«Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве, при случае великого северного сияния»
История создания и жанр. В XVIII веке духовными одами назывались стихотворные переложения псалмов — лирических текстов молитвенного характера, составляющих одну из книг Библии — Псалтирь. Для русского читателя XVIII в. Псалтирь была особенной книгой: любой грамотный человек знал Псалтирь наизусть, потому что по текстам этой книги учили читать. Поэтому переложения псалмов (стихотворный русский перевод старославянских текстов) как лирический жанр были весьма популярны.
В творчестве выдающегося ученого, мыслителя, поэта М.В. Ломоносова жанр духовной оды получает распространение не только в своей традиционной форме, но и как особый жанр научно-философской лирики. В этих произведениях он выражает веру в науку и человеческий разум, восхищается природой как Божественным творением.
Хотя духовная тематика не была самой распространенной в литературном творчестве Ломоносова, однако целый ряд его поэтических произведений посвящен именно этим вопросам.
Тематика и проблематика. Для духовных од Ломоносова характерен широчайший диапазон проблем. Писатель задается разнообразными нравственно-философскими вопросами, размышляет о роли и месте человека и науки в мироздании, о совершенстве природы как Божественного творения. При этом Ломоносов отличается от православных писателей прошлого тем, что он не чуждается «свободного философствования». Будучи глубоко верующим человеком, он отвергает «стеснение сферы науки религией». «Неверно рассуждает математик, — замечает М.В. Ломоносов, — если хочет циркулем измерить Божью волю, но неправ и богослов, если он думает, что на Псалтири можно научиться астрономии и химии». Известна ломоносовская формула: «Испытание натуры трудно, однако приятно, полезно, свято»1. Святость научного знания в понимании Ломоносова обозначала необходимость всецело посвятить себя науке. Универсализм его дарования проявлялся в нерасчленимости для него науки и литературы, религии и науки.
Две рассматриваемые оригинальные оды Ломоносова не имеют библейского источника, как остальные, они навеяны научными занятиями поэта астрономией и физикой. «Утреннее размышление о Божием величестве» и «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» представляют собой опыты создания научной картины мира поэтическими средствами. В «Вечернем размышлении…» поэт-ученый выдвигает научную гипотезу об электрической природе северного сияния. В «Утреннем размышлении…» рисуется научно достоверная, как ее себе представляли в XVIII в., картина солнечной поверхности:
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.
В этих одах появляется образ человека-исследователя, он подобен титану-первооткрывателю, который вопрошает Творца:
Творец, покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи,
И, что угодно пред Тобою,
Всегда творити научи.
(«Утреннее размышление…»)
Лирический герой этих стихотворений стремится проникнуть в тайны мироздания, познать законы природы:
Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!
При этом он говорит о смятении человека перед непознаваемостью законов мироздания:
Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!
Вера в человеческий разум, стремление познать «тайны множества миров» сочетаются в этих духовных одах с преклонением перед безграничной созидательной силой Творца, неизмеримое величие которого являет себя в устройстве мира, картинах грандиозной природы, ее могуществе и силе. Это приводит поэта в благоговейный восторг, подобный духовному состоянию автора библейских псалмов, и облекается в насыщенную мощными образами поэтическую картину;
От мрачной ночи свободились
Поля, бугры, моря и лес,
И взору нашему открылись,
Исполнены твоих чудес.
Там всякая взывает плоть:
«Велик Зиждитель наш Господь!»
Идея и пафос. В духовных одах Ломоносова выразились не только его важнейшие идеи, но и нашла отражение творческая индивидуальность писателя. Ломоносов во всю мощь своего энциклопедического научного мышления создает грандиозные космические картины, в описании которых сливаются лирические эмоции человеческого восторга перед стройностью божественного творения, а также ощущение неисповедимого божественного Промысла и непознаваемости глубинных связей, конечных причин, лежащих в основе мироздания.
Поэт выражает в этих духовных одах чувство потерянности и религиозный энтузиазм человека, охватывающие его ум при созерцании величественных картин природы. У человека, выросшего среди сурово-величественной природы. Севера и ставшего ее исследователем и певцом, картина первозданной природы вызывает особое отношение:
Сия ужасная громада
Как искра пред Тобой одна!
Тобою, Боже, возжена,
Для наших повседневных дел,
Что Ты творить нам повелел!
(«Утреннее размышление о Божием величестве») ,
Именно этот эмоциональный диссонанс — с одной стороны, восторг, вызванный ощущением божественной гармонии и взаимосвязи всех элементов мироздания, с другой — смятение перед непознаваемостью мира — порождает в духовных одах Ломоносова сложную двойную интонацию. Они являются гимном и элегией одновременно.
Значение произведения. Духовные оды Ломоносова по праву признаются наиболее совершенными в художественном отношении поэтическими произведениями писателя. Медная крепость их стиля удивительно гармонирует с грандиозностью рисуемых образов. В дальнейшем не раз русская литература вновь и вновь обращалась к духовным проблемам, создавая высочайшие художественные творения, которые принесли ей мировую славу. В конце XVIII века дело Ломоносова продолжил Державин, а затем в поэзии XIX века натурфилософская поэзия Тютчева наследует традиции ломоносовских духовных од, особенно в создании картин ночного пейзажа. Конечно, классицизм с его строгим делением на стили и жанры безвозвратно ушел в прошлое, оды, столь популярные среди писателей этого литературного направления, сменились другими стихотворными жанрами. Но сам накал духовного искания, выраженный в возвышенных художественных образах, связанных с библейской первоосновой, не мог исчерпать себя.
В русской литературе он отразился в той ее пророческой ветви, которая дала нам незабываемых «Пророков» Пушкина и Лермонтова, навсегда связавших воедино в русской литературе имя Поэта с высокой миссией Пророка.Михаил Ломоносов «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния»
Рейтинг
- Средняя оценка:
- 7.56
- Оценок:
- 68
- Моя оценка:
—
подробнее
Михаил Ломоносов
Стихотворение, (год написания: 1743)
Аннотация:
В природе, где всё, казалось бы, идёт единожды и навечно установленным порядком, случаются порой дивные вещи, смущающие ум своей непостижимостью.
© Sawwin
Входит в:
— антологию «Мысль, вооружённая рифмами», 1984 г.
— антологию «Русские поэты XVIII-XIX веков», 1985 г.
— антологию «…И звезда с звездою говорит», 1986 г.
— антологию «Кибернетический Пегас», 1989 г.
— антологию «Лазурный луч», 1996 г.
— антологию «Стихотворения. Письма», 1999 г.
— антологию «Worlds Apart», 2007 г.
— журнал «Аргамак. Татарстан, № 4 (9), 2011», 2011 г.
— журнал «Урал 2011 № 6», 2011 г.
Издания:ВСЕ (18)
- /языки:
- русский (17), английский (1)
- /тип:
- книги (15), периодика (2), аудиокниги (1)
- /перевод:
- М. Китчен (1), А. Левицкий (1)
1967 г.
1970 г.
1978 г.
1979 г.
1985 г.
1985 г.
1986 г.
1986 г.
1986 г.
1987 г.
1989 г.
1996 г.
1999 г.
Периодика:
2011 г.
2011 г.
Аудиокниги:
2006 г.
Издания на иностранных языках:
2008 г.
(английский)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!РегистрацияВзгляни и увидь Божье величие! – Поиск страстной молитвы в духовной войне
Моя группа по изучению Библии вчера вечером обсуждала Псалом 8, который начинается, «О Господи, Господи наш, как величественно имя Твое на всей земле! Ты вознес славу Свою выше небес» . Слишком легко увлечься повседневными делами и смотреть на вещи, которые, как говорит Слово Божье, прейдут. Так что неудивительно, что моя утренняя молитва Освальда Чемберса натолкнула на ту же мысль. Я слышу Тебя, Господь!
Народ Божий во времена Исаии ослепил свой разум, чтобы видеть Бога, взглянув на лица идолов. Но Исайя заставил их взглянуть на небо; то есть он заставил их начать использовать свою способность правильно думать и визуализировать. Если мы дети Божьи, у нас есть огромное сокровище в природе, и мы осознаем, что оно свято и священно. Мы увидим, как Бог тянется к нам в каждом дуновении ветра, каждом рассвете и закате, каждом облаке в небе, каждом цветущем цветке и каждом увядающем листе, если мы только начнем использовать наше слепое мышление, чтобы визуализировать это.
«Поднимите очи ваши на высоту и посмотрите, Кто сотворил это, Кто выводит Их воинство числом; Он называет их всех по имени, Величием могущества Своего и силой могущества Своего; Ни одного не пропало» (Ис 40:26) .
Настоящим испытанием духовной сосредоточенности является способность взять под контроль свой разум и мысли ( 2 Кор. 10:5 ). Ваш ум сосредоточен на лице идола? Кумир ты сам? Это твоя работа? Это ваше представление о том, каким должен быть слуга, или, может быть, ваш опыт спасения и освящения? Если это так, то ваша способность видеть Бога ослеплена.
Вы будете бессильны перед трудностями и будете вынуждены терпеть во тьме. Если ваша способность видеть была ослеплена, не оглядывайтесь на свой собственный опыт, а взирайте на Бога. Вам нужен Бог. Выйдите за пределы себя, прочь от лиц своих идолов и прочь от всего остального, что ослепляло ваше мышление. Пробудитесь и примите насмешки, которые Исайя устроил своему народу, и сознательно обратите свои мысли и взоры к Богу.
«Разве ты не знаешь? Разве ты не слышал? Вечный Бог, Господь, Творец концов земли, не утомляется и не утомляется. Его понимание непостижимо. Он дает силу слабым, а бессильным умножает силу». (40:28-29)
Одной из причин нашего чувства тщетности молитвы является то, что мы потеряли способность визуализировать. Мы больше не можем даже представить себе, что преднамеренно ставим себя перед Богом. На самом деле важнее быть преломленным хлебом и разлитым вином в области ходатайства, чем в нашем личном общении с другими. Сила визуализации — это то, что Бог дает святому, чтобы он мог выйти за пределы самого себя и прочно войти в отношения, которых у него никогда не было.
«Придите, будем петь Господу! Радостно воскликнем Скале спасения нашего. Давайте предстанем перед Его присутствием с благодарением; Радостно воскликнем Ему с псалмами. Ибо Господь есть великий Бог и великий Царь над всеми богами. В руке Его глубины земли; Высоты холмов также принадлежат Ему. Море принадлежит Ему, ибо Он создал его; и Его руки образовали сушу. О, придите, поклонимся и поклонимся; Преклоним колени перед Господом, нашим Создателем. Ибо Он наш Бог, а мы люди пастбища Его и овцы руки Его. Сегодня, если услышите Его голос: «Не ожесточите сердец ваших, как в мятеже, как в день искушения в пустыне» (Пс. 9).5:1-8).
Нравится:
Нравится Загрузка. ..
Что такое Божье величие на самом деле?
Daily Reflection / От продюсера The High Calling
Господь царь! Он облачен в величие. Воистину, Господь облачен в величие и вооружен силой. Мир стоит твердо и не может быть поколеблен.
Псалом 93:1
В 1980-х годах христиане в Южной Калифорнии начали петь песню прославления «Величие», написанную Джеком Хейфордом, пастором церкви на Пути в Ван-Найсе. Вскоре эту песню пели по всему миру миллионы людей. В течение многих лет это была одна из самых популярных современных песен поклонения. Даже сегодня, спустя более тридцати лет после первой публикации, «Majesty» по-прежнему входит в сотню лучших по версии CCLI (Международная христианская организация по лицензированию авторских прав). Я не удивлюсь, если эту песню поет больше людей во всем мире, чем любой другой недавний гимн или хвалебную песню.
Но когда мы поем «Majesty», мы действительно знаем, что поем? Мы должны поклоняться величию Бога. Это точно. Но что это значит?
Я полагаю, что большинство из нас интуитивно чувствуют, что такое величие Бога. Это связано с Божьей силой и славой. Короли и королевы называются «Ваше Величество» в знак признания их суверенитета. Таким образом, величие Бога также может быть его авторитетом. Я полагаю, что многие могли бы приравнять величие Бога к Его величию. Все эти представления о величии прекрасны. Несомненно, они представляют атрибуты Бога, которые заставляют нас поклоняться. Но можем ли мы прояснить фактическое определение «величества»?
Английское слово «величие» происходит от латинского слова maiestas , что означает «величие или достоинство». В еврейском оригинале Псалма 92 слово, переведенное на английский язык как «величие», звучит как ge’ut (произносится как guh-OOth). Стандартный еврейско-английский словарь определяет это слово как, как вы уже догадались, «величие». Оно тесно связано со словом, переведенным как «гордость» в отрицательном смысле ( ge’ah ). Оба эти слова происходят от корня, означающего «подниматься». Итак, если вы слишком высокого мнения о себе, то у вас есть ge’ah , что нехорошо. Но когда дело доходит до Бога, который совершенно велик, кто является Богом выше всех других богов, тогда уместно ge’ut . Это слово не передает гордости Бога за себя. Скорее, это означает репутацию Бога среди людей и то, что заслуживает этой славы. Мы могли бы понять смысл этого слова, сказав, что Бог по праву считается выше любого другого существа на небе и на земле.
Итак, когда дело доходит до Псалма 92:1, то, что Бог облачен в величие, представляет собой то, что Он окутан уважением Своих творений. Великая сила Бога требует славы. Божья слава требует похвалы. Таким образом, этот псалом напоминает нам, почему мы поклоняемся Богу, хотя он и призывает нас к поклонению. В некотором смысле мы присоединяемся к одеянию величия, которое окружает Бога, когда мы поклоняемся ему.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗМЫШЛЕНИЯ: Когда вы думаете о Божьем величии, что приходит вам на ум? Думаете ли вы о своем поклонении, как о присоединении к универсальному хору хвалы? Как эта мысль может повлиять на ваше поклонение Богу?
МОЛИТВА: Вся хвала Тебе, Боже, потому что Ты одет в величие. Ваше величие вызывает поклонение. Твое творение прославляет тебя, потому что ты один достоин славы.
Да буду я жить для восхваления твоей славы, добавляя несколько прядей к твоему одеянию величия. Аминь .
________________________________________________________
Марк Робертс — исполнительный директор по цифровым медиа, теологический и культурный управляющий Фонда обновления мирян. Он является автором восьми книг, в том числе « Без ограничений: Борьба с Богом в молитве». Он живет в Берне, штат Техас, со своей женой Линдой. Их дети проводят большую часть года в колледже на Восточном побережье.
Вам не нравится ваша рабочая среда? Тогда наша серия «Создание красоты на работе» для вас. В то время как ярко окрашенные стены или гладкая современная мебель могут поднять нам настроение и вдохновить на творчество, в основе лежит инвестирование в людей, с которыми мы работаем, помогая им проявить лучшее, что они есть, и забота о них, даже когда они не могут этого сделать.