Дата земская реформа: Земское законодательство и социальная практика земского самоуправления в позднеимперской России

Суть и итоги земской реформы Александра 2-го (кратко)

Земская реформа Александра 2-го — комплекс преобразований в системе управления уездными и губернскими землями, дающий им право созывать собственные органы самоуправления и самостоятельно заниматься решением хозяйственных вопросов в регионах.

Предпосылки и причины введения земской реформы

В 1861 г. была проведена крестьянская реформа и произошла отмена крепостного права, что повлекло за собой ряд существенных изменений в экономике и системе управления. Крестьяне, не привязанные больше к помещику, могли свободно перемещаться, создавать свои хозяйства и участвовать в общественной жизни. Для того чтобы новая экономическая система развивалась более активно и эффективно, необходимо было создать такую систему управления, которая бы отвечала местным нуждам и была приближена к экономическим реалиям региона. Ранее же регионы получали приказы из центра, которые зачастую были слишком отдалены от реального положения дел.

История создания и введения земской реформы в России

Идея земской реформы зародилась еще во времена Александра 1-го, однако до проведения раскрепощения крестьян строгой необходимости в ней не было. При Александре 1-м разработкой подобного проекта занимался Сперанский, которому было поручено провести крупные преобразования в системе государственного управления. Проект предполагал создание уездных дум, которые бы осуществляли управление на местах и были независимы в принятии решений от воли центра, это позволило бы значительно облегчить процесс управления огромной империей. Проект Сперанского был предложен Александру 1-му, однако воплощения в жизнь не получил.

Во времена «великих реформ» Александра 2-го проект Сперанского был взят за основу нового проекта реформ, однако в него были внесены существенные изменения. Но главная идея реформы — отдать управление регионами в руки самих регионов — осталась.

Содержание земской реформы

Земская и городская реформы должны были создать на местах органы местного самоуправления. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 г. создавало такие учреждения, как земские управы, земское собрание. В состав этих учреждений могли входить граждане любого сословия из местного населения.

Для того чтобы упростить процесс выбора членов совета и сделать его более систематизированным, были созданы курии — особые разряды, на которые делились все граждане, желающие участвовать в выборах. Курии разделялись по имущественному, национальному и другим признакам. Всего существовало три курии: курия уездных землевладельцев, курия городских избирателей и курия от сельских обществ. Основная идея создания подобного разделения была в том, чтобы в органы местного самоуправления могли в равных частях попасть представители всех сословий. К сожалению, на практике все было сложнее.

Формально реформа предполагала, что в выборах мог участвовать человек любого сословия, однако было одно ограничение — право выбора регулировалось имущественным цензом. В результате в местные органы попадали представители высшего дворянского сословия, которые обладали значительным имуществом, а не крестьяне, у которых ничего не было.

Исполнительными органами при земских собраниях были местные управы. Земства и управы, однако, не получили всех тех прав, которые предполагала реформа. На деле они занимались решением не серьезных вопросов, а хозяйственных и бытовых дел уездов — строительством дорог, школ, больниц, внешним обустройством, заботой о скоте и т.д. Земства занимались также сбором налогов и средств на местные нужды.

Власть местных органов самоуправления была достаточно ограниченной, они подчинялись губернаторам, министрам и императору, так как дворянство боялось слишком большой самостоятельности регионов. Впрочем, положительный эффект все равно был достигнут, земства стали появляться по всей стране.

Итоги земской реформы

Несмотря на недостатки земской реформы, она все же оказала значительное влияние на экономику. Создание земств было активно поддержано гражданами и сторонниками конституционного строя, которые воспринимали эту реформу как зарождение демократического строя.

Земства помогли регионам значительно улучшить свою экономику, избежать многих проблем с управлением, существовавших со старой системой, а также освободили высшие государственные органы от решения мелких проблем.

Земская реформа считается одной из самых неудачных реформ Александра 2-го, так как она было непоследовательной и во многом несостоятельной, охватывала лишь некоторые стороны местного самоуправления, однако свои плоды она все же принесла.

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1864

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1864, создание системы органов местного самоуправления в России; составная часть реформ 60—80-х гг. 19 в. Проводилась в соотв. с “Положением о губернских и уездных земских учреждениях” от 1 янв. 1864. В губерниях и уездах создавались земские учреждения — земские собрания и земские управы, а также учреждался институт земских гласных. З.р. вводила принципы выборности и бессословности в формирование органов управления. Избирательное право предоставлялось на основе возрастного и имуществ. цензов; выборы проводились по куриям землевладельцев, городских избирателей и сельских обществ. Компетенция земств ограничивалась местными хоз. делами, вопросами нар. образования, здравоохранения, развития пром-сти, с. х-ва и др. Проведение З.р. на терр. Башкортостана осложнялось нерешённостью в Положении вопроса о праве башкир и казаков Оренб. войска на избрание в земские учреждения.

По инициативе оренбургских ген.-губернатора Н.А.Крыжановского и губ. К.Н.Боборыкина, 25 нояб. 1867 был учреждён к-т по проведению З.р. в Оренбургской губернии, в состав к-рого вошло по одному представителю от Оренб. губ., Оренбургского казачьего войска и башкир. В 1870 к-т представил на рассмотрение имп. Александру II мнение о необходимости участия башкир в избрании гласных в уездные земские собрания. 16 дек. 1868 дворянское собрание Уфим. губ. постановило ходатайствовать перед пр-вом о скорейшем открытии земств. 14 мая 1874 по представлению мин. внутр. дел П.А.Валуева “О применении положения о земских учреждениях к Оренбургской и Уфимской губерниям” Гос. совет постановил распространить Положение о земских учреждениях на Уфимскую губернию с дополнениями, согласно к-рым башкиры участвовали в сел. избират. съездах на равных с крестьянами основаниях.

Для проведения З.р. 10 авг. 1874 в Уфим. губ. был создан врем. губ. к-т, в уездных городах — врем. уездные комиссии. Выборы уездных земских гласных были назначены в Белебеевском уезде на 29 янв. 1875, Златоустовском уезде — 31 янв., Мензелинском уезде — 1 февр., Бирском уезде — 3 февр., Уфимском уезде — 6 февр., Стерлитамакском уезде — 23 января. 27 февр. 1875 было открыто первое Уфим. губ. земское собрание. В ведение земства были переданы дела, документы, имущество по земским делам присутствия, Приказа обществ. призрения, врачебного и строит. отделений Уфим. губ. правления. Избрана губ. земская управа, во всех уездах — уездные земские управы. На терр. Оренб. губ. З.р. начала реализовываться в 1912—13. В ходе З.р. зародилось земское движение. Осн. положения реформы пересмотрены в период реформ 80—90-гг. 19 в.

Лит.: Леонов Н.И. Буржуазные реформы 60—70-х гг. ХIХ в. в Башкирии. Уфа, 1993; Азаматова Г.Б. Уфимское земство (1874—1917): социальный состав, бюджет, деятельность в области народного образования. Уфа, 2005; Мысляева Н.С. Земские учреждения Уфимской губернии: образование, организационно-правовая основа, деятельность. Уфа, 2005.

Н.И.Леонов


Реформы

ЗЕМСТВО

Дата публикации: 10.10.2019

Дата последнего обновления публикации: 17.10.2019

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ – DOAJ

Резюме

Читать онлайн

Статья посвящена основным вехам земельной политики России и динамике земельных отношений в контексте исторического развития Российского государства: от Древней Руси до СССР. Особое внимание уделено аспектам формирования земельной собственности в ходе реформ 1861 и 1864 гг. Проведен анализ специфики земельной политики, проводившейся на различных этапах российской истории, через призму изменений политических традиций и общественных отношений. В частности, рассматриваются такие составляющие, как цель земельной политики, субъектный состав земельных отношений, специфика общественных отношений, особенности государственного управления и др. Исследование земельной политики и земельных отношений в контексте историко-политического анализа позволяет более детально понять специфику и динамику этих процессов. Это позволит в перспективе выйти на качественно новый уровень теоретических обобщений. Результат анализа свидетельствует о необходимости использования накопленного в современных условиях политического и экономического опыта, который должен способствовать получению объективных представлений о развитии и оптимизации земельных отношений в условиях современной России. При этом важно оценить взаимосвязь между целью земельной политики и характером земельных отношений.

Ключевые слова

  • государство
  • земельная политика
  • земельные отношения
  • земельная реформа
  • земельные ресурсы
  • земская реформа

Индексирование метаданных

Дублинское ядро ​​ Элементы метаданных PKP Метаданные для этого документа
1. Титул Название документа «ЗЕМСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДЕЛО»: ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ЗЕМСТВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
2. Создатель Имя автора, организация, страна Азаматова Г.Б.; Уфимский научный центр Российской академии наук
3. Субъект Дисциплина(ы)
3. Субъект Ключевое слово(я)
территориальных учреждений; буржуазные реформы; мировой судья; местное самоуправление; бюрократия; реформа оценки; земельный кадастр
4. Описание Аннотация Местное самоуправление в Российской империи (1864-1918 гг.) возникло в результате буржуазных реформ и носило многоотраслевой характер. В статье рассматривается роль земства в проведении отдельных буржуазных реформ, отношения местного самоуправления с мировым судьей, крестьянскими властями, система налогообложения и управление народным образованием. Автор приходит к выводу, что уездные и исполкомы дополняли административно-бюрократическую систему местного самоуправления через районный и губернский уровни и кадровую структуру. В то же время местные органы власти увеличили масштабы децентрализации и демократизации местного управления за счет избрания магистратов, государственных служащих крестьянских органов, а также через представительство в коллегиальных органах. Самостоятельный статус земства способствовал возникновению нового уровня административно-политической культуры управления. Правительство использовало земство для создания модернизированной системы налогообложения. Через земские управы в Российской империи устанавливалась оценка сферы налогообложения и профессиональных людских ресурсов. Таким образом, уездные советы способствовали совершенствованию государственного управления и стали инструментом реализации государственных программ реформ в конце XIX в.ого и начала 20 века.
5. Издатель Организационное агентство, местонахождение Российский университет дружбы народов
6. Участник Спонсор(ы)
7. Дата (ДД-ММ-ГГГГ) 15.12.2014
8. Тип Статус и жанр Рецензируемая статья
8. Тип Тип Исследовательская статья
9. Формат Формат файла
10. Идентификатор Единый идентификатор ресурса https://journals.rudn.ru/russian-history/article/view/4248
11. Источник Название; т., нет. (год) Журнал РУДН «История России»; № 4 (2014)
12. Язык английский=en руб
13. Связь Доп. Файлы
14.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *