростой. Общество накалилось до предела, губительные религиозные войны между католиками и гугенотами разрывали страну, вспыхивая с новой силой то тут то там. На этом фоне известная всем трагедия Варфоломеевской ночи была лишь ярким, но непродолжительным эпизодом тех волн насилия, которые вновь и вновь захлестывали территорию некогда вполне мирной державы. Религиозный конфликт, политическая нестабильность, противостояние Католической лиги, ведомой Гизами, королевского двора и протестантов, обретших немалую силу, превратили «жемчужину Европы», как некогда отзывался о Франции Эразм Роттердамский, в вечно пылающий лагерь насилия и всеобщей вражды.
Нантский эдикт. Редакция документа, представленная в парламент Парижа в феврале 1599 года.
Национальный архив ФранцииКонец этой вражде, истощавшей народ и губившей лучших представителей государства, смог положить лишь Генрих IV, издав в 1598 году знаменитый примирительный Нантский эдикт. Будучи политически весьма опытным и разумным человеком, ко-роль понимал, что разрешение накопившихся и осевших в душах людей противоречий силой оружия невозможно. По крайней мере, сделать это пытались до него не однажды, но с каждой подобной попыткой вражда лишь усиливалась. Религия смешалась с политикой, а политика стала идеологией. Важнейшим звеном, способным вновь связать нацию, стала терпимость — простое понимание общечеловеческого единства, которого так не хватало и простым людям, и представителям высших сословий. Сам Генрих, как известно, относился к вопросам религиозной идеологии весьма утилитарно: достаточно вспомнить, что в угоду высшей целесообразности (а порой и просто ради сохранения своей жизни) он несколько раз менял свою конфессиональную принадлежность, становясь то католиком, то гугенотом.
Приписываемые ему слова «Париж стоит мессы», относящиеся к периоду восшествия на престол и очередного обращения к католической вере, стали в народе пословицей (хоть слов этих Генрих, по-видимому, никогда и не говорил).
Портрет Генриха IV. 1610 год. Лувр, Париж
В любом случае осудить Генриха за подобную «непоследовательность» с позиции сегодняшнего дня сложно, если вспомнить, что основой его «сделки с совестью» было стремление к миру, по которому, словно по юноше, ушедшему в дальний поход, так истосковалась страна. И, конечно, новый король, успевший повоевать на стороне разных партий, понимал, что залогом мира может стать лишь терпимость и относительное равноправие.
В результате появился Нантский эдикт — замечательный исторический документ, так отличавшийся по своему стилю от всех прочих предшествовавших ему договорных примирительных соглашений. Вот уже не первое столетие его текст приковывает к себе внимание исследователей всего света. Его анализу посвятили свои работы многие именитейшие историки, социологи и религиоведы, и почти все они сходятся в одном: именно Нантский эдикт — эдикт о терпимости — положил конец кровавой эпохе религиозных войн и вновь направил страну на путь процветания.
Но всё же какова была программа Генриха? Как он мог избавить общество от копившихся десятилетиями ненависти и предрассудков? Ответ мы находим в самом тексте эдикта, насчитывающем 93 общие статьи и еще 36 секретных постановлений. И наиболее примечательной в кон-тексте нынешних дней мне представляется самая первая статья исторического документа, гласящая: «Прежде всего воспоминание обо всем, что произошло с той и с другой стороны с начала марта 1585 года до нашего коронования и в течение других предшествовавших тому смут, будет изглажено, как будто ничего не происходило. Ни нашим генеральным прокурорам, ни иным лицам, государственным и частным, не будет дозволено никогда и ни по какому поводу упоминать об этом или преследовать судебным порядком в каких бы то ни было трибуналах и юрисдикциях» (цит.
по: Хрестоматия по истории Средних веков. М., 1950. Т. 3. С. 173). Таким образом, «изглаживалась» память обо всем, что разделяло французское общество на протяжении почти целого предшествующего тому века. Никому официальным порядком не разрешалось упоминать о былом и трактовать произошедшие трагедии в рамках текущего дня, дабы не возрождать погашенные эдиктом конфликты. И это решение представляется с позиций современности весьма мудрым. Ведь, как мы все знаем, старая обида всегда может быть использована в качестве мощного оружия для будущего конфликта. Словно катализатор химического процесса выступает она, распаляемая случайно или целенаправленно злыми или недалекими умами, коими всегда полон мир. И лишь ее благостное забвение способно предотвратить этот «вооруженный конфликт». И не случайно именно об этом забвении говорится в эдикте с добавлением «прежде всего» (premièrement). Эдикт прежде всего расчищал умы и тем самым охлаждал страсти. Возможно, именно в этом заключалась его скрытая действенность.
Остальные статьи эдикта, как общей, так и секретной части его, разбирают частные вопросы. Так, католическое богослужение вводилось всюду, где оно было прекращено в результате войны, реформатская религия переставала считаться преступной, и никому не дозволялось учинять гонения на кальвинистов, где бы они ни проживали. Конечно, ошибочно полагать, что документ устанавливал полное равноправие между конфессиями. Так, реформатская религия не допускалась ко двору, запрещены были протестантские собрания, богослужения в Париже и других важных для короля землях. Но главный его мотив — свободы совести, вероисповедания и забвение прежних распрей ради грядущего мира — был, несомненно, самым важной и дорогой частью королевского волеизъявления.
Неудивительно, что изначально общество оставалось недовольным положениями изданного документа. Католиков не устраивали широкие уступки протестантам, протестанты же, напротив, видели в нем недостаточную поддержку своих прав, но главная цель — примирение нации, основанное на свободе, — им осуществлялась.
И вот, по словам эдикта, подписанного в апреле 1598 года при Нанте, над Францией впервые за многие десятилетия распростерся долгожданный и благостный мир, который стал почвой для развития общества и государства.
Позднее эпоху правления Анри IV и действия Нантского эдикта французы назовут «добрым веком в истории Франции». Основой же этой эпохи можно считать согласие внутри общества, которое всегда является важнейшим элементом человеческого развития. И даже политическая драма у Ла-Рошели 1627-1628 годов воспринималась, вероятно, уже совсем по-другому, как часть чего-то совершенно чужого, непохожего на внутреннюю вражду прошлого столетия.
Фактически же действие Нантского эдикта продолжалось до времен правления Людовика XIV, бывшего ревностным и последовательным католиком. В 1661 году, когда значение его начало умаляться, в стране вновь возобновились гонения на протестантов, а с его полной отменой в 1685 году Франция потеряла за счет эмиграции несколько сотен тысяч людей, многие из которых были настоящим цветом своей страны.
И всё же память о веке спокойствия, о короле Генрихе и о том судьбоносном эдикте сохранилась до наших дней, ведь именно благодаря основам терпимости общество смогло восстановить свое положение и забыть о кошмаре внутренних распрей и войн хотя бы на один век. А потому закономерно и уже не так саркастично звучат слова старинной французской песни, прославляющей мирные времена Генриха: «Vive Henri Quatre! Vive ce roi vaillant!..»
Быть может, и нашему, современному обществу предстоит когда-нибудь сделать подобный примирительный шаг, оставляющий за бортом все распри и столкновения — важнейший шаг терпимости, открывающий дорогу к эпохе подлинного общественного, цивилизационного и нравственного развития.
См. также:
13 апреля 1598 г. — Подписание французским королём Генрихом IV Нантского эдикта
День в истории
Нантский эдикт — закон, даровавший французским протестантам-гугенотам вероисповедные права. Издание эдикта завершило тридцатилетний период Религиозных войн во Франции и положило начало столетию относительного межконфессионального мира, известного как «Великий век». Эдикт был составлен по приказанию французского короля Генриха IV Бурбона и утверждён в Нанте 13 апреля 1598 года. Отменён Людовиком XIV в 1685 году.
Нантский эдикт состоял из 93 статей и 36 секретных постановлений; последние не были рассмотрены парламентами и не внесены в их протоколы. Изданию его предшествовали бесчисленные жалобы гугенотов и продолжительные переговоры с ними короля. Ни один эдикт XVI века в Западной Европе не предоставлял такой обширной веротерпимости, как Нантский. Впоследствии он дал повод обвинять гугенотов в том, что они образуют государство в государстве.
Нантский эдикт даровал полное равноправие католикам и протестантам. Первая статья эдикта предавала забвению события Религиозных войн и запрещала любое упоминание о них.
Третья статья эдикта вводила католическое богослужение всюду, где оно было прекращено. Одновременно в тех городах и селах, где гугенотам разрешалось совершать богослужение до 1597 года, было восстановлено это право.
Католическому духовенству возвращались все его прежние права и имения. Кальвинизм допускался всюду, где был раньше. Все дворяне, занимавшие высшие судебные должности, имели право совершать кальвинистское богослужение и допускать к нему посторонних лиц. В замках простых дворян разрешалось протестантское богослужение, если число протестантов не превышало 30 человек и если замки не находились в местности, где владельцы-католики пользовались правом верховного суда.
Кальвинистское богослужение было воспрещено формально в Париже и некоторых городах, закрытых для него на основании ранее заключенных капитуляций; но протестантам разрешалось там жить. Во всех остальных местах гугеноты могли иметь церкви, колокола, школы, занимать общественные должности. Было воспрещено по религиозным мотивам лишать родственников наследства, нападать на гугенотов и склонять их детей к переходу в католицизм.
Все приговоренные к наказанию за религиозные убеждения были помилованы.
Правительство обязалось помогать гугенотам субсидиями на школы и церкви. Кроме того, гугенотам предоставлялся ряд привилегий политического, судебного и военного характера: им дозволялось созывать периодические собрания, содержать при дворе депутатов для представления прошений и жалоб через Сюлли, Морнэ и д’Обинье. В Париже была учреждена судебная палата для протестантов Нормандии и Бретани, в Кастре — для Тулузского округа, в Бордо и Гренобле — смешанные палаты, для протестантов Прованса и Бургундии.
Изгнанникам дозволялось вернуться на родину. Во власти гугенотов были оставлены на 8 лет 200 крепостей и укрепленных замков, принадлежавших им до 1597 года; гарнизоны содержались здесь на счёт короля, а начальники были подчинены гугенотам. Главные крепости были: Ла-Рошель, Сомюр и Монтобан. Гугенотской депутации король прямо сказал, что крепости пригодятся им в случае возможной отмены Нантского эдикта его преемниками…
Папа назвал Нантский эдикт нечестивым.
Гугеноты требовали ещё большего, толкуя эдикт в смысле расширения его содержания.
Генрих IV с большим тактом убедил парламенты внести эдикт в свои протоколы; только Руанский парламент упорствовал вплоть до 1609 года. Скрепив эдикт большой государственной печатью, Генрих назвал его «вечным и неотменяемым», охранял его от неправильных толкований, иногда ограничивая его или расширяя временно, в особенности по отношению к сроку принадлежавших гугенотам крепостей.
Нант | История, география и достопримечательности. Нант расположен в устье реки Луары, где к ней присоединяются реки Эрдр и Севр, в 35 милях (56 км) от моря и к юго-западу от Парижа. Это один из французских городов, который больше всего изменился в 20-м и 21-м веках.
Нант получил свое название от намнетов, галльского племени, которое сделало его своей столицей. Он стал торговым центром при римлянах. Норманны, разграбив город, занимали его с 834 по 9 г.36. После долгой средневековой борьбы между графами Нантским и Реннским за суверенитет Бретани в 1560 г.
король Франции Франциск II (1559–1560 гг.) даровал Нанту общинную конституцию. Во время религиозных войн (1562–1598 гг.) Нант присоединился к Католической лиге и открыл свои ворота Генриху IV, королю Франции (1589–1610 гг.), только в 1598 г., в том же году, когда он подписал Нантский эдикт, хартию, гарантирующую религиозные и гражданские свободы протестантам. Во время Французской революции Нант подвергся безжалостным репрессиям со стороны посланника революционного Комитета общественной безопасности по имени Жан-Батист Каррье. В 1793 Карриер заменил казни на гильотине, которые он считал слишком медленными, массовыми утоплениями. Город был оккупирован немцами во время Второй мировой войны.
Викторина «Британника»
Где это находится?
Сильно измененный в соответствии с планом обновления города, который был принят в 1920 году, Нант был дополнительно изменен и расширен после того, как он был частично разрушен во время Второй мировой войны. В 1960-х годах Нант был назначен одним из восьми провинциальных противовесов, призванных уменьшить влияние Парижа на национальную жизнь Франции.
Он стал динамичным региональным центром с диверсифицированной экономической структурой. Традиционные отрасли, такие как пищевая промышленность, машиностроение и производство компонентов для авиационной промышленности, остаются важными, но в последнее время наблюдается рост в таких областях, как биотехнология. Крупный научный парк, созданный в 1987, был разработан для поощрения этой деятельности. Нант также является крупным деловым центром и домом для многих региональных штаб-квартир как промышленных, так и сервисных фирм. Ряд офисов государственного и частного секторов переехал из Парижа в город. В Нанте есть большой раздел высшего образования. Первоначальный университет (основанный в 1460 г.) был упразднен во время Французской революции, но в 1961 г. был открыт новый. Развитие туризма было стимулировано реконструкцией части бывших доков и строительством специализированных конференц-залов.
Хотя собор Сен-Пьер был построен между 15 и 20 веками, он сохраняет готическое единство.
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Джеффом Валленфельдтом.
Что такое Нантский эдикт?
Нантский эдикт был указом, предоставляющим гражданские права и свободы протестантам во Франции, тем самым положившим конец Французской войне религий.
Он был подписан королем Генрихом IV в апреле 1598 года.
Франция как страна имеет богатую и обширную историю, о которой знают многие иностранцы. Например, вы можете быть знакомы с Наполеоном и Французской революцией. Одно событие, которое может быть менее известно, связано с édit of Nantes , или Нантский эдикт на английском языке. Этот указ временно положил конец французским религиозным войнам в 16 веке. Хотя эта важная часть истории менее известна, она может помочь вам понять историю религии во Франции, которая в настоящее время считается светской страной. Мы расскажем о некоторых событиях, предшествовавших указу, о том, чем на самом деле был указ и почему он был в конечном итоге отменен другим указом, называемым Эдиктом Фонтенбло.
- Предыстория
- Что такое Нантский эдикт?
- Отзыв: Эдикт Фонтенбло
Готовы начать обучение с Lingoda?
Запишитесь на занятие сегодня
Предыстория
В 16, 17 и 18 веках в Европе было много религиозных войн.
Французские религиозные войны были одними из самых страшных, в них участвовали католики и протестанты-кальвинисты, известные как гугеноты. Это началось в 1562 году в Васси, в то время, когда Франция была по существу католической страной. Война затянулась на ужасные 36 лет. Обе стороны совершили ужасные действия, самое смертоносное из которых произошло в 1572 году: бойня в день святого Варфоломея. Это продолжалось несколько недель и сопровождалось целенаправленными нападениями и насилием по отношению к гугенотам. Тысячи были убиты.
Что такое Нантский эдикт?
В 1589 году Генрих Наваррский номинально стал королем Франции после смерти своего дальнего родственника. Он стал королем Генрихом IV. До этого он был протестантом, но перед официальной коронацией в 1594 году обратился в католицизм. Возможно, поэтому он стремился к достижению мирного соглашения между двумя религиями. Соглашение было оформлено в виде декрета, предусматривающего религиозную терпимость к гугенотам во Франции.
Он был назван édit de Nantes 1598 (Нантский эдикт), подписанный королем в апреле 1598 года в Нанте.
Этот указ имел большое значение по многим причинам. Во-первых, он дал протестантам гражданские права, такие как доступ к образованию и право работать в любой сфере, тем самым создав большую религиозную терпимость и единство в стране. Во-вторых, эти права ранее были неслыханными во Франции. Ни один предыдущий монарх не терпел обе религии и не позволял им мирно сосуществовать. И в-третьих, Эдикт был одним из первых юридических указов о веротерпимости в Европе. Это также по существу положило конец французским религиозным войнам.
Хотя ни одна из сторон не была особенно довольна соглашением, боевые действия так и не достигли такого уровня насилия, как до издания указа.
Отзыв: Эдикт Фонтенбло
Учитывая, что так много людей были недовольны первоначальным édit de Nantes , на короля Генриха IV было совершено множество покушений. В 1610 году фанатику-католику удалось убить его.
По сути, Нантский эдикт был скорее королевским решением ввести религиозную терпимость, чем народным.
Почти столетие спустя, в 1685 году, король Людовик XIV решил отменить первоначальный указ новым, известным как édit de fontainebleau (Эдикт Фонтенбло). Как король Людовик XIV твердо верил в абсолютную монархию и божественные права королей. Будучи католиком, он хотел восстановить Францию как католическую страну.
révocation de l’édit de Nantes (отзыв Нантского эдикта) был его способом сделать это. Многие историки сходятся во мнении, что это было ужасное решение, поскольку оно привело к массовой эмиграции гугенотов: более 400 000 человек покинули страну. Прошло еще столетие, прежде чем этот эдикт был отменен во Франции и протестанты могли жить свободно. Французская революция навсегда положила конец напряженности между обеими группами, отменив монархию и установив Первую республику.
Историческая победа
Несмотря на сложный фон этого исторического события, Нантский эдикт считался победой и положил конец французским религиозным войнам.
