Древний египет додинастический период: Додинастический период (Древний Египет) | это… Что такое Додинастический период (Древний Египет)?

Содержание

Додинастический период (Древний Египет) | это… Что такое Додинастический период (Древний Египет)?

Додинастический период (конец V тыс. — ок. 3100 до н. э.) — последний доисторический период на территории Египта, эпоха окончательного разложения родоплеменных отношений (до сер. V тыс.), складывания социально дифференцированного общества и возникновения первых древнеегипетских рабовладельческих государств (2 пол. IV тыс.). Это также период появления в Египте письменности (самые ранние памятники датируются, может быть, даже ок. 3400 г.[1]). Додинастический период принято делить на два больших подпериода — амратский (Накада I, первый додинастический; 1 пол. IV тыс.) и герзейский (Накада ΙΙ, второй додинастический; сер. IV тыс. — ок. 3100 до н. э.). Завершает его правление так называемой нулевой династии, когда территории Верхнего и Нижнего Египта вплотную подошли к своему объединению (завершённому Нармером).

Содержание

  • 1 Появление в Египте земледелия
  • 2 Первый додинастический период
  • 3 Второй додинастический период
  • 4 «Нулевая династия» и объединение Египта
  • 5 Хронология
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Появление в Египте земледелия

Основная статья: Доисторический Египет

В VIII—VII тысячелетии на территории зелёной тогда Сахары отчасти в связи с наступающей засухой начался распад афразийской языковой общности, и одна из их ветвей, объединявшая будущих египтян с ливийцами, двинулась на восток. Очевидно, в начале V тысячелетия племена египтян пришли в Египет, где уже проживали какие-то автохтоны, может быть, даже земледельцы, но не знавшие ирригации.

К середине V тысячелетия в Верхнем Египте относятся тасийская и бадарийская энеолитические, культуры. Тасийцы были земледельцы-скотоводы, однако основным источником пищи для них оставались охота и рыболовство. Они жили родовыми общинами и, вероятно, первыми начали проводить оросительные работы, самые примитивные. Представители культуры Бадари разводили не только мелкий, но и крупный рогатый скот, урожай хранили в специальных закромах (об этом позволяет судить появление домашней кошки, призванной защитить зерно от грызунов). Появились небольшие каналы, однако охота и рыболовство всё ещё сохраняли значение. Бадарийцы умели плавить медь, поступавшую с Синайского полуострова.

В Нижнем Египте к этому же периоду (V тысячелетие) принадлежит неолитическая Фаюмская культура, земледельческо-скотоводческая. Известна её грубая лепная керамика.

Если начало додинастического периода совпало с неолитическим субплювиалом — относительно влажным климатом, когда территория Сахары была покрыта зеленью, то ближе к его окончанию начинается засушливый климат, продолжающийся до наших дней, сопровождающийся расширением пустыни до её современной территории.

Первый додинастический период

Основная статья: Амратская культура

На рубеже V и IV тысячелетий до н. э. на смену бадарийской культуре в Верхнем Египте приходит амратская культура (Накада Ι). Появляются поселения, часто укрепленные стенами, что свидетельствует о все большем развитии ирригационного земледелия, способствовавшего упрочению оседлости египтян. Растет население: могильники этой культуры — крупнее бадарийских. Расширяется номенклатура металлических изделий: появляются медные иголки, булавки, гарпуны и рыболовные крючки, а также первые золотые украшения. Керамика украшается резными и расписными узорами, символические значки на ней некоторые исследователи трактуют как обозначения собственности (сосуды из одного погребения имеют обыкновенно один и тот же знак). Впрочем, захоронения мало различаются, общество сохраняло ещё относительную социальную однородность.

Второй додинастический период

Основная статья: Герзейская культура

В середине IV тысячелетия амратскую культуру сменяет культура Накада ΙΙ (герзейская культура). Благодаря развитию орошения урожаи становятся все больше. Ремесла отделяются от земледелия, происходит дифференциация общества. Скотоводство окончательно вытесняет охоту (резко сокращается охотничий инвентарь в захоронениях). К этому времени относятся медные топоры, кинжалы, ножи, наконечники стрел, сосуды и туалетные ложечки. Из Азии ввозятся свинец, серебро и афганский лазурит. В Дельте находят множество месопотамских цилиндрических печатей. В структуре общества наблюдается имущественное неравенство, выделение знати, появляются богатые захоронения вождей (особенно замечательна гробница вождя в Иераконполе, украшенная фресками). Появляется институт рабства. Всё больший размах ирригационных работ вместе с усиливающейся социальной дифференциацией привели к созданию государства. Это были небольшие номы — объединения нескольких поселений вокруг одного города, где располагалось святилище главного божества и жил вождь (в период Нового царства в Верхнем Египте существовало 22 нома, в Нижнем — 20). Особенности хозяйственной жизни понуждали номы объединяться. В Верхнем Египте образование единого государства произошло, скорее всего, чуть раньше, чем в Нижнем. Столицей первого был Иераконполь, столицей второго — Буто. Обусловленное всё теми же потребностями улучшения оросительной системы, объединение их было неизбежным.

«Нулевая династия» и объединение Египта

Палетка Нармера

Основная статья: Нулевая династия (Древний Египет)

В последние два столетия IV тысячелетия в Египте на смену культуре Накада II пришла Накада III. К этому же периоду относится возникновение самобытной египетской письменности. Наступила эпоха ожесточенной борьбы за власть. Завершилось объединения номов, и север и юг вступили в последнюю войну, которая должна была решить, кто станет царем всей долины Нила от Первого порога вплоть до Дельты (именно такова была историческая территория собственно Египта). Эллинистический египетский историк Манефон пишет, что из этой борьбы победителем вышел в конце концов верхнеегипетский фараон Менес (Мина или Мин), основатель I царской династии. Но нам известны и имена некоторых правителей, живших ещё до него. Их условно объединяют в так называемую Нулевую династию, хотя родственниками они вряд ли были и, скорее всего, враждовали между собою. Непосредственным предшественником Менеса (впрочем, некоторые ученые отождествляют их) считается Нармер, которому современная наука и приписывает создание единого государства. Делается это на основании найденной в 1898 году в Иераконполе «Палетки Нармера», где один и тот же фараон изображается в коронах и Верхнего, и Нижнего Египта. Нулевая династия известна по гробницам в Абидосском некрополе, уже там при имени фараона пишется серех, а иногда помещается и изображение сокола Гора, что говорит о необычайной древности сложившихся в Египте традиций связывания царя с солнцем и формы записи его имени. Кроме Нармера, известны ещё более десятка правителей этого времени, чтения большинства имен предположительны (как и чтения египетского языка вообще). С объединением страны ок. 3100 года под властью Менеса заканчивается Додинастический период, на смену Нулевой династии приходит Раннее царство.

Хронология

На сегодняшний день исследователями не определено чётких временных границ для культур и периодов додинастического Египта, в связи с этим в работах разных египтологов могут встречаться несколько различные датировки. Также существуют различия в названиях культур или их фаз, что дополнительно вносит запутанность для неспециалистов в этом вопросе. Учёные занимавшиеся/занимающиеся изучением хронологии культур протоегиптян — Ф. Питри, В. Кайзер (нем. Werner Kaiser), С. Хендрикс, Ф. Раффаэле. 

Додинастический период и культура Накада.
(даны приблизительные временные границы в годах до нашей эры)
Разделы
периода
Культуры
периода
Фазы
Накада
В. Кайзер[2]
1957 г., 1990 г.
С. Хендрикс[2]
1996 г.
Ф. Раффаэле[3]
2002 г.
РаннийФаюм А, Бадари и др.5200−3900
Амратская ранняяIa3900− …
Ib… −3750
СреднийАмратская поздняяIc3750− …
IIa… −3500… −3500… −3600
Герзейская ранняяIIb3500−34003500−34003600− …
Герзейская средняяIIc3400−33003400−3300… −340000
дин.
ПозднийГерзейская поздняяIId13300−32503300−32503400− …
IId23250− …3250−3200… −3300
СеманийскаяIIIa1… −32003200−315000−0
дин.
3300− …
IIIa23200−312000−0
дин.
3150−3120… −3200
IIIb13120−30803120−30503200− …0
дин.
IIIb2
3080−3060
… −3090/3060
Начало династического периода и культура Накада.
РаннединастическийIIIc13060−3020I−II
дин.
3050−2950I−II
дин.
3060−3000I
дин.
IIIc23020−29503000−2920
IIIc32920−2860
IIId2860−2710II
дин.

Примечания

  1.  (англ.) Inscriptions Suggest Egyptians Could Have Been First to Write, The New York Times (16 December 1998).
  2. 1
    2 Данные на основе хронологической таблицы Т. Уилкинсона (MDAIK 56, — 2000. — С. 392).
  3. Сайт Ф. Раффаэле: «Late Predynastic and Early dynastic Egypt» (раздел: Додинастический и протодинастический Египет). Архивировано из первоисточника 3 июня 2012.

Литература

  • Крол А. А. Египет первых фараонов. — М.: «Рудомино», 2005. — 216 с. — ISBN 5-7380-0210-5 (рецензия книги: Солкиным В. В.)
  • Прусаков Д. Б. Природа и человек в древнем Египте. — 1999.
  • Прусаков Д. Б. Раннее государство в древнем Египте. — М.: «Институт востоковедения РАН», 2001. — 176 с. — (Социоестественная история). — ISBN 5-89282-163-3
  • Прусаков Д. Б. Древний Египет: почва цивилизации. — 2009.
  • Шеркова Т. А. Рождение Ока Хора: Египет на пути к раннему государству. — М.: «Праксис», 2004. — 376 с. — (Historia rerum). — 1000 экз. — ISBN 5-901574-33-8
    (рецензия книги: Прусаков Д. Б., Большаков А. О. Вестник древней истории. 2006, № 1. С. 191—201).
  • Эмери У.Б. Архаический Египет. — СПб.: «Нева—Летний сад», 2001.
  • Adams B. Predynastic Egypt. — Oxford: Shire Publications, 1988.
  • Adams B., Cialowicz K. Protodynastic Egypt. — Oxford: Shire Publications, 1997.
  • Midan-Reyns B. The Prehistory of Egypt. From the First Egyptians to the First Pharaohs. — Oxford, 2000.
  • Wilkinson T.A.H. Early Dynastic Egypt. — London-New York: Routledge, 1999.

Ссылки

  • Francesco Raffaele «Late Predynastic and Early dynastic Egypt»  (англ.). — до- и раннединастический Египет, фотографии трёх корпусов памятников, библиография
    . Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.

Додинастический период (Древний Египет) | это… Что такое Додинастический период (Древний Египет)?

Додинастический период (конец V тыс. — ок. 3100 до н. э.) — последний доисторический период на территории Египта, эпоха окончательного разложения родоплеменных отношений (до сер. V тыс.), складывания социально дифференцированного общества и возникновения первых древнеегипетских рабовладельческих государств (2 пол. IV тыс.). Это также период появления в Египте письменности (самые ранние памятники датируются, может быть, даже ок. 3400 г.[1]). Додинастический период принято делить на два больших подпериода — амратский (Накада I, первый додинастический; 1 пол. IV тыс.) и герзейский (Накада ΙΙ, второй додинастический; сер. IV тыс. — ок. 3100 до н. э.). Завершает его правление так называемой нулевой династии, когда территории Верхнего и Нижнего Египта вплотную подошли к своему объединению (завершённому Нармером).

Содержание

  • 1 Появление в Египте земледелия
  • 2 Первый додинастический период
  • 3 Второй додинастический период
  • 4 «Нулевая династия» и объединение Египта
  • 5 Хронология
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Появление в Египте земледелия

Основная статья: Доисторический Египет

В VIII—VII тысячелетии на территории зелёной тогда Сахары отчасти в связи с наступающей засухой начался распад афразийской языковой общности, и одна из их ветвей, объединявшая будущих египтян с ливийцами, двинулась на восток. Очевидно, в начале V тысячелетия племена египтян пришли в Египет, где уже проживали какие-то автохтоны, может быть, даже земледельцы, но не знавшие ирригации.

К середине V тысячелетия в Верхнем Египте относятся тасийская и бадарийская энеолитические, культуры. Тасийцы были земледельцы-скотоводы, однако основным источником пищи для них оставались охота и рыболовство. Они жили родовыми общинами и, вероятно, первыми начали проводить оросительные работы, самые примитивные. Представители культуры Бадари разводили не только мелкий, но и крупный рогатый скот, урожай хранили в специальных закромах (об этом позволяет судить появление домашней кошки, призванной защитить зерно от грызунов). Появились небольшие каналы, однако охота и рыболовство всё ещё сохраняли значение. Бадарийцы умели плавить медь, поступавшую с Синайского полуострова.

В Нижнем Египте к этому же периоду (V тысячелетие) принадлежит неолитическая Фаюмская культура, земледельческо-скотоводческая. Известна её грубая лепная керамика.

Если начало додинастического периода совпало с неолитическим субплювиалом — относительно влажным климатом, когда территория Сахары была покрыта зеленью, то ближе к его окончанию начинается засушливый климат, продолжающийся до наших дней, сопровождающийся расширением пустыни до её современной территории.

Первый додинастический период

Основная статья: Амратская культура

На рубеже V и IV тысячелетий до н. э. на смену бадарийской культуре в Верхнем Египте приходит амратская культура (Накада Ι). Появляются поселения, часто укрепленные стенами, что свидетельствует о все большем развитии ирригационного земледелия, способствовавшего упрочению оседлости египтян. Растет население: могильники этой культуры — крупнее бадарийских. Расширяется номенклатура металлических изделий: появляются медные иголки, булавки, гарпуны и рыболовные крючки, а также первые золотые украшения. Керамика украшается резными и расписными узорами, символические значки на ней некоторые исследователи трактуют как обозначения собственности (сосуды из одного погребения имеют обыкновенно один и тот же знак). Впрочем, захоронения мало различаются, общество сохраняло ещё относительную социальную однородность.

Второй додинастический период

Основная статья: Герзейская культура

В середине IV тысячелетия амратскую культуру сменяет культура Накада ΙΙ (герзейская культура). Благодаря развитию орошения урожаи становятся все больше. Ремесла отделяются от земледелия, происходит дифференциация общества. Скотоводство окончательно вытесняет охоту (резко сокращается охотничий инвентарь в захоронениях). К этому времени относятся медные топоры, кинжалы, ножи, наконечники стрел, сосуды и туалетные ложечки. Из Азии ввозятся свинец, серебро и афганский лазурит. В Дельте находят множество месопотамских цилиндрических печатей. В структуре общества наблюдается имущественное неравенство, выделение знати, появляются богатые захоронения вождей (особенно замечательна гробница вождя в Иераконполе, украшенная фресками). Появляется институт рабства. Всё больший размах ирригационных работ вместе с усиливающейся социальной дифференциацией привели к созданию государства. Это были небольшие номы — объединения нескольких поселений вокруг одного города, где располагалось святилище главного божества и жил вождь (в период Нового царства в Верхнем Египте существовало 22 нома, в Нижнем — 20). Особенности хозяйственной жизни понуждали номы объединяться. В Верхнем Египте образование единого государства произошло, скорее всего, чуть раньше, чем в Нижнем. Столицей первого был Иераконполь, столицей второго — Буто. Обусловленное всё теми же потребностями улучшения оросительной системы, объединение их было неизбежным.

«Нулевая династия» и объединение Египта

Палетка Нармера

Основная статья: Нулевая династия (Древний Египет)

В последние два столетия IV тысячелетия в Египте на смену культуре Накада II пришла Накада III. К этому же периоду относится возникновение самобытной египетской письменности. Наступила эпоха ожесточенной борьбы за власть. Завершилось объединения номов, и север и юг вступили в последнюю войну, которая должна была решить, кто станет царем всей долины Нила от Первого порога вплоть до Дельты (именно такова была историческая территория собственно Египта). Эллинистический египетский историк Манефон пишет, что из этой борьбы победителем вышел в конце концов верхнеегипетский фараон Менес (Мина или Мин), основатель I царской династии. Но нам известны и имена некоторых правителей, живших ещё до него. Их условно объединяют в так называемую Нулевую династию, хотя родственниками они вряд ли были и, скорее всего, враждовали между собою. Непосредственным предшественником Менеса (впрочем, некоторые ученые отождествляют их) считается Нармер, которому современная наука и приписывает создание единого государства. Делается это на основании найденной в 1898 году в Иераконполе «Палетки Нармера», где один и тот же фараон изображается в коронах и Верхнего, и Нижнего Египта. Нулевая династия известна по гробницам в Абидосском некрополе, уже там при имени фараона пишется серех, а иногда помещается и изображение сокола Гора, что говорит о необычайной древности сложившихся в Египте традиций связывания царя с солнцем и формы записи его имени. Кроме Нармера, известны ещё более десятка правителей этого времени, чтения большинства имен предположительны (как и чтения египетского языка вообще). С объединением страны ок. 3100 года под властью Менеса заканчивается Додинастический период, на смену Нулевой династии приходит Раннее царство.

Хронология

На сегодняшний день исследователями не определено чётких временных границ для культур и периодов додинастического Египта, в связи с этим в работах разных египтологов могут встречаться несколько различные датировки. Также существуют различия в названиях культур или их фаз, что дополнительно вносит запутанность для неспециалистов в этом вопросе. Учёные занимавшиеся/занимающиеся изучением хронологии культур протоегиптян — Ф. Питри, В. Кайзер (нем. Werner Kaiser), С. Хендрикс, Ф. Раффаэле. 

Додинастический период и культура Накада.
(даны приблизительные временные границы в годах до нашей эры)
Разделы
периода
Культуры
периода
Фазы
Накада
В. Кайзер[2]
1957 г., 1990 г.
С. Хендрикс[2]
1996 г.
Ф. Раффаэле[3]
2002 г.
РаннийФаюм А, Бадари и др.5200−3900
Амратская ранняяIa3900− …
Ib… −3750
СреднийАмратская поздняяIc3750− …
IIa… −3500… −3500 … −3600
Герзейская ранняяIIb3500−34003500−34003600− …
Герзейская средняяIIc3400−33003400−3300… −340000
дин.
ПозднийГерзейская поздняяIId13300−32503300−32503400− …
IId23250− …3250−3200… −3300
СеманийскаяIIIa1… −32003200−315000−0
дин.
3300− …
IIIa23200−312000−0
дин.
3150−3120… −3200
IIIb13120−30803120−30503200− …0
дин.
IIIb23080−3060… −3090/3060
Начало династического периода и культура Накада.
РаннединастическийIIIc13060−3020I−II
дин.
3050−2950I−II
дин.
3060−3000I
дин.
IIIc23020−29503000−2920
IIIc32920−2860
IIId2860−2710II
дин.

Примечания

  1.  (англ. ) Inscriptions Suggest Egyptians Could Have Been First to Write, The New York Times (16 December 1998).
  2. 1 2 Данные на основе хронологической таблицы Т. Уилкинсона (MDAIK 56, — 2000. — С. 392).
  3. Сайт Ф. Раффаэле: «Late Predynastic and Early dynastic Egypt» (раздел: Додинастический и протодинастический Египет). Архивировано из первоисточника 3 июня 2012.

Литература

  • Крол А. А. Египет первых фараонов. — М.: «Рудомино», 2005. — 216 с. — ISBN 5-7380-0210-5 (рецензия книги: Солкиным В. В.)
  • Прусаков Д. Б. Природа и человек в древнем Египте. — 1999.
  • Прусаков Д. Б. Раннее государство в древнем Египте. — М.: «Институт востоковедения РАН», 2001. — 176 с. — (Социоестественная история). — ISBN 5-89282-163-3
  • Прусаков Д. Б. Древний Египет: почва цивилизации. — 2009.
  • Шеркова Т. А. Рождение Ока Хора: Египет на пути к раннему государству.  — М.: «Праксис», 2004. — 376 с. — (Historia rerum). — 1000 экз. — ISBN 5-901574-33-8 (рецензия книги: Прусаков Д. Б., Большаков А. О. Вестник древней истории. 2006, № 1. С. 191—201).
  • Эмери У.Б. Архаический Египет. — СПб.: «Нева—Летний сад», 2001.
  • Adams B. Predynastic Egypt. — Oxford: Shire Publications, 1988.
  • Adams B., Cialowicz K. Protodynastic Egypt. — Oxford: Shire Publications, 1997.
  • Midan-Reyns B. The Prehistory of Egypt. From the First Egyptians to the First Pharaohs. — Oxford, 2000.
  • Wilkinson T.A.H. Early Dynastic Egypt. — London-New York: Routledge, 1999.

Ссылки

  • Francesco Raffaele «Late Predynastic and Early dynastic Egypt»  (англ.). — до- и раннединастический Египет, фотографии трёх корпусов памятников, библиография. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.

Древний Египет | История, правительство, культура, карта и факты

Сфинкс и Великая пирамида Хуфу

Смотреть все СМИ

Дата:
3000 г. до н.э. — 332
Основные события:
Битва при Кадеше
Ключевые люди:
Моисей Эхнатон Плотин Рамзес II Тутмос III
Похожие темы:
Египетское искусство древнеегипетская религия иероглифическое письмо Библиотека Александрии египтология
Похожие места:
Египет Византийская империя древний Рим Ханаан Александрийский маяк

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Каким другим термином называются цари Египта?

Египетских царей обычно называют фараонами, согласно Библии. Термин фараон происходит от египетского per ʿaa («великое поместье») и от обозначения королевского дворца как учреждения. Этот термин все чаще использовался примерно с 1400 г. до н.э. как способ обозначения живого царя.

Какие два типа письменности существовали в Древнем Египте?

Двумя основными типами письменности в Древнем Египте были иероглифы, которые использовались для памятников и выставок, и курсивная форма, известная как иератическая, изобретенная примерно в то же время в позднем додинастическом Египте (ок. 3000 г. до н.э.).

Какой фараон, вероятно, построил первую настоящую пирамиду?

Снефру был первым царем Древнего Египта из 4-й династии (ок. 2575–ок. 2465 до н. э.). Вероятно, он построил ступенчатую пирамиду Майдума, а затем модифицировал ее, чтобы сформировать первую настоящую пирамиду.

Кто первым из царей объединил Верхний и Нижний Египет?

Менес был легендарным первым царем объединенного Египта. Согласно традиции, он объединил Верхний и Нижний Египет в единую централизованную монархию и основал первую династию Древнего Египта. Менесу также приписывают ирригационные работы и основание столицы Мемфиса.

Кто открыл гробницу Тутанхамона?

Гробница Тутанхамона была обнаружена Говардом Картером в 1922 году. Африка, датируемая IV тысячелетием до нашей эры. Его многочисленные достижения, сохранившиеся в его искусстве и памятниках, сохраняют очарование, которое продолжает расти по мере того, как археологические находки раскрывают его секреты. Эта статья посвящена Египту от его предыстории до его объединения при Менесе (Нармере) в 3-м тысячелетии до н.э., иногда используемом в качестве точки отсчета для происхождения Египта, и до исламского завоевания в 7-м веке н.э. Для последующей истории через современный период, см. Египет.

Введение в древнюю египетскую цивилизацию

Жизнь в Древнем Египте

Древний Египет можно представить как оазис в пустыне на северо-востоке Африки, зависящий от ежегодного разлива реки Нил для поддержки своего сельскохозяйственного населения. Главное богатство страны происходило из плодородной поймы долины Нила, где река протекает между полосами известняковых холмов, и дельты Нила, в которой она разветвляется на несколько рукавов к северу от современного Каира. Между поймой и холмами находится переменная полоса низкой пустыни, которая поддерживала определенное количество дичи. Нил был единственной транспортной артерией Египта.

Первый порог в Асуане, где русло реки превращается в пороги полосой гранита, был единственной четко определенной границей страны в пределах населенного пункта. К югу лежал гораздо менее гостеприимный район Нубии, в котором река текла по невысоким холмам из песчаника, которые в большинстве регионов оставляли лишь очень узкую полосу обрабатываемой земли. Нубия была важна для периодической экспансии Египта на юг и для доступа к продуктам с дальнего юга. К западу от Нила находилась засушливая Сахара, разбитая цепью оазисов на расстоянии от 125 до 185 миль (от 200 до 300 км) от реки и лишенная всех других ресурсов, за исключением нескольких полезных ископаемых. Восточная пустыня, между Нилом и Красным морем, была более важной, так как она поддерживала небольшое кочевое население и пустынную дичь, содержала многочисленные месторождения полезных ископаемых, в том числе золота, и была путем к Красному морю.

На северо-востоке находился Суэцкий перешеек. Он предлагал основной путь для контакта с Синаем, откуда поступала бирюза и, возможно, медь, и с Юго-Западной Азией, важнейшей областью культурного взаимодействия Египта, откуда были получены стимулы для технического развития и сорта сельскохозяйственных культур. Иммигранты и, в конечном счете, захватчики пересекли перешеек в Египет, привлеченные стабильностью и процветанием страны. С конца 2-го тысячелетия до нашей эры вдоль восточного побережья Средиземного моря совершались многочисленные нападения с суши и моря.

Викторина «Британника»

Иди как египтянин

Сначала через Средиземное море осуществлялись относительно небольшие культурные контакты, но с самого начала Египет поддерживал торговые отношения с ливанским портом Библос (современный Джабайль). Египту требовалось немного импорта для поддержания базового уровня жизни, но хорошая древесина была необходима и недоступна внутри страны, поэтому ее обычно получали из Ливана. Минералы, такие как обсидиан и лазурит, были импортированы из Анатолии и Афганистана.

Сельское хозяйство сосредоточено на выращивании зерновых культур, главным образом полбы ( Triticum dicoccum ) и ячменя ( Hordeum vulgare ). Плодородие земли и общая предсказуемость затопления обеспечивали очень высокую урожайность с одного однолетнего урожая. Эта производительность позволяла хранить большие излишки на случай неурожая, а также составляла главную основу египетского богатства, которое до создания крупных империй в 1-м тысячелетии до н. э. было величайшим из всех государств древнего Ближнего Востока.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Орошение в бассейне было достигнуто простыми средствами, и выращивание нескольких культур было невозможно до гораздо более поздних времен, за исключением, возможно, прибрежной зоны Аль-Файюм. По мере того, как река откладывала аллювиальный ил, повышая уровень поймы, а земли были очищены от болот, площади, пригодные для возделывания в долине и дельте Нила, увеличивались, в то время как скотоводство медленно сокращалось. Помимо зерновых культур большое значение имели фрукты и овощи, последние орошались круглый год на небольших участках. Рыба также была жизненно важна для диеты. Папирус, который в изобилии рос на болотах, собирали в диком виде и в более поздние времена культивировали. Возможно, его использовали в качестве пищевой культуры, и, конечно же, из него делали веревки, циновки и сандалии. Прежде всего, он предоставил характерный египетский письменный материал, который вместе с зерновыми был главным экспортным товаром страны в поздний период египетской, а затем греко-римской эпохи.

Крупный рогатый скот, возможно, был одомашнен в северо-восточной Африке. Египтяне держали многих в качестве тягловых животных и для получения различных продуктов, проявляя некоторый интерес к породам и особям, который и по сей день встречается в Судане и Восточной Африке. Осел, который был основным транспортным животным (верблюд не был распространен до римских времен), вероятно, был приручен в этом регионе. Аборигенная египетская порода овец вымерла во 2-м тысячелетии до нашей эры и была заменена азиатской породой. Овцы были в первую очередь источником мяса; их шерсть использовалась редко. Коз было больше, чем овец. Свиней также разводили и ели. Уток и гусей держали в пищу, и многие из огромного количества диких и перелетных птиц, найденных в Египте, были отловлены и пойманы в ловушку. Элита охотилась на пустынную дичь, в основном на различные виды антилоп и горных козлов; охота на львов и диких быков была королевской привилегией. Среди домашних животных были собаки, которых также использовали для охоты, кошки и обезьяны. Кроме того, египтяне проявляли большой интерес и знали о большинстве видов млекопитающих, птиц, рептилий и рыб в их среде обитания.

Большинство египтян, вероятно, произошли от поселенцев, переселившихся в долину Нила в доисторические времена, когда рост населения происходил за счет естественного плодородия. В разные периоды здесь были иммигранты из Нубии, Ливии и особенно Ближнего Востока. Они имели историческое значение и, возможно, способствовали росту населения, но их количество неизвестно. Большинство людей жили в деревнях и городах в долине и дельте Нила. Жилища, как правило, строились из сырцового кирпича и давно исчезли из-под поднимающегося уровня грунтовых вод или из-под современных городских построек, тем самым стирая свидетельства поселений. В древности, как и сейчас, наиболее предпочтительным местом для поселений было небольшое возвышение у берега реки, где транспорт и вода были легко доступны, а затопление маловероятно. До 1-го тысячелетия до нашей эры Египет не был урбанизирован в такой степени, как Месопотамия. Вместо этого несколько центров, особенно Мемфис и Фивы, привлекали население и особенно элиту, в то время как остальные люди были относительно равномерно распределены по земле. По оценкам, численность населения увеличилась с 1 до 1,5 миллионов в 3-м тысячелетии до нашей эры и, возможно, вдвое больше в конце 2-го тысячелетия и 1-м тысячелетии до нашей эры. (Гораздо более высокие уровни населения были достигнуты в греко-римские времена.)

Почти все люди занимались сельским хозяйством и, вероятно, были привязаны к земле. Теоретически вся земля принадлежала королю, хотя на практике живущих на ней нельзя было легко переселить, а некоторые категории земель можно было покупать и продавать. Земля была закреплена за высокопоставленными чиновниками, чтобы обеспечить им доход, и большинство участков требовали уплаты значительных взносов государству, которое было сильно заинтересовано в том, чтобы земля оставалась в сельскохозяйственном использовании. Заброшенные земли были возвращены в государственную собственность и переданы под возделывание. Люди, которые жили на земле и обрабатывали ее, не могли покинуть ее и были обязаны ее обрабатывать, но они не были рабами; большинство платило часть своей продукции крупным чиновникам. Появились свободные граждане, которые работали на земле от своего имени; термины, применяемые к ним, изначально имели тенденцию относиться к бедным людям, но эти земледельцы, вероятно, не были бедными. Рабство никогда не было обычным явлением, оно ограничивалось пленниками и иностранцами или людьми, которые из-за бедности или долгов были вынуждены продавать себя на службу. Рабы иногда даже женились на членах семей своих владельцев, так что в долгосрочной перспективе те, кто принадлежал к домашнему хозяйству, имели тенденцию ассимилироваться в свободное общество. В Новом царстве (примерно с 1539 г.до 1075 г. до н.э.) большое количество пленных рабов было приобретено крупными государственными учреждениями или включено в состав армии. Карательное обращение с иностранными рабами или местными беглецами от их обязательств включало принудительные работы, изгнание (например, в оазисы западной пустыни) или обязательное участие в опасных горнодобывающих экспедициях. Даже ненаказуемая работа, такая как разработка карьеров в пустыне, была опасной. Официальный отчет одной экспедиции показывает уровень смертности более 10 процентов.

Подобно тому, как египтяне оптимизировали сельскохозяйственное производство с помощью простых средств, их ремесла и методы, многие из которых пришли из Азии, были доведены до невероятного уровня совершенства. Самое поразительное техническое достижение египтян, массивное каменное строительство, также использовало потенциал централизованного государства для мобилизации огромной рабочей силы, доступной благодаря эффективным методам ведения сельского хозяйства. Некоторые из задействованных технических и организационных навыков были замечательными. Строительство великих пирамид 4-й династии ( с. 2575– в. 2465 г. до н.э.) еще предстоит полностью объяснить, и это будет серьезной проблемой по сей день. Эта затрата навыков контрастирует с редкими свидетельствами преимущественно неолитического образа жизни сельского населения того времени, в то время как использование кремневых орудий сохранялось даже в городской среде, по крайней мере, до конца 2-го тысячелетия до нашей эры. Соответственно, металла было мало, большая его часть использовалась для престижа, а не для повседневных целей.

В городских и элитных контекстах египетским идеалом была нуклеарная семья, но на земле и даже внутри центральной правящей группы есть свидетельства существования расширенных семей. Египтяне были моногамны, и выбор партнеров для брака, для которого не известны никакие формальные церемонии или юридические санкции, не следовал установленному образцу. Близкородственные браки не практиковались в династический период, за исключением случайных браков брата и сестры в королевской семье, и эта практика могла быть открыта только для королей или наследников престола. Теоретически развестись было легко, но дорого. Правовой статус женщин лишь немногим уступает статусу мужчин. Они могли владеть и распоряжаться имуществом по собственному праву, а также инициировать развод и другие судебные разбирательства. Они почти никогда не занимали административные должности, но все чаще участвовали в религиозных культах в качестве жриц или «певчих». Замужние женщины носили титул «хозяйки дома», точное значение которого неизвестно. Ниже по социальной лестнице они, вероятно, работали не только в доме, но и на земле.

Неравномерное распределение богатства, труда и техники было связано лишь с частично городским характером общества, особенно в 3-м тысячелетии до н.э. Ресурсы страны не направлялись в многочисленные провинциальные города, а вместо этого с большим эффектом концентрировались вокруг столицы — которая сама представляла собой рассредоточенную вереницу поселений, а не города — и сосредоточивались на центральной фигуре общества, короле. В 3-м и начале 2-го тысячелетий идеал элиты, выражавшийся в убранстве частных гробниц, был поместным и сельским. Лишь гораздо позже египтяне развили более ярко выраженный городской характер.

Додинастический период в Египте — Всемирная история истории . 6000-3150 гг. до н.э. (хотя вещественные доказательства свидетельствуют о более длинной истории). Хотя письменных свидетельств этого периода нет, археологические раскопки по всему Египту обнаружили артефакты, которые рассказывают собственную историю развития культуры в долине реки Нил. Периоды додинастического периода названы в честь регионов / древних городов, в которых были найдены эти артефакты, и не отражают названия культур, которые действительно жили в этих областях.

Додинастический период получил свое название в первые дни археологических экспедиций в Египте до того, как были обнаружены и каталогизированы многие из наиболее важных находок, что заставило некоторых ученых спорить о том, когда именно додинастический период начинается и, что более важно, заканчивается. . Эти ученые предлагают принять другое обозначение, «протодинастический период», для того промежутка времени, который ближе к раннему династическому периоду (ок. 3150–2613 гг. До н.э.) или «нулевой династии». Эти обозначения не являются общепризнанными, и термин «додинастический период» является наиболее общепринятым термином для периода до первых исторических династий.

Удалить рекламу

Реклама

История Манефона

При составлении карты истории Древнего Египта ученые опираются на археологические свидетельства и древние работы, такие как египетская династическая хронология Манефона, писца, написавшего Aegyptiaca , Историю Египта, в 3 веке до н.э. Ученый Дуглас Дж. Брюэр так описывает работу: «История Манефона была, по сути, хронологией событий, выстроенных от самых старых до самых последних, в соответствии с правлением конкретного короля» (8). Брюэр продолжает описывать события, вдохновившие Манефона на написание своей истории:

YouTube Следите за нами на Youtube!

Зарождение династической хронологической системы восходит ко временам Александра Македонского. После смерти Александра его империя была разделена между его полководцами, один из которых, Птолемей, получил богатейший приз — Египет. При своем сыне Птолемее II Филадельфе (ок. 280 г. до н. э.) египетский священник по имени Манефон написал сжатую историю своей родины для новых греческих правителей. Манефон, уроженец Себеннитуса в Дельте, получил образование в соответствии со старыми традициями писцов. Хотя египетские жрецы были известны тем, что раздавали любопытным путешественникам лакомые кусочки информации (часто намеренно неверной), никто никогда не пытался составить полную историю Египта, особенно для иностранцев (8).

К сожалению, оригинальная рукопись Манефона была утеряна, и единственная запись его хронологии содержится в работах более поздних историков, таких как Иосиф Флавий (37–100 гг. н. э.). Это привело к некоторым разногласиям по поводу того, насколько точна хронология Манефона, но даже в этом случае ученые, археологи и историки регулярно обращаются к ней при составлении карт истории Древнего Египта. Следующее обсуждение додинастического периода опирается на археологические находки за последние двести лет и их интерпретацию археологами и учеными, но следует отметить, что исторические последовательности не следовали друг за другом беспрепятственно, как главы в книге, как даты, указанные для предполагают эти культуры. Культуры пересекались, и, согласно некоторым интерпретациям, «разные культуры» в додинастический период можно рассматривать как просто развитие одной культуры.

Удалить рекламу

Реклама

Дельта Нила

Jacques Descloitres (NASA) (CC BY-NC-SA)

Раннее жилище

Некоторые считают, что самым ранним свидетельствам проживания людей в этом регионе около 700 000 лет. Самые старые свидетельства построек, обнаруженных до сих пор, были найдены в районе Вади-Халфа, древней Нубии, в современном Судане. Эти сообщества были построены обществом охотников-собирателей, которые строили передвижные дома с плоскими полами из песчаника, скорее всего, покрытыми шкурами животных или кустарником и, возможно, поддерживаемыми деревянными кольями. Настоящие постройки, конечно, исчезли столетия назад, но рукотворные углубления в земле с каменными полами остались. Эти впадины были обнаружены польским археологом Вальдемаром Хмелевским (1929-2004 CE) в 1980-х годах CE и были обозначены как «кольца для палаток», поскольку они предоставляли место для установки убежища, которое можно было легко снять и переместить, подобно тому, что можно найти в современном кемпинге. Эти кольца датируются эпохой позднего палеолита примерно 40-м тысячелетием до нашей эры.

Общества охотников-собирателей существовали в регионе на протяжении периодов, ныне определяемых как периоды Атериана и Хормусана, когда каменные орудия изготавливались с большим мастерством. Затем халфанская культура процветала c. 30 000 г. до н.э. в регионе между Египтом и Нубией, которые уступили место каданской и себилийской культурам (около 10 000 г. до н.э.) и харифанской культуре примерно того же времени. Все эти общества характеризуются как охотники-собиратели, которые со временем стали более оседлыми и поселились в более постоянных сообществах, сосредоточенных вокруг сельского хозяйства. Брюэр пишет:

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Одной из самых интригующих загадок доисторического Египта является переход от палеолита к неолиту, представленный переходом от охоты и собирательства к оседлому земледелию. Мы очень мало знаем о том, как и почему произошло это изменение. Возможно, нигде этот культурный переход не является более доступным, чем в Файюмской депрессии (58).

Файюмская впадина (также известная как Файюмский оазис) представляет собой естественный бассейн к юго-востоку от плато Гиза, который дал начало культуре, известной как Файюм А (ок. 9000-6000 до н.э.). Эти люди населяли территорию вокруг большого озера и зарабатывали на жизнь сельским хозяйством, охотой и рыболовством. Были обнаружены свидетельства сезонной миграции, но по большей части этот район был постоянно заселен. Среди самых ранних произведений искусства, обнаруженных в этот период, есть изделия из фаянса, которые, по-видимому, уже использовались в промышленности еще в 5500 г. до н.э. в Абидосе.

Развитие культуры в Нижнем Египте

Жители Файюма А построили тростниковые хижины с подземными погребами для хранения зерна. Крупный рогатый скот, овцы и козы были одомашнены, а корзины и гончарные изделия были развиты. Централизованные формы правления племени начались в этот период, когда вожди племен заняли руководящие должности, которые могли быть переданы следующему поколению в семье или племенной единице. Сообщества вырастали из небольших племен, которые путешествовали вместе, в расширенные группы разных племен, постоянно проживающих на одной территории.

Культуры Маади и Тасиан развивались примерно в то же время, что и Эль-Омари, характеризующиеся дальнейшим развитием архитектуры и технологий.

Культура Файюм А дала начало Меримде (ок. 5000–4000 гг. до н. э.), названной так из-за обнаружения артефактов в одноименном месте на западной окраине дельты Нила. По словам ученого Маргарет Бансон, тростниковые хижины периода Файюм А уступили место «хижинам с каркасом из шестов, с защитой от ветра, а в некоторых использовались полуподземные жилища, стены которых были достаточно высокими, чтобы стоять над землей. располагались рядами, возможно, по кругу. Зернохранилища состояли из глиняных кувшинов или корзин, по горлышко зарытых в землю» (75). Эти разработки были усовершенствованы культурой Эль-Омари (около 4000 г. до н.э.), которая построила более сложные овальные хижины со стенами из оштукатуренной глины. Они разработали инструменты с лезвиями и тканые коврики для полов и стен, а также более сложную керамику. Культуры Маади и Тасиан развивались примерно в то же время, что и Эль-Омари, характеризующиеся дальнейшим развитием архитектуры и технологий. Они продолжили практику керамики без орнамента, начатую в период Эль-Омари, и использовали точильные камни. Их наибольший прогресс, по-видимому, был в области архитектуры, поскольку в их сообществе были построены большие здания с подземными камерами, лестницами и очагами. До культуры маади умерших хоронили в основном в домах людей или рядом с ними, но около 4000 г. до н.э. кладбища стали использоваться более широко. Бунсон отмечает, что «во время этой последовательности использовались три кладбища, как и в Вади-Дигла, хотя в поселении были найдены останки некоторых нерожденных детей» (75). Для этого периода также характерны улучшения в сосудах для хранения и вооружении.

Удалить рекламу

Реклама

Культуры Верхнего Египта

Все эти культуры росли и процветали в регионе, известном как Нижний Египет (северный Египет, ближайший к Средиземному морю), в то время как цивилизация в Верхнем Египте развивалась позже. Бадарская культура (ок. 4500-4000 гг. до н.э.), по-видимому, произошла от тасианской, хотя это оспаривается. Ученые, которые поддерживают связь между ними, указывают на сходство в керамике и других свидетельствах, таких как изготовление инструментов, в то время как те, кто отвергает это утверждение, утверждают, что бадарианцы были гораздо более продвинутыми и развивались независимо.

Люди бадарской культуры жили в мобильных палатках, как и их древние предшественники, но в основном предпочитали стационарные хижины. Они были фермерами, которые выращивали пшеницу, ячмень и травы и дополняли свой в основном вегетарианский рацион охотой. Домашние животные также давали еду и одежду, а также материалы для палаток. В этот период было найдено большое количество погребального инвентаря, включая оружие и инструменты, такие как метательные палки, ножи, наконечники стрел и рубанки. Людей хоронили на кладбищах, а тела покрывали шкурами животных и клали на циновки из тростника. В этот период вместе с умершими хоронили подношения еды и личные вещи, что указывало на сдвиг в структуре верований (или, по крайней мере, в практике погребения), когда теперь считалось, что мертвые нуждаются в материальных благах в своем путешествии в загробную жизнь. Керамические работы были значительно улучшены во времена бадарской культуры, и керамика, которую они производили, была тоньше и искуснее, чем в более ранние периоды.

Вслед за бадарским периодом наступил амратский (Накада I) период ок. 4000-3500 гг. до н.э., когда были созданы более сложные жилища.

Вслед за бадарским периодом наступил амратский (также известный как Накада I) период ок. 4000-3500 гг. до н.э., когда были созданы более сложные жилища, в которых могли быть окна и определенно были очаги, стены из плетня и мазка, а также ветрозащитные экраны за пределами главного дверного проема. Керамика была высоко развита, как и другие художественные занятия, такие как скульптура. Керамика Blacktop Ware бадарской культуры уступила место красной керамике, украшенной изображениями людей и животных. Где-то около 3500 г. до н.э. началась практика мумификации, и погребальный инвентарь продолжал оставлять с умершими. Этим достижениям способствовала Герзейская культура (ок. 3500-3200 гг. до н.э., также известная как Накада II), которая начала торговлю с другими регионами, что вдохновило изменения в культуре и их искусстве. Бансон комментирует это, написав:

Удалить рекламу

Реклама

Ускоренная торговля привела к прогрессу в художественных навыках людей этой эпохи, и палестинские влияния очевидны в гончарных изделиях, которые начали включать наклонные носики и ручки. В Накаде II появилась светлая керамика, состоящая из глины и карбоната кальция. Первоначально на сосудах были красные узоры, которые позже сменились изображениями животных, лодок, деревьев и стад. Вероятно, такая керамика массово производилась в некоторых поселениях для торговых целей. Медь была очевидна в оружии и украшениях, и люди этой последовательности использовали золотую фольгу и серебро. Кремневые лезвия были сложными, а бусы и амулеты изготавливались из металлов и лазурита (76).

Дома были построены из обожженного на солнце кирпича, а более дорогие имели дворы (дополнение, которое позже стало обычным явлением в египетских домах). Могилы стали более богато украшенными за счет дерева, используемого в могилах более богатых, и ниш, вырезанных по бокам для подношений по обету. Город Абидос к северу от Накады стал важным местом захоронения, и были построены большие гробницы (одна с двенадцатью комнатами), которые превратились в некрополь (город мертвых). Эти гробницы были первоначально построены из сырцовых кирпичей, но позже (во времена Третьей династии) были построены из большого, тщательно обтесанного известняка; со временем это место станет местом захоронения царей Египта.

Иероглифическое письмо, разработанное где-то между ок. 3400-3200 гг. до н.э.

Однако даже в это время свидетельства свидетельствуют о том, что люди со всей страны хоронили своих умерших в Абидосе и присылали погребальный инвентарь, чтобы почтить их память. Города Хоис и Иераконполис к этому времени уже считались старыми, а Тинис, Накада и Нехен быстро развивались. Иероглифическое письмо, разработанное где-то между ок. 3400-3200 гг. до н.э., использовался для ведения записей, но полных предложений этого периода не найдено. Самые ранние египетские письмена, обнаруженные до сих пор, происходят из Абидоса в это время и были обнаружены на керамике, оттисках глиняных печатей, а также на кусках кости и слоновой кости. Доказательства полных приговоров не появляются в Египте до правления царя Перибсена во Второй династии (ок. 289 г.).0-ок. 2670 г. до н.э.).

Этот период привел к периоду Накады III (3200-3150 гг. до н.э.), который, как отмечалось выше, также иногда называют нулевой династией или протодинастическим периодом. После Накады III начинается ранний династический период и письменная история Египта.

Удалить рекламу

Реклама

Палитра Narmer [Две стороны]

Неизвестный художник (общественное достояние)

Накада III и начало истории

Период Накада III показывает значительное влияние культуры Месопотамии, города которой были в контакте с регионом через торговлю. Метод обжига кирпича и строительства, а также артефакты, такие как цилиндрические печати, символы на стенах гробниц и рисунки на керамике, и, возможно, даже основная форма древнеегипетской религии, восходят к месопотамскому влиянию. Торговля принесла в Египет новые идеи и ценности вместе с товарами торговцев, и результатом, скорее всего, стало интересное сочетание нубийской, месопотамской и египетской культур (хотя эта теория регулярно оспаривается учеными каждой соответствующей культуры). Монументальные гробницы в Абидосе и городе Иераконполис демонстрируют признаки месопотамского влияния. Торговля с Ханааном привела к появлению египетских колоний на территории нынешнего южного Израиля, и ханаанское влияние можно определить по керамике этого периода. Сообщества росли и процветали благодаря торговле, и население как Нижнего, так и Верхнего Египта росло.

По мнению некоторых ученых, последними тремя царями протодинастического периода были Скорпион I, Скорпион II и Ка.

Небольшие сообщества кирпичных домов и построек превратились в более крупные городские центры, которые вскоре нападали друг на друга, вероятно, из-за торговли товарами и водоснабжением. Тремя главными городами-государствами Верхнего Египта в то время были Тинис, Накада и Нехен. Похоже, что Тинис завоевал Накаду, а затем поглотил Нехена. Эти войны велись Королями Скорпионов, личность которых оспаривается, против других, скорее всего, Ка и Нармера. По мнению некоторых ученых, последними тремя царями протодинастического периода были Скорпион I, Скорпион II и Ка (также известный как «Сехен», что является титулом, а не именем) до того, как царь Нармер завоевал и объединил нижний и верхний Египет. и основал первую династию.

Теперь Нармера часто отождествляют с королем, известным как Менес из хронологии Манефона, но это утверждение не является общепринятым. Имя Менеса встречается только в хронологии Манефона и Туринского списка королей, в то время как Нармер был идентифицирован как настоящий египетский правитель благодаря открытию палитры Нармера, отметки года с его именем и его могилы. Говорят, что Менес завоевал две земли Египта и построил город Мемфис в качестве своей столицы, в то время как Нармер якобы мирно объединил две земли. Однако это любопытный вывод, поскольку король, определенно идентифицированный как Нармер, изображен на палитре Нармера, двухфутовой (64 см) плите с надписью, как военачальник, побеждающий своих врагов и покоряющий землю.

Не было достигнуто единого мнения о том, какое из этих утверждений является более точным и были ли два царя на самом деле одним и тем же человеком, но большинство ученых придерживаются мнения, что Нармер является «Менесом» из произведений Манефона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *