В каком году ермак покорил сибирь: «Туда отправилось не регулярное войско, а частная военная компания». Как завоевывали Сибирь

Содержание

Поход Ермака не подчинил Сибирское ханство России. Покорение Сибири: Мифы и реальность

Поход Ермака не подчинил Сибирское ханство России. Покорение Сибири: Мифы и реальность

ВикиЧтение

Покорение Сибири: Мифы и реальность
Верхотуров Дмитрий Николаевич

Содержание

Поход Ермака не подчинил Сибирское ханство России

Ермак не мог своим походом подчинить Сибирское ханство России по очень простой причине. Эта простая причина состояла в том, что Сибирское ханство с 1555 года находилось в вассальной зависимости от московского государя. Еще хан Едигер из рода Тайбугидов обратился за помощью в Ивану Грозному и пообещал платить ясак. Случилось это при таких обстоятельствах. Сибирские ханы воевали на своих южных границах с казахами и войсками бухарского хана Муртазы, которыми командовал средний сын бухарского хана Кучум, будущий правитель Сибирского ханства. В 1554 году Кучум совершил удачный поход на Иртыш, прошел по его верховьям, разорил юрты местных жителей и дошел практически до самой столицы ханства. Это поставило Едигера и его ханство на грань краха.

Поражение заставило Едигера искать союзника и покровителя. Перебрав все возможные кандидатуры, хан остановился на московском царе Иване IV, который незадолго до того разгромил и покорил могущественное Казанское ханство. В январе 1555 года Едигер послал посольство в Москву во главе с Бояном с предложением дани и просьбой о военной помощи против бухарцев. Хан признал себя вассалом русского царя и пообещал ежегодно вносить 3 тысячи соболей в качестве дани. В качестве подарка посол привез 700 соболей.

В Москве рассудили дело по-своему. Царь объявил посланнику, что хан мог бы внести дань и побольше, ибо у него около 10 тысяч подданных. Следовательно, дань должна быть не в 3 тысячи, а в 10 тысяч соболей ежегодно. Посольство было задержано, посол помещен под арест. Царь объявил Сибирское ханство своими владениями, присвоил себе титул «Всея Сибирския земли повелитель» и назначил сборщиком ясака, или по-татарски даругой, в Сибирском ханстве сына боярского Дмитрия Непейцына.

Царский даруга приехал в ханскую столицу Искер (Сибирь), попытался было подсчитать количество подданных Едигера и собрать наложенную на ханство дань. Но из-за военного разгрома и, видимо, нежелания покоряться Москве, жители ханства сдали не 10 тысяч, и даже не 3 тысячи, а только 700 шкурок соболей. Сам хан принес царю присягу — шерть, по-татарски. Он дал Ивану шертную грамоту и послал 100 соболей в счет дани, 100 соболей в счет пошлины и еще 69 соболей взамен белок. С такой скупой данью Дмитрий Непейцын поехал обратно в Москву в сопровождении Истемира, нового посла от Едигера. Посол передал царю прошение Едигера о снижении дани до 1 тысячи соболей. Ивану Грозному это, понятно, очень не понравилось, но взнос дани все-таки был уменьшен до просимой суммы. Посол просил еще военной помощи, но военных отрядов царь на помощь Едигеру даже не собирался посылать. Дары размягчили царя-самодержца, и он отпустил Бояна и Истемира обратно в Искер.

Едигер вносил ежегодный ясак в размере 1 тысячи соболей до 1563 года, когда он неожиданно умер, не оставив наследника на престоле.

Здесь нужно внести небольшое разъяснение. Миф о присоединении Сибирского ханства к России родился не на пустом месте. Формально Сибирское ханство было вассалом Московского государя, о чем превосходно были осведомлены как в Средней Азии, так и в Европе. Но в 1563 году, после смерти Едигера, остро встал вопрос о престолонаследии. Хан оставил после себя только беременную ханшу. В принципе, татарская сибирская знать — тайджи, могла бы подождать разрешения от беременности. Но это обеспечивало бы долгий период безвластия в ханстве или регентства, чего знать перед лицом военной опасности с юга очень не хотела. Поэтому в Бухару, к хану Муртазы, происходившему из рода Чингизидов, было отправлено посольство с просьбой дать им хана. Дело в том, что род Тайбугидов был утвержден на престоле Сибирского ханства Чингис-ханом, который в 1217 году пожаловал казахскому царевичу Тайбуге земли по Иртышу. Сибирские тайджи справедливо рассудили, что нового хана им должен дать потомок Чингис-хана. Муртазы отрядил на управление Сибирским ханством своего среднего сына Кучума.

Сложилась коллизия. Формального отказа от данничества Московии не было. Более того, было даже посольство Кучума в Москву в 1571 году, которое прибыло сразу после разгрома московского посада войском Дэвлет-Гирея, а в 1572 году хан обещал русскому послу Третьяку Чубукову собрать со своих поданных ясак в пользу московского царя. Но Кучум на деле не признавал этих вассальных отношений с Москвой, слал Ивану Грозному письма весьма издевательского содержания, в которых намекал на погром Москвы Дэвлет-Гиреем и на бегство «сюзерена» из своей столицы.[13] Да и по нормам политических отношений того времени Сибирское ханство стало де-факто вассалом Бухары.

С точки зрения Москвы Сибирское ханство еще продолжало быть вассалом, и потому выходит, что, с точки зрения московского царя, Ермак напал на вассальное ханство, чего, конечно, не должен был делать.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Поход Ермака не был открытием Сибири

Поход Ермака не был открытием Сибири Широко известно, что русские впервые проникли в Сибирь в довольно давние времена.

Совершенно определенно, новгородцы ходили по Белому морю до пролива Югорский шар и далее за него, в Карское море, еще в IX веке. Первое летописное

Поход Ермака не был первым военным походом в Сибирь

Поход Ермака не был первым военным походом в Сибирь В патриотической мифологии проводится мысль о том, что поход Ермака был первым военным походом русских в дикую, пустынную и неизведанную страну Сибирь. Конечно, это не совсем так. Ермак не был первым русским полководцем,

Ненужный поход на Сибирское ханство

Ненужный поход на Сибирское ханство Мифологическое сознание не приемлет никаких разумных доводов. Оно так устроено, что отсекает все разумные доводы, все приглашения поразмыслить над сутью дела и над явными противоречиями в описываемых делах. Основной принцип

Сибирское ханство при Кучуме

Сибирское ханство при Кучуме В 1563 году в Сибирском ханстве стал править новый хан из рода Шейбанидов, Кучум. Он не стал строить для себя новую столицу, заняв дворец прежнего правителя. Перед ним стояли две главные задачи: распространение ислама в ханстве и расширение

§ 35. НАРОДЫ СИБИРИ И ПОХОД ЕРМАКА

§ 35. НАРОДЫ СИБИРИ И ПОХОД ЕРМАКА Народы Сибири перед присоединением к России. Присоединение к России огромных пространств за Уральскими горами (эти горы в старину называли Каменным поясом) началось в XVI веке. Страной «человецев незнаемых» была для русских людей

О том, откуда он явился, и каким образом подчинил себе многие страны и области

О том, откуда он явился, и каким образом подчинил себе многие страны и области 2 …От самих Татар мы слышали, что они из туркестанской родины своей перешли в какую-то восточную страну, где они жили долгое время в степях, предаваясь разбою, но были очень бедны. У них не было

IV.

СИБИРСКОЕ ХАНСТВО

IV. СИБИРСКОЕ ХАНСТВО Отношения между Сибирским ханством и Русским государством (1555—1598 гг.) 1. Предварительные замечания В учебной и популярной исторической литературе, в общих курсах отечественной и всемирной истории все сведения о Сибирском ханстве

14.2. Русские источники о походе Ермака и завоевании им города Сибири в 1582 году Гибель Ермака

14.2. Русские источники о походе Ермака и завоевании им города Сибири в 1582 году Гибель Ермака Считается, что к 1579 году царь Иван Грозный отдал приказ укротить многочисленных казаков на больших территориях Руси, см. рис. 7.7. Наверное, речь шла о широком недовольстве,

6. Конфликт Кортеса с властями императора Карла V — это конфликт атамана Ермака с властями царя Ивана Грозного Однако власти заигрывают с Ермаком-Кортесом, приглашают его на службу и объявляют великий поход

6.  Конфликт Кортеса с властями императора Карла V — это конфликт атамана Ермака с властями царя Ивана Грозного Однако власти заигрывают с Ермаком-Кортесом, приглашают его на службу и объявляют великий поход 6.1. Романовская версия Из романовской версии известно, что

«Лавры Батыя не дают покоя», или Как Крымское ханство из друга стало врагом России

«Лавры Батыя не дают покоя», или Как Крымское ханство из друга стало врагом России Рост амбиций Крымского ханства в первые годы правления Василия III был еще одним наследством, которое в каком-то смысле оставил своему сыну Иван III. Наследством, конечно, незапланированным и

Глава 43. Как Казимир подчинил своему господству полешан

Глава 43. Как Казимир подчинил своему господству полешан Итак, вышеупомянутый Казимир, окруженный вер­ными друзьями, устремляется к границам пруссов.

Совершив много нападений на их соседей, он разбил их и, наконец, с трудом, в тяжелых военных столкновениях,

Глава 23. ПОХОД ЕРМАКА ТИМОФЕЕВИЧА И ЕГО ГИБЕЛЬ

Глава 23. ПОХОД ЕРМАКА ТИМОФЕЕВИЧА И ЕГО ГИБЕЛЬ Владения Строгановых и Кучумово царство Заметную роль в продвижении русских далеко за «Камень» и в присоединении Западной Сибири сыграли купцы Строгановы. Один из них, Аника, в XVI в. стал богатейшим человеком Соли

112. ПОХОД ЕРМАКА В СИБИРЬ

112. ПОХОД ЕРМАКА В СИБИРЬ «Ремезовская летопись» («Сибирские летописи», изд. Археографической комиссии, 1907, стр. 322–332).35 статья. Ермаку же тогда пребывающу в Чингыде граде, внегда ж приспе путь струговой, майя в 9 день 7089 году[134] поплыв вниз по Туре со всяким искусом

Поход Ермака

Поход Ермака Среднее Приуралье, граничившее с Сибирским ханством, занимала Пермская земля, или Великая Пермь. В той земле самыми могущественными были купцы и солепромышленники Строгановы. Они владели семью миллионами десятин земли. Построили городки, остроги, основали

Сибирское воеводство

Сибирское воеводство Приведя в русское подданство князей ближайших татарских и мансийских племен, Ермак в декабре 1582 г. отправил в Москву посольство во главе с атаманом Иваном Кольцо. Его сопровождал атаман Черкес Александров с охраной в 25 казаков. Оленьи упряжки,

исчисление новых лет. Новогодний поход — Наш Урал и весь мир

Когда отмечать Новый Год? Как считать новые лета? Вроде, простой вопрос.

Световой день увеличивается после зимнего солнцестояния. Дохристианская Русь тот день и считала началом года, язычники славили богов, принося жертвоприношения.

С другой стороны, для землепашцев новое время означает всегда новую посевную и связано с наступлением весны. И оно логично связывалось с весенним равноденствием. Византийские хронисты Максим Исповедник, Феофан Исповедник и Георгий Синкелл считали началом года 25 марта. Они вели отсчет с 5493 года до н. э. до X века.

В Византии с 462 года стали отмечать Новый Год 1 сентября, признав это официально в 537 году. Если рассуждать о конце года для землепашцев, когда собран урожай и лето прошло, тоже выглядит логично.

1 сентября – славянский праздник Летопроводец, он же Луков день и Засидки. Он же Семёнов день, названный в честь святого Симеона Столпника. Он же Новый год!
Эскиз картины Деревенский праздник.
Художник Б.М. Кустодиев

Константинопольский император Василий II в 988 году утвердил Византийский календарь, который совпадал с Юлианским, причём названия месяцев с латыни перевели на греческий. Интересно, что до позднего Средневековья в висоскосные года не было 29 февраля! Тогда дважды отмечали 24 февраля, шестой день перед мартовскими календами.

Начало летосчисления велось от Сотворения мира, предполагая, что оно произошло в 5509 год до н. э. Первым днём года было 1 сентября. В 988 (989) году Великий князь Владимир крестил Киевскую Русь, приняв православную веру. Со времён Владимира отсчёт лет на Руси вели от Сотворения мира, и считали, что оно произошло 1 марта 1 года. Нулевого года и понятия «нуля» тогда в культуре не было.

Когда исполнилось ровно семь тысяч лет от Сотворения мира, московский царь Иван III велел перенести Новый год на византийское Первое сентября.

Москва – Третий Рим, и четвёртому не бывать!

Праздник сбора урожая умно подвели к сроку податей и оброка. 10 сентября (1492 года) Иван III приказал всем жалобщикам являться в столицу.

Русские люди уже тогда с удовольствием праздновали Новый Год дважды, приурочив весенние обряды к Масленице.

Византийские хронисты Максим Исповедник, Феофан Исповедник и Георгий Синкелл считали началом года 25 марта
Масленица.
Художник Б.М. Кустодиев

Спустя 90 лет в католических странах Папа Римский Григорий XIII вводит новый, григорианский календарь!

После четверга 4 октября там наступила пятница 15 октября 1582 года. В момент введения григорианского календаря его разница с юлианским составляла 10 дней. Для верного исчисления Пасхи по новому стилю начало года перенесли на 1 января (10 дней от зимнего солнцестояния).

Третий Рим – третий Новый год

Третьему Риму через 208 лет пришлось принять третий Новый Год!
Пётр Первый решил тоже перенести начало года на 1 января, как это было принято в Европе, перешедшей большей частью на григорианский календарь. Начав отсчёт лет не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, Россия осталась на календаре юлианском!

7208 году декабря в 20-ый день Великий государь Царь и Великий князь Пётр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать:

7208 году декабря в 20 день царь Пётр Алексеевич указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.
Указ Петра I от 7208 года 20 декабря.

«Известно ему Великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских… и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, января с 1 числа, а не от Создания мира,

Третьему Риму через 208 лет пришлось принять третий Новый Год!
Указ Петра I от 7208 года 20 декабря (конец).

за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года«.

Схождения с Европой император Пётр I не достиг. Россия отметила Новый год по юлианскому календарю, на 11-ый день позже.
Письмо царя Петра I думному дьяку о новогоднем Указе.

Полагаю, Петр I готовил указ именно 20 декабря, потому что для полного соответствия календарей с Европой потребовалось бы перейти на новый стиль. Следующий день 21 декабря должен был стать новогодним Первым января. Однако сделать это император не решился – слишком много нововведений! Россия перешла на новый стиль лишь в 1918-ом.

Теперь у нас столько Новых Годов!
Письмо царя Петра I думному дьяку о новогоднем Указе (конец).

Хотя в Бельгии и Голландии 1 января 1583 года наступило сразу после 21 декабря 1582 года. В результате бельгийцы и голландцы в том году остались вовсе без Рождества!

Схождения с Европой император Пётр I не достиг. Россия отметила Новый год по юлианскому календарю, на одиннадцать дней позже. Разница между календарями составляет 12 дней на 1 марта 1800 года, 13 дней на 1 марта 1900 года. На 1 марта 2100 года она станет равна 14 дням.

Рождественское утро.
Художник Г. Мослер. 1916 год.

Теперь у нас столько Новых Годов!
Язычники могут начинать праздновать Новый год 21 декабря,
григорианский мир – Рождество Христово 25 декабря и Новый Год с 1 января,
православные — Рождество Христово в ночь на 7 января и Новый Год в ночь на 14 января. Старые русские забавы касательно мартовской Масленицы и сентябрьского нового (учебного!) года никуда не делись.

Как надобно праздновать Новый год по замыслу Петра?

Им было велено: «А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года«.

Гравюра с подписью:
Изображение Фейэрверка и Иллуминации которыя в новый 1748 год пред зимним Ея Императорскаго Величества домом в Санкт-Петербурге представлены были.

«Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же«.

Рисунок. Иллюминация в Санкт-Петербурге на Новый, 1740-ой год.

Сколько стилей! До начала XII века на Руси был мартовский стиль — Новый год на полгода позже византийского начала года. В XII — XIII веках использовался ультрамартовский стиль — Новый год на полгода раньше византийского 1 сентября…

Новогодний поход Ермака

Теперь представьте себе, каково было переписчикам летописей, которые кто как учитывал новые стили летосчисления и вносил поправки в документы. Государевы писцы и чернокнижные монахи могли придерживаться разных толкований о начале года. Если не знали точной даты, то ставили первое число первого месяца – в XVI веке это Первое сентября.

Особенно это проявилось в разночтениях среди летописей, описывающих покорение Сибири Ермаком. Удивительное совпадение, но отряды Ермака бились с войском Кучума прямо на временной точке ввода Нового стиля, в октябре 1582 года.

Отряды Ермака бились с войском Кучума на временной точке ввода Нового стиля.
Художник Василий Суриков. Покорение Сибири Ермаком.

Летописи о походе Ермака писали задним числом, коли не взял он с собой летописца. И в них немало путаницы.

Когда Ермак отправился в Сибирь? Строгановская летопись говорит о 1 сентября 1581 года. Историк С.В. Бахрушин предполагал, что на год раньше, в 1580-м.

1 сентября – славянский праздник Летопроводец, он же Луков день, Засидки и т.д. Он же Семёнов день, названный в честь святого Симеона Столпника. Он же Новый год! Тимофеич Кучуму «подарки» повёз…

По другим источникам, в тот же Семёнов день, 1 сентября 1581 года на Пермь Великую напал князь пелымский Аблегирим «с сибирскими, сылвенскими и иренскими татарами, остяками, вогуличами, вотяками и башкирцами».

Пермь Великая едва не погибла. Чусовские городки, Сылвенский и Яйвенский острожки, и Соликамск — всё было предано пламени и разорению. Устояли только Чердынь и Кай-Город.

Получается, дружина Ермака должна была встретить князя Аблегирима в тот же день! Если же поход в Сибирь начался годом ранее, то Ермак встретился бы с войском мурзы Бегбелия Агтагова.

В грамоте, отправленной из Москвы 6 ноября 1581 г., упоминается челобитная Семёна и Максима Строгановых, в которой сказано:

«в прошлом де в 89 [1580] году… их слободки [на Чусовой] воевали чусовские вогуличи… а в нынешнем де в 90 [1581] году о Семёне дни [1 сентября], те же вогуличи приходили на их же слободки войною с Пелымским князем… а ныне деи Пелымский князь с вогуличи стоит ратью под Чусовским острогом«.

Мало того, что пелымцев Ермак в упор не заметил. Выйдя в Сибирь, он одновременно (!) в том же году бился в сражениях Ливонской войны, если верить письму коменданта города Могилёва. В 1581 году комендант П.Стравинский составил письмо Стефану Баторию, в котором упоминался «Ермак Тимофеевич — атаман казацкий».

Получается страшная каша, в которой Ермак одновременно бывает в трёх местах, проходя у Чусовских городков невидимым сквозь рать Аблегирима или Бегбелия, притом воюя на западном фронте у Могилёва. Некоторые историки считают, что Ермаков было два, или три…

Тому есть две причины.

В Семёнов день, 1 сентября на Пермь Великую напал князь пелымский Аблегирим.
Иллюстрация к Сердцу пармы. Вогульский князь Асыка. Автор -Хetus

Во-первых, описание похождений Ермакова войска принялись составлять, начиная лишь с 1622 года. Тогда по решению тобольского архиепископа Киприана был записан Синодик Ермаковым казакам. В 1636 году тобольский архиепископский дьяк Савва Есипов пишет летопись, где относит начало похода Ермака к осени 7089 (1580) года, а взятие сибирской столицы Кучумова царства Сибири к 26 октября того же года.

Разночтения в летописях исследовали многие историки, в том числе В.И. Сергеев, Р.Г Скрынников и А.Т. Шашков.

В 1630-х годах в Сольвычегодске пишется Строгановская летопись, автор которой приводит другую хронологию.

Историками установлено, что автор «Истории Сибирской» С.У. Ремезов вносил правки в Кунгурскую летопись, запутывая истину. В.И. Сергеев считает, что он «в своей летописи игнорировал факты, указывавшие на связь Ермака со Строгановыми. В данном случае он следовал за дьяком тобольского архиепископа Саввой Есиповым, который преднамеренно устранил фамилию Строгановых… при описании похода, чтобы возвеличить «патрона» сибирской епархии«.

К обычным ошибкам переписчиков добавилось идеологическое «переосмысление». Кунгурские церковники, тобольские воеводы, а позже и сама Екатерина Вторая – кто только не влиял на изложение истории Ермака. Она превратилась в сказку, в которой всяк что-то добавил да поправил.

Строитель Усть-Вымской Архангельской пустыни черный поп Мисаил воскресил в своей летописи умершего ранее Григория Строганова, якобы помогавшего Ермаку. У одних летописцев поход Ермака был длинным и затяжным, с зимовками и повторными приступами к Искеру. Сибирь по версии попа Мисаила повоевали в коротком варианте — «за единолет»!

«Народы говорили» свои легенды об атамане Ермаке. В посёлке Висим записано от Г.Я. Отливана (1887 г.р.): «Ермак Тимофеевич покорил Сибирь. Это я в Москве много слыхал, когда в солдатах служил. Иоанн Грозный с себя снял шубу и надел её на Ермака за покорение Сибири. Погиб Ермак в боях нечаянно«.

И ещё, там же: «Ермак на бараках кашеваром был. Взрослый был, проворный и умный. Это я в Москве слышал, народы говорили«. Да уж, не дотянул атаман до 1930-х, а то на бараках бы выжил!

Возвращаясь к серьёзным документам, отметим, что историки Г.Ф. Миллер и Н.М. Карамзин пытались пересказать этот клубок загадок, но он только обрастал нестыковками.

Пермский летописец Василий Шишонко.
Портрет.

Пермский краевед В. Шишонко имел доступ к хозяйственным документам архива Строгановых, которые сохранялись до 70-х годов XIX века. Они говорили о том, что Ермак ранее 1581 года два раза посещал Орёл-городок. В том же архиве был документ, что в 1582 году Иван Кольцо взял боеприпасы, продовольствие и 300 воинских людей для дружины Ермака.

Анекдотичным выглядит история превращения Аблегирима в Кихека. При переписывании текстов сработал эффект «подпоручика Киже». Войско князя было «иже с ним», что дало повод для ошибочного появления некоего Кихека (Кикека), которого никогда не было.

Нашёлся, правда, один книжник, имевший доступ к документам сибирского Посольского приказа, который добавил недостающие подробности в Есиповскую летопись. Так возникла Погодинская летопись, которая хранится в Публичной библиотеке С.-Петербурга. Она самая поздняя, написанная в петровские времена.

Р.Г. Скрынников пишет, что Посольский приказ «ведал делами, относящимися к Сибири, на протяжении XVI в. В него, как в резервуар, стекались все отписки из вновь присоединенного края. В Посольский приказ попало и письмо Ермака. Там же составили ответное послание от имени царя. По-видимому, приказные допросили гонцов Ермака, с их слов составили роспись пути в Сибирь и записали «сказку» о причинах похода казаков против Кучума«.

Скрынников и Шашков полагают, что сказки погодинского летописца наиболее достоверны. Погодинский летописец восходит к казачьему «Написанию», которое оставшиеся в живых ермаковцы и передали первому тобольскому архиепископу Киприану около 1622 года.

Е.К. Ромодановская предположила, что автором того «Написания» был участник сибирского похода Черкас Александров (Иван Александров сын Корсак по прозвищу Черкас).

А.Т. Шашков подтвердил и уточнил эту гипотезу, выяснив, что «текст Погодинского летописца восходит к «Повести летописной», созданной около 1601 г. головой тобольских юртовских татар Черкасом Александровым«.

Пересчет летописей

Считаю, есть вторая причина расхождений в «историке». Со времён Петра и по наши дни исследователи читают летописи о событиях XVI века, в которых указаны даты по прежнему летосчислению! Казалось бы, велика беда?

Как считать? Царь Пётр Первый написал «новогодний указ» 20 декабря 7208 года. 1 января предыдущей зимы относилось к 7207 году. 1 сентября наступил 7208-ой год. Следующее 1 января отнесли к 1700 году.

Гравюра с подписью:
Изображение Фейэрверка и Иллуминации которыя в новый 1749 год пред летним Ея Императорскаго Величества домом в Москве представлены были.

Значит, 1699-ый год продолжался всего 4 месяца, с сентября по декабрь. У 1699 года первое сентября было (7208 год), а вот первого января у того года не было.

20 декабря 7208 года соответствует 1699 году, соответственно разница в 5509 лет. Так да не так. 1 января 7208 года соответствует 1700 году, тогда разница в 5508 лет.

И это ещё не всё! В сентябрьском летосчислении каждая зима, весна, лето и осень принадлежали одному и только одному году. Первой была осень, после зимы и весны последним временем года было лето.

Лето в византийском стиле наступало на 9 месяцев позже осени! И нам сейчас это непривычно, и историкам прошлых столетий.

Ведь осень года, по январскому летосчислению, наступает позже весны и лета, но никак не раньше. Притом одна зима относится сразу к двум годам (декабрь и январь-февраль). Наоборот, к одному и тому же году сейчас относятся две разных зимы.

Например, как понять, в каком году по новому стилю Ермак впервые прибыл к Строгановым?

В. Шишонко приводит выписку из строгановских записей: «В скором времени собрался он, Ермак с товарищи, в 7086 г. в верх Волгою и Камою, в лёхких стругах, до Орла-городка, в известном числе казаков, в самом уже рек заморозе и прибыл«.

Прибыл на каникулы.
Художник Федор Решетников, 1948 год

Расшифровываем:

В самом рек заморозе – значит, поздняя осень, предзимье, и 1 сентября уже исполнилось. Для месяцев с сентября по декабрь из старого номера года вычтем 5509, получим 7086 — 5509 = 1577 год.

В новом стиле этот номер года должен относиться ко всем месяцам с января. Однако до 1 сентября было лето 7085 года. Поэтому для месяцев с января по август придётся вычитать из старого номера года 5508, чтобы получить тот же 1577-ой год.

Прошла осень 7086-го, затем зима. Ермак, перезимовав, встретил весну… всё того же, 7086-го года!

С.В. Бахрушину показалось, что надо перенести начало Ермакова похода на год ранее. Набеги Бегбелия и Аблегирима на Пермь Великую «сливаются» порой в один год. Почему?

В разных летописях хронология событий тех времён может отличаться не на один – на два года! И попробуйте это учесть.

Проще всего отслеживать ту историю в византийском стиле, по летосчислению с сентября. Тогда и пересчёт не нужен.

Рождество.
Художник Рыбакова Ирина, 2010 год
Список используемой литературы
  1. Сергеев В.И. К вопросу о походе в Сибирь дружины Ермака. Вопросы истории № 1, 1959 г.
  2. Скрынников Р.Г. Сибирская экспедиция Ермака. Новосибирск, 1986 г.
  3. Шашков А.Т. Сибирский поход Ермака: Хронология событий 1581-1582 гг. Известия УрГУ №7, 1997 г.
Предыдущие части цикла «К началу похода Ермака»:

Часть первая: Сылва-Сылвица. Камень у поворота

Часть вторая: Ермак на Чусовой. Ватаманов берлог

Часть третья: Закаменные пути. Грамота на Сибирь

человек в стране до начала времен | своенравные шаманы: предыстория идеи | Калифорнийская стипендия онлайн

Фильтр поиска панели навигации California Scholarship OnlineWayward Shamans: The Prehistory of an IdeaAnthropology of ReligionAnthropology of ReligionBooksJournalsOxford Academic Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации California Scholarship OnlineWayward Shamans: The Prehistory of an IdeaAnthropology of ReligionAnthropology of ReligionBooksJournalsOxford Academic Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Томашкова, Сильвия,

‘Люди в земле до времени’

,

Wayward Shamans: предыстория идеи

(

Oakland, CA,

2013;

онлайн, Edn, Edn, Edn, Edn, Edn, Edn, Edn, Edn, Edn, Edn.

Калифорнийская стипендия онлайн

, 29 мая 2014 г.

), https://doi.org/10.1525/california/9780520275317.003.0004,

по состоянию на 13 января 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации California Scholarship OnlineWayward Shamans: The Prehistory of an IdeaAnthropology of ReligionAnthropology of ReligionBooksJournalsOxford Academic Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации California Scholarship OnlineWayward Shamans: The Prehistory of an IdeaAnthropology of ReligionAnthropology of ReligionBooksJournalsOxford Academic Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Глава 3 описывает историю освоения и освоения Россией Сибири как места, населенного коренными народами. На начальных этапах русского колониализма туземцы имели значение в первую очередь в той мере, в какой они либо содействовали, либо препятствовали торговле как поставщики меха, а не как потенциальные христианские души или подданные правителя. В то же время их пол казался тревожно неопределенным; путешественникам было нелегко отличить мужчину от женщины с первого взгляда.

Ключевые слова: Русский колониализм, коренные народы, торговля, неопределенный пол

Предмет

Антропология религии

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Политическая ссылка и образ Сибири в англо-русских контактах до 1917 г.

Филлипс, Б.Г.; (2017) Политическая ссылка и образ Сибири в англо-русских контактах до 1917 г. Докторская диссертация, UCL (Университетский колледж Лондона).

Со времени завоевания Ермаком в 1582 году Сибирь служила и задумывалась как место заключения, земля изгнания и наказания. В современную эпоху этот образ получил распространение и устоялся как внутри самой России, так и на международной арене. Для многих россиян и жителей Запада Сибирь долгое время служила благодатной почвой для мифотворчества о России и стала символом и синекдохой политического угнетения и пороков автократического и тоталитарного правления. В этой диссертации я утверждаю, что представления о сибирской ссылке сыграли решающую роль в транснационализации русской революции в течение десятилетий до 19 века.17. На протяжении девятнадцатого века образ Сибири как огромного лагеря для военнопленных — и, соответственно, места рождения революционных героев — был обычным явлением в устной и литературной традициях радикальной российской интеллигенции и среди англо-американских прогрессистов. В обоих случаях Сибирь представляла собой обвинительный приговор царскому государству и в какой-то степени предвосхищала постсамодержавное будущее России. Начиная с 1880-х годов череда русских эмигрантов в Британии и Соединенных Штатах должным образом стремилась извлечь выгоду из увлечения своих хозяев Сибирью, публикуя драматические истории о жестоком обращении с политическими эмигрантами и их героизме в плену. Прослеживая развитие этого дискурса, я показываю, что, хотя он возвысил нескольких революционеров до статуса международных знаменитостей и сумел заручиться значительной поддержкой своего дела за рубежом, он также выявил противоречия в том, как революция понималась внутри России и за ее пределами. В то время как российские социалисты использовали риторику наказания и протеста для выражения своих собственных идеологических убеждений, британцы и американцы романтизировали и проецировали себя на мифологизированную фигуру сибирского узника. В этом смысле полемику fin de siècle по поводу сибирской ссылки можно рассматривать как предвосхищение опасений Запада по поводу российских оппозиционеров, преобладающих в наше время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *