В каком году произошло разделение церквей на католическую и православную: раскол христианской церкви на католическую и православную

Содержание

Раскол христианской Церкви: исторические и политические причины

Полезные материалы

Как молиться иконе «Неупиваемая Чаша», чтобы близкий человек не пил

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» почитается Православной Церковью как чудотворная.

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Почти тысячелетие назад произошло одно из самых катастрофичных событий в истории христианства: раскол Церкви на две части. Каковы причины и последствия этого противостояния? Могут ли расколы быть полезными?

Содержание страницы

  • Что такое раскол
    • В каком году произошел Великий раскол
    • Предвестники раскола христианской Церкви
  • Причины церковного раскола
    • Первый раскол — Новацианский
    • Акакианская схизма 
  • Свидетели великого раскола 1054 года
  • Раскол внутри католической церкви
  • Первый крестовый поход
  • Преодоление раскола
  • Взаимные анафемы и снятие их
  • Раскол Православной Церкви
    • Коротко о реформе Никона и расколе в РПЦ
  • Разрыв отношений между РПЦ и Константинопольским Патриархатом
  • Историческое значение раскола христианской Церкви
  • Есть ли в расколах духовный смысл?
    • Похожие статьи

Что такое раскол

Под расколом понимается нечто большее, чем ссора между отдельными верующими внутри одной конфессии. Речь идёт о прекращении молитвенного и евхаристического общения Поместных Церквей. Причинами его могут являться догматические несостыковки, стремление к большей политической власти, личные амбиции, серьёзные обрядовые и культурные различия, как и разлад между руководителями Церквей.

История христианства знает несколько примеров настолько серьёзных расколов, что они приводили к разрушению единства между христианами на долгие столетия.

В каком году произошел Великий раскол

Самый известный в мировой истории церковный раскол датируется 1054 годом.

Это интересно: Кто первый принял христианство

Предвестники раскола христианской Церкви

Разъединение христианства на Западное и Восточное стало вопросом почти предрешённым. Слишком тесно оно переплелось с римскими госструктурами.

После образования двух равновесных политических центров сохранить единство Римской империи было крайне сложно. Ситуация усугубилась после того, как

в 476 г. Рим пал под натиском варварских племён.

Владыки Восточной части государства считали себя наследниками Вечного города не только в политическом, но и в духовном плане. Константинополь стали называть Вторым Римом — новой столицей всемирного христианства.

Собор святого Петра в Риме сегодня

Однако римские иерархи и не думали отказываться от первенства за влияние в Церкви. Они считали папу, главу всех католиков, преемником Петра — ученика Иисуса, проповедовавшего Евангелие и встретившего мученическую смерть в этом городе. Отсюда следовало, что именно духовенство Рима должно иметь самый высокий статус среди всех пастырей всемирного христианского собрания.

До определённого времени претензий пап на господствующее положение в Церкви Константинополь как будто не замечал. Но это стремление к верховной власти запустило часовой механизм бомбы замедленного действия, которая однажды взорвалась, разрушив единство верующих.

Собор Святой Софии построен императором Юстинианом I в Константинополе (ныне Стамбул) в 532-537 годах на месте сгоревших христианских храмов, возведенных в IV и V веках при императорах Константине I и Феодосии II. Был крупнейшим христианским храмом в мире до 1626 года — даты окончания строительства  собора Святого Петра в Риме. Официальное название на сегодня — Большая мечеть Айя-София.

Читайте также:

Сердце католического мира: собор святого Петра в Риме

Причины церковного раскола

К середине XI века греческая и латинская Церкви накопили друг к другу немало сложных вопросов и разномыслий. Причинами раздробленности стали:

  1. Споры о статусе папы римского. Кем его считать: главой христианских церквей всего мира или первым среди равных друг другу епископов?
  2. Несогласие по вопросу филиокве — католическому аспекту учения о Троице, согласно которому Святой Дух исходит не от одного Бога-Отца, но и от Сына. Христианские богословы издревле считали, что Святой Дух может исходить только от Отца. Этот догмат утвержден Вселенским Собором ещё в то время, когда Церковь была единой.
  3. Коронация папой римским императора Нового Рима Карла Великого, что говорило о чрезвычайных политических амбициях латинской Церкви.
  4. В латинской церкви для совершения Евхаристии можно было применять пресный хлеб, в то время как в греческой использовали хлеб, испечённый на закваске.
  5. Различное отношение к браку священнослужителей. Греческим пастырям разрешалось жениться, в то время как латинские были обязаны сохранять целибат.
  6.  Западные христиане еженедельно постились в день субботний, а восточные — нет.

Интересный факт

64-е правило св. апостолов гласит: «Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя только (Великой Субботы), да будет извержен». Шестой Вселенский Собор 55-м правилом постановил, чтобы и в римской Церкви (т. е. у будущих католиков) исполнялось 64-е правило св. апостолов, воспрещающее пост в субботу. «Узнав Святый Собор, — пишет толковник соборных правил, — что в римском граде преступают 64-е правило святых апостолов, которое повелевает кроме Великой Субботы в иныя субботы не поститься, повелел и в римской Церкви неподвижно таковому апостольскому правилу быти».

Читайте также: Православный Бог

Первый раскол — Новацианский

Новацианством называется общество раскольников III–VII веков. Его лидером стал Новациан. Он воспротивился римскому епископу Корнилию и карфагенскому епископу Киприану, принимавших обратно в лоно Церкви тех, кто отрекался от Христа во времена страшных гонений, но затем раскаивался.

Новациане были уверены, что Церковь должна состоять только из святых людей. Поэтому все, кто пал духовно и нравственно и совершил смертный грех, должны изгоняться из христианского собрания без права на возвращение. Раскольники формально отделились от Церкви Рима. Их позиция привела к первому расколу в церковной истории.

Акакианская схизма 

Данный раскол случился в 484 году и оставался в силе 35 лет. Его участниками стали Церкви Рима и Константинополя.

После того как закончился IV Вселенский собор в Халкидоне, началась длительная смута. Монахи, бывшие монофизитами, изгоняли из Александрии, Иерусалима и Антиохии епископов, принявших решения собора, проходившего в Халкидоне. Император З

енон и глава константинопольской Церкви Акакий прилагали усилия к сохранению единства верующих и согласия в государстве. Они пытались примирить монофизитов с Церковью.

Но папа Феликс II воспротивился их решению и обратился к Акакию с требованием явиться на заседание собора в Риме и объясниться по поводу документа, который он совместно с императором рассылал по собраниям.

Акакий отказался и даже попытался подкупить посланников папы, поэтому в 484 году Феликс II отлучил патриарха от Церкви. Тот не остался в долгу и отлучил папу. В 519 г. их решения отменили 52-й Римский Папа Гормизд и патриарх Константинопольский Иоанн II.

Свидетели великого раскола 1054 года

В 1054 году папа Лев IX решил улучшить отношения с Константинополем, патриарх которого Михаил Кируларий активно противился усилиям западных христиан подчинить Восточную Церковь западной теократии.

За год до этого в столице Византийской империи были закрыты все церковные здания, где богослужение совершалось по католическому образцу.

Главенство над папским посольством было поручено кардиналу Гумберту Силва-Кандидскому. Прибыв в Константинополь, он уговаривал императора Константина Мономаха низложить патриарха, с которым даже не соизволил поговорить. Император отказался удовлетворить прошение кардинала, но тот всё равно — прямо на богослужении — вручил патриарху папскую грамоту о его отлучении.

Михаил ответил созывом собора, на котором трёх папских легатов предали анафеме. Так и случилось то раздробление, что названо Великой Схизмой. К сожалению, он до конца не преодолён до сих пор.

Интересный факт

Древние греки использовали слово «схизма» для операции по раскалыванию грецкого ореха.

Раскол внутри католической церкви

Начало Реформации — католического раскола — датируется 31 октября 1517 г, когда Мартин Лютер выразил протест против индульгенций. Он всего лишь требовал изменений, возвращения христианского учения к апостольской версии, а в итоге появилась новая религия.

Мартин Лютер на Вормсском рейхстаге

Зародившись в Германии, протестантизм «заразил» другие королевства. Так было уничтожено религиозное единство Европы.

Римская Церковь не устраивала реформаторов по ряду причин :

  •  она не признавала национальную независимость западноевропейских государств;
  • провозглашала власть папы выше королевской;
  • торговала индульгенциями и церковными должностями, требовала десятину;
  • не пресекала нехристианское поведение духовенства.

Радикальные перемены сопровождались религиозными войнами и крестьянскими восстаниями. Завершилась Реформация подписанием Вестфальского мира в 1648 г.

С 1378 по 1417 г. у католиков было сразу несколько пап: сначала двое, а в 1409 г. их стало четверо. Всех их заменили Мартином V на Вселенском соборе 1414–1418 гг. На этом раскол почти закончился.

Христианские конфессии. Схема

Первый крестовый поход

Поход начался в 1096 г. На Клермонском соборе папа Урбан III призвал верующих к освобождению христианских территорий, занятых мусульманами. В основном в походе приняли участие бедняки, возглавляемые Петром Амьенским. В 1096 году они прибыли в Константинополь и, не дожидаясь рыцарей, пошли в Малую Азию, где были разбиты турецкими войсками.

В следующем году в поход отправилось более 300 000 рыцарей-крестоносцев. Они взяли крепость города Никея, Антиохию.

В 1099 году был взят Иерусалим. На завоёванных землях европейцы основали новые государства, для защиты которых были созданы рыцарские ордена.

Преодоление раскола

Преодолеть Церковный раскол между православными и католиками пытались не раз:

  1. В 1274 г. христиане заключили унию под руководством папы Григория. Православные отдали главенство ему и его будущим преемникам, а также согласились с большей частью католических догматов. Однако уже в 1285 г. этот союз был осуждён.
  2.  Сходная уния была заключена в 1438 г. на соборе, созванном папой Евгением IV. Греческое церковное руководство и её осудило.

Русская Православная Церковь тоже прилагала усилия для устранения раскола среди христиан как в нашей стране, так и на международном уровне. На данный момент разделение между старообрядцами и РПЦ исцеляется усилиями обеих сторон. В отношениях с католиками руководство православия стоит на позиции уважения.

Взаимные анафемы и снятие их

К сожалению, разрыв между православным миром и католическим растянулся не на десятки лет, а на целые столетия. Он не преодолён до сих пор. В 1964 году патриарх Афинагор, предстоятель Константинопольской Православной Церкви, встретился с главой католиков Павлом VI.

7 декабря 1965 года
Встреча Патриарха Афинагора и Папы Павла VI

Благодаря этому в конце 1965 года они подписали совместную декларацию о снятии взаимных анафем. Увы, она оказалась формальным документом, не подтверждённым значимыми делами.

Раскол Православной Церкви

В 1650–60-е годы серьёзный церковный раскол произошёл в России. Его спровоцировали религиозные реформы патриарха Никона.

Никон, Патриарх Московский

Коротко о реформе Никона и расколе в РПЦ

Раскол — следствие:

  • ошибок, накопившихся в богослужебных книгах;
  • отсутствия единства в проведении церковных обрядов, создании икон, формировании уставов и т. д.

Никон ориентировался на богослужебные тексты и практики греческого образца того времени. К сожалению, он предпочитал не разъяснять несогласным с ним верующим причины, по которым принимал те или иные решения, а прибегал к своему авторитету и поддержке российского царя. Патриарх отличался очень гордым и властным характером.

Церковный Собор 1654 года (Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты) А. Д. Кившенко, 1880 г.

В 1654 г. на Соборе иерархов было принято решение о реформе богослужебных текстов. В 1656 г. крестное знамение, совершённое двумя перстами, было объявлено ересью. Все, кто не согласился креститься тремя пальцами, были приговорены к анафеме.

Из-за нетерпимости патриарха общество раскололось. Многие люди, включая представителей знати, восстали против реформ Никона. Некоторые монастыри заявили о неподчинении властям.

Не последнюю роль в расколе сыграл протопоп Аввакум — приходской священник, ставший лидером противников перемен. Он засыпал царя жалобами на земляка Никона (они оба родом из Нижегородской губернии) и обличал его публично. За это ревнителя старины и древнерусской религиозной литературы несколько раз ссылали в Сибирь и Забайкалье, затем расстригли.

Фрагмент картины П. Е. Мясоедова «Сожжение протопопа Аввакума»

Жестокие испытания его, однако, не сломили. Он продолжал проповедовать и обличать никонианство, пока царь Фёдор Алексеевич не приговорил мятежника и трёх его соратников к сожжению заживо.

После чего некоторые их последователи ездили по городам и сёлам и провозглашали, что в мир явился антихрист. Ужасно, что они призывали к самосожжению как средству для очищения души. В результате погибло множество доверчивых людей.

После гибели Аввакума произошло окончательное размежевание старообрядческого и реформированного православия на Руси. Попытка митрополита Платона (Левшина) ввести в XIX веке единоверие провалилась.

В 1971 году РПЦ признала старые и новые обряды равноспасительными.

Митрополит Корнилий (Титов) епископ Русской Православной Старообрядческой Церкви:

Мы бы желали преодоления разногласий через возрождение дораскольного православия, но, когда и как это будет, известно только Богу.

Боярыня Морозова, протопоп Аввакум и другие противники никоновской реформы…Все подробности в статье:

  • Церковный раскол в РПЦ. Причины и последствия

     

Разрыв отношений между РПЦ и Константинопольским Патриархатом

В октябре 2018 г. автокефалию Церкви Украины признал Константинопольский патриархат. Из-за этого руководство РПЦ решило прекратить с ним евхаристическое общение.

Историческое значение раскола христианской Церкви

У раскола несколько важных последствий:

  1. Формирование двух точек зрения на служение Богу и христианскую историю.
  2.  Православие сохранило принцип независимости поместных Церквей, что позволило создавать оригинальные богословские труды в рамках единого христианского учения.
  3.  Всемирной проповеди Евангелия был нанесён огромный ущерб. Многие люди стали воспринимать христианские Церкви как политические партии, использующие духовные потребности людей и религию в целом как средство для достижения своекорыстных интересов.

Есть ли в расколах духовный смысл?

Расколы — великая трагедия всего христианского мира.

Христианство и другие религии на карте мира

Это грех, которым нарушается настойчивый призыв Христа к единству всех Его учеников:

«Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы».

(Иоан.17:11)

Собрание последователей Иисуса в Писании называется Его Телом. Он (не папа Римский или другой иерарх) является нашим Вождём и Главой.

Что случится с телом, если рука решит взять на себя функцию мозга и перестанет слушаться голову? А если её дурному примеру последуют другие органы, то тело придёт в полное расстройство, заболеет и может даже погибнуть.

Печально, что многие христиане — как из числа католиков, так и среди православных — не ощущают всей трагичности ситуации, в которой оказалась Вселенская Церковь. Некоторые даже упиваются разделением Церквей, рассматривая его как повод для хвастовства личной праведностью.

С другой стороны, учит ли Библия, что мы должны поддерживать единство в Церкви любой ценой? Отказался ли Христос воскрешать Лазаря ради единства с саддукеями, не верившими в воскресение мёртвых? А, может, ради мира с фарисеями Он не стал обличать их в искажении духовных истин? Нет.

Воскрешение прав. Лазаря. Панель саркофага. IV в. (ц. Сан-Витали в Равенне, Италия)
Кликните или схватите картинку.
Воскрешение прав. Лазаря. Мозаика ц. Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. 526 г.

В крайнем случае, раскол может служить благим целям. Положительным следствием Великого раскола стало то, что все искренние верующие имеют возможность узнать об альтернативных взглядах на Бога, Библию и христианство.

Так, то, что православные священники вступают в брак, в котором рождаются дети, ярко свидетельствует, что наш Господь заботится о благополучии семей и считает брак священным союзом мужчины и женщины. Конечно, и православным есть чему поучиться у инославных христиан: у католиков — активному социальному служению, принципам построения системы духовного образования, у протестантов: миссионерской ревности, знанию Библии и серьёзному отношению к её исследованию.

История расколов учит нас личному и конфессиональному смирению. Христиане должны думать о распространении славы и власти Спасителя, а не о своих амбициях. Истинного союза Вселенской Церкви можно добиться, только идя путём глубокого смирения, святости и горячей любви друг к другу.


Виктор Глебов

 

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

Православие в России

  1. Главная
  2. Росcия
  3. Религия
  4. Православие

История православного христианства в России

Россия исповедует особую форму христианства – православие (православных верующих России насчитывается – более 80%). Это течение зародилось в момент, когда Римская империя признавшая христианство государственной религией, разделилась на Западную и Восточную. В Восточной части появился свой церковный глава — константинопольский патриарх. Формально подчиняясь римскому папе, константинопольская церковная верхушка на самом деле имела свой, особый взгляд на принципы церковного устройства — а попросту, хотела сама управлять восточной частью мира, без вмешательства римского папы. После того как Западная церковь совершила небольшое добавление к христианскому Символу веры об исхождении Святого духа не только от Бога-отца, но и от Бога-сына римский папа и константинопольский патриарх одновременно предали друг друга анафеме. Произошло знаменитое разделение церквей на католическую и православную.

История возникновения христианства на Руси всем известна: великое русское княжество попросту решило установить более тесные контакты с Византией, то есть Восточной Римской империей и приняло православие.

Так в чем же отличие православной церкви от католической. Назовем основные признаки…
Первое отличие состоит в различном понимании единства церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе церкви – Папе.

Кстати, православные вообще не признают главенства Папы. Тогда как католики приняли догмат о всецелом догмате Папы над церковью.

Еще одно отличие в Символе Веры. Католическая церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. Православная церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца.

Также католическая церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди.

Православная церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как католическая церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора.

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа.

Православная церковь в России

В русской истории, начиная с крещения Руси в X в., церковь была связана с государственной властью. А церковные деятели (вначале митрополиты, а с 1589 патриархи) всегда входили в ближайшее окружение царя. Православие было господствующей конфессией.

Более четырех веков россияне жили под негласной властью византийской церкви. Однако московская церковь претендовала на собственную исключительность и в 1448 году московские священники объявили собственную самостоятельность, не признанную Константинополем и остальным миром вообще. А еще через 140 лет у новой церкви появился официальный глава – патриарх.

С падением монархии для русской церкви начался период испытаний. С началом революции в России развернулась политика насильственного навязывания атеизма. Результатом чего стало разграбление многих храмов.

Государственное давление на церковь ослабло в последние месяцы 1941, после ряда военных неудач советских войск в войне с Германией. Война 1941–1945 сплотила верующих и неверующих.

После распада СССР в 1991 русская православная церковь стала возрождаться, а вместе с тем прекратились гонения на верующих, распространенные в советские времена, прекратились. Началось возрождение старых (около 1,5 тысяч уцелевших из 50 тысяч, насчитывающихся до революции 1917 г.) и строительство новых христианских храмов.

Религия

  • Буддизм
  • Католицизм
  • Ислам
  • Иудаизм
  • Православие

Православие в 21 веке

Монастырская церковь Мгвимеви, близ города Чиатура в Имеретинской области Грузии.

За последнее столетие численность православного населения во всем мире увеличилась более чем вдвое и сейчас составляет почти 260 миллионов человек. Только в России оно превысило 100 миллионов человек, что является резким ростом после распада Советского Союза.

Тем не менее, несмотря на это увеличение в абсолютных цифрах, доля православных христиан в общем христианском населении — и во всем мире — снижается из-за гораздо более быстрого роста среди протестантов, католиков и нехристиан. Сегодня только 12% христиан во всем мире являются православными, по сравнению с примерно 20% сто лет назад. И 4% всего населения мира исповедуют православие, по сравнению с примерно 7% в 1910.

Географическое распространение Православия также отличается от других основных христианских традиций 21 века. В 1910 году — незадолго до переломных событий Первой мировой войны, большевистской революции в России и распада нескольких европейских империй — все три основные ветви христианства (православие, католицизм и протестантизм) были преимущественно сосредоточены в Европе. С тех пор католики и протестанты значительно расширились за пределы континента, в то время как православие остается в основном сосредоточенным в Европе. Сегодня почти четыре из пяти православных христиан (77%) живут в Европе, что является относительно скромным изменением по сравнению с столетней давностью (9).1%). Напротив, только около четверти католиков (24%) и каждый восьмой протестант (12%) сейчас живут в Европе, по сравнению с примерно 65% и 52% соответственно в 1910 году. 1

Падение доли православия в мировом христианском населении связано с демографическими тенденциями в Европе, где общий коэффициент рождаемости и более старое население ниже, чем в развивающихся регионах мира, таких как страны Африки к югу от Сахары, Латинская Америка и Южная Азия. Доля населения Европы в общемировом населении уже давно сокращается, и, по прогнозам, в ближайшие десятилетия оно сократится и в абсолютном выражении.

 

Исторически присутствие того, что сейчас называется православием, в славянских частях Восточной Европы восходит к IX веку, когда, согласно церковному преданию, миссионеры из столицы Византийской империи Константинополя (ныне Стамбул, Турция) вера глубже в Европу. Православие пришло сначала в Болгарию, Сербию и Моравию (ныне часть Чехии), а затем, начиная с X века, в Россию. После Великого раскола между восточной (православной) и западной (католической) церквями в 1054 году православная миссионерская деятельность расширилась по всей Российской империи с 1300-х по 1800-е годы. 2

В то время как Православие распространялось по евразийскому пространству, протестантские и католические миссионеры из Западной Европы отправлялись за границу, пересекая Средиземное море и Атлантику. Португальская, Испанская, Голландская и Британская империи, среди прочего, принесли западное христианство (католицизм и протестантизм) в страны Африки к югу от Сахары, Восточную Азию и Америку — регионы, в которых в 20-м веке наблюдался гораздо более быстрый рост населения, чем в Европе. В целом православная миссионерская деятельность за пределами Евразии была менее выражена, хотя православные церкви на протяжении столетий сохраняли точки опоры на Ближнем Востоке, а православные миссионеры привлекали новообращенных в такие отдаленные уголки, как Индия, Япония, Восточная Африка и Северная Америка. 3

Сегодня самое многочисленное православное население за пределами Восточной Европы проживает в Эфиопии. Многовековая эфиопская православная церковь Теваэдо насчитывает около 36 миллионов последователей, что составляет почти 14% всего православного населения мира. Этот восточноафриканский форпост Православия отражает две широкие тенденции. Во-первых, ее православное население за последние 100 лет росло гораздо быстрее, чем население Европы. И, во-вторых, православные в Эфиопии более религиозны по ряду общих показателей, чем православные в Европе. Это соответствует более широкой закономерности, согласно которой европейцы в среднем менее религиозны, чем люди в Латинской Америке и странах Африки к югу от Сахары, согласно опросам Pew Research Center. (Это верно не только для христиан s в Европе, но и европейских мусульман, которые в целом менее религиозны, чем мусульмане в других странах мира.)

 

их веру, что, возможно, отражает наследие советских репрессий в отношении религии. В России, например, только 6% взрослых православных христиан говорят, что посещают церковь хотя бы раз в неделю, 15% говорят, что религия «очень важна» в их жизни, а 18% говорят, что молятся ежедневно. Другие бывшие советские республики демонстрируют столь же низкий уровень соблюдения религиозных обрядов. Вместе эти страны являются домом для большинства православных христиан мира.

В противоположность этому, православные христиане в Эфиопии сообщают о значительно более высоких религиозных обрядах, наравне с другими христианами (включая католиков и протестантов) в странах Африки к югу от Сахары. Почти все эфиопские православные христиане говорят, что религия очень важна для них, при этом примерно три четверти сообщают, что посещают церковь еженедельно или чаще (78%), а около двух третей говорят, что молятся ежедневно (65%). (Дополнительную информацию о православной церкви Теваэдо в Эфиопии см. на этой врезке.)

Православные христиане, живущие в Европе за пределами бывшего Советского Союза, демонстрируют несколько более высокий уровень соблюдения религиозных обрядов, чем жители бывших советских республик, но они все же гораздо менее соблюдают, чем православная община Эфиопии. В Боснии, например, 46% православных говорят, что религия очень важна в их жизни, 10% говорят, что посещают церковь еженедельно или чаще, а 28% сообщают, что молятся ежедневно.

Православные христиане в Соединенных Штатах, которые составляют примерно 0,5% всего населения США и включают в себя много иммигрантов, демонстрируют умеренный уровень религиозности, ниже, чем в Эфиопии, но выше, чем в большинстве европейских стран, по крайней мере, по некоторым показателям. Около половины (52%) взрослых православных христиан в Соединенных Штатах говорят, что религия очень важна для них, примерно каждый третий (31%) сообщает, что они посещают церковь еженедельно или чаще, а незначительное большинство говорит, что молятся ежедневно ( 57%).

Помимо общей истории и литургических традиций, что общего сегодня у этих разрозненных общин?

Почти повсеместной практикой среди православных христиан является почитание религиозных икон. Большинство православных христиан во всем мире говорят, что хранят в своих домах иконы или другие святые образы.

Фактически, наличие икон является одним из немногих показателей религиозности, по которым православные христиане Центральной и Восточной Европы превосходят православных эфиопов в опросах. В 14 странах бывшего Советского Союза и других странах Европы с большим православным населением средняя доля православных христиан, которые говорят, что у них дома есть иконы, составляет 9 человек.0%, тогда как в Эфиопии эта доля составляет 73%.

Православных христиан во всем мире также объединяет женатое, состоящее только из мужчин священство; церковные структуры во главе с многочисленными национальными патриархами и архиепископами; признание развода; и моральный консерватизм в таких вопросах, как гомосексуальность и однополые браки.

Это одни из ключевых результатов нового исследования православного христианства в мире, проведенного Pew Research Center. Данные в этом отчете получены из различных опросов и других источников. Данные о религиозных верованиях и практиках православных христиан в девяти странах бывшего Советского Союза и пяти других странах Европы, включая Грецию, взяты из опросов, проведенных Pew Research Center в 2015–2016 годах. Кроме того, в Центре есть свежие данные по многим (хотя и не по всем) одним и тем же вопросам опроса православных в Эфиопии и США. Вместе эти опросы охватывают в общей сложности 16 стран, в совокупности представляющих около 90% предполагаемого мирового православного населения. Кроме того, оценки численности населения доступны для всех стран на основе информации, собранной для отчета Исследовательского центра Пью за 2011 год «Глобальное христианство» и отчета за 2015 год «Будущее мировых религий: прогнозы роста населения, 2010–2050 годы».

Широкая поддержка среди православных церковного учения о священстве, развод

 

Хотя православные христиане во всем мире сильно различаются по уровню соблюдения религиозных обрядов, они в значительной степени едины в утверждении некоторых отличительных церковных правил и учений.

Сегодня большинство православных христиан в каждой опрошенной стране говорят, что они одобряют нынешнюю практику их церкви, позволяющую женатым мужчинам становиться священниками, что контрастирует с общим требованием католической церкви соблюдать безбрачие для священников. (Католики-миряне в некоторых странах предпочитают разрешать женатым священникам; например, в Соединенных Штатах 62% католиков считают, что католическая церковь должна разрешать священникам вступать в брак.) признание развода, что также отличается от позиции католицизма.

 

 

Православные христиане также в целом поддерживают ряд церковных положений, которые совпадают с положениями католической церкви, например, запрет на рукоположение женщин. На самом деле, кажется, что с этой позицией больше согласны в православии, чем в католицизме, где большинство в некоторых местах говорит, что женщины должны иметь возможность стать священниками. Например, в Бразилии, где проживает самое большое в мире католическое население, большинство католиков считают, что католическая церковь должна разрешать рукоположение женщин (78%). Точно так же в Соединенных Штатах 59% католиков говорят, что католическая церковь должна разрешить женщинам быть священниками.

Мнения православных по вопросу женского рукоположения в России и некоторых других странах резко расходятся, но ни в одной из опрошенных стран большинство православных христиан не поддерживает рукоположение женщин в священники. (В России и некоторых других странах примерно пятая и более респондентов не высказывают мнения о женском рукоположении.)

Православные христиане также широко едины против идеи церковного заключения однополых браков (см. главу 3).

В целом, православные христиане видят много общего между своей верой и католицизмом. На вопрос, «имеют ли православие и католицизм много общего» или «сильно различаются», большинство православных в Центральной и Восточной Европе отвечают, что у этих двух религий много общего. Со своей стороны, католики в регионе также склонны видеть в этих двух традициях больше сходства, чем различия.

Но это предполагаемое родство заходит так далеко; среди православных христиан существует ограниченная поддержка «снова в общении» с католиками. Формальный раскол из-за богословских и политических споров отделил восточное православие от католицизма с 1054 года; в то время как некоторые священнослужители с обеих сторон на протяжении полувека пытались способствовать примирению, мнение о том, что церкви должны воссоединиться, является позицией меньшинства в большей части Центральной и Восточной Европы. 4

В России только каждый шестой православный христианин (17%) говорит, что хочет, чтобы восточное православие было в общении с Римско-католической церковью, что является самым низким уровнем поддержки примирения среди всех православных национальностей. обследован. Только в одной стране, Румынии, большинство респондентов (62%) выражают поддержку воссоединению восточной и западной церквей. По всему региону многие православные христиане отказываются отвечать на этот вопрос, возможно, отражая незнание вопроса или неуверенность в том, что повлечет за собой общение между двумя церквями.

Этот паттерн может быть связан с настороженностью православных христиан к папской власти. В то время как большинство православных в Центральной и Восточной Европе говорят, что Папа Франциск улучшает отношения между католиками и православными христианами, гораздо меньше людей выражают положительное мнение о Франциске в целом. Взгляды на эту тему также могут быть связаны с геополитической напряженностью между Восточной и Западной Европой. Православные христиане в Центральной и Восточной Европе склонны ориентироваться как в политическом, так и в религиозном отношении на Россию, в то время как католики в регионе обычно смотрят на Запад.

В целом, в Центральной и Восточной Европе православная поддержка примирения с католицизмом примерно такая же высокая, как и католическая. Но в странах со значительной долей как православных христиан, так и католиков католики, как правило, больше поддерживают возвращение к общению с восточным православием. Например, в Боснии большинство католиков (68%) одобряют причастие по сравнению с меньшинством (42%) православных христиан. Аналогичная картина наблюдается в Украине и Беларуси.

Врезка: Восточное православие против восточного православия

Существуют не только важные богословские и доктринальные различия между православными христианами, католиками и протестантами, но также существуют различия внутри православия, которое условно делится на две основные ветви: восточное православие, восточное православие, большинство приверженцев которого проживает в Центральной и Восточной Европе, и восточное православие, большинство приверженцев которого проживает в Африке.

Одно богословское различие связано с природой Иисуса и тем, как сформулировать божественность Иисуса, что является частью теологической области исследования, называемой христологией. Восточное православие, а также католицизм и протестантизм учат, что Христос является одной личностью в двух природах: полностью божественной и полностью человеческой, приняв язык раннего христианского собрания, называемого Халкидонским собором, состоявшегося в 451 году. Но восточное православие, которое считается «нехалкидонским», учит, что божественная и человеческая природа Христа едины, а не разделены. 5

Восточное Православие имеет отдельные самоуправляемые юрисдикции в Эфиопии, Египте, Эритрее, Индии, Армении и Сирии и составляет примерно 20% православного населения мира. Восточное православие разделено на 15 юрисдикций, в значительной степени сосредоточенных в Центральной и Восточной Европе, на которые приходится оставшиеся 80% православных христиан. 6

Данные о верованиях, обычаях и взглядах православных в Европе и странах бывшего Советского Союза взяты из опросов, проведенных в период с июня 2015 г. по июль 2016 г. посредством личных интервью в 19стран, в том числе 14, по которым выборки православных были достаточно большими для анализа. Результаты этих опросов были опубликованы в крупном отчете Pew Research Center в мае 2017 года, но в этот отчет включен дополнительный анализ (включая результаты из Казахстана, которые не были включены в первоначальный отчет).

православных христиан в Эфиопии были опрошены в рамках исследования Global Attitudes, проведенного исследовательским центром Pew Research Center в 2015 году, а также исследования 2008 года, посвященного религиозным верованиям и практикам христиан и мусульман в странах Африки к югу от Сахары; Православные христиане в США были опрошены в рамках исследования религиозного ландшафта США, проведенного Pew Research Center в 2014 году. Поскольку методология и метод исследования в США отличаются от опросов, проводимых в других странах, сравнения между ними проводятся с осторожностью. Кроме того, из-за различий в содержании вопросников данные по всем странам доступны не по каждому вопросу, проанализированному в этом отчете.

Крупнейшее православное население, составившее , а не опрошенных, проживает в Египте, Эритрее, Индии, Македонии и Германии. Несмотря на отсутствие данных опросов православных христиан в этих странах, они включены в оценки численности населения в этом отчете.

Хотя православные христиане составляют примерно 2% населения Ближнего Востока, материально-технические проблемы затрудняют обследование этих групп. В Египте проживает самое большое на Ближнем Востоке православное население (примерно 4 миллиона египтян, или 5% населения), в основном члены Коптской православной церкви. Дополнительные данные о демографических характеристиках ближневосточных православных христиан, в том числе о снижении их доли с течением времени, можно найти в главе 19.0003

Исторические оценки численности населения на 1910 год основаны на анализе исследовательским центром Пью данных из Всемирной христианской базы данных, которая была составлена ​​Центром изучения глобального христианства при Теологической семинарии Гордон-Конвелл. Оценки 1910 г. дают представление о мировом православии в важный исторический момент, которому предшествовал особенно активный период православных миссионеров по всей Российской империи и незадолго до того, как война и политические потрясения вызвали волнения в большинстве православных народов. 7 К концу 1920-х годов Российская, Османская, Германская и Австро-Венгерская империи прекратили свое существование, их заменили новые, самоуправляющиеся нации, а в некоторых случаях и самоуправляющиеся национальные православные церкви. . Между тем, русская революция 1917 года привела к власти коммунистические правительства, которые преследовали христиан и другие религиозные группы на протяжении всей советской эпохи.

Этот отчет, финансируемый Благотворительными фондами Пью и Фондом Джона Темплтона, является частью более масштабной работы Исследовательского центра Пью, направленной на изучение религиозных изменений и их влияния на общества во всем мире. Ранее Центр проводил религиозные исследования в странах Африки к югу от Сахары; регион Ближнего Востока-Северной Африки и многие другие страны с большим мусульманским населением; Латинская Америка и Карибский бассейн; Израиль; и Соединенные Штаты.

Другие ключевые выводы этого отчета включают:

  • Православные христиане в Центральной и Восточной Европе широко выступают за сохранение окружающей среды для будущих поколений, даже если это снижает экономический рост. Отчасти эта точка зрения может быть отражением экологической позиции Константинопольского патриарха Варфоломея, который считается богословским авторитетом в восточном православии. Но защита окружающей среды, похоже, является широко распространенной ценностью в регионе Центральной и Восточной Европы в целом. Действительно, большинство католиков в регионе также говорят, что необходимо защищать природную среду, даже если это снижает экономический рост. (Подробнее см. главу 4.)
  • В большинстве православных стран Центральной и Восточной Европы, включая Армению, Болгарию, Грузию, Грецию, Румынию, Россию, Сербию и Украину, есть национальные патриархи, которые считаются выдающимися религиозными деятелями в своих странах. Во всех странах, кроме Армении и Греции, большинство или большинство считают национальных патриархов высшим авторитетом Православия. Например, в Болгарии 59% православных говорят, что признают своего национального патриарха высшим авторитетом в церкви, хотя 8% также указывают на Константинопольского патриарха Варфоломея, который известен как вселенский патриарх в восточном православии. Патриарх Кирилл также высоко ценится среди православных христиан в регионе — даже за пределами России — тенденция, которая соответствует общей привязанности православных христиан к России. (О взглядах православных христиан на патриархов см. главу 3.)
  • Православные христиане США гораздо более терпимы к гомосексуализму, чем православные христиане Центральной и Восточной Европы и Эфиопии. Около половины православных христиан США (54%) заявили, что однополые браки должны быть законными в опросе 2014 года, что соответствует доле американцев в целом, которые заняли эту позицию в том же году (53%). Для сравнения, подавляющее большинство православных в Центральной и Восточной Европе выступают против однополых браков. (Взгляды православных христиан на социальные вопросы см. в главе 4.)
    • Подавляющее большинство православных в Центральной и Восточной Европе говорят, что они крестились, хотя многие достигли совершеннолетия в советское время. (Более подробно о религиозных практиках православных христиан см. в главе 2.)

Исправление: Диаграмма «Относительно низкая доля православных и католиков выступает за общение восточного православия и римского католицизма» была обновлена, чтобы исправить долю католиков в Боснии, говорящих, что две церкви должны быть в общении.

Исправление: Таблица «Век назад все три основные ветви христианства были сосредоточены в Европе. Это по-прежнему относится к православным христианам, но не к протестантам и католикам». Глава 1.

Папа Франциск хочет устранить тысячелетний разрыв между католической и православной церквями

Папа Франциск сегодня на Кубе проводит знаменательную встречу с одним из своих восточно-православных коллег, патриархом России Кириллом. Это первая встреча папы и русского патриарха после разделения двух церквей почти тысячелетие назад.

В совместном заявлении обе стороны объявили, что лидеры проведут двухчасовую встречу в международном аэропорту Кубы и закончат ее заявлением с подписями обоих мужчин.

«Святой Престол и Московский Патриархат надеются, что это также станет знаком надежды для всех людей доброй воли», — говорится в сообщении. «Они призывают всех христиан горячо молиться, чтобы Бог благословил это собрание, чтобы оно принесло добрые плоды».

Одной из целей папства Франциска было примирение с членами Восточной Православной Церкви, и с этой целью в 2013 году он провел громкую встречу с Патриархом Константинопольским Варфоломеем I, считающимся духовным лидером всех православных христиан.

Но Русская Православная Церковь, вторая по величине единая христианская конфессия после католицизма, сопротивлялась попыткам нескольких последовательных пап, и по этой причине сегодняшняя встреча имеет большое значение.

Религиозный раскол, приведший к 1000-летнему расколу

Великий раскол, как известно, произошел в 1054 году после того, как папа Лев IX в Риме и патриарх Константинополя отлучили друг друга от церкви. Обе стороны начали общаться только около 50 лет назад, в 1964 году, когда Папа Павел VI и греческий патриарх Афинагор встретились в Иерусалиме. В следующем году на одновременных церемониях двое мужчин отменили отлучение 1054 года, положившее начало расколу.

Исторически сложилась особая вражда между Католической Церковью и Русской Православной Церковью. Антизападные настроения России восходят к Великому расколу, когда Восток воспринял католическую церковь как пытающуюся контролировать ее издалека. Совсем недавно Русская православная церковь обвинила католическую церковь в переманивании новообращенных в России и Украине, основных православных территориях. Ватикан и Россия установили дипломатические отношения только в 2009 году.

Несмотря на это, на организацию этой встречи ушло почти два года дипломатии, сообщил Guardian официальный представитель Ватикана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *