Вавилон и ассирия: 26-29 — Ассирия и Вавилон

26-29 — Ассирия и Вавилон

26. Природа Месопотамии

Область Тигра и Евфрата[1], лишь северная часть которой, собственно говоря, называлась Месопотамией (Междуречьем), представляла много черт, общих с Египтом, и только превосходила последний своими размерами. Это была огромная равнина, ограниченная с севера горным хребтом Тавром, с запада пустынями Сирии и Аравии, с востока Иранским плоскогорьем, с юга Персидским заливом. В древности Тигр и Евфрат не сливались перед впадением в море в одну реку, как теперь, а каждая из них имела свое устье, образуя вместе обширную дельту. Обе реки, подобно Нилу, периодически разливаются, когда в горах начинается таяние снега. Это разлитие Тигра и Евфрата происходит в апреле, и лишь в июне обе реки снова входят в свои берега. Почва, тоже наносного происхождения, была особенно плодородна в южной части страны, которая носила название Вавилонии, и рядом с которой находилось другое Междуречье (между Тигром и его притоком Хоаспом) – Элам. Это был настоящий «сад Азии», где пшеница и ячмень давали урожай в 200 и даже триста зерен на одно посеянное зерно, а большие пальмовые рощи снабжали жителей разными продуктами – вплоть до корма для скота на то время, когда вследствие засухи на пастбищах совсем исчезала трава.

 

27. История Ассирии и Вавилонии

В области Тигра и Евфрата историческая жизнь зародилась очень рано. Первоначальным центром культуры была южная часть страны, Халдея, где жил в глубокой древности народ, как полагают, желтой расы (туранской ветви), называвшие себя аккадцами. Этот народ уже знал обработку металлов и имел письмена, когда в страну пришли семитические завоеватели, смешавшиеся потом с туземным населением и усвоившие его культуру. Здесь не было сначала одного государства, и страна долго оставалась разделенною между мелкими царями, под властью которых были отдельные города; в числе последних был Бабилу, позднейший Вавилон, давший впоследствии имя всей стране.

 

Легенда о Вавилонской башне

 

Из Халдеи мало-помалу культура распространилась к семитам, занявшим среднее течение обеих рек или так называемую Ассирию. Здесь также было несколько отдельных государств, между которыми был город Ниневия. Египетские фараоны XVIII династии завоевали Ассирию и наложили на нее дань, что не мешало самим ассирийцам подчинять себе соседние страны, на севере Армению, на юге мелкие государства Халдеи. В XIII в. до Р. X. Ассирия является уже одним большим завоевательным царством, которое в течение шести столетий вело войны со своими соседями и покоряло их земли, жесточайшим образом усмиряя восстания побежденных. О завоеваниях ассирийских царей мы знаем из Библии, так как в числе народов, с которыми они вели войны, были и евреи, но и сами эти цари оставили о своих подвигах и походах надписи, в которых хвастаются тем, что избивали и уводили в плен целые населения, сжигали и разрушали города, опустошали поля.

При Саргоне, сделавшемся царем в 722 г., Ассирийская держава включала в свои пределы всю Переднюю Азию от Каспийского моря до Персидского залива и от Средиземного моря до Иранского плоскогорья, так что под властью ассирийского царя соединилось несколько народов. Население Сирии искало против поработителей помощи у Египта, но ассирийские завоеватели подчинили себе и эту страну. Так как, однако, ассирийцев всюду ненавидели, то могущество их не могло быть прочным. В 612 г. подвластные народы (вавилоняне и мидяне) напали на Ассирию и разрушили Ниневию, угнав почти все население страны в рабство. После этого преобладание в Передней Азии перешло к Халдее, или царству Вавилонскому, особенно в правление знаменитого Навуходоносора (605 – 562), при котором Вавилон сделался громадным и великолепным городом, удивлявшим современников, более славным, чем Мемфис и Фивы. (Его описание оставлено греческим историком Геродотом). Вскоре после Навуходоносора, при его преемнике Набониде или Валтасаре Вавилон был завоеван персами (538).

[Подробнее – см. Староассирийский период, Среднеассирийский период, Новоассирийская держава.]

 

28. Ассиро-вавилонская культура

Первоначальная халдейская культура, усвоенная ассирийцами, была распространена ими у многих народов. Уже аккадцы имели особую систему письма, известную под названием клинообразной (или клинописи), потому что отдельные её знаки состояли из горизонтальных, вертикальных и наклонных клиньев, иногда стоявших рядом, иногда пересекавших один другой. Клинопись тоже развивалась из подобия иероглифов в буквенное письмо, а через ассирийцев была усвоена и соседними народами – армянами, мидянами и персами. В XIX в. было найдено и разобрано много клинообразных надписей, дающих нам понятие об ассиро‑вавилонской культуре. В Халдее, где не было камня и приходилось возводить постройки из кирпича, писали обыкновенно на глиняных или кирпичных плитках, на которых и выдавливались клинообразные знаки. До нас дошла часть громадных архива и библиотеки, которые собрал ассирийский царь Ашшурбанапал (один из последних), и которые состояли из официальных документов и разнообразных произведений ассирийской и вавилонской письменности.

Развалины Ниневии и Вавилона и произведенные там раскопки тоже дают науке материал для суждения о культуре обоих народов. У деревни Хорсабад в середине XIX в. были открыты развалины Ниневии, между прочим стены, покрытые рельефными изображениями и надписями. Ассирийские цари строили себе громадные дворцы и покрывали их стены изображениями войн, охоты, торжественных приемов и т. п. сцен. Аналогичные находки были сделаны и в других местах Месопотамии. К сожалению, от Вавилона остались главным образом лишь груды мусора, среди которого находят особенно много кирпичей с вытесненным на них именем «Набукудурутсура» (Навуходоносора). Земледелие и разного рода ремесла процветали в Месопотамии, как и в Египте.

 

29. Ассиро‑вавилонская религия

Религия древнейших обитателей Халдеи сводилась к вере в духов, соединенной с искусством их заклинания, т.е. к демонологии и магии. Семиты принесли с собою собственных верования уже политеистического характера, но усвоили и верования туземцев. Главными их божествами были Бел, бог солнца, и Иштар, богиня земного плодородия. Кроме того, они поклонялись пяти планетам, носившим имена богов. Халдейские жрецы в Вавилоне составляли весьма влиятельную корпорацию ученых, которые между прочим занимались предсказыванием будущего по звездам (астрология). Они выработали свое собственное объяснение происхождения мира (космогонию), и замечательно, что у них было предание о всемирном потопе, сильно напоминающее рассказ Библии. У халдеев существовала вера и в верховное божество Илу, в честь которого, однако, не воздвигалось храмов.

Ассирийцы с своей стороны, поклонялись, как своему национальному богу‑покровителю, Ашшуру. Их цари-завоеватели называли себя его слугами и требовали, чтобы покоренные приносили ему жертву. Такого нравственного характера, каким отличается египетская религия, ассиро‑вавилонская не имела; напротив, в ней было много грубого и жестокого.

[Подробнее — см. в отдельной статье Религия Древней Месопотамии.]

 


[1] Месопотамия – область между средними течениями обеих рек в месте наиболее отдаленного их расстояния одной от другой. Вавилон и Ниневия лежали вне этой области.

 

Культура Вавилонии и Ассирии

Курс Культурология. Разработано О. Г. Петровой Культура Вавилонии и Ассирии

Шумеро-аккадская держава, созданная Саргоном I, просуществовала недолго. В XIX веке до н.э. завоеватели-амориты создают государство с центром в Вавилоне (Древневавилонское царство), достигшее вершины своего развития при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). К Хаммурапи восходит один из древнейших памятников юридической мысли, так называемый Кодекс Хаммурапи, высеченный на гранитной стеле, найденной в городе Суза. Кодекс Хаммурапи, в силу того что он достаточно полно сохранился, принято считать первым сводом юридических законов, основой истории правовой культуры.

Столица Вавилонии – Вавилон (аккадское Бабилу, что означает «врата бога»), по верованиям древних, был сначала создан на небе. Лишь после этого бог Мардук построил руками народов, живущих вдоль рек-близнецов, «земное подобие Вавилона», а в нем свой великолепный храм – Вавилонскую башню.

Башня поражала грандиозными размерами и почиталась как одно из семи чудес света. Вавилонская башня превосходила высотой все строения даже позднейших столетий. По свидетельству отца историографии Геродота, видевшего ее собственными глазами, посередине квадратной площади со стороной в два стадиума (приблизительно 370 х 370 метров) стояла массивная крепкая башня, имевшая один стадиум в ширину и такую же высоту, на этой башне стояла вторая, на той третья и так далее. «Вокруг башен идет круговая лестница, по которой можно взойти наверх. В средней части лестницы находится место для отдыха со скамьями, чтобы взбирающиеся наверх могли бы перевести дух. В последней башне устроено большое святилище, в нем стоит выложенный подушками большой диван и стол из золота.

Однако статуи бога в нем нет. Ночью никто не может войти в святилище, только женщина, которую выбрал себе бог из тамошних женщин; так говорят жрецы», — писал древнегреческий историк.

Вавилония, как и в свое время Аккад, оригинальной культуры не создала, но зато очень интенсивно и успешно развивала то, что перешло к ней в наследство от Шумера, начиная от строительных технологий до форм литературного творчества. Вавилоняне в школах учили шумерский язык, которым пользовались и при религиозных обрядах, развивали дальше шумерскую астрономию, математику, медицину, архитектуру, различные ремесла. Переняли они и клинопись, причем писали, как и книжники исчезнувшего Аккада, и по-шумерски, и по-аккадски. Они продолжали почитать шумерских богов, хотя в большинстве случаев под другим именем и в другом виде. Даже храму своего главного бога, Мардука, они дали шумерское название Эсагила, или дом, где поднимают голову.

До возвышения города Вавилона (XIX в. до н.э.) владыки этого царства называли себя царями Шумера и Аккада. Но новая столица была настолько прекрасна, что и государство стали называть в ее честь. В эпоху Хаммурапи Вавилон превратился в центр большого царства. «Гроза четырех стран света, упрочитель славы Вавилона»,— так величал себя сам царь, хотя это только один из титулов, которыми он сам себя наградил. «Слова мои изысканны, нет ничего равного моей мудрости, — записывали писцы его речения, — нет соперника у моих деяний». «Я, Хаммурапи, совершеннейший среди царей». Очевидно, что скромность не была в Вавилонии обязательной чертой образа правителя. Хаммурапи воздвиг себе памятник, такой огромный, что медное подножие его было готово лишь на тринадцатый год его царствования, а сам памятник в общей сложности воздвигали 22 года.

Но все это меркнет в сравнении с тем памятником, который он создал себе, повелев высечь на монолите из черного базальта разработанный им свод законов. Столб был позднее перевезен в Сузу, где и просуществовал до наших дней, хотя и в усеченном виде: 35 статей были соскоблены, но в копиях большая часть законов Хаммурапи все же сохранилась.

Именно это и стало причиной бессмертия царя.

Законы Хаммурапи свидетельствуют о том, что самообожание не совсем вскружило ему голову и такие человеческие качества, как мудрость и гуманность, не были ему чужды. Хаммурапи старался обуздать произвол властьимущих, умерить жадность богачей, чтобы могли жить и те, кто платит налоги в царскую казну и поставляет солдат в царскую армию. «Закон и справедливость вложил я вуста страны и улучшил плоть народа», — так оценил сам царь роль созданного им кодекса и в данном случае оценка вполне справедлива.

Сборники законов меньших размеров составлялись и раньше. Об этом уже шла речь в предыдущей главе. Известны 38 статей одного сборника на шумерском языке и 60 статей другого сборника на аккадском. Кодекс Хаммурапи является прекрасным примером дальнейшего развития системы права, показателем высокого уровня культуры Месопотамии. Кодекс Хаммурапи представляет собой плод огромной работы по сбору, обобщению и систематизации правовых норм.

В нем, как и в любом древнем своде законов, не проводилось деление на уголовное, гражданское, процессуальное, государственное и другое право, но цель создания этого правового кодекса звучит и по сей день крайне впечатляюще: «дабы сильный не притеснял слабого, дабы сироте и вдове оказана была справедливость…».

Текст законов Хаммурапи носит «синтетический» характер, устанавливая одновременно и правила, и ответственность за их нарушение. Здесь определены наказания за различные проступки и преступления – от нарушения обязанностей, связанных со службой, до посягательства на имущество и преступления против личности. Характерно очень широкое применение смертной казни за самые различные виды преступлений — от присвоения чужого имущества до прелюбодеяния. За некоторые, особо тяжкие, с точки зрения составителя, преступления назначаются определенные виды смертной казни. Например, сожжение за инцест с матерью, сажание на кол жены за соучастие в убийстве мужа и т. д. Смертная казнь назначалась за ложное обвинение в убийстве, за лжесвидетельство, за подстрекательство к воровству.

К смерти приговаривали и того, кто, продав свой товар, заявлял потом, что покупатель этот товар у него украл. Пойманного грабителя убивали перед щелью, проделанной им в доме, который он хотел ограбить. Вора, застигнутого на месте преступления во время тушения пожара, тут же бросали в огонь. Если врач плохо сделал операцию, ему отрезали руку. Широко применялось наказание по принципу талиона («око за око, зуб за зуб»), а также денежная компенсация.

Законы Хаммурапи считались образцом законодательства на протяжении всей дальнейшей истории «клинописной» культуры Месопотамии. Их продолжали переписывать и изучать вплоть до эллинистического и даже парфянского периода истории Вавилонии. Хаммурапи пытался раз и навсегда покончить с произволом, самосудом и кровной местью, в чем и заключается его грандиозная заслуга перед человечеством.

Сегодня Кодекс Хаммурапи представляет интерес не столько как образец юридической мысли, но и как памятник культуры того времени, дающий наглядное представление о нравах, морали и этике. 282 пункта законов Хаммурапи, в которых рассматриваются всевозможные случаи судебного разбирательства, рисуют нам полную картину жизни и нравов Вавилонии.

Хорошо известно, что по мере старения культуры ее основные ценности рискуют потерять свое значение для ее носителей. Скептицизм, сомнение и безразличие начинают подтачивать основные структуры культуры. Именно эти черты просматриваются в вавилонский культуре конца II тысячелетия до н. э. Этот скептицизм нашел отражение в диалоге между хозяином и его рабом, который известен как «Пессимистический диалог». В нем анализируются типичные занятия месопотамского вельможи и делается вывод о том, что все они ущербны. Ничто, в сущности, не является безотносительно привлекательным, ничто не стоит стараний, будь то искание милости при дворе, изобильная еда, любовные приключения. Все — суета сует, а в самой жизни нет никакого смысла. Подобного рода апатия распространилась в это время на всю культуру Вавилонии.

В XII веке до н. э. Вавилонию, наследницу шумеро-аккадской культуры, подчиняет себе издавна воевавшая за первенство в регионе Ассирия, ставшая наряду с Египтом «сверхдержавой» древности. Имя ее столицы, Ниневии, в семантике европейской культуры стало символом величия и падения, ужасных злодеяний и справедливого возмездия. Нравы Ассирии, хотя изначально и не были столь жестокими, как впоследствии, но в сравнении с тем, что было привычным для Шумера и Вавилонии, отличались суровостью. Дети, как и рабы, здесь причислялись к имуществу. Жены покупались и после смерти мужей переходили к их братьям, отцам или пасынкам. Вдовами женщины считались только тогда, когда в семье мужа не было мужчины старше 10 лет. В государстве существовало большое имущественное расслоение, постоянно ощущался недостаток рабов, что побуждало к завоевательным походам.

Ассирия занимала благоприятное положение на перекрестке караванных путей, в результате чего там сложилось сильное купечество. Партия купцов извечно враждовала с партией воинов, пытаясь перетянуть правителей на свою сторону, но воины вопреки здравому смыслу всегда одерживали победу.

Пафос уничтожения, разорения и разграбления стал основой политики Ассирии. Полнейшее пренебрежение к человеку, к творениям его рук и ума, да и к жизни как таковой характеризует ее культуру, уникальную по жестокости и цинизму. Ассирийские воины грабили главным образом города, ведь именно в них находилось золото, серебро и другие сокровища. Города, построенные кропотливым трудом множества людей, сотнями превращались в пепел, в развалины. Беспощадно уничтожалось не только население, но и виноградники, и сады, только бы не дать жизни возвратиться в обрушившиеся стены. Не избежал этой участи и Вавилон, несмотря на то, что сами ассирийцы всему, от умения читать и писать до высшего порядка математики, от различных ремесел до гаданий, научились именно у вавилонян. Вавилон был не только разграблен, но и затоплен, а ценности и памятники перемещены в новую столицу Ассирии, Ниневию. Чтобы понять, за что ценили себя и чем гордились ассирийские правители, приведем несколько цитат из ассирийских хроник:

«Жители города Хиримм, моего заклятого врага, были зарезаны, ни один из них не остался в живых. Трупы их, повешенные на столбах, стеной окружали город».

«Я засыпал вражеских воинов дождем стрел, превратив их тела в решето… Я перерезал им глотки, как баранам. Как нить, перерезал я их драгоценную жизнь. Как бурный поток, разлившийся от дождей в пору созревания, так текла по широкой земле их кровь, пролитая мной. Горячие кони моей упряжки шли в потоке их крови, как по реке. Колеса моей боевой колесницы, давящей все злое и плохое, купались в их крови и испражнениях. Трупы их воинов, как трава, завалили поле. Срезав как огурцы их детородные члены, в ничто превратил я их детородную силу. Руки им я отрезал».

«Оставшееся население… я перебил. Разрубленным мясом их тел я накормил собак, свиней, волков, стервятников, птиц небесных и рыб в пресноводном море».

«Царь Аравии, Уайте… попал ко мне в плен. Вознеся свою руку, которую я привык поднимать для покорения своих врагов, и взяв свой кривой нож, я располосовал ему лицо, приказал надеть на него узду, посадил его на собачий ремень и держал его в клетке у восточных ворот, находящихся в центре Ниневии, у ворот, имя которым «Ворота шествий народов».

«Арму… входе битвы попал ко мне в руки живым. В Ниневии, в городе моих владений, содрал я с него кожу».

Три последние высказывания принадлежат царю Ашшурбанипалу (669-633 г. до н.э.). И как это ни парадоксально, но тот же самый царь, который издевался над пленными и собственноручно убивал врагов, был начитанным человеком, занимался исследованием старины. Именно он основал в Ниневии самую большую библиотеку древнего мира, собрав — в оригиналах или копиях – всю шумерскую и аккадскую литературу, которую тогда еще можно было отыскать. Библиотека правителя Ассирии Ашшурбанипала, содержащая около 30000 глиняных клинописных табличек, была найдена при раскопках Ниневии уже в наше время. Это библиотека считается одной из древнейших в мире и является единственной дошедшей до нас почти полностью. Библиотека оказалась своего рода ключом ко всей ассиро-вавилонской культуре. В библиотеке были собраны царские указы, исторические заметки, литературные памятники, среди которых и текст самого выдающегося произведения Месопотамии, шумерского эпоса «Песнь о Гильгамеше».

Державу Ашшурбанипала другие народы называли «львиным логовом», а её столицу, Ниневию, несмотря на роскошные дворцы, украшенные мозаикой и рельефом, «городом крови». Пока жил Ашшурбанипал, никто, от Египта до Урарту, не осмеливался безнаказанно выступить против него. А когда он умер, потребовалось лишь два десятилетия, чтобы навсегда исчезла с лица земли ассирийская держава.

Вскоре после смерти грозного Ашшурбанипала Ниневия превратилась в груду развалин, а Вавилон, «врата бога», вновь поднял голову и возглавил борьбу против Ассирии. От былого величия Ассирии не осталось и следа, за исключением, может быть, шеду, крылатых быков с человеческими головами, которых ассирийский царь Саргон II поставил перед входом в свой дворец. Каменные чудовища весом в 21 тонну каждое хранятся сейчас в Париже, в Лувре, напоминая о надменных и суровых ассирийских вождях. От дворца Саргона II сохранились и высочайшего художественного уровня каменные рельефы с реалистичнейшим изображением сцен боя и наказания врагов. Композиционная свобода, точность и динамичность изображения до сих пор покоряют в такой же степени, в какой отталкивает содержание, наглядно свидетельствующее о нравах воинственной и жестокой державы. Погребенной под руинами, а позже под песком оказалась и прославленная библиотека. И в этом самая большая и, пожалуй, единственная польза, которую принёс человечеству народ бога Ашшура. Справедливости ради нужно отметить, что ассирийцы были искусными воинами, значительно развившими и усовершенствовавшими стратегию и тактику ведения боя, но это как раз та сторона культуры, которая не может характеризоваться положительно, поскольку несет неисчислимые бедствия и природе, и человечеству, и самой культуре. Падение Ассирии произошло в самом конце VII века до н. э. «Львиное логово», имевшее за собой полуторатысячелетнее прошлое, навсегда кануло в вечность. Зато возродилась Вавилония, правда, уже в новых формах, под названием Нововавилонского царства.

 

 

 

 

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

Вавилония и Ассирия — Студенты | Britannica Kids

Введение

Британская энциклопедия, Inc.

История западной цивилизации началась на небольшой равнине в юго-западной Азии. Здесь 50 веков назад возвышались города, развивалось правительство и делались великие изобретения, включая письменность. Зародившаяся здесь цивилизация распространилась на запад в Палестину, Грецию и Рим. Из этих средиземноморских земель она вошла в русло западной цивилизации.

Вавилонская равнина очень плодородна. Земля была построена из ила и глины, принесенных двумя великими реками, Тигром и Евфратом. Эти реки-близнецы берут начало с гор на севере, пересекают холмистые луга на юго-восток и, наконец, пересекают созданную ими равнину, чтобы достичь Персидского залива. Греки называли землю между ними Месопотамией, «землей между реками». Сегодня он называется Ирак. Предание гласит, что здесь был Эдемский сад.

Три основных народа внесли свой вклад в цивилизацию Месопотамии. Самой ранней группой были шумеры. Они жили на небольшой территории размером с уезд, расположенной вокруг устьев двух рек в стране, называемой Шумер (в Библии Шинар). Эти люди, которые, вероятно, пришли из Анатолии (Малая Азия) около 3300 г. до н.э., развили культуру, которая распространилась среди близлежащих семитских народов. К 1800 г. до н. э. политическая власть переместилась на север вверх по Евфрату, в семитский город Вавилон в Аккаде. Затем вся равнина стала известна как Вавилония. Столетия спустя центр власти снова переместился на север, в воинственную Ассирию, в холмистую местность верхней части долины Тигра.

До того, как шумеры появились на этой земле, она была заселена несемитским народом, называемым убайдийцами. Их название происходит от деревни Аль-Убайд, в которой археологи впервые нашли их останки.

Убайды заселили этот регион между 4500 и 4000 годами до н.э. Они осушили болота и ввели земледелие. Они также развили торговлю, основанную на небольших ремесленных производствах, таких как изделия из металла, изделия из кожи и гончарные изделия.

Первые города мира

Ли Болтин

В древней Месопотамии, стране палящего солнца и очень небольшого количества осадков, орошение было жизненно важным для земледелия. За столетия до начала известной нам истории шумеры предприняли колоссальную задачу по строительству дамб, чтобы контролировать паводковые воды реки Евфрат. Постепенно осушали болота, рыли оросительные каналы и канавы. Нужна была масштабная кооперация для строительства ирригационных сооружений, содержания их в ремонте и распределения воды. Эта потребность породила правительство и законы.

Богатая почва дала обильные урожаи ячменя, эммер (разновидность пшеницы), бобов, оливок, винограда и льна. Впервые появился излишек, чтобы прокормить городских рабочих, таких как художники, ремесленники и торговцы. Это великое изменение в образе жизни привело к возникновению цивилизации, определяемой как городское общество, сплоченное экономическими предприятиями. Тогда не было наций, были только маленькие города-государства.

Шумеры строили свои деревни на искусственных холмах, чтобы защитить их от наводнений. Очень рано они научились изготавливать кирпичи в формах и сушить их на солнце или обжигать в печах. Их крепкие дома были маленькими и теснились друг к другу на узких улочках. Некоторые из них были высотой в два и более этажей. Весь город был окружен стеной для защиты. За стеной стояли хижины бедняков, построенные из тростника, обмазанные глиной.

© Петр Соболев/Dreamstime.com

Каждый шумерский город возник вокруг святилища местного бога. Как отражение богатства города, его храм превратился в сложное сооружение. Здания храма стояли на просторной приподнятой платформе, к которой вели лестницы и пандусы. От платформы возвышалась храмовая башня, называемая зиккурат (святая гора), с круговой лестницей или пандусом снаружи. На территории храма были помещения для священников, чиновников, счетоводов, музыкантов и певцов; сокровищницы; склады для зерна, инструментов и оружия; мастерские для пекарей, гончаров, пивоваров, кожевников, прядильщиков, ткачей и ювелиров. Были также загоны для содержания овец и коз, предназначенных для принесения в жертву храмовому богу.

Лошади и верблюды были еще неизвестны, но овцы, козы, волы, ослы и собаки были приручены. Был изобретен плуг, а колесо, сделанное из цельного куска дерева, использовалось для повозок и для лепки глиняной посуды. Волы тянули телеги и плуги; ослы служили вьючными животными. Крупногабаритные грузы перевозили на лодках по рекам и каналам. Лодки обычно вытаскивали с берегов, но использовались и паруса. До 3000 г. до н. э. шумеры научились изготавливать инструменты и оружие, плавя медь с оловом, чтобы получить бронзу, которая была гораздо более твердым металлом, чем одна медь.

Грязь, глина и тростник были единственными материалами, которыми шумеры располагали в изобилии. Поэтому торговля была необходима для снабжения городских рабочих материалами. Торговцы отправлялись в сухопутных караванах или на кораблях, чтобы обменять продукты шумерской промышленности на дерево, камень и металлы. Есть указания, что шумерские парусные суда даже доходили до долины реки Инд в Индии. Однако главный маршрут пролегал вокруг Плодородного полумесяца, между Аравийской пустыней и северными горами. Этот маршрут вел вверх по долине двух рек, на запад, в Сирию, и вниз по побережью Средиземного моря.

Шумерская система письма

Неизвестно, были ли шумеры первыми, кто разработал письменность, но их система письма является древнейшей из известных. Глиняные таблички, на которых они писали, были очень прочными при обжиге. Археологи раскопали многие тысячи из них, некоторые из которых датируются ранее 3000 г. до н.э.

Самым ранним письмом шумеров было рисуночное письмо, в чем-то похожее на египетские иероглифы. Они начали развивать свой особый стиль, когда обнаружили, что на мягкой, влажной глине легче отпечатать линию, чем процарапать ее. Для рисования рисовали стилусом — вероятно, прямым куском тростника с треугольным концом.

Получился неожиданный результат: стилусом лучше всего получались треугольные формы (клинья) и прямые линии. Поэтому изогнутые линии приходилось разбивать на серию прямых штрихов. Картины потеряли форму и стали стилизованными символами. Такой вид письма на глине называется клинописью, от латинского cuneus, — «клин».

Огромный шаг вперед был сделан, когда символы стали ассоциироваться со звуком изображаемой вещи, а не с идеей самой вещи. Тогда каждый знак представлял собой слог. Хотя клинопись все еще использовалась еще долго после появления алфавита, она так и не сформировала алфавит полностью.

Шумерские школы

Клинопись было трудно выучить. Для его освоения дети обычно шли в храмовую школу. Используя глиняную табличку в качестве учебника, учитель писал в левой части, а ученик копировал модель в правой. Любые ошибки можно было сгладить. Ученик начал делать одиночные клинья в разных положениях, а затем перешел к группам клиньев. Нужно было освоить тысячи групп. Наконец ученику дали книгу для копирования, но работа была медленной и трудоемкой. Многие первые главы всех важных шумерских трудов были переданы со школьных планшетов, но от остальных книг сохранились лишь фрагменты.

Ученики также изучали арифметику. Шумеры основывали свою систему счисления на 10, но они умножали 10 на 6, чтобы получить следующую единицу. Они умножили 60 на 10, затем умножили 600 на 6 и так далее. (Число 60 имеет то преимущество, что оно делится на 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 15, 20 и 30.) Шумеры также делили круг на 360 градусов. От этих первых людей произошло слово дюжина (пятая часть от 60) и деление часов для измерения часов, минут и секунд.

У шумеров были стандартные меры с единицами длины, площади и емкости. Их стандартным весом была мина, состоящая из 60 шекелей — примерно такого же веса, как фунт. Отчеканенных денег не было. Стандартные гири серебра служили мерой стоимости и средством обмена.

Шумеры с древнейших времен обладали сильным чувством частной собственности. После того, как они научились писать и считать, они вели документы о каждом приобретенном предмете, в том числе и о такой мелочи, как обувь. Каждая хозяйственная операция должна была быть зарегистрирована. У ворот городов сидели писцы, готовые продать свои услуги. Их руки быстро двигались по куску глины, поворачивая перо. Затем договаривающиеся стороны поставили свои подписи с помощью печатей. Обычная печать представляла собой выгравированный цилиндр из камня или металла, который можно было катать по влажной глине.

С течением времени клинопись использовалась для всех целей, так же как и письмо сегодня — для писем, повествований, молитв и заклинаний, словарей, даже математических и астрономических трактатов. Вавилоняне и ассирийцы адаптировали клинопись к своим семитским языкам и распространили ее использование на соседние Сирию, Анатолию, Армению и Иран.

Истории о богах и героях

© Photos.com/Jupiterimages

По мере того, как люди в городе-государстве знакомились с богами других городов, они вырабатывали отношения между ними, точно так же, как столетия спустя это сделали греки и римляне в своих мифах. Иногда два или более бога стали рассматриваться как один. В конце концов среди богов сложился ранговый порядок. Ану, бог неба, который первоначально был городским богом Урука, стал считаться величайшим из всех — богом небес. Его ближайшим соперником был бог бури воздуха Энлиль из Ниппура. В храмах поклонялись великим богам. У каждой семьи были глиняные фигурки своих домашних богов и домики или стенные ниши для них.

Шумеры верили, что их предки создали землю, на которой жили, отделив ее от воды. Согласно их мифу о сотворении, мир когда-то был водным хаосом. Матерью Хаоса была Тиамат, огромный дракон. Когда явились боги, чтобы навести порядок в Хаосе, Тиамат создала армию драконов. Энлиль призвал ветры себе на помощь. Тиамат вышла вперед с широко открытым ртом. Энлиль толкнул ветры внутрь нее, и она распухла так, что не могла пошевелиться. Затем Энлиль рассек ее тело. Он положил половину тела горизонтально, чтобы сформировать Землю, а другую половину выгнул над ней, чтобы сформировать небо. Затем боги обезглавили мужа Тиамат и создали человечество из его крови, смешанной с глиной.

Самая длинная история — эпос о Гильгамеше, одно из выдающихся произведений древней литературы. Супергерой Гильгамеш изначально появился в шумерской мифологии как легендарный царь Урука. Длинная вавилонская поэма включает рассказ о его путешествии на дно моря за растением жизни. Когда он остановился, чтобы искупаться у родника по дороге домой, голодная змея схватила растение. Когда Гильгамеш увидел, как существо сбросило свою старую кожу, чтобы снова стать молодым, это показалось ему признаком того, что старость — это удел людей.

Другим искателем вечной жизни был Адапа, рыбак, получивший мудрость от Эа, бога воды. Другие боги завидовали его знаниям и звали его на небеса. Эа предупредил его, чтобы он не пил и не ел, находясь там. Ану предложил ему воду жизни и хлеб жизни, потому что он думал, что, поскольку Адапа уже слишком много знал, он мог бы также быть богом. Адапа, однако, отказался и вернулся на Землю, чтобы умереть, тем самым лишив себя и человечество дара бессмертной жизни. Эти легенды чем-то напоминают библейскую историю об Адаме и Еве. На самом деле весьма вероятно, что древние легенды и мифы Месопотамии предоставили материал, который был переработан библейскими авторами.

В шумерскую эпоху Месопотамию захлестнуло великое наводнение. Настолько велик был этот потоп, что рассказы о нем вошли в несколько древних литератур. Шумерским аналогом Ноя был Зиусудра, и от него произошел вавилонский персонаж Утнапишти, чья история потопа была рассказана в «Эпосе о Гильгамеше» года. Бессмертный после спасения от наводнения, Утнапишти был также мудрецом, который сказал Гильгамешу, где найти растение, восстанавливающее молодость.

Последний из шумеров

В течение нескольких столетий шумеры создали общество, основанное на 12 городах-государствах: Киш, Урук (в Библии Эрех), Ур, Сиппар, Акшак, Ларак, Ниппур, Адаб, Умма, Лагаш, Бад-тибира и Ларса. Согласно одному из самых ранних исторических документов, Шумерскому царскому списку, до знаменитого потопа правили восемь царей Шумера. Впоследствии различные города-государства по очереди становились временным центром власти примерно до 2800 г. до н. э., когда они были объединены под властью одного царя — Этаны из Киша. После Этаны города-государства соперничали за господство; это ослабило шумеров, и они созрели для завоевания — сначала эламитами, затем аккадцами.

Шумеры никогда не отличались особой воинственностью, и у них была только гражданская армия, призываемая к оружию в случае опасности. Примерно в 2340 г. до н.э. царь Аккада Саргон завоевал их и продолжил строить империю, которая простиралась на запад до Средиземного моря. Империя, хотя и недолговечная, способствовала развитию искусства и литературы.

Шумеры под предводительством Ура вновь распространили свою власть далеко на запад. В период господства Ура (около 2150—2050 гг. до н. э.) шумерская культура достигла наивысшего расцвета. Вскоре после этого города навсегда утратили свою независимость, и постепенно шумеры полностью исчезли как народ. Однако их язык продолжал жить как язык культуры. Их письменность, их деловая организация, их научные знания, их мифология и законы были распространены на запад вавилонянами и ассирийцами.

Первое Вавилонское царство

Город Вавилон теперь пришел к власти. Его блестящая Первая династия просуществовала 300 лет и достигла наибольшего расцвета примерно в 1800 г. до н.э. при царе Хаммурапи. Он распространил власть Вавилона на юг, в Шумер, и на запад, вокруг Плодородного полумесяца, в Сирию. Однако наибольшую известность он получил благодаря кодексу, который опубликовал для унификации юридической практики в своей империи. Начертанный на огромной колонне или стеле свод законов был установлен в общественном месте, и его копии были разосланы всем правителям и судьям Хаммурапи. На вершине стелы он был изображен получающим законы от бога, хотя большинство из них были старыми законами, давно записанными.

Код многое говорит о привычках и обычаях того времени. Люди делились на три класса: дворяне с наследственными поместьями; свободные люди, которые могли владеть землей, но не оставлять ее своим детям; и рабов, которых продавали на открытом рынке. Порабощение за долги было законным, но большинство рабов были взяты в плен на войне. Максимальные цены и максимальная (не минимальная) заработная плата устанавливались указом.

Предоставлено Восточным институтом Чикагского университета

Хаммурапи сделал свой собственный семитский язык официальным во всем своем царстве и возвел бога Вавилона Мардука на первое место среди божеств. Ученые переписали старые шумерские мифы и приписали создание вселенной Мардуку, а не Энлилю. Главным женским божеством вавилонян была древняя богиня-мать Иннини из Урука, переименованная в Иштар.

Как богиня плодородия, Иштар могла даровать своим прихожанам урожай, ягнят и детей. В жаркий месяц середины лета, названный в честь ее сына Таммуза, растительность засохла, и люди постились, пока он не воскрес из мертвых, чтобы снова сделать землю зеленой. Поклонение Иштар (также называемой Астартой) и Таммузу распространилось по юго-западной Азии и достигло Египта в мифе об Исиде и Осирисе. Позже божества появились в Греции как Деметра и Персефона.

Королевство Ассирии

© G. Dagli Orti—DeA Picture Library/age fotostock

После смерти Хаммурапи волна за волной вторгались индоевропейские племена с северных гор. На века весь цивилизованный мир погрузился во тьму. Гиксосы вторглись в Египет. Касситы захватили Вавилонию. Хурриты заняли остальную часть Плодородного Полумесяца, от Ассирии до Палестины. Этот период получил название средних веков античности. Около 1400 г. до н.э. ассирийцы освободились от власти захватчиков. Затем они расширили свое королевство на север.

г. Ассирия получила свое название от своего главного города, Ассура, в верховьях Тигра. Расположенная к северу от Вавилонии, на большом торговом пути Плодородного Полумесяца, страна часто подвергалась вторжениям как с севера, так и с юга. Постоянные войны сделали ассирийцев свирепыми воинами, и торговцы, проходившие мимо них, были вынуждены платить им дань за защиту.

Ассирийцы долгое время находились под властью Вавилона и впитали в себя вавилонскую культуру. Как и вавилоняне, они были семитами, и их язык был почти идентичен вавилонскому. От хеттов Анатолии они научились обращаться с железом и разработали мощное оружие для создания военного государства. От них они также приобрели лошадей и первыми использовали их на войне в качестве кавалерии вместо колесниц. Чтобы вселить ужас в сердца своих врагов, они хвастались своей жестокостью.

Воспроизведено с любезного разрешения попечителей Британского музея© Louise Roach/Dreamstime.com

Наибольший период экспансии Ассирии пришелся на период постепенного ослабления власти хеттов и египтян над Сирией и Палестиной. Ассирийский царь Тиглатпаласар III (745–727 гг. до н. э.) взял Дамаск в Сирии. Саргон II (722–705 гг. до н. э.), самый известный из ассирийских царей, сделал Израиль ассирийской провинцией и переселил внутрь своей империи 30 000 израильтян (так называемых Десяти потерянных колен Израиля). Его сын Сеннахирим (705–681 гг. до н. э.) завоевал Сидон в Финикии, но Тир сопротивлялся его нападению. Асархаддон (681–668 до н. э.) завоевал Египет. Ашшурбанипал (668–627 гг. до н. э.), последний из великих ассирийских царей, подчинил себе Элам к востоку от Месопотамии и расширил империю до невероятных размеров. Были построены дороги, чтобы ассирийские армии могли быстро усмирить мятежников. Высокоорганизованная почтовая служба доставляла сообщения от двора к далеким губернаторам.

Из История всех народов с древнейших времен , Vol. II, Джон Генри Райт, 1905 г.

К северу от Ниневии Саргон II построил дворец, намного превосходящий все, что было до него. Он занимал 25 акров (10 гектаров) и имел почти 1000 комнат. Рядом с ним стоял семиэтажный храм-зиккурат. Сеннахирим построил в своей столице Ниневии три великолепных дворца. Вавилоняне покрывали свои кирпичные стены разноцветной глазурованной кирпичной кладкой, а ассирийцы облицовывали свои стены искусно вырезанными плитами из известняка или светящегося алебастра. Колоссальные крылатые быки или львы с человеческими головами, вырезанные из алебастра, стояли на страже у главных ворот дворцов и храмов. Ассирийцы производили мало литературы, но в больших библиотеках хранили копии вавилонских и шумерских произведений. Они поклонялись старым вавилонским богам, но поставили на первое место своего собственного бога Ассура.

После смерти Ашшурбанипала в 626 г. до н.э. враги Ассирии объединились. В 612 г. до н.э. вавилоняне и мидяне полностью разрушили Ниневию. Шесть лет спустя Ассирийская империя рухнула.

Халдейская империя

После падения Ассирии Вавилония 70 лет была независимой. Халдеи, малоизвестный семитский народ, стали правящим классом Новой Вавилонской, или Халдейской, империи. Самым известным из их царей был Навуходоносор II, восстановивший Вавилон. Они добились больших успехов в науке, особенно в астрономии и математике, и оказали сильное влияние на греков. Из возвышающихся храмов-зиккуратов жрецы-астрологи считывали звезды. Они даже могли предсказывать затмения.

Навуходоносор II довел свои завоевания до границ Египта, хотя дни его империи были сочтены. Кир, царь Персии, вторгся в Вавилонию, и один город за другим сдавался ему. Сам Вавилон, столица Халдейской империи, был взят без боя в 539 г. до н.э. и стал частью могущественной Персидской империи.

Персидская империя просуществовала более двух столетий, до завоеваний Александра Македонского. Затем Месопотамией по очереди правили греки, римляне, арабы и турки. Когда-то часть Османской империи, она стала независимым Иракским королевством, которое теперь является республикой.

Игнас Джей Гелб

Ассирийская и Вавилонская империи 900BC

Нажмите здесь , чтобы сделать покупки в нашем ассортименте.

Ассирия была древним королевством Северной Месопотамии с центром в городах Ашур и Ниневия. Вавилон был древним городом, правившим южной Месопотамией.

Ассирийцы воевали с Армянскими царствами, Хеттскими царствами, урартами, вавилонянами, халдеями, арабами, израильтянами и иудеями, египтянами, кушитами, эламитами, мидянами, скифами, фригийцами и друг с другом в гражданских войнах. Вавилонская империя воевала против Египта, Иудеи, Лидии и Персии.

Тяжелая пехота может использоваться как гвардейская или как тяжелая ассирийская пехота в зависимости от используемого щита. Они составляют крепкий костяк могущественной ассирийской армии.

Тяжелые лучники использовались в тех же подразделениях, что и копейщики, лучники формировали тыл за ними. Лучник в наборе  ASS003  может быть с булавой в руке офицера.

Вспомогательные войска — подданные Ассирии народы из неохеттских государств, Арамении и Халдеи. Опять же, в переднем ряду будут копейщики, поддерживаемые лучниками в заднем ряду или рядах. Лучников также можно использовать в качестве застрельщиков. Всех халдеев также можно использовать в вавилонской армии.

Наши ассирийцы и вавилоняне были созданы Аланом Перри.

У ассирийцев и вавилонян были превосходные колесницы и конница.

Каркасы колесниц были покрыты ярко раскрашенной кожей, а иногда и железными или бронзовыми чешуйчатыми доспехами.

Лошади обычно были вороными, каштановыми или серо-голубыми. У лошадей были доспехи из железной чешуи или войлочные барды, часто белого цвета, но они могли быть любого светлого цвета. Светло-голубой хорошо смотрится.

Ассирийцы вторглись в Вавилон и попытались управлять им напрямую. В это время халдейские племена поселились в Вавилонии. Они были антиассирийцами, в то время как горожане, как правило, были проассирийцами. Ассирийская империя неуклонно расширялась, время от времени терпя неудачи со стороны непокорных арамейских царств, таких как Дамаск, особенно в битве при Каркуре в 853 г. до н.э. В конечном итоге они были завоеваны и аннексированы Тиглат Пилесаром III.

Империя вскоре расширилась, включив в себя Израиль, Фонецию, хеттские королевства и горные районы на востоке и западе. Соперничающее царство Урарту (Армения) потерпело поражение от Саргона II. Халдей Меродах-Баладан возглавил серьезное восстание в Вавилонии и вступил в союз с Эламом. Сеннахирим вел долгую войну против Вавилона и его эламитских союзников, кульминацией которой стало разграбление города. Он также выступал против Иудеи и Египта. Асархаддон и Ашгурбанипал, наконец, победили и завоевали Египет, но в Вавилоне вспыхнули новые восстания, приведшие к новой войне с Эламом и окончательному поражению в битве при Улае.

Ассирийская империя достигла своего предела, но была истощена непрерывными войнами. Восстание халдея Набонида при поддержке мидийцев и скифов привело к падению Ассирийской империи, несмотря на то, что Египет объединил силы с Ассирией. Навуходоносор Вавилонский захватил большую часть бывшей Ассирийской империи, победил Египет и разграбил Иерусалим. Вавилонская империя вскоре пала перед Киром Персидским в 539 г. до н.э.

Армейская организация  – Подразделения численностью 50, 200, 600 и 1000 человек. Королевская гвардия (Курубути), Постоянная армия (Кисир шарруит) и провинциальные вспомогательные силы (Саб Шарри). Пять армейских дивизий.

Лучшие войска  — Превосходные колесницы, кавалерия и осадные техники.

Типичные союзники и наемники  — хетты, халдеи, арабы, кимерийцы, скифы, арамеи, урарты, маннайцы, мидяне.

Рельеф  — Родина: орошаемая речная долина Месопотамии. Много боев в горах, болотах Ирака, Иудеи, сирийских пустынях и равнинах, Иране.

Гипотетические встречи  – Ассирийцы против лидийцев, ассирийцы или вавилоняне против греческой армии гоплитов. Ассирийцы против индийцев.

 

РУКОВОДСТВО ПО РАСКРАШИВАНИЮ

У ассирийцев была смуглая арабская кожа и темные волосы, часто черные.

Льняные или шерстяные килты однотонного белого, красного, синего или малинового цвета (красный был еще более красным, малиновый был ярким и пришел из Древнего Тира) или килты с интенсивным узором. Простой килт также мог иметь геометрическую кайму. Килт обычно имел однотонную или двухцветную бахрому, часто красную и белую. Подразделения кисир шаррути (регулярный костяк армии), скорее всего, будут иметь синюю или красную форму.

Многие ассирийцы также носили вездесущие брюки с большим рисунком в горизонтальные полосы или зигзаги контрастных цветов.

Доспехи и шлемы были в основном из железа, некоторые из бронзы или железа с бронзовым декором. Оружие было железным с бронзовой фурнитурой.

Щиты были покрыты кожей с бронзовыми ободками или выступами, в основном окрашенными в простой синий или красный цвет, или раскрашенными концентрическими кругами контрастных цветов, некоторые со стилизованными цветами внутри кругов белого цвета. Щиты также могли быть других однотонных ярких цветов, а некоторые имели концентрические зигзагообразные узоры.

Каркас колесницы был покрыт ярко раскрашенной кожей, а иногда и железной или бронзовой чешуйчатой ​​броней. Их лошади обычно были черными, каштановыми или серо-голубыми. У лошадей были доспехи из железной чешуи или войлочные барды, часто белого цвета, но они могли быть любого светлого цвета. Светло-голубой хорошо смотрится.

Ассирийцы несли штандарты из позолоченной бронзы, изображающие бога Ашура с красными и синими лентами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *