В какой стране распространился кальвинизм: В этой стране не распространился кальвинизмА. Шотландия Б. ШвейцарияВ. Франция Г. Дания

Содержание

Пути Господни: появление протестантизма в Нидерландах

Новости 15.01.2023

Умер Вахтанг Кикабидзе

Сборник

Германия в 1930-е

Новости 14.01.2023

Умерла Инна Чурикова

Новости 29.12.2022

Умер композитор Эдуард Артемьев

31 октября 1517 г. — чрезвычайно важная дата в истории Европы. 95 тезисов виттенбергского доктора теологии Мартина Лютера заложили бомбу под казавшуюся нерушимой Римско-католическую церковь и предопределили дальнейшее развитие западной цивилизации на многие столетия вперёд. Бесконечные конфликты и войны, охватившие европейский континент в 16−17 вв., во многом были связаны с Реформацией. Не стала исключением и Нидерландская война за независимость. Распространившиеся здесь христианские религиозные течения, от кальвинизма до меннонитства, серьёзнейшим образом повлияли на настроения в обществе и оказались причиной последовавшего многолетнего конфликта с испанской короной.

Католическая церковь: на пороге испытаний

Влияние Римско-католической церкви на рубеже 15−16 вв. в нидерландских провинциях было подорвано во многом из-за деятельности гуманистов, прежде всего Эразма Роттердамского. Городское население, представленное преимущественно ремесленниками, купцами и людьми свободных профессий, всё с большим недоверием смотрело на церковную организацию. Именно поэтому идеи Лютера попали здесь на благодатную почву.

Несмотря на это, церковь оставалась одной из богатейших организаций, сосредоточившей в своих руках значительные материальные ресурсы. Об этом говорит количество построенных на рубеже веков храмов и других архитектурных сооружений.

Памятником могущества Римско-католической церкви была величественная церковь Иоанна Крестителя в Гауде, постройка которой закончилась в начале 16 в. Ритуальные сооружения возводились и в других городах Нидерландов.

Внутреннее убранство церкви Иоанна Крестителя в Гауде. Источник: Wikimedia Commons

Тем не менее моральная сторона жизни клириков вызывала много вопросов у обывателей. Богатство и роскошь, в которой коротали время епископы и церковные деятели, привлекали всё большее количество отпрысков знатных семей, которые, приняв церковный сан, не спешили отказываться от мирских соблазнов. Это сказывалось на качестве подготовки церковных чинов, что порождало недоверие к ним у большой части паствы. Священников часто небезосновательно обвиняли во внебрачных церковных связях, а более высокие сановники и вовсе не соблюдали целибат. Клирики всё чаще подвергались критике, ярким примером которой могут служить полотна известного нидерландского художника Иеронима Босха.

И.Босх. Аллегория чревоугодия и любострастия. Источник: Wikimedia Commons

Проникновение протестантизма в Нидерланды

Стремительное увеличение сторонников Лютера было замечено имперской администрацией — необходимые меры принимались незамедлительно. Император Карл V Габсбург, известный своим непримиримым отношением к противникам католичества, прилагал большие усилия в борьбе против еретиков на территории Нидерландов.

Карл V Габсбург. Источник: Wikimedia Commons

В 1524 г. в стране был объявлен запрет на учение Лютера и распространение его книг, однако должного эффекта он не возымел. Многие церковные деятели сочувственно относились к протестантам, поэтому не исполняли указы королевских наместников. Тем не менее частично привезённые или изданные в Нидерландах книги сжигались, а в 1520-е гг. в стране начала свою деятельность католическая инквизиция, приступившая к арестам и сожжениям видных протестантов.

С течением времени королевские и церковные чины развернули маховик репрессий, отчего многие протестантские лидеры ушли в подполье. По мнению историков, именно на этом этапе произошло расхождение исторических путей немецких и нидерландских протестантов — последние не имели никакой поддержки в государственном аппарате, в то время как их восточные соседи в отдельных княжествах Священной Римской империи могли исповедовать свою веру без каких-либо помех.

Классическое лютеранство становится всё менее привлекательным для населения Нидерландов, уступая место другим конфессиям: анабаптизму и кальвинизму.

Анабаптизм: от радикалов до пацифистов

Недостаток централизации в вопросах веры привёл к конфессиональному разделению общества — в Нидерландах начали появляться сторонники радикальных взглядов на вопросы веры и общественной жизни, среди которых выделялись анабаптисты. Впервые они громко заявили о себе в период Крестьянской войны в Германии, после окончания которой проповедовали в разных уголках Священной Римской империи. В Нидерландах осели одни из наиболее радикальных анабаптистов — с «коммунистическими» идеями общественного переустройства, отсылавшими ко временам раннего христианства.

В 1530-х гг. в Эмдене обосновался один из таких радикалов — Мельхиор Гофман, бывший сторонник учения Цвингли. Община анабаптистов в этом городе вскоре разрослась до нескольких сотен человек, после чего Гофман стал посылать новообращённых «апостолов» в близлежащие города для проповедей. Двое из них, Ян Матис и Иоанн Лейденский, в 1534 г. переехали в Мюнстер, где вписали свои имена кровавыми буквами в религиозную историю Европы. Проникнув по итогам выборов в городской магистрат, радикальные голландские анабаптисты нашли множество сторонников среди местных жителей и попытались воплотить свои представления о «Новом Иерусалиме», которые свелись к всплеску религиозного насилия в городе. Восстание было подавлено усилиями мюнстерского епископа, зачинщики и активные участники были казнены, а за анабаптистами на долгое время закрепилась репутация безумных фанатиков.

В это же время волнения прошли в Амстердаме — группа людей без одежды прошла по улицам города с оружием в руках, угрожая кровавой расправой тем, кто не примет их истинное учение. Фанатизм анабаптистов и оперативная реакция католических властей в итоге привели к дискредитации движения.

Собрание анабаптистов в Мюнстере. Источник: Wikimedia Commons

Недоверие к радикалам попытался преодолеть Менно Симонс, представитель пацифистского крыла движения. Провал мюнстерской коммуны привёл к повсеместным гонениям на анабаптистов, из-за чего Симонс был вынужден постоянно скрываться от имперских властей в Нидерландах, небезуспешно проповедуя среди населения. Пацифистская идея Симонса о недопущении насилия и свободе совести находила много сторонников среди простых людей — в Северных Нидерландах появились многочисленные общины, сыгравшие впоследствии важную роль в событиях Войны за независимость.

Менно Симонс. Источник: Wikimedia Commons

Кальвинизм — реванш протестантов в Нидерландах

Угасание лютеранства и разгром анабаптистских радикалов толкнули нидерландцев в объятья другого реформаторского течения — кальвинизма.

Учение Ульриха Цвингли и Жана Кальвина начало распространяться в провинциях примерно с 1520-х гг. и стремительно находило сторонников преимущественно среди городского населения. Первые центры нидерландских кальвинистов появились, как ни странно, не в самих провинциях, где контроль Габсбургов был ещё силён, а среди эмигрантов в Германии и Англии. Попытки обосноваться в Эмдене в 1540-х гг. усилиями немецкого проповедника Питера Датена сначала потерпели неудачу, однако уже через два десятилетия кальвинисты распространились практически по всем городам исторических Нидерландов.

Карикатура на католическую церковь. Источник: Wikimedia Commons

Это было связано со смертью Карла V и ослаблением центрального контроля над провинциями: оказавшиеся теперь под юрисдикцией испанских Габсбургов Нидерланды могли на время вздохнуть с облегчением. Кроме того, свою роль сыграли религиозные столкновения, начавшиеся в это время в Англии и Германии, — многие кальвинисты были вынуждены уехать в более спокойные Нидерланды и там продолжать свою религиозную деятельность.

Спустя несколько десятилетий после начала Реформации кальвинисты Нидерландов сделали первые шаги к объединению: в 1561 г. проповедник Ги де Бре написал «Бельгийское исповедание», ставшее программным документом для протестантов нидерландских провинций. Постепенно к кальвинизму начали тяготеть многие отпрыски знатных дворянских родов, активно участвовавших в политике. Религиозный фактор играл всё большую роль в отношениях с испанской короной, что привело к восстанию в 1566 г. и началу многолетней освободительной войны.


Сборник: Нидерланды

В 16-м веке голландцы добились независимости от Испании и приняли участие в борьбе за морское господство. В 17-м столетии страна достигла расцвета в экономике.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XVII вв.

Нидерландская революция: как рождалась республика

Нидерландская революция: как рождалась республика

Революция в Нидерландах, также известная как Восьмидесятилетняя война, стала первой в череде европейских буржуазных революций.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XVII вв.

Полцарства за тюльпан!

Полцарства за тюльпан!

В 17-м веке возник спрос на луковицы тюльпанов в Нидерландах. Люди готовы были отдать за эти цветы целое состояние.

  • Статьи
  • Европа
  • XVII век

Голландский рейд на Темзу

Голландский рейд на Темзу

В 17-м веке за господство на море соперничали англичане и голландцы. Последние решились на неслыханную дерзость — вторглись на остров и взяли Лондон в осаду.

  • ЕГЭ
  • Европа

Нидерланды

Нидерланды

Сыр, тюльпаны, Рембрандт. Чем ещё знаменита одна из самых прогрессивных стран Западной Европы?

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Пути Господни: появление протестантизма в Нидерландах

Пути Господни: появление протестантизма в Нидерландах

Войне за независимость Нидерландов предшествовал религиозный раскол.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Война за независимость Нидерландов. Прелюдия

Война за независимость Нидерландов. Прелюдия

Взошедший на испанский престол Филипп II был ярым католиком и не признавал права Нидерландов на автономию.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XVII вв.

Нидерландская революция: как рождалась республика

Революция в Нидерландах, также известная как Восьмидесятилетняя война, стала первой в череде европейских буржуазных революций.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XVII вв.

Полцарства за тюльпан!

В 17-м веке возник спрос на луковицы тюльпанов в Нидерландах. Люди готовы были отдать за эти цветы целое состояние.

  • Статьи
  • Европа
  • XVII век

Голландский рейд на Темзу

В 17-м веке за господство на море соперничали англичане и голландцы. Последние решились на неслыханную дерзость — вторглись на остров и взяли Лондон в осаду.

  • ЕГЭ
  • Европа

Нидерланды

Сыр, тюльпаны, Рембрандт. Чем ещё знаменита одна из самых прогрессивных стран Западной Европы?

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Пути Господни: появление протестантизма в Нидерландах

Войне за независимость Нидерландов предшествовал религиозный раскол.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Война за независимость Нидерландов. Прелюдия

Взошедший на испанский престол Филипп II был ярым католиком и не признавал права Нидерландов на автономию.

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XI век

Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Александр Засс — сильнейший человек в мире

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии

  • Статьи
  • Европа
  • I век

Самый развратный сапожок

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Особое мнение Александра Керенского

  • Статьи
  • Европа
  • XV-XVI вв.

Сердце красавицы

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Елисеевское дело»

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XVIII вв.

Невозвращенец

  • Статьи
  • Европа
  • XII-XIV вв.

Рыцари-тамплиеры — как одевались, что ели и за что их пороли

  • Статьи
  • Европа
  • XI век

Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Александр Засс — сильнейший человек в мире

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Кто предал Зою?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Лавочники и государство

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Факел смерти»: самая крупная железнодорожная катастрофа в СССР

  • Статьи
  • Европа
  • I век

Самый развратный сапожок

  • Статьи
  • Европа
  • VIII-XV вв.

«Средневековый танк»: как устроен рыцарский доспех

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Была ли успешной денацификация в Германии?

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 693106
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
  • 📚 Статьи
  • 👀 636552
Александр Засс — сильнейший человек в мире
  • 📚 Статьи
  • 👀 511837
Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет
  • 📚 Статьи
  • 👀 188072
Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии
  • 📚 Статьи
  • 👀 159125
Самый развратный сапожок
  • 📚 Статьи
  • 👀 113310
Особое мнение Александра Керенского
  • 📚 Статьи
  • 👀 85298
Сердце красавицы
  • 📚 Статьи
  • 👀 67419
«Елисеевское дело»
  • 📚 Статьи
  • 👀 66214
Невозвращенец
  • 📚 Статьи
  • 👀 63086
Рыцари-тамплиеры — как одевались, что ели и за что их пороли
  • 📚 Статьи
  • 👀 693106
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
  • 📚 Статьи
  • 👀 636552
Александр Засс — сильнейший человек в мире
  • 📚 Статьи
  • 👀 511837
Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет
  • 📚 Статьи
  • 👀 213302
Кто предал Зою?
  • 📚 Статьи
  • 👀 189242
Лавочники и государство
  • 📚 Статьи
  • 👀 188072
Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии
  • 📚 Статьи
  • 👀 163413
«Факел смерти»: самая крупная железнодорожная катастрофа в СССР
  • 📚 Статьи
  • 👀 159125
Самый развратный сапожок
  • 📚 Статьи
  • 👀 142162
«Средневековый танк»: как устроен рыцарский доспех
  • 📚 Статьи
  • 👀 133271
Была ли успешной денацификация в Германии?

Почему голландцы всегда говорят то, что думают

  • Ольга Мекинг
  • BBC Travel

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Inigo Cia/Getty Images

Иностранцев поражает необычайная открытость и прямолинейность голландцев, уверенных, что честность очень важна — даже важнее сочувствия.

Я прожила в Амстердаме примерно год, когда однажды мы с мужем договорились встретиться с его друзьями в одном из многочисленных кафе парка Вондела.

Мы пришли первыми и довольно долго ждали официанта. Когда же он наконец материализовался, то ошарашил нас вопросом: «Что вы хотите?» — вместо традиционного «Что бы вы хотели заказать?» или, по крайней мере, «Что вам принести?»

Вопрос его прозвучал слишком прямолинейно, если не грубо.

  • Там, где спокойно жить. Самые безопасные города мира
  • Пять самых гостеприимных стран мира: как там живется
  • Самые щедрые страны мира: что рассказывают их жители
  • Путешествия-2017: о самых удивительных странах и людях

Возможно, дело было в том, что он говорил на неродном английском. А может, у него выдался плохой день. Я, однако, была неприятно поражена.

Позже моя учительница нидерландского языка объяснила, что голландцы очень прямолинейны, и эта черта особенно присуща жителям Амстердама.

Похожими впечатлениями делится писатель Бен Коутс. Он переехал в Нидерланды из Великобритании восемь лет назад и написал книгу «Почему голландцы — другие» (Why the Dutch Are Different).

Как-то после визита к парикмахеру он встретил знакомого голландца, который сходу заявил, что новая стрижка ему не идет.

«Голландцы всегда говорят то, что думают. Даже на деловой встрече — если ваше предложение будет не очень удачным, вам непременно на это укажут», — объясняет Коутс.

Автор фото, Manfred Gottschalk/Getty Images

Подпись к фото,

«В Нидерландах каждый имеет право говорить то, что думает», — пишет Бен Коутс, автор книги «Почему голландцы — другие»

Британцу Коутсу эта национальная черта сразу бросилась в глаза. В Великобритании, говорит он, люди склонны общаться и вести себя так, чтобы не обидеть собеседника словом или поведением.

«Британцы не говорят громко в поезде, так как попутчикам это может быть неприятно, всегда стараются соблюдать правила этикета», — объясняет Коутс.

Однако в Нидерландах считают, что «каждый имеет право говорить то, что думает. А если вам это не нравится, это уже ваша проблема».

Многим иностранцам подобная откровенность кажется невежливой и, возможно, даже высокомерной.

Однажды в супермаркете я случайно уронила продукты, которые, о ужас, рассыпались по всему полу. В считанные секунды меня окружило не менее десятка голландцев и голландок, которые наперебой начали советовать мне, что делать.

Однако никто из них не шевельнул пальцем, чтобы помочь. Для меня ситуация была очевидной: я нуждалась в помощи. Однако голландцы видели это иначе: пока я не попрошу о помощи вслух, они не будут вмешиваться.

«Кто-то может решить, что мы не умеем сопереживать. Возможно, так и есть, потому что для нас честность важнее сочувствия», — объясняет Элеонор Брекел, специалист по межкультурной коммуникации.

Но на самом деле, это просто разные модели общения. По мнению Брекел, которая родилась в Нидерландах, но жила в разных странах мира, прямолинейность голландцев связана с кальвинизмом, хотя сегодня, как отмечает новостной сайт Dutchnews, подавляющее большинство голландцев не ассоциируют себя ни с одной из религий.

Автор фото, Manfred Gottschalk/Getty Images

Подпись к фото,

Пока их не попросишь о помощи вслух, они не будут вмешиваться…

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

С началом движения Реформации в XVI веке кальвинизм распространился во Франции, Шотландии и Нидерландах. Однако только в Голландии он существенно повлиял на национальный характер.

Широкой популярности учения Кальвина способствовало то, что именно в то время голландцы боролись за независимость от влияния католической Испании, господствовавшей в Нидерландах с 1556 по 1581 год (в то время обе страны входили в Священную Римскую империю. — Прим. переводчика).

В 1573 году принц Вильгельм I Оранский по прозвищу Молчаливый (основатель Оранской королевской династии, которая правит в Нидерландах и сегодня) отрекся от католической веры и принял кальвинизм, чтобы объединить страну.

Как следствие, кальвинизм оказал большое влияние на национальную идентичность — в противовес католицизму, который голландцы связывали с испанским гнетом.

«Кальвинизм проповедовал личную ответственность за спасение своей души от грешного мира с помощью рефлексии, честности, отказа от земных удовольствий, а также от богатства», — пишет Брекел в статье о голландской бизнес-культуре, опубликованной на ее сайте.

Открытость и честность настолько свойственны голландскому обществу, что для этого явления даже придумали специальное слово — bespreekbaarheid (что можно перевести как «желание все обсуждать»). И это действительно означает, что можно и нужно обсуждать всё, что табуированных тем быть не должно.

Автор фото, iStock

Подпись к фото,

О заслугах принца Вильгельма I Оранского в объединении страны голландцы помнят по сей день

Открытость голландцев проявляется даже в привычке не прятать происходящее в своем доме от посторонних глаз.

В Голландии существует традиция не зашторивать окна, так что любой прохожий может заглянуть внутрь.

«У голландцев совершенно иное представление о конфиденциальности», — говорит Коутс об их привычке публично обсуждать самые интимные темы.

«Находясь в окружении незнакомых людей, они могут громко рассказывать о своих проблемах со здоровьем или о разводе родителей или любовных отношениях. Они не видят причин держать это в тайне».

Такое впечатление, что любая тема, какой бы сложной она ни была, подлежит здесь обсуждению. Ни в одной другой стране мира не говорят так откровенно о проституции, наркотиках или эвтаназии, как в Нидерландах.

Эвтаназия, кстати, полностью здесь легализована, но жестко контролируется, так же как и проституция.

И хотя на продажу и употребление марихуаны недавно наложили законодательные ограничения, в соответствии с политикой толерантности продажа наркотиков в кофешопах не преследуется по закону.

Автор фото, iStock

Подпись к фото,

Для голландцев почти не существует табуированных тем

Брекел, однако, не согласен с тем, что для голландцев не существует никаких табу.

«Мы обычно не говорим о заработной плате или пенсии. У нас не принято говорить, что у кого-то хороший дом или дорогое авто. Мы не обсуждаем все, что связано с деньгами», — подчеркивает она.

Более того, голландцы избегают в разговоре всего, что может создавать впечатление имеющегося неравенства в отношениях.

Это отражается и в так называемой польдерной модели — системе взаимоотношений работодателя и работника, основанной на переговорах, на договоренностях между правительством, работодателями и профсоюзами.

Польдеры — это участки низменной земли, отвоеванные у моря, озера или реки и защищенные дамбами. И как пишет корреспондент The Economist, чтобы защитить земли от постоянной угрозы со стороны моря, голландцы должны сотрудничать друг с другом.

Понятие сотрудничества существует в обществе на глубинном уровне, начиная с семьи, где дети имеют право голоса наравне со взрослыми.

«Мы культивируем равноправие. А это значит, что мы не создаем иерархических отношений между руководителем и подчиненным», — объясняет Брекел.

Иначе говоря, правила поведения одинаковы для всех, и это также отражается в языке.

Об эгалитаризме голландцев напоминают некоторые распространенные пословицы и поговорки, например, «Просто будь обычным, это — уже достаточно безумно» или «Не поднимай головы над землей».

Автор фото, Inigo Cia/Getty Images

Подпись к фото,

У многих старых голландских домов большие окна, и они никогда не закрыты шторами — прохожие видят все, что происходит внутри

Ну а я тем временем осваиваю голландскую откровенность.

Брекел посоветовала всегда начинать с главного. Например, вместо того, чтобы перечислять причины, почему мне нужно попасть к врачу, надо просто сказать: «Запишите меня на консультацию».

Я также учусь просить о помощи, а не ждать, пока ее предложат.

И хотя я все еще привыкаю к этой традиции рубить правду-матку, я рада, что живу в стране, где могу быть искренней всегда.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Travel.

Распространение кальвинизма: хронология и значение| StudySmarter

Кальвинизм оказал поистине метаморфическое влияние на наш современный мир, повлияв на религию , политику и общество . Уникальный среди своих собратьев-реформистов, кальвинизм не был ограничен географическими границами или социальным классом. Вера нашла сторонников среди крестьян и дворян по всей Англии, Франции, Шотландии, Швейцарии и Нидерландах.

Кальвинизм

Богословие, доктрины и практики, разработанные протестантским реформатором Жаном Кальвином и его преемниками.

Хронология распространения кальвинизма: первый этап

Вопреки названию, кальвинизм возник у швейцарского реформатора Ульриха Цвингли. Цвингли основал реформатскую веру и был отцом цвинглизма. Разделяя многие схожие убеждения, Ульрих Цвингли и Мартин Лютер разошлись во мнениях по поводу Святого Причастия 9.0004 . Лютер считал, что хлеб и вино на самом деле были телом и кровью Христа. Напротив, Цвингли считал хлеб и вино символическими.

После его смерти во время Второй войны Каппеля в году 1531 года Цвингли сменил на посту лидера реформатской веры его зять Генрих Буллингер. Буллингер был более умеренным, чем его предшественник, выступая против политизации христианства Цвингли и пропаганды военных действий.

Хотя Буллинджер и близко не был так известен, как его соотечественники-реформаторы, он сыграл неотъемлемую роль в объединении практик и учений протестантизма.

Дата Событие
1522 Дело о сосисках.
1523 Швейцарский кантон Цюрих отделился от Рима и принял протестантизм.
1524 Ульрих Цвингли и Мартин Лютер разошлись во мнениях по поводу Святого Причастия.
1529 Филипп Гессенский организовал Марбургский коллоквиум , чтобы примирить разногласия Цвингли и Лютера по поводу Святого Причастия; компромисс не найден.
1531 Цвингли погиб во время Второй Каппельской войны.
Генрих Буллингер сменил Цвингли на посту лидера реформатской веры в Швейцарии.

Дело о сосисках

В марте 1522 года печатник Кристоф Фрошауэр подавал своим сотрудникам копченую колбасу после работы; это вызвало большие споры, потому что во время Великого поста было запрещено есть мясо. Через неделю Цвингли поддержал действия рабочих, произнеся проповедь «О выборе и свободе продуктов питания». Это событие теперь рассматривается как начало Реформации в Швейцарии.

Хронология распространения кальвинизма: второй этап

В 1536 году Буллингер написал Первое Гельветическое исповедание . Эта работа была направлена ​​​​на устранение разногласий во мнениях между цвинглианцами и лютеранами относительно Святого Причастия. 1536 год был также годом, когда Жан Кальвин опубликовал в Женеве свои « Института христианской религии ». Одна из самых влиятельных работ в протестантизме, «Институты христианской религии» Кальвина выдвинули кальвинизм на передний план Реформации.

Буллингер встретился с Жаном Кальвином в Цюрихе 20 мая 1549 года. Здесь они достигли соглашения с Консенсусом Цюриха . Цюрихский консенсус объединил протестантские усилия в Женеве и Цюрихе в рамках реформатской веры года.

Влияние Кальвина распространилось из Женевы, и он быстро принял руководство Реформатской верой от Буллингера. Реформатская вера — или кальвинизм , как его теперь называют — достигла Германии в 1538 году, Нидерландов в 1540 году и Шотландии в 1560 году. В то время как лютеризм был преимущественно ограничен Германией, кальвинизм экспоненциально распространился по всему миру.

Дата Событие
1533 Жан Кальвин бежал от преследований из Парижа в Женеву.
1536 Кальвин опубликовал свои института христианской религии.
Буллингер написал Первое Гельветическое признание.
1538 Кальвин ездил в Германию и распространял свои убеждения.
1540 Кальвинизм прибыл в Нидерланды.
1549 Цюрихский консенсус.
1555 Кальвин учредил религиозное правительство в Женеве.
1560 Шотландия порвала с папством и стала преимущественно кальвинистской.

Факторы, способствовавшие распространению кальвинизма

Давайте рассмотрим ряд факторов, способствовавших распространению кальвинизма.

Беженцы

В 1550-х годах Женева стала рассадником религиозных беженцев из Англии, Франции, Италии и Шотландии. Оказавшись в Женеве, Кальвин приветствовал и обучал беженцев, прежде чем отправить их домой. Это помогло распространить кальвинизм на европейском уровне.

Образование

Академия Джона Кальвина в Женеве, Швейцария, обучила бесчисленное количество людей учению кальвинизма. Согласно Джону Ноксу, шотландскому реформатору, это учреждение было:

Самая совершенная школа Христа, которая когда-либо существовала на земле со времен апостолов. 1

Рис. 1 Колледж Кальвина.

Печатный станок

Печатный станок Гутенберга был изобретен в 1450 году. Это изобретение позволило Кальвину широко распространять свои учения через книги, катехизисы и брошюры. В то время как Женева была центром печати реформистской литературы, Париж, Страсбург, Базель и Лион также стали жизненно важными центрами.

Музыка

Пение псалмов стало популярным среди горожан. К 1543 году французский поэт Клеман Маро переложил более 50 псалмов в музыкальную форму!

Распространение кальвинизма в Центральной Европе

В то время как немецкие и скандинавские князья обычно присваивали лютеранство для политической и экономической выгоды , способность кальвинизма выражать беспорядки в обществе придавала ему широкую популярность. Его способность давать гражданам утешение посредством религиозного учения, писаний и активности означала, что ни география, ни социальный класс не ограничивали его распространение. Во Франции и Германии кальвинизм был чрезвычайно популярен среди высших слоев общества. Напротив, ему отдавали предпочтение в все социальные типы в Англии и Нидерландах.

Став преобладающей религией в Женеве, кальвинизм быстро распространился в Северных Нидерландах и Западной Германии. Кальвинизм стал официальной религией в немецких землях Анхальт, Бранденбург, Гессен, Нассау и Палатин, а Гейдельбергский катехизис стал основным теологическим авторитетом в этих областях. Кальвинизм в Северных Нидерландах и Западной Германии имел определенный антиимперский подтекст:

  • Пфальц поддержал Чешское восстание против Габсбургов.
  • Нидерланды восстали против испанской короны в 1566 году.
  • Маасско-Рейнский регион зарекомендовал себя как одна из самых ярых областей кальвинизма в Европе.

Гейдельбергский катехизис

Гейдельбергский катехизис был произведением реформистской литературы, написанным в 1562 году и основанным на идеях Жана Кальвина.

Во Франции и Шотландии распространение кальвинизма началось примерно в религиозное насилие . В Шотландии кальвинистско-католические военные действия стали одной из причин Гражданской войны года. Во Франции французские кальвинисты, известные как гугеноты , вели восемь гражданских религиозных войн с Римско-католической церковью. В то время как кальвинизм так и не стал основной религией во Франции, пресвитерианство , в значительной степени основанное на кальвинизме, стало официальной религией Шотландии в 1689 году.

Рис. 2 Венгерский кальвинист Стивен Бочкай.

В Польше, Богемии и Венгрии кальвинизм пользовался большой поддержкой дворянства, которое присваивало его для политической выгоды. Кальвинизм стал отдушиной для тех, кто был возмущен прогерманской политикой императора Священной Римской империи . Это лучше всего иллюстрируется в Польше, где многие дворяне предпочли кальвинизм лютеризму из-за программы последнего движения по расширению границ Бранденбурга. 2

Распространение кальвинизма в Северной Америке

Истоки кальвинизма в Северной Америке лежат примерно в 4000 милях к востоку, с Английская Реформация . На протяжении 16 го века англиканская церковь отделялась от католической церкви. Несмотря на отделение Англии от власти Папы, многие английские кальвинисты, которых пренебрежительно называют пуританами , считали, что Реформация не зашла достаточно далеко. В частности, они не соглашались с терпимостью англиканской церкви к католикам. Попытки пуритан очистить англиканскую церковь были осуждены католиками и Англиканцы . Они столкнулись с жестокими преследованиями во времена правления короля Якова I и короля Карла I .

Спасаясь от преследований, пуритане пересекли Атлантику и обосновались в Северной Америке. Английские пуритане основали поселения в Новой Англии, Плимуте и колонии Массачусетского залива. Согласно Джону Герстнеру,

Новая Англия с момента основания Плимута в 1620 г. до конца 18 го века была преимущественно кальвинистской. 3

Однако не только английские пуритане оказали огромное влияние на распространение кальвинизма в Северной Америке:

  • В 1620-х годах голландские кальвинисты эмигрировали в Северную Америку, основав Новые Нидерланды; Новые Нидерланды позже станут Нью-Йорк .
  • На протяжении середины-конца 17 -го -го века французские гугеноты поселились в Вирджинии .
  • В 1718 году пять кораблей ольстерско-шотландских пресвитериан эмигрировали в Новая Англия .
  • К концу 18 го века в средних колониях поселилось 200 000 немецких кальвинистов.

Распространение кальвинизма и реформатской доктрины

Важно различать учения Жана Кальвина и кальвинизма в целом. Шли годы, и последователи Жана Кальвина постепенно модифицировали его учение, чтобы приспособить его ко времени. Двумя основными богословскими событиями в кальвинизме были Дортский синод г. и Институтов Эленктического Богословия .

Синод Дорта

Синод Дорта был ассамблеей, которая собиралась между 13 ноября 1618 и 9 мая 1619 . Синод был направлен на урегулирование спора между гомаристами (кальвинистами) и арминианистами (последователями Якоба Арминия). Синод оказал сильное влияние на кальвинизм, установив краткую версию учения Жана Кальвина:

Акроним Кальвинистское учение Значение
T Полная порочность Вера в то, что человеческий грех разрушает человечество, тем самым делая его несовместимым с Богом.
U Безоговорочное избрание Признание того, что Бог избирает христиан; только Бог имеет власть решать, кто является частью избранных.
L Ограниченное искупление Представление о том, что Иисус страдал не за человечество в целом, а за избранных избранных.
I Непреодолимая Милость Вера в то, что избранные будут верить в Бога всю свою жизнь. Такая вера приводит к спасению и вечной жизни, но только для избранных.
P Стойкость святых Идея о том, что если Бог присутствует в жизни человека, этот человек пойдет по пути праведности.

Рис. 3. Синод Дорта.

Между учением Жана Кальвина и этими Пятью пунктами кальвинизма (ТЮЛЬПАН) существуют некоторые критические расхождения. Понятие ограниченного искупления противоречит первоначальному учению Жана Кальвина, а аббревиатура ТЮЛЬПАН якобы является английским словом. Поскольку синод должен был проводиться на голландском или латинском , эти идеи могли быть адаптированы с течением времени.

Институты эленктического богословия

В 17 ом веке , Женевский пастор Франсуа Турретен опубликовал свой Institutio Theologiae Elencticae (1688; Институты Эленктического Богословия). Хотя название работы отсылает к «Институтам христианской религии» Джона Кальвина (1536 г.), между двумя произведениями было много расхождений. «Институты эленктического богословия» Турретина стали одним из основных учебников Принстонской теологической семинарии, одного из самых известных учебных заведений в Нью-Джерси и центра американского кальвинизма до 1800-х годов.

  • На протяжении всей своей работы Турретин полностью игнорирует учения Жана Кальвина. Турретин цитирует 175 работ в своих «Институтах эленктического богословия»; он ни разу не цитирует Джона Кальвина.
  • В Институтах Эленктической Теологии Турретин возвышает разум и писание выше веры. Это означало расхождение с Кальвином, который считал, что разум и Священное Писание вторичны по отношению к вере.
  • Джон Кальвин учил, что только Святой Дух может убедить верующих в том, что Писание является словом Божьим. Турретин отклонился от этой точки зрения, полагая, что присутствие Святого Духа не было необходимо, чтобы убедить читателей в авторитетности Писания.
  • Джон Кальвин рассматривал библейские писания как человеческий продукт, милостиво одаренный Богом человечеству. Турретин считал эти писания полностью сверхъестественными и продиктованными только Богом.

Распространение кальвинизма: значение

Распространение кальвинизма имело ряд долгосрочных религиозных, политических и социальных последствий:

Стабильность

Кальвинизм подчеркивал, что для спасения человек должен вести нравственную , дисциплинированную и верную жизнь. Это имело долгосрочный эффект, особенно в Америке, где граждане много работали, вели себя прилично и следовали законам страны, чтобы обрести спасение.

Демократия

Кальвинизм учил, что религиозные группы должны избирать своих собственных лидеров вместо того, чтобы управляться назначенными епископами или политическими правителями. Идея о том, что группы должны демократическим путем избирать своих лидеров, в какой-то мере способствовала установлению выборная демократия в Англии и Америке.

Смирение

Кальвинизм учил своих последователей, что человечество заслуживает вечного проклятия и что люди практически бессильны спасти себя. Это представление распространяло смирение среди кальвинистских общин.

Самоанализ и размышление

Кальвинизм призывал своих последователей подводить итоги. Подчеркивая увещевание Павла: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; проявить себя. Разве вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас, если только вы нечестивые? (2 Кор. 13:5).

Бескорыстие

Одним из важнейших аспектов кальвинизма была молитва за необращенных. Помимо поощрения чувства самоотверженности в собраниях, это также побудило кальвинистов пойти и евангелизировать нечленов церкви.

Рис. 4 Статуя Кальвина.

Распространение кальвинизма – основные выводы

  • Истоки кальвинизма лежат в учении Ульриха Цвингли.
  • После смерти Цвингли Буллингер и Кальвин объединили свои вероисповедания под Реформатской верой в 1549 году.с Цюрихским консенсусом.
  • После бегства из Франции Кальвин поселился в Женеве; Женева стала рассадником религиозных беженцев.
  • Образовательные учреждения, беженцы, музыка и печатный станок ускорили распространение кальвинизма.
  • Шли годы, верования Жана Кальвина адаптировались и модифицировались.
  • Кальвинизм оказал значительное влияние на религию, политику и общество в Европе.

Ссылки

  1. Джон Нокс в Уильяме Стэнфорде Риде, Трубач Божий: Биография Джона Нокса (1974), с. 5.
  2. Стивен Дж. Ли, Аспекты европейской истории 1494-1789 (2015), с. 4.
  3. Джон Герстнер, «Американский кальвинизм до двадцатого века», Американский кальвинизм (1957), стр. 16.

Реформация: | Информация

Кальвин и распространение протестантизма

Весть о Реформации быстро распространилась по всей Европе (кроме России). Скандинавские страны стали твердо протестантскими при Густаве I из Швеции и Фридрихе I из Дании и Норвегии; более поздние попытки вернуть их в католицизм потерпели неудачу. В 1536 году Женева стала штаб-квартирой Жана Кальвина, которого многие считают величайшим теологом протестантизма. Его Институты христианской религии, , изданные в Базеле в 1536 году, ознаменовали собой новую эру в мысли. Он отличался от Лютера главным образом учением о предопределении (предрешенном выборе Богом избранных для спасения), аскезой жизни благочестивых и упором на теократическое правление (см. Кальвинизм). Его влияние было немедленным и огромным. Франция, которую почти не коснулось лютеранство, была воспламенена кальвинистской доктриной, а протестантское меньшинство, называемое гугенотами, вело ожесточенную борьбу против католического большинства в религиозных войнах до тех пор, пока терпимость не была достигнута, когда лидер гугенотов Генрих Наваррский обратился в католицизм. , стал королем Генрихом IV и выпустил (159 г.8) Нантский эдикт.

Кальвинизм вытеснил лютеранство в Нидерландах, где религиозный бунт сочетался с отвращением к политике Карла V и его преемника Филиппа II Испанского. Через кровавые войны независимость и кальвинизм взяли верх в Северных Нидерландах. Кальвинизм завоевал и Шотландию благодаря победе Джона Нокса в его долгой дуэли с королевой Шотландии Марией. Он распространился также на Венгрию и Польшу и пустил корни в некоторых частях Германии.

Оказалось совершенно невозможным примирить тонко разработанную теологию кальвинизма с лютеранскими доктринами, поскольку лютеранство отвергало предопределение и цеплялось за часть системы таинств (см. Вечерю Господню). Кальвинистская мысль действительно оказала большое влияние на ход Реформации на Британских островах и в современных Соединенных Штатах. Был также конфликт лютеранства и кальвинизма с более радикальными и эмоциональными группами, а энтузиазм проповедников, по-своему истолковывавших Писание, встретил холодный прием среди кальвинистов.

Разногласия внутри протестантизма с самого начала были резкими, и попытки примирить кальвинистскую, лютеранскую и другие доктрины имели лишь частичный успех. Более того, в Англии Реформация пошла своим чередом. Там она была гораздо более тесно связана с конфликтом церкви и государства, чем Реформация на континенте. Конфликт короля Генриха VIII с Римом привел к Акту о верховенстве (1534), решительно отвергавшему папский контроль и создавшему национальную церковь (см. Англия, Церковь). Однако течения кальвинистской мысли были сильны в Англии. Реформация началась с создания государственной церкви и роспуска монастырей. Он получил кальвинистские черты при Эдуарде VI, полностью изменился при Марии I и достиг своего рода баланса при Елизавете I с некоторыми преследованиями как католиков, так и кальвинистов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *