Ведизм индия: Индийский Ведизм — Религии — Самопознание — Каталог статей

Ведийская религия. Большая российская энциклопедия

Веди́йская рели́гия, комплекс религиозно-мифологических представлений, отражённый в Ведах, главным образом в Ригведе, имеющий родство с древнеиранской и индоевропейской религиозно-мифологическими моделями. Ведийская религия сформировалась на территории Индии в среде арийских племён. Характерной чертой религиозно-мифологической системы ведийской религии является генотеизм, когда бог, воспеваемый в гимне, мыслится как высший и наделяется функциями, атрибутами и даже именами других богов.

Пантеон

Ведийская религия отличается отсутствием иерархии, значительной сложностью и не поддаётся однозначной систематизации. Местная традиция свидетельствует по меньшей мере о 33 богах, соотнесённых с тремя природными сферами (небом, воздухом, землёй). Происхождение большинства богов связано с обожествлением космоса, природы и стихийных явлений. Так, существуют:

  • Дьяус (бог неба, родственный греческому Зевсу и латинскому Диесу, но в Ригведе занимающий незначительное место), Притхви (богиня земли), Сурья-солнце, Ушас (богиня утренней зари), Рудра (бог грозы), Ваю (бог ветра), маруты (боги бури), Парджанья (бог дождя), Агни (бог огня), Сарасвати (персонифицированная река) и т. д.;

  • боги, олицетворяющие абстрактные понятия или идеи: Арьяман (гостеприимство), Бхага (часть), Амша (доля), Шраддха (вера), Вач (речь), Манью (гнев), Ниррити (гибель) и др.;

  • боги-ремесленники: Дакша, Тваштар, Вишвакарман;

  • боги, непосредственно связанные с ритуалом, например Сома (олицетворение жертвенного напитка-сомы), Брихаспати (бог-жрец), Агни (в этом смысле бог ритуального огня).

Из гимнов Ригведы, обращённых к богам, значительная часть посвящена богу Индре, который почитался как бог-громовержец, воин и молодой царь. С ним связан реконструируемый на основе гимнов главный ведийский миф – убийство Вритры, огромного змея, олицетворявшего безжизненный, инертный изначальный хаос. Ударив Вритру громовой дубиной-ваджрой, Индра расколол плававшую в первородном океане скалу, на которой Вритра возлежал, и выпустил запертые в скале солнце, воды рек, коров и прочие блага жизни. Деяние Индры – вариант индоевропейского змее- или драконоборческого мифа – имело космогоническое значение, т. к. сразу после победы над Вритрой небытие (асат) стало бытием (сат), были установлены трёхчастная структура мира (земля, небо и пространство между ними), а также мировая ось и мировой порядок (рита). Индра предстаёт в гимнах воплощением необузданного напора, грубой стихийной силы, которая ощущалась древними ариями как фактор материального успеха. Поэтому гимны Индре содержат просьбы о ниспослании военных побед, добычи, богатства, мужского потомства, воинской мощи и т. п. С космогоническим актом в ведийской религии особым образом связан и бог Вишну. Вишну делает три шага, смысл которых неоднозначен. Согласно одной из трактовок, «широкошагающий» Вишну объемлет только что возникшие части Вселенной, чтобы придать ей единство и цельность.

За помощью и покровительством обращались и к другим богам. Особняком стоял Рудра, страшный бог грозы и бури, у которого просили не благ, а избавления от его же гнева. Вместе с тем Рудра считался лекарем людей и скота, знатоком целебных трав и снадобий. Противоречивой фигурой был Варуна, царь старшего, доведийского поколения богов, которые именовались асурами и в Ригведе воспринимались как враги молодых богов. Варуна, однако, занимает промежуточное положение между двумя станами. Его называют асурой, но он же входит в пантеон ведийских богов, являясь повелителем подземного мира, водной стихии, ночного неба. Кроме того, он исполняет важную функцию хранителя мирового порядка (рита), находящегося в корнях мирового дерева (космической оси) в его подводном дворце. Связь Варуны с концептом мирового порядка, который в индуизме трансформируется в понятие дхармы, обусловила его роль блюстителя общественных законов, стража истины. Варуна вездесущ, всевидящ и неумолим. Не случайно гимны Варуне наполнены раскаянием, жалобами и мольбами. Варуне близок Митра, более светлый и благожелательный бог, также следивший за порядком и поведением людей, за соблюдением обязательств и клятв; его образ выражал идею общественного договора. К Митре и Варуне часто обращались как к единому парному божеству, более светлые и более грозные качества которого дополняют друг друга. Агни почитался как бог огня небесного (солнце), воздушного (молния) и земного (домашнего и ритуального). Пара Ашвинов воплощает древнюю идею дуальности (как и греческие Диоскуры), олицетворяет утренние и вечерние сумерки и в то же время является подателем благ. Соме поклонялись как богу одноимённых растения и напитка, а также как богу луны. Савитару присущи некоторые характерные признаки, роднящие его с солнцем, но, по существу, он является ипостасью Варуны.

Некоторые ведийские боги обладали отдельными антропоморфными чертами, но в целом их образы были далеки от иконографической завершённости. В Ригведе нет также связного, линейного изложения мифов. Деяния богов называются при обращении к ним, в их характеристиках, эпитетах, именах. Мифологические сюжеты немногочисленны. Помимо основного индоевропейского мифа, представленного сюжетом об убиении богом Индрой Вритры, существуют его реплики в виде мифов об убиении Индрой демонов Валы и Вишварупы. Мифы о боге Индре послужили прототипом одного из центральных мифов индуизма – борьбы богов и демонов-асур. В целом ведийская мифология является важной составной частью более поздней индуистской, но предстаёт в ней в значительно видоизменённом виде.

Ритуалы

У ариев, которые первоначально вели кочевой образ жизни, не было ни храмов, ни постоянных культовых мест. Алтари сооружались на специально выбранных и подготовленных площадках. На них зажигались три священных костра, между ними делалось углубление в земле, которое устилалось жертвенной соломой. Сошедшие с небес боги вкушали на этом месте приготовленную для них пищу. Но они могли делать это и не покидая неба, поскольку пища – молоко, зерно, лепёшки, – наряду с сомой, напитком, изготовлявшимся из одноименного растения, однозначно пока не отождествлённого, доставлялась им богом Агни.

Основной формой общения с богами были публичные ритуалы жертвоприношения (шраута), исполнявшиеся в интересах коллектива или по заказу представителя знати, чаще всего царя. Существовали разные виды ритуалов, связанных с огнём. Одним из главных ритуалов было возлияние в огонь сомы. Сок, выдавленный из стеблей этого растения, смешанный с водой и молоком, огонь доставлял богам, давая им силу и бессмертие. Сому пили и жрецы, приводя себя в особое экстатическое состояние. И напиток, и растение обожествлялись ариями (их олицетворением был бог Сома), которые связывали их с небом и луной, хранилищем сомы. Культ бога Сомы восходит к эпохе индоиранского единства, о чём свидетельствует наличие бога Сомы в древнеиранском пантеоне, где его имя звучит как Хаома. Во время агнихотры, ежедневного домашнего ритуала, в огонь лили молоко и жидкую кашу, что приносило благо семье и дому. Большой сложностью отличался ритуал агничаяна – сооружение алтаря Агни. Долго и тщательно изготавливались глиняный сосуд для огня и кирпичи, которые укладывались в фигуру, изображавшую орла с распростёртыми крыльями. Все детали ритуала, даже кирпичи, несли символическую нагрузку. Некогда арии совершали и кровавые жертвоприношения (в том числе, возможно, и человеческие). Впоследствии практика жертвоприношения живых существ сменилась приношением на алтарь сделанных из глины или из теста голов животных (козла, барана, быка, лошади), а также человека.

Был распространён культ предков. Считалось, что они живут на высшем небе. Главой их был Яма, первый умерший человек, которого в Ригведе всегда называют царём (в индуизме – бог смерти). Наличие веры в предков показывает, что древние арии были далеки от идеи колеса перерождений (сансара), но представление о цикличности времени у них было. Они верили в то, что к концу каждого года мир возвращается в изначальное состояние хаоса, и богу Индре приходится вновь и вновь совершать свой подвиг. Чтобы помочь ему в этом, в канун нового года устраивались разнообразные состязания (борьба, гонки на колесницах, игра в кости, словесные поединки поэтов-риши). Все состязания имели ритуальный характер, т. к. символически уподоблялись борьбе бога Индры с Вритрой, или богов и асуров. По их окончании проходил ритуальный обмен подарками между представителями различных кланов и социальных групп, укреплявший космическую и социальную структуры. Огромное значение в религиозной жизни ариев имели ритуалы, посвящённые царю: раджасуя (посвящение на царство), ваджапея (обретение царём власти над миром) и особенно ашвамедха.

Ведийские арии стремились уберечь свою религию от влияния местных племён, но даже сакральный текст Ригведы демонстрирует проникновение в него элементов неарийской культуры. Особенно заметно оно в Атхарваведе. Эта самхита в целом отразила пласт древней народной религии и была включена в состав ведийского канона в результате компромисса между разными культурными слоями древнеиндийского общества.

Дубянский Александр Михайлович

Ведизм | это… Что такое Ведизм?

Ведизм или ведийская религия — религиозная система, предшествовавшая брахманизму и фактически являющаяся первой стадией формирования индуизма.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Описание
  • 3 Концепция Кёйпера
  • 4 Примечания

История

Своё название ведизм получил от слова «Веды». Базой для развития ведизма послужили верования праиндоевропейцев. Предположительно, ведизм возник в среде индоарийских племён (регион Восточного Пенджаба)[1] и принесён последними на территорию индийского субконтинента на рубеже II—I тысячелетия до н.  э., впитав в себя остатки религии дравидов. Ведизм постепенно перешёл в брахманизм; жрецы стали доминирующим классом, что повлекло за собой трансформацию идеологии.

Описание

Характерная черта ведизма — обожествление сил природы, часто в мифологических образах, а также генотеизм. Большое значение имеют магические обряды. Была хорошо развита ритуалистика, существовали различные типы жрецов.

Наиболее почитаемыми богами ведийского пантеона были Варуна, Индра, Агни и Сома. Объективное изучение ведизма в чистом виде практически невозможно. Единственным документом для изучения ведийской религии являются ранние части Вед. Чёткой иерархии богов также не существует.

  • Агни — бог огня, доставлявший жертву небесным богам. В силу важности для ритуалов, занимал центральное место в ведийских гимнах. Огненные жертвоприношения (хома, агни-хотра и др.) играли ключевую роль в ведийской религии.
  • Индра — бог-воитель. Важное место в Ригведе занимает мотив космического подвига Индры — убийства змея Вритры, «сковавшего воды».
  • Вишну — помощник Индры, совершивший «три шага», укрепивших мироздание.
  • Пуруша — гигантский первочеловек. Пуруша был принесён в жертву богами древности (садхьями), а из частей его тела была создана Вселенная (см. Пуруша-сукта). Поэтому основа ведийского культа — жертвоприношения, сопровождавшиеся сложным ритуалом, который выполнялся брахманами.
  • Варуна — бог нижнего мира и правосудия, карающий за грехи.
  • Митра — брат Варуны, солнечный бог договора и дружелюбия.
  • Сома — божество, равное Агни. Бог-напиток, приготовленный из сока растения. Подобный опьяняющий напиток возливается в огонь в процессе жертвоприношения.
  • Яма — солнечный бог смерти. Первый умерший человек, проложивший путь в царство мёртвых и ставший его царём. Обитает в жилище из света, куда после смерти попадают праведники и сами становятся богами
    [2]
    . Как следствие, в ведизме широкое распространение получил культ предков, питаров.

Концепция Кёйпера

Одну из оригинальных концепций понимания ведийской религии предложил голландский индолог Ф. Б. Я. Кёйпер. По его мнению, основную часть Ригведы составляют гимны, исполнявшиеся во время ритуалов встречи Нового года. Именно поэтому, как считает Кёйпер, в Ригведе так часто упоминается сюжет о победе Индры над Вритрой. Этот миф он считает космогоническим и потому задающим всю структуру ведийской религии. Трактуется им этот миф следующим образом. В начале не было ничего, кроме первичных вод хаоса, по которым плавал холм, содержащий в себе всё мироздание в потенциальном, ещё недифференцированном состоянии. Основным свойством этого холма была инертность, поэтому он и назывался вритра («сопротивление»). Индра, будучи демиургом, своим космогоническим актом преодолел это сопротивление, и пронзил первичный холм насквозь, сделав его неподвижным и обозначив таким образом Центр. Из расколотого холма вырывается жизнь в виде двух сил — воды и огня, а сам холм разрастается и становится землёй. Вторая часть космогонического деяния Индры заключается в том, что он разъединил небо и землю, выступив в роли космического столба или Мирового древа. Старые боги, асуры, остаются в подземном мире, в котором сохраняются воды хаоса. В верхнем, небесном мире им на смену приходят молодые боги — девы. Таким образом, творение мира заключается в разделении первичного хаоса на противоположности, бинарные оппозиции.

Важное место Кёйпер уделял образу Вишну, помощника Индры. По его мнению, Вишну сохранял центральное положение между девами и асурами. Сделав свои знаменитые три шага, он укрепил созданные Индрой два мира. Особое место занимает третий шаг Вишну, относящийся к верхнему, недосягаемому миру. Этим шагом он преодолел двойственность Вселенной, вернув в неё единство, но уже не в виде хаоса, а на качественно новом уровне трансцендентности.

Каждый Новый год является ритуальным отражением и воспоминанием космогонического мифа, поэтому его обряды нацелены на то, чтобы помочь Вселенной обновиться, чтобы уничтожить старый обветшавший мир, вернуться к первичному хаосу, а затем сотворить мир заново. Чтобы «помочь» Индре преодолеть сопротивление хаоса, в Новый год проводились состязания колесниц и словесные поединки. Самого Индру символизировал устанавливавшийся на время праздника столб.[3]

Примечания

  1. Цивилизация долины реки Ганг со столицей в городе Хастинапура.
  2. Что касается грешников, то они просто погибают, в Ведах нет описания ада.
  3. Кёйпер Ф. Б. Я. Труды по ведийской мифологии. М.: Наука, 1986.

Митра | Ведический бог | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Викторины

  • Мировые религии и традиции

Ведизм

Пред. След.

  • 03 фев. 2022

«Ведическое знание — постиндустриальное и постмодернистское, хотя оно приходит к нам с зари истории.

— Вамадева Шастри

Ведическая эпоха была между 1500 г. до н.э. и 600 г. до н.э. Это основная цивилизация, возникшая в древней Индии после упадка цивилизации долины Инда к 1400 г. до н.э. Веды были составлены в этот период, и это дало название этому веку. Веды также являются главным источником информации об этой эпохе. Ведическая эпоха началась с приходом арийцев или индоариев. Поскольку наши знания о ранних арийцах основаны на этих Ведах, культура этого периода называется ведической культурой.

Веда

Слово Веда означает священное духовное знание. Эти Веды считались непогрешимыми, поскольку давали высшее духовное знание. Первоначально Веды передавались устно.

Слово «Веда» происходит от санскритского слова «вид», что означает «знать». Веды, по сути, представляют собой сборник молитв и гимнов, возносимых разными поэтами и сагами различным богам. Эти четыре Веды также являются «самхитами» (собранием) в том смысле, что они представляют собой устную традицию того времени.

Поскольку гимны предназначались для чтения, заучивания и устной передачи, их не писали, когда они были лучше составлены. По этой причине ни одна из самхит не может быть датирована с абсолютной уверенностью. Каждая самхита представляет собой сборник за несколько столетий.

Они были собраны в четыре Веды:

  • Ригведа: Книга Мантр
  • Сама Веда: Книга Песнопений
  • Яджур Веда: Книга ритуалов
  • Атхарваведа: Книга заклинаний

Ведические тексты

Единственными сохранившимися ведическими материалами являются тексты, известные как Веды, которые составлялись и передавались устно на протяжении примерно 10 веков, примерно с 15-го по 5-й век до н. э. Ведический корпус состоит из архаичного санскрита. Самые

важных текстов являются и самыми старыми. Это четыре сборника (самхиты), которые называются Ведами или Ведами.

Ригведа, или «Веда стихов» , самая ранняя из них, состоит примерно из 1000 гимнов, адресованных различным божествам и в основном предназначенных для нужд семей жрецов, которые были хранителями этой священной литературы.

Самаведа, или «Веда песнопений» , состоит из подборки стихов, почти полностью взятых из Ригведы, снабженных нотной записью и предназначенных для помощи при исполнении священных песен.

Яджурведа, или «Веда жертвенных формул» , содержит прозаические формулы, применимые к различным обрядам, наряду со стихами, предназначенными для той же цели.

Атхарваведа, или «Веда заклинаний» , представляет собой более позднюю компиляцию, включающую заклинания и магические заклинания.

К каждой Веде прилагается корпус более поздних прозаических произведений, называемых Брахманами (ок. 800–600 гг. до н. э.), которые объясняют церемониальное применение текстов, а также происхождение и важность жертвенных обрядов, для которых были составлены Веды.

Дополнительные приложения, Араньяки (ок. 600 г. до н. э.) и Упанишады (ок. 700–500 гг. до н. э.), соответственно, разъясняют символику более сложных обрядов и рассуждают о природе вселенной и отношении к ней человечества.

Когда ведическая религия постепенно превратилась в индуизм между 6 и 2 веками до нашей эры, тексты, взятые в совокупности, стали самой священной литературой индуизма. Они известны как шрути ( «Что слышно» ), богооткровенный раздел индуистской литературы — в отличие от более поздних пластов религиозной литературы, известных как смрити ( «Что вспоминается» ), которые представляют собой традиционные тексты, приписываемые человеческим авторам. Но в современном индуизме о шрути, за исключением Упанишад и нескольких гимнов Ригведы, теперь мало что известно, в то время как некоторые тексты смрити остаются чрезвычайно влиятельными.

Миграция арийцев

Через несколько столетий после упадка хараппской цивилизации в том же регионе расцвела новая культура, которая постепенно распространилась по равнинам Ганга-Ямуна. Эта культура стала известна как арийская культура. Арии были полукочевым скотоводческим народом.

Ведическая эпоха началась с арийской оккупации Индо-Гангской равнины. Слово Арья означает «благородный». Они говорили на санскрите, индоевропейском языке. Они вели сельский полукочевой образ жизни по сравнению с городскими жителями долины Инда. Считается, что они проникли в Индию через Хайберский проход.

Существовали значительные различия между арийской культурой и культурой, которая ей предшествовала. Арии расселились по берегам рек Инд (Синдху) и Сарасвати. Они сочинили множество гимнов в честь богов и богинь, которым поклонялись.

Ранний ведический период (1500 г. до н.э. – 1000 г. до н.э.)

Ригведический период (1500 г. до н.э. – 1000 г. до н.э.).

Первоначально арийцы жили на земле, известной как «Сапта Синдху» (Земля семи рек). Этими семью реками были: Синдху (Инд), Випаш (Беас), Витаста (Джелум), Парушни (Рави), Асикни (Ченаб), Шутудри (Сатлудж) и Сарасвати.

Политическая структура включала монархическую форму правления с королем, известным как Раджан. В патриархальных семьях Джана была крупнейшей социальной единицей во времена Ригведы. Иерархическое разделение социальных групп было сделано как кула (семья) – грама – вису – джана. Племенные собрания назывались сабхами и самитисами. Примеры племенных царств: Бхараты, Матсьи, Яду и Пуруши.

Женщины в обществе занимали уважаемое положение. Им разрешили участвовать в Сабхасе и Самитисе. Были и женщины-поэты (Апала, Лопамудра, Вишвавара и Гхоша). Крупный рогатый скот, особенно коровы, был важным товаром. В раннем ведическом обществе практиковалась моногамия, но полигамия наблюдалась среди королевских и знатных семей. Детские браки были запрещены, и существовали социальные различия, но они не были жесткими и наследственными.

Экономика раннего ведического периода включала скотоводов и скотоводов, которые занимались сельским хозяйством и имели конные колесницы. Реки использовались для транспорта. Первоначально торговля велась через бартерную систему, но позже в ходу были монеты, называемые «нишка».

Люди поклонялись природным силам, таким как земля, огонь, ветер, дождь, гром и т. д., олицетворяя их в божества. Индра (гром) был самым важным божеством. Другими божествами были Притхви (земля), Агни (огонь), Варуна (дождь) и Ваю (ветер). Женскими божествами были Ушас и Адити. Не было ни храмов, ни идолопоклонства.

Изменения в поздней ведической фазе

Поздний ведический период или Фаза расписной серой керамики (1000 г. до н.э. – 600 г. до н.э.)

В более поздний ведический период арийцы двинулись на восток и заняли западную и восточную части Верхней Азии (Косала) и Бихар.

Такие королевства, как Махаджанапады, были образованы путем слияния меньших королевств. Чтобы усилить положение, власть короля увеличилась, и им были совершены различные жертвоприношения. Жертвоприношениями были раджасуя (церемония освящения), ваджапейя (гонки на колесницах) и ашвамедха (жертвоприношение коня).

С течением времени варненская система социальных различий также стала более отчетливой. Он стал менее основанным на роде занятий и более наследственным. Четыре слоя общества в порядке убывания социального положения: брахманы (жрецы), кшатрии (правители), вайшьи (земледельцы, торговцы и ремесленники) и шудры (слуги трех высших классов).

Положение женщин в обществе ухудшилось, поскольку им не разрешалось посещать сабхи и самитисы. Произошло много социальных изменений, таких как готры, которые были институционализированы, детские браки стали обычным явлением, были созданы новые подкасты, основанные на роде занятий.

Сельское хозяйство было основным занятием в поздний ведический период, а промышленные работы, такие как металлообработка, гончарное дело и столярное дело, были второстепенными занятиями. Была внешняя торговля с отдаленными регионами, такими как Вавилон и Шумер.

Люди поклонялись Праджапати (создателю) и Вишну (хранителю) как первичным богам, тогда как Индра и Агни потеряли свое значение. Значение молитв уменьшилось, а ритуалы и жертвоприношения стали более изощренными. Класс жрецов стал очень могущественным, и они диктовали правила обрядов и ритуалов. Благодаря этой ортодоксальности к концу этого периода возникли буддизм и джайнизм.

Ведическая религия

Ведическая религия, также называемая ведизмом, — это религия древних индоевропейских народов, которые пришли в Индию около 1500 г. до н. э. из региона современного Ирана. Он получил свое название от сборников священных текстов, известных как Веды.

Ведизм — старейший пласт религиозной деятельности в Индии, для которого существуют письменные материалы. Это была одна из основных традиций, сформировавших индуизм. Знание ведической религии получено из сохранившихся текстов, а также из определенных обрядов, которые продолжают соблюдаться в рамках современного индуизма.

Самые ранние ведические религиозные верования включали некоторые общие черты с другими индоевропейскими народами, особенно с ранними иранцами. Хотя невозможно сказать, когда ведизм в конечном итоге уступил место классическому индуизму, можно наблюдать снижение литературной активности среди ведических школ, начиная с 5 века до н.э., и в то время начал появляться более индуистский характер.

Vedic Rituals

Древние почитатели Вед приносили жертвы богам в надежде, что они взамен подарят обильное количество скота, удачу, хорошее здоровье, долгую жизнь и потомство мужского пола, помимо других материальных благ. Чтобы обеспечить эффективность своих молитв, люди пришли к выводу, что их подношения можно сделать более приемлемыми для богов, если они будут сопровождаться хвалебными песнями и другими воззваниями к могуществу и силе богов. Так возникли обряды, описанные в Ведах. Каждое жертвоприношение совершалось от имени человека, то есть покровителя или яджамана («жертвователя»), который нес расходы.

Ритуалы ведических жертвоприношений были относительно простыми в ранний период, когда была составлена ​​Ригведа. Они не нуждались ни в храмах, ни в изображениях. Церемонии проходили на открытом пространстве, которое заново освящалось для каждого важного события. Алтарь (Веди) представлял собой четырехугольник, обозначенный углублением или небольшим приподнятием земли. agnyadheya («установка огня») была необходимым предварительным этапом ко всем большим общественным ритуалам, и ей предшествовал пост покровителя.

Сами жертвоприношения были двух основных типов — домашние (грихья) и общественные (шраута, или вайтаника) .

Домашние обряды соблюдались самим домохозяином или с помощью одного жреца и совершались над огнем домашнего очага. Некоторые совершались ежедневно или ежемесячно, а другие сопровождали определенное событие, например самскары — таинства, отмечающие каждый этап жизни индийца из высшей касты, от зачатия до смерти.

Великие обряды, совершаемые публично, напротив, длились несколько дней или месяцев и обычно могли быть предприняты только богатыми людьми или королями. Они требовали услуг многих священников и обычно совершались у трех огненных алтарей. Наиболее характерной из публичных церемоний было жертвоприношение сомы, которое обеспечивало процветание и благополучие как людей, так и богов. В этом основном ритуале жертвователя сначала освящали, после чего из растения сома трижды отжимали сок, часть которого предлагали огню, а часть потребляли жрецы. Каждому из трех случаев предшествовали и сопровождались чтением и пением. Съедобные продукты, такие как мясо, масло, молоко и ячменный пирог, также можно было предлагать священному огню.

Жертвоприношение животных — убийство козла — существовало либо независимо, либо как неотъемлемая часть жертвоприношения сомы. Знаменитая Ашвамедха, «жертвоприношение коня», представляла собой сложный вариант жертвоприношения сомы.

Человеческое жертвоприношение (пурушамедха) описывается и упоминается как прежняя практика, но, вероятно, была просто символической. Жертвоприношение мифического гиганта Пуруши, из расчлененных конечностей которого возникли четыре основных социальных класса (варны), вероятно, послужило образцом для предполагаемых человеческих жертвоприношений. Другие церемонии отмечали фиксированные даты лунного календаря, такие как полнолуние или новолуние или смена времен года.

Заключение

Когда люди сегодня узнают о древних индийских Ведах, они открывают для себя традицию, которой около 5000 лет, руководимую просветленными провидцами, живущими в гармонии с природой, распевающими тайные мантры и совершающими таинственные огненные ритуалы. Этот образ ведического мира кажется захватывающим, но в то же время его трудно понять, поскольку он скорее напоминает мистическую фантазию, чем какую-либо более глубокую реальность.

Это Индия как культура и цивилизация знания, как научного, так и духовного, как внутреннего, так и внешнего, кульминацией которой является высшая наука о сознании. Такая цивилизация, основанная на ведическом знании, — это больше, чем информационные технологии, хотя она может работать с ними и, возможно, преобразовывать их. Можно сказать, что ведическое знание является постиндустриальным и постмодернистским, хотя оно приходит к нам с зари истории, его видение вне времени и пространства.

Ведические знания представляют не только прошлое, но и будущее Индии. Это помогло сформировать характерные черты обширной и устойчивой дхармической цивилизации Индии на протяжении веков, поскольку Веды прежде всего были сформулированы для обучения Дхарме. Традиционная философия, искусство и наука Индии тесно связаны с Ведами. Веды были одним из главных источников вдохновения для Движения за независимость Индии, особенно через Даянанду Сарасвати, Локманью Тилака и Шри Ауробиндо, и великие гуру Индии сегодня продолжают чтить их.

Веды — это не просто религиозные книги, и они не предлагают никаких догматов веры. Они направляют нас к открытию Божественного внутри нас, для чего они дают руководство и практику для применения каждым из нас.

Тем не менее, этот пронзительный образ ведической жизни является не чем иным, как введением в совершенно иное мировоззрение, чем наше нынешнее высокотехнологичное общество, вызывающее космическое видение, которое уводит нас за пределы времени и пространства к истокам вселенной, подобно современной физике, но эмпирическим путем в нашем собственном сознании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *