Легендарный Эзоп-баснописец (кратко)
Баснописца Эзопа можно кратко охарактеризовать, как легендарную личность литературы Древней Греции. По немногочисленным источникам, дошедшим до наших дней упоминается, что родился сказитель басен в 6–м веке до нашей эры.
Много чего приписывали замечательному создателю, и большинство имевших хождение басен в эпоху античности, так и называли «Эзоповы басни».
Сюжеты высокохудожественных миниатюр были настолько правдоподобными, что и в наши дни не потеряли актуальности и цитируются многими выдающимися поэтами.
Легенда о языке
Как-то известный философ Ксанф, пригласил в свой дом гостей. И когда народ собрался на званый вечер, Ксанф попросил своего раба Эзопа приготовить блюда, чтобы на первый день подаваемая еда имела отвратительный вкус, а на другой день, чтобы все было в точности, но наоборот, и подавались только лучшие блюда.
Итак, когда первый день настал, Эзоп приготовил одни языки. Многие удивились и стали расспрашивать баснописца:
— Отчего подаешь на стол одни лишь языки?
Эзоп, и глазом не моргнув, ответил деликатно:
— Велели подавать самые плохие блюда. Вот и результат.
Что может быть злее и хуже языка? Мы им обманываем, ругаемся и поносим почем зря всех подряд. Он способен легко превратить друзей в недругов, разрушить села, города и целые страны. Он ловкий манипулятор, он злобный и коварный.
Все согласились с мудрыми словами уродливого раба.
Когда следующим вечером раб снова подал языки — изумился даже хозяин.
— Просили сами приготовить лучшую еду.
При этом раб пояснил:
— Философу, как воздух необходим язык.
Он целый мир и вдохновение. С его помощью мирятся, любят, отстраивают города и прекрасные сады, исполняют желания и просьбы.
А значит, ничего на свете нет лучше языка.
Краткие сведения о жизни и смерти
Жил ли на самом деле Эзоп доподлинно неизвестно, одни лишь догадки и обрывки фраз. Геродот, указывает в трудах, что раб Эзоп жил на острове Самос, когда правителем был царь египетский Амасис Аб –Мосе Хнубибра из династии саисской.
Фараон пожертвовал тысячу талантов для реставрации сожженного храма в Дельфах. Щедрый Амасис одарил и храмы в Самосе и Линдосе.
Перед смертью Эзоп рассказал басню о жуке и орле, она явилась раздражителем для дельфийцев, перед этим обвинивших раба философа в воровстве вещей из храма (из других источников известно, что на смерть философ был отправлен за подброшенную кем-то чашку). За это святотатство местные аборигены сбросили Эзопа со скалы.
Басни написанные ямбом
Платон в своем трактате говорит о трансформации и инверсии эзоповой души. Сохранилась и книга басен в прозе с автографом Эзопа.
Художественные произведения поэзии Древней Греции написанные ямбом относятся к басням. По имени баснописца они так и называются «басни Эзопа». Все сведения о биографии поэта не правдивы и недостоверны, а впрочем, как и все то, что относится непосредственно к басням. Историки не беспочвенно полагают, что по Книге басен обучали детей в школе Древней Греции. Народная молва передавала басни Эзопа из поколения старших к младшим, по наследству, следуя традициям.
Афинский перипатетик и ученик Теофраста Деметрий Фалерский записал все существующие басни в 10 книгах. Но на самом деле, составитель сборника умолчал, что собрал известные басни от различных баснописцев.
Вскоре сам сборник был потерян, а эзоповские басни переписывались в дальнейшем в стихотворной форме.
Редкие сведения о Эзопе
После гибели Эзопа жрецы и дельфийские аристократы предложили получить выкуп родственникам за невинно осужденного на смерть. Долгое время никто не появлялся, а получил возмещение за убиенного внук рабовладельца Иадмона.
Различные источники связывают с жизнью философа всего три случая: Эзоп проживал в начале 6–го века до н.э. на острове Самос и был рабом Иадмона; Родопида доставлена в Египет Ксанфом для торговли телом, затем она была выкуплена за приличную сумму родственником Сапфо, и что умерла поэтесса незадолго до окончания царствования Амасиса; приговорен к смерти в Дельфах, и что за него назначен выкуп.
Эзоп по праву считается создателем басни. Они переизданы миллионными тиражами, переведены на различные языки. Среди переводчиков Жан Лафонтен и Иван Крылов.
Добавить комментарий
ЭЗОП — Короткий пересказ и изложение произведений литературы — краткое содержание книг — комментарий — сокращенное изложение школьных произведений — Краткое содержание произведений — биография авторов — краткий пересказ произведений
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЭЗОП
Точная биография великого баснописца неизвестна.
Согласно легенде, он, фригиец по происхождению, жил на на острове Самос в IV веке до н. э. и был рабом богатого гражданина.
Эзоп был необычайно уродлив, но это искупалось его мудростью, остроумием и литературным талантом. За свои заслуги он был отпущен на полю и некоторое время провел при дворе лидийского царя Креза.
Древние источники утверждают, что Эзоп, находясь в Дельфах, своим злословием возбудил против себя нескольких граждан. Они сговорились и решили наказать его. Для этого они похитили золотую чашу из храмовой утвари и тайно вложили ее в котомку Эзопа. Забили тревогу. При обыске чаша была найдена у Эзопа, и он, как святотатец, был побит камнями. В другом варианте — сброшен со скалы. Через много лет последовало чудесное обнаружение невинности Эзопа.
Басни Эзопа были переведены на многие языки мира, переложены стихами — в том числе французом Жаном Лафонтеном и русским баснописцем Иваном Крыловым.
ЛИСИЦА И ВИНОГРАД
КРЕСТЬЯНИН И СЫНОВЬЯ
Комментарий. Вряд ли нашим современникам так уж важно, существовал ли Эзоп на самом деле. Важен его легендарный образ: остроумный уродливый раб, говорящий дерзости сильным мира сего. Мудрец, облекающий свою философию в форму поучительного рассказа с непременной моралью в конце. Родоначальник жанра басни — короткой истории, где главными действующими персонажами являются животные (реже — люди или люди и животные), но под масками лис и волков, львов и ягнят легко угадываются типичные человеческие пороки, а то и реальные исторические личности.
«Ах, басни, басни! — смерть моя!
Насмешки вечные над львами,
Над орлами…
Кто что ни говори,
Хоть и животные — а все-таки цари…»
Благодаря Эзопу возникло такое понятие, как «эзопов язык» — язык иносказаний, намеков, красноречивых умолчаний. Особенно значимым становился такой язык во времена, когда свободно высказываться было опасно, а молчать — невозможно. Для взрослых язык Эзопа — это речь раба, который хочет обличить недостатки хозяина, но, по возможности, избежать наказания.
Многие выражения из басен Эзопа стали крылатыми, то есть вошли в речь. Вот, например: «Зелен виноград!» — что можно понимать так: «А притворюсь-ка я, что недостижимое мне и не нужно!»
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаАрхив басен Эзопа — Рассказы на ночь
Бесплатные рассказы на ночь и рассказы для детей
Это сказка про лягушку и мышонка для детей. Когда-то мышь и лягушка были близкими друзьями. Лягушка часто навещала мышь в его доме, и они оба делились едой и припасами, которые мышь запасала в
by Shreya Sharma Это одна из коротких сказок о животных для чтения детям. Жил-был пастух с овцами.
Это хитрая кошачья история для детей. Давным-давно в саду жила хорошенькая кукушка по имени Берти. Она жила в гнезде на вершине дерева. В том же саду жил черный кот по кличке Натти. Она всегда
by Shreya SharmaЭто одна из популярных детских басен Эзопа. Давным-давно на ферме жил маленький ягненок по имени Люк. Люк был очень невинен и целыми днями играл со своим братом Джорджем. Но Люк был одинок и подружился с
by Shreya Sharma Это одна из лучших басен с моралью и животными. Давным-давно в джунглях жил большой и сильный лев. Он пугал маленьких животных и охотился на них за обедом и ужином.
Это одна из удивительных коротких басен для детей. Жил-был в лесу молодой заяц. Этот зайчонок любил заводить друзей. И у этого зайца действительно было много друзей. Она подружилась со многими зверями в лесу, где жила
by Basab GhoshЭто одна из удивительных историй о моральных ценностях для студентов. Жила-была голодная лиса. Он искал что-нибудь поесть. Он был очень, очень голоден. Как бы он ни старался, лиса не могла найти еду. голодный
by Shreya Sharma Это сказочная новелла о животных с нравственным уроком для детей. Жил-был фермер, у которого дома был попугай. Попугай хорошо говорил и всем нравился. В этом же доме жила летучая мышь.
Это одна из замечательных детских басен с моралью для детей. — Хочешь поиграть в прятки? — спросили друзья Джея. «Хорошо, — сказал Джей, — но мы играем в эту игру каждый восход солнца!» «Птичий шар!» Джей услышал крик из вольера. Он полетел на более высокую ветку, чтобы увидеть
by Shreya SharmaЭто потрясающая история Эзопа для детей. Давным-давно жил под водой король драконов. Он был очень болен. Как бы они ни старались, никто не мог вылечить Короля драконов. Итак, у морских животных было
Лучшие басни Эзопа, которые должен знать каждый – Интересная литература
Литература Эзоп не был первым, кто написал басни о животных. Несколькими веками ранее Гесиод написал одну о ястребе и соловье, а поэт по имени Архилох написал несколько, в том числе одну об орле и лисе, а другую о лисе и обезьяне. Но Эзоп, писатель, о котором достоверно известно очень мало, превратил басню в популярную форму. Уильям Кэкстон напечатал первый английский перевод басен в 1484 году, что позволило ввести в язык такие фразы, как «кислый виноград».
Басни Эзопа обычно связаны с животными и представляют собой очень короткие рассказы, передающие четкую мораль. Но насколько ясно мораль в басне Эзопа? Ниже мы представляем пять самых известных басен Эзопа и обсуждаем мораль каждой…
Примечание: здесь мы ограничили наш выбор теми баснями, которые действительно связаны с Эзопом, а не сомнительно приписываются. По этой причине были опущены несколько хорошо известных басен, автором которых почти наверняка не Эзоп, например, басня о собаке на сене и басня о волке в овечьей шкуре (обе появились только после того, как Эзоп ).
1. «Заяц и черепаха».
Заяц высмеивал черепаху за ее медлительность. Черепаха, утомленная насмешками зайца о том, как медленно он передвигается, в конце концов вызвала зайца на гонку. — Я погоню тебя, заяц, — сказал он. «И я держу пари, что я выиграю гонку». Заяц согласился на этот вызов, и была найдена лиса, которая определила ход гонки и в конце рассудила, кто победил. Когда гонка началась, заяц рванулся вперед, добившись хорошего прогресса. Он так далеко опередил черепаху, что решил, что может позволить себе остановиться и отдохнуть. Черепаха так далеко отстала, что немного передохнуть не помешало бы!
Однако заяц крепко уснул, и, пока он спал, черепаха продолжала брести своим медленным шагом. Со временем он добрался до финиша и выиграл гонку. Когда заяц проснулся, он досадовал на себя за то, что заснул. Поэтому он побежал к финишу так быстро, как только могли его ноги, но было слишком поздно, так как черепаха уже победила.
Мораль этой сказки вошла в поговорку: медленные и устойчивые побеждают в гонке. Но это ни в коем случае не единственное моральное послание, которое можно извлечь из нее, как мы обсуждали в нашем анализе басни.
2. «Лиса и Ёжик».
Лиса, перейдя реку, запуталась хвостом в кустах и не могла двигаться. Несколько комаров, увидев лису в ловушке, сели на него и наслаждались хорошей едой, лакомясь кровью лисы, а лиса не могла отмахнуться от них своим пойманным хвостом. Ежик, проходивший мимо, сжалился над лисом и подошел к нему.
– Плохо тебе, сосед, – сказал ёжик; «Может, помочь тебе отогнать этих комаров, которые сосут твою кровь?» «Спасибо, господин Ежик, — сказала лиса, — но лучше бы ты этого не делал». «Почему бы и нет?» — спросил еж. «Ну вот, — отвечала лиса, — эти комары насытились; если ты прогонишь их, другие явятся с новым аппетитом и обескровят меня до смерти».
3. «Лягушки просят короля».
Когда-то Лягушки были недовольны тем, что им некому было править ими: поэтому они отправили депутацию к Юпитеру, чтобы попросить его дать им Короля. Юпитер, презрев безрассудство их просьбы, бросил бревно в бассейн, где они жили, и сказал, что бревно должно быть их королем. Лягушки сначала испугались всплеска и убежали в самые глубокие части бассейна; но мало-помалу, увидев, что бревно остается неподвижным, стали один за другим снова отваживаться на поверхность, а вскоре, осмелев, прониклись к бревну таким презрением, что даже стали на нем сидеть.
Думая, что такой Король оскорбляет их достоинство, они вторично послали к Юпитеру и умоляли его забрать медлительного Короля, которого он дал им, и дать им другого, лучшего. Юпитер, раздосадованный таким приставанием, послал Аиста править ими. Как только Аист оказался среди них, он начал ловить и есть Лягушек так быстро, как только мог.
В чем мораль «Лягушек, просящих короля»? Часто приводится одна мораль: «Если вы стремитесь изменить свое положение, убедитесь, что вы можете его улучшить». Другая может звучать так: будьте осторожны, за кого вы голосуете, принимая политические решения.
4. Курица, несущая золотые яйца».
У мужчины и его жены была гусыня, которая каждый день несла золотое яйцо. Они считали, что им очень повезло иметь такую редкую птицу, и начали задаваться вопросом, сколько золота должно быть внутри гуся.
Итак, они разрезали гуся, убив его. Однако, к своему разочарованию, они обнаружили, что внутренности птицы были такими же, как и у любого другого гуся, а не из золота. Убив курицу, несущую золотые яйца, они лишили себя постоянного источника золота.
Мораль «Курицы, несущей золотые яйца» совершенно очевидно состоит в том, что жадность — это плохо: если бы мужчина и его жена не руководствовались алчностью или жадностью к золоту, они бы не разрезали гуся и таким образом, они не лишили бы себя меньшего, хотя и регулярного, устойчивого и надежного источника дохода от своей особой птицы.
5. «Лиса и виноград».
Жарким летним днем лисица гуляла по саду и наткнулась на гроздь винограда, которая созревала на лозе, свисавшей с высокой ветки.