Образ маленького человека в повести нос: Мир маленького человека в повести Гоголя «Нос»

Образ маленького человека в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя — Персонажи и идеи в кино и литературе

Категории:

Гоголь, Николай Васильевич , Реализм , Персонажи русской литературы , Петербургские повести — ряд повестей Н.В. Гоголя


Отличаясь сюжетной линией, именами главных героев, рассказы объединены идеей. Автор изображает унизительное положение маленького человека, живущего в большом городе.

Главные герои

Автор представляет читателю несколько персонажей. Это чиновники низшего разряда: бедные, забитые, измученные люди.

Акакий Акакиевич Башмачников («Шинель») мечтает купить новую шинель. Это главная цель его существования. Лишившись долгожданной вещи, мужчина затосковал, заболел, незаметно скончался

Асессор Ковалев («Нос») однажды утром обнаружил исчезновение собственного носа, который стал самостоятельным членом общества. Мужчина теряет индивидуальность, обезличивается. Нос оказывается важнее хозяина.

Художник Чартков («Портрет»), соблазнившись богатством, утратил талант. Сознание своей ничтожности доводят до болезни, смерти.

Аксентий Иванович Поприщин («Записки сумасшедшего») лишается рассудка, считая себя королем Испании. Безответное увлечение дочерью начальника провоцирует развитие психического заболевания.

Идеалист Пискарев («Невский проспект») хочет спасти падшую женщину. Делает предложение, уговаривает бросить занятие проституцией. Юная особа презрительно смеется, унижает своего обожателя. Молодой человек заканчивает жизнь самоубийством.

Общие черты

Череда лиц, судеб, ни одного счастливого финала. Герои Гоголя умирают, заканчивают жизнь самоубийством, попадают в психиатрическую лечебницу. Они безрезультатно пытаются поправить материальное положение, добиться цели, воплотить мечту. Персонажи терпят унижения, влачат нищенское существование, становятся безликой серой массой.

Цель Н.В. Гоголя — привлечь внимание к судьбе простого народа.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Образ Ковалева в повести Н. В. Гоголя «Нос»

Главный герой невероятной истории, описанной Н. В. Гоголем, обычный житель столичного города.

Лестер Найгард — неудачник из сериала «Фарго» (2014)

Маленький человек, который смог переродится и изменить свою жизнь. Правда на короткое время.

Евгений из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»

Основа сюжетной линии поэмы «Медный всадник»— конфликтная ситуация между Евгением и памятником Петру l.

Зачем Чичиков покупал «мертвые души» — суть аферы

В романе Н.В.Гоголя «Мертвые души» Чичиков Павел Иванович скупает умерших крепостных у помещиков.

Маленький принц и Лис: урок дружбы

Лис — персонаж из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943).

Как привлечь к себе внимание: человек-кресло

Идея из рассказа Эдогавы Рампо «Человек-кресло» (1925).

​​Бузыкин — человек, который хотел быть хорошим для всех

Герой фильма Георгия Данилии «Осенний марафон» (1979).

​Жуткая сцена с мертвецами из повести Н. В. Гоголя «Страшная месть»

«Страшная месть» даст форму любому современному ужастику.

Законы Запорожской Сечи

Суровые Законы Сечи из повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» (1835).

гоголь, маленький человек, петербургские повести

ПОСЛЕДНЕЕ

РЕКОМЕНДУЕМ

КОММЕНТАРИИ

раскрытие темы маленького человека, общие черты в образе главных героев

Сочинения

12.11.21

13 мин.

Поднятая Пушкиным тема, раскрывающая образ жизни и внутренний мир людей, занимающих незначительное положение в обществе и в то же время составляющих внушительный пласт социума, получила продолжение в творчестве Гоголя. У маленького человека в «Петербургских повестях» разные лица, но очень похожие проблемы. Внутренний мир героев формируется нравами и интересами социума, оплотом которого является чинопочитание и материальное благосостояние.

Оглавление:

  • Угадываемое продолжение
  • Единство противоположностей
  • Мистика или мистификация событий

Разные истории одного героя

Пять художественных произведений, вошедших в цикл «Петербургские повести», объединены географическим местом и некоторыми чертами характера, общими для героев Гоголя.

Маленький человек предстает в разных ипостасях и на разных стадиях внутренней организации:

  1. Коллежский асессор Ковалев, ищущий выгодное место и предпочитающий именовать себя на военный лад — майором. Поручик Пирогов, гордый своим чином и внешним видом, но совершенно пустой внутри.
  2. Художники: Чертков, разменявший талант на успех в обществе и материальные приобретения; Пискарев — мечтатель и идеалист.
  3. Чиновник Поприщин — бездельник, мечтающий попасть в высшее общество путем удачной женитьбы или через неожиданное получение высокого чина.
  4. Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин, доживающий свой век на обочине жизни, казалось бы, полностью утративший все чувства и желания.

Автор избегает повторов сюжетной линии, использует различные жанровые и стилевые приемы — от высмеивающей ограниченность мышления персонажей пародии, до трагедии (крушение высоких идеалов, послуживших причиной гибели героя).

Маленький человек у Гоголя имеет несколько степеней умаления:

  1. Служебная, обусловленная отсутствием ума, знаний, прилежания.
  2. Социальная, обоснованная происхождением.
  3. Морально-нравственная, заключающаяся в копировании поведения окружающих и субординационных условностях.
  4. Психологическая, выражающаяся в неспособности противостоять реалиям, которые подавляют личность.

Автор избегает критических замечаний в адрес действующих лиц. Герои сами дают оценку своим поступкам или такая возможность, основанная на поведенческом анализе персонажей, предоставляется читателю.

Угадываемое продолжение

При исследовании произведений петербургского цикла в некоторых из них можно легко обнаружить переходящее развитие сюжета — «Записки сумасшедшего»/»Шинель», «Невский проспект»/»Нос».

Таблицы позволяют наглядно провести параллели между главными героями.

Название повестиЗаписки сумасшедшегоШинель
Фамилия герояПоприщинБашмачкин
Возраст42 года50+
ЧинТитулярный советникТитулярный советник
Основные должностные обязанностиПочинка перьев для директораПереписывание бумаг

Не сойди с ума Поприщин, через несколько лет он вполне мог войти в образ Башмачкина. Оба чиновника «вечные титулярные советники» и занимаются в департаменте не самыми важными делами. Поприщин в силу того, что не видел и «не понимал выгод» службы, не проявлял рвения. Акакий Акакиевич по причине отсутствия больших способностей, утраченных вместе с прочими интересами.

Название повестиНевский проспектНос
ПерсонажПироговКовалев
Возраст25+35+
ЧинПоручикКоллежский асессор (майор)
Род службыНеизвестенИщет выгодную должность

Пирогов вполне мог дослужиться до майора и еще более возгордиться своим чином. Как и герой другой повести — Ковалев, он словно невзначай подчеркивает свое положение в табеле о рангах. Ковалев наследует от поручика величайшую зависимость от мнения окружающих. Если последний не дал ход делу об избиении его ревнивым мужем в страхе потерять репутацию, то первый ужасается потере носа, представляя ситуацию «пасквильной», несообразной его положению.

Единство противоположностей

Для более яркого изображения образа маленького человека в произведениях Гоголя используется прием, построенный на контрасте личности — протагонист/антипод. Это прослеживается в произведениях — «Невский проспект» и «Портрет».

В первой повести главные герои — художник Пискарев и поручик Пирогов — настолько разные, что знакомство и приятельские отношения между ними кажутся вовсе невозможными, что совершенно недалеко от истины, так как последним руководят определенно тщеславные и корыстные побуждения. Поручику приятно представлять себя покровителем человека искусства, но более всего он желает заполучить свой мужественный портрет.

В другом случае (повесть «Портрет») автор рассказывает о двух художниках, попадающих в аналогичную ситуацию. Оба ощущают вмешательство в судьбу зловещего портрета и осознают связь внутренних изменений с изображением на картине. Однако, Чертков — очередной обладатель портрета — только приказывает его убрать, а другой (безымянный автор) пытается уничтожить свое творение.

Несмотря на то что пары главных героев являют пример духовного антагонизма, даже в лучшей своей половине они все равно остаются маленькими людьми. Их попытки протестовать против окружающего зла ограничиваются личным жизненным пространством. Пискарев и безымянный художник вырывают себя из мира. Первый с помощью лезвия бритвы. Второй — монашеским подвигом и молитвой.

Такой протест остается незамеченным обществом. Даже знакомые не проявляют к случившемуся особого внимания и интереса.

Поручик Пирогов не удосужился проводить в последний путь своего «протеже», так как был чрезвычайно занят волочением за замужней дамой.

Мистика или мистификация событий

Повести, вошедшие в петербургский цикл, не имеют в сюжете откровенно мистических поворотов. Все сверхъестественное происходит в душе, сердце и голове персонажей и проецируется на действительность:

  1. Реальность и «живость» взгляда изображения ростовщика в «Портрете» может свидетельствовать о гениальности автора и превосходной степени воображения, свойственной художественным натурам героев.
  2. Демонический образ коломенского ростовщика и появление в городе покойного чиновника, ищущего украденную шинель, вполне могли быть продуктом слухов.
  3. Бедный художник Пискарев сам охотно бежит от непереносимой для него реальности в мир, искусственно созданный фантазиями и опиумом.

В повести «Нос» Гоголь и вовсе иронизирует над публикой, жадность до сенсаций которой обусловлена скукой, недостатком образования и нежеланием саморазвиваться. Противоречивые слухи создают массовое движение зевак, надеющихся увидеть Нос, который прогуливается сам по себе и даже посещает магазины и общественные места.

Обреченные на нескончаемый круговорот повторяющихся событий, удовлетворенные своей жизнью или потерявшие надежду изменить ее упорядоченный ход, эти люди ищут не мистику, которая за пределами их сознания, а мистификацию. Маленькие люди сами величайшие мистификаторы.

Гоголь в школьной программе

В школе творчеству Гоголя уделяется много внимания. «Петербургские повести» входят в программу литературы и русского языка восьмого класса. Ученики не только проводят анализ произведений, вошедших в цикл, но и пишут сочинение.

Сквозные темы в петербургских повестях Гоголя:

  1. Положение, занимаемое героями в современном обществе, образ жизни и отношения с окружающими.
  2. Характеристика действующих лиц в свете их поведения и поступков.
  3. Противостояние добра и зла.
  4. Морально-нравственный образ маленького человека.

Автор раскрывает природу сложившихся реалий, проникая в душевное, физическое и материальное состояние основных и второстепенных персонажей. Он не критикует героев, но, напротив, относится к ним с сочувствием и пониманием, не выставляя переживаний, но скрывая под вуалью грустной иронии.

Повести о маленьких людях, как сложившемся типе личности — это история болезни общества, в котором они родились, живут, мыслят и чувствуют. Даже те, кому удается выбраться на более высокий уровень служебного и общественного положения и стать «значительным лицом», продолжают испытывать панические приступы болезни. Это страх скомпрометировать себя близостью к кругу, из которого недавно вышел.

Каждая прослойка социума вырабатывает свои традиции и правила поведения, как некий шаблон, который одни принимают безропотно и даже вдохновенно. Других шаблон калечит и убивает.

Нос (鼻) – Moonshake Books

Что это? Моя последняя рецензия на книгу была « Нос » Николая Гоголя. А теперь еще один краткий обзор… Носа?

Итак, произведение Рюноскэ Акутагавы впервые было опубликовано в 1916 году — более чем через пять десятилетий после выхода классического русского сатирика. Работа японского писателя представляет собой адаптацию известного местного фольклора из Удзи Шуи Моногатари. Это были короткие басни, написанные в 13 веке неизвестным автором.

Мне не удалось найти информацию о том, читал ли Акутагава классическую фарсовую сказку Гоголя. Но, будучи ученым человеком, я готов поспорить на деньги, что он знал о русском остроумии. И, возможно, перевод «носа» с русского на японский (и наоборот) протекает не совсем так, как для англоязычных стран.

Тем не менее, истории совершенно разные, за исключением того, что они сосредоточены на обонятельной части тела с ноздрями и слизью. У них также есть один и тот же сатирический оттенок, высмеивающий помпезность и церемонии в иерархической социальной структуре.

Произведение Акутагавы также лишено комедийных элементов повести Гоголя. Наоборот, это более странный и тревожный взгляд на нарциссизм.

Нос (鼻)

Акутагава со своим носом.

Великий японский писатель Нацумэ Сосэки был настолько впечатлен этим рассказом, что отправил Акутагаве хвалебное письмо.

Кроме того, в этой книге есть «Расёмон» и 15 других рассказов — ради них стоит купить книгу — и вступление от живой легенды Харуки Маруками.

Что же заинтересовало этих великих? Вот вступительный абзац:

Если вы упомянете «Нос» в разговоре с высокопоставленным жрецом из храма Дзэнчи, вы не найдете в Икено ни души, которая не знала бы этого имени. Пять или шесть дюймов в длину, он свисал от верхней губы до основания подбородка. Его ширина была одинаковой сверху вниз. Чтобы получить хорошее представление об этом, представьте себе кого-то с длинной тонкой колбасой, небрежно свисающей посреди его лица.

Странное начало, но причина, по которой именно этот нос является проблемой, становится очевидной в следующем абзаце.

Этому буддийскому священнику было за пятьдесят. С тех пор, как он был подмастерьем во внутреннем зале, поднимаясь по служебной лестнице, даже до наших дней он постоянно беспокоился о своем носе. Конечно, все это время он продолжал делать вид, что его это нисколько не заботит. Дело было не только в том, что как монаху он должен был быть полностью сосредоточен на Чистой Земле, ожидающей его в загробной жизни, а в том, что он не хотел, чтобы другие знали, что он так беспокоится о своем носе. Ничто не пугало его больше, чем мысль о том, что кто-то может задирать нос в разговоре.

Я сразу же нашел это интересным, поскольку мы живем в эпоху нарциссизма и незащищенности. Акутагава написал эту историю более 100 лет назад, но мы уверены, что в то время все по-прежнему оставались достаточно сознательными в образе — вы должны быть такими, чтобы завоевать расположение пола по вашему выбору.

Но тщеславие и ненависть к себе гораздо более выражены в наш век социальных сетей, знаменитостей в прессе и смартфонов. Если в наши дни у вас большой нос, вы будете склонны сделать пластическую операцию, чтобы сделать идеальное селфи.

Для священника с его обидным прозвищем есть две причины, по которым он недоволен этой штукой на лице.

Во-первых, длинный нос, с практической точки зрения, был не очень полезен. Он даже не мог позавтракать сам. Если бы он пытался есть в одиночестве, кончик его носа утыкался бы в середину еды в миске. Итак, Нос приказал одному из монахов-подмастерьев сесть в нескольких футах от него и задрать ему нос.

Это тоже непростая задача, как подтвердит любой, кто пытался съесть мороженое и ткнулся в него носом.

Однажды храмовый паж подменил обычного монаха-подмастерья, и когда этот молодой человек чихнул, он нечаянно пожал ему руку, и нос Носа оказался в середине его рисовой каши, по крайней мере, согласно молва ходила по Киото в те дни.

Вторая причина восходит к моему краткому отступлению о современном нарциссизме. Вторая проблема для Носа:

Что его действительно беспокоило, так это ущерб его самооценке.

Акутагава ненадолго переключает свое внимание на любопытных местных жителей, большинство из которых, кажется, находит забавным, если не вселяет уверенность, что у этого парня массивный нос.

Но затем это внезапное и стойкое возвращение к характеру кризиса уважения.

Что касается людей в Икено, они утверждали, что были счастливы иметь кого-то с таким носом, такого святого жреца в храме Дзэнчи. Это было потому, что с таким носом они думали, что ни одна девушка не выйдет за него замуж. Между собой они рассудили, что его нос был единственной причиной, по которой он вообще стал монахом. Но для Носа сам факт того, что он монах, не делал его менее обремененным своим носом. Он чувствовал, что был женат на том напряжении, которое наложил на него этот нос, и это была деликатная ситуация для него. Из-за этого он пытался пассивно, активно восстановить свою поврежденную самооценку любыми способами.

В эти дни это было бы приступом пластической хирургии. Такие новаторские медицинские идеи были простыми экспериментами во времена автора. Но стремление к самосовершенствованию наверняка присутствовало.

Первое, что пришло в голову, это найти способ сделать его нос короче, чем он есть на самом деле. Когда никого не было рядом, он сидел перед зеркалом, экспериментируя с различными схемами освещения, усердно трудясь в разных позах. Как бы он ни пытался расположить свое лицо, он никогда не был удовлетворен, сидя, подперев голову руками и положив пальцы на подбородок, часами старательно глядя в зеркало.

Бедный человек даже одержим чужими лицами: нос-зависть. И следующий абзац так прекрасно резюмирует тотальную тревогу и ужас, с которыми многие подростки должны столкнуться в эти дни, когда сталкиваются с «совершенством» других в социальных сетях.

Нос терпеливо сканировал лица разных людей. Он хотел найти кого-нибудь с таким же носом, как у него, думая, что это успокоит его. Из-за этого в его глазах люди не носили темно-синие мантии или белые утренние кимоно, не говоря уже о таких вещах, как оранжевые шляпы или унылые рясы священников. Он привык видеть эти вещи, но ему было все равно; он не видел людей, только их носы.

И, как и у многих людей, в некотором роде смущенных своей внешностью, у священника бывают различные нервные тики, которые приспосабливаются к его социальному беспокойству.

Разговаривая с людьми, он бесцельно пощипывал кончик собственного носа, краснел, как будто забыл о своем возрасте, а потом чувствовал себя крайне несчастным из-за своего поведения.

Одержимый этим вопросом, он просматривает древние научные материалы, пытаясь узнать больше о своей ситуации. Был ли бодхисаттва с огромным носом из далекого прошлого? Почему он проклят этой штукой?

В то время как одна его часть чувствовала эту пассивную тревогу, другая его часть активно пыталась найти способы сделать нос короче, слишком много, чтобы перечислять здесь. Для этого он испробовал все, что мог. Он пробовал пить отвар из змеиной тыквы, пробовал натирать нос крысиной мочой. Однако, что бы он ни пытался, будь он проклят, если его нос не был таким, как всегда: пять или шесть дюймов в длину, свисавший над верхней губой.

Интересна история с крысиной мочой, так как я, страдающий облысением по мужскому типу, однажды наткнулся на предполагаемое лекарство от этой болезни. Втирание кошачьей мочи в череп. И, по-видимому, некоторые мужчины были достаточно отчаянными, чтобы попробовать это.

Когда кто-то действительно одержим чем-то, он может довести себя до крайней степени паранойи. Итак, «Нос» заставляет его сместиться в сторону причудливого центрального аспекта сказки.

Но однажды осенью монах-подмастерье, помогающий Носу, поехал в гости в столицу, где узнал от своего знакомого, врача, способ укорачивания носов. Этот врач приехал из Китая и стал монахом в храме Тёракудзи.

Нос, действуя, как обычно, безразлично ко всему, что касается носов, делал все возможное, чтобы притвориться, что не хочет бежать и пробовать этот новый метод. Затем кто-то еще беззаботным тоном упомянул, что ученику, должно быть, тяжело помогать Носу каждый раз, когда он ест, и это был ужасный удар. Молодой монах, конечно, не стал бы так говорить, но ему тоже не терпелось опробовать метод. Этот молодой монах, да и Нос тоже, вряд ли кто-то из них не знал о произошедшей травле.

Однако больше, чем его сопротивление, больше, чем уклонение от этой очевидной уловки, было фактом симпатии Носа к этому бедному подмастерью, которому пришлось задрать нос. Монах-подмастерье, как и ожидал Нос, ляпнул, что пробуют. Так что Нос, как он и знал с самого начала, в конце концов сдался и решил последовать рекомендации, которая была предложена с таким энтузиазмом.

Итак, священник вот-вот найдет выход из своего положения. Прежде чем я раскрою странные подробности об этой — полностью фальшивой — процедуре, вот еще немного об этой странной штуке, которая торчит у вас на лице.

Природа носов

В людях с большим носом есть что-то странное. В статье доктора Леона Ф. Зельцера, доктора философии. в Psychology Today пишет:

По иронии судьбы, чем менее выдающийся нос, тем лучше. То есть так называемый «идеальный нос» — это тот, который привлекает к себе как можно меньше внимания.

Пит Таунсенд из The Who, например, в молодости убедил себя, что он отталкивающий. Вы можете увидеть, как отвратительно он выглядит в приведенных выше 1973 интервью. По иронии судьбы, у Таунсенда скоро выйдет дебютный роман под названием «Эпоха тревог». Это довольно точно характеризует современную жизнь.

Статья Зельцера добавляет:

Несомненно, на этой ох как несовершенной планете несовершенные носы преобладают — и будут — преобладать. И поэтому так грустно, что многие из нас по-прежнему стесняются того, что мы не можем не относиться отрицательно к своим «порочным клювам», особенно если смотреть в профиль (и проклинать того бессердечного человека, который изобрел зеркало в первое место!). Удивительно, что идеальный женский нос на самом деле был назван «небесным», то есть небесным, или, лучше сказать, не земным.

Я провел дополнительное исследование и наткнулся на интервью молодой писательницы и журналистки Радхики Сангхани для The Independent .

Мои друзья говорили из лучших побуждений такие вещи, как «ты была бы такой хорошенькой, если бы у тебя был нос поменьше», и несколько раз дети на улице кричали мне «носатый индеец».

Эта ужасная история довольно хорошо описывает жизнь в Англии прямо сейчас. Brexit, эпоха беспокойства и личное возвеличивание выдвинули бездумный патриотизм и самопоклонение на передний план национального сознания.

Результатом является возвращение случайного расизма наряду с наградами от всех, кто страдает от эффекта Даннинга-Крюгера.

Все довольно тревожно. Но Сангхани призвал людей преодолеть свою ненависть к себе, поскольку на самом деле нет необходимости сосредотачиваться на одном второстепенном элементе своего тела и предполагать, что вы отвратительны.

Вместо этого сосредоточьтесь на целом, особенно на своей личности. Потому что, если вы немного ужасны, это немного хуже, чем хрящевой выступ любого размера на вашем лице.

Искупление священника

Буддийский священник берет на себя обязательство изменить ситуацию. И почему? Что ж, он находит об этом странном маленьком панацее.

Проще говоря, метод, о котором идет речь, заключался в том, чтобы прокипятить нос горячей водой, а затем попросить кого-нибудь растоптать его. Чрезвычайно простая процедура, так сказать.

Никому это, конечно, не рекомендуется. Не кипятите какую-либо часть тела в воде — это будет больно и станет еще хуже. Кроме того, немного топать… не позволяйте никому ничего топать.

Конечно, если вы в таком отчаянии, как наш главный герой священник, то вы на все решитесь. Его ученик делает ведро с кипятком, в которое священник может опустить нос. Попробовав это, приступаем ко второй половине операции.

Нос горько улыбнулся. Услышав только о своем носе, он почувствовал, что скоро его никто не узнает. Его нос, намокший в горячей воде, чесался так, словно его съели блохи.

Когда он вытащил нос из отверстия в крышке ведра, из него все еще капал пар. Ученик начал сильно топать по нему каждой ногой. Нос лежал на боку, уткнувшись носом в половицы, и смотрел, как ноги ученика поднимаются и опускаются у него на глазах.

Монах-подмастерье, бросив жалостливый взгляд на лысую голову Носа, сказал:

«Наверное, больно, да? Врач винит в этом топот. В любом случае, это, наверное, больно».

Священник пытается сохранить какую-то честь и рычит обратно на своего ученика.

«Я сказал, что это не больно!»

Тогда все становится немного отвратительно. Но, я полагаю, будучи подмастерьем, вы должны делать что угодно, чтобы платить взносы.

После того, как его некоторое время топтали, вскоре на носу стали появляться пятна, похожие на зерна проса. Он был похож на птицу, чьи перья были выщипаны и теперь готовы к жарке. Ученик перестал топать и сказал как бы про себя:

«Он сказал вытащить их пинцетом».

Нос надул щёки, словно задыхаясь, и молча ждал, пока ученик продолжит. Конечно, дело не в том, что он не мог понять, что молодой монах пытается помочь.

Он знал это. Но возились с его носом, так что он был вынужден сосредоточиться на собственном дискомфорте. Нос сделал лицо пациента, который не доверяет доктору, делающему ему операцию, и наблюдал, как гной сочится из пор в его носу, разжатых пинцетом. Гной был похож на иголки птичьих перьев и почти вчетверо короче.

Через некоторое время, когда эта часть была закончена, монах-ученик вздохнул с облегчением и сказал:

“А теперь снова закипятим.”

Не знаю, как вас, а меня от вышеуказанного раздела тошнит. Топанье носом, за которым следует весь гной… Как писатель, Акутагава, безусловно, рисует яркие (хотя и слегка отталкивающие) образы. И он оставляет своих персонажей скорее в беде.

В ответ на кипячение священник готов подвергнуть себя новым мучениям.

Нос выглядел разбитым. С его носом, все еще в форме бумеранга, он кивнул.

Потом, после того, как его прокипятили во второй раз и вынули из воды для проверки, он действительно стал короче, чем был. Он не так уж сильно отличался от обычного крючковатого носа. Поглаживая нос, Нос застенчиво глядел в зеркало, которое достал подмастерье.

Этот нос — тот, что раньше свисал ниже подбородка, — он не мог поверить, что он такой короткий, мысль о том, что ему придется прожить остаток жизни без чувства собственного достоинства, казалась ложью. Все еще пятнистый здесь и там, это, вероятно, просто последствие того, что на него наступили. Не заблуждайтесь, люди не будут насмехаться над таким носом. Лицо Носа в зеркале удовлетворенно подмигнуло Носу за зеркалом.

Тем не менее, несмотря на его первоначальный восторг, вскоре он сменился новыми опасениями. Паранойя по поводу своего старого носа возвращается. Мужчина не может отдохнуть в своей новой коротконосой форме и хоть раз принять таблетку от озноба. Его беспокойство настолько глубоко укоренилось, что он не может насладиться моментом — опять же, довольно подходящее сравнение с современной жизнью, где так много людей просто не могут быть довольны собой. Даже Андонис может посмотреть в зеркало и увидеть истонченную линию роста волос, которую нужно исправить.

В ходе своих обычных повседневных дел он замечает появление нового психологического тика: он пытается дотронуться до своего носа, чтобы убедиться, что он все еще небольшого размера.

Даже просыпаясь каждое утро, он тут же тянется, чтобы схватить себя за лицо. Это радостная новость для него.

Но когда он впервые выходит на публику, все начинает идти наперекосяк.

И все же в течение следующих двух-трех дней Нос сделал неожиданное открытие. Все началось с визита бюрократа в храм Икено, который еще больше, чем раньше, сделал странное лицо, увидев Нос. Он потерял дар речи, его глаза были прикованы к лицу Носа. Выйдя из лекционного зала, Нос прошел мимо храмовых пажей, знакомых с инцидентом с рисовой кашей. Пока он проходил мимо них, они смотрели вниз и сдерживали себя, но, наконец, у них вырвался смех. Второсортные учителя призывали к порядку, уважительно разговаривая с Носом, но как только он отворачивался, так же заливались смехом. Это случалось не раз и не два.

Сначала Нос рассудил, что они так себя ведут, потому что у него изменилось лицо. Однако это объяснение удовлетворило его лишь минут на десять. Конечно, то, что вызывало смех у пажей и неряшливых учителей, было его лицом, а не двумя способами.

Он озадачен тем, почему они смеются над ним в такой новой манере. Медитируя, он в конце концов постиг запоздалое прозрение:

Нос, который должен любить всех, когда все пошло так, не задумываясь, он уставился на фигуру Самантабхадры на своем белом слоне, и, вспомнив длинный нос, он У него было четыре или пять дней до этого, он сказал: «Люди, отпавшие от благодати, жаждут дней своей былой славы», — и замолчал.

Вывод из его затруднительного положения таков:

В сердцах людей есть два противоречивых интереса. Конечно, любой может посочувствовать несчастью другого. Однако когда другой человек может каким-то образом преодолеть свою беду, мы чувствуем себя неудовлетворенными. Немного утрируя, мы желаем, чтобы этот человек снова вернул себе свое несчастье. Обычно мы относимся к этому неоднозначно, но иногда они проявляют определенную враждебность по отношению к этому человеку.

Нос, еще не зная причины, встревожился. Он понял, что поведение монахов Икено было не чем иным, как отражением их собственного эгоизма.

Такое откровение повергает священника в меланхолический ступор.

После этого настроение Носа с каждым днем ​​становилось все мрачнее. Окруженный раздражающими сплетнями, он злобно ругал всех. Наконец он услышал, что тот самый монах-подмастерье, который помогал с его лечением, говорил: «Нос совершает грех ревности».

Еще одна вещь, которая расстроила Носа, была поступком одного из храмовых пажей. Однажды Нос услышал собачий вой. Он вышел, чтобы разобраться, и увидел мальчика-пажа, размахивающего веткой около двух футов длиной, бегущей в погоне за тощей лохматой собакой. Он не просто преследовал его; «Ударил тебя своим носом! Ударь тебя своим носом!» — кричал он на бегу. Нос вырвал у него из рук палку и ударил ею по лицу. Это была самая отвратительная палка из гниющего дерева, какую только можно себе представить.

Нос был обижен. Не потому, что раньше его нос был длинным, а потому, что теперь он стал коротким.

И, наконец, его ситуации достаточно, чтобы спровоцировать приступ бессонницы – эта вековая реакция на борьбу со стрессом.

Однажды вечером, после захода солнца, подул ветер, отчего колокола в пагоде яростно звенели, а монахи ворочались на подушках. К тому же ветер был на редкость холодный, и Нос, старый человек, пытался уснуть, но сон никак не шел. Он поднял взгляд со своей кровати и через некоторое время понял, что у него чешется нос. Прикоснувшись к нему пальцами, он почувствовал себя влажным и начал немного набухать. Он ничего не мог сделать; казалось, он подхватил лихорадку.

Он лежит в постели, чувствуя себя несчастным, сетуя на то, что его короткий нос является причиной всех этих страданий. Но счастливый конец близок к осажденному священнику в этом коротком рассказе, в котором так кратко изложено, почему мы все должны быть довольны тем, что у нас есть.

На следующее утро Нос проснулся рано, как обычно, и деревья гинкго и конские каштаны, покрывающие территорию храма, за ночь сбросили листву. Двор был светлым, как будто кто-то устилал его золотом. Вероятно, это произошло из-за того, что крыши домов покрылись инеем. В тонком утреннем свете кольца, украшающие зенит пагоды, ярко сияли. Монахи храма Зенчи подняли ставни, закрывающие крыльцо, и глубоко вдохнули утренний воздух.

Тут он, как будто позабыв, впервые понял, что вернулось некое ощущение.

Нос в замешательстве поднес руку к носу. То, к чему он прикоснулся, было не коротким носом прошлой ночи. От верхней губы до нижней части подбородка, четыре или пять дюймов в длину, он свисал вниз. Это был длинный нос, который у него был раньше. В течение одной ночи его нос вернулся к своей прежней длине. Он чувствовал себя таким же веселым, как и тогда, когда его нос стал коротким, он чувствовал, что нос вернулся к нему.

— после этого, я уверен, никто не будет смеяться, — чувствовал в душе Нос. Его длинный нос развевал первый осенний ветер.

Заключение

Пропитанный паранойей и неуверенностью, «Нос» — это история на века. Как мне приходилось много раз упоминать в своем обзоре, это потрясающе подходит для цифровой эпохи; Эпоха Тревоги.

В мире, где личный имидж решает все, чтение рассказа Рюноскэ Акутагавы может дать многим потенциально терапевтический опыт. Путешествие в их самые глубокие личные страхи — путешествие через их ненависть к себе. И сокрушительный удар по их подсознанию.

Но как самостоятельный рассказ, это также интересное чтение. Как бы странно это ни было — пропитанное чувством озорства Гоголя из собственной истории русского мастера о носе — это подходящее напоминание о талантах Акутагавы как гения написания коротких рассказов.

И, по воле случая, «Нос» — это еще и своего рода социальная сатира на жизнь в 21 веке. Высшие оценки, Акутагава Ши.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Венцеслаус Холлар | Бюст мужчины с небольшим вздернутым носом и очень высокой верхней губой, в капюшоне, в профиль слева

Венцеслав Холлар | Бюст мужчины с небольшим вздернутым носом и очень высокой верхней губой, в капюшоне, в профиль слева | Метрополитен-музей ×

Обрежьте изображение:

Отсканируйте свой QR-код:

С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool

Детали обложки

Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента

Заголовок: Бюст мужчины с небольшим вздернутым носом и очень высокой верхней губой, в капюшоне, в профиль слева

Серия/Портфолио: Гротескные головы по мотивам Леонардо да Винчи: четыре пластины (Нью-Холлштейн, 1737-1740)

Художник: Венцеслав Холлар (чешский, Прага, 1607–1677, Лондон)

Гравёр: Леонардо да Винчи (итальянец, Винчи 1452–1519 Амбуаз)

Дата: 1666

Середина: Офорт; только государство

Размеры: Пластина: 2 5/8 × 1 15/16 дюйма (6,7 × 4,9 см)
с краями резьбы

Классификация: Отпечатки

Кредитная линия: Покупка, завещание Джозефа Пулитцера, 1917 г.

Регистрационный номер: 17.50.18-270

Узнайте больше об этом произведении

Хронология истории искусств

Похожие произведения искусства

  • Венцеслав Холлар
  • Леонардо да Винчи
  • Чертежи и гравюры
  • Офорт
  • Отпечатки
  • Из Богемии
  • Из Чехии
  • Из Европы
  • С 1600 по 1800 г. н.э.

Как делают гравюры

Иллюстрированный объяснитель.

Обратная связь

Мы продолжаем исследовать исторический и культурный контекст предметов в коллекции The Met. Если у вас есть комментарии или вопросы об этой записи объекта, пожалуйста, заполните и отправьте эту форму.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *