Вечернее размышление о божием величестве жанр: Анализ стихотворения «Вечернее размышление о божием величестве…» Ломоносова.

Содержание

“Утреннее размышление о Божием величестве”, “Вечернее размышление о Божием величестве, при случае великого северного сияния” 👍

Духовные оды М. В. Ломоносова

“Утреннее размышление о Божием величестве”, “Вечернее размышление о Божием величестве, при случае великого северного сияния”

История создания и жанр.

В XVIII веке духовными одами назывались стихотворные переложе­ния псалмов – лирических текстов молитвенного характера, состав­ляющих одну из книг Библии – Псалтирь. Для русского читателя XVIII в. Псалтирь была особенной книгой: любой грамотный человек знал Псалтирь наизусть, потому что по текстам этой книги учили читать. Поэтому переложения

псалмов (стихотворный русский перевод старо­славянских текстов) как лирический жанр были весьма популярны.

В творчестве выдающегося ученого, мыслителя, поэта М. В. Ломоно­сова жанр духовной оды получает распространение не только в своей традиционной форме, но и как особый жанр научно-философской ли­рики. В этих произведениях он выражает веру в науку и человеческий разум, восхищается природой как Божественным творением.

Хотя духовная тематика не была самой распространенной в литератур­ном творчестве Ломоносова, однако целый ряд его поэтических произве­дений посвящен именно этим вопросам. К жанру

духовной оды в творче­стве Ломоносова принято относить следующие произведения: “Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сия­ния”, “Утреннее размышление о Божием величестве”, а также стихотвор­ные переложения из текстов Священного Писания (фрагменты из книги Иова; переложения псалмов 1, 14, 26, 34, 70, 116, 143, 145). Все духовные оды Ломоносова написаны в промежутке между 1743 и 1751 гг. Ученый-энциклопедист в эти годы интенсивно занимается научными изыскания­ми.

Это время, когда Ломоносов стремится всеми силами способствовать развитию отечественной науки, утверждая свои научные взгляды в Петер­бургской Академии Наук, где большинство ученых и административных постов тогда занимали ученые из европейских стран, главным образом немцы. Его духовные оды стали философской декларацией писателя-ученого, отстаивающего свой взгляд на устройство мироздания, значение науки и определяющего сферу ее приложения в условиях своего отечества.

Тематика и проблематика.

Для духовных од Ломоносова характерен широчайший диапазон проблем. Писатель задается разнообразными нравственно-философскими вопросами, размышляет о роли и месте человека и науки в мироздании, о совершенстве природы как Божественного творения. При этом Ломоносов отличается от православных писателей прошлого тем, что он не чуждается “свободного философствования”. Будучи глу­боко верующим человеком, он отвергает “стеснение сферы науки рели­гией”. “Неверно рассуждает математик, – замечает М. В. Ломоносов, – если хочет циркулем измерить Божью волю, но неправ и богослов, если он думает, что на Псалтири можно научиться астрономии и химии”1.

Известна ломоносовская формула: “Испытание натуры трудно, однако приятно, полезно, свято”2. Святость научного знания в понимании Ло­моносова обозначала необходимость всецело посвятить себя науке. Универсализм его дарования проявлялся в нерасчленимости для него науки и литературы, религии и науки.

1 Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1. Ч. 1. С. 104-105.

2 Там же. С. 105.

Две рассматриваемые оригинальные оды Ломоносова не имеют биб­лейского источника, как остальные, они навеяны научными занятиями по­эта астрономией и физикой. “Утреннее размышление о Божием величест­ве” и “Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния” представляют собой опыты создания научной картины мира поэтическими средствами. В “Вечернем размышлении…” поэт-ученый выдвигает научную гипотезу об электрической природе северного сияния. В “Утреннем размышлении…” рисуется научно достоверная, как ее себе представляли в XVIII в., картина солнечной поверхности:

Тогда б со всех открылся стран

Горящий вечно Океан.

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов;

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков;

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят.

В этих одах появляется образ человека-исследователя, он подобен титану-первооткрывателю, который вопрошает Творца:

Творец, покрытому мне тьмою

Простри премудрости лучи,

И, что угодно пред Тобою,

Всегда творити научи.

(“Утреннее размышление…”)

Лирический герой этих стихотворений стремится проникнуть в тай­ны мироздания, познать законы природы:

Но где ж, натура, твой закон?

С полночных стран встает заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль мещут огнь моря?

Се хладный пламень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!

При этом он говорит о смятении человека перед непознаваемостью законов мироздания:

Открылась бездна, звезд полна,

Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как перо огне,

Так я, в сей бездне углублен,

Теряюсь, мысльми утомлен!

Вера в человеческий разум, стремление познать “тайны множества миров” сочетаются в этих духовных одах с преклонением перед без­граничной созидательной силой Творца, неизмеримое величие кото­рого являет себя в устройстве мира, картинах грандиозной природы, ее могуществе и силе. Это приводит поэта в благоговейный восторг, подобный духовному состоянию автора библейских псалмов, и обле­кается в насыщенную мощными образами поэтическую картину:

От мрачной ночи свободились

Поля, бугры, моря и лес,

И взору нашему открылись,

Исполнены твоих чудес.

Там всякая взывает плоть:

“Велик Зиждитель наш Господь!”

Идея и пафос.

В духовных одах Ломоносова выразились не только его важнейшие идеи, но и нашла отражение творческая индивидуальность писателя. Ломоносов во всю мощь своего энциклопедического научного мышле­ния создает грандиозные космические картины, в описании которых сливаются лирические эмоции человеческого восторга перед стройно­стью божественного творения, а также ощущение неисповедимого бо­жественного Промысла и непознаваемости глубинных связей, конеч­ных причин, лежащих в основе мироздания.

Поэт выражает в этих духовных одах чувство потерянности и рели­гиозный энтузиазм человека, охватывающие его ум при созерцании величественных картин природы. У человека, выросшего среди сурово­величественной природы Севера и ставшего ее исследователем и пев­цом, картина первозданной природы вызывает особое отношение:

Сия ужасная громада

Как искра пред Тобой одна!

О, коль пресветлая лампада

Тобою, Боже, возжена,

Для наших повседневных дел,

Что Ты творить нам повелел!

(“Утреннее размышление о Божием величестве”)

Именно этот эмоциональный диссонанс – с одной стороны, вос­торг, вызванный ощущением божественной гармонии и взаимосвязи всех элементов мироздания, с другой – смятение перед непознаваемо­стью мира – порождает в духовных одах Ломоносова сложную двой­ную интонацию. Они являются гимном и элегией одновременно.

Значение произведения.

Духовные оды Ломоносова по праву признаются наиболее совер­шенными в художественном отношении поэтическими произведения­ми писателя. Медная крепость их стиля удивительно гармонирует с грандиозностью рисуемых образов. В дальнейшем не раз русская лите­ратура вновь и вновь обращалась к духовным проблемам, создавая вы­сочайшие художественные творения, которые принесли ей мировую славу.

В конце XVIII века дело Ломоносова продолжил Державин, а за­тем в поэзии XIX века натурфилософская поэзия Тютчева наследует традиции ломоносовских духовных од, особенно в создании картин ночного пейзажа. Конечно, классицизм с его строгим делением на сти­ли и жанры безвозвратно ушел в прошлое, оды, столь популярные сре­ди писателей этого литературного направления, сменились другими стихотворными жанрами. Но сам накал духовного искания, выражен­ный в возвышенных художественных образах, связанных с библейской первоосновой, не мог исчерпать себя.

В русской литературе он отра­зился в той ее пророческой ветви, которая дала нам незабываемых “Пророков” Пушкина и Лермонтова, навсегда связавших воедино в рус­ской литературе имя Поэта с высокой миссией Пророка.

Практическое занятие № 2. Жанровые разновидности оды в творчестве М. В. Ломоносова. История русской литературы XVIII века

Практическое занятие № 2. Жанровые разновидности оды в творчестве М. В. Ломоносова. История русской литературы XVIII века

ВикиЧтение

История русской литературы XVIII века
Лебедева О. Б.

Содержание

Практическое занятие № 2. Жанровые разновидности оды в творчестве М. В. Ломоносова

Литература:

1) Ломоносов M. B. Оды 1739, 1747, 1748 гг. «Разговор с Анакреоном» «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…». «Ночною темнотою…». «Утреннее размышление о Божием величестве» «Вечернее размышление о Божием величестве».

2) Тынянов Ю. Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

3) Западав А. В. Умение прочитать оду // Западав А. В. В глубине строки. М, 1972.

4) Стенник Ю. В. «Вечернее размышление о Божием величестве» // Поэтический строй русской лирики. Л, 1973.

5) Гуковский Г. А. Об анакреонтической оде // Гуковский Г. А. Русская поэзия XVIII века. Л., 1927.

Жанровые разновидности сатиры.

Генетические признаки ораторских жанров

Жанровые разновидности сатиры. Генетические признаки ораторских жанров Сатира Кантемира как жанр восходит непосредственно к проповеди и светскому ораторскому Слову Феофана Прокоповича: «самый метод, норма, речевой принцип усвоены им [Кантемиром] от русской

Жанровые разновидности оды в лирике М. В. Ломоносова (1711-1765)

Жанровые разновидности оды в лирике М. В. Ломоносова (1711-1765) Литературная позиция и эстетические манифесты Ломоносова – Поэтика торжественной оды как ораторского жанра. Понятие одического канона – Принципы одического словоупотребления: абстрактные понятия и слова с

Практическое занятие № 1. Реформа русского стихосложения

Практическое занятие № 1. Реформа русского стихосложения Литература: 1) Тредиаковский В. К. Новый и краткий способ к сложению стихов российских // Тредиаковский В. К. Избранные произведения. М.; Л., 1963.2) Ломоносов М. В. Письмо о правилах российского стихотворства //Ломоносов М.

Практическое занятие № 3. Жанры русской комедии XVIII в.

Практическое занятие № 3. Жанры русской комедии XVIII в. Литература: 1) Сумароков А. П. Тресотиниус. Опекун. Рогоносец по воображению // Сумароков А. П. Драматические сочинения. Л., 1990.2) Лукин В. И. Мот, любовью исправленный. Щепетильник // Русская литература XVIII в. (1700-1775). Сост. В. А.

Практическое занятие № 4. Поэтика комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Практическое занятие № 4. Поэтика комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Литература: 1) Фонвизин Д. И. Недоросль // Фонвизин Д. И. Собр. соч.: В 2 т. М.; Л., 1959. Т. 1.2) Макогоненко Г. П. От Фонвизина до Пушкина. М., 1969. С. 336-367.3) Берков П. Н. История русской комедии XVIII в. Л., 1977. Гл. 8 (§ 3).4)

Практическое занятие № 5 «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева

Практическое занятие № 5 «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева Литература: 1) Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву // Радищев А. Н. Сочинения. М., 1988.2) Кулакова Л. И., Западав В. А. А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарий. Л., 1974.3)

Практическое занятие № 6. Эстетика и поэтика сентиментализма в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

Практическое занятие № 6. Эстетика и поэтика сентиментализма в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Литература: 1) Карамзин Н. М. Бедная Лиза // Карамзин Н. М. Сочинения: В 2 т. Л., 1984. Т. 1.2) Канунова Ф. З. Из истории русской повести. Томск, 1967.

С. 44-60.3) Павлович С. Е. Пути развития

Тема 2 «А что такое, в сущности, чума?»: роман-хроника «Чума» (1947) Альбера Камю (Практическое занятие)

Тема 2 «А что такое, в сущности, чума?»: роман-хроника «Чума» (1947) Альбера Камю (Практическое занятие) ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ1. Нравственно-философский кодекс А. Камю.2. Жанровое своеобразие романа «Чума». Жанр романа-хроники и притчевое начало в произведении.3. История

Тема 3 Новеллистика Тадеуша Боровского и Зофьи Налковской (Практическое занятие)

Тема 3 Новеллистика Тадеуша Боровского и Зофьи Налковской (Практическое занятие) Поэтика, способная выразить фундаментальные и глубинные смыслы бытия, в том числе «сверх-смыслы» (К. Ясперс) экзистенциального (собственно человеческого) существования в мире, является

Тема 5 Философская повесть-притча Пера Фабиана Лагерквиста «Варавва» (Практическое занятие)

Тема 5 Философская повесть-притча Пера Фабиана Лагерквиста «Варавва» (Практическое занятие) Пер Фабиан Лагерквист (P?r Fabian Lagerkvist, 1891–1974), классик шведской литературы, известен как поэт, автор рассказов, драматических и публицистических произведений, ставших

Тема 7 Антиутопия Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин» (Практическое занятие)

Тема 7 Антиутопия Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин» (Практическое занятие) Роман «Заводной апельсин» («A clockwork orange», 1962) принес мировую славу своему создателю – английскому прозаику Энтони Бёрджессу (Anthony Burgess, 1917–1993). Но русскоязычный читатель получил возможность

«Реально-чудесное» в романе Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» (Практическое занятие)

«Реально-чудесное» в романе Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» (Практическое занятие) ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ1. Магический реализм как способ видения действительности через призму мифологического сознания.2. Проблема жанровой формы романа «Сто лет

Тема 12 Джулиан Барнс: вариации на тему истории (Практическое занятие)

Тема 12 Джулиан Барнс: вариации на тему истории (Практическое занятие) Название произведения «История мира в 10 1/2 главах» («A History of the World in 10 1/2 Chapters», 1989), принесшего английскому писателю Джулиану Барнсу (Julian Barnes, р. 1946) мировое признание, весьма необычно и иронично. Оно как бы

Что такое Божье величие на самом деле? | Daily Reflection

Господь царь! Он облачен в величие. Воистину, Господь облачен в величие и вооружен силой. Мир стоит твердо и не может быть поколеблен.

Псалом 93:1

В 1980-х годах христиане в Южной Калифорнии начали петь песню прославления «Величие», написанную Джеком Хейфордом, пастором церкви на Пути в Ван-Найсе. Вскоре эту песню пели по всему миру миллионы людей. В течение многих лет это была одна из самых популярных современных песен поклонения. Даже сегодня, спустя более тридцати лет после первой публикации, «Majesty» по-прежнему входит в сотню лучших по версии CCLI (Международная христианская организация по лицензированию авторских прав). Я не удивлюсь, если эту песню поет больше людей во всем мире, чем любой другой недавний гимн или хвалебную песню.

Но когда мы поем «Majesty», мы действительно знаем, что мы поем? Мы должны поклоняться величию Бога. Это точно. Но что это значит?

Я полагаю, что большинство из нас интуитивно чувствуют, что такое величие Бога. Это связано с Божьей силой и славой. Короли и королевы называются «Ваше Величество» в знак признания их суверенитета. Таким образом, величие Бога также может быть его авторитетом. Я полагаю, что многие могли бы приравнять величие Бога к Его величию. Все эти представления о величии прекрасны. Несомненно, они представляют атрибуты Бога, которые заставляют нас поклоняться. Но можем ли мы прояснить фактическое определение «величества»?

Английское слово «величие» происходит от латинского слова maiestas , что означает «величие или достоинство». В еврейском оригинале Псалма 92 слово, переведенное на английский язык как «величие», звучит как ge’ut (произносится как guh-OOth). Стандартный еврейско-английский словарь определяет это слово как, как вы уже догадались, «величие». Оно тесно связано со словом, переведенным как «гордость» в отрицательном смысле ( ge’ah ). Оба эти слова происходят от корня, означающего «подниматься». Итак, если вы слишком высокого мнения о себе, то у вас есть ge’ah , что нехорошо. Но когда дело доходит до Бога, который совершенно велик, кто является Богом выше всех других богов, тогда уместно ge’ut . Это слово не передает гордости Бога за себя. Скорее, это означает репутацию Бога среди людей и то, что заслуживает этой славы. Мы могли бы понять смысл этого слова, сказав, что Бог по праву считается выше любого другого существа на небе и на земле.

Итак, когда дело доходит до Псалма 93:1, то, что Бог облачен в величие, представляет собой то, что Он окутан уважением Своих творений. Великая сила Бога требует славы. Божья слава требует похвалы. Таким образом, этот псалом напоминает нам, почему мы поклоняемся Богу, хотя он и призывает нас к поклонению. В некотором смысле мы присоединяемся к одеянию величия, которое окружает Бога, когда мы поклоняемся ему.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗМЫШЛЕНИЯ: Когда вы думаете о Божьем величии, что приходит вам на ум? Думаете ли вы о своем поклонении, как о присоединении к универсальному хору хвалы? Как эта мысль может повлиять на ваше поклонение Богу?

МОЛИТВА: Вся хвала Тебе, Боже, потому что Ты одет в величие. Ваше величие вызывает поклонение. Твое творение прославляет тебя, потому что ты один достоин славы.

Да буду я жить для восхваления твоей славы, добавляя несколько прядей к твоему одеянию величия. Аминь .

                     ________________________________________________________

Марк Робертс — исполнительный директор отдела цифровых медиа, а также теологический и культурный управляющий Фондов возрождения мирян. Он является автором восьми книг, в том числе  Без правил: Борьба с Богом в молитве. Он живет в Берне, штат Техас, со своей женой Линдой. Их дети проводят большую часть года в колледже на Восточном побережье.

Вам не нравится ваша рабочая среда? Тогда наша серия «Создание красоты на работе» для вас. В то время как ярко окрашенные стены или гладкая современная мебель могут поднять нам настроение и вдохновить на творчество, в основе лежит инвестирование в людей, с которыми мы работаем, помогая им проявить лучшее, что они есть, и забота о них, даже когда они не могут этого сделать. красивого рабочего места. Прежде чем купить новую картину в рамке для стены, попробуйте сделать комплимент своему коллеге по кабинке или сказать спасибо уборщику. Или, если вам или кому-то из ваших знакомых нужна поддержка в этом духе, начните разговор с коллегой или другом, присоединившись к нам на Высшее призвание .

Изображение предоставлено Laity Lodge, одной из наших дочерних программ Фонда обновления мирян.

Включите JavaScript для просмотра комментариев с помощью Disqus.

ВЕЛИЧИЕ И СЛАВА ИМЯ ВАШЕГО…

по Martha Brady | 4 февраля 2014 г. | ЕВАНГЕЛИЕ БЛАГОДАТИ

Фото Махкео на Unsplash

 

Линда Ли Джонсон, автор слов этого гимна (вместе с Давидом, написавшим Псалом 8) родилась в Сиэтле, штат Вашингтон. Она прожила на Западном побережье большую часть своей жизни. (не удалось найти ссылку с ее фото.)

С 2001 года она жила в Кастро-Вэлли, Калифорния, со своим мужем Брюсом, директором христианских школ Редвуд. Я предполагаю, что они сейчас на пенсии.

У нее двое взрослых детей и трое внуков. Она начала писать тексты в 1978 году, работая в основном с композитором Томом Феттке (который также написал музыку к этой песне).

Это история о Томе Феттке и их совместной работе над этой песней.

Я нашел рассказ Тома Феттке о написании этой песни. Линда Ли Джонсон была участницей хора в церкви, где он был министром музыки. Он заметил в ней потенциал из-за программы воскресной школы, которую она разработала ранее, и попросил ее облечь слова 8-го псалма (его любимого) в форму для пения. Она не разделяла его доверия к ней, но приняла вызов и справилась с тем, что он считал в основном законченным текстом. Через пару недель у него были некоторые трудности с завершением музыки, но он черпал стилистическое вдохновение из произведения. , Moses от Кена Медемы, который помог ему завершить его после того, как он некоторое время лежал в ящике стола. После этого произведения Линда и Том совместно написали ряд хоровых произведений.

Обязательно послушайте эту аранжировку на YouTube. Он отличается от большинства, потому что его исполняет мужская группа, но я нашел его наиболее полезным, потому что он помог мне сосредоточиться на словах, а не на инструментах.

Разве вы не можете представить себе Давида, псалмопевца, сидящего и наблюдающего за овцами и пишущего эти слова, поклоняясь Богу?

Когда я смотрю в ночное небо,
И вижу работу Твоих пальцев.


Луна и звезды в космосе.
Но что такое человек, что Ты помнишь о нем?
Ты дал человеку венец славы и чести.
И сделали его немного ниже ангелов.
Ты поставил его во главе всего творения;
Звери полевые, птицы небесные, рыбы морские.
Но что такое человек, о, что такое человек
Что Ты о нем помнишь?

 

Господи, Боже наш, величие и слава имени Твоего
Превышает землю и наполняет небеса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *