Краткое содержание белла лермонтов: «Бэла» краткое содержание главы 1 романа Лермонтова – читать пересказ онлайн

краткое содержание. Герой нашего времени, краткое содержание главы Бэла

Роман «Герой нашего времени» — одно из значительнейших творений М.Ю. Лермонтова. Композиционное своеобразие произведения таково, что каждая глава и ее расположение в повествовании заключают в себе определенное значение для раскрытия образа главного героя. И открывает роман глава «Бэла» Лермонтова, краткое содержание которой мы и рассмотрим.

Роман «Герой нашего времени»

Издавался роман по частям. Первой увидела свет глава «Бэла», опубликованная в журнале «Отечественные записки» (1839 год). Затем вышли «Фаталист» и «Тамань». Новое произведение Михаила Юрьевича было неоднозначно воспринято критикой. Белинский и его сторонники открыто восхищались романом, однако были те, кто находил в образе Печорина жестокую карикатуру на современное общество. Единственный персонаж, который не вызывал протестов у оппозиции, — Максим Максимыч. Именно его первоначально принял за «героя нашего времени» Николай I и был сильно раздосадован, поняв, что ошибся. Эта полемика заставила Лермонтова написать предисловие к следующему изданию романа, где он опровергает мнение об иронии и насмешках над современностью.


«Герой нашего времени»: «Тамань», краткое содержание

Итак, «Тамань», краткое содержание. Само название обращает нас к небольшому географическому пункту,…

В статье мы рассмотрим не весь роман, а только первую главу — «Бэла» (Лермонтова), краткое содержание ее и анализ.

Своеобразие композиции романа

Основная задача необычного композиционного строя романа заключается в раскрытии образа Печорина. При прочтении произведения создается впечатление, будто с каждой главой, как кадр за кадром, Лермонтов приближает «камеру» к своему персонажу, и в завершении читатель слышит голос Печорина. Хорошо прочувствовать эту необычную структуру помогает краткий пересказ.

Лермонтов, Бэла и другие персонажи для которого были лишь способом объяснить характер Печорина, подходит к созданию образов своих героев очень серьезно. И они предстают не пустыми шаблонами, а людьми со своими мыслями и переживаниями. Именно поэтому имеет смысл анализировать не только образ главного героя, но и образы других персонажей романа.


М. Ю. Лермонтов, Герой нашего времени: анализ и содержание…

Поэта Михаила Юрьевича Лермонтова многие читатели знают как автора пронзительных стихов, темой…

Лермонтов. «Герой нашего времени». Герои главы «Бэла»

Каковы же персонажи первой главы? Основные ее герои следующие:

  • рассказчик,
  • Максим Максимыч – штабс-капитан,
  • Печорин,
  • Бэла — княжна,
  • Казбич — разбойник,
  • Азамат — сын князя.

«Бэла» Лермонтова: краткое содержание. Знакомство

На одной из горных дорог Кавказа сходятся пути рассказчика, едущего из Тифлиса, и штабс-капитана Максима Максимыча. Новый знакомец – человек пятидесяти лет или около того, хорошо знает местность и отлично знаком с языком и традициями горцев. Рассказчик сразу понимает, что перед ним тот, кто давно живет на Кавказе и прекрасно понимает особенности этого края. Вечером на привале Максим Максимыч вспоминает о своей службе в крепости близ Терека. Там с его другом, Печориным Григорием Александровичем, произошла увлекательная история.

Рассказ Максима Максимыча

Образ Печорина впервые предстает перед читателем именно в главе «Бэла» Лермонтова. Краткое содержание рассказа Максима Максимыча можно начать с поездки Печорина и штабс-капитана на свадьбу старшей дочери чеченского князя. Здесь и происходит роковая встреча главного героя с младшей дочерью хозяина дома – Бэлой. Печорин сражен ее красотой и не может отвести от нее взгляда. Но он не единственный заметил очарование юной княжны. Казбич, бандит и лихой наездник, чей конь (Карагез) известен всей Кабарде, также не сводит своих огненный очей с девушки.


Герой нашего времени: Фаталист. Краткое содержание

Заключительная глава романа Лермонтова «Герой нашего времени» называется…

Максим Максимыч во время праздника выходит на улицу подышать воздухом и слышит разговор Азамата с Казбичем. Сын князя хочет заполучить коня разбойника и готов даже украсть для него Бэлу. Но бандит не соглашается. Зато узнавший об этом разговоре Печорин предлагает Азамату украсть для него коня в обмен на девушку. Юноша соглашается и ночью привозит Бэлу Печорину. На следующее утро Казбич приводит баранов в крепость на продажу. И пока они разговаривают со штабс-капитаном, Азамат уводит коня.

Максим Максимыч взывает к чести Печорина, но главный герой отвечает, что если теперь он вернет Бэлу, то князь продаст ее в рабство или убьет. И штабс-капитан соглашается с этим доводом.

Образ Бэлы начинает раскрываться в момент ее появления в крепости. Девушка оказывается запертой в комнате, к ней приходит только татарка и передает подарки Печорина. Княжна ведет себя недоверчиво, но постепенно поддается обаянию главного героя. Он заявляет, что Бэла не сможет полюбить, и готов отпустить девушку и уехать. Княжна останавливает Печорина и признается в любви. В то же время Казбич, уверенный, что Азамат украл его коня с позволения отца, убивает князя.

Максим Максимыч привязывается к девушке, а Печорин охладевает. Главный герой отправляется на охоту, и штабс-капитан, пытаясь развлечь Бэлу, ведет ее гулять на крепостной вал. Здесь они видят всадника, в котором узнают Казбича. Бандит скачет на коне отца Бэлы.

Постепенно Печорин окончательно теряет интерес к княжне. Максим Максимыч снова вызывает главного героя на разговор. Печорин говорит, что его удел – причинять другим горе. И сам он не может найти своего счастья. С юных лет он пытался обрести свое предназначение, найти место в обществе, но терпел неудачи. Именно здесь возникает одна из ключевых проблем романа «Герой нашего времени». Глава «Бэла» иллюстрирует неприкаянность целого поколения, для которого не нашлось достойного занятия в России времен Лермонтова.

Для Печорина Бэла стала надеждой на счастье и любовь, но ожидания не оправдались. Его вновь одолели скука и безразличие. Как-то раз Максим Максимыч и Печорин уезжают на охоту. На обратном пути они слышат выстрел и видят Казбича. Бандит скакал во весь опор, а через седло его коня был переброшен белый сверток. Печорин бросился в погоню и подстрелил коня Казбича. Тогда стало ясно, что разбойник похитил Бэлу. И не желая с ней расставаться, Казбич ударил ее кинжалом.

Печорин привез Бэлу в крепость, где она промучилась еще два дня, а потом умерла. Главный герой долгое время болел, был в печали, а через три месяца уехал в Грузию.

Анализ главы

Анализ литературного произведения позволяет раскрыть все его смысловые грани. Особенно интересно рассматривать тексты, подобные роману «Герой нашего времени». Глава «Бэла» повествует о любви Печорина и Бэлы, черкесской княжны. Лермонтов не дает однозначного ответа, любил ли его герой девушку или просто забавлялся. Сам Печорин не может понять, насколько сильны были его чувства.

Возможно, его прельстила новизна, отличие Бэлы от привычных светских кокеток. Печорин признается, что его привлекает страсть и гордость горцев. Именно этого мог искать в девушке главный герой, но, возможно, он пытался обрести искреннюю привязанность и чувства.

Неоднозначно относится к своему герою сам Лермонтов. Бэла, анализ образа которой весьма примечателен, воплощает в себе искренность и эмоциональность. Именно эти качества в совокупности с красотой могли привлечь Печорина. Но недолгим оказывается интерес главного героя. Охладевая к искренне влюбленной девушке, он губит ее.

Бэла

Характеристика Бэлы во многом определяется ее происхождением: она черкешенка и дочь князя. Ее искренность, открытость и дикость объясняются национальными особенностями горцев. Бэла близка к природе, обладает внутренней гордостью и стремлением к свободе.

Оказавшись в плену, она замыкается и отвергает подарки. Но постепенно в ней просыпается любовь, которой она отдается всецело, не раздумывая и не сомневаясь. Но как только Печорин к ней остывает, Бэла готова сама уйти: «Я не раба его. Я княжеская дочь!»

Таким образом, характеристика Бэлы говорит о ней как о жертве разных культурно-исторических общностей. Принадлежность героини к горцам определила ее смерть от рук Казбича, который руководствовался законами предков.

Бэла и Печорин

Как уже было отмечено выше, не дает однозначной оценки своим героям Лермонтов. «Герой нашего времени» (герои первой главы нами уже рассмотрены) – роман, отразивший многие противоречия человеческого характера. Писатель изображает двух персонажей, совершенно противоположных по своему происхождению и взглядам.

История любви героев построена на противоречиях. Сначала читатель видит страсть Печорина и равнодушие, которое воплощает Бэла. Характеристика героев постепенно меняется на противоположную: в девушке разгораются чувства, а Печорин остывает. Противоречивость героев приводит их любовь в трагедии.

Вывод

Повесть Лермонтова «Бэла» знакомит читателя с главным героем и раскрывает одну из основных черт его характера. Печорин предстает жаждущим новых ощущений, стремящимся обрести свое место в жизни, но непонимающим, чего ищет, и неспособным нести ответственность за свои поступки.

Краткое содержание главы «Бэла» (из романа Лермонтова «Герой нашего времени»)

Произведение «Герой нашего времени» открывается предисловием, где автор обращается к читателям. Лермонтов говорит, что его главный герой — это воплощение всех пороков своего времени в одном образе. Также автор говорит о том, что нельзя давать читателям простые сказки, где положительные и отрицательные персонажи однозначны, нужно давать читателям рассуждать, видеть жизнь как она есть. Такая реальная жизнь представлена в главе «Бэла», краткий пересказ которой подготовил для Вас Многомудрый Литрекон. Здесь изложены только основные события с цитатами, составляющие основной сюжет в сокращении. Полное краткое содержание романа представлено здесь, а анализ произведения — тут.


Рассказчик- офицер сталкивается по пути на Кавказ со старым штабс-капитаном, смотрителем крепости на южной границе России, Максимом Максимычем. Добрый и общительный штабс- капитан рассказывает ему о Григории Печорине, молодом офицере, который по службе оказался на Кавказе: 

«​. .. Я тогда стоял в крепости за Тереком с ротой – этому скоро пять лет. Раз, осенью, пришел транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти. .. » — рассказывает бывший штабс- капитан.

Григорий Печорин был очень хорош собой. Максим Максимыч отмечал в нем натуру противоречивую: 

«​. .. Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький. .. «, ​но держался он всегда уверенно. Белокурые волосы, но усы и брови были черные, а «​. .. карие глаза <. .. > они не смеялись, когда он смеялся! .. «

Максим Максимыч из разговора с Печориным понял, что его направили в глушь по причине дуэли в Петербурге. Вскоре молодой офицер затосковал. Тогда капитан, будучи добродушным, пригласил Печорина на свадьбу старшей дочери черкесского князя.

Печорин согласился развеяться. И на свадьбе встретился с младшей дочерью князя — прекрасной Бэлой, которая очень грациозно танцевала.

В какой-то момент штабс-капитан стал случайным свидетелем разговора Казбича (разбойника) и братом Бэлы Азаматом. Последний умолял Казбича отдать ему за любую цену своего красивого вороного скакуна. Он был готов даже украсть сестру для Казбича, так как знал, что он неравнодушен к Бэле, но разбойник был неумолим. Максим Максимыч рассказал об этом разговоре Печорину. Но он не знал, что задумал его молодой офицер.

Позже выяснилось то, что Печорин уже договорился с Азаматом: последний украдет для него сестру, а, взамен, конь Казбича будет у Азамата.

Азамат все сделал как задумывалось: украл сестру, а Печорин с помощью отвлекающего маневра помог Азамату увезти коня Карагеза. Казбич поклялся найти коня и отомстить обидчику.

Печорин увез Бэлу в крепость. Там он ухаживал за ней, ласково разговаривал, приставил к ней черкешенку. Сначала Бэла отпиралась, но из-за тактичной напористости Печорина сердце ее растаяло под его ласками. Она влюбилась в него, а Печорин наоборот- уже охладел к южной красавице, как только она сдалась на его уговоры.

Немного погодя, в крепость пришло известие о том, что отца Бэлы убил разбойник Казбич из-за подозрений в участии кражи коня. К этому моменту девушка уже ощутила холодок со стороны своего любимого. Она страдала, а Максим Максимыч утешал ее, полюбив как родную дочь.

Печорин все меньше говорил с Бэлой, а она тосковала. Однажды, когда Печорина и Максима Максимыча в крепости не было (они охотились), Казбич украл Бэлу. Когда офицеры вернулись, то увидели всадника на коне с мешком за плечом. Это был Казбич. Они погнались за разбойником, но черкес открыл мешок и оголил кинжал — там была Бэла. Разбойник вдруг бросил мешок и ускакал прочь.

Бэла была сильно ранена и прожила в крепости еще три дня. Она бредила, говорила о своей любви к Григорию Александровичу, говорила о том, что они не смогут встретиться в раю, так как они придерживаются разных верований.

После ее смерти о девушке Максим Максимыч с Печориным больше не говорили. В конце концов, капитан понял, что смерть для Бэлы — лучший исход, потому в итоге Печорин бы бросил ее, а она не смогла бы пережить такое унижение и вернуться к семье. После службы в крепости под началом Максима Максимыча Печорин уехал для продолжения ее в Грузию. Никаких вестей он о себе не подавал.

На этом рассказ штабс-капитана закончился.

Автор: София Ловцова

Краткое изложение для новичков — eNotes.com

Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой Делиться

Последнее обновление: 8 мая 2015 г., редакция eNotes. Количество слов: 459

Сюжет этой поэмы-повествования Лермонтов нашел во время посещения монастыря в бывшей столице Грузии Мцхети по пути в ссылку на Кавказ. Монах рассказал Лермонтову, как мальчиком он попал в плен к русским в родных горах. Его хотели взять в свою страну, но он заболел и остался с монахами монастыря. Монахи вылечили его и позволили ему остаться там. Он стал послушником, но память о вольной жизни в горной деревне преследовала его день и ночь. Он нашел свое тюремное существование настолько невыносимым, что сбежал. Пытаясь добраться до своей деревни, он бродил по лесу, пока не заблудился. Его нашли голодным и истощенным монахи, которые вернули его в келью. Тщетность его бегства заставила его решить остаться в монастыре, где он и остался до сих пор.

Писать сочинение?


Получить пользовательский контур

Наша лаборатория сочинений поможет вам справиться с любым заданием за считанные секунды, независимо от того, изучаете ли вы Макбета или Американскую революцию. Попробуйте сегодня!

Начать эссе

Лермонтов внес в этот рассказ существенные изменения. Всю свою поэтическую силу он сосредоточил на бегстве послушника, а также на великолепных декорациях, в которых оно происходило, оставив в стороне ту покорность, с которой пойманный беглец оставался в монастыре. Стихотворение, таким образом, воплотило воодушевленное стремление к свободе в то время, когда само слово «свобода» было запрещено в России. Приключения послушника в девственном лесу также отвлекли цензора от символического значения поэмы.

Однажды ночью новичок встречает голодную пантеру, которую после отчаянной борьбы убивает своей палкой.

Этот бой — один из лучших отрывков, написанных Лермонтовым, как с точки зрения ярко-чувственных описаний, так и с точки зрения плавной музыки стиха. Через три дня и ночи звук знакомого церковного колокола сообщает послушнику, что вместо обретения свободы он двигался по кругу. Измученный, он падает на землю и приходит в сознание только после того, как монахи, которые искали его, принесли его обратно, при смерти, в свою камеру.

См. eNotes без рекламы

Начните 48-часовую бесплатную пробную версию , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые наши эксперты ответили.

Получите 48 часов бесплатного доступа

Уже зарегистрирован? Войдите здесь.

Благородный порыв, заканчивающийся разочарованием и страданием, — часто повторяющаяся тема в произведениях Лермонтова, но также характерно для Лермонтова решительное неповиновение его героя.

Новичок, хотя и терпит поражение, остается гордым и нераскаявшимся до конца. Разговаривая со своим отцом-исповедником, он говорит ему, что сожалеет только о том, что его полет на свободу не удался.

В поэме нет явных политических аллюзий, но многие читатели, должно быть, отождествили тюрьму послушника с политической тюрьмой России.

Читатели стихотворения на русском языке откроют для себя богатство, легко теряемое при переводе, например, живую схему повествовательной рифмы и музыкальный ритм стихотворения, которым помогают такие приемы, как параллельные грамматические конструкции, аллитерация и ассонанс.

Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:

«Новичок — Краткое содержание» Шедевры мировой литературы, критическое издание

Эд. Стивен Г. Келлман. eNotes.com, Inc. 2009 eNotes.com 24 декабря 2022 г.

Примечание: При ссылке на интернет-источник важно указывать все необходимые даты. Цитата выше будет включать 2 или 3 даты.

  • Если есть три даты, первая дата является датой оригинала публикация в традиционной печати. Второе – это дата публикация онлайн или последняя модификация онлайн. Последняя дата сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.
  • Если указаны две даты, дата публикации и появления онлайн то же самое, и будет первой датой в цитировании. Второе свидание сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.

См. eNotes без рекламы

Начните 48-часовую бесплатную пробную версию , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые наши эксперты ответили.

Получите 48 часов бесплатного доступа

Уже зарегистрирован? Войдите здесь.

Следующий

символов

Михаил Лермонтов на Кавказе – мира хватит

Роща Когер

Каким был первый русский роман? Возможно, это был Иван Выжигин Фаддея Булгарина, который был опубликован в 1829 году и в английском переводе Джорджа Росса двумя годами позже. Я ее не читал и подозреваю, что мало кто из ныне живущих читал либо на языке оригинала, либо на английском языке. Но вскоре после его публикации стали появляться более известные романы крупных русских писателей.

Николай Гоголь опубликовал краткую версию « Тарас Бульба » в 1835 году, а роман Александра Пушкина «Капитанская дочка » последовал за ним в 1836 году. Помимо исторической важности, эти два произведения остаются вполне читаемыми и сегодня. Но более длинному роману, датированному 1840 годом, суждено было превзойти их по психологической проницательности и техническим новшествам. Произведение называлось Герой нашего времени, , а его автором был молодой армейский офицер Михаил Лермонтов.

Родившийся в 1814 году, Лермонтов был болезненным ребенком, бабушка возила его на курорты на Северный Кавказ в надежде поправить здоровье. Лечение, похоже, подействовало, но как непослушный военный у него было две возможности познакомиться с более гористыми районами на юге, дважды оказываясь там сосланным — в 1837 и 1840 годах.

На протяжении большей части Лермонтова Россия вела то, что историки называют Кавказской войной, затяжной серией конфликтов, в которых соотечественники Лермонтова сражались с различными коренными народами, включая черкесов и чеченцев. Россия аннексировала Грузию, лежащую к югу от гор Большого Кавказа, в 1801 году, но территория между югом России и Грузией осталась непокоренной. Стремясь умиротворить регион, Россия построила ряд фортов по грубой линии — Северо-Кавказской линии, — протянувшейся от северных берегов Черного моря на западе до Каспийского моря на востоке. А для облегчения переброски войск было улучшено покрытие Военно-Грузинской дороги протяженностью 132 мили, древней дороги, связывающей южнорусский город Владикавказ с грузинским городом Тбилиси.

Молодой Лермонтов начал публиковать романтические стихи, многие из которых отражали «экзотическое» очарование Кавказа, в конце 1820-х годов, а свой роман, действие которого происходило в том же регионе, начал писать в 1837 или начале 1838 года. Три его раздела появились в журнале «Отечественные записки» в 1839 и 1840 годах, а вскоре последовало и книжное издание.

Роман состоит из шести разделов разной длины. Они рассказаны тремя разными рассказчиками, расположены не в хронологическом порядке и даже представлены в разных режимах. Однако они связаны кавказской обстановкой и повторяющимися персонажами. А на заднем плане вездесущая Кавказская война.

В первом разделе «Бела» неназванный рассказчик рассказывает о своей встрече на Военной дороге из Тбилиси со стареющим офицером по имени Максим Максимыч. Вынужденные укрыться в родной хижине во время метели, они обмениваются репликами, и Максимыч рассказывает трагическую историю с участием другого офицера, Григория Александровича Печорина, и молодой черкешенки.

Разделенные на несколько дней пути, два путешественника снова встречаются во второй части романа. Действие происходит во Владикавказе, где они случайно встречают самого Печорина. Максимыч очень рад видеть своего старого товарища по оружию, но Печорин делает вид, что ему безразлично, и говорит им двоим, что едет в Персию. Он также призывает разочарованного Максимыча делать все, что он пожелает, с личными бумагами, которые он оставил у него. Рассказчик тут же просит бумаги, которые, как мы впоследствии узнаем, являются страницами из журнала Печорина.

В следующем, кратком разделе, действие которого происходит чуть позже, рассказчик объясняет, что он узнал о смерти Печорина в Персии и поэтому публикует три выписки из своего журнала.

«Тамань» находится в одноименном порту на продолжении Черного моря, известного как Азовское море, а «Княжна Мария» — в курортном городе Пятигорске. Действие третьего отрывка, «Фаталист», происходит в деревне на восточном фланге Линии и драматизирует вопрос о том, что правит нашей жизнью — судьба или случайность. Хотя они иллюстрируют различные аспекты характера Печорина, возникает картина окончательного байронического героя — задумчивого, циничного, высокомерного и саморазрушительного.

Эти черты были присущи Лермонтову, и они проявились в конце его короткой жизни, когда судьба (или случай?) также приложила руку. В конце июля 1841 года он так непрестанно высмеивал своего товарища-офицера, что тот вызвал его на дуэль. Событие произошло во второй половине дня 27 июля, но, хотя Лермонтов отказался целиться в своего противника (громко заявив, по одной из версий, что он не будет «стрелять в этого дурака»), другой офицер выстрелил ему в грудь, убив его мгновенно.

Обложка в верхней части сегодняшнего поста , отсканированная с моей книги в мягкой обложке Doubleday Anchor 1958 года, написана Эдвардом Гори и основана на картине самого Лермонтова 1837 года « Кавказский вид с горой Эльбруз».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *