Ученый ВГУ рассказал о самой «мистической» повести Гоголя
22 марта в книжном супермаркете «Амиталь» состоялась очередная публичная лекция в рамках культурно-просветительского проекта «Большой университет – большому городу», который несколько лет организует и курирует Управление по довузовской работе и набору студентов Воронежского государственного университета совместно с книготорговой сетью Черноземья. Доцент филологического факультета ВГУ Сергей Ларин предложил слушателям провести филологическое расследование, чтобы установить причины гибели главного героя повести Н.В. Гоголя «Вий» Хомы Брута. Предложенная ученым тема вызвала интерес – лекцию посетили школьники и студенты.
Ответ на главный вопрос темы лекции почему «пропал» Хома Брут, казалось бы, дает нам сам писатель в конце повести, «цитируя» одного из приятелей героя: «А я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся…. Нужно только, перекрестившись, плюнуть на самый хвост ей, то и ничего не будет». Персонажи повести говорят о серьезных вещах, но как понимать выражение «плюнуть на хвост»? Поиску ответов на названные вопросы и была посвящена лекция.
− В массовом сознании бытует множество стереотипов о Н.В. Гоголе. Текст писателя содержит целый ряд загадок. Наша беседа − попытка найти к ним «ключ». Один из них: «все женщины у Гоголя − ведьмы», – отметил Сергей Ларин.
− Но если мы обратимся к конкретным произведениям классика, то увидим, что слово «ведьма» у Гоголя встречается только в 13 текстах. Героинь-ведьм у писателя ещё меньше, – продолжил ученый. – Что же их всех объединяет? Способность лишать силы, забирать жизненную энергию. Ведьмы у Гоголя пьют кровь, хотя этот мотив не характерен для народно-поэтической традиции, вдохновлявшей писателя. В «Вие» ведьма либо манипулирует людьми, либо лишает их жизни. Так, отец панночки, сотник, оказывается слеп, перестает трезво оценивать происходящее. Он видит в ведьме только свою любимую дочь, воля которой для него закон. Для нее он готов на любые жертвы. Неслучайно Гоголь подчеркивает, что сотник совершенно не заботится о своей душе, ведь церковь в его хуторе давным-давно пришла в упадок.
Сергей Ларин рассказал слушателям о ключевой сцене сюжета «Вия» – ночной поездке панночки на Хоме. В своей повести Гоголь демонстрирует все возможные последствия поездки ведьмы на герое-мужчине. Влюбленный в панночку псарь Микитка «иссохнул весь, как щепка», «сгорел сам собою», Хома Брут погибает при загадочных обстоятельствах… Но есть ещё история казака Дороша. Ведьма, по словам героя, тоже «седлает» его, но никакого существенного вреда при этом ему не причиняет. Отчего же так не повезло Хоме и Микитке? Почему оба героя гибнут? Обоих привлекает страшная красота девушки. Причем настолько, что они даже взгляда от панночки отвести не могут, – пояснил ученый.
Источником особой магии девушки является её женская привлекательность. Перед этими чарами не могут устоять ни псарь Микита, ни Хома Брут. Они сами становятся пленниками «ужасной», завораживающей красоты, сами не могут не смотреть. Поэтому, «плюнуть на хвост» по Гоголю – значит отказаться от взгляда на женское тело как на объект страсти и, следовательно, страданий, освободиться от власти своего воображения, – подвел итог лектор.
В завершение лекции Сергей Алексеевич ответил на вопросы аудитории, проявившей живой интерес к теме встречи. В частности, Сергея Ларина спрашивали: встречался ли он сам когда-нибудь с ведьмой, почему панночку отпевали в церкви, способны ли понять повесть атеисты и так далее?
Среди слушателей были студенты, которые приехали учиться в Воронеж из Харькова, Донецка, Луганска, Киева. Ведущая встречи, преподаватель Воронежского госуниверситета Лариса Дьякова поинтересовалась тем, в каком объёме они изучали творчество Гоголя. Завязалась интересная беседа. Все присутствовавшие в зале признавались в любви к творчеству писателя и благодарили доцента ВГУ за нестандартную трактовку повести.
Пресс-служба ВГУ
Спектакль Вий. Ведьма. Гоголь — смотреть бесплатно онлайн в хорошем качестве. Актеры и роли
Спектакль Вий. Ведьма. Гоголь — смотреть бесплатно онлайн в хорошем качестве. Актеры и ролиТеатры
Каталог спектаклей
Драма
Телеспектакль
2022
90 мин
Россия
Начать просмотр
Спектакль навеян страшными повестями Гоголя, полон таинственности, странных снов, невероятных похождений: тут и ад, где ведьмы «разряжены, размазаны, словно панночки на ярмарке. И все, сколько ни было их там, как хмельные, отплясывали какого-то чертовского тропака!». И заблудившиеся герои «Вия» на заброшенном сельском кладбище, охваченные ночным ужасом. И завораживающий танец утопленниц в тихом омуте, где, как известно, черти водятся. И все неожиданные трансформации Панночки…
Но главное, что все зрители находятся в полной безопасности — с Вами-то точно ничего не случится… Или…
Спектакль проходит в рамках X Юбилейного фестиваля театральных школ Петербурга «Вешалка».
Николай Гоголь
Театрализованное представление
Для молодежи
Бесплатно
Литература
Трагикомедия
Драма
Культурный стриминг
Все спектакли
Щелкунчик и Мышиный король
2023120 мин
Учебный театр ГИТИС
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
202360 мин
Учебный театр ГИТИС
Чудаки на подмостках
202390 мин
Театральный институт имени Бориса Щукина
Гроза
2023120 мин
Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина
Чтецкий вечер
202390 мин
Театральный институт имени Бориса Щукина
Нон-стоп
2023120 мин
Учебный театр ГИТИС
Сон в летнюю ночь
2023150 мин
Учебный театр ГИТИС
ВещЬные сны. Вечер пластики
202390 мин
Театральный институт имени Бориса Щукина
Светлые души
2023100 мин
Учебный театр ГИТИС
Чайка
2023180 мин
Учебный театр ГИТИС
Щелкунчик
телеспектакль202245 мин
Туймазинский государственный татарский драматический театр
Приключения Сварожика
концерты2022120 мин
Уфимская детская филармония
Месяц в деревне
2022180 мин
Театральный институт имени Бориса Щукина
Дуэль
202290 мин
Театральный институт имени Бориса Щукина
Мой прекрасный Пигмалион
2022150 мин
Театральный институт имени Бориса Щукина
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2023, Минкультуры России. Все права защищены
Контакты
E-mail: [email protected]
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна
Как Вий противопоставляет религию и фольклор
Кино
Возможно, в русском повествовании нет более сильного конфликта, чем конфликт между языческим оккультизмом и христианской церковью. Мы видим это в основе свержения и убийства семьи Романовых, когда они уверовали в мистику, а не в русское православие. Мы также видим это в « Вий », одном из самых тревожных народных фильмов ужасов, вышедших в СССР. По повести Николая Гоголя, Вий последовательно исследует непростые отношения между этими двумя традициями. Иногда они сливаются до такой степени, что почти становятся одним целым, а иногда открыто враждебны друг другу. Среди всего этого есть ведьма, чья яростная сексуальность и глубокая связь с первобытной, древней силой подчеркнут враждебный характер этих двух фундаментальных аспектов русской культуры.
Наше знакомство с Русской Православной Церковью в начале Вий , откровенно говоря, один из растворения и святотатства. Группа молодых семинаристов, монахов-стажеров, собирается на улице, готовясь вернуться домой на летние каникулы. Некоторые подносят Библию к морде козла, давно связанного с сатаной в оккультных образах, делая вид, что он умеет читать. Лидер семинарии наказывает других за их различные проказы, в том числе переодевание в чертей и кражу кур, а также напоение дьякона Хороса. Важно то, что их злодеяния коренятся в религии: монастырь и даже город в целом отражают современную, своенравную траекторию Церкви, которая сделает ее уязвимой для махинаций старых языческих сил.
Мосфильм
По мере того, как наш главный герой Хома отправляется в путешествие подальше от города, в дикую и мистическую российскую деревню, он втягивается в этот конфликт. Пытаясь найти место для ночлега, аванпост цивилизации среди все более жуткой пустоты, он встречает старуху, которая предлагает ему приют, но не бесплатно. Она использует сверхъестественные силы, чтобы оседлать его, сначала как если бы он был лошадью, а затем подняла его в небо, что олицетворяет неприятный характер отношений между этими разрозненными силами: это нервирует, но с оттенком эротики, и их участие в этом развратном поступке в конечном итоге пострадают оба. В ужасе от встречи с ведьмой, Хома избивает ее почти до смерти, останавливаясь только тогда, когда она превращается в красивую молодую женщину.
Но с ее смертью битва между ними двумя (и, соответственно, между старым миром и новым миром) начинается всерьез. Ее отец вызывает Хому, действуя по ее просьбе, чтобы совершить над ней последний обряд перед ее смертью. Он не успевает добраться до ее дома вовремя. Однако вместо этого ее отец приказывает ему молиться над ее трупом в местной церкви в течение следующих трех ночей. И ведьма, всегда стремящаяся отомстить кровожадному и лицемерному священнику, вовсе не собирается облегчать ему задачу.
Мосфильм
Каждую ночь силы традиционной религии и сверхъестественного мистицизма сражаются с Хомой и ведьмой в качестве своих кораблей. Хома чертит вокруг себя защитный круг мелом (что само по себе является пережитком язычества) во время молитвы; ведьма просыпается, но не может переступить порог. У Хомы свои молитвы, а у ведьмы свои проклятия. Она делает его волосы седыми и временно заставляет его потерять зрение, а в последнюю ночь она вызывает демонов, чтобы вести войну против Хомы от ее имени, в том числе чудовищного, похожего на голема «Вия», чья сила достойна соперника. Пьяное благочестие Хомы.
Во время этих эпизодов мы также видим связь природы с язычеством и колдовством: когда Хома впервые входит в церковь, стая кошек пробегает по его ногам, на мгновение пугая его, а позже целая стая птиц вылетает из его Библии, как он открывает его, чтобы читать молитвы. В городе его семинарии есть только церковные колокола, настойчивое слуховое напоминание о господстве человека. Но в сельской местности присутствие животных является формой выражения древней магии, которая связывает землю с человечеством.
Мосфильм
«Вий » часто славится своей изобретательной операторской работой и спецэффектами, которые стали еще более впечатляющими из-за ограниченности советского кинопроизводства в 1960-е годы. Но как произведение ужасов его наиболее интригующим компонентом является то, как он противопоставляет друг другу два наиболее важных социальных элемента русской культуры. Вий показывает, как даже когда возникают города и фольклор ушедших дней стирается из памяти, остатки этого волшебства остаются в самой почве деревни, и тревожное признание его древнего присутствия становится основным двигателем напряженности в обществе. народная традиция ужасов.
ВЕДЬМЫ И ГЕРОИ. ИЛИ ПОЧЕМУ МЫ ПОСТАВИЛИ ГОГОЛЕВСКУЮ СТРАШНИЦУ… | Зарина Забриски
ИЛИ ПОЧЕМУ МЫ УСТАНОВИЛИ ГОГОЛЕВУЮ СТРАШНУЮ ИСТОРИЮ ПЕРЕД КОНСУЛЬСТВОМ РОССИИ В САН-ФРАНЦИСКО
В пятницу вечером, на закате, мы с друзьями из «Сопротивления искусству» прибыли в российское консульство в ведьминых париках и масках. Много мужчин в костюмах входили и выходили, пока мы загружали и выгружали странные предметы: гигантскую чудовищную голову Путина, коврики для йоги, книги Гоголя.
Но когда мы устроили импровизированный театр перед главными дверями, все мероприятия прекратились. Камера была направлена на нас, молча. Ничего не шевелилось.
Читали Гоголя, бушевали ведьмы и чудовища, философ ускакал от ведьмы, Железнолицый Вий зарычал. Сначала на английском:
Ничего страшного.
Затем по-русски.
Закончили смесью Гоголя и Булгакова:
«Я знаю, почему он погиб: потому что испугался. Если бы он не испугался, нечистые силы ничего бы ему не сделали.
А может, и не умер.
Рукописи не горят. Философы не умирают».
В здании стояла тишина. Двери закрыты. Окно с зеркальным покрытием закрыто.
Фотография Стивена Грея.Мы ушли.
Позже я вернулся и построил маленькую модель памятника Красному Террору, как я его вижу.
Памятник Красному террору. Зарина ЗабрискиЭто мое личное мнение. Некоторые ассоциации очевидны. Некоторые нет.
У моих друзей из Сопротивления искусств не было такого же видения.
Все в порядке. Мы склонны по-разному смотреть на все, от религии до искусства и привычек в еде. Но здесь мы имеем право высказывать свое мнение.
В России все не так. 20 июня у нас был мини-спектакль, чтобы поддержать людей в Москве. Протестовали: против возвращения памятника основателю службы безопасности, ответственному за массовые расстрелы во времена красного террора.
Вот Би-би-си о памятнике: «Памятник Феликсу Дзержинскому, основателю первой советской тайной полиции, ВЧК, был снят с Лубянской площади в Москве в 1991 году.
Он появился после провала путча против тогдашний советский лидер Михаил Горбачев. ЧК — одно из прежних названий КГБ. На протяжении всей коммунистической эпохи он был ответственен за похищение, пытки и убийства многих тысяч людей».
Дзержинский со Сталиным.БЫСТРАЯ ПРОВЕРКА: Коммунистическая партия Российской Федерации получила разрешение Московской городской избирательной комиссии на проведение референдума о том, возвращать ли памятник Феликсу Дзержинскому, первому советскому начальнику милиции, на Лубянскую площадь в Москве перед здание ФСБ.
Как проходят референдумы в России?.. Несколько предсказуемо.
Около 95,5% избирателей в Крыму высказались за присоединение к России после подсчета половины голосов в…
www.bbc.com
Вот небольшой факт, который говорит мне, что этот референдум будет успешным для Дзержинского: По сообщению прессы внутренних войск МВД, Президент Владимир Путин подписал указ о восстановлении названия «дивизия Дзержинского» за элитное подразделение милиции…
Между тем, у смелых людей в Москве — около 50, как мы слышим, — был свой протест.
Памятник на фотографии — русскому поэту Лермонтову.Какое мужество нужно, чтобы противостоять нечистой силе с железным лицом, силе, пожирающей людей снова и снова и снова — могу только представить.