В каком журнале были опубликованы ранние пьесы островского: Тест «Жизнь и творчество А.Н. Островского»

Тест по творчеству А.Н.Островского, 10 класс | Тест по литературе (10 класс) на тему:

Тест – А.Н.Островский.

1. А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно:

1) помещичье-дворянской   2) купеческой   3) аристократической   4) народной

2. В каком журнале в начале своей деятельности (до 1856г.) сотрудничал А.Н.Островский:

1) «Москвитянин»  2) «Отечественные записки»  3) «Современник»  4) «Библиотека для чтения»

3. Высшим критерием художественности Островский полагал реализм и народность в литературе. Как вы понимаете термин «народность»:

1) Особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в их художественном мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа.

2) Литературные произведения, раскрывающие о жизни народа.

3) Проявление в произведении национальной литературной традиции, на которую опирается автор в своих произведениях.

4. Статью «Тёмное царство» написал:

1) Н.Г.Чернышевский    2) В.Г.Белинский   3) И.А.Гончаров   4) Н.А.Добролюбов

5. Творчество А.Н.Островского можно условно разделить на 3 периода. Найдите соответствие названий произведений и основных конфликтов, положенных в их основу.

1 период: создание резко отрицательных образов, обличительные пьесы в духе гоголевской традиции.

2 период: пьесы, отражающие жизнь послереформенной России. – о разорившихся дворянах и дельцах нового типа.

3 период: пьесы о трагической судьбе женщины в условиях капитализирующейся России, о разночинцах, актёрах.

 «Бешеные деньги»     «Свои люди – сочтёмтся!»    «Бесприданница»

6. Яркими представителями «тёмного царства» в пьесе «Гроза» являются (найдите лишнее):

1) Тихон      2) Дикой     3) Кабаниха     4) Кулигин

7. Кто из героев пьесы ярко демонстрирует распад «тёмного царства» в предреформенные годы:

1) Тихон     2) Варвара     3) Феклуша     4) Кабанова

8. Сатирическое обличение соединяется в пьесе с утверждением новых сил, поднимающихся на борьбу за человеческие права. На кого из героев пьесы возлагает надежды автор:

1) Катерину Кабанову   2) Тихона Кабанова  3 ) Варвару Кабанову   4) Бориса

9. Кого Н.А.Добролюбов назвал «лучом света в тёмном царстве»:

1) Варвару    2) Катерину   3) Тихона   4) Кулигина

10. Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению Н.А.Добролюбова, является проявлением:

1) Духовной силы и смелости

2) Духовной слабости и бессилия

 3) Моментного эмоционального взрыва

11. Речевая характеристика является яркой демонстрацией характера героя. Найдите соответствие речи действующим лицам пьесы:

1) «Такая ли я была! Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле!», «Ветры буйные, перенесите вы ему печаль-тоску».

2) «Бла-алепие, милая, бла-алепие!.. В обетованной земле все живёте! И купечество все народ благочестивый, благодетелями многими украшенный».

3) «Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы и слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так разговаривала».

 Кабаниха    Феклуша    Катерина

12. В речи героев пьесы присутствует (найдите соответствие):

1) Церковная лексика, насыщенная архаизмами и просторечием

2) Народно-поэтическая, разговорно-просторечная, эмоциональная лексика

3)Мещанско-купеческое просторечие, грубость

4) Литературая лексика 18 века с ломоносовско- державинскими тенденциями

   Катерина    Кабаниха    Кулигин    Дикой

13. Найдите соответствие приведённых характеристик героям пьесы:

1) «Кто ж … угодит, коли у … вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчёта без брани не обходится … А беда, коли по утру … кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».

2) «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних поедом (заел(а))совсем».

  Дикой         Кабаниха

14. Кому из героинь пьесы принадлежат слова, ярко её характеризующие:

«Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»

1) Варвара   2)Катерина   3) Глаша   4) Феклуша

15. А.Н.Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены практически все пьесы драматурга. Как называется этот театр?

1) Художественный театр   2) Малый театр   3) Театр «Современник»   4) Большой театр.

Ответы к тесту

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

1

1

4

1 – «Свои люди – сочтёмся!»

2 – «Бешеные люди»

3 – «Бесприданница»

4

2

1

2

1

11

12

13

14

15

1 –Катерина

2 – Феклуша

3 — Кабаниха

1 – Кабаниха

2 – Катерина

3 – Дикой

4 — Кулигин

1 – Дикой

2 — Кабаниха

2

2

Александр Николаевич Островский

Рус­ский дра­ма­тург, твор­че­ство кото­ро­го ста­ло осно­вой для созда­ния Наци­о­наль­но­го театра

О чело­ве­ке Дея­тель­ность: писа­тель, дра­ма­тург Место рож­де­ния: Москва, Рос­сий­ская импе­рия Дата рож­де­ния: 12 апре­ля 1823 г. Умер: 14 июня 1886 г. (63 года) Знак зоди­а­ка: Овен Обра­зо­ва­ние: Мос­ков­ский уни­вер­си­тет Женат на: Марии Бах­ме­тье­вой, Ага­фье Ива­новне (граж­дан­ский брак) Дети: Мария, Любовь, Алек­сандр, Миха­ил, Сер­гей, Нико­лай Фото 1 из 11 

Алек­сандр Ост­ров­ский с арти­ста­ми Мало­го театра 

Ост­ров­ский в молодости 

Памят­ник Алек­сан­дру Ост­ров­ско­му у стен Мало­го театра 

Дом в Голи­ков­ском пере­ул­ке, где жил А. Н. Островский 

А. Ост­ров­ский, порт­рет худож­ни­ка В. Г. Перова 

Чле­ны ред­кол­ле­гии жур­на­ла “Совре­мен­ник” (спра­ва Ост­ров­ский). 1856 г 

Содер­жа­ние

  1. Алек­сандр Ост­ров­ский — биография
  2. Ран­ние годы и образование
  3. Твор­че­ство
  4. Театр Ост­ров­ско­го
  5. Лич­ная жизнь
  6. Смерть дра­ма­тур­га
  7. Инте­рес­ные факты
  8. Пье­сы

Александр Островский — биография

Алек­сандр Нико­ла­е­вич Ост­ров­ский – выда­ю­щий­ся рус­ский дра­ма­тург 19 века, а его про­из­ве­де­ния и пье­сы ста­ли осно­вой для созда­ния наци­о­наль­но­го теат­ра. Само­го писа­те­ля заслу­жен­но назы­ва­ют отцом рус­ской сце­ны в том виде, в каком она суще­ство­ва­ла со вто­рой поло­ви­ны XIX века.

Ост­ров­ский не имел лите­ра­тур­но-фило­ло­ги­че­ско­го обра­зо­ва­ния. Одна­ко он был вни­ма­тель­ным чело­ве­ком и обла­дал свое­об­раз­ным при­род­ным чутьем на сло­ва, язык, а так­же на сюже­ты и харак­те­ры. Во мно­гом это свя­за­но с вашей службой.

За годы рабо­ты на мел­ких чинов­ни­чьих долж­но­стях он пови­дал нема­ло людей, соста­вив­ших осно­ву обыч­ных пар­ней. Кор­рум­пи­ро­ван­ные, глу­пые, вла­сто­лю­би­вые чинов­ни­ки и про­чие проч­но вошли в про­из­ве­де­ния Ост­ров­ско­го, а затем столь­ко раз вопло­ща­лись на сцене, что ста­ли осно­вой для даль­ней­ше­го раз­ви­тия сатиры.

Ост­ров­ско­му бла­го­да­ря при­род­но­му талан­ту и тру­до­лю­бию уда­лось рефор­ми­ро­вать рус­ский театр. Он ввел про­стые пра­ви­ла, кото­рые повы­си­ли каче­ство выступ­ле­ний. В конеч­ном сче­те, зада­чей дра­ма­тур­га было при­влечь и удер­жать зри­тель­ский инте­рес. И в этом он бле­стя­ще преуспел.

За свою жизнь писа­тель создал око­ло 50 пьес. Мно­гие из них проч­но вошли в рус­скую куль­ту­ру. Он стал частью золо­то­го фона клас­си­ки. Сей­час они изу­ча­ют­ся в рам­ках школь­ной программы.

  • Ран­ние годы и образование
  • Твор­че­ство
  • Театр Ост­ров­ско­го
  • Лич­ная жизнь
  • Смерть дра­ма­тур­га
  • Инте­рес­ные данные
  • Теат­раль­ные постановки

Ранние годы и образование

Дра­ма­тург и писа­тель Алек­сандр Ост­ров­ский родил­ся 12 апре­ля 1823 года по ново­му сти­лю в Москве. Его роди­те­ли не име­ли отно­ше­ния к про­фес­си­о­наль­но­му твор­че­ству, искус­ству. Одна­ко это были начи­тан­ные и доста­точ­но обра­зо­ван­ные люди.

Отца юно­ши зва­ли Нико­лай Федо­ро­вич. Этот чело­век про­ис­хо­дил из духо­вен­ства. По насто­я­нию роди­те­лей он окон­чил семи­на­рию, а затем духов­ную ака­де­мию. Одна­ко жизнь свя­щен­но­слу­жи­те­ля его совер­шен­но не прельщала.

Вме­сто рели­ги­оз­ной рабо­ты он пред­по­чел офи­ци­аль­ную долж­ность. Бла­го­да­ря сво­ей рабо­те он достиг долж­но­сти судеб­но­го адво­ка­та. В 1839 году бла­го­да­ря упор­ству и тру­до­лю­бию отец буду­ще­го писа­те­ля дослу­жил­ся до чина кол­леж­ско­го асес­со­ра и полу­чил дво­рян­ский титул.

Мать дра­ма­тур­га зва­ли Любовь Ива­нов­на. Его роди­те­ли слу­жи­ли в церк­ви. Моло­дой чело­век не успел ее как сле­ду­ет запом­нить, так как она умер­ла, как толь­ко Ост­ров­ско­му испол­ни­лось 9 лет.

После смер­ти жены отец писа­те­ля женил­ся во вто­рой раз на Эми­ли фон Тис­сен, доче­ри швед­ско­го ари­сто­кра­та. По счаст­ли­вой слу­чай­но­сти маче­ха ока­за­лась доб­рой и заботливой.

Кро­ме Алек­сандра в семье роди­лось трое сыно­вей (еще несколь­ко умер­ли в мла­ден­че­стве). Зар­пла­та отца была доволь­но высо­кой. По край­ней мере, что­бы не бед­ство­вать, его семье хватало.

Дом в Голи­ков­ском пере­ул­ке, где жил А. Н. Островский 

Мате­ри­аль­ный доста­ток поз­во­лял справ­лять­ся с вос­пи­та­ни­ем детей. Ост­ров­ский рано начал схва­ты­вать зна­ния. Его мать, интел­ли­гент­ная и обра­зо­ван­ная жен­щи­на, посвя­ти­ла себя его обу­че­нию. А после ее смер­ти маче­ха, мно­го вре­ме­ни уде­ляв­шая вос­пи­та­нию при­ем­ных детей.

С ран­них лет Ост­ров­ский увле­кал­ся ино­стран­ны­ми язы­ка­ми и чте­ни­ем. Это была боль­шая уда­ча, что у мое­го отца была силь­ная биб­лио­те­ка. После зна­ком­ства с оте­че­ствен­ной и зару­беж­ной лите­ра­ту­рой у Алек­сандра Нико­ла­е­ви­ча появи­лось горя­чее жела­ние стать писа­те­лем. Одна­ко отец не раз­де­лял его стрем­ле­ний. Он наме­ре­вал­ся орга­ни­зо­вать сво­е­го сына как чиновника.

В 1835 году юно­ша посту­пил в Мос­ков­скую гим­на­зию, где и полу­чил началь­ное обра­зо­ва­ние. А затем, в 1840 году, по насто­я­нию роди­те­лей Ост­ров­ский посту­пил на юри­ди­че­ский факуль­тет Мос­ков­ско­го университета.

Он учил­ся на писа­те­ля. Он не закон­чил свое обра­зо­ва­ние и не смог полу­чить диплом. В 1843 году он про­ва­лил экза­мен по рим­ско­му пра­ву. В ито­ге моло­дой чело­век напи­сал заяв­ле­ние и выдво­рен по соб­ствен­но­му желанию.

Ост­ров­ский в молодости 

Отец помог сыну полу­чить неболь­шую долж­ность в Учре­ди­тель­ном суде. А затем, через несколь­ко лет, Ост­ров­ский-млад­ший пере­шел в Арбит­раж­ный суд, где зани­мал­ся раз­ре­ше­ни­ем хозяй­ствен­ных спо­ров меж­ду горо­жа­на­ми, куп­ца­ми, купе­че­ским кре­стьян­ством и мел­ки­ми дво­ря­на­ми. Здесь он рабо­тал до 1850 года.

За дол­гий пери­од служ­бы Ост­ров­ский пови­дал нема­ло людей. В даль­ней­шем они ста­ли осно­вой для соби­ра­тель­ных обра­зов, типов и ярких пер­со­на­жей, извест­ных нам по мно­го­чис­лен­ным коме­ди­ям писателя.

Несмот­ря на бюро­кра­ти­че­скую рабо­ту, Алек­сандр Нико­ла­е­вич и не думал отка­зы­вать­ся от сво­ей идеи стать дра­ма­тур­гом. Втайне от всех он запи­сы­вал самые инте­рес­ные обра­зы и ситу­а­ции в свой блок­нот. На их осно­ве он создал свои типы для буду­щих работ.

Творчество

Твор­че­ская био­гра­фия Ост­ров­ско­го нача­лась в сере­дине 40‑х гг., несмот­ря на плот­ный гра­фик госу­дар­ствен­ной служ­бы, Алек­сандр Нико­ла­е­вич нахо­дил вре­мя для лите­ра­тур­ной дея­тель­но­сти. К сча­стью, финан­со­вое поло­же­ние так­же поз­во­ля­ло это.

За годы служ­бы в Арбит­раж­ном суде писа­тель полу­чил 16 руб­лей жало­ва­ния — солид­ные по тем вре­ме­нам деньги.

В пер­вые годы сво­е­го твор­че­ства Ост­ров­ский под­ра­жал Гого­лю и Белин­ско­му. Они были его лите­ра­тур­ны­ми куми­ра­ми, веха­ми в мире искус­ства. Несмот­ря на отсут­ствие боль­шо­го опы­та, ран­ние рабо­ты Алек­сандра Нико­ла­е­ви­ча были вполне само­сто­я­тель­ны и цель­ны, име­ли высо­кую худо­же­ствен­ную цен­ность. В 1846 году Ост­ров­ский опуб­ли­ко­вал сра­зу несколь­ко произведений.

Самой извест­ной ста­ла пье­са «Непла­те­же­спо­соб­ный долж­ник», кото­рая сей­час извест­на как «Свои люди, давай­те поселимся!».

В свой­ствен­ной ему сати­ри­че­ской мане­ре Ост­ров­ский рас­ска­зал исто­рию хит­ро­го куп­ца, кото­рый путем обма­на решил объ­явить себя банк­ро­том, но в ито­ге был обма­нут соб­ствен­ной мошен­ни­че­ской доче­рью и ее мужем.

В эти же годы в «Спис­ке горо­дов Моск­вы» были опуб­ли­ко­ва­ны «Кар­ти­ны из семей­ной жиз­ни» и «Запис­ки житель­ни­цы Замоск­во­рец­ко­го», став­шие дебю­том автора.

Еще до обре­те­ния широ­кой извест­но­сти Ост­ров­ский делил­ся сво­им твор­че­ством с кол­ле­га­ми по цеху. Читаю пье­сы гостям, пред­ста­ви­те­лям лите­ра­тур­ных кругов.

Про­фес­си­о­наль­ные кри­ти­ки и писа­те­ли все­рьез назы­ва­ли Алек­сандра Нико­ла­е­ви­ча кори­фе­ем рус­ской дра­ма­тур­гии и про­ро­чи­ли ему боль­шое будущее.

Спек­такль “Свои люди – уста­но­вим!” был опуб­ли­ко­ван в жур­на­ле «Моск­ви­тя­тин». Про­дукт широ­ко изве­стен. Сам автор, Ост­ров­ский, в одно­ча­сье прославился.

Твор­че­ство писа­те­ля оце­ни­ли, в том чис­ле, такие дея­те­ли рус­ско­го искус­ства, как Н. Гоголь и И. Гон­ча­ров. Одна­ко не обо­шлось без непри­ят­ных событий.

Извест­но, что Ост­ров­ский про­ра­ба­ты­вал одну из сцен в спек­так­ле с акте­ром Дмит­ри­ем Горе­вым-Тара­сен­ко­вым. Одна­ко все огра­ни­чи­лось лишь неболь­шим фраг­мен­том произведения.

После пуб­ли­ка­ции про­из­ве­де­ния писа­те­ля неод­но­крат­но обви­ня­ли в пла­ги­а­те и при­сво­е­нии заслуг соав­то­ра. По вер­сии след­ствия, поход на Ост­ров­ско­го орга­ни­зо­ва­ли круп­ные купцы.

Это неуди­ви­тель­но: сре­ди мос­ков­ско­го купе­че­ства было мно­го недо­воль­ных рабо­той. В комич­ных и утри­ро­ван­ных обра­зах узна­ли себя пред­ста­ви­те­ли ком­мер­че­ско­го сектора.

Куп­цы объ­яви­ли Ост­ров­ско­му насто­я­щую вой­ну. Бла­го­да­ря свя­зям и, воз­мож­но, взят­кам, рабо­та Алек­сандра Нико­ла­е­ви­ча была запре­ще­на. Никто не решал­ся его надеть.

Кро­ме того, све­де­ния о рабо­те и поло­же­нии в целом дошли до само­го Нико­лая I. По ини­ци­а­ти­ве импе­ра­то­ра Ост­ров­ско­го он был уво­лен от судеб­ной служ­бы, а затем писа­тель был постав­лен пол­но­стью под поли­цей­ский над­зор. Мера была неспра­вед­ли­вой, чисто репрессивной.

Толь­ко после смер­ти Нико­лая и воца­ре­ния его сына Алек­сандра II с его отно­си­тель­но либе­раль­ным кур­сом уда­лось добить­ся инсце­ни­ров­ки, а так­же отме­ны жест­ко­го необос­но­ван­но­го дав­ле­ния. Пер­вая пье­са Ост­ров­ско­го «Непла­те­же­спо­соб­ный долж­ник» была постав­ле­на ​​лишь в 1861 году.

Несмот­ря на вре­мен­ное несча­стье, автор про­дол­жал рабо­тать с Нико­ла­ем. Из-под его пера вышла коме­дия «Не садись на сан­ки». В 1853 году она была постав­ле­на ​​в Малом театре.

Зда­ние Мало­го теат­ра в Москве 

При­ме­ча­тель­но, что Алек­сандр Нико­ла­е­вич отдал его совер­шен­но бес­плат­но. Кро­ме того, он актив­но участ­во­вал в репе­ти­ци­ях, помо­гал акте­рам созда­вать нуж­ные и досто­вер­ные образы.

Исто­рия кава­ле­ри­ста, кото­рый хотел попра­вить свое эко­но­ми­че­ское поло­же­ние бра­ком по рас­че­ту, ока­за­лась инте­рес­на широ­кой пуб­ли­ке. После спек­так­ля вышло новое про­из­ве­де­ние: «Бед­ность не порок».

Про­из­ве­де­ние, как и преды­ду­щие, было опуб­ли­ко­ва­но в жур­на­ле «Моск­ви­тя­нин» и было посвя­ще­но глу­по­сти и жад­но­сти бога­чей, власть имущих.

В сере­дине 1950‑х Ост­ров­ский Алек­сандр Нико­ла­е­вич стал извест­ным дра­ма­тур­гом. Его про­из­ве­де­ния ста­ли осно­вой для фор­ми­ро­ва­ния рус­ско­го теат­ра. Он совер­шил насто­я­щую революцию.

После пуб­ли­ка­ции «Бед­ность не порок» Ост­ров­ский рассо­рил­ся с руко­вод­ством Моск­ви­тя­ти­на. При­чи­ной ста­ли финан­со­вые раз­но­гла­сия. Вско­ре писа­тель стал сотруд­ни­чать с «Совре­мен­ни­ком».

Чле­ны ред­кол­ле­гии жур­на­ла “Совре­мен­ник” (спра­ва Ост­ров­ский). 1856 г 

Пье­сы Ост­ров­ско­го были прин­ци­пи­аль­но новым явле­ни­ем для рус­ско­го теат­ра. В отли­чие от пафос­ных и пафос­ных поста­но­вок на мало­по­нят­ные темы, пье­сы дра­ма­тур­га отли­ча­лись про­сто­той изло­же­ния и вполне обы­ден­ны­ми ситу­а­ци­я­ми, понят­ны­ми даже необ­ра­зо­ван­но­му крестьянину.

Ост­ров­ско­го про­зва­ли «Колум­бом Замоск­во­ре­чья» за изоб­ра­же­ние про­вин­ци­аль­ной жиз­ни: он пока­зал ста­тус­ной сто­лич­ной пуб­ли­ке, что жизнь, и не менее бур­ная, чем у них, суще­ству­ет за пре­де­ла­ми Петербурга.

Мощ­ный тол­чок в сво­ем раз­ви­тии полу­чил оте­че­ствен­ный театр. Одна­ко осо­бен­но­сти про­из­ве­де­ний Ост­ров­ско­го тре­бо­ва­ли от акте­ров совсем дру­го­го под­хо­да. Автор мно­го раз участ­во­вал в репе­ти­ци­ях, ста­ра­ясь помочь арти­стам осво­ить новые прин­ци­пы интерпретации.

Пье­сы Ост­ров­ско­го ста­ви­лись в Малом и Алек­сандрин­ском теат­рах. Твор­че­ство дра­ма­тур­га при­влек­ло вни­ма­ние широ­кой пуб­ли­ки. Во мно­гом имен­но бла­го­да­ря ему за корот­кое вре­мя уда­лось зна­чи­тель­но уве­ли­чить чис­ло люби­те­лей теат­раль­но­го искусства.

Санкт-Петер­бург­ский Алек­сандрин­ский театр 

Тем вре­ме­нем автор про­дол­жал раз­ви­вать­ся. В том же 56‑м он вошел в состав редак­ции жур­на­ла «Совре­мен­ник». В поис­ках новых исто­рий и све­жих идей Алек­сандр Нико­ла­е­вич отпра­вил­ся в путе­ше­ствие по России.

Он путе­ше­ство­вал по глу­бине стра­ны, отда­лен­ным угол­кам госу­дар­ства, изу­чал быт мест­но­го насе­ле­ния, их речь, убран­ство домов, под­ме­чал инте­рес­ные детали.

Не обо­шлось без про­блем. В нача­ле путе­ше­ствия про­изо­шел несчаст­ный слу­чай, в резуль­та­те кото­ро­го Ост­ров­ский полу­чил несколь­ко пере­ло­мов и дол­го лечил­ся. Во вре­мя вынуж­ден­но­го пере­ры­ва напи­сал пье­су «Доход­ное место».

А. Ост­ров­ский, порт­рет худож­ни­ка В. Г. Перова 

Поезд­ка в Рос­сию помог­ла дра­ма­тур­гу най­ти новые идеи. Резуль­та­том твор­че­ских гастро­лей ста­ли новые рабо­ты: «Сту­дент­ка», «Харак­те­ри­сти­ки не сошлись».

В 1859 г появи­лось пер­вое боль­шое собра­ние сочи­не­ний Ост­ров­ско­го в двух томах. Он стал попу­ляр­ным и быст­ро разошелся.

Толь­ко через год, в 1860 году, Алек­сандр Нико­ла­е­вич закон­чил и издал свою зна­ме­ни­тую «Бурю». За свою новую рабо­ту он полу­чил пре­стиж­ную награ­ду и был избран в Санкт-Петер­бург­скую Ака­де­мию наук.

Нача­ло 70‑х годов озна­ме­но­ва­лось новым пери­о­дом твор­че­ства Алек­сандра Ост­ров­ско­го. Серьез­но инте­ре­со­вал­ся исто­ри­ей Смут­но­го вре­ме­ни. Автор пере­пи­сы­вал­ся с выда­ю­щим­ся иссле­до­ва­те­лем Н. Костомаровым.

Резуль­та­том их сотруд­ни­че­ства ста­ли «лето­пи­си в сти­хах»: «Васи­ли­са Мелен­тье­ва», «Дмит­рий Само­зва­нец и Васи­лий Шуй­ский» и др.

Алек­сандр Ост­ров­ский с арти­ста­ми Мало­го театра 

В кон­це 60‑х — нача­ле 70‑х Ост­ров­ский выпу­стил «На вся­ко­го муд­ре­ца хва­тит глу­по­сти» и «Беше­ных денег». Про­из­ве­де­ния, кото­рые допол­ня­ли друг дру­га по смыс­лу и содер­жа­нию. В этот же пери­од писа­тель завер­шил рабо­ту над пье­сой «Лес».

Из-под его пера вышли пье­сы «Не было ни копей­ки, а вдруг Алтын» и «Не все кош­ки мас­ле­ни­цы». 1970‑е годы ста­ли для авто­ров вре­ме­нем боль­шой твор­че­ской активности.

В 1873 году Ост­ров­ский рабо­тал в необыч­ном для него жан­ре сказ­ки. По зака­зу руко­вод­ства теат­ра писа­тель под­го­то­вил текст «Сне­гу­роч­ки». Музы­ку к спек­так­лю напи­сал Петр Ильич Чай­ков­ский, сотруд­ни­чав­ший с Островским.

В кон­це деся­ти­ле­тия дра­ма­тург опуб­ли­ко­вал еще два про­из­ве­де­ния: «Вол­ки и овцы» и зна­ме­ни­тое «При­да­ное». Одна­ко пуб­ли­ка встре­ти­ла послед­не­го без энту­зи­аз­ма. Ост­ров­ско­го кри­ти­ко­ва­ли за твор­че­ские реше­ния. Но как пока­за­ло вре­мя, рабо­та про­сто опе­ре­ди­ла свое вре­мя и ста­ла слиш­ком худо­же­ствен­но новаторской.

В после­ду­ю­щие годы писа­тель рабо­тал над про­из­ве­де­ни­я­ми «Без вины вино­ва­тые» и «Талан­ты и поклонники».

За весь пери­од твор­че­ства А. Н. Ост­ров­ский напи­сал более 50 про­из­ве­де­ний. Он так­же рабо­тал над пере­во­да­ми зару­беж­ных клас­си­ков. Бла­го­да­ря его ста­ра­ни­ям рос­сий­ская пуб­ли­ка смог­ла позна­ко­мить­ся с про­из­ве­де­ни­я­ми Шекс­пи­ра и не только.

Театр Островского

Алек­сандр Нико­ла­е­вич стал осно­во­по­лож­ни­ком рус­ско­го теат­ра, каким он изве­стен сего­дня. Рабо­та Ост­ров­ско­го потре­бо­ва­ла капи­таль­но­го ремон­та сце­ны. Бла­го­да­ря их уси­ли­ям уда­лось создать целост­ную кон­цеп­цию и раз­ра­бо­тать новые и про­стые при­е­мы игры.

Сре­ди прин­ци­пов, кото­рых при­дер­жи­ва­лись худож­ни­ки и режиссеры:

  • Чет­вер­тая сте­на, отде­ляв­шая акте­ров от пуб­ли­ки. Сет­тинг стал само­сто­я­тель­ным миром, что при­да­ло прав­до­по­доб­но­сти действию.
  • Образ­ный язык про­из­ве­де­ний, бла­го­да­ря кото­ро­му худож­ни­ки и режис­се­ры зна­ли о пер­со­на­жах все.
  • Делай­те став­ку на хоро­вой состав, а не на одно­го человека.
  • Мак­си­маль­ная экс­по­зи­ция изображения.

Идеи были новы­ми и необыч­ны­ми. Одна­ко рефор­мы теат­ра понра­ви­лись не всем.

Личная жизнь

А. Н. Ост­ров­ский был женат все­го один раз. Одна­ко до офи­ци­аль­ной сва­дьбы он сожи­тель­ство­вал с Ага­фьей Ива­нов­ной, про­стой мещанкой.

У жен­щи­ны не было ни обшир­ных зна­ний, ни хоро­ше­го обра­зо­ва­ния. Но она отли­ча­лась при­род­ной чут­ко­стью и была пер­вым кри­ти­ком твор­че­ства мужа. У пары было чет­ве­ро детей, трое умер­ли в моло­до­сти и толь­ко стар­ший, Алек­сандр, пере­жил мать.

Ага­фья Ива­нов­на, граж­дан­ская жена Островского 

В 1869 году жен­щи­на умер­ла после 20 лет жиз­ни с писа­те­лем. Чуть поз­же Ост­ров­ский женил­ся на актри­се Марии Бах­ме­те­вой. В бра­ке роди­лись две доче­ри – Мария и Любовь, и сыно­вья – Алек­сандр, Миха­ил, Сер­гей и Николай.

М. В. Ост­ров­ская, жена писа­те­ля, с доче­рью Любой. Фото нача­ла 1880‑х гг 

Со сво­ей закон­ной супру­гой писа­тель про­жил до кон­ца сво­их дней. Соглас­но запи­сям того вре­ме­ни, он был вполне дово­лен женитьбой.

Смерть драматурга

В послед­ние годы писа­тель чув­ство­вал себя пло­хо. Алек­сандр Ост­ров­ский скон­чал­ся в име­нии Щелы­ко­во 14 июня 1886 года, по ново­му сти­лю, вслед­ствие ослож­не­ний от болез­ни серд­ца. По сло­вам вра­чей того вре­ме­ни, серд­це дра­ма­тур­га было уве­ли­че­но и не мог­ло нор­маль­но качать кровь.

Похо­ро­нен Ост­ров­ский рядом с отцом, в селе Нико­ло-Береж­ки на тер­ри­то­рии совре­мен­ной Костром­ской обла­сти (храм Свя­ти­те­ля Нико­лая Чудотворца).

Памят­ник Алек­сан­дру Ост­ров­ско­му у стен Мало­го театра 

Интересные факты

  • Алек­сандр Нико­ла­е­вич был осно­во­по­лож­ни­ком рус­ско­го театра.
  • Его отец был дво­рян­ско­го про­ис­хож­де­ния. Хотя отец полу­чил титул ари­сто­кра­та уже после рож­де­ния драматурга.
  • Ост­ров­ско­го свя­зы­ва­ли мно­го­чис­лен­ные зна­ком­ства с круп­ней­ши­ми худож­ни­ка­ми того вре­ме­ни. Сре­ди про­чих он лич­но знал ком­по­зи­то­ров Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва и Чайковского.
  • Почти каж­дый год у писа­те­ля ста­ви­лась пре­мье­ра пьесы.
  • Он не тер­пел кри­ти­ки сво­их произведений.
  • Знал 7 ино­стран­ных язы­ков и бег­ло на них говорил.
  • Выпу­ще­но око­ло 50 пьес.
  • Актив­но участ­во­вал в пере­во­дах Шекс­пи­ра, сво­е­го люби­мо­го зару­беж­но­го драматурга.

Пьесы

Про­из­ве­де­ния Алек­сандра Островского:

  • Бед­ная подруга
  • Бед­ность не порок
  • Вино­ват без вины
  • При­да­ное
  • Безум­ные деньги
  • Бога­тые невесты
  • Похме­лье на чужой вечеринке
  • Васи­ли­са Мелентьева
  • Губер­на­тор
  • Вол­ки и овцы
  • Уче­ник
  • Теп­лое сердце
  • Грех и тос­ка тех, кто не живет
  • Гро­за
  • Дмит­рий При­тво­ря­ет­ся и Васи­лий Шуйский
  • Сли­ва
  • Женить­ба Бальзаминова
  • Козь­ма Заха­рыч Минин-Сухорук
  • Комик 17 века
  • Кра­сав­чик
  • Лес
  • В ожив­лен­ном месте
  • Доста­точ­но про­сто­ты для каж­до­го мудреца
  • Не было ни копей­ки, но вдруг Алтын
  • Не садись на санки
  • Не все коту масленица
  • Не от мира сего
  • Они не ладили!
  • Не живи, как хочешь
  • Рабы
  • Неожи­дан­ный случай
  • Позд­няя любовь
  • Послед­няя жертва
  • Прав­да хоро­ша, а сча­стье лучше
  • Празд­нич­ный сон – до обеда
  • Без­дна
  • Яркий, но не горячий
  • Наши люди – давай­те посчитаем
  • Их соба­ки куса­ют­ся, к чужим не придираются
  • Семей­ная фотография
  • Серд­це не камень
  • Сне­гу­роч­ка
  • Ста­рый друг луч­ше двух новых
  • Талан­ты и поклонники
  • Рабо­чий хлеб
  • Туши­но
  • Труд­ные дни
  • Утро моло­до­го человека
  • Шут­ни­ки

Алек­сандр Ост­ров­ский. Гром­кие рус­ские имена

В Президентской библиотеке представлена ​​новая коллекция к юбилею Александра Островского

Драматург Александр Островский родился 200 лет назад 12 апреля 1823 года в Москве. Его литературное наследие насчитывает десятки пьес, благодаря которым появился национальный театр в России. Его жизнь насыщена интересными событиями, его творчество до сих пор привлекает внимание исследователей, а пьесы с успехом ставятся в театрах по всей стране.

К юбилею драматурга в Президентской библиотеке представлена ​​новая коллекция, в которую вошли официальные документы, архивные материалы, диссертации, исследования о жизни и творчестве драматурга. Благодаря коллекции А. Н. Островский (1823–1886) имеет возможность ознакомиться с такими редкими документами, как материалы из фондов Российского государственного исторического архива и Театрального музея А. А. Бахрушина, личные письма и фотографии, воспоминания, первые публикации в журналах Москвитянин, Современник, Отечественные Записки .

Александр Островский обрел популярность практически сразу после начала своей литературной деятельности. Первая игра Family Picture 9За 0006 последовала комедия, основанная на истории из жизни московских купцов Дело семейное — сами уладим ( Банкрот ). Его публикация в журнале «Москвитянин » (№ 6) за 1850 год доступна на портале Президентской библиотеки. Но успех оказался не таким сладким, как ожидалось. По приказу императора Николая I пьеса была запрещена к постановке, а автор взят под полицейский надзор. «Дело об установлении надзора губернского секретаря Островского за сочинением комедии» Это семейное дело — сами уладим ”””. Копия доступна на портале библиотеки. Пьеса была высоко оценена Николаем Гоголем, Иваном Гончаровым и Львом Толстым, но официально ее разрешили поставить только спустя более 10 лет после ее создания — в 1861 году.

Островский полюбил театр еще в детстве и за остаток его жизни. На юриста его научил отец, сын даже учился на юридическом факультете Московского университета, где познакомился с передовой студенческой молодежью, подружился с будущим известным педагогом Константином Ушинским. По воспоминаниям Островского, студенты в то время составляли значительную часть публики Большого театра, где играли лучшие артисты того времени: Щепкин, Мочалов, Садовский. По собственному признанию, Островский настолько увлекся театром, что решил бросить университет и полностью посвятить себя искусству. Но отец не сразу позволил ему отказаться от права. По его настоянию Александр Николаевич идет служить в Московский Совестливый, а затем в Хозяйственный суды. В чем-то родитель оказался прав: это произведение обогатило жизненный опыт Островского и дало будущему драматургу богатый материал для творчества.

В 1850 году Островский стал сотрудником журнала «Москвитянин », объединявшего не только писателей, но и актеров, музыкантов, художников, живо интересовавшихся реалистическим искусством, народным бытом, русской стариной. В это время он создал пьесы, поэтизирующие жизнь купцов: Оставайся в своих санях, Бедность не порок, Живи не так, как хотелось бы.

Позже он пойдет к Некрасову «Современник» и начнет обличать «правителей» в своих пьесах, противопоставляя им «маленьких людей». В журнале будет Похмелье на чужом пиру, Выгодное положение, Протеже хозяйки. За знаменитый Гроза (1860) Островский был удостоен Уваровской премии. Он вручался за работы по истории и выдающиеся драматические произведения.

В 1860-е годы Островский обращается к историческим сюжетам: хроники Тушино , психологическая драма Василиса Мелентьева , комедии Воевода (Сон на Волге), Юморист XVII века . По Островскому, историк передает то, что было, а драматург показывает, как это было, переносит зрителя на место действия и делает его участником события.

Цикл исторических пьес открыло произведение Козьма Захарыч Минин-Сухорук , опубликованное в Современнике в 1862 году. За это произведение Островский получил премию. В фондах Президентской библиотеки хранится «Дело о награждении драматурга Александра Островского бриллиантовым перстнем из Кабинета Его Величества за сочиненную им драму: Козьма Минин Сухорук» от 14 февраля 1862 г. — 26 марта 1862 г.», где драматург высоко оценен за благородные, патриотические чувства, вызвавшие появление пьесы. Но не обошлось и без курьезности: произведение сразу же запретили к постановке и сыграть в театре смогли лишь спустя четыре года.

Не все были рады появлению на сцене пьес драматурга. Современники вспоминают, что его постановки зачастую ставились хуже, чем пьесы большинства других авторов, включались в репертуар государственных театров в наименее «кассовые» дни — после праздников или среди недели, или, как сетовал Некрасов в в одном из его писем к драматургу, опубликованном в сборнике «Неопубликованные письма…» из архива А. Н. Островского, на роли были поставлены плохие актеры. А Островский как бы нарочно продолжал каждый год выпускать новые пьесы, в которых ставил все более острые вопросы.

Сотрудничая с журналом «Отечественные записки » (1868–1884), создает сатирические комедии на темы теперь уже из дворянской жизни: «На всякого мудреца хватит глупости», «Сумасшедшие деньги», «Лес», временами возвращается в жанр народной комедии в пьесах Не все Масленица для Кота , Правда хороша, а счастье лучше и т. д. Современная критика взрывается: пишут, что автор выписал, что он «пропавшая знаменитость» , и именно в эти годы создается возлюбленный по сей день Приданое и Снегурочка , вдохновившие двух величайших современников Островского — Чайковского и Римского-Корсакова — на создание блестящих музыкальных произведений.

Первой любовью дворянина Островского была простая женщина Агафья Ивановна, с которой он прожил в гражданском браке 20 лет, до самой ее смерти. Официально жениться на ней он не мог: не позволяло неблагородное происхождение избранницы. Вторая жена, Мария Васильевна, урожденная Бахметьева, актриса Малого театра, в браке сосредоточилась на воспитании шестерых детей и стала, по воспоминаниям современников, «настоящей помещицей» в имении Щелыково, купленной при отце Островского в Костроме. Область, край.

Островский помог начинающим драматургам, написав в соавторстве семь пьес. Зная иностранные языки, он перевел на русский язык более 20 пьес итальянских, французских и английских авторов. Ни один другой драматург не оставил такого богатого и разнообразного наследия, как Островский: он создал 47 оригинальных пьес, изображающих разные слои общества и нравы дореволюционной России.

Несмотря на критику, заслуги писателя были высоко оценены. В фондах Президентской библиотеки хранятся, например, документы о назначении ему пожизненной пенсии «в связи с 25-летием литературной деятельности», «Дело о вознаграждении автора драматических произведений А. Н. Островского 27 октября 1882 г. ».

Драматургия Островского, отличающаяся бытовыми, социальными подробностями и мастерским владением русским языком, остается востребованной в театральной среде и в наше время.

Островский работал в театре до последнего дня. В 1886 году, в возрасте 62 лет, он был назначен заведующим репертуаром и школой Императорских московских театров. Через год Островский умер в своем имении Щелыково. По воспоминаниям секретаря драматурга Н. А. Кропачева, опубликованным в сборнике Русский Архив (1888 г. ), — то, что произошло за письменным столом…

ПИСАТЕЛЬ, СОЗДАВШИЙ ПОРТРЕТ СВОЕЙ ЭПОХИ (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ КАЗАТА АКМАТОВА)

Введение. Казат Акматов – один из писателей того поколения, в творчестве которого отразилось время утраты иллюзий и перестройки сознания граждан периода «развитого социализма» и в литературной жизни страны его творчество следует назвать авангард по своей природе. Цель статьи – рассмотреть развитие современных гонений на демократическую национальную прозу на примере творчества Казата Акматова, подвергавшегося гонениям в советский период за политические взгляды, выраженные в его произведениях. Материалы исследования. Материалом для исследования послужили как произведения писателя, написанные в советский период, так и его произведения, опубликованные в период независимости, начиная с романа «Две линии жизни», опубликованного в журнале «Ала-Тоо» в 1919 г.72 и затем названный «литературным откровением года», отмечен Советской премией для молодых писателей имени Николая Островского, затем роман «Время земное», ставший серьезным успехом современной кыргызской прозы, пьеса «В ночь на развод», роман «Годы вокруг солнца», повесть «Мунабия» и ее трилогия «Архат».

Результаты и новизна исследования. В статье впервые на английском языке рассматривается биография Казата Акматова, его гражданская и творческая сущность. Произведения К. Акматова представляют собой серьезный успех современной кыргызской прозы, привнося принципиально новое направление в развитие современной кыргызской литературы. Научная новизна и значимость статьи определяется изучением творчества Акматова в аспекте его новаторства и политических воззрений, рассмотрением эстетико-философских размышлений писателя о мире и природе человека.

Ключевые слова:

художественные тексты, кыргызская литература, современная кыргызская проза, эпос «Манас», философская мысль.

Известный писатель, прозаик, драматург, сценарист, видный общественный деятель, народный писатель Кыргызской Республики – Казат Акматов был писателем, референтом, преследуемым советской властью на протяжении всего периода его творческой деятельности.

Прежде всего — несколько фраз о биографии этого уникального прозаика. Думаю, это поможет нам понять его гражданскую и творческую сущность.

Казат Акматов родился в 1941 году в курортном местечке Бостери Иссык-Кульской области Киргизии, бывшей республики СССР.

Окончил среднюю школу, затем факультет журналистики Кыргызского государственного университета имени Юсуфа Баласагуни. Акматов занимался комсомолом, служил офицером Советской Армии, работал в издательствах и партийных органах.

Будучи высокопоставленным чиновником ЦК Компартии Киргизии, Казат Акматов был резко осужден за свои аполитичные взгляды~ в своих романах и драматических произведениях на Пленуме ЦК 19 июня.83 и был уволен с рекомендацией об исключении из КПСС. В 1989 году организовал Демократическое движение Кыргызстана (ДМК) — первое в стране движение за суверенитет и независимость от СССР.

В 1990-1991 годах ДМК во главе с Акматовым проводил многочисленные митинги с требованием принятия Декларации о выходе из состава СССР, переименования «Киргизской Советской Социалистической Республики» в «Кыргызскую Республику», принятия новой Конституции суверенного государства, придание кыргызскому языку статуса государственного, возвращение столице Кыргызстана ее исконно и прежнего советского названия город Бишкек.

К тому времени К. Акматов был избран депутатом Парламента Киргизской ССР, принимал активное участие в реализации требований ДМК.

6 июня 1991 г. ДМК организовал длительную голодовку за Домом правительства и заставил лидеров советской власти покинуть свои посты, добился введения всенародных выборов президентского правления, избрания первого президента страны и принятие новой Конституции.

После этого ДМК был расколот на отдельные политические партии, а их лидер К. Акматов сосредоточился на литературной деятельности.

Работы

Более тридцати лет потребовалось избалованному советским режимом кыргызскому обществу, чтобы достойно признать Казата Акматова за его прежние и нынешние произведения, писателя, известного во всем СНГ и за его пределами. Из этого периода 20 лет его творчества приходится на советское время и 24 года приходится на период суверенного и независимого государства Кыргызстан (писатель скончался после болезни 13 сентября 2015 года, на 74-м году жизни).

Проследим его развитие одно за другим. Первый рассказ начинающего писателя К.Акматова «Две строки жизни», опубликованный на кыргызском языке в журнале «Ала-Тоо» в 1972 году вне очереди (поскольку в то время молодые писатели годами ждали возможности опубликовать свои произведения в этом престижном художественный журнал) был объявлен «литературным откровением года». Это неординарное событие состоялось после того, как Пленум Союза писателей обсудил широкий круг произведений молодых писателей республики и на конкурсной основе выявил победителя и рекомендовал его произведение для публикации в журнале «Ала-Тоо».

В 1974 году вышел первый сборник его рассказов «Боз улан» («Молодой человек»).

Позже в 1978 году рассказ «Две линии жизни» был опубликован на русском языке в «Римской газете» (Москва) — самом издаваемом крупным тиражом (9 млн экземпляров) художественном журнале СССР и удостоен чрезвычайно престижной советской премии за молодых писателей имени Николая Островского.

Советский писатель Н. Островский был образцом коммуниста-революционера, поэтому его имя было вознесено на вершину социалистической красной пропаганды.

С чем связан упомянутый роман К. Акматова, беспощадно критиковавшего тогдашних руководителей колхозов и мастеров, не умевших ничего, кроме воровства общественного и народного блага, заслужить столь великую честь?

Объяснить это оказалось очень просто – в Советском Союзе был установлен общий и обязательный принцип, принцип социалистического реализма, который означал: «критикуй дозволенное партией, но знай меру!» Это стало ясно сразу после выхода в свет очередного произведения Акматова – романа «Время земное» (1978).

Роман вызвал бурю эмоций у читателей. После публикации романа последовал ряд восторженных отзывов и статей таких маститых писателей и литературоведов, как Т. Касымбеков, К. Асаналиев, А. Эркебаева и др. Первый из них ныне Герой Кыргызстана писал следующее: «Роман «Время земное» поставлен целенаправленно на прочной идеологической основе.

Вопросы государственного уровня в нем ставятся и решаются при этом не стихийно, а через сознательную позицию автора. Есть все основания утверждать, что этот роман был художественно мужественно разработан и представляет собой серьезный успех современной кыргызской прозы (Т. Касымбеков, «Произведение — зеркало времени». — «Культура Кыргызстан», №7, 1979).

доктор филологических наук, заслуженный критик К. Асаналиев («Знак времени», — Советская Киргизия, 17 мая 1979 г.) отмечал: «В целом роман К. Акматова «Время земное» внес принципиально новое направление в процесс развития современного кыргызского романа. и др. Исследователь современного кыргызского романа У. Култаева посвятила роману новую монографию «Земное время» (2006 г.). В ней она рассматривает творчество К. Акматова с неожиданной точки зрения, называя его историко-романтическим произведением.

В то время было редкостью, чтобы критики и литераторы не высказывали своего мнения о произведении К. Роман Акматова. Но никто из них (видимо, специально) не пытался обнаружить «главную крамолу», которая была во «Времени земном».

«Крамола» была как одна из центральных тем — трагическое для кыргызского народа восстание 1916 года. (В том году кыргызы подняли восстание против угнетения малых народов Российской империи, за что заплатили своей жизнью 47 процентами общая численность кыргызского населения).

Однако художественное достоинство романа было настолько заманчивым, несмотря на «идеологическую ущербность» романа, что 16 организаций, вузов и учреждений Кыргызстана выдвинули его на соискание Государственной премии Кыргызской Республики имени Токтогула.

В 1982 году комитет по присуждению этих премий проголосовал за роман «Время земное». Среди избирателей были Чынгыз Айтматов, Тугельбай Сыдыкбеков, Бексултан Джакиев, Токтоболот Абдумомунов, Суюнбай Эралиев, Азиз Салиев и другие признанные корифеи кыргызской литературы.

И тут вдруг разгорелся долгожданный политический скандал вокруг романа К. Акматова, закончившийся увольнением его с работы в ЦК КП Киргизии в 1983 г. и рекомендацией об исключении из партии. Иными словами, если на критику колхозов можно было закрыть глаза, то ни в коем случае нельзя было прощать антипартийность на заводах.

В постановлении Бюро ЦК КП Киргизии было написано: «Уволить товарища К. Акматова с должности заместителя заведующего отделом пропаганды ЦК КП Киргизии за провал в работе как незрелый в политических отношениях член КПСС, автор романа «Время земное» и антипартийной пьесы «В ночь развода» (1983).

Выяснилось, что пока парткомы расследовали первого «вредного» К. Акматова, ему удалось написать новую пьесу и поставить ее на сцене Академического театра, спектакль был о том, как талантливый молодой ученый кончает жизнь самоубийством из-за несправедливости и волюнтаризма высшего партийного начальства республики, где главная скрипка Курс играет Первого секретаря ЦК Коммунистической партии республики.

Конечно, оставлять такого автора в ВКП нельзя. а после того, как его уволили с работы, было решено исключить его из ВКП(б). чтобы научить других, кто пишет, не делать этого снова.

Однако К. Акматов заявил о своем выходе из комитета ВКП, не дожидаясь политической расправы.

В 1986 году спектакль «В ночь развода» как буревестник демократии в Кыргызстане был возобновлен (в 1983 году спектакль снят со сцены, декорации сожжены) на сцене Академического театра драмы и рекомендован к показу в Международный фестиваль в Алматы, где она заняла одно из призов.

«Годы вокруг солнца » (журнал «Литературный Кыргызстан», март 1992 г.) — очередное крупное произведение К. Акматова, повествующее о том, как тоталитарная советская система так или иначе изувечила нравственные устои кыргызской интеллигенции, путешествующей по великому эпосу «Манаса». «. На протяжении тысячелетий этот монументальный, энциклопедический эпос создавался талантливыми людьми из древнекиргизского рода «Жайсан», которые всегда были верны своему искусству сказителя «Манаса».

А потом наступили трагические времена, когда «джайсаны» стали предавать «Манас» и очернять эпос в своих статьях и выступлениях как «антинародное произведение», чтобы получить из рук советских идеологов научные звания и награды. Оказалось, что один из выдающихся «джайсанов» отказался от своего происхождения из этого священного рода, сменил имя и отчество, а затем стал академиком Академии советских наук, презирая эпос своего народа. За это ему отомстил собственный сын, скульптор, молодой джайсан, поставивший памятник отцу на могиле вверх ногами. Такой поступок скульптора был расценен как оскорбление, после чего последовала целая череда наказаний. Главным из них было неоднократное хищническое разрушение памятника эпосу «Манас», построенного потомками рода «Джансана».

Тема о своем народе, который в течение более двух тысяч лет находился под игом многих сил-угнетателей, непрерывно боролся за свободу К. Акматов продолжил в своем следующем спектакле «Свобода – горе мое» (Кыргызский академический театр драмы 2001 г. ) успех.

Широко читаемая в народе лирическая повесть К. Акматова звали — Мунабиа (еженедельник «Культура Кыргызстана» 1986) был признан лучшим произведением 1986 года союзом киргизских писателей и еженедельником «Культура Кыргызстана». Эта одноименная повесть была поставлена ​​и снята в театре «Тунгуч». Среди педагогов республики по этому поводу до сих пор ведутся споры: правильно ли было включать этот рассказ наряду с другими произведениями автора в программы школ и вузов после большой любви немолодого человека, женившегося на одинокой, гордой женщине Мунабии в нем было описано?

По иску группы учителей школы «Мунабиа» один раз была исключена из программ, но позже снова включена в старшие классы и вузы.

Наконец, потребность гражданского общества и всей армии современных писателей в высокохудожественных произведениях выявила такое явление, как роман-мистика «Архат», роман-откровение, появившийся под рукой писателя. По жанру критики определили его как пророческий или пророческий. По своей направленности роман «Архат» имеет глубокий футурологический смысл, поскольку здесь мы можем найти перспективу интеллектуального развития человечества на многие века вперед.

Трилогия романов «Архат», изданная в течение 2005-2006 гг. в трех книгах, а затем переизданная в одной обложке в 2007 г. (Издательство Центра государственного языка и энциклопедии). О чем роман «Архат»? (буддийский термин «архат» означает преданный, достойный).

Религия дает бессмертие человеку, поэтому она становится реальной потребностью души для миллионов людей.

Буддизм дает бессмертие в виде реинкарнации или «сансары», что означает многократное рождение человека на земле. В процессе «сансары» человеческая монада продвигается от низшего свойства к высшему, достигая, хотя и не часто, состояния «архата».

Вот в двух словах замысел и идея романа. Писатель К. Акматов поставил загадочную и драматическую судьбу кыргызского земляка Адилета, рожденного как реинкарнация великого тибетского йогина Миларепы, прожившего свою первую жизнь на этой земле тысячу лет назад.

«Архат» — это эстетико-философская мысль писателя о мире и сущности человека. В ней автор проводит глубокое исследование такого сложного явления, как альтер-Эго в природе человека. В частности, это — эгоизм — единственная причина всех трагических несчастий, от которых человечество страдало с первых веков своего появления на земле. И именно тот эгоизм, который человек носит в своем сердце, но не в силах ни утихомирить, ни побороть, ведет планету Земля к экологическому Апокалипсису……..

Нелишне, наверное, привести здесь слова выдающегося художника словами Чынгыза Айтматова об этом романе: «роман «Архат» есть произведение новаторского характера, в котором воплотились древние мистические, оккультные и метафизические концепции разных эпох. и в то же время включая самые современные философские мысли.

И он способен хоть и в фантастической подсказке зажечь в сердцах читателей надежду на реальное оптимистичное будущее человечества.

В 2006 году «Архат» вышел и на русском языке. На конкурсной основе в 2006 году по рекомендации Международного культурного форума «Библиобраз» им. Роман Акматова «Архат» был выбран и рекомендован к печати в странах участников этого форума (Англия, Франция, Россия, Германия, Болгария, Киргизия, Армения, США…)

В 2009 году роман «Архат» был переведен на английский язык известным переводчиком Э. Адамсом и опубликован британским литературно-телевизионным агентством «Блейк Фридманн». В настоящее время отрывки из этого романа переводятся на немецкий и болгарский языки.

Роман Акматова «Архат» был дважды издан на его родине и отмечен правительственной премией в номинации «Национальный бестселлер». В 2007 году К.Акматов был удостоен Международной премии «Руханият» за большой вклад в развитие кыргызской литературы, создание романов «Мезгил» и «Архат».

Ряд газет и радиоканалов ТУ КР объявили автора романа «Человеком года» и «Лучшим писателем 2006 года». Неожиданным событием стало то, что на родине писателя одна из центральных улиц Курортный городок Бостери был назван в честь романа «Архат».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *