Великие реформы александра 2 таблица: Великие реформы императора Александра II

Реформы Александра 2 (таблица)

Название реформыГоды проведенияСуть преобразованийКраткие результаты
Крестьянская реформа1861Помещики не имели право вмешиваться в жизнь крестьян.

Реформа давала крестьянам личную свободу – распоряжаться имуществом, совершать сделки, вступать в брак, заниматься торговлей и т. д.

Крестьяне получали земельный надел в личное пользование. За полный надел они обязаны были выплачивать выкуп помещику. А до этого считались «временнообязанными» и несли повинность в виде барщины и оброка.

Помещики, сохраняя собственность на землю, были обязаны выделить крестьянам надел.

У земледельцев появилась возможность получить государственную ссуду на 49 лет, для выкупа земли.

Условия для обретения полной независимости, для крестьян были невыгодными. Они вновь загоняли их в зависимость от помещиков. Вскоре по стране прокатилась новая, более сильная волна крестьянских бунтов.

  1. Крестьяне стали свободными от крепостной зависимости.
  2. Получили право на выкуп земли.
  3. Получили гражданские права.
  4. На селе начали зарождаться капиталистические отношения.
Реформа образования1864Александр 2 решился полностью поменять систему образования, сделав его общедоступным. Открывались школы, гимназии, училища. Университеты получили самостоятельность. Большое внимание уделялось женскому образованию.

К работе были подключены духовенство, земства и управы. В России насчитывалось уже более 20000 школ.

Но в гимназиях для низших слоев населения не предусматривалось обучение иностранным языкам. А для поступления в высшие учебные заведения знание языков было обязательным. Поэтому доступ в вузы широким массам был по-прежнему закрыт.

Был принят закон о печати, который снижал цензуру. Начали издаваться первые газеты на иностранных языках. В СМИ печатались законы и мероприятия правительства.

Разрешалось критика отдельных министров. Но критика императора и его приближенных лиц была под строгим запретом.

  1. Повысился культурный уровень населения.
  2. Были созданы условия для развития науки.
  3. Грамотность широких масс населения заметно повысилась.
  4. Снизилась цензура СМИ, появились первые признаки гласности.
Земская реформа1864Управление из центра было решено заменить местным самоуправлением. Были созданы земские управы, которые стали выборным органом. В выборах членов управ принимало участие всё местное население.

В компетенцию земских управ входили: медицина, образование, торговля, сельское хозяйство, дороги и все другие социальные вопросы. Особенное внимание уделялось взысканию налогов с населения и сельхозпредприятий.

Один раз в год собирались земские собрания, которые осуществляли контроль над деятельностью управ. Но «самоуправление» было фикцией. Выборные должности получали лояльные к купцам и помещикам люди.

В итоге земства не стали настоящими органами самоуправления. Бюрократическая власть постоянно подчиняла их своему контролю.

Земства способствовали: распространению грамотности населения, повышению медицинского уровня обслуживания.

 

Количество земских врачей увеличилось в 5 раз.

Судебная реформа1864По новому судебному Уставу, суды и судьи получали независимость и несменяемость. Были создан институт адвокатуры и учрежден суд присяжных. Судебные процессы стали гласными. Осужденные получили право на кассационную жалобу.

Но для крестьянского сословия были созданы волостные суды, сохранилось телесное наказание.

Должностные преступления остались вне зоны судебных инстанций, а политические процессы оканчивались репрессиями.

Военные суды всегда выносили приговоры, требуемые властью. В роли присяжных заседателей выступали офицеры.

  1. Была сформирована новая система судов.
  2. Судебная система вышла из-под контроля административной власти.
  3. Провозглашено равенство всего население перед законом.
  4. Уменьшился судебный произвол.
Городская реформа1870В городах были созданы общественные управления, которые решали вопросы благоустройства, торговли, строительства дорог, пристаней. Думы и управы выбирались на 4 года. Эта реформа была аналогична земской реформе, только с поправкой на город.

Так же, как и на селе в управлениях преобладали богатые купцы и фабриканты, представители первой курии. Они не особо заботились о простых гражданах, проживающих на окраинах. Шло развитие и благоустройство центральных кварталов.

  1. Быстрые темпы развития городов.
  2. Развитие промышленности, торговли.
  3. Укрепление местного самоуправления, вовлечением всех жителей, независимо от сословий (дума и управа).
Военная реформа1874Реконструкция предприятий, выполняющих военные заказы, позволила оснастить армию и флот современным оружием.

Военные училища и гимназии готовили образованных офицеров.

По закону воинской повинности в армию призывались мужчины, достигшие 20-летнего возраста. Но реально призывали всего 25% от общего числа призывников. Служили 6 лет в армии и 7 лет во флоте.

Было создано 15 военных округов, во главе которых стоял командующий. Он подчинялся непосредственно министру.

На модернизацию армии и флота государство потратило огромные денежные средства.

  1. Рекрутский набор был заменен на воинскую повинность.
  2. Армия стала значительно меньше (на 40%), но гораздо боеспособней.
  3. На случай военных действий в запасе было много хорошо обученных резервистов.
  4. Создан Главный штаб.

Реформы Александра 2 таблица по истории – значение, либеральное содержание, великие цели и итоги осуществления кратко

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 126.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 126.

Император Александр II вступил на престол в 1855 году во время Крымской войны. Неудача в ней поставила власть перед вопросом реформ разных сфер государственной жизни с целью модернизации государства и общества. За 26 лет царствования он провел в общей сложности до 10 реформ. Кратко великие реформы Александра 2, их плюсы и минусы, проходят по истории в 8 и 10 классе. Следует поднимать их значение для развития Российской империи на рубеже XIX-XX веков.

Реформы первых лет правления

Часто их называют либеральными на фоне консервативного правления предыдущего монарха Николая I и последующего — Александра III.

Рис. 1. Император Александр II.

После окончания Крымской войны начались крестьянские волнения, и власти пошли на два решительных шага. В 1857 году были отменены военные поселения, которые существовали еще со времен царствования императора Александра I, с периода до и после войны с Наполеоном. В 1857 году был создан Секретный комитет по крестьянскому делу.

Три года шла подготовка первой крупной реформы. Одним из основных разработчиков крестьянской реформы стал советник министра внутренних дел Николай Милютин. Итогом крестьянской реформы стала отмена крепостного права в феврале 1861 года. Крестьяне получили личную свободу и должны были выкупить землю у помещика. Выкуп продолжался до 1906 года.

Следующей реформой стала финансовая в 1863 году. Ее провели министр финансов Михаил Рейтерн и государственный контролер Валериан Татаринов. Суть реформы заключалась в том, чтобы модернизировать финансовую систему до уровня соответствующего капиталистической экономике.

В 1860 был создан Государственный банк Российской империи. Далее, в ходе проведения реформы, было решено сделать гласным государственный бюджет. В структуре министерства финансов появились казначейства, а на местах появились контрольные палаты. Подушная подать сохранилась, но налогообложение стало более современным, с прямыми и косвенными налогами и отменой винного откупа. Итогом осуществления реформы стало снижение уровня коррупции и повышение уровня ответственности чиновников. В 1862 году планировалось проведение денежной реформы, но ее отложили до конца XIX века из-за недостатка средств.

К 1863 году относится и проведение реформы высшего образования. 18 июня 1863 года принят самый либеральный университетский устав дореволюционной России. Университеты получили больше самостоятельности. Посторонние лица не могли посещать лекции, а студенты лишались права на корпоративное устройство. Все университеты Российской империи считались императорскими. В 1880 году был основан первый университет в Сибири — в Томске.

Рис. 2. Отмена крепостного права.

Реформы 1864–1874 годов

Земская реформа была проведена 1 января 1864 года. Власти поручили различные вопросы местного управления (налоги, образование, ветеринарное дело и медицину) выборным земским управам, уездным и губернским. В земских управах преобладали дворяне.

Судебная реформа была утверждена в 1864 году и проведена начиная с 1866 года.

В России изменились процедуры судопроизводства. Суд стал состязательным, устным и гласным, появился институт присяжных. Судебная власть отделялась от административной, а суд становился единым для всех сословий.

К 1870 году относится реформа городского самоуправления. Ее содержание заключалось в замене сословного городского управления городскими думами. В них из-за имущественного ценза преобладали купцы и фабриканты. Часто они делали ставку на развитие центральной части города, а потребности окраин игнорировали. Бессословные Думы появились в 509 городах империи.

Накануне русско-турецкой войны 1877–1878 годов была проведена военная реформа 1874 года. Ее разработал военный министр Дмитрий Милютин. Армия стала комплектоваться по принципу всеобщей воинской повинности вместо системы рекрутских наборов. Территория государства делилась на военные округа, военное министерство было реорганизовано. В армии произошло технологическое перевооружение на скорострельные винтовки системы Бердана и на орудия с металлическими лафетами.

Все реформы Александра 2: таблица:

Дата

Реформа

1857 год

Ликвидированы военные поселения

1861 год

Крестьянская

1863 год

Финансовая и университетский устав

1864 год

Земская и судебная

1870 год

Городского самоуправления

1871 год

Среднего образования

1874 год

Военная

К 1871 году относится проведение министром народного просвещения Дмитрием Толстым реформы среднего образования. Гимназии были преобразованы в реальные училища. В учебной программе были увеличены объемы латыни, греческого и математики. В рамках Российской империи происходило расширение сети народных училищ.

Рис. 3. Александр II: земская реформа.

Что мы узнали?

Реформы Александра II были направлены на модернизацию общества и государства, их часто называют либеральными. Одной из самых знаковых стала крестьянская реформа 1861 г. — отмена крепостного права.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 126.


А какая ваша оценка?

Российская Империя | История, факты, флаг, расширение и карта

Российская Империя

Смотреть все СМИ

Дата:
2 ноября 1721 г. — 15 марта 1917 г.
Основные события:
Русская революция Русско-японская война Русско-турецкие войны Русская революция 1905 года Крымская война
Ключевые люди:
Петр I Екатерина Великая Сергей Юльевич, граф Витте Константин Петрович Победоносцев династия Романовых
Похожие темы:
славянофил Манифест освобождения декабрист западник
Похожие места:
Россия Москва Санкт-Петербург Киев

Просмотреть весь связанный контент →

Российская Империя , историческая империя, основанная 2 ноября (22 октября по старому стилю) 1721 года, когда Российский Сенат пожаловал Петру I титул императора (императора) всея Руси. Отречение Николая II март 15 декабря 1917 года ознаменовался концом империи и ее правящей династии Романовых.

Узнайте о могущественном царском правлении огромной Российской империи, покрывающей одну шестую поверхности Земли

Посмотреть все видео к этой статье

Империя зародилась, когда русское дворянство искало новую родословную для своей монархии. Они нашли его в Михаиле Романове, молодом боярине (дворянине), избранном царем в 1613 году. Ранние Романовы были слабыми монархами. Коронованный в 17 лет, Михаил разделил престол в решающие годы своего царствования со своим отцом, патриархом Филаретом. Сын Михаила Алексис взошел на престол в 1645 году в возрасте 16 лет; он находился под сильным влиянием сначала Бориса Ивановича Морозова, а затем патриарха Никона. Федор III, которому на момент восшествия на престол в 1676 году было всего 14 лет, также уступил много власти фаворитам. Несмотря на это, все трое были народными царями, оставившими после себя хорошую репутацию в народе и которых славянофилы XIX в. ХХ века идеализировали русских монархов как образец. Правительство в этот период обычно находилось в руках лиц, которые по тем или иным причинам пользовались личным влиянием на царей. Народное недовольство обычно оборачивалось против этих фаворитов, а не против самого царя, например, во время городских восстаний (1648–50), приведших к ссылке Морозова, и великого крестьянского восстания (1670–71) под предводительством казака Стеньки Разина.

Теоретически русская монархия была неограниченной, да и вообще не было никаких гарантий, ни юридических, ни экономических, против произвола царской власти. На практике, однако, степень контроля, который он мог осуществлять над империей, была фактически ограничена размером страны, неадекватностью администрации и в целом несовременной концепцией политики. Вследствие этого подавляющее большинство жителей редко ощущало на себе тяжелую руку государства, которое ограничивало собственные полномочия поддержанием порядка и сбором налогов. Некоторые из мнимых подданных царя, такие как жители Сибири и казаки, жили вполне автономными общинами, лишь номинально подчиняясь царской власти.

Насколько успешными были реформы Александра II?

  • Создано: sarah042
  • Создано: 20-10-15 20:31

Преимущества

  • Направлена ​​на укрепление царского режима путем освобождения крепостных, модернизации армии и совершенствования судебной системы,
  • Попытка продвинуть Россию вперед, т.е. освобождение крепостных освободило крестьян от рабства, несмотря на проблемы, которые оно вызвало
  • В ходе реформ не было создано ни насилия, ни гражданской войны
  • Судебные реформы означали более равноправную и справедливую систему отправления правосудия
  • Армия стала больше и профессиональнее, срок призыва сократился, а командование улучшилось
  • Земство улучшило живую худобу крестьян-общинников. Он предоставлял медицинские услуги, образование и возможность внести свой вклад в управление делами
  • .
  • Больше свободы слова
  • Количество школ увеличилось

Недостатки