Развитие культуры в России в XVII веке
В курсе истории мы уделяли большое внимание изучению культуры со времени ее возникновения. Что же называется культурой?
Культурой называют достижения людей в их материальной и духовной жизни. Отсюда в культуре различают материальную и духовную культуру.
- К материальной культуре относят орудия труда, трудовой опыт людей, а также жилища, одежду и т.д.
- К духовной культуре относят просвещение, науку, искусство, взгляды людей на природу и на жизнь общества.
Чем определяется развитие культуры? Культура развивается не сама по себе, а в связи со всей жизнью общества. В основе ее развития лежит труд народных масс, покорение ими сил природы, борьба против классового угнетения, борьба за независимость родины.
Все лучшее, созданное и накопленное людьми в культуре, сохраняется и развивается последующими поколениями.
Москва XVII В.
I. Исторические условия развития культуры.
Установление более тесных хозяйственных связей между различными частями страны вызывало и усиление культурных связей, содействовало дальнейшему развитию общерусской культуры.
Воссоединение Украины с Россией, присоединение обширных пространств Сибири вели к усилению культурных связей между различными народами нашей страны.
Крестьянские войны XVII в., городские восстания, народно-освободительная война украинского и белорусского народов нашли яркое отражение в устном народном творчестве, вызвали новый подъем в его развитии.
Укрепление Российского государства во второй половине XVII в. создало более благоприятные условия для городского строительства и развития архитектуры.
Развивались и культурные связи с Западной Европой. В Россию приезжали врачи, мастера техники, знатоки военного дела из зарубежных, более развитых тогда стран.
В Москве возникла целая слобода, населенная иностранцами. Некоторые черты быта западноевропейской знати нашли отражение в домах отдельных бояр и богатых купцов России. Они приобретали для себя картины, зеркала, музыкальные инструменты.
2. Русский город XVII в.
В начале XVII в. многие русские города были разрушены польскими и шведскими интервентами. Но потом они вновь отстраиваются, расширяется их площадь, растет количество построек.
Дома посадских людей и даже знати чаще всего строились из дерева. Стали возводить двухэтажные, а иногда и трехэтажные дома.
Сравнительно редкие каменные постройки окружало множество деревянных домов.
Сторожевая башня (XVII в.):
В лучших местах каждого города возвышались красивые храмы. Среди низких построек того времени высокие колокольни и купола храмов были видны далеко вокруг и украшали город. Часто купола сверкали драгоценной позолотой.
Особенно красива была Москва. В XVII в. Кремль, расположенный в центре большого города, утратил оборонное значение. Изменился и его внешний облик. Башни надстроили высокими шатрами, на Спасской башне русские умельцы установили большие часы с колоколами, которые отбивали каждый час. Бой часов был слышен не только по всей Москве, но и вокруг нее — километров на десять.
Одна из башен Кремля была приспособлена для водопровода. На верху «водоводной» башни установили большой бак. В него накачивали воду насосом. Из бака вода по свинцовым трубам шла в дворцовые здания.
Вокруг обширного московского посада возвели грандиозный земляной вал. Он шел по линии современного Садового кольца и должен был защищать город от возможных нападений врага.
Об этом земляном вале до сих пор напоминают названия многих московских улиц — Земляной вал, Крымский вал, Коровий вал.
Через Москву-реку был построен большой Каменный мост. Длина его составляла 140 м а ширина — 22 м. На одном конце моста помещалась Каменная башня с шестью проходами. На мосту располагались торговые лавки-так широк он был. Одним из «чудес света» называли его современники. В наши дни на том же месте возведен железобетонный мост, но название — Каменный мост — сохранилось до сих пор.
Значительно выросли и другие русские города: Архангельск, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Астрахань. Росло число их жителей, возводились новые дома, торговые ряды, мастерские ремесленников.
3. Деревянное и каменное зодчество.
Высокого развития в XVII в. достигло деревянное зодчество. Крестьяне и городские ремесленники рубили из дерева свои дома, из дерева возводились оборонительные сооружения, строились дворцы для князей и бояр, ставились храмы.
Русские мастера возвели исключительной красоты деревянный дворец для царя Алексея Михайловича в селе Коломенском, под Москвой. (См. цветную иллюстрацию 4.) Это был словно целый сказочный город из причудливых, связанных между собой деревянными переходами отдельных строений, башенок, перекрытий в форме кокошников, шатров с чешуйчатыми крышами. Дворец насчитывал 270 комнат. До трех тысяч различной формы окон и оконцев разрезали его стены, наполняли внутренние покои воздухом и солнечным светом. Сказочную причудливость дворца подчеркивала яркая раскраска его внешних стен и тончайшая золоченая резьба.
В начале XVIII в. русские умельцы возвели двадцати двух-главую Преображенскую церковь в селе Кижи (в Карелии). В основе храма — обычный для деревянных церквей восьмерик с четырьмя прирубами (пристройками), а выше — еще один. И все они увенчиваются ярусами «бочек» с главками, которые пирамидой поднимаются к центральной, самой большой главе.
Влияние народного деревянного зодчества ярко проявлялось и в каменных сооружениях, которые отличаются большой декоративностью и сложностью внешнего убранства. Примером тому является церковь Иоанна Предтечи в Ярославле. Стены из красного кирпича хорошо гармонировали с голубоватым узором изразцовых украшений.
Увенчивали храм пятнадцать глав обильно украшенных позолотой. Влияние деревянного зодчества сказывалось здесь и в форме наличников окон, и в ажурности украшений стен, и в луковичной форме куполов.
Особенно широкое распространение в XVII в. получают пятику-польные каменные храмы.
Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле:
4. Устное народное творчество.
В устном народном творчестве XVII в. ярко отразились основные политические события тех лет: борьба против шведских и польских интервентов начала XVII в. и крестьянские восстания под предводительством Ивана Болотникова и Степана Разина. Об этих событиях пели песни, складывали былины.
В одной из песен XVII в. звучал знаменитый призыв Кузьмы Минина:
- …Оставляйте вы свои домы.
- Покидайте ваших жен, детей.
- Вы продайте все ваше злато-серебро,
- Накупите себе вострых копиев,
- Вострых копиев, булатных ножей…
- Пойдем-ко мы сражатися
- За матушку, за родную землю.
- За родную землю, за славный город Москву.
В другой песне народ протестовал против боярской клеветы на восставших, прославлял Степана Разина и его молодцев:
- …Ты взойди, взойди, красное
- солнышко,
- Над горой взойди над высокою,
- Над дубравушкой над зеленою…
- Обогрей ты нас, людей бедных,
- Добрых молодцев, нас ты, беглых;
- Мы не воры, не разбойничий,
- Стеньки Разина мы работнички.
Многочисленные народные поговорки и пословицы обличали крепостническую действительность, разоблачали бояр, приказных людей, церковников:
- «В боярский двор ворота широки, а со двора — узки»,
- «Закон что дышло — куда повернешь, туда и вышло»,
- «Кому тошно, а попу — в мошно».
5. Сатирические повести
XVII в. В XVII в. широкое распространение получили сатирические повести. «Повесть о Шемякином суде» высмеивала взяточничество и продажность феодального суда.
В повести «Сказание о куре и лисице» бичевалось лицемерие и стяжательство духовенства. Лисице очень захотелось поймать кура — петуха. Вот она и стала словами священного писания обличать его «грехи». Но когда кур был пойман, личина благочестия была сброшена. Облизываясь в предвкушении вкусного обеда, лисица заявляет: «А я теперь сама голодна, хочу я тебя скушать, чтоб мне с тебя здравой быть».
Так в сатирических повестях отразились острые классовые противоречия, повседневная борьба городской бедноты и крепостного крестьянства против помещиков, богатых купцов и духовенства.
6. Школа и образование.
В XVII в. значительно возросло число грамотных людей в среде дворянства и посадского населения. Больше стали издавать учебников. Только за вторую половину века московский Печатный двор подготовил более 300 тысяч печатных букварей и около 150 тысяч книг религиозного содержания, которые «использовались при обучении.Школа того времени была школой зубрежки. Ученик должен был нараспев повторять то, что говорил учитель. Азбуку заучивали наизусть — и сверху вниз, и в обратном порядке. Каждая буква имела особое название: «аз» (а), «буки» (б). «веди» (в), «глагол» (г), «добро» (д), «есть» (е) и т. д. Заучив эти названия букв, было очень трудно научиться составлять из них слоги и слова: «буки-аз» — это значит ба, «буки-аз» — снова ба, вместе — баба. Тогда-то в народе и сложилась поговорка: «Азбуку учат -во всю избу кричат».
Одолев букварь, ученики переходили к чтению церковно-назидательных книг — часослова, псалтыри. Ребятишки должны были заучивать наизусть большие отрывки, хотя часто их содержание было непонятно школьнику.
За малейшую провинность учеников заставляли часами стоять на коленях, наказывали розгами. Изображение розги было даже помещено в начале учебника. В московском букваре розга воспевалась в стихах: «Розга ум вострит, память возбуждает и волю злую в благо преломляет».
В конце XVII в. в Москве открылась первая русская высшая школа — Славяно-греко-латинская академия. Здесь изучали не только религиозные книги, но и латинский и греческий языки, историю, философию. Из стен академии вышли потом многие деятели русской науки и просвещения.
Не только высшее, но и школьное образование было недоступно крепостным крестьянам и городской бедноте.
7. Развитие научных знаний.
Жизнь все больше требовала увеличения числа грамотных людей и расширения научных знаний. Особенно усилилось внимание к практическому применению научных знаний: способам измерения площади, извлечению квадратных и кубических корней, решению уравнений с несколькими неизвестными, различным данным из физики и химии.
Применялись и медицинские знания, тогда еще очень скудные. Во время эпидемий изолировали больных людей от здоровых, сжигали одежду заразных больных и т. д. Впрочем, это сочеталось с господством самых диких суеверий, верой в существование «колдунов» и «ведьм», которые якобы приносят «порчу» (болезни) людям.
Стали переводить на русский язык книги по различным отраслям научных знаний: математике, астрономии, географии, медицине. Русские читатели впервые познакомились со взглядами Коперника.
В России были составлены карты, среди них и карта всего Российского государства.
8. Борьба церкви против распространения светских знаний и народного искусства.
Церковь была очень консервативна.
- «Не ищи, человече, мудрости, ищи кротости, — внушалось детям в школьных «прописях», по которым они учились читать.
- — Не тот мудр, кто много грамоте умеет, а тот мудр, кто много добра творит».
Священники в своих проповедях утверждали, что светское, мирское греховно, и только молитвою и постом человек может приобщиться к подлинной мудрости на земле.
Здесь следует отметить что с одной стороны это несколько тормозило развитие наук и общества, с другой стороны являлось духовной скрепой которая формировала единство в российском обществе, позволяло ему переносить любые тяготы и невзгоды.
- < Сибирь в XVII веке
- -> Заключение — значение 17 века для России >
Теги:
Россия
Искусство и наука
Древнерусское государство — Русь
XVII век
Добавить комментарий
Культура России в 17-м веке
Политические и экономические изменения, произошедшие в России, ознаменовались расцветом культуры. Главная черта новой культуры — отход от религиозных канонов и обращение к ценностям людского бытия и человеческой личности.
В 1634 г. был издан первый печатный русский букварь Василия Бурцева, в 1648 г. — «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. В 1679 г. появляется новая печатная азбука.
В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для государственных учреждений, в 1680 г. — школа при Печатном дворе.
В 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева создается Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. — академия), которое стало первым высшим учебным заведением России. Распространение грамотности в посадской среде всячески поощрялось правительством. В Москву стали приглашать ученых и монахов для преподавания как светских, так и духовных наук.
В 17-м в. появляются новые литературные жанры. Создаются сатирические бытовые повести: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином Суде», в которых критикуются земельные порядки. Распутство и греховное бытие монахов Калязинского монастыря высмеивается в повести «Капязинская челобитная».
Симеон Полоцкий ввел два новых жанра — поэзию и драматургию, создав стихотворные произведения и пьесы, которые ставились в первом придворном русском театре, основанном в 1670 г. при царе Алексее Михайловиче.
Одно из литературных течений того времени — народно-обличительное. Его представитель — протопоп Аввакум, основоположник биографического жанра. В полемическом произведении «Житие протопопа Аввакума» он простым разговорным языком повествовал о драматической истории своей жизни.
Во второй половине 17-го в. появляются первые портретные изображения с элементами реального сходства. Зарождается светская портретная живопись.
Родоначальник портретной живописи в России С. Ушаков работал в художественном центре при Оружейной палате Кремля. В 1668 г. он пишет икону «Богоматерь Владимирская» (или «Насаждение дерева российского государства»), на которой изображены наиболее выдающиеся деятели его эпохи.
Существенные изменения произошли в архитектуре и градостроении. Помимо создания шедевров деревянного зодчества, культовых построек в Коломенском и на русском Севере, значительно увеличивается количество зданий, возводимых из камня.
В зодчестве 17-го в. намечается сближение культового стиля с гражданским. Появляется стиль, который возник при слиянии русской архитектуры и западноевропейского барокко, — московское (или нарышкинское) барокко.
Характерные черты русской архитектуры этого периода — многоярустность, симметричность композиций, цветной декор. Примеры этого стиля — церкви Покрова в Филях (1693) и Спаса Нерукотворного в Уборах (1697).
В гражданском зодчестве основным направлением стало строительство первых каменных зданий бытового назначения — гостиные дворы в Москве и Архангельске, Сухарева башня в Москве, Поганкины палаты в Пскове.
Экономические и военные потребности централизованного государства обусловили развитие науки и техники.
Русские умельцы осваивают науку и технику. Для них характерны обширные теоретические познания. Доказательством этому служит созданный в 1621 г. «Устав ратных, пушечных и других дел» Анисия Михайлова, в котором изложены знания по математике, физике и химии.
Активно развивается географическая наука. В 1643-1653 гг. состоялись экспедиции В. Пояркова, С. Дежнева и Е. Хабарова по освоению новых территорий.
История русской культуры
- Главная
- Россия
- Культура
- История русской культуры
Как именно началось развитие русской культуры? Какие изменения претерпела она с течением времени? Как сегодня выражается русская культура? Чтобы ответить на эти вопросы, мы сначала должны сделать шаг назад во времени. ..
Историю русской культуры можно разделить на пять этапов:
- Культура Древней Руси — В 10 веке Киевская Русь попала под влияние Византийской империи. Приход христианства оказал большое влияние на быт местного населения, что отразилось на развитии архитектуры, традиций и литературы. После монгольского нашествия византийская культура стала сдавать свои позиции и часть наследия предыдущего периода была утрачена навсегда. Новая административная система основывалась на принципах, отличных от западноевропейских.
- Русская культура XIII-XVII веков — Этот этап в развитии русской культуры называют периодом Московской Руси. Территория, которая на протяжении многих веков была раздроблена, объединилась в единое государство с центром в Московии. В этот период был построен Московский Кремль и возродилась роспись церквей фресками. Живописцы снова обратились к византийской культуре и сформировали школу русской иконописи. Одним из самых известных живописцев и иконописцев этого периода был Андрей Рублев.
- Культура Императорской России — Реформы Петра Великого открыли Россию западноевропейским влияниям. Эпоха Просвещения подчеркнула ценность человека и необходимость образования и целостного развития. Началась оживленная дискуссия между сторонниками славянской культуры и поклонниками западного образа жизни. Вместе они искали баланс между двумя культурами и определяли, как должна развиваться Россия, сохраняя свою национальную идентичность и традиционные ценности. В этот период закладывались основы русского литературного языка, писались великие русские классики. С упором на сохранение истории и просвещение людей начали развиваться музеи.
- Русская культура в составе Советского Союза — Под влиянием советской власти русская культура существенно изменилась. С приходом большевиков многие творческие и научные деятели царской России эмигрировали в Европу. Репрессии унесли жизни видных представителей интеллигенции. Советская власть решительно избавлялась от остатков прошлого, уничтожая многие артефакты церковной жизни. В то же время коммунисты работали над ликвидацией неграмотности, сделав образование бесплатным и обязательным для всех. Возникла новая интеллектуальная и творческая элита, появились литературные классики советской эпохи, получили развитие театр, кино и другие виды искусства.
- Русская культура в новое время — После распада Советского Союза финансовая поддержка многих научно-исследовательских институтов и культурных учреждений сократилась. Люди переехали в коммерческие районы, и социальное неравенство увеличилось. Вакуум, возникший в результате кризиса коммунистической системы, был заполнен западными ценностями, в частности, индивидуализмом. Многие люди обратились к религии, стала возрождаться православная церковь, строились новые храмы. Телевидение и кинематограф оказали большое влияние на умы людей, и, как и в других странах, электронные СМИ сейчас вытесняют печатные.
- Литература
- Живопись
- Музыка
- Скульптура
- Театр
- Кино
- Одежда женская
- Культура мужская
- 0 60 Русская
- 0
Музеи Московского Кремля: — Патриарший дворец и храм Двенадцати апостолов
- jpg» data-sub-html=»<h5>Patriarch’s Palace and the Twelve Apostles’ Church</h5><p><p>Southern facade</p></p>»> Патриарший дворец и храм Двенадцати апостолов
Южный фасад
- Патриарший дворец и храм Двенадцати апостолов
Северо-восточный фасад
- Церковь Двенадцати Апостолов
Восточный фасад
- Одностолпная палата Патриаршего дворца
Экспозиция «Два века британской моды и Альберта» 90 10 8
jpg» data-sub-html=»<h5>17th-century artworks</h5><p><p>Exposition in the Cross Chamber of the Patriarch`s Palace</p></p>»> Произведения XVII века - Декоративная вышивка XVII века
Витрина 17
РЕКЕКТОРИЯ В ПАТРИАРЧ ДВОДЕ - Иконостаз в Церкви Двена Апостолов
, предназначенный для собора для восхождения в районе Москва Кремля
jpg» data-sub-html=»<h5>Display area in the living quarters</h5><p></p>»> . Патриарший дворец — один из лучших памятников московской гражданской архитектуры середины XVII века. Дворец был возведен по приказу патриарха Никона русскими мастерами в 1653-1655 годах на месте древних построек митрополичьей, а затем и патриаршей резиденции в Московском Кремле. Работы выполнены под руководством учеников Алексея Королькова и Ивана Семенова.
Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд; на втором этаже располагались личные покои патриарха, а на первом этаже — каюты. Главным помещением была Крестовая палата (Крестовая палата), также известная как Миропокровная палата. Здесь проходил Священный Синод, принимались иностранные послы, устраивались торжественные приемы и застолья. Московская синодальная контора располагалась здесь в 18-19 вв.
В настоящее время в Крестовой палате, Парадном вестибюле, трапезной и церкви Двенадцати апостолов размещена экспозиция, посвященная истории и особенностям русской культуры XVII века. Представленные здесь драгоценные предметы быта, украшения, обрядовый охотничий инвентарь, старинная мебель и предметы церковного шитья созданы мастерами России, стран Европы и Востока. Большинство изделий выполнено в национальных традициях русскими мастерами Мастерских Московского Кремля и мастерами из Ярославля, Костромы и других городов.
Представляют собой один из важнейших периодов русской истории, отмеченный изменениями в мировоззрении и образе жизни русского народа накануне петровских реформ. Особый интерес представляет позолоченный иконостас в частной Двенадцатиапостольской церкви, выполненный из резного дерева в XVII-XVIII веках — прекрасный образец резьбы. В экспозиции представлена также коллекция икон, отражающая развитие иконописи в XVII веке.
Экспозиция Крестовой палаты Патриаршего дворца
Область в рамках лижий Кремль
9004