Римская империя на современной карте мира: Римская империя на современной карте мира — Oh Italia

Дороги в будущее: как инфраструктура Римской империи влияет

Дороги в будущее: как инфраструктура Римской империи влияет | Perito

«Деколонизация освобождает от одних зависимостей, но несет другие»

PeritoИнтересыКарты

ИсторияКартыЕвропа

Дата публикации 10.09.2018

Исследования показали, что чем больше в регионе древних дорог, тем выше в нем экономическая активность в настоящее время.

Антон Дьяконов

текст

От редакции: карты это круто, а макропроцессы, которые можно понять изучая карты — еще круче. Именно поэтому мы публикуем перевод материала Washington Post о связи современного благосостояния городов и дорог, проложенных еще во времена Римской империи. Оригинал статьи ищите на Washington Post.

Историки и экономисты установили, что большинство регионов, которые были благополучными 100, 500 и даже тысячу лет назад, сейчас также являются экономически более развитыми.

Точно неизвестно, что способствует сохранению и развитию экономики на протяжении многих столетий.

Некоторые связывают это с образовательными институтами, другие — с военной мощью или активностью богатых династий.

Стилизованная карта дорог центральной Европы времен Римской империи, Александр Трубецкой

Группа датских экономистов обратила внимание на достаточно неочевидный фактор: дороги, построенные еще во времена Римской империи, почти две тысячи лет назад. Там, где этих дорог было больше, сейчас выше экономическая активность, плотность дорожной сети и численность населения. Исследование Карла-Йохана Далгаарда и его коллег из Копенгагенского университета показало, что инвестиции в инфраструктуру могут привести к экономическому росту на протяжении многих веков.

Прежде чем прийти к такому заключению, исследователи изучили карту главных дорог Римской империи из «Цифрового атласа римских и средневековых цивилизаций» (DARMC).

Римские дороги были сложным проектом даже по современным меркам. Фундамент состоял из нескольких слоев, включая песок, гравий и камень. Сверху укладывали большие каменные плиты.

На пике империи, приблизительно в 117 году нашей эры, римляне построили более 80 тысяч километров дорог в Европе, на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Многие из них хорошо сохранились и по сей день.

Карту древнеримских дорог Далгаард и его коллеги совместили с ночным спутниковым снимком Европы, сделанным в 2010 году. На нем хорошо видно уровень ночного освещения, который экономисты часто используют для оценки развития регионов: чем больше света, тем выше экономическая активность. Ниже — итоговая карта. Дороги выделены желтым, а границы империи в 117 году — красным. На фоне — современный уровень ночного освещения.

Связь особенно хорошо заметна во Франции. Здесь видно, что древние дороги соединяют не только крупнейшие города страны, такие как Париж и Лион, но и множество небольших населенных пунктов. Почти на каждом пересечении римских дорог есть современный город.

Хотя простой взгляд на карту уже наводит на размышления, этого недостаточно для полноценного исследования. Датские исследователи пошли дальше: они нанесли карту Римской империи на сетку с делением в один градус широты и долготы и подсчитали старые дороги в каждой ячейке. Также они оценили текущую популяцию, плотность современной дорожной сети и экономическую активность.

Участок Аппиевой дороги из Рима в современный Бриндизи, фото: Wikipedia

Затем они провели ряд статистических измерений, чтобы оценить, насколько присутствие древних дорог связано с современными параметрами, которые они оценивали. Оказалось, что регионы с большей плотностью римских дорог в основном имели более высокий уровень развития экономики, популяции и плотности дорожных сетей.

И все же прямая связь осталась под вопросом: можно ли точно сказать, что древние дороги стали катализатором дальнейшего экономического развития? Или, возможно, они были только его следствием: более богатые регионы империи просто имели возможность строить больше дорог?

Далгаард и его коллеги отмечают, что в Римской империи дороги обычно строились не для торговли, а для армий и их снабжения. В мирных целях их использовали уже после походов.

«Римские дороги обычно строились в недавно захваченных землях без особой (или не столь основательной) инфраструктуры и связи между городами», — утверждают исследователи. Во многих случаях сначала строились дороги, и только потом поселения.

В Северной Африке и на Ближнем Востоке связь между инфраструктурой Римской империи и современной экономикой практически не прослеживается. В период между 500 и 1000 годами нашей эры в этом регионе практически не использовался колесный транспорт. Товары перевозили на верблюдах, а не на запряженных волами колесницах.

В этом случае нет особой нужды в мощеных дорогах. В результате дороги на Ближнем Востоке и Северной Африке приходили в негодность быстрее, чем в Европе, где повозки были основным видом транспорта.

Стилизованная карта дорог Испании и северной Африки времен Римской империи, Александр Трубецкой

«Поскольку в этом регионе римские дороги почти не использовались, на их месте почти не строили новые, — утверждают исследователи. — В случае Африки и Ближнего Востока древние пути почти не определяют нынешнюю экономическую активность в регионе».

В целом исследование Далгаарда подтверждает идею о том, что с исторической точки зрения инвестиции в инфраструктуру могут стать движущей силой экономического роста. Большинство исследований по этому вопросу рассматривали только краткосрочные результаты, тогда как работа Далгаарда доказывает, что инвестиции в инфраструктуру сегодня могут продолжать приносить плоды в течение тысяч лет в будущем.

В материале частично использована карта дорог Римской империи, которую сделал статистик и географ Александр Трубецкой. Полностью карту ищите на «Медузе».

ИсторияКартыЕвропа

Дата публикации 10.09.2018


Антон Дьяконов

текст

Читать дальше

Авторские колонки

Дата публикации 07.09.2018

Читать дальше

ЖивотныеКарты

Дата публикации 06. 04.2018

Наши редкие и полезные дайджесты, трюки в путешествиях. Мы не спамим.

В закладкиПонять буквально: выпущена карта мира с буквальным переводом названий стран

КартыКеки

Дата публикации 04.04.2018

В закладкиОпубликована потерянная карта мира: атлас Урбано Монте

КартыИстория путешествий

Дата публикации 22.02.2018

В закладкиОткуда на картах в самолетах места кораблекрушений?

РепортажиАвиаперелетыСервисы и приложения

Дата публикации 26.01.2018

В закладкиВыпущена новая карта метро Петербурга. Понятная только местным жителям

КартыКекиСанкт-Петербург

Дата публикации 15.10.2017

Все дороги ведут в Рим

08.05.2018


Наше представление о римской картографии в значительной степени опирается на единственную дошедшую до нас с древнейших времен карту римского мира: это выполненная в XIII веке копия ныне утраченного пергаментного свитка.

Оригинальная карта, созданная примерно в IV веке, представляла собой единое полотно длинной 6,75 метров и 34 см в высоту. Впоследствии свиток был разделен на сегменты; вероятно, это было сделано для удобства работы неизвестного эльзасского монаха, в 1265 году снимавшего копию с древнего оригинала. Два столетия спустя выдающийся гуманист своей эпохи Конард Цельтис случайно обнаружил копию на юго-западе Германии, в библиотеке города Вормс, и передал ее своему другу, известному ученому, историку и собирателю римских древностей Конарду Пейнтингеру, именем которого она впоследствии была названа.
Карта принадлежала семье Пейнтингеров в течении двух столетий, за это время она дважды была опубликована – и оба раза уже после смерти ученого, а с 1738 года и по сей день она принадлежит Австрийской национальной библиотеке.
Дошедшая до нас скрижаль состоит из 11 сегментов. На карте, которую вернее было бы называть схемой, показана Римская империя и другие известные тогда страны от Атлантики и до современной Шри-Ланки.
Очевидно, ранее карта обладала и двенадцатым, самый западным, ныне утраченным сегментом, на котором должны были быть изображены Испания, Португалия и западная часть Британских островов.
Карта имеет ценность прежде всего за представленные на ней маршруты римских дорог по всей Европе, Северной Африке, и Ближнему Востоку, а также обилие топонимов: по всей территории отмечены моря и горы, реки и пустыни, дороги, города – и точные расстояния, разделяющие их. Разумеется, все дороги на этой карте действительно ведут в Рим, расположенный, конечно, посередине.
Однако, несмотря на подробность изображения и обилие сведений, вряд ли эта карта могла бы служить хорошим помощником путешественникам: она выполнена вне единого масштаба, и во многих источниках упоминается даже не как карта, а как таблица. Изображая огромное пространство на плоскости, картограф значительно исказил его, растянув с запада на восток, и намеренно сжав в северо-южном измерении. Средиземное, Черное и другие моря оказались вытянутыми вдоль карты в виде узких каналов.
Этот вызывающий на первый взгляд недоумение прием позволил ему сфокусироваться на сухопутных маршрутах, и вписать в созданную схему более 200 тысяч километров дорог.
Вероятно, истинная цель карты заключалась все же не в том, чтобы служить путешественникам. Созданная накануне распада Римской империи на западную и восточную половины, она показывает стремление четырех властвующих императоров примирить воюющую империю, демонстрируя римлянам широту их царства, и — при всей сложности построения и реалистичности изображений — является настоящим произведением искусства.
Любопытно, что сегодня в Сети можно обнаружить оцифрованную Пейтингерову скрижаль (https://omnesviae.org/#) . Если ввести начальный и конечный пункт, можно увидеть самый короткий маршрут, а также расстояние в римских милях и время, которое займет поездка. 

Какие современные страны входила в состав Римской империи? [Карта]

Выше приведена карта максимально возможной протяженности империи, включая заброшенные со временем германские территории до реки Эльбы, временные дакийские, а также армянские и персидские территории императора Траяна и наступление на Антонин Стена в Шотландии при императоре Антонине. Границы, нарисованные черным цветом, представляют собой попытку показать современные национальные границы по отношению к империи.

Ниже вы найдете список наций, которые либо определенно входили в состав Римской империи, либо, возможно, входили в нее. Также включены некоторые страны, в которых были передовые аванпосты.

Основные современные нации Римской империи выделены жирным шрифтом. Другие страны, которые видели лишь некоторую форму римской оккупации или в фактическом членстве которых я не уверен в империи, перечислены обычным шрифтом.

0 Нидерланды0013
Албания
Алжир
Andorra
Армения с Annexation Ancene Armenia Armenia Armenia Armenia Armenia Armenia Armenia Armenia Armenia Armenia Armenia Armenia of Armenia Almenia of Armenia of Armenia Almenia. империя.
Австрия
Азербайджан С аннексией древнего армянского царства императором Траяном часть, если не весь, современный Азербайджан станет частью империи.
Belgium
Bosnia-Herzegovina
Bulgaria
Croatia
Cyprus
Чехия Первоначальное завоевание немецких территорий до реки Эльбы при императоре Августе вполне могло включать небольшую часть Чешской Республики. Кроме того, походы императора Марка Аврелия, скорее всего, захватили значительную часть чешской территории, хотя эти завоевания были оставлены его сыном Коммодом, так и не получив признания провинции.
Egypt
France
FYR Macedonia
Georgia With the annexation of the ancient kingdom of Armenia by emperor Trajan часть, если не вся, современная Грузия, возможно, стала частью империи.
Германия
Греция
Hungary
Iraq
Israel
Italy
Jordania
Кувейт Я не уверен, была ли какая-либо часть северного Кувейта частью недолговечной провинции Месопотамия, созданной императором Траяном. Хотя вполне может и получилось.
Lebanon
Liechtenstein
Luxembourg
Lybia
Malta
Монако
Марокко
Палестина Не международно признанная нация, она была бы частью римской провинции Иудея.
Portugal
Romania
San Marino
Saudi Arabia With emperor Trajan’s annexation of part of the kingdom of Nabatea как римская провинция Аравия Петрея, небольшая часть побережья Красного моря Саудовской Аравии стала частью Римской империи.
Словакия Словакия была домом для нескольких передовых позиций римской пограничной системы. Кроме того, походы императора Марка Аврелия, скорее всего, захватили значительные части Словакии, хотя они были оставлены его сыном Коммодом, так и не получив признания провинции.
Slovenia
Испания
Судан до того, что в романе провинция не в Suden. Хотя он, должно быть, входил в эту страну и граничил с королевством Нубия.
Switzerland
Syria
Tunisia
Turkey
United Kingdom
Vatican City
Yugoslavia

Марка.0001

Щелкните или коснитесь, чтобы просмотреть карту в полном размере. Кредит: Сардисверлаг.

Вышеупомянутая растяжка представляет собой одну из самых интересных карт Римской империи из когда-либо созданных. Все карты подробно отображены с использованием современных вычислительных технологий. На нем показано, как выглядела великая империя в период своего максимального расширения во времена правления Септимия Севера, около 211 г. н.э. Как вы можете заметить, владения римлян покрывали большую часть Европы, от Атлантики до Уральских гор и от современной Шотландии до Сахары или Персидского залива.

На пике имперского могущества в Риме было от 55 до 60 миллионов подданных — это если считать женщин, рабов и другие классы людей под римским правлением, которые технически не считались гражданами. В целом, это 15% населения мира в то время.

Большая часть населения Римской империи жила в пределах легкой досягаемости от Средиземного моря, и имперское правительство поощряло и защищало морскую торговлю и морские сообщения между различными частями империи. Карта, составленная немецким издательством Sardis Verlag, изящно иллюстрирует некоторые из наиболее часто используемых морских торговых путей. Не случайно все они в какой-то момент присоединяются к Риму. Фраза «все дороги ведут в Рим» определенно уходит корнями в историю.

Хотя это могло быть относительно опасно, морской транспорт был намного быстрее, чем наземный. В Средиземном море существовали морские торговые империи более чем за две тысячи лет до господства римлян, но римляне старались защитить море от пиратов и строили маяки, а также большие и защищенные гавани для больших торговых городов, поддерживаемых римлянами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *