Капитан Копейкин – характеристика и роль в поэме “Мертвые души”
Особую роль в поэме «Мертвые души» играет характеристика капитана Копейкина, история которого стоит отдельно от всего повествования, однако она подчинена общему замыслу Н. В. Гоголя, который хотел показать «омертвление душ».
Краткое содержание
Капитан Копейкин, в войне 1812 года потерявший руку и ногу, пытается себе оформить материальную помощь. Много времени пришлось потратить герою, чтобы добиться конечного результата. Однако он не получил денежные выплаты, вельможа просто выгнал его. История заканчивается тем, что капитан Копейкин, по слухам, возглавил банду разбойников.
Основная идея
Н. В. Гоголь, помещая повесть о капитане Копейкине, особую роль отводит вечному ожиданию решения. Герою приходится подолгу простаивать в очереди, чтобы добиться аудиенции. Служащие только обещают ему помочь, однако ничего не делают для этого. Им нет дела до простого народа, который защищал страну в военное время. Для вышестоящих людей совершенно не важна человеческая жизнь. Их волнуют только деньги и те, кто ими владеет.
Писатель показал, как равнодушие со стороны правительства заставляет честного человека стать разбойником.
Капитан Копейкин – маленький человек, который вынужден встать против государственной системы. Никогда еще тема маленького человека не была раскрыта так, как была раскрыта тема повести Н. В. Гоголем. Копейкин – образ маленького человека, не побоявшегося вступить в борьбу с властью. Герой стал своеобразным «благородным разбойником», мстившим только власть имущим.
Особенности повествования
Повесть лишена детальных описаний, Копейкин не имеет даже портрета, у него нет и имени. Автор делает это преднамеренно, герой фактически лишен лица. Сделано это для того, чтобы показать типичность ситуации и типичность образа, который оказался в сложной ситуации из-за несправедливости общества. Причем существование людей, подобных Копейкину, было свойственно не только городу NN, в котором происходит действие «Мертвых душ», но и всей России в целом.
Роль капитана Копейкина в поэме «Мертвые души» велика, это обобщенный образ простого человека, который подвергается всей несправедливости существующего общества.
Н. В. Гоголь при описании трагичной судьбы капитана Копейкина использует прием контраста. Бедность Копейкина противопоставлена роскоши высших чинов. Причем все это сделано с помощью гротеска. Контрастом показаны и герои. Копейкин – честная личность, которая защищала страну во время войны. Люди высшего положения – бесчувственные и равнодушные люди, для которых главное – деньги и положение в обществе. Противопоставление подчеркивают и предметы: маленькая комнатка Копейкина сравнивается с домом вельможи; скромный обед, который может себе позволить Копейкин, противопоставлен деликатесам, находящимся в дорогих ресторанах.
Характерной особенностью повести является то, что автор вложил ее в уста почтмейстера, у которого особенная манера повествования с вводными конструкциями и риторическими восклицаниями. Авторская позиция выражается отношением рассказывающего ко всему сказанному.
Место повести в поэме и ее значение
«Повесть о капитане Копейкине» стоит в повествовании отдельно, что кажется, будто она не связана с основным содержанием поэмы. Она имеет свой сюжет, своих героев. Однако повесть рассказывается тогда, когда рассуждают о том, кто же такой Чичиков на самом деле. Это соединяет повесть о капитане с основной сюжетной линией. Повесть более четко показывает равнодушие чиновничьего строя, а также показывает те мертвые души, которые царствовали в то время.
Значение повести о капитане Копейкине заключено в том, что автор показал всю черствость власть имущих, которым нет дела до жизни простого человека.
Данная статья, раскрывающая значение повести о капитане Копейкине в произведении Н. В. Гоголя «Мертвые души», поможет написать сочинение «Капитан Копейкин».
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Умит Умит
13/19
Сардор Аламгазиев
17/19
Jr El
18/19
Даниил Мороз
15/19
Мария Краснобаева
17/19
Юлия Решоткина
16/19
Анна Скетч
18/19
Эмине Абдуллаева
19/19
Lili Belova
19/19
Анна Вишневская
19/19
Главные герои «Мертвые души» (и второстепенные)
Слушай онлайн, если не любишь читать!Произведение Н. В. Гоголя «Мертвые души» ярко отражает российскую действительность XIX века. В нем показывается, как живут представители различных классов (дворяне, крепостные крестьяне) и сословий (помещики, чиновники, слуги).
О да! Это мое любимое занятие )))
21.61%
Читаю иногда, но есть вещи куда интереснее…
43.83%
Фу, не люблю
26.68%
Книги — а что это вообще такое?
7.88%
Проголосовало: 29591
Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂
Сатирический взгляд на общество выражается в персональных образах главных и второстепенных героев. Давайте познакомимся с ними поближе.
Главные герои
Центральные персонажи «Мертвых душ» (кстати, именно так характеризует их души и нутро автор) – это помещики. Они живут в провинциальном городе N, и каждый, как умеет, ведет свое хозяйство. Несмотря на то, что они все – небедные люди и владельцы крепостных крестьян, отношение к своей жизни, слугам и поместью у них очень разное.
Чичиков
Рейтинг персонажа:
Павел Чичиков – главный герой «Мертвых душ». О его деятельности в городе N и рассказывает первый том поэмы. Он – бывший коллежский советник и очень скользкий тип. Работы чиновником он лишился потому, что стремился обогатиться всеми возможными способами – проворачивал мошеннические схемы. В результате одна из его афер раскрылась, но Чичиков сумел избежать наказания, свалив все на своего коллегу.
Чичиков является представителем нового сословия, которое только начало зарождаться в середине XIX века – предпринимателей. Он, изначально человек небогатый, искал различные способы сколотить себе состояние (раз уж получить его в наследство не представилось возможным). Главная цель Чичикова в городе N – скупить у местных помещиков «мертвые души» крестьян, которые на самом деле уже умерли, но в документах еще числятся живыми. Таким образом, Павел хочет стать официально владельцем нескольких сотен крепостных, которых можно будет заложить ради получения денежной ссуды. Возвращать кредит, он, разумеется, не собирается, а его залог – фиктивный, ведь никаких крестьян-то нет.
Особенность натуры Чичикова в ее многоликости. Он очень переменчивый человек, о котором ничего нельзя сказать наверняка. Твердых принципов и моралей у Чичикова нет, равно как нет и какой-то твердой цели (кроме одной – стать богатым). Для того, чтобы идти к этой цели, главный герой не гнушается обманом и мошенничеством. Пыль в глаза он пускает мастерски: перед жителями города N он предстает якобы состоятельным помещиком, чья уверенность и ухоженный внешний вид только подтверждают высокий статус. Однако со временем в городе N все же начинают подозревать, что Чичиков – не тот, за кого себя выдает. Главному герою приходится в спешке уехать, пока никто не догадался о его истинных мотивах.
Любопытно, что Н. В. Гоголь хотел рассказать о нравственном росте этого персонажа. Во втором и третьем томе произведения Чичиков должен был пройти путь духовного подъема и стать более честным, просвещенным и лояльным к окружающим человеком. Однако мир так и не увидел этот вдохновляющий путь героя: второй том, пусть и был написан, так и не вышел в свет (есть литературная легенда о том, что автор его сжег), а третий том Н. В. Гоголь не успел даже написать, от него сохранились только отдельные наброски.
Подробная характеристика Чичикова
Плюшкин
Рейтинг персонажа:
Старый помещик, который настолько же жаден, насколько и богат. Скорее всего, Плюшкин страдает психологическим расстройством, подталкивающим его к патологическому накопительству.
Во владении Плюшкина около тысячи крестьян, но живут они все очень плохо. Барин не выделяет средств ни на качественное питание, ни на одежду, ни на избы своих подопечных. Он плохо относится и к крестьянам, и к самому себе – экономия Плюшкина перешла все разумные границы. Он недоедает и ходит в обносках, при этом имеет большие богатства в закромах, которое не собирается тратить. Патологическое накопительство разрушило жизнь Плюшкина: не только физическую, но и духовную. Теперь это несчастный одинокий человек, которого ничего в жизни, кроме его накоплений, не интересует.
Интересная деталь: во втором и третьем томе Н. В. Гоголь дал этому персонажу шанс на то, чтобы избавиться и оживить свою «мертвую душу». Дальнейшие события рассказывали о том, что Чичиков встретил Плюшкина в Сибири – обновленного, выросшего духовно, помолодевшего и отказавшегося от накопительства. Новый Плюшкин стал бы странником-благодетелем, пустившим все свои ресурсы на помощь неимущим. Но этого мы, как и второй и третий том «Мертвых душ», не увидели – о возможных путях нравственного роста этого героя читателям остается только додумывать.
Подробная характеристика Плюшкина
Манилов
Рейтинг персонажа:
Скромный и мягкий помещик, который стремится быть как можно более любезным с окружающими. Ведет праздный образ жизни: мало чем занимается, но постоянно пребывает в грезах и бесплотных фантазиях. Манилов мечтает о том, чтобы его жизнь стала похожей на романтическую историю, не обременённую бытовыми делами и хозяйством.
«Возвышенность» Манилова привела к тому, что в его поместье творится беспорядок. Крестьяне ленятся и не работают, в доме годами не обновляется мебель, хозяйство практически не приносит дохода и приходит в упадок. Но Манилов не замечает проблемы, и, тем более, не видит необходимости ее решать. Его не слишком беспокоит хоть что-либо, выходящее за пределы его романтического мировоззрения.
Подробная характеристика Манилова
Собакевич
Рейтинг персонажа:
Неоднозначная личность. Это грубый помещик, который внешне очень похож на медведя, а его лающая, отрывистая речь напоминает лай собаки (из этой ассоциации автор и наградил героя «говорящей» фамилией).
Собакевич – прямолинейный помещик, который всех вокруг считает лжецами и мошенниками. Сам же он живет по совести, ведет свое хозяйство, но при любом возможном случае стремится приобрести свою выгоду. Он достаточно бесчувственный человек, нарастивший себе «броню» от эмоций. Настоящее удовольствие он способен получить только от вкусной сытной еды и от выгодной сделки.
Во владении Собакевича – около восьмидесяти крестьян. У него добротное и ухоженное поместье, приносящее хороший доход, однако назвать его красивым и приятным язык не повернется. Собакевича мало беспокоит внешний вид вещей, поэтому всего в его хозяйстве такое же неуклюжее, как и он сам, но практичное и надежное.
Подробная характеристика Собакевича
Коробочка
Рейтинг персонажа:
Одинокая помещика, муж которой умер некоторое время назад. Ведет скромное хозяйство в небольшой деревне. У нее совсем немного крестьян во владении, и она заботится о них, каждого помнит по имени.
В хозяйстве Коробочка очень аккуратна и щепетильна, лень ей не свойственна. Однако у нее очень ограниченное мышление. В каждом человеке помещика подозревает обманщика, который хочет обмануть ее на деньги. Коробочка любит прибедняться и жаловаться на жизнь, хотя на самом деле она вовсе не бедна.
Подробная характеристика Коробочки
Ноздрёв
Рейтинг персонажа:
Очень неприятный тип. Он еще молод (Ноздреву около 30-ти лет), но душа его уже «мертва». Ноздрев очень любит азартные игры и совсем не любит окружающих. Он постоянно ищет конфликта и разжигает драки, поэтому другие жители города N совсем его не жалуют. Ноздрев – энергичный человек, который мог бы сделать много полезных дел, однако все свои силы он тратит на развлечения, азартные игры и скандалы.
Любопытно, что именно Ноздрев на губернаторском балу разоблачает Чичикова. И хотя его слова приняли за пьяный бред, жители города N начали подозревать, что Чичиков – не тот, кем старается себя показать.
Подробная характеристика Ноздрёва
Второстепенные герои
К второстепенным персонажам «Мертвых душ» Н. В. Гоголь относит слуг главного героя, Чичикова, а также мифический образ Копейкина и собирательный – чиновничества. Чиновники представляются отдельным сословием, имеющим отличия от помещиков.
Петрушка
Рейтинг персонажа:
Один из двух крепостных, принадлежащих Чичикову. Выполняет обязанности лакея. Очень любит своего барина и старается всячески ему услужить. Мечтает о том, чтобы стать «утонченным и образованным» слугой. Для этого Петрушка читает много книг, хотя смысла их и не понимает. Петрушка неопрятен, он может спать в одежде и редко моется, страдает пристрастием к алкоголю. Поэтому его мечты об «утонченном» образе остаются просто мечтами.
Подробная характеристика Петрушки
Селифан
Рейтинг персонажа:
Второй слуга Чичикова, кучер. Предан своему барину и не выдает его секретов (ведь слуги Чичикова знают, что он – никакой не богатый помещик, а обычный аферист). Селифан – простодушный мужик, который наслаждается той жизнью, которая у него есть. Он много выпивает, водит хороводы с крестьянками и очень любит своих подопечных-лошадей. С лошадьми Селифан может и побеседовать (особенно пьяным), с ними же рядом и лечь спать.
Подробная характеристика Селифана
Капитан Копейкин
Рейтинг персонажа:
Этот персонаж интересен тем, что он сам на страницах произведения так и не появляется. Копейкин – это мифическая личность, ее, возможно, и не существовало никогда. По легенде, этот офицер был ветераном Отечественной войны 1812 года, оставшийся инвалидом. Не получив ожидаемой поддержки от страны, за которую он воевал, капитан обозлился и стал разбойником, собрав вокруг себя целую шайку бандитов.
После того, как жители города N поняли, что Чичиков – не богатый помещик, они стали гадать о том, кто он на самом деле. Некоторые подумали, что Павел – это Капитан Копейкин. Впрочем, находились и мнения, признавшие в Чичикове Наполеона.
Подробная характеристика капитана Копейкина
Чиновники
Рейтинг персонажа:
Образ чиновничества показан в виде губернатора, прокурора, председателя и нескольких других должностных лиц, имеющих власть в городе N. Все они – люди ограниченные и жадные, которых больше заботит собственная нажива, чем благосостояние вверенного им города. Даже те чиновники, которые хотели бы работать честно, ломаются под гнетом системы, и тоже начинают заниматься кумовством и взяточничеством. Любопытно, что если каждого помещика Н. В. Гоголь в «мертвых душах» рассматривает индивидуально, то на чиновниках он так подробно не останавливается. Скорее всего, это связано с тем, что образ чиновничества в Царской России – безликий и безнадежный.
Подробная характеристика чиновничества
Что ты чувствуешь по отношению к школе?
персонажей Dead Souls — eNotes.com
Павел Иванович Чичиков
Павел Иванович Чичиков (ПАХ-вехл их-ВАХ-нух-вихч ЧИТ-чи-коф), авантюрист из России начала девятнадцатого века. Он покупает «мертвые души», то есть имена крепостных, которые умерли со времени последней переписи, но которые все еще продолжают обходиться своим владельцам в виде налогов, пока их не спишут при следующей переписи. Используя их имена, он планирует получить из имения дяди деньги, в которых ему было отказано в завещании старика, заложив собственное «имение» с его мертвыми душами в Попечительский комитет. Чтобы найти мертвые души, он ездит из деревни в деревню, посещая помещиков и используя свое обаяние, чтобы узнать имена мертвых крепостных. Селяне начинают болтать и, не в силах догадаться, что он задумал, обвиняют его во всевозможных преступлениях. Он сталкивается с законом и арестован. В конце концов его освобождает недобросовестный адвокат, который выносит на свет все местные скандалы, так что селяне рады вывезти Чичикова из города.
Селифан
Селифан (СЭХ-лих-вун), кучер Павла, по ошибке которого насчет дорог он навещает госпожу Коробочкину. На верную дорогу их направляет ее двенадцатилетняя служанка Пелагея.
Настасья Петровна Коробочкина
Настасья Петровна Коробочкина (нахс-ТАХ-сюх пехт-РОВ-нух кох-рох-БАХ-ки-нух), ночная хозяйка, которая продает Павлу восемнадцать своих мертвых душ по пятнадцать рублей каждая.
Петрушка
Петрушка (peht-REWSH-kuh), камердинер Павла, разделяющий его приключения.
Ноздрев
Ноздрев (NOHZ-dryof), игрок и лжец, который встречает Павла в гостинице и, наконец, доносит на него в полицию как на шпиона и фальшивомонетчика. Сам он арестован за нападение на друга Максимова.
Манилов
Манилов (мах-них-LOHF), приветливый помещик, который предлагает Павлу гостеприимство и дает ему его первые мертвые души.
Лизанка
Лизанка (лих-ЗАХН-кух), жена Манилова.
Фемистокл
Фемистокл (teh-MIHS-to-kluhs), один из двух детей Манилова.
Михаил Семёнович Собакевич
Михаил Семенович Собакевич (мих-ха-ихл сэх-мйох-но-вихч сох-бах-кех-вихч), помещик, который требует сначала по сто рублей за свои мертвые души, а в конце концов соглашается на два с половиной рубля за штуку.
Плюшкин
Плюшкин (ПЛЕВШ-кин), скряга, яростно торгующийся за 120 мертвых душ и 78 беглецов.
Наконец он передает Павлу письмо к президенту города.Иван Григорьевич
Иван Григорьевич (их-ВАХН грих-ГОХ-рые-вихч), городской староста, который переводит купленные Павлом мертвые души в мнимое имение авантюриста в Херсонской губернии и узаконивает сделки.
Иван Антонович
Иван Антонович (ан-ТОХ-но-вич), мелкий приказчик, которого надо подкупить, чтобы зафиксировать покупки.
Губернатор
Губернатор, который развлекает на большом балу.
Дочь губернатора
Дочь губернатора, с которой Павел якобы сбегает. Его тренер ранее столкнулся с ее.
Капитан Копейкин
Капитан Копейкин (koh-PAY-kihn), легендарный солдат Отечественной войны 1812 года, стал бандитом. Некоторые думают, что он вернулся под видом Павла.
Андрей Иванович Тентельников
Генерал Бетрищев
Генерал Бетрищев (beht-RIHSH-chehf), сосед Тентельникова, который выдает замуж за молодого помещика свою дочь и продает еще мертвые души Павлу.
Улинка
Улинка (ев-лихн-кух), генеральская дочь, влюбленная в Тентельникова.
Вишнепокромов
Вишнепокромов (вихш-ниех-ПОХК-ро-моф), который пытается помешать помолвке Улинки.
Пьетух
Петух (PEH-tewk), щедрый обжора, развлекающий Павла.
Платонов
Платонов (PLAH-to-nov), молодой друг, который сопровождает Павла в его путешествиях и знакомит его с сестрой и шурином.
Константин Скудронжогло
Константин Скудронжогло (кон-стан-ТИХН кос-дрон-ЖОХ-гло), зажиточный помещик и зять Платонова. Он дает Павлу взаймы десять тысяч рублей на покупку имения.
Глобуев
Хлобуев (hloh-BEW-ehf), мот, землю которого хочет купить Павел. Подделав завещание, Павел пытается помочь ему получить наследство от богатой тетушки, но забывает отменить в нем все прежние документы.
Алексей Иванович Леницын
Алексей Иванович Леницын (а-лехк-САЙ их-ВАХ-нех-вихч лех-НИХ-цевн), государственный чиновник, обнаруживший у старухи две завещания, одно противоречащее другому. Он посадил Павла в тюрьму по обвинению в подделке документов.
Иван Андреич
Иван Андреич (ан-ДРАЙ-ихч), почтмейстер «Н.
Самосвитов
Самосвитов (сах-МОХС-вих-тоф), который предлагает вызволить Павла из тюрьмы за тридцать тысяч рублей.
Муразов
Муразов (мяу-ра-ЗОХФ), проницательный, беспринципный адвокат, который освобождает Павла, разгребая скандалы против всех, кто обвинял его клиента.
Характеристики главных героев произведения «Мертвые души. Гоголя «Мертвые души» Отрицательные герои поэмы мертвые души
Беременность
Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы современных автору помещиков. Это «мертвые души» поэмы. Гоголь показывал их в порядке возрастания нравственного падения.
В «Коробочке» Гоголь знакомит нас с другим типом русского помещика. Хозяйственная, хлебосольная, хлебосольная, она вдруг становится «клубницей» в сцене продажи мертвых душ, боясь продаться. Это тип человека в вашем уме.
В Ноздреве Гоголь показал иную форму развращения дворянства. Писатель показывает нам две сущности Ноздрева: во-первых, это открытое, смелое, прямое лицо. Но тогда мы должны убедиться, что общительность Ноздрева есть равнодушная фамильярность со всеми, кого он встречает и пересекает, его живость — это неумение сосредоточиться на каком-либо серьезном предмете или деле, его энергия — растрата энергии на кутежи и разврат. Его главная страсть, по выражению самого писателя, — «облажаться с ближним, иногда без всякого повода».
Собакевич сродни Коробочке. Он, как и она, является накопителем. Только, в отличие от Коробочки, это умный и хитрый накопитель. Ему удается обмануть самого Чичикова. Собакевич груб, циничен, неотесан; недаром его сравнивают с животным (медведем). Этим Гоголь подчеркивает степень дикости человека, степень умерщвления его души.
Завершает эту галерею «мертвых душ» «дыра в человечестве» — Плюшкин. Это вечный образ скупца в классической литературе. Плюшкин — это крайняя степень экономического, социального и нравственного разложения человеческой личности.
К галерее помещиков примыкают и провинциальные чиновники, являющиеся по сути «мертвыми душами». Кого можно назвать живыми душами в стихотворении, и есть ли они на самом деле? Быть может, Гоголь и не собирался противопоставлять жизнь крестьянства душной атмосфере жизни чиновников и помещиков.
Однако в этой единой и пестрой картине значительно преобладает образ дворян, хозяев страны в деревне и в городе. Помещиков и чиновников Гоголь выдвигает на первый план потому, что его книга есть обвинительный акт, и обвинение падает именно на них, на хозяев страны, а, следовательно, и на тех, кто отвечает за ее состояние.
Имеются упоминания о том, что положительные образы идеальных помещиков отнесены Гоголем к последующим томам «Мертвых душ». Но эта ссылка пуста, так как апеллирует к несуществующим доказательствам. Следующих томов поэмы нет, их никто не читал и неизвестно, что бы там было. Нам известны лишь разрозненные и более или менее грубые обрывки второго тома, написанные в другое время другим Гоголем. А что именно хотел поместить Гоголь во втором или третьем томе, когда он создавал первый том, мы не знаем, как не знаем и что за «гром иных речей» (глава седьмая), и какой доблестный муж и «чумная русская девица» (Одиннадцатая глава) должны были предстать в этих томах, и каков был бы их нравственный и общественный облик.
Во втором томе поэмы образ Павла Ивановича Чичикова по воле автора должен был стать на путь нравственного воскрешения. Искусственность замысла видна уже в том, что крестьянин Муразов внушает Чичикову добродетельные идеи, в собственной порядочности которых автору так и не удалось убедить читателя. Однако мощная художественная сила первого тома кое-где дает о себе знать и здесь: Чичиков может неожиданно открыть свое хищное лицо аккумулятора. Правда, Гоголь не нарисовал идеальной картины жизни преображенного Чичикова, но, к сожалению, художественная тенденция второго тома «Мертвых душ» привела именно к такой картине (предполагался третий том, где, вероятно, предполагалось представить полностью).
Смысл названия стихотворения озаряется новым светом. Показав «мертвые души», Гоголь ищет «живые души».
Народ представлен в поэме как аллегорическое, но осязаемое в каждом элементе русской жизни начало, указывающее на правду жизни Родины, утверждающее, что пока есть надежда, живые души бессмертны.
Поэма «Мертвые души» задумана Гоголем как грандиозная панорама русского общества со всеми его особенностями и парадоксами. Центральной проблемой произведения является духовная смерть и возрождение представителей главных русских сословий того времени. Автор обличает и высмеивает пороки помещиков, продажность и пагубные страсти чиновничества.
Само название произведения имеет двойное значение. «Мертвые души» — это не только умершие крестьяне, но и другие реально живые персонажи произведения. Называя их мертвыми, Гоголь подчеркивает их опустошенные, жалкие, «мертвые» души.
История создания
«Мертвые души» — поэма, которой Гоголь посвятил значительную часть своей жизни. Автор неоднократно менял концепцию, переписывал и переделывал произведение. Первоначально Гоголь задумывал «Мертвые души» как юмористический роман. Однако в итоге он решил создать произведение, которое обнажит проблемы российского общества и послужит его духовному возрождению. Так появилась ПОЭМА «Мертвые души».
Гоголь хотел создать три тома произведения. В первой автор планировал описать пороки и разложение крепостнического общества того времени. Во втором дайте своим героям надежду на искупление и возрождение. А в третьем он намеревался описать дальнейший путь России и ее общества.
Однако Гоголь успел закончить только первый том, вышедший в печать в 1842 году. До самой смерти Николай Васильевич работал над вторым томом. Однако незадолго до смерти автор сжег рукопись второго тома.
Третий том «Мертвых душ» так и не был написан. Гоголь не мог найти ответа на вопрос, что будет дальше с Россией. А может быть, он просто не успел об этом написать.
Описание работы
Однажды в городе NN появился очень интересный персонаж, сильно выделяющийся на фоне других старожилов города — Павел Иванович Чичиков. После приезда он стал активно знакомиться с важными лицами города, посещал пиры и обеды. Через неделю гость уже был на «ты» со всеми представителями городской знати. Все были в восторге от неожиданно появившегося в городе нового человека.
Павел Иванович едет за город, чтобы навестить дворян-помещиков: Манилова, Коробочку, Собакевича, Ноздрева и Плюшкина. С каждым помещиком он добр, стараясь найти к каждому подход. Природная находчивость и находчивость помогают Чичикову добиться благосклонности каждого помещика. Кроме пустой болтовни, Чичиков беседует с господами о крестьянах, умерших после ревизии («мертвые души»), и изъявляет желание купить их. Помещики не могут понять, зачем Чичикову такая сделка. Однако они соглашаются на это.
В результате своих визитов Чичиков приобрел более 400 «мертвых душ» и торопился побыстрее закончить дела и покинуть город. Полезные знакомства, заведенные Чичиковым по приезде в город, помогли ему уладить все вопросы с документами.
Через некоторое время помещица Коробочка проговорилась в городе, что Чичиков скупал «мертвые души». О делах Чичикова узнал весь город и недоумевал. Зачем такому уважаемому джентльмену покупать мертвых крестьян? Бесконечные слухи и домыслы губительно действуют даже на прокурора, и он умирает от страха.
Поэма заканчивается тем, что Чичиков поспешно покидает город. Покидая город, Чичиков с грустью вспоминает о своих планах купить души умерших и заложить их в казну как живых.
главные герои
Качественно новый герой в русской литературе того времени. Чичикова можно назвать представителем новейшего, только что появившегося в крепостной России класса — предпринимателей, «приобретателей». Активность и деятельность героя выгодно выделяет его на фоне других персонажей поэмы.
Образ Чичикова отличается невероятной многогранностью, многогранностью. Даже по внешнему виду героя сложно сразу понять, что это за человек и что он из себя представляет. «В бричке сидел господин, некрасивый, но и недурный, не слишком толстый и не слишком худой, нельзя сказать, что он был стар, но не так, чтобы он был слишком молод».
Трудно понять и уловить характер главного героя. Он изменчив, многогранен, способен подстроиться под любого собеседника, придать своему лицу желаемое выражение. Благодаря этим качествам Чичиков легко находит общий язык с помещиками, чиновниками и занимает необходимое положение в обществе. Умение очаровывать и располагать к себе нужных людей Чичиков использует для достижения своей цели, а именно получения и накопления денег. Отец также научил Павла Ивановича иметь дело с теми, кто побогаче, и беречь деньги, так как только деньги могут проложить путь в жизни.
Чичиков не зарабатывал честно: обманывал людей, брал взятки. Со временем махинации Чичикова приобретают все больший размах. Павел Иванович стремится увеличить свое состояние любыми способами, не обращая внимания ни на какие моральные нормы и принципы.
Гоголь определяет Чичикова как человека с подлой натурой и тоже считает его душу мертвой.
В своей поэме Гоголь описывает типичные образы помещиков того времени: «хозяйственников» (Собакевич, Коробочка), а также несерьезных и расточительных господ (Манилов, Ноздрев).
Николай Васильевич мастерски создал в произведении образ помещика Манилова. Под одним только этим изображением Гоголь подразумевал целый класс помещиков со сходными чертами. Основные качества этих людей – сентиментальность, постоянные фантазии и отсутствие активной деятельности. Хозяева такого склада пускают хозяйство на самотек, ничего полезного не делают. Они глупы и пусты внутри. Именно таким и был Манилов — не плохой душой, а бездарный и глупый позер.
Настасья Петровна Коробочка
Помещик, однако, по характеру значительно отличается от Манилова. Коробочка — хорошая и аккуратная хозяйка; у нее все в поместье идет хорошо. Однако жизнь помещицы вращается исключительно вокруг ее хозяйства. Коробка духовно не развивается, ничем не интересуется. Она не понимает абсолютно ничего, что не касается ее хозяйства. Ящик — тоже один из образов, под которым Гоголь подразумевал целый класс таких ограниченных помещиков, не видящих ничего дальше своего хозяйства.
Автор однозначно причисляет помещика Ноздрева к несерьезным и расточительным баринам. В отличие от сентиментального Манилова, в Ноздреве кипит энергия. Однако помещик использует эту энергию не на благо хозяйства, а ради своих сиюминутных удовольствий. Ноздрев играет, тратит деньги. Отличается легкомыслием и праздным отношением к жизни.
Собакевич Михаил Семенович
Образ Собакевича, созданный Гоголем, перекликается с образом медведя. В облике помещика есть что-то от большого дикого зверя: медлительность, тяжесть, сила. Собакевича заботит не эстетическая красота окружающих его вещей, а их надежность и долговечность. За грубой внешностью и суровым характером скрывается хитрый, умный и находчивый человек. По мнению автора поэмы, помещикам вроде Собакевича не составит труда приспособиться к грядущим переменам и реформам в России.
Самый необычный представитель помещичьего сословия в поэме Гоголя. Старик отличается крайней скупостью. К тому же Плюшкин жаден не только по отношению к своим мужикам, но и по отношению к самому себе. Однако такая экономия делает Плюшкина по-настоящему бедным человеком. Ведь именно его скупость не позволяет ему обрести семью.
Бюрократия
У Гоголя есть описание нескольких городских чиновников. Однако автор в своем произведении существенно не разграничивает их друг от друга. Все чиновники в Dead Souls — банда воров, мошенников и казнокрадов. Эти люди на самом деле заботятся только о собственном обогащении. Гоголь буквально в нескольких строчках описывает образ типичного чиновника того времени, награждая его самыми нелестными качествами.
Анализ произведения
Сюжет «Мертвых душ» основан на приключении, задуманном Павлом Ивановичем Чичиковым. На первый взгляд план Чичикова кажется невероятным. Однако, если разобраться, то русская действительность тех времен с ее правилами и законами давала возможности для всевозможных махинаций, связанных с крепостными.
Дело в том, что после 1718 года в Российской империи была введена подушная перепись крестьян. Господин должен был платить налог за каждого крепостного мужчины. Однако перепись проводилась довольно редко — раз в 12-15 лет. И если кто-то из крестьян сбегал или умирал, помещик все равно был вынужден заплатить за него налог. Мертвые или сбежавшие крестьяне становились обузой для барина. Это создало благодатную почву для разного рода мошенничества. Сам Чичиков надеялся осуществить такую аферу.
Николай Васильевич Гоголь прекрасно знал, как устроено русское общество с его крепостным строем. И вся трагедия его стихотворения заключается в том, что афера Чичикова абсолютно не противоречила действующему российскому законодательству. Гоголь обличает извращенные отношения между человеком и человеком, а также между человеком и государством и говорит о нелепости действовавших в то время законов. Из-за таких искажений становятся возможными события, противоречащие здравому смыслу.
«Мертвые души» — классическое произведение, которое, как никакое другое, написано в стиле Гоголя. Довольно часто Николай Васильевич ложил в основу своего творчества какой-нибудь анекдот или комическую ситуацию. И чем нелепее и необычнее ситуация, тем трагичнее реальное положение дел.
В мае 1842 года вышел в свет первый том «Мертвых душ» Гоголя. Произведение было задумано автором во время работы над «Ревизором». В «Мертвых душах» Гоголь обращается к главной теме своего творчества: к господствующим классам российского общества. Сам писатель говорил: «Огромно и велико мое творение, и оно не скоро кончится». Действительно, «Мертвые души» — выдающееся явление в истории русской и мировой сатиры.
«Мертвые души» — сатира на крепостное право
«Мертвые души» — произведение В этом Гоголь является продолжателем пушкинской прозы. Об этом он сам говорит на страницах поэмы в лирическом отступлении о двух типах писателей (глава VII).
Здесь раскрывается особенность гоголевского реализма: умение обнажить и показать крупным планом все недостатки человеческой натуры, которые не всегда бросаются в глаза. Основные принципы реализма нашли отражение в «Мертвых душах»:
- Историзм. Произведение написано о современном писателе того времени — рубежа 20-30-х годов XIX века — тогда крепостное право переживало серьезный кризис.
- Типичный характер и обстоятельства. Помещики и чиновничество изображены сатирически с ярко выраженной критической направленностью, показаны основные социальные типы. Особое внимание Гоголь уделяет деталям.
- Сатирическое машинопись. Достигается авторской характеристикой персонажей, комическими ситуациями, обращением к прошлому героев, преувеличением, использованием в речи пословиц и речи.
Значение имени: прямое и переносное
Гоголь задумал написать произведение в трех томах. За основу он взял «Божественную комедию» Данте Алигьери. Точно так же «Мертвые души» должны были состоять из трех частей. Даже название стихотворения отсылает читателя к христианским принципам.
Почему мертвые души? Само название — оксюморон, сопоставление несравненного. Душа есть субстанция, присущая живым, но никак не мертвым. Используя этот прием, Гоголь дает надежду, что не все потеряно, что можно возродить положительное начало в искалеченных душах помещиков и чиновников. Об этом и должен был быть второй том.
Смысл названия поэмы «Мертвые души» лежит в нескольких плоскостях. На самой поверхности есть буквальное значение, ведь именно мертвыми душами называли умерших крестьян в бюрократических документах. Собственно, в этом и суть махинаций Чичикова: скупать убитых крепостных и брать деньги под их залог. Главные герои показаны в обстоятельствах продажи крестьян. «Мертвые души» — это сами помещики и чиновники, с которыми сталкивается Чичиков, потому что в них не осталось ничего человеческого и живого. Ими правит жадность (чиновники), скудоумие (Коробочка), жестокость (Ноздрев) и грубость (Собакевич).
Глубокий смысл имени
Все новые грани открываются при чтении поэмы «Мертвые души». Смысл имени, скрытый в глубине произведения, заставляет думать, что любой человек, простой обыватель, может со временем превратиться в Манилова или Ноздрева. Достаточно поселить в его сердце одну маленькую страсть. И не заметит, как там разрастется порок. С этой целью в главе XI Гоголь призывает читателя заглянуть вглубь души и проверить: «Нет ли и во мне части Чичикова?»
Заложенный Гоголем в поэме «Мертвые души» смысл заглавия многогранен, что открывается читателю не сразу, а в процессе осмысления произведения.
Жанровое своеобразие
При анализе «Мертвых душ» возникает другой вопрос: «Почему Гоголь позиционирует произведение как поэму?» Действительно, жанровое своеобразие творения уникально. В процессе работы над произведением Гоголь делился своими творческими находками с друзьями в письмах, называя «Мертвые души» и поэмой, и романом.
О втором томе «Мертвых душ»
В состоянии глубокого творческого кризиса Гоголь десять лет писал второй том «Мертвых душ». В переписке он часто жалуется друзьям, что дела идут очень туго и не особо его удовлетворяют.
Гоголь апеллирует к стройному, положительному образу помещика Костанжогло: рассудительного, ответственного, использующего научные знания в оформлении усадьбы. Под его влиянием Чичиков пересматривает свое отношение к действительности и меняется в лучшую сторону.
Увидев в поэме «Жизнь неправду», Гоголь сжег второй том «Мертвых душ».
Ответ оставил гость
Чичиков герой своего времени. Композиция по повести Н. Гоголя «Мертвые души»
У каждого времени свои герои. Они определяют его лицо, характер, принципы, этические ориентиры. С появлением «Мертвых душ» в русскую литературу вошел новый герой, непохожий на своих предшественников. Неуловимый, скользкий чувствуется в описании его внешности. «В фаэтоне сидел господин, некрасивый, но и недурный вид, не слишком толстый, не слишком худой; нельзя сказать, что он стар, но не так, чтобы слишком молод…» Гоголю даже трудно определить свою позицию, дать имя этому новому явлению. В конце концов было найдено слово: «Справедливее всего назвать его: собственник, приобретатель». Это представитель новых, буржуазных отношений, складывающихся в русской жизни.
Чичиков вырос, хоть и в дворянской, но небогатой семье, в доме с маленькими окнами, которые не открывались ни зимой, ни в полете. Бедность, унижения, одиночество постепенно убедили Павлушу в том, что есть только один способ утвердиться в жизни — деньги. На всю жизнь он запомнил завещание отца: «Все можно сделать и все сломать за копейки».
Пережив неудачи на службе, Чичиков задает себе справедливый вопрос: «Почему я? Почему на меня свалилась беда? … и почему я должен исчезать, как червяк? «Чичиков не хочет «исчезать» и ищет способы приспособиться к новой жизни. Изобретенный им способ разбогатеть можно назвать авантюрой, аферой. Но само время подсказало ему: разброд в стране , бедственное положение крестьян.» А сейчас время удобное, недавно была эпидемия, народ вымер, слава богу, не мало. Помещики играли в карты, закутывались и транжирили как следует; все лезло на Санкт-Петербург служить: имена кидаются, управляются наобум, оплата с каждым годом все труднее». Товар, который покупает Чичиков, и сегодня незнакомый ни уху, ни уму — мертвые души. Но как бы там ни было. пугая непривычностью предлагаемой помещикам аферы, ее очевидная выгода закрывает глаза на то, что в большинстве случаев Чичикову удается уговорить помещиков продать ему «мертвые души».0005
А кроме того, Чичиков обладает многими качествами человека «нового времени», «бизнесмена», «афериста»: приятность в поведении и уступках, живость в деловых делах — «все оказалось нужным для этого мира . » Только одного не было в умном предпринимателе — живой человеческой души. Чичиков изгнал из своей жизни все живые принуждения. Человеческие чувства, «сияющая радость» жизни уступили место практичности, идее успеха, расчету. В конце первого тома Чичиков не добился своего. Он не только потерпел коммерческие неудачи, но и понес моральный урон. Но в жизни нашего героя уже случались поражения, и они не тянули Чичикова отказаться от своей мечты в жизни «во всех удовольствиях, при всяком достатке». И мне кажется, что когда-нибудь он ее осуществит. Ведь другой мечты и цели у него нет. А неудачи сделают его более опытным, хитрым. Или оттого Чичиков улыбается, что бежит версту на тройке?
У каждого времени свои герои. Они определяют его лицо, характер, принципы, этические ориентиры. С появлением «Мертвых душ» в русскую литературу вошел новый герой, непохожий на своих предшественников. Неуловимый, скользкий чувствуется в описании его внешности. «В фаэтоне сидел господин, некрасивый, но и недурный вид, не слишком толстый, не слишком худой; нельзя сказать, что он стар, но не так, чтобы слишком молод…» Гоголю даже трудно определить свою позицию, дать имя этому новому явлению. В конце концов было найдено слово: «Справедливее всего назвать его: собственник, приобретатель». Это представитель новых, буржуазных отношений, складывающихся в русской жизни.
Чичиков вырос, хоть и в дворянской, но небогатой семье, в доме с маленькими окнами, которые не открывались ни зимой, ни в полете. Бедность, унижения, одиночество постепенно убедили Павлушу в том, что есть только один способ утвердиться в жизни — деньги. На всю жизнь он запомнил завещание отца: «Все можно сделать и все сломать за копейки».
Пережив неудачи на службе, Чичиков задает себе справедливый вопрос: «Почему я? Почему на меня свалилась беда? … и почему я должен исчезать, как червяк? Чичиков не хочет «исчезать» и ищет способы приспособиться к новой жизни. Изобретенный им способ разбогатеть можно назвать авантюрой, аферой. Но само время подсказало ему: разброд в стране , бедственное положение крестьян.» А сейчас время удобное, недавно была эпидемия, народ вымер, слава богу, не мало. Помещики играли в карты, закутывались и транжирили как следует; все лезло на Санкт-Петербург служить: имена кидаются, управляются наобум, оплата с каждым годом все труднее». Товар, который покупает Чичиков, и сегодня незнакомый ни уху, ни уму — мертвые души. Но как бы там ни было. пугая непривычностью предложенной помещикам аферы, ее очевидная выгода закрывает глаза на то, что в большинстве случаев Чичикову удается также уговорить помещиков продать ему «мертвые души».0005
А кроме того, Чичиков обладает многими качествами человека «нового времени», «бизнесмена», «афериста»: приятность в поведении и уступках, живость в деловых делах — «все оказалось нужным для этого мира .» Только одного не было в умном предпринимателе — живой человеческой души. Чичиков изгнал из своей жизни все живые принуждения. Человеческие чувства, «сияющая радость» жизни уступили место практичности, идее успеха, расчету. В конце первого тома Чичиков не добился своего. Он не только потерпел коммерческие неудачи, но и понес моральный урон. Но в жизни нашего героя уже были поражения, и они не тянули Чичикова отказаться от своей мечты в жизни «во всех удовольствиях, со всяким благополучием». И мне кажется, что когда-нибудь он ее осуществит. Ведь другой мечты и цели у него нет. А неудачи сделают его более опытным, хитрым. Или оттого Чичиков улыбается, что бежит версту на тройке?
Манилов — персонаж поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Имя Манилов (от глагола «заманивать», «заманивать») иронически обыгрывается Гоголем. Он пародирует лень, бесплодную мечтательность, проецирование, сентиментальность. (Исторический прототип, по…
В 30-е годы XIX века Николай Гоголь мечтает о большом эпическом произведении, посвященном России, и потому с радостью принимает пушкинский «намек» — рассказ о «мертвых душах». 292 Литература В октябре 1841 года Гоголь приехал из-за границы в Россию…
Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта, нравов и нравов милой его сердцу Украины, постепенно переходя к описанию всей необъятной России. Ничто не ускользнуло от внимательного взора художника: ни пошлость и тунеядство помещиков, ни подлость…
Самоуправство помещиков, тяжелая жизнь крепостных, пьянство, лень — все это без прикрас показано Гоголем в стихотворение «Мертвые души».