В каком веке александр македонский воевал с саками: 6. В каком веке Александр Македонский воевал с саками? А 7 век до н э. В 6 век до н э. С 5 век до н э. D 4 в до н э. Е 2 в до н э. 7

6. В каком веке Александр Македонский воевал с саками? А 7 век до н э. В 6 век до н э. С 5 век до н э. D 4 в до н э. Е 2 в до н э. 7

1. /История Казахстана Экзам.материал 11 класс.doc
2. /История Казахстана, экзам.материал 9 кл..doc
3. /История Учителям истории.doc
Казахстан в каменном веке
6. В каком веке Александр Македонский воевал с саками? А 7 век до н э. В 6 век до н э. С 5 век до н э. D 4 в до н э. Е 2 в до н э. 7
Конкурс на лучшую разработку урока по истории и лучшую разработку внеклассного мероприятия

Билет1. Национально-освободительное движение 1916 года.

Тест.


  1. К какой эпохе относятся следы первого человека, найденного на террито­рии Казахстана?

А) Железный век.

В) Бронзовый век.

C) Новокаменный век.

D) Среднекаменный век.

Е) Древнекаменный век.


  1. В какой части Казахстана впервые обнаружены стоянки палеолитического периода?

А) В бассейне р. Сырдарьи.

В) В бассейне р. Иртыш.

С) В Цен­тральном Казахстане.

D) На Мангышлаке.

Е) В районе хребта Каратау.

3. В составе какого государства были кипчаки в 8 — 11 вв.?

А) Огузов.

В) Караханидов.

С) Саманидов.

D) Кимаков.

Е) Карлуков.

4. На какой территории Казахстана постоянно проживали кимаки?

А) На западе.

В) На юге.

С) Юго-востоке.

D) Северо-востоке.

Е) Северо-западе.


  1. Кого из персидских царей победили саки?

А) Дарий.

В) Камбис.

С) Полиэн

D) Ксеркс.

Е) Кир.

6. В каком веке Александр Македонский воевал с саками?

А) 7 век до н. э.

В) 6 век до н. э.

С) 5 век до н. э.

D) 4 в. до н. э.

Е) 2 в. до н. э.

7. Какому русскому царю посвятил свое произведение Жалаири?

А) Иван Грозный.

В) Борис Годунов.

С) Петр I.

D) Шуйский.

Е) Екатерина I.


  1. Какие племена входили в государство Моголистан?

А) Дулаты, канглы, усуни и др.

В) Найманы, кипчаки, аргыны и др.

С) Татары, хоремийцы и др.
D) Узбеки, казахи, киргизы и др.

Е) Дунгане, уйгуры и др.


  1. Где находится мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи?

А) В Отраре.

В) В Таразе.

С) В Мерке.

D) В Туркестане.

Е) В Сыгнаке.


  1. Как назывались жилище оседлых поселян Казахстана в VI-ХII вв?
    А) Шахристан.

В) Кыстак.

С) Рабад.

D) Цитадель.

Е) Акрополь.


  1. Какую позицию в отношении Указа царя от 25 июня 1916 года заняли лидеры алашской интеллигенции?

А) Поддержали указ.

В) Выступили про­тив.

С) Призвали к открытой борьбе.

D) Придерживались тактики разумного компромисса.

Е) Заняли выжидательную позицию.


  1. Какую позицию заняло мусульманское духовенство Казахстана в отно­шении к Указу царя от 25 июня 1916 года?

А) Джигитов никоим образом не давать.

В) Обязательно участвовать в борьбе с неверными.

С) Пусть воюют те, кто пожелает.

D) Сражаться с царскими войсками, а на фронт не идти.

Е) Освободить от набора в армию мусульманское духовенство.


  1. Кому принадлежат слова: «Велика Россия, а отступать некуда, позади — Москва»?

А) И.Панфилову.

В) В. Клочкову.

С) Т.Тохтарову.

D) Е.Рыкову.
Е) Л.Владимирскому.


  1. Когда был ликвидирован последний фронт гражданской войны в Ка­захстане — Северный Семиреченский фронт?

А) Апрель 1920 г.

В) Май 1920 г.
С) Июнь 1920 г.

D) Март 1920 г.

Е) Август 1920 г.


  1. Кто из лидеров Алаш — Орды в марте 1920 года возглавил переход на сторону советской власти с большой группой своих сторонников?

А) А.Ермеков.

В) Х.Тохтамышев.

С) А. Байтырсунов.

D) Х.Досмухамедов.

Билет 2. Февральская буржуазно-демократическая революция в России и её влияние на Казахстан.

Тест.

1. Кто из средневековых историков писал о монгольских завоеваниях?

А) Марко Поло.

В) Плано Карпини.

С) Кашгари.

D) Аль-Фараби.

Е) Бируни.

2. Из какого племени был Чингисхан?

А) Кереитов.

В) Борджигинов.

С) Меркитов.

D) Найманов.

Е) Кыпчаков.


  1. В каком из казахских городов первой установилась Советская власть?
    А) Верном.

В) Уральске.

С) Кустанае.

D) Шымкенте.

Е) Перовске.


  1. Кто из большевиков казахов боролся за установление Советской власти в Казахстане?

А) Кудайбердиев.

В) Иманов.

С) Тынышпаев.

D) Байтурсынов.

Е) Бокин.

5. Какая власть была у Казревкома в 1919-1920 гг.?

А) Судебная.

B) Финансовая.

С) Военно-гражданская.

D) Налоговая.

Е) Никакой власти.

6. Укажите место пребывания Алаш-Орды?

A) Семипалатинск.

В) Оренбург.

С) Ташкент.

D) Уральск.

Е) Омск.


  1. С чего началась индустриализация в Казахстане?

А) Со строительства железных дорог.

В) Со строительства заводов и фабрик.

С) С подготовки кадров.

D) С изучения природных богатств.

Е) Со строительства колхозов.


  1. Какое количество голов скота было в Казахстане накануне коллективи­зации?

А) 100млн.

В) 60млн.

С) 50,5 млн.

D) 40,5 млн.

Е) 20,5 млн.

9. Когда были конфискованы байские хозяйства в Казахстане?
А) В 1931г.

В) В 1930 г.

С) В 1929 г.

D) В 1928 г.

Е) В 1927 г.

10. Какова важнейшая задача 3 пятилетки в Казахстане?

А) Развитие машиностроения.

В) Развитие авиации.

С) Превращение Казах­стана в крупную базу цветных, металлов.

D) Развитие легкой промышленно­сти.

Е) Развитие оборонной промышленности.

11. Походы Эмира Тимура на другие государства отличались крайней жес­токостью и варварскими методами. Какие государства оказались первыми, на которых он обрушил свою агрессию?

А) Золотая Орда.

В) Восточный Дешт-и-Кыпчак.

С) Семиречье.

D) Центральный Казахстан.

Е) Ак-Орда и Могулистан.

12. В результате трёх больших походов войска Эмира Тимура в 1389, 1391 и 1395 годах разгромили Золотую Орду. К концу жизни к 1405 году его держа­ва включала территории Мавераннахра, Туркестана (Южный Казахстан), Хо­резма, Ирана, Ирака, Афганистана, Закавказья и часть Индии. В каком городе умер Эмир Тимур?

А) Ясы.

В) Отрар.

С) Сузак.

D) Сыгнак.

Е) Сайрам.

13. В состав какого государства входил Восточный Казахстан в середине 14 — начале 16 вв.?

А) Могулистан.

В) Ак-Орда.

С) Кок-Орда.

D) Ногайская Орда.

Е) Ханство Абулхаира.


  1. Какие изменения произошли в хозяйстве Казахстана в период бронзового века?

А) Развивалось земледелие.

В) Ремесло.

С) Развивалось садоводство.

D) Начало кочевого скотоводства.

Е) Рост городов.


  1. Назовите культуру поздней бронзы?

А) Тасмолинская.

В) Бегазы-Дандыбаевская.

С) Нуринская.

D) Кельтеминарская.

Билет 3. Октябрьская революция и установление Советской власти в Казахстане.

Тест.

1. Кем была А.Молдагулова на фронте?

А) Разведчицей.

B) Пулеметчицей.

С) Радисткой.

D) Снайпером.

Е) Медсестрой.

2. Назовите автора стихотворения «Ленинградцы, дети мои!», написанно­го в 1941 году:

А) С.Муканов.

В) Жамбыл Жабаев.

C) С.Сейфуллин.

D) М.Дулатов.

Е) С.Торайгырои.

3. Сколько в 1942 году раз нефтяникам Эмбы вручалось знамя ГКО — символ трудового подвига рабочего класса.

А) 12 раз.

В) 10 раз.

С) 8 раз.

D) 5 раз.

Е) 2 р.

4.Кому принадлежат слова, сказанные в ходе восстания 1916 года в Семи­речье: «Если дадим в солдаты — потеряем сыновей, если не дадим — потеряем стариков спасем детей, умереть но не сдаваться»!

А) Токашу Бокину.

В) Алиби Джангильдину.

С) Жаменке Мамбетову.

D) Аккозу Кошанову.

Е) Бекболату Ушекееву.

5.Какое количество китайских поданных было убито в Пржевальске в ходе подавления восстания 1916 года в Семиречье?

А) 200 человек.

В) 250 чел.

С) 300 чел.

D) 400 чел.

Е) 450 чел.

6.Кто был избран ханом в Тургайской области в ходе восстания 1916 года?
А) Узак Саурыков.

В) Адулгафар Джанбосынов.

С) Аккоз Кошанов.

D) Оспан Чонов.

Е) Нурлан Кияшев.

7.Назовите крупного деятеля, сторонника автономии Туркестана под эги­дой России, написавшего ряд трудов с критикой сталинизма и Советской системы?

А) Тынышпаев Мухамеджан.

В) Мустафа Чокай.

С) Ермеков Алимжан.

D) Бабаев Юсуп.

Е) Досмухамедов Джанша.

8.Что определило назревание общенационального кризиса накануне Ок­тябрьского переворота 1917 года?

А) Надвигающийся голод и разруха


  1. Неспособность Временного правительства дать мир народам.

  2. Неспособность Временного правительства дать землю крестьянам, фабри­ки рабочим.

  3. Нарастание анархических настроений.

  4. Все перечисленное.

9. В 1975 году Олжас Сулейменов опубликовал свою книгу:

А) «Кровь и пот»

В) «Аз и Я»

С) «Кочевники»

D) «Саки»

Е) «Белый пароход»

10. Встреча каких руководителей в аэропорту города Пекина 11 сентября 1969 года предотвратили ядерный конфликт?

А) А.Косыгина и Чжоу Эньлая.

B) Л.Брежнева и Мао Цзедуна.

С) А.Косыгина и Дэн Сяопина.

D) Ю.Андропова и Дэн Сяопина.

Е) М.Суслова и Чжоу Эньлая.

11. Какой процент от внедряемых в СССР научно-технических новшеств приходился на долю Казахстана к началу 80-х годов 20 века?

А) 25%.

В) 17%.

С) 10%.

D) 5%.

Е) 3%.

12. Назовите крупный территориально — производственный комплекс, сложившийся на территории Казахстана в 70-е годы 20 века:

А) Петропавловский.

В) Жамбылский.

С) Мангистауский.

D) Жетыгенский.

E) Кокшетауский.

13.В какие годы Динмухамед Ахмедович Кунаев возглавлял Казахстан?
А) Май 1972 — январь 1985 года.

В) Январь 1960 — декабрь 1986 года.

С) Фев­раль 1969 — сентябрь 1987 года.

D) Июнь 1963 — октябрь 1981 года.

Е) Май 1965 -ноябрь 1986 года.

14. Когда Президент Республики Казахстан И.А. Назарбаев подписал указ о закрытии Семипалатинского ядерного полигона?

А) 28 апреля 1991г.

В) 28 августа 1991 г.

С) 28 сентября 1991 г.

D) 28 декаб­ря 1991 г.

Е) 28 октября 1991г.

15. Когда был проведен референдум о продлении полномочий Президента Казахстана Н.А. Назарбаева до 2000 года.

А) 1992 г.

В) 1993 г.

С) 1994 г. D) 1995г.

Билет 4. Казахстан в годы иностранной интервенции и гражданской войны.

Тест.

1. В чьих трудах имеются сведения о древних саках?

А) Сыма — Цяня.

B) Геродота.

С) Мухаммеда Хайдара.

D) Ибн Фадлана.

Е) М.Кашгари.

2.С кем в союзе и против кого воевали саки в Марафонской битве в 490 г. до н.э.?

А) с греками против персов.

В) с гуннами против китайцев.

С) с китай­цами против греков.

D) с персами против греков.

Е) с китайцами против гуннов.

3.Какое из сезонных пастбищ использовалось казахами в весеннее время?
А) Джайляу.

В) Кузеу.

С) Коктеу.

D) Кыстау.

4.Укажите поселение — прототип древних городов?

А) Тасты — Бутак.

В) Аркаим.

С) Борыказган.

D) Шатпаколь.

Е) Кудайколь.

5. Кого из правителей саков вы знаете?

А) Моде.

В) Томирис.

С) Чжи-Чжи.

D) Аттила.

Е) Дарий.

6. К какому веку относится найденный археологами «Золотой человек»?

А) VII в. до н.э.

В) II в. до н.э.

С) V- IV вв. до н.э.

D) I в. до н.э.

Е) III в. до н.э.

7.В чём состоит суть гитлеровского «Плана Барбаросса», принятого в декабре 1940 года?

А) Уничтожить Великобританию, как одного из соперни­ков к мировому господству.

В) Утвердить свое господство в Тихоокеанском бассейне.

С) Включить в состав Рейха государства Скандинавского полуост­рова.

D) Подчинить интересам Рейха экономические ресурсы (нефтяные) Румынии.

Е) Обеспечить «жизненное пространство» на Востоке за счёт унич­тожения СССР.

8. По плану фашистов в какую колониальную страну должен был войти Казахстан?

А) «Остланд».

В) «Московия».

С) «Большой Туркестан».

D) «Кавказ».

Е) «Идель — Урал».

9. «Так как послать на фронт (из семьи некого, нет ни брата, ни сестры, поэтому прошусь сама!». Кому принадлежат строки этого письма?

А) А.Молдагуловой.

В) М.Рогозиной.

С) Б.Доспаевой.

D) М.Маметовой.

E) П.Ангелиной.

10. Высокими темпами в тылу шла подготовка командных кадров: 27 во­енных учебных заведений эвакуированных в Казахстан, за годы Великой Отечественной войны подготовили:

А) 25 тыс. офицеров.

В) 20 тыс. офице­ров.

С) 16 тыс. офицеров.

D) 10 тыс. офицеров.

Е) 8 тыс. офицеров.

11. Олицетворением нерушимой дружбы народов в годы Великой Отечест­венной войны явился подвиг гарнизона « Дома Павлова» в Сталинграде. На­зовите имя члена этой интернациональной семьи героев, выходца из Южного Казахстана?

А) Толыбай Мурзаев.

В) Карсыбай Спатаев.

С) Касым Аманжолов.

D) Гани Сафиуллин.

Е) Рамазан Амангельдиев.

12.Почему принятая в 1982 году Продовольственная программа не дала желаемых результатов?

А) Разработана в рамках устаревшей системы управ­ления сельским хозяйством.

В) Не затрагивала коренных интересов крестьян­ства.

С) Отсутствовали экономические стимулы для тружеников села.

D) По-прежнему использовались экстенсивные методы производства.

Е) Все перечисленное.

13.Какой характер носили события 17-18 декабря 1986 года в Алма-Аты?
А) Демократический.

В) Политический.

С) Националистический.

D) Национально-освободительный. Е) Социальный.

14. В постановлении Президиума Верховного Совета КазССР от 24.09.1990 года подчеркивалось, что перерастание мирной и немногочисленной демон­страции протеста в Алматы в декабре 1986 года в массовые беспорядки было вызвано

А) Агрессивностью молодежи.

В) Нарушением законности со сто­роны войск МВД.

С) Политическим бессилием руководителей республики, их неумением выйти го острой ситуации.

D) Заранее спланированными дей­ствиями.

Е) Использование ситуации деклассированными элементами.

15. Кто из общественных деятелей Казахстана возглавил, созданный в 80-х годах 20-го века Комитет по проблемам Балхаша и Арала?

А) О.Сулейменов.

В) М.Шаханов.

С) М.Оспанов.

D) А.Терещенко.

Е) Х.Кожахмегов.

Билет 5. Образование Каз.АССР. Преобразование автономной республики в социалистическую.

Тест.

1.Когда был подписан царский проект Положения об управлении Тургайской, Уральской, Акмолинской и Семипалатинской областями?

А) 22 сентября 1867 г.

В) 28 октября 1864 г.

С) 18 октября 1865 г.

D) 21 ок­тября 1868 г.

Е) 14 июня 1867 г.

2. Что было главным принципом административного устройства Казахской степи, согласно реформ 1867-1868 годов?

А) Административное правление в Казахстане на началах народного само­управления.

В) Социально-экономические нововведения.

C) Неразделенность военной и гражданской властей.

D) Расшатывание пат­риархально — феодального уклада жизни кочевников.

Е) Повышение матери­ального благосостояния и благополучия казахов.

3. Кто назначался во главе областей Казахстана согласно реформ 1867-1868 г.г.?

А) Султаны.

В) Бии.

С) Старшины.

D) Военные генерал — губернаторы.
Е) Представители гражданского населения, избранные народом.

4. Годы жизни Чокана Валиханова.

А) 1820-1850 гг.

В) 1830-1860 гг.

C) 1835-1865 гг.

D) 1840-1870 гг.

Е) 1850-1880 г.

5. Что демонстрировал открытый в 1831 году музей при Неплюевском ка­детском корпусе в городе Оренбурге?

А) Историю русского оружия.

B) Историю этого края и быт населения.

С) Историю колонизации края.

D) Экспонаты археологических раскопок.

Е) Историю саков.

6. В чем выразилось внимание писателя Достоевского, сосланного в Семи­палатинск, к истории этого края?

А) Записывал песни и кюи народа.

В) Собирал археологические памятники.

C) Изучал флору и фауну края.

D) Коллекционировал музыкальные инстру­менты.

Е) Составил коллекцию художественных зарисовок.

7. В каком году в городах Казахстана прошли волнения, которые царские чиновники назвали «бунтом солдаток»?

А) Осень 1914 г.

В) Осень 1915 г.

C) Осень 1916 г.

D) Весна 1917 г.

Е) Осень 1917 г.

8. Как называли действующий между Челябинском и Кустанаем Троицкий лагерь для военнопленных в годы Первой мировой войны?

А) Лагерь для перемещенных лиц.

В) «Лагерь мертвецов».

С) АЛЖИР.

D) Степлаг.

Е) «Лагерь потерянных надежд».

9. Как отразилась Первая мировая война на развитие Казахстана?

А) Усиление экономического кризиса.

В) Обострение социальных противо­речий в регионе.

С) Создание предпосылок для революционной борьбы.

D) Упадок сельского хозяйства из-за нехватки мужских рабочих рук.

Е) Все перечисленное.

10. Назовите социальную базу национально- освободительного движения 1916 года в Казахстане:

А) Крестьянство.

В) Рабочие.

С) Ремесленники.

D) Интеллигенция.

Е) Все перечисленные.

11. Какая часть интеллигенции примкнула к восстанию 1916 года?

А) Либеральная.

В) Национально-демократическая.

С) Радикальная часть.

D) Российская интеллигенция.

Е) Правоцентристское крыло.

12.В каком году Н.А.Назарбаев издал Указ «О реабилитации граждан при­влеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года в Казахстане?

А) 12 декабря 1989 г.

В) 12 декабря 1990 г.

С) 12 декабря 1991 г.

D) 12 декабря 1992 г.

Е) 12 декабря 1995 г.

13.В каком году Президент РК Н.Назарбаев подписал Лиссабонский про­токол и объявил, что Казахстан становится территорией свободной от ядер­ного оружия?

А) В 1990 году.

В) В 1991 году.

С) В 1992 году.

D) В 1993 году.
Е) В 1995 году.

14. Процесс разгосударствления и передачи собственности народу Казах­стана называется:

А) Хозрасчет.

В) Коммерциализация.

С) Приватизация.

D) Национализация. Е) Передача собственности в аренду.

15. В чем проявилось серьезное искривление национальной политики в республике в 70-80е годы?

А) Закрыто более 600 школ с казахским языком обучения.

В) Казахский язык превращается в сугубо бытовой.

С) Процесс отчуждения молодежи от казахского языка и национальной культуры.

D) Вы­теснение из быта национальных обычаев и традиций.

Е) Все перечисленное.

Билет 6. НЭП. Причины введения нэп, историческое значение нэп.

Тест.

Александр Македонский воевал с саками в

Ваш ответ

Отображаемое имя (по желанию):
Отправить мне письмо на это адрес если мой ответ выбран или прокомментирован:Отправить мне письмо если мой ответ выбран или прокомментирован

Конфиденциальность: Ваш электронный адрес будет использоваться только для отправки уведомлений.

Анти-спам проверка:

Чтобы избежать проверки в будущем, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Похожие вопросы

Б.з.д. 334 жылы Александр Македонский басқарған грек-македон әскерлерінің басып кірген жері:

спросил от Amina в категории Общество

Б.з.б. 325 ж. Александр Македонский құрған империяның астанасы

спросил от Zhanat в категории Общество

Александр Македонский әскерінің Кіші Азияға басып кірген жылы

спросил от Zhanat в категории Общество

Около 10 лет Гай Юлий Цезарь воевал:

спросил от Айым в категории Общество

Царица Томирис управляла саками в

спросил от Aizhan в категории Искусство и Культура

Македония патшасы А. Македонский Орта Азияға қай жылдары басып кірді?

спросил от qwerty.aizhan в категории Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТ

Александар Македонский сақтармен қай ғасырда соғысты?

спросил от qwerty.aizhan в категории Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТ

А. Македонский сақтармен соғысты.

спросил от zhann в категории Искусство и Культура

Александр зерттеген диалог үлгілерінің ішіндегі артығын анықта

спросил от Surak_zhauap в категории Ұстаз

  • мұғалімге арналған тест
  • ұстаздарға арналған тест

Когда царь Александр II подписал проект Положения об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областями?

спросил от Akma в категории Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТ

Ресейдегі Александр театры қай жылы ашылды?

спросил от qwerty. aizhan в категории Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТ

Б.з.б. 332ж. египеттіктердің Александр Македонскийді салтанатты түрде қарсы алып, соғыссыз берілу себебі

спросил от Amina в категории Общество

Александр Македонискийдің соғыссыз бағындырған мемлекеті:

спросил от Zhanat в категории Общество

Александр Македонскийдің қайраткерлік жолына түсуіне ықпал еткен, ғылымның көптеген салаларымен сусындатқан грек ойшылы

спросил от Zhanat в категории Общество

. Сақтарға жорық кезінде Александр Македонскийдің (Ескендір Зұлқарнайын) бұйрығы бойынша,

спросил от zhann в категории Искусство и Культура

  • Все категории
  • Авто-Мото 838
  • Бизнес, Финансы 1,663
  • Праздники 58
  • Города и Страны 1,229
  • Досуг, Развлечения 454
  • Еда, Кулинария 231
  • Животные, Растения 5,988
  • Знакомства, Любовь, Отношения 69
  • Искусство и Культура 10,186
  • Игры 274
  • Кино 41
  • Музыка 513
  • Компьютеры, Связь 2,304
  • Красота и Здоровье 1,098
  • Наука, Техника, Языки 3,265
  • Ұстаз 1,072
  • Образование 6,736
  • Общество, Политика, СМИ 1,744
  • Юридическая консультация 144
  • Путешествия, Туризм 101
  • Работа, Карьера 98
  • Казахские традиции 25
  • Семья, Дом, Дети 177
  • Спорт 101
  • Стиль, Мода, Звезды 33
  • Товары и Услуги 4,276
  • Фотография, Видеосъемка 357
  • Логические задачи 266
  • Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТ 28,735
    • Тесты по географии с ответами 28
  • Юмор 18
  • Другое 14,194

Александр Македонский и битва на реке Граник

Александр Македонский был правителем Македонии в 336 году после убийства своего отца, царя Филиппа II. До этого он был назначен командовать левым крылом македонской армии в битве при Херонее за два года до смерти своего отца. Он был великим военачальником, и его отец видел в нем надежного наследника престола из-за его преданности и мастерства (Оксфорд).

Когда Александр наконец стал правителем Македонии, он начал завоевывать Восток и продолжал это делать до самой смерти. Его империя простиралась более чем на 3000 миль от Адриатического моря до реки Инд (Сакс). Чтобы завоевать другие земли, Александр вел крупные походы по всему континенту. Эти кампании были очень успешными. В этом посте я хотел бы сосредоточиться на одном из таких сражений, называемом Битвой у реки Граникус.

Александр Македонский начал завоевывать Персидскую империю, и его первая битва против персов была на реке Граникус. Таким образом, Александр столкнулся с немного меньшей персидской армией, которой командовали местные персидские правители. Большая часть битвы велась на лошадях с кавалерией и пешком с солдатами и происходила из-за нескольких попыток Александра переправиться через реку, что в конечном итоге привело к его победе. Чтобы углубиться в эту битву, я сначала расскажу о местности реки и ее окрестностях и о том, как были расставлены две армии.

Александр Македонский во время битвы на реке Граникус

Во-первых, персидские армии уже были размещены на одном берегу реки, а их кавалерия вышла на линию фронта и выстроилась вдоль всего берега реки. Находясь на возвышенности, персы имели преимущество перед любым, кто пытался бы пересечь реку из-за высокого берега. Персы насчитывали около 20 000 кавалеристов вместе с отрядом иностранной наемной пехоты (Хаммонд).

Войска Александра были многочисленнее персидской армии, но находились в невыгодном положении из-за реки и перепада высот. Александр командовал кавалерией в правом крыле армии, Парменион — кавалерией в левом крыле, а в центре — фаланга, состоявшая из двух рядов.

Некоторые из его ближайших советников убеждали Александра не атаковать через реку, когда они прибудут, и посоветовали подождать у ее подножия до следующего дня и атаковать врага, прежде чем они смогут построиться. Александр проигнорировал указание и сказал, что это было бы недостойно македонцев, если бы они не вступили в бой в тот день (Ромм и Штрасслер).

Александр возглавил первую атаку против персов со своим кавалерийским отрядом. Они попытались пересечь реку, но безуспешно. Другое крыло македонской армии также начало переправляться через реку, но также встретило сопротивление. Тем временем основные части македонской фаланги с легкостью начали успешно форсировать реку и в итоге одержали верх.

Персы начали отступать, но жестокой погони не последовало. Вместо этого Александр обратил свое внимание на иностранных наемников, которые все еще находились в строю. Он приказал фаланге атаковать спереди, а сам кружил сзади со своей кавалерией. Они убили большую часть наемников, но взяли в плен около 2000 человек (Ромм и Штрасслер).

Так была выиграна битва на реке Граникус. Хотя Александр оказался в невыгодном положении из-за ландшафта, он все же смог одержать верх и одержать очень решительную первую победу над Персидской империей.

 

Хаммонд, Н.Г.Л. «Битва на реке Граникус». Общество содействия греческим исследованиям 100.Centenary Issue (1980): 73-88. Документ.

Ле Брун, Шарль. Битва при Граникусе . Париж. Масло на холсте.

Оксфорд. Оксфордская энциклопедия Древней Греции и Рима . Эд. Михаил Гагарин. Том. I. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2010. Печать.

Ромм, Джеймс и Роберт Б. Страсслер. Знаковый Арриан: походы Александра . Нью-Йорк: Книги Пантеона, 2010. Печать.

Сакс, Дэвид. Энциклопедия древнегреческого мира: исправленное издание . Нью-Йорк: факты в файле, 2005. Печать.

 

Нравится:

Нравится Загрузка…

Шесть секретов лидерства Александра Македонского — древние герои раскрыть секреты успеха македонского царя. В лучшем случае списки, которые я видел, представляют собой случайный набор расплывчатых советов, таких как «Будь непревзойденным в исполнении» и «Поощряй инновации».

Там трудно спорить.

В худшем случае в этих списках отсутствует историческая точность или современные исследования лидерства. Итак, я решил улучшить эти списки одним из моих собственных. Я публиковал один секрет в неделю в течение последних шести недель. Вот полная компиляция.

Но сначала обзор резюме Александра:

  • Имя собственное: Александр III Македонский
  • Рождение: июль 356 г. до н.э.0059 Повел союзную греческую армию в Азию и победил могущественную Персидскую империю
  • Завоевал Грецию, Малую Азию, Персию, Египет и окраину Индии во время своего короткого правления
  • Управлял 50 миллионами человек к тридцати годам, примерно 30 всего населения мира в то время
  • Основал более 70 колоний, носящих его имя, в том числе знаменитую Александрию в Египте

Теперь о секретах правления Александра Македонского…

 

#6: Заработайте свой пост

Психологические исследования показали, что лидерство не возникает в вакууме. Это происходит, когда группа людей имеет общую идентичность. Чтобы человек начал оказывать влияние на группу, другие члены должны рассматривать его как часть группы. Другими словами, лидер должен быть «одним из нас», а не «одним из них». Одного членства в группе недостаточно для того, чтобы человек поднялся до влиятельного положения, но это необходимое условие.

Какое отношение это имеет к Александру Македонскому? Он родился как князь Македонии. Так разве ему не вручили корону только что, когда его отец Филипп был убит? Да и нет.

Отец Александра был царем Македонии, а мать Олимпиада была иностранкой. Это заставило некоторых людей, близких к македонскому королевскому двору, усомниться в претензиях Александра на престол. На королевском пиру в 339 году могущественный дворянин по имени Аттил публично намекнул, что Александр не был законным наследником короля Филиппа.

Когда Филипп оказался на стороне Аттила, а не его оскорбленного сына, Александр пришел в ярость. Он бросил чашу мужчинам, заставив Филипа подняться со стула и обнажить меч. Филипп был известен как своим исключительным употреблением алкоголя, так и вспыльчивостью. К счастью для Александра, пьяный король споткнулся, не успев причинить серьезного вреда. Все еще в ярости, Александр оскорбил своего недееспособного отца.

«Послушайте, мужчины. Человек, который готовится перейти из Европы в Азию, не может переходить с дивана на диван.» — Плутарх цитирует Александра, Параллельные жизни: Жизнь Александра , 1.9

Это противостояние было настолько жарким, что Александр и его мать немедленно покинули родину, опасаясь, что им могут причинить вред. Несколько месяцев спустя, когда напряжение спало, они вернулись на свои посты в Королевском дворе.

Молодой Александр, возможно, был принцем, но его еще не приняли собственные соотечественники. Так как же он развеял сомнения в том, что достоин короны своего отца? Отличившись в деятельности, которую его сверстники ценили превыше всего, — в войне.

Когда Александру было всего шестнадцать лет, Филипп назначил его регентом королевства, пока он возглавлял предпринявший заграничный поход. За это короткое время Александр успешно подавил восстание на северных территориях Македонии. После этой первой военной победы он основал свой первый город, назвав его Александрополис.

Когда Филип вернулся домой и узнал о достижениях своего маленького сына, он был очень впечатлен. С тех пор он сопровождал Александра в его самых важных военных экспедициях.

Наиболее известно, что Александру было поручено возглавить левый фланг в ключевой битве при Херонее в 338 г. до н.э. Там Александр возглавил атаку против Священного отряда Фив, который до этого был самым опасным военным подразделением во всей Греции. После того, как армия Филиппа одержала победу, Македония была подтверждена как новая сверхдержава на Эгейском полуострове. Тем временем Александр-подросток был на пути к собственному легендарному статусу.

Чтобы заслужить авторитет лидера, нужно понимать, что важно для группы, которую он стремится возглавить. Он должен наблюдать и изучать группу, а затем демонстрировать свою преданность ее принципам. Молодой Александр делал это мастерски.

Корона Македонии с трудом легла Александру в руки. К тому времени, когда Филипп был убит (при подозрительных обстоятельствах) в 336 г. до н. э., двадцатилетний Александр уже заслужил огромное доверие как лидер.

В тот же день, когда Филипп был объявлен мертвым, армия утвердила Александра законным королем. Всего через несколько лет Александр воспользовался своим авторитетом, чтобы начать одну из самых успешных и амбициозных военных кампаний в истории.

 

#5: Идентификация — общий враг

Как только 20-летний Александр унаследовал трон Македонии в 332 г. до н. э., он столкнулся с многочисленными угрозами. Двумя годами ранее, в битве при Херонее, отец Александра, Филипп II, закрепил власть Македонии над всей Грецией. Но народы греческих городов-государств возмущались македонским правлением и видели в смерти Филиппа возможность восстать.

Александр немедленно расправился с этими угрозами. Он подавил восстание в северных провинциях, затем двинулся в Фивы, где уничтожил их армию и разграбил их столицу. Увидев силу и безжалостность Александра, Афины привели другие города-государства к капитуляции Македонии. Временно закрепив свою власть над Грецией, Александр начал собирать мультикультурную греческую армию для новой цели — вторжения в Азию.

Согласно теории лидерства, основанной на социальной идентичности, эффективное лидерство не зависит от личности или времени. Речь идет о коллективном чувстве единения группы. Без этой общей идентичности ни один человек не может накапливать влияние.

Но чувство благополучия группы не основано на объективных показателях. Он основан на сравнении. Чтобы лидер действительно максимизировал потенциал группы, он должен ясно дать понять, кто является соперником группы. Для Стива Джобса и Apple конкурирующей внешней группой была Microsoft. Для Александра Македонского и его греческой армии это были персы.

Персам не потребовалось много времени, чтобы заметить агрессию молодого Александра. Наконец, после того как македонский царь-выскочка нанес достаточно опустошения его западным границам, персидский царь Дарий III покинул свою царскую столицу и возглавил армию, чтобы бросить вызов Александру. Два заклятых врага наконец сошлись в бою в устье реки Пинарус, недалеко от города Исс, в 333 г. до н. э.

Перед обязательной победой в битве при Иссе Александр выступил со своей разнообразной армией. Во-первых, он объяснил своему народу, воинственным македонянам, почему они не должны бояться персидских воинов:

«Наши враги — мидяне и персы, люди, которые на протяжении веков вели мягкую и роскошную жизнь; мы, македонцы, на протяжении поколений прошли суровую школу опасностей и войны» (Арриан, 2.7).

Тогда Александр обратился к афинянам и фессалоникийцам, напомнив, чем они превосходят своего врага:

Греция, и наши сердца будут с ней».

И, наконец, сравнил северных варваров, воевавших за Грецию, с персами:

«Что касается наших иноземных войск — фракийцев, пеонийцев, иллирийцев, агрианцев — то они лучшие и самые крепкие воины в Европе, и они найдут своими противниками самых вялых и мягких из племен Азии».

В тот день объединенная греческая армия Александра одержала победу над Дарием и персами. Решающий момент наступил через несколько минут после начала боя. Дарий, напуганный тем, как близко македонская конница приближалась к его царской колеснице и личным телохранителям, повернулся и бежал с поля боя. Персидская армия рухнула при виде того, как их предводитель бросил их.

После первой победы над Дарием в битве при Иссе Александр повел свою армию на юг, в сторону Египта. Он планировал обеспечить себе контроль над Средиземным морем, пока Дарий перегруппировывался. Вскоре два короля снова столкнутся в решающей битве кампании Александра.

У народов армии Александра было много обид друг на друга. Но сосредоточив свою разнообразную армию на общем враге, Александр смог свести к минимуму негативный эффект этого межгруппового соперничества. Чем больше афиняне, фессалоникийцы и македоняне верили в рассказ Александра об объединении Греции и Персии, тем более сплоченной и разрушительной становилась их армия.

 

#4: Битва на передовой

Цари древней Македонии не были из тех царей, которые издалека наблюдают за сражением своих армий. Ожидалось, что они будут сражаться вместе со своими солдатами. Александр превзошел это ожидание.

В битве при Херонее 18-летний Александр возглавил атаку против самой страшной боевой силы древнего мира, Священного отряда Фив. В битвах при Иссе и Гуагамеле он противостоял персидскому царю Дарию III, правителю крупнейшей в мире империи. В битве при Гранике друг Александра Клит Черный был вынужден вмешаться, прежде чем персидский солдат отрубил ему голову. Список можно продолжить (подробный отчет о боевых травмах Александра см. в этой статье М. Дж. Манна на веб-сайте Second Achilles).

Ближе всего Александр столкнулся со смертью, однако, во время осады враждебной местной крепости на самых восточных границах его империи. Без предупреждения он схватил одну из лестниц своего телохранителя и воспользовался ею, чтобы в одиночку взобраться на вражескую стену. Это походило на ход камикадзе, даже по меркам Александра. К тому времени, когда его догнало подкрепление, Александр был поражен многочисленными камнями и стрелами и быстро терял кровь. Прошли недели, прежде чем он снова смог ходить.

Десятилетняя кампания Александра через Азию была физически тяжелой. К тому времени, когда ему исполнилось тридцать, его тело сильно пострадало. Скорость и ловкость, которыми он когда-то был известен, исчезли. Несмотря на это, Александр очень гордился своими шрамами. Греческий историк Плутарх объясняет, почему:

« Он не скрывал и не скрывал своих шрамов, но открыто носил их как символические изображения, выгравированные на его теле, добродетели и мужественного мужества » (I, IX).  

Какое отношение готовность Александра рисковать жизнью имеет к его руководству?

Во-первых, вы можете задаться вопросом, нужно ли Александру быть таким бесцеремонным. Разве он не рисковал всем, что построил, продолжая вести себя так безрассудно? Да, он был. Но Александр не был заинтересован в сохранении уже завоеванных им территорий и народов. Он всегда хотел большего.

Хорошо, но разве лидеру не разумнее оставаться «над схваткой»?

Иногда, конечно. Но не тогда, когда речь идет о ценностях и поведении, которые наиболее важны для коллективной идентичности группы. Мужество и боевая честь были в основе идентичности его армии. Это то, что солдаты Александра ценили превыше всего. Своим дерзким поведением на поле боя Александр мог постоянно напоминать им, почему он принадлежит к власти.

Это еще и вдохновение. Члены группы (в данном случае солдаты) теряют мотивацию, когда начинают думать, что их лидер действует из инстинкта самосохранения или жадности. Это подчеркивает разницу между лидером и последователем и подрывает коллективную идентичность, которая имеет решающее значение для внутреннего влияния лидера.

Сражаясь вместе со своими войсками, Александр доказал, что действовал не только ради собственной выгоды. Он не поручал рабам сражаться от его имени, пока сам ждал в относительной безопасности. Как и их, его могли убить в любой момент. Зная это, мужи, сражавшиеся с Александром, осмелели. Они были в этом ради благополучия и славы группы, а не индивидуальной награды.

В последний год своей жизни все более тираническое поведение Александра чуть не привело к мятежу. Именно тогда, обращаясь к толпе разгневанных солдат, он сослался на свои многочисленные раны как на доказательство своей преданности группе. Он осмелился с кем-то другим сравниться с его жертвой:

» Ну-ка, если ты ранен, разденься и покажи свои раны, а я покажу свои. Нет на моем теле части, кроме спины, на которой нет шрама; это не оружие, которое человек может схватить или метнуть, отпечаток которого я не ношу на себе » (Арриан, 7.10). 

Хотя Александр и не был столь искусным в бою, как его мифологические идолы, ему это и не требовалось. На самом деле шрамы, которые он заработал, сослужили ему хорошую службу.

В отличие от лидеров, которые используют ресурсы группы для обеспечения собственного выживания, Александр рисковал своей личной безопасностью на каждом шагу. Для банды бродячих завоевателей проявление храбрости было самым мощным средством накопления влияния. арене, Александру не было равных. 

 

#3: Делитесь своими трофеями

Будучи учеником Ахиллеса, Александр всегда уважал tîmê  (честь) своих преданных последователей. Это означало, что он был чрезвычайно щедр на невероятное количество богатства и политической власти, накопленной его армией во время похода по Азии.

Один из лучших примеров великодушия Александра произошел, когда он вел своих людей через засушливую равнину в погоне за могущественным персидским полководцем по имени Бесс. На одном из этапов этой погони у греко-македонцев сильно кончилась свежая питьевая вода. К тому времени, когда разведчики Александра обнаружили близлежащую реку, он и многие его солдаты были слишком обезвожены, чтобы покинуть свои палатки. Итак, разведчики набрали воды в свои шлемы и мешки из шкур животных и принесли ее прямо своему ослабевшему королю.

Собрав достаточно сил, чтобы спросить их, для кого предназначена остальная вода, они ответили ему, что она предназначена для простых солдат и их детей. Как гласит история, Александр отказался сделать глоток, поручив разведчикам принести остальным воду, прежде чем позаботиться о нем. Но разведчики настаивали, говоря, что жизнь любого простого солдата или ребенка гораздо менее важна для успеха группы, чем жизнь ее короля. Александр ответил: «Если я один выпью, остальные будут из сердца». Когда известие об отказе Александра дошло до остальной части армии, солдаты снова заволновались.

«Пока у них был такой царь, они бросали вызов усталости и жажде и считали себя немногим меньше, чем бессмертными» (Плутарх, 42).

Внешне Александр мало чем отличался от своих солдат. Он был среднего роста и телосложения и не носил роскошного королевского костюма, характерного для таких самодержцев, как Великий царь Персидского. Обычный облик Александра лучше всего иллюстрирует приветствие, которое он получил после захвата царской семьи Персии.

Когда персидский царь Дарий бросил свою армию на поле битвы при Иссе, он оставил все, включая свою мать, жену и детей. На следующее утро после победы Александр привел с собой нескольких своих близких друзей и советников, чтобы поприветствовать их.

Когда они подошли к персидскому шатру, Александр и македоняне были поражены его роскошью. Массивный царский шатер был обставлен лучшими персидскими диванами и столами. Вся его утварь была сделана из золота. В воздухе висел освежающий аромат экзотических восточных пряностей.

«Должно быть, таково быть королем», — заметил Александр с оттенком сарказма и удивления (Плутарх, 20).

Затем, в знаменитый момент замешательства, персидская царица Сизигамбис, мать Дария, склонилась перед Гефестионом вместо Александра. Поскольку Гефестион был выше, королева ошибочно предположила, что он главный. Ее публичная ошибка вызвала бурю смеха у товарищей Александра и ужасный страх у нее самой. Когда Дарий потерпел поражение, она и ее семья оказались полностью во власти этого царя, которого она только что оскорбила.

Но Александр спокойно отнесся к ошибке, заметив, что «он тоже Александр» (Арриан, 2.7). Это было одновременно свидетельством связи Александра с Гефестионом и его отсутствием заинтересованности в поддержании превосходства над своими последователями. Он одевался, как они одевались, и жил, как они.

Первый наставник Александра, Леонид (не путать со спартанским королем 5-го века, изображенным в фильме 300 ) прививает Александру чувство бережливости с юных лет. Когда персидский правитель Ада предложила Александру услуги своих лучших поваров, он сказал ей, что Леонид научил его лучше питаться:

…за завтраком, а именно ночным маршем, а за ужином легкой трапезой» (Плутарх, 22). 

его будут рассматривать как защитника интересов группы, а не только своих собственных. Чем больше будет видно, что он увеличивает свое благосостояние благодаря усилиям своих последователей, тем менее вдохновленными становятся последователи. армия. 

Своими словами, поведением и образом жизни Александр старательно доказывал, что сражается за славу и честь армии, а не за собственное обогащение. Его собственные слова ниже, взятые из речи, произнесенной им в Описе, свидетельствуют о том, что он приложил усилия, чтобы его считали защитником группы.

Сам я ничего не присвоил, и никто не может указать на мои сокровища, кроме этих ваших вещей или вещей, которые я охраняю от вашего имени. Однако лично у меня нет мотива охранять их, поскольку я питаюсь той же пищей, что и вы, и сплю столько же. Нет, я не думаю, что моя пища так же хороша, как у тех из вас, кто живет в роскоши; и я знаю, что часто сижу ночью, чтобы наблюдать за вами, чтобы вы могли заснуть» (Арриан, 7.9).

#2: Создайте групповую идентичность

«…без общего чувства «нас» невозможно ни лидерство, ни подчинение.» — Новая психология лидерства

В последние годы теория социальной идентичности оказала глубокое влияние на то, как психологи и историки понимают феномен лидерства. Один из наиболее важных выводов, сделанных благодаря этому подходу, заключается в том, что лидерство может иметь место только в группе с общей идентичностью. Почему?

Поскольку, когда человек начинает идентифицировать себя как члена группы, он или она испытывает когнитивные изменения в том, как он думает о себе и своих интересах. Со временем интересы группы в целом начинают перевешивать их индивидуальное благополучие.

Другими словами, люди начинают больше заботиться об успехе группы, чем о собственном продвижении. Это изменение, называемое деперсонализацией , абсолютно необходимо для того, чтобы группа могла проявить свой максимальный потенциал. Без этого группа — это не что иное, как кучка людей, которые ищут себя, а не искренне работают вместе.

Деперсонализация  – это также процесс, который позволяет человеку оказывать влияние на группу. Только когда группа людей увидит, что у них есть что-то общее, из стаи может появиться влиятельный лидер.

Какое отношение это имеет к Александру? Разве он не родился на руководящую должность? Он родился принцем, но лидерство — это не авторитет, а влияние, вдохновение и убеждение. Чтобы Александр и его армия победили могущественную Персидскую империю, ему нужно было объединить и вдохновить свою армию.

К сожалению, разные народы его грацео-македонской армии почти не дружили друг с другом. Как соседи, они веками боролись за ресурсы. Кроме того, афиняне считали македонцев варварами. Их демократическое и высококультурное общество сильно отличалось от монархического, племенного общества Македонии. Хотя македонцы ценили художественные и литературные способности афинян, они возмущались элитарностью афинян и считали их низшими бойцами.

Внутреннее соперничество и исторические конфликты между этими эгейскими народами угрожали положить конец мечтам Александра еще до того, как началась его знаменитая кампания в Азию.

Так как же Александр Македонский укрепил общую идентичность среди солдат своей армии?

Он воспользовался тем, что было общего у македонцев и южных греков — их мифологией.

Несмотря на то, что общества эгейских народов, служивших в армии Александра, были совершенно разными, все солдаты были знакомы с эпической поэзией Гомера и другими мифами. Эти легенды и сопутствующие им религиозные верования дали греческим народам чувство единства, особенно перед лицом цивилизаций из-за пределов Эгейского полуострова, таких как персы. Это была нить, которая слабо скрепляла враждующие города-государства и царства Греции.

Александр максимально использовал эту общую почву. Он привел свою армию к руинам Трои в начале своего похода в Азию и принес жертвы погибшим там героям. Подобно грекам, вторгшимся в Трою за сотни лет до этого, армия Александра стремилась отомстить варварской восточной державе. Александр представил их поход в Азию как новую Троянскую войну.

При каждом удобном случае он призывал к этому общему прошлому посредством публичных жертвоприношений богам и героям, которыми восхищались его солдаты. Вместо разнородной группы народов, ссорившихся из-за мелких обид, они были объединенной греческой армией, стремящейся к тому же успеху, что и их общие предки.

Используя образы Троянской войны, Александр искусно использовал силу величайшего панэллинского мифа. Однако он не назначал себя на роль Агамемнона, властолюбивого греческого царя года Илиады года. Вместо этого Александр ясно дал понять, что он и его армия сражаются за нечто большее, чем богатство и власть, — за вечную славу. По этой причине он называл себя Ахиллесом, героем, который превыше всего ценил собственное наследие.

 

#1: отстаивайте то, что отстаивает группа

Согласно теории лидерства, основанной на социальной идентичности, эффективность лидера определяется не только тем, насколько он (или она) умен, красноречив или привлекателен. Черты лидера уступают место силе его отношений с группой, которую он возглавляет.

Для того, чтобы влиять на группу, лидер должен развивать личность, которая резонирует с группой на эмоциональном уровне. Для этого он должен рассматриваться членами группы как воплощение их общей идентичности и ценностей. Другими словами, он должен отстаивать то, за что выступает группа в целом. Психологи называют лидера, которому это удается, «внутригрупповым прототипом».

Александр возглавил разнообразную армию народов, когда вторгся в Персидскую империю. Он сослался на легенду о Троянской войне, историю, с которой были знакомы все греки, чтобы помочь своим солдатам укрепить общее чувство идентичности и цели.

Но как Александр позиционировал себя в повествовании о Троянской войне? Ответ показывает, насколько искусен был Александр в искусстве лидерства.

Интерес Александра к героям древнего мифа хорошо задокументирован греческими и римскими историками, писавшими о его жизни. В то время как он был очарован как Дионисом, так и Гераклом, Александр больше всего восхищался героем Ахиллесом, величайшим воином Троянской войны. Согласно лучшим источникам о жизни Александра, македонский царь с детства испытывал чувство соперничества с этим конкретным героем (Арриан, 7.14). Этот интерес был вызван родословной Александра. Считалось, что семья его матери, Олимпиады, происходила от Ахиллеса.

Когда он вел свою армию через руины Трои, Александр устроил особое шоу, почтив Ахиллеса у его могилы. «Я бы предпочел увидеть лиру Ахиллеса, на которой он воспевал славу храбрых людей», — сказал Александр священнику, предложившему показать ему арфу троянского царевича Париса (Плутарх, 15).

Александр много раз перенимал стиль Ахиллеса в своей жизни. Он коротко подстригся, как Ахиллес (редкость в то время), так же жестоко обошелся с врагами (Курций, 4.6.29).), и, возможно, нес щит, который, как полагают, использовал герой. Александр знал мифы об Ахиллесе наизусть. Где бы он ни спал, под подушкой он держал специальный экземпляр «Илиады» (Плутарх, 8).

Почему Александр устроил такое шоу из своего восхищения Ахиллесом? Был ли это просто признак его эгоизма, или у его подражания была практическая причина? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что миф об Ахиллесе представлял для армии Александра.

Ахиллес считался самым талантливым воином греков, которых царь Агамемнон вел против Трои. Красивый и сверхъестественно быстрый, он получил от эпического поэта Гомера прозвище «быстрый бегун».

Но у Ахиллеса была и темная сторона. Его искуситель и ярость также были богоподобны по своей силе. Когда Агамемнон угрожает чести Ахилла, герой просто отказывается от битвы и позволяет множеству своих товарищей пасть от рук Гектора и троянцев.

Когда родился Ахиллес, было сделано пророчество, в котором говорилось, что он либо проживет мирную, долгую жизнь в безвестности, либо короткую жизнь, но достигнет вечной славы. После того, как лучший друг Ахилла Патрокл убит Гектором, он решает вернуться в битву и отомстить. Согласно мифу, он умирает вскоре после убийства Гомера и сотен других троянских воинов.

Несмотря на то, что Ахиллес — несовершенный персонаж, его жизнь стала воплощением чистой преданности Кодексу Гомера. Этот этический кодекс ставил честь человека (его уровень уважения в обществе) и славу (его наследие) превыше всего. Древнегреческие воины, особенно македонцы, очень серьезно относились к этому кодексу. Эндрю Стюарт, профессор древнего средиземноморского искусства и археологии Калифорнийского университета в Беркли, уточняет особую связь древней Македонии с Ахиллесом:

«…как легко показывают тексты, надписи и даже царские гробницы в Вергине, Македония по-прежнему определяла себя через свое отношение к героическому прошлому. затем ее образцом был Ахиллес» (81).

Особое почтение Александра к Ахиллесу помогло ему оставаться в центре общей идентичности его последователей. На самую важную фракцию его армии, македонцев, особенно повлияло сообщение, которое посылала эта принадлежность.

Но подражание Ахиллесу Александром также помогло объединить другие фракции его армии. Ахиллес, который якобы происходил из царства в Фессалии, особенно почитался среди чрезвычайно важной фессалоникийской конницы. Между тем для афинян и других людей связь Александра с гомеровскими мифами напомнила им, что у них общее греческое прошлое, даже если они считали македонцев более варварскими.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *