В ту минуту я не то чтобы струсил а немного оробел: § 88. Однородные члены, соединенные парными союзами — знаки препинания, пунктуация, обособление

Содержание

3) Однородные и неоднородные приложения

1. Между однородными приложениями, не соединенными союзами, ставится запятая.

Приложения являются однородными, если характеризуют лицо или предмет с одной стороны, указывают близкие признаки: Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет в Петербурге (приложения, стоящие после определяемого слова, так же как и определения, являются однородными). Верстах в пятнадцати от моего имения живет один мне знакомый человек, молодой помещик, гвардейский офицер в отставке, Аркадий Пеночкин. ( в дореволюционной России гвардейскими офицерами были помещики- дворяне). Декан факультета кандидат технических наук, доцент С.И.Сергеев (ученая степень и ученое звание)

Наименования ученых степеней и ученых званий, почетные звания выступают в общем ряду как однородные приложения: заслуженный деятель науки и техники, заведующий кафедрой «Сопротивление материалов», доктор технических наук, профессор А.

И.Соколов.

2. Между неоднородными приложениями запятая не ставится.

Неоднородные приложения характеризуют лицо или предмет с разных сторон: рекордсменка страны москвичка Кочина; участник выставки художник Недогонов; кандидат технических наук капитан-инженер Петров.

Неоднородные приложения, стоящие перед определяемым существительным, становятся однородными в положении после определяемого существительного : Новатор производства товарищ Ильин. – Товарищ Ильин, новатор производства, токарь.

Воинские звания, стоящие непосредственно перед фамилией, не являются однородными по отношению к предшествующим приложениям: профессор, доктор технических наук генерал-майор; Герой Советского Союза, летчик-испытатель первого класса, кандидат технических наук полковник.

4)Однородные члены, соединенные союзами

Запятая ставится при наличии союзов:

1. Между однородными членами предложения, связанными одиночными противительными союзами а, но, да(=но),однако,зато, подчинительными союзами

(уступительными, условными) хотя,если, пусть.

Да, это был прекрасный, хотя и несколько печальный город.

[ O, а O] [ O, хотя O ]

2. Между однородными членами, связанными повторяющимися соединительными или разделительными союзами и…и, да…да,или…или,либо…либо, не то…не то: Цветы собирать лучше или утром, или вечером. [или O ,или О ]

Запятая ставится между однородными членами с повторяющимся союзом и, если первое и является присоединительным (стоит после точки): И вспоминали прошлое, и старались объяснить, как все было.[ И O, и О, и О]

Если число однородных членов больше двух, а союз повторяется перед каждым, кроме первого, то запятая ставится между ними всеми: Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят. [ O, и О, и О]

3. Если однородные члены соединены двойными союзами если не…то, хотя…но, как…так и, не так…как, не только…но и, не столько…сколько, насколько…настолько, запятая ставится перед второй частью союза: Зарево распространилось не только над центром, но и далеко вокруг.

[ …. не только О, но и О ] [….как О, так и О ]

Запомнить!

Запятая не ставится при наличии союзов:

1.Между однородными членами, связанными одиночными соединительными союзами и, да(=и), разделительными союзами либо, или: Так гладят кошек или птиц. [ О или О ]

2.При указании на внезапность, неожиданность действия или при наличии противопоставления перед союзом и, соединяющим два однородных сказуемых ставится тире

: Скакун мой призадумался – и прыгнул. Лиза подняла глаза на отца — и вдруг всплеснула руками. [ О – и О ]

3. При двух однородных членах с повторяющимся союзом и, если образуется тесное смысловое единство: и брат и сестра, и родители и дети, и отцу и матери, и друзья и враги, и слава и позор, и тело и душа, и стихи и проза, и радость и горе, и зимой и летом.

4. Внутри цельных выражений фразеологического характера с повторяющими союзами и или ни: и день и ночь, и смех и горе, и стар и млад, и так и сяк, и там и сям, ни бе ни ме, ни больше ни меньше, ни брат ни сват, ни взад ни вперед, ни да ни нет, ни дать ни взять, ни два ни полтора, ни дна ни покрышки, ни жив ни мертв, ни днем ни ночью, ни за что ни про что, ни конца ни края, ни много ни мало, ни нашим ни вашим, ни ответа ни привета, ни пуха ни пера, ни рыба ни мясо, ни с того ни с сего, ни свет ни заря, ни себе ни людям, ни слуху ни духу, ни тот ни другой, ни тпру ни ну, ни туда ни сюда, ни убавить ни прибавить, ни шатко ни валко.

НО: Партизаны поклялись не попадать в руки врага ни живыми, ни мертвыми. Заказ будет выполнен в срок, ни раньше, ни позже. (налицо сочетания однородных членов с повторяющимися союзами, а не застывшие выражения).

5. Внутри сопоставительных союзов не то что…а, не то чтобы…а запятая между что и чтобы не ставится: В ту минуту я не то чтобы струсил, а немного оробел. За копейку он не то что брательника, а самого бога обшельмует. [ …не то что О, а О] [ ….не то чтобы О, а О ]

5)Обобщающие слова при однородных членах

1. Если однородным членам предшествует обобщающее слово (или словосочетание), то перед ними ставится двоеточие: Он мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник и даже механик. [ О: о, о, о и о ]

2. Если после обобщающего слова (словосочетания) стоят слова

как-то, а именно, например, то есть, то перед ними ставится запятая, а после них двоеточие: К краснолесью относятся породы деревьев смолистых, например: сосна, ель, пихта. [ О, например: о, о, о ]

3. Если однородным членам не предшествует обобщающее слово (словосочетание), то двоеточие ставится только в том случае, когда необходимо предупредить читателя, что дальше следует перечисление:

Из-под сена виднелись: самовар, кадка и еще какие-то привлекательные коробочки.

В деловой и научной речи: На заседании присутствовали:……….; Для получения смеси нужно взять:……..; Роли исполняли:……..; В ролях:………..

4. Если однородным членам предложения, выраженным собственными именами лиц, предшествует общее для них приложение, не выступающее в роли обобщающего слова (при чтении в этом случае отсутствует характерная для произнесения обобщающего слова пауза), то

двоеточие не ставится:

Писатели-классики Гоголь, Тургенев, Чехов рисовали картины из жизни крестьян.

Не ставится двоеточие также в том случае, когда однородные члены выражены географическими названиями, которым предшествует общее для них определяемое слово, после которого при чтении пауза отсутствует: Славятся своими здравницами города-курорты Кисловодск, Железноводск, Ессентуки, Пятигорск (сравни:…. .следующие города-курорты:………)

То же пи перечислении названий литературных произведений, которым предшествует родовое наименование, не играющее роли обобщающего слова: Романы Гончарова «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история» образуют своего рода трилогию (сравни: Следующие романы Гончарова:…..)

Сравни различные, хотя внешне похожие случаи:

а) На приемных экзаменах по русскому языку и литературе абитуриентам были предложены темы:……………( темы – обобщающее слово, после него ставится двоеточие)

б) Абитуриенты писали сочинение на тему «Человек и природа» (на тему – определяемое существительное, после него не ставится никакого знака)

в) Тема доклада –«Современные молодые художники» (тире между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки)

г) Тема урока: «Бессоюзное сложное предложение» (запись на доске в виде заголовка, в котором вторая часть поясняет первую; между ними ставится двоеточие)

5.Если обобщающее слово следует за однородными членами, то перед ним ставится тире: И старичок, и я – мы оба веселились.

6. Если после однородных членов перед обобщающим словом стоит

вводное слово или словосочетание (словом, одним словом, короче говоря), то перед последним ставится тире, а после него запятая: Пшеница, просо, овес, подсолнух, кукуруза – словом, на что только ни взгляни, все уже созрело.

7. Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивает собой предложения, то перед ними ставится двоеточие, а после них тире: Разве все эти вещи: карандаш, записная книжка, часы, фотоаппарат – не говорят больше всяких слов об интересном госте?

[ О: о, о, о, о -………]

8. Если обобщающее слово, в целях усиления его смысловой роли, при большом числе однородных членов употреблено дважды – перед перечислением и после него, то сохраняется принятая для конструкций с однородными членами и обобщающим словом пунктуация: Мне было охота почитать про все: и про травы, и про моря, и про солнце и звезды, и про великих людей – про все то, что люди хорошо знают

. [ О: и о, и о, и о – О….]

Вместо двоеточий перед однородными членами в этих случаях возможна постановка тире с двух сторон: Все эти люди – матросы, рыбаки, кочегары, юнги, машинисты, рабочие, лодочники, водолазы – все они были молоды.

[ О – о, о, о, о, о, о, о, о – О ]

9. Стоящие после обобщающего слова однородные члены разделяются не запятой, а точкой с запятой, если они сильно распространены и особенно если внутри их имеются запятые: Земля бесконечно велика: и моря, и снеговые горы в облаках, и безбрежные пески; и неожиданные города с церквами, похожими на надетые друг га друга колокола; и люди, черные, как вымазанные сажей, голые, страшные, как черти; и женщины, закутанные в белые холсты с головы до ног.

Однородные члены предложения. Урок — обобщение пройденного материала. | Презентация к уроку по русскому языку (8 класс):

Слайд 1

Однородные члены предложения ОБОБЩЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА ОБОБ

Слайд 2

РАССТАВИТЬ УДАРЕНИЕ: Банты, гербы, километр, оборвала, осведомить, продал, торты, тотчас, черпать, штабы, ножницами, цыган, свекла, нефтепровод, газопровод, асимметрия, баловать, бармен, грушевый, каталог, диспансер, красивее, жалюзи, некролог, оптовый, договор, щавель, танцовщица, сироты, флюорография.

Слайд 3

ОПРЕДЕЛИТЬ ЗНАЧЕНИЕ: тривиальное выражение фаталистический характер п редъюбилейный вечер а нонимный автор аллегорическое произведение лимитированный тираж т олерантное государство

Слайд 4

ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ: иску__ ный __ ратор р__ ст __ врировать п__ ст __мент возложить на п____ дестал не осуществлённая труже __ иком мечта о пр __в__ легиях д__л__ катный д__л__ гат ид__ал ч__ столюбивого ч__ мпиона

Слайд 5

И с ку сн ый оратор р е ставрировать пост а мент возложить на п ье дестал не о существл ённ ая труж ен иком мечта о пр иви легиях д ели катный д еле гат ид еа л ч е столюбивого ч е мпиона

Слайд 6

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ: Жизнь в мегаполисе… Некоторые люди, живущие в небольших городах, о ней мечтают. Блестящие огни небоскрёбов, возможность устроиться на высокооплачиваемую работу, разнообразный досуг – всё это не может не нравиться молодому поколению. [ О, О, О — О]. Но за многоэтажными домами крупных городов скрываются серьёзные проблемы …

Слайд 7

Работа с текстом

Слайд 8

Проблемы большого города: Равнодушие друг к другу Разобщенность людей Экология Социальные болезни (наркомания, игромания , алкоголизм) Проблемы транспорта Нехватка времени

Слайд 10

Словарная работа Урбанизация ( от лат. urbanus городской ) процесс повышения роли городов в развитии общества

Слайд 11

Укажите номера предложений с однородными членами предложения: 1 . За крайней избой степной деревушки далеко простирались жёлтые поля. 2. Придорожная канава заросла травой с жёлтыми и белыми цветами. 3. На просторной равнине у дороги стояла белая берёза. 4. Осень убрала деревья в золотой убор, и берёза была счастлива. 5. Наступила долгожданная вьюжная зима. 6. В долгие зимние ночи ветер беспощадно трепал ветви берёзы. 7. Снег засыпал поля, леса, жилища людей. 8. Всё замерло до прихода весенней поры. 9. Но вот от туманов и дождей начали дымиться крыши изб. 10. Снежное поле заблистало на весеннем солнце.

Слайд 12

Однородные члены предложения – одинаковые члены предложения, которые связаны с одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос: Клумбу украшали розы, гладиолусы , георгины. Однородные члены предложения равноправны и независимы друг от друга. Это значит, что они связаны между собой сочинительной связью и в составе предложения выступают как одно звено. Молчит и млеет лес высокий.

Слайд 13

Сочинительная связь между однородными членами выражается с помощью интонации или интонации и сочинительных союзов Сочинительные союзы соединительные противительные разделительные И, ДА (=и), НИ – НИ, А, НО, ДА(=но) ИЛИ, ЛИБО, НЕ ТОЛЬКО — НО И, ЗАТО (=но) ТО – ТО, КАК — ТАК И ОДНАКО (но) НЕ ТО – НЕ ТО, ТО ЛИ – ТО ЛИ

Слайд 14

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ: 1. Укажите предложение с соединительным союзом. А) Разговор шел то по-русски, то по-французски. Б) Мой компьютер старенький, но надежный. В) Встреча состоится или в пятницу, или в субботу. Г) В наших лесах водятся как зайцы, так и лисицы.

Слайд 15

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ: 1. Укажите предложение с противительным союзом. А) Встреча состоится или в пятницу, или в субботу. Б) Познавать новое и интересно, и полезно. В) В наших лесах водятся как зайцы, так и лисицы. Г) Мой компьютер старенький, но надежный.

Слайд 16

Знаки препинания: Однородные члены предложения на письме разделяются запятой. Запятая не ставится перед одиночными союзами и, или, либо, да ( =и ). Цветы лучше собирать утром или под вечер. Если же эти союзы повторяются два раза и более, то между ними ставится запятая. Метель бушевала и ночью , и утром , и днём . Метель бушевала ночью , и утром , и днём .

Слайд 17

Тестовые задания: Укажите предложение, в котором перед союзом да НЕ НУЖНА запятая (знаки препинания не проставлены). А) И под звездами балканскими вспоминаем неспроста ярославские да брянские места. Б) Ум имей хоть маленький да свой. В ) Перегребали потом снег да ничего не нашли. Г) Только в нескольких местах он ошибся да незначительно.

Слайд 18

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ: Укажите предложение, в котором перед союзом да НЕ НУЖНА запятая (знаки препинания не проставлены ). А ) Ум имей хоть маленький да свой. Б) Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. В) Мал золотник да дорог. Г ) Говорил он много да бестолково.

Слайд 19

Двойные союзы: ЕСЛИ НЕ … , ТО ХОТЯ И … , НО КАК … , ТАК И НЕ ТАК … , КАК НЕ ТОЛЬКО … , НО И НЕ СТОЛЬКО … , СКОЛЬКО НАСКОЛЬКО … , НАСТОЛЬКО НЕ ТО ЧТО … , НО НЕ ТО ЧТОБЫ … , А КАК БУДТО СКОРЕЕ… , ЧЕМ

Слайд 20

Предложения с двойными союзами. Если однородные члены соединены такими союзами, то запятая ставится только перед второй частью. В ту минуту я не то чтобы струсил , а как будто немного оробел. Он был скорее раздосадован , чем опечален . Туманы в Лондоне бывают если не каждый день , то через день непременно.

Слайд 21

Укажите предложения, в которых допущена пунктуационная ошибка. А ) Мала победа, да своя. Б) Нумизмат собирал как российские, так и европейские монеты. В) Было радостно, и в весеннем воздухе, и в голубом небе, и в вагоне. Г) Дни стояли хотя пасмурные , но теплые

Слайд 22

Укажите предложения , в которых допущена пунктуационная ошибка. А ) Белый медведь бродит среди дрейфующих льдов, как зимой, так и летом. Б) Белые облака, бор, пыльная дорога скорее радовали нас, чем огорчали. В) Спорт и музыка , и чтение книг всегда увлекали меня. Г) Писатель не просто любит, а знает природу, и относится к ней бережно и уважительно.

Слайд 23

ИСПРАВЬТЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) Книга не только предназначена для учителей, но и для учащихся старших классов . Б) Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности. В) Книги лежали не только на полу, а на диване. Г) Мы осмотрели не только древнюю часть города, но и побывали в новых районах.

Слайд 24

ИСПРАВЬТЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) Книга не только предназначена для учителей, но и для учащихся старших классов . Б) Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности. В) Книги лежали не только на полу, а на диване. Г) Мы осмотрели не только древнюю часть города, но и побывали в новых районах.

Слайд 25

ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ: А) Книга предназначена не только для учителей, но и для учащихся старших классов . Б) Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, ТАК И телепередачи на любой поверхности. В) Книги лежали не только на полу, НО И на диване. Г) Мы не только осмотрели древнюю часть города, но и побывали в новых районах.

Слайд 26

Составьте схемы предложений: Внезапно вся сосна вздрогнула и застонала и затрещала. Вершина сосны качнулась и дерево начало медленно клониться к дороге и вдруг рухнуло круша соседние сосны и ломая берёзы. Кот оказался как платёжеспособным так и дисциплинированным зверем . С тяжким гулом сосна упала и ударилась о землю, затрепетала всей своей хвоей и замерла. Она лежала горой сочной и тёмной хвои и не издавала ни звука. Слышался гул падающих стволов то слева, то справа, то позади

Слайд 27

1. [ О, и О, и О]. 2. [ ], и [ О и О, / О и О /]. СПП 3. [ как О, так и О]. 4. [О и О, О и О]. 5. [О О и О и О]. 6. [ то О, то О, то О ].

Слайд 28

Однородные члены предложения могут иметь зависимые слова, то есть быть распространёнными и нераспространёнными: Осенней свежестью, листвою и плодами благоухает сад. И подошел он, расправив крылья , и ,вздохнув всей грудью, грозно сверкнул очами. Радостный гам птиц, звонкий шум капели, яркий свет солнца разбудили меня.

Слайд 29

СЛОЖНЫЕ СЛУЧАИ: Три раза подряд прочитал он повесть и часто во время чтения плакал и смеялся от восторга. Вот мельница вприсядку пляшет И крыльями трещит и машет.

Слайд 30

Чаще всего однородные члены предложения выражаются словами одной части речи, но возможны и такие однородные члены, которые выражены словами разных частей речи, словосочетаниями и фразеологизмами: Девочка отвечала на экзамене бойко , толково , прекрасным языком . (Однородные обстоятельства, выраженные наречиями бойко, толково и именным словосочетанием прекрасным языком) Из-за начавшегося внезапно ливня мы промокли до нитки и замёрзли . (Однородные сказуемые, выраженные фразеологическим оборотом промокли до нитки и глаголом замёрзли.)

Слайд 31

Не являются однородными членами предложения: 1) повторяющиеся слова, употребляющиеся с целью подчеркнуть множество предметов, длительность действия, его повторяемость: Мы точно плавали в воздухе и кружились , кружились , кружились . Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад , назад. Такие сочетания слов рассматривают как единый член предложения. 2) повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей не, так : верь не верь, старайся не старайся, писать так писать, работать так работать ; 3) сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный: возьму и скажу, взял да и пожаловался, пойду посмотрю 4) фразеологические обороты типа: ни пуха ни пера, ни взад ни вперёд, ни за что ни про что, ни свет ни заря, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять, ни жив ни мёртв, и смех и грех, и так и сяк . В них запятая не ставится.

Слайд 32

Однородные и неоднородные определения. Однородные определения одинаково относятся к определяемому слову. В этом случае они произносятся с перечислительной интонацией, допускают вставку союза и : Я купил удобный , широкий стол. (Я купил удобный и широкий стол.) Неоднородные определения относятся к определяемому слову по-разному: непосредственно к существительному относится только ближайшее из них, а другое относится ко всему словосочетанию первого определения с существительным. В этом случае определения произносятся без перечислительной интонации, не допускают вставки союза и: Я купил удобный письменный стол. Неоднородные определения не разделяются запятой.

Слайд 33

Неоднородные определения: определение + определение + определяемое слово – сущ. непостоянный отличительный признак постоянный отличительный признак х Однородные определения: определение + определение + определяемое слово – сущ. Развёрнутое обозначение предмета и

Слайд 34

однородные определения неоднородные определения Результаты исследования семантических отношений 1. Выражают различительные признаки многих одноимённых предметов: чёрные, бурые листья (цвет) 2. Выражают различительные признаки одного и того же предмета, характеризуя его с какой-либо одной стороны: тёплый, ласковый апрель (лежат в одном ассоциативном поле) 1. Выражают признаки, относящиеся к различным родовым (общим) понятиям, характеризуя предмет с разных сторон: большой яблоневый сад (размер сада и определённый вид фруктовых деревьев) чёрные, бурые прошлогодние листья (цвет и время)

Слайд 35

однородные определения неоднородные определения Результаты исследования семантических отношений 3. Если в условиях контекста между определениями создаются синонимические отношения: меткое, умное выражение кач. прил. + относит. прил.+ сущ. х местоим. + прилаг. + сущ. х порядк. числ. + прилаг. + сущ. х 2. Различаются морфологически:

Слайд 36

однородные определения неоднородные определения 4. Если образуют смысловую градацию (каждое последующие усиливает выражаемый определениями признак) глубокая, мёртвая, затягивающая, как омут, тишина Результаты исследования семантических отношений

Слайд 37

однородные определения неоднородные определения Если между определениями возникают причинно-следственные связи: тёплый, ласковый апрель меткое, умное выражение поэтому поэтому Результаты исследования семантических отношений

Слайд 38

Итоги исследования неоднородных определений Неоднородные определения: Не имеют перечислительной интонации . Не вычленяются в сочинительные словосочетания. определение + определение + определяемое слово – сущ. непостоянный отличительный признак постоянный отличительный признак х 3. Выражают признаки, относящиеся к различным родовым (общим) понятиям, т.е. характеризуют предмет с разных сторон. 4. Неоднородные определения могут быть выражены: кач. прил. + относит. прил. + сущ. х местоим. + прилаг. + сущ. х порядк. числ. + прилаг. + сущ. х

Слайд 39

Водопад Глядя на картинку, составьте по два словосочетания: одно с однородными определениями, другое – с неоднородными

Слайд 40

Дождь Глядя на картинку, составьте по два словосочетания: одно с однородными определениями, другое – с неоднородными

Слайд 41

Лес Глядя на картинку, составьте по два словосочетания: одно с однородными определениями, другое – с неоднородными

Слайд 42

Вода Глядя на картинку, составьте по два словосочетания: одно с однородными определениями, другое – с неоднородными

Слайд 43

Дом Глядя на картинку, составьте по два словосочетания: одно с однородными определениями, другое – с неоднородными

Слайд 44

Тропинка Глядя на картинку, составьте по два словосочетания: одно с однородными определениями, другое – с неоднородными

Слайд 45

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них: 1. Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие: Всё было серое: затуманенный лес, озеро, небо. 2. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то после них ставится тире: Затуманенный лес, озеро, небо – всё было серое. 3. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения – тире: Всё вокруг: затуманенный лес, озеро, небо – было серое.

Слайд 46

Укажите предложение, которое соответствует схеме: [О, О и О — О]. А ) Метели снега и туманы покорны морозу всегда. Б) В музее в театре и в картинной галерее всюду побывали мы на каникулах. В) На вокзале меня встречали друзья Сашка с Леночкой Виктор и Анюта. Г) Справа слева и совсем рядом разливалась чудесная мелодия.

Слайд 47

Передайте содержание текста одним предложением, в котором должны быть однородные члены и обобщающее слово (т. е. произведите сжатие текста ). Все из моего окна виделось мне сказочным. На горе между двух озер стояла горстка высоких изб. У стен задымленных бань лежали поленницы березовых дров. Вокруг стояли бесконечные изгороди с белобокими сороками на березовых кольях.

Слайд 48

Все из моего окна виделось мне сказочным: горстка высоких изб, поле нн ицы березовых дров, бесконечные изгороди с белобокими сороками на березовых кольях .

Слайд 49

Литературное творчество — В чем помогают писателю однородные члены предложения? Определите их роль в тексте.

Слайд 50

Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. (И. С.Тургенев «Ася») 2. Звон якорных цепей… металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой… дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крик грузчиков, матросов и таможенных солдат – все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня. (М.Горький «Челкаш») 3. Перед домом в темноте разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождем, звездами, угасали и снова вспыхивали. (А.С.Пушкин)

Слайд 51

Роль однородных членов предложения в речи создание психологического портрета героя; создание иллюзии движения; создание изобразительно-выразительных средств языка.

Слайд 52

— Составьте предложения с однородными членами о зиме.

Слайд 53

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания: Солнце поднимается из-за облаков и заливает все вокруг лес поле и наших спутников греющим светом. Видны были только силуэты деревьев да тёмные крыши сараев чернеющие на горизонте словом замысловатые фигуры. Т оропливо бегущие струи то ныряли вглубь то выныривали образуя бугор и сталкиваясь друг с другом . Ни близких берегов ни далёких гор ни даже воды словом ничего не было видно. Впереди зеленело не то озеро не то болото. Зима чувствовалась во всём в коротком дне запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях.

Слайд 54

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания: Солнце поднимается из-за облаков и заливает все вокруг лес поле и наших спутников греющим светом. Видны были только силуэты деревьев да тёмные крыши сараев, чернеющие на горизонте, — словом, замысловатые фигуры. Т оропливо бегущие струи то ныряли вглубь то выныривали образуя бугор и сталкиваясь друг с другом . Ни близких берегов ни далёких гор ни даже воды – словом, ничего не было видно. Впереди зеленело не то озеро не то болото. Зима чувствовалась во всём в коротком дне запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях.

Слайд 55

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ТМ: однородные члены предложения. Тестовые задания.

Застенчивость (для подростков) — Nemours KidsHealth

Некоторые люди рады новым впечатлениям и новым людям. Они с нетерпением ждут любой возможности пообщаться. Они часто первыми представляются и легко вступают в разговор. Другие люди тихие и застенчивые, и предпочитают постепенно привыкать к новым людям или ситуациям.

Что такое застенчивость?

Застенчивость — это эмоция, которая влияет на то, как человек себя чувствует и ведет себя в обществе других. Застенчивость может означать чувство дискомфорта, застенчивость, нервозность, застенчивость, робость или неуверенность. Люди, которые стесняются, иногда замечают физические ощущения, такие как покраснение или чувство безмолвия, дрожь или одышка.

Застенчивость противоположна тому, чтобы чувствовать себя непринужденно среди других. Когда люди стесняются, они могут колебаться, говорить или делать что-то, потому что чувствуют себя неуверенными и не готовы к тому, чтобы их заметили.

Реакция на новые события

Новые и незнакомые ситуации могут вызвать чувство застенчивости — например, первый день в школе, знакомство с новым человеком или первое выступление перед группой. Люди чаще чувствуют себя застенчивыми, когда они не уверены, как действовать, не знают, как отреагируют другие, или когда к ним приковано внимание. Людей с меньшей вероятностью будут стесняться в ситуациях, когда они знают, чего ожидать, уверены в том, что делать или говорить, или находятся среди знакомых людей.

Как и другие эмоции, чувство застенчивости может быть слабым, средним или сильным — в зависимости от ситуации и человека. Тот, кто обычно или часто чувствует себя застенчивым, может думать о себе как о застенчивом человеке. Застенчивым людям может потребоваться больше времени, чтобы привыкнуть к переменам. Они могут предпочесть придерживаться того, что знакомо.

Застенчивые люди часто колеблются, прежде чем попробовать что-то новое. Они часто предпочитают наблюдать за другими, прежде чем присоединиться к групповой деятельности. Обычно им требуется больше времени, чтобы привыкнуть к новым людям и ситуациям.

Иногда тишина и замкнутость — это признак того, что человек от природы застенчив. Но это не всегда так. Быть тихим не всегда означает быть застенчивым.

Почему некоторые люди стесняются?

Застенчивость частично является результатом генов, которые человек унаследовал.

На это также влияет поведение, которому они научились, то, как люди реагируют на их застенчивость, и жизненный опыт, который у них был.

  • Генетика. Наши гены определяют наши физические черты, такие как рост, цвет глаз, цвет кожи и телосложение. Но гены также влияют на определенные черты личности, в том числе на застенчивость. Около 20% людей имеют генетическую склонность к естественной застенчивости. Но не у всех с генетической склонностью к застенчивости развивается застенчивый темперамент. Жизненный опыт тоже играет роль.
  • Жизненный опыт. Когда люди сталкиваются с ситуацией, которая может заставить их чувствовать себя застенчивыми, то, как они справятся с этой ситуацией, может повлиять на их будущую реакцию на подобные ситуации. Например, если застенчивые люди постепенно приближаются к новым вещам, это может помочь им стать более уверенными и чувствовать себя комфортно. Но если они чувствуют себя вовлеченными в ситуации, к которым они не готовы, или если их дразнят или запугивают, это может сделать их еще более застенчивыми.

    Примеры других людей также могут играть роль в том, научится ли человек быть застенчивым или нет. Если родители застенчивого ребенка чрезмерно осторожны или чрезмерно защищают его, это может научить ребенка отступать от ситуаций, которые могут быть неудобными или незнакомыми.

Застенчивая сила

Многие люди хотят избавиться от застенчивости. Но у застенчивых от природы людей также есть дары, которые они могут не ценить в себе. Например, из-за того, что застенчивые люди предпочитают слушать, а не говорить, они иногда становятся действительно хорошими слушателями (а какой друг не ценит этого?!).

Застенчивые люди также могут стать чувствительными к чувствам и эмоциям других людей. Из-за своей чувствительности и умения слушать многие застенчивые люди особенно заботятся о других и интересуются их чувствами. Люди часто считают их лучшими друзьями.

Конечно, некоторые люди хотят чувствовать себя менее застенчивыми, чтобы получать больше удовольствия от общения и быть собой среди других. Если вы пытаетесь стать менее застенчивым, запомните:

  • Преодоление застенчивости требует практики. Застенчивые люди, как правило, дают себе меньше шансов практиковать социальное поведение. Неудивительно, что люди, которые уклоняются от общения, не чувствуют себя такими социально уверенными, как общительные — у них меньше практики! Чем больше вы практикуете социальное поведение, тем легче оно усваивается и тем более естественным оно кажется вам.
  • Делайте медленные уверенные шаги вперед. Медленное движение допустимо. Но обязательно идти вперед. Отстранение от любых ситуаций, которые могут вызвать у вас чувство застенчивости, может усилить застенчивость и удерживать ее на уровне, который трудно преодолеть. Укрепляйте уверенность, делая один маленький шаг вперед за раз.
  • Чувствовать себя неловко — это нормально. Все иногда так делают. Застенчивые люди часто боятся чувствовать себя неловко или неудобно. Но пусть это не мешает вам делать то, что вы хотите. Возможно, вам будет неловко просить любимого о первом свидании. Это совершенно естественно. Скажет ли ваш возлюбленный «да» или «нет» — это вне вашего контроля. Но не спрашивая вообще, вы никогда не получите эту дату. Так что действуйте в любом случае!
  • Знай, что ты можешь это сделать. Многие люди учатся справляться со своей застенчивостью. Знай, что ты тоже можешь.

Когда застенчивость достигает предела

Большинство застенчивых от природы людей могут научиться справляться со своей застенчивостью, чтобы она не мешала тому, что им нравится делать. Они учатся относиться к новым людям и ситуациям. Они развивают дружелюбие и уверенность и преодолевают застенчивые чувства.

Но для некоторых людей чувство застенчивости может быть крайним, и его трудно победить. Когда чувства застенчивости настолько сильны, они мешают человеку взаимодействовать, участвовать в занятиях и общаться. Вместо того, чтобы согреться через некоторое время, человек с крайней застенчивостью испытывает застенчивые чувства, которые перерастают в сильный страх. Это может привести к тому, что человек избегает социальных ситуаций и воздерживается от попыток попробовать что-то новое или завести новых друзей. Крайняя застенчивость может сделать неудобным — и казаться невозможным — разговаривать с одноклассниками или учителями.

Поскольку крайняя застенчивость может мешать общению, она также может повлиять на уверенность человека в себе и чувство собственного достоинства. И это может помешать кому-то воспользоваться возможностями или попробовать что-то новое. Крайнее чувство застенчивости часто является признаком тревожного состояния, называемого социальной фобией . Люди с социальной фобией часто нуждаются в помощи психотерапевта, чтобы преодолеть крайнюю застенчивость.

Кто-то с социофобией — или крайней застенчивостью — может преодолеть это! Это требует времени, терпения, мужества и практики. Но это стоит тяжелой работы. Выигрыш в том, что у вас будет больше друзей, больше удовольствия и чувство уверенности.

Будь верен себе

Мы не можем изменить свою истинную внутреннюю природу (да и кто бы этого хотел?). Если у вас от природы застенчивый стиль или если застенчивость сдерживает вас, возможно, вам придется поработать над тем, чтобы научиться чувствовать себя непринужденно в общении с новыми людьми.

Большинство людей считают, что чем больше они практикуются в общении, тем легче оно становится. Практика социальных навыков, таких как напористость; беседа; и дружелюбный, уверенный язык тела — может помочь людям преодолеть застенчивость, укрепить уверенность и получить больше удовольствия от повседневных переживаний.

Проверил: Коллин Шерман, доктор философии

Дата проверки: октябрь 2020 г.

Социальная фобия (для подростков) — Nemours KidsHealth

Что такое социальная фобия?

Вполне естественно иногда чувствовать себя неловко, нервничать или стесняться перед другими. Большинство людей проходят через эти моменты, когда им это необходимо. Но для некоторых тревога, связанная с застенчивостью или застенчивостью, может быть чрезвычайной.

Когда люди чувствуют себя настолько застенчивыми и беспокойными, что это мешает им говорить или общаться большую часть времени, это, вероятно, больше, чем застенчивость. Это может быть тревожное состояние, называемое социальной фобией (также называемое социальная тревожность ).

Что происходит, когда у кого-то социофобия?

Крайние чувства застенчивости и неловкости перерастают в сильный страх. В результате человек чувствует себя некомфортно, участвуя в повседневных социальных ситуациях.

Люди с социофобией обычно легко общаются с семьей и несколькими близкими друзьями. Но знакомство с новыми людьми, разговоры в группе или выступления на публике могут вызвать у них крайнюю застенчивость.

При социофобии крайняя застенчивость, застенчивость и боязнь смущения мешают человеку жить. Вместо того, чтобы получать удовольствие от общественной деятельности, люди с социофобией могут бояться ее, а некоторых вообще избегать.

Что вызывает социофобию?

Как и другие фобии, социальная фобия — это реакция страха на что-то, что на самом деле не опасно, хотя тело и разум реагируют так, как будто опасность реальна. Это означает, что кто-то испытывает физические ощущения страха, такие как учащенное сердцебиение и дыхание. Это часть тела борьба реакция полета . Они вызваны выбросом адреналина и других химических веществ, которые подготавливают тело либо к борьбе, либо к бегству.

Этот биологический механизм срабатывает, когда мы боимся. Это встроенная реакция нервной системы, которая предупреждает нас об опасности, чтобы мы могли защитить себя. При социальной фобии эта реакция активируется слишком часто, слишком сильно и в ситуациях, когда она неуместна. Поскольку физические ощущения, сопровождающие реакцию, реальны, а иногда и довольно сильны, опасность тоже кажется реальной. Таким образом, человек отреагирует замиранием и почувствует себя не в состоянии взаимодействовать.

Когда тело испытывает эти физические ощущения, разум испытывает такие эмоции, как страх или нервозность.

Люди с социофобией склонны интерпретировать эти ощущения и эмоции таким образом, что заставляют их избегать ситуации («Ой-ой, мое сердце колотится, это должно быть опасно — лучше бы я этого не делал!»). Кто-то другой может интерпретировать те же самые физические ощущения нервозности по-другому («Хорошо, это просто мое сердце быстро бьется. Это я нервничаю, потому что почти моя очередь говорить. Это происходит каждый раз. Ничего страшного»).

стр. 2

О каких страхах идет речь?

При социофобии страхи и опасения человека сосредоточены на его социальной деятельности — будь то презентация на большом уроке или светская беседа у шкафчиков.

Люди, страдающие социофобией, обычно стесняются и чувствуют себя некомфортно, когда их замечают или осуждают другие. Они более чувствительны к страхам, что будут смущены, будут выглядеть глупо, сделают ошибку, будут раскритикованы или осмеяны. Никто не хочет проходить через эти вещи. Но большинство людей на самом деле не тратят много времени на беспокойство по этому поводу. Страх и тревога несоразмерны ситуации.

Как социофобия может повлиять на чью-то жизнь?

При социофобии мысли и опасения по поводу того, что думают другие, преувеличиваются в чьем-то сознании. Человек начинает сосредотачиваться на неприятных вещах, которые могут случиться, вместо хороших. Это делает ситуацию намного хуже, чем она есть, и побуждает человека избегать ее.

Социальная фобия может повлиять на чью-то жизнь:

  • Чувство одиночества или разочарования из-за упущенных возможностей для дружбы и веселья. Социальная фобия может помешать кому-то поболтать с друзьями в столовой, вступить в клуб после школы, пойти на вечеринку или пригласить кого-то на свидание.
  • Не получаю от школы максимума. Социальная фобия может помешать человеку добровольно дать ответ в классе, прочитать вслух или провести презентацию. Человек с социофобией может слишком нервничать, чтобы задать вопрос в классе или обратиться за помощью к учителю.
  • Упускают шанс поделиться своими талантами и освоить новые навыки. Социальная фобия может помешать кому-то пройти прослушивание для школьного спектакля, участвовать в шоу талантов, попробовать себя в команде или присоединиться к проекту служения. Социофобия не только мешает людям пробовать что-то новое. Это также предотвращает их от совершения обычных повседневных ошибок, которые помогают людям еще больше совершенствовать свои навыки.
стр. 3

Что такое селективный мутизм?

Некоторые дети и подростки настолько застенчивы и так боятся разговаривать с другими, что вообще не разговаривают с некоторыми людьми (например, с учителем или учениками, которых они не знают) или в определенных местах (например, с кем-то чужой дом). Эту форму социальной фобии иногда называют селективным мутизмом.

Люди с избирательным мутизмом могут говорить. У них совершенно нормальные разговоры с людьми, с которыми им комфортно, или в определенных местах. Но другие ситуации вызывают у них такое сильное беспокойство, что они могут вообще не заставить себя говорить.

Некоторые люди могут принять их молчание за заносчивость или грубость. Но при избирательном мутизме и социальной фобии молчание возникает из-за чувства дискомфорта и страха, а не из-за отказа от сотрудничества, неуважения или грубости.

Почему у некоторых людей развивается социофобия?

Дети, подростки и взрослые могут страдать социофобией. В большинстве случаев это начинается, когда человек молод. Как и другие проблемы, связанные с тревогой, социальная фобия развивается из-за сочетания трех факторов:

  • Биологическая структура человека. Социальная фобия может быть частично связана с наследственными генами и темпераментом человека. Генетические черты, унаследованные от родителей и других родственников, могут влиять на то, как мозг воспринимает и регулирует тревогу, застенчивость, нервозность и реакции на стресс. Точно так же некоторые люди рождаются с застенчивым темпераментом и склонны быть осторожными и чувствительными в новых ситуациях и предпочитают то, что знакомо. Большинство людей, у которых развивается социофобия, всегда отличались застенчивым характером.

    Не у всех с застенчивым темпераментом развивается социофобия (на самом деле, у большинства ее нет). То же самое и с генами. Но люди, унаследовавшие эти черты, имеют повышенный риск развития социальной фобии.

  • Поведение, которому научились у образцов для подражания (особенно у родителей). От природы застенчивый темперамент человека может зависеть от того, чему он или она учатся у образцов для подражания. Если родители или другие люди чрезмерно защищают застенчивого ребенка, у него не будет возможности привыкнуть к новым ситуациям и новым людям. Со временем застенчивость может перерасти в социальную фобию.

    Застенчивые родители также могут непреднамеренно подать пример, избегая определенных социальных взаимодействий. Застенчивый ребенок, который смотрит это, узнает, что общение неудобно, неприятно и что его следует избегать.

  • Жизненные события и переживания. Если люди, рожденные с осторожным характером, переживают стрессовые ситуации, это может сделать их еще более осторожными и застенчивыми. Чувство принуждения к взаимодействию способами, к которым они не готовы, критика или унижение или наличие других страхов и беспокойств могут повысить вероятность развития социальной тревожности у застенчивого или боязливого человека.

    Люди, которые постоянно получают критические или неодобрительные реакции, могут ожидать, что другие будут осуждать их негативно. Из-за того, что вас дразнят или запугивают, и без того застенчивые люди еще больше прячутся в своих раковинах. Они будут бояться совершить ошибку или разочаровать кого-то и будут более чувствительны к критике.

Хорошей новостью является то, что последствия этих негативных переживаний можно обратить вспять с помощью некоторых целенаправленных медленных, но постоянных усилий. Страху можно научиться. И этому тоже можно научиться.

стр. 4

Борьба с социальной фобией

Люди с социальной фобией могут научиться справляться со страхом, развить уверенность в себе и навыки преодоления трудностей, а также перестать избегать того, что вызывает у них тревогу. Но это не всегда легко. Преодолеть социофобию означает набраться смелости, чтобы шаг за шагом выйти за рамки комфортного.

Вот кто может поддержать и направить людей в преодолении социофобии:

  • Терапевты могут помочь людям распознать физические ощущения, вызванные борьбой-бегством, и научить их более точно интерпретировать эти ощущения. Терапевты могут помочь людям составить план противостояния социальным страхам один за другим и помочь им развить навыки и уверенность в себе, необходимые для этого. Это включает в себя отработку новых моделей поведения. Иногда, но не всегда, препараты, уменьшающие тревожность, используются как часть лечения социальной фобии.
  • Семья или друзья особенно важны для людей, страдающих социофобией. Правильная поддержка со стороны нескольких ключевых людей может помочь людям с социофобией набраться смелости, чтобы выйти за пределы своей зоны комфорта и попробовать что-то новое.

    Унижения, лекции, критика и требования измениться не помогают — а только заставляют человека чувствовать себя плохо. Наличие социофобии не является ошибкой человека и не является чем-то, что кто-то выбирает. Вместо этого друзья и семья могут поощрять людей с социофобией выбирать небольшую цель, напоминать им идти к ней и быть рядом, когда они могут чувствовать себя обескураженными. Хорошие друзья и семья готовы отпраздновать каждый маленький успех на этом пути.

Преодоление социофобии

Борьба с социофобией требует терпения, мужества, чтобы противостоять страхам и пробовать новые вещи, а также готовности практиковаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *