Аменхетеп III
Аменхетеп III | |
1455-1424 до н.э. | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРА
| Аменхетеп IIIАменхотеп III (около 1455-1419 до н. Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961. Аменхетеп III — сын Тутмеса IV, девятый фараон XVIII династии
(1455-1424 гг. до н.э.), тронное имя Небмаатра. Тридцатилетнее правление этого
фараона было на редкость мирным. Лишь однажды, на пятом году своего
царствования, Аменхетеп III предпринял поход в Эфиопию. Использованы материалы кн. Здесь читайте:Египет, историческая справка с указателем имен фараонов. Древний Египет (карта) Древний Египет во II тыс. до н.э. (карта) Династии древнего Египта
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| | ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
Храм в Луксоре, Колоссы Мемнона и другие достижения древнеегипетского фараона XVIII династии
Достижения Аменхотепа III часто упускаются из виду египетскими фараонами восемнадцатой династии.
Он не завоевывал новые территории, как его прадед, и не начинал еретических реформ, как его сын. Он также никогда не оставлял после себя богатства, как его внук. Вместо этого его мирное правление помогло укрепить позиции Египта в древнем мире. Искусство стало более важным, чем когда-либо, в то время как культура и религия реформировались и процветали под его руководством. Многие из его строительных проектов, таких как Храм в Луксоре и Колоссы Мемнона, представляют Древний Египет в целом, но это лишь малая часть того, чем запомнился это великий правитель, вошедший в историю.
Золотой век
Слева направо: Аменхотеп III и его мать Мутемуйя из гробницы TT226. Факсимиле, Метрополитен-музей. \ Аменхотеп III, носящий двойную корону Верхнего и Нижнего Египта.
Аменхотеп III имел привилегию унаследовать правление Египтом в период его расцвета. Обладая большей территорией, чем когда-либо прежде, и огромным богатством, чем кто-либо мог себе представить, Аменхотеп III, не ведя войн, мог заниматься другими делами.
Во время своего тридцатисемилетнего правления он продолжал усилия тех, кто был до него. Он вдохновил религиозную реформу поверхностного уровня, поставив себя и всех будущих фараонов твёрдо в роль божественного. Он женился на нескольких принцессах из соседних королевств, поддерживал дипломатические отношения и избегал конфликтов, где мог.
Известняковая статуя Аменхотепа III, его жены Тии и трёх их дочерей 18-й династии. \ Фото: twitter.com.
Искусство и культура расцвели во время его мирного правления. Его фестивали были одними из самых грандиозных за этот период, а его строительные проекты стали одними из самых крупных. Его многочисленные статуи отличались уникальными чертами, что он был мгновенно узнаваем — даже там, где его статуи были узурпированы и переписаны заново. Аменхотепу III не нужно было прилагать усилий, чтобы получить свой «Золотой век», но его действия помогли сохранить всё, над чем трудились его предки.
Тутмос III и его влияние
Слева направо: Фрагментированная фигура Тутмоса III, вырезанная из стеатита, 18-я династия.
\ Статуя Тутмоса III в Луксорском музее.
По общему мнению, правление Аменхотепа III было мирным и процветающим благодаря трудам его прадеда Тутмоса III. Тутмос III правил почти пятьдесят четыре года (1479 – 1425 до н. э.). Эти годы были омрачены постоянными завоеваниями и войнами. Тутмос III за время своего правления провёл так много военных кампаний, что его часто называют «Наполеоном Египта».
Его амбиции сформировали Египет в последующие годы. Благодаря его военной хитрости Египет обеспечил себе территорию в Нубии, Митанни, Сирии и Турции, среди прочих мест. В то время как другие фараоны хвастались великой военной доблестью, достижения Тутмоса III было легко наблюдать в богатой и растущей империи Египта.
Иероглифы, изображающие Тутмоса III слева и Хатшепсут, Красная часовня, Карнак. \ Фото: factinate.com.
Хотя Аменхотеп III стал фараоном почти через сорок лет после смерти Тутмоса III, каждый успех его прадеда способствовал его мирному и процветающему правлению.
Тем не менее, для поддержания этих отношений требовалась работа, и он продолжал укреплять позиции Египта в древнем мире. Записи о его работе можно найти в Письмах Амарны.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как древние римляне искали исток Нила, и Чем закончилась их экспедиция >>
Письма из Амарны
Пять писем из Амарны на выставке в Британском музее, Лондон. \ Фото: en.wikipedia.org.
Большая часть информации о торговых отношениях и дипломатических браках Аменхотепа взята из Писем Амарны. Эти глиняные таблички были извлечены из Амарны, столицы, основанной революционным сыном Аменхотепа Эхнатоном. Их открытие в 1887 году пролило свет на богатые отношения египетских фараонов с иностранными державами. Всего в Амарне было обнаружено триста восемьдесят две таблички. Основная часть этих табличек представляет собой письма, полученные от иностранных держав. Особый интерес представляет переписка между Аменхотепом III и вавилонским царём Кадашманом-Энлилем I.
На этих табличках обсуждаются детали дипломатических браков между двумя правителями.
Разбитые глиняные таблицы, содержащие несколько писем из Амарны, XIV век до н. э. \ Фото: maritimehistorypodcast.com.
Дипломатические браки
Слева направо: Статуэтка, изображающая главную жену Аменхотепа III, Тию, ок. 1390 – 1349 гг. до н. э. \ Памятный скарабей по случаю брачного союза Аменхотепа III и Гилухепы.
Во времена «золотого века» Аменхотепа III брак с египетским фараоном давал огромные преимущества. О самой невесте хорошо заботились в доме фараона, и её отец извлекал выгоду из тесных отношений с самой влиятельной фигурой в регионе. Главная жена Аменхотепа III, Тия, была замужем за будущим фараоном в юном возрасте. Он также возьмёт себе ещё одну жену-египтянку, Ситамун (Ситамон, Сатамон).
В хронологическом словаре египетских цариц 2005 года Вольфрам Граецки перечисляет следующих иностранных жен Аменхотепа III: Тадухепа, дочь царя Тушратты Митаннийского, дочь вавилонского царя Куригальзу; Гилухепа, дочь короля Шаттарны из Нахарина; неназванная сирийская принцесса, неназванная принцесса из Дарвазы, дочь царя Кадашмана-Энлиля Вавилонского.
Этот список может быть неполным, но он даёт представление о дипломатических связях Аменхотепа III, который брал жён со всех уголков своей огромной империи.
Изображение Аменхотепа III
Слева направо: Кварцитовая голова Аменхотепа III, демонстрирующая его культовые черты, около 1390-1352 гг. до н. э. \ Голова Аменхотепа III из красного гранита, некогда часть массивной статуи, около 1370 года до н. э.
Аменхотеп III мгновенно узнаваем по статуям и рельефам, которые его изображают. Его высокие брови, раскосые миндалевидные глаза и полные, женственные губы являются культовыми. Он также является одним из наиболее хорошо представленных фараонов, когда дело доходит до рельефов и скульптур. Когда дело касалось искусства, царствование Аменхотепа III было высшим. Роскошь и покой, которые обеспечивали работы Тутмоса III и предыдущих фараонов, привели к бурному росту искусства в это время: храмы, здания, рельефы, статуи и многое другое.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему древнюю богиню Амонет называли «Мать, которая является отцом», а супруг променял её на Мут >>
Храм в Луксоре
Разрушенные колоннады в Луксорском храме, 2002 год.
\ Фото: wmf.org.
Храмовый комплекс на восточном берегу реки Нил был одним из величайших строительных достижений Аменхотепа III. Хотя другие фараоны внесли свой вклад в строительство и закончили его, Аменхотеп III начал проект. Его главным достижением в храмовом комплексе была Колоннада. Колонны здесь были самыми большими в то время.
Несмотря на то, что Аменхотеп III не вдохновлял на серьёзные религиозные реформы, как это сделал его сын, он вывел мифологию «божественного рождения» фараона на центральное место. Глубоко внутри Храма в Луксоре он увековечил себя как сына Амона в серии надписей и рельефов. Хатшепсут, более ранний фараон восемнадцатой династии, создала аналогичные изображения этого события для своего мемориального храма.
«Божественное рождение» фараона было принято в мифологии.
Слева направо: Деталь стены Аменхотепа III после консервации, 2010 год. \ Руины с рельефом, 2002 год.
Он высоко ценил себя и свою роль божественного фараона.
Храм в Луксоре вырос в геометрической прогрессии после правления Аменхотепа III. Более поздние фараоны дополняли его замыслы, постепенно делая их своими собственными. Храм по-прежнему является туристической достопримечательностью, которая, вероятно, сейчас видит столько же поклонения, сколько и тогда, когда он был религиозным центром Луксора.
Колоссы Мемнона
Колоссы Мемнона. \ Фото: wetravel.com.
Гигантские, великолепные статуи колоссов Мемнона являются синонимом Древнего Египта.
Эти статуи были созданы, чтобы представлять Аменхотепа III. Они примыкают к дамбе, ведущей к его погребальному храму — или к тому месту, где раньше стоял его погребальный храм. Этот храм, предназначенный в честь жизни и достижений Аменхотепа III, был разрушен во времена девятнадцатой династии. Наводнения из реки Нил в конце концов разрушили храм, и от него мало что осталось. Однако, когда он был построен, говорили, что это был самый большой построенный погребальный храм.
Культурные выставки
Слева направо: Потолок дворца Малката, дома Аменхотепа III и места проведения его юбилейных фестивалей, около 1390-1353 гг. до н. э. \ Фрагмент потолка с изображением птиц из дворца Аменхотепа III.
Дворец Малката Аменхотепа III был его домом. Это важное сооружение было местом проведения его первых двух Сед или юбилейных фестивалей, в 30-й и 34-й годы его правления. Из трёх Сед-фестивалей, которые он провёл в свою честь, эти два являются наиболее заметными, потому что место, где они проводились, сохранилось. Сед-фестивали были погружены в традиции и были чрезвычайно важны для фараонов и народа. Однако Сед-фестивали Аменхотепа III были одновременно традиционными и экстравагантными. Новые дополнения к фестивалю включали водную церемонию и большой искусственный бассейн для её проведения. Отчёт об одном празднике сохранился в гробнице важного чиновника, Херуефа.
Наследие
Скульпторский рельеф Аменхотепа III, ок.
К сожалению, процветающему Египту Аменхотепа III не суждено было продлиться долго. Его стремление изменить религиозный ландшафт своего царства привело к упадку. По сути, правление Эхнатона оставило беспорядок, который его преемникам придётся разгребать. Царь Тутанхамон, возможно, самый знаменитый египетский фараон на сегодняшний день, пошёл на многое, чтобы отменить изменения, внесённые его отцом. После этого трон перешёл к нескольким советникам и военачальникам.
Смерть Аменхотепа стала началом конца одной из самых успешных и драматичных династий в истории Египта. Однако многие иконы его правления всё ещё существуют сегодня. Храм в Луксоре, Колоссы Мемнона и дворец Малката — это лишь некоторые записи в длинном списке его проектов и достижений.
О том, как фараоны в поздней период власть делили и чем это всё закончилось
– читайте в следующей статье, в которой также речь идёт о последнем правителе Древнего Египта.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Аменхотеп III — Энциклопедия всемирной истории
Аменхотеп III (ок. 1386-1353 гг. до н.э.) был девятым царем 18-й династии Египта. Он также известен как Небмаатр, Аменхотеп III, Амонхотеп II и Амана-Хатпа, все из которых связаны с концепцией бога Амона, удовлетворенного или, как в случае с Небмаатре, с идеалом удовлетворенного равновесия. , маат .
Он был сыном фараона Тутмоса IV и его младшей жены Мутемвии, мужа королевы Тии, отца Эхнатона и деда Тутанхамона и Анхсенамона. Его самый большой вклад в египетскую культуру заключался в поддержании мира и процветания, что позволило ему посвятить свое время искусству.
Удалить рекламу
Реклама
Многие из самых впечатляющих сооружений древнего Египта были построены при его правлении, и с помощью военных кампаний он не только укрепил границы своей земли, но и расширил их.
Он правил Египтом вместе с Тией в течение 38 лет до своей смерти, и ему наследовал Аменхотеп IV, позже известный как Эхнатон.
Роскошное правление Аменхотепа III
Отец Аменхотепа, Тутмос IV, оставил своему сыну империю огромных размеров, богатства и могущества. Египтолог Захи Хавасс пишет: «Аменхотеп III родился в мире, где безраздельно властвовал Египет. Его сундуки были наполнены золотом, и его вассалы преклонялись перед могучими правителями Двух Земель [Египта]» (27). Ему было всего двенадцать лет, когда он взошел на трон и женился на Тие на королевской церемонии. Важным аспектом отношений Аменхотепа с его женой является то, что сразу после их свадьбы она была возведена в ранг Великой царской жены, честь, которой мать Аменхотепа, Мутемвия, никогда не удостоилась, и что фактически означало, что Тийе превосходила мать царя по рангу. в придворных делах.
Удалить рекламу
Реклама
Аменхотеп III был мастером дипломатии, посылая щедрые дары золота другим народам, чтобы они подчинялись его желаниям, что они неизменно и делали.
После заключения брака царь приступил к продолжению политики своего отца и внедрению новых строительных программ по всему Египту. Он был мастером дипломатии, который возлагал на другие народы долг щедрыми дарами золота, чтобы они были склонны подчиняться его желаниям, что они неизменно и делали. Его щедрость к дружественным королям была хорошо известна, и он поддерживал выгодные отношения с окружающими народами.
Он также был известен как великий охотник и спортсмен и хвастался в надписи, что «общее число львов, убитых Его Величеством его собственными стрелами, с первого по десятый год [его царствования] составило 102 диких льва» ( Нардо, 19). Кроме того, Аменхотеп III был опытным военачальником, который «вероятно, сражался или руководил своими военачальниками в одной кампании в Нубии, и у него были надписи, сделанные в память об этой экспедиции» (Бансон, 18).
История любви?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Он сохранил честь египтянок, отклонив просьбы о посылке их в жены иностранным правителям, утверждая, что ни одна дочь Египта никогда не отправлялась в чужую страну и не будет отправлена под его правлением.
Монументальные сооружения
Историк Дюран так описывает величие памятников Аменхотепу: «Два великана [сидят] в камне, изображая самого роскошного из египетских монархов, Аменхотепа III. Каждая имеет семьдесят футов высоты, весит семьсот тонн и высечена из цельного камня» (141). В видении Аменхотепа III Египет был настолько великолепным, что вызывал трепет, и более 250 зданий, храмов, скульптур и стел, которые он приказал построить, свидетельствуют о его успехе в этом.
Статуи, о которых упоминает Дюран, сегодня известны как Колоссы Мемнона и являются единственными частями, оставшимися от погребального храма Аменхотепа III. Однако их огромные размеры и сложность деталей предполагают, что сам храм — и другие его строительные проекты, которые больше не сохранились, — были столь же или даже более впечатляющими.
Удалить рекламу
Реклама
Фараон Аменхотеп III
Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)
Среди этих проектов был новый дворец удовольствий в Малкате, на западном берегу Нила, прямо напротив столицы Фив. Бансон пишет:
Огромный комплекс назывался «Дом Небма’атра как Великолепие Атона». Курорт может похвастаться озером длиной более мили, которое, кажется, было создано всего за 15 дней с помощью передовых методов гидравлического шлюзования. В комплексе находились резиденции королевы Тие и Эхнатона, сына и наследника короля. У Аменхотепа даже была прогулочная ладья, посвященная богу Атону, построенная для прогулок по озеру. (18)
Он часто совершал эти прогулки в компании Тие, и, похоже, она часто была его ближайшим спутником как в общественной, так и в личной жизни. Фактически Тийе имела почти равный или полностью равный статус своему мужу и часто изображалась в скульптурах того же роста, что и он, что символизировало гармонию и равенство их отношений.
Пока Аменхотеп был занят своими строительными проектами, Тийе занимался государственными делами и управлял дворцовым комплексом в Малкате.
О том, что она была очень занята этими задачами, свидетельствуют письма иностранных правителей, а также количество зданий, построенных во время правления Аменхотепа III. В дополнение к уже упомянутым, он приказал воздвигнуть 600 статуй богини Сехмет вокруг храма Мут к югу от Карнака, отремонтировал существующий храм в Карнаке, построил храмы Амона, воздвиг статую с изображением Амона, воздвиг стелу, на которой записаны его достижения. поставил гранитных львов перед храмом Солеба в Нубии и украсил стены и памятники сценами, изображающими его подвиги и удовольствие, которое боги получали от него.
Удалить рекламу
Реклама
В первый год своего правления он приказал вырыть новые карьеры известняка в районе Туры, и за время своего правления он истощил их. Изображения фараона и его богов распространились по равнинам и долинам Египта, а города были обновлены.
Дороги были улучшены, и путешествовать стало легче. Легкость передвижения помогала торговцам быстрее доставлять свои товары на рынок, и это, конечно же, способствовало росту экономики. Поскольку доходы уже поступали от вассальных государств, Египет становился все более богатым во время правления Аменхотепа III. Народ был доволен, и власть трона была стабильной, если не считать угрозы со стороны жрецов культа бога Амона.
Бог Солнца и жрецы Амона
В Египте существовала еще одна сила, которая росла задолго до восшествия на престол Аменхотепа III: культ Амона. Владение землей означало богатство в Египте, и ко времени Аменхотепа III жрецы Амона владели почти такой же землей, как и царь. В соответствии с традиционной религиозной практикой Аменхотеп III не вмешивался в работу жрецов, но считается, что их огромное богатство и угроза власти трона оказали глубокое влияние на его сына.
Бог Атон был лишь одним из многих богов, которым поклонялись в Древнем Египте, но для царской семьи он имел особое значение, которое позднее проявится в религиозных эдиктах Эхнатона.
Однако в то время этот бог был просто другим богом, которому поклонялись наряду с остальными.
Удалить рекламу
Реклама
Король Аменхотеп III
Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)
Возможно, в попытке вырвать некоторую власть у жрецов Амона, Аменхотеп III отождествлял себя с Атоном более непосредственно, чем любой фараон ранее. Атон был второстепенным богом солнца, но Аменхотеп III возвысил его до уровня личного божества фараона. Хавасс пишет:
Бог солнца был сложным существом, чья догма развивалась тысячи лет. Помимо своего основного воплощения в виде Ра, этот бог был связан с создателем Атумом, а также с такими божествами, как Хепри… и Осирис, с которым Ра слился ночью. Другим аспектом этого бога был Атон; согласно текстам, относящимся как минимум к Среднему царству, это был диск солнца, с которым царь слился при смерти. Этот божественный аспект, необычный тем, что он не был антропоморфным, был выбран Аменхотепом III в качестве основного фокуса своего воплощения.
Высказывались предположения, что возвышение Атона было связано именно с сохранением империи как области, над которой, по крайней мере теоретически, правило солнце. Ассоциируя себя с видимым солнечным диском, царь символически ставил себя над всеми землями, где его можно было увидеть, — фактически над всем известным миром. (31)
Возведение Аменхотепом III Атона в качестве своего личного бога не было чем-то необычным. Фараоны в прошлом были связаны с особым культом привилегированного бога, и, очевидно, Аменхотеп III не пренебрегал другими богами, отдавая предпочтение Атону. Если его цель по повышению осведомленности об Атоне была политически мотивирована, то во время его правления она не достигла многого. Культ Амона продолжал расти и накапливать богатство и при этом продолжал представлять угрозу королевской семье и авторитету престола.
Смерть Аменхотепа и правление Эхнатона
В последние годы жизни Аменхотеп III страдал от серьезных проблем с зубами, артрита и, возможно, ожирения.
Он написал Тушратте, царю Митанни (одна из дочерей, Тадухепа, была среди младших жен Аменхотепа III), чтобы он прислал ему статую Иштар, посетившую Египет ранее, на его свадьбе с Тадухепой, чтобы исцелить его. В наши дни ведутся споры о том, была ли отправлена статуя, и то, что именно болел Аменхотеп III, также вызывает споры. Было высказано предположение, что его проблемы с зубами привели к абсцессу, который убил его, но это оспаривается.
Король Аменхотеп III в образе льва
Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)
Он умер в 1353 г. до н.э., и письма от иностранных правителей, таких как Тушратта, выражают скорбь по поводу его кончины и соболезнования королеве Тийе. Эти письма также ясно показывают, что эти монархи надеялись сохранить такие же хорошие отношения с Египтом при новом царе, как и при Аменхотепе III. Со смертью Аменхотепа III его сын, которого тогда звали Аменхотеп IV, начал свое правление.
Сначала не было ничего, что отличало бы правление Аменхотепа IV от правления его отца; как и раньше возводились храмы и возводились памятники.
Однако на пятом году своего правления новый фараон подвергся религиозному обращению и объявил древнюю религию Египта вне закона, закрыл храмы и запретил все религиозные обряды. На место старой веры царь учредил новую: атенизм. Он изменил свое имя на Эхнатон и создал первую в мире государственную монотеистическую систему.
Эхнатон продолжал строить монументы и храмы, как и его отец, но «храмы эти были не Амону, а солнечному диску как Атону» (Хавасс, 36). Теперь Атон был единственным истинным богом вселенной, а Эхнатон был живым воплощением этого бога. Новый царь отказался от дворца в Фивах и построил новый город Ахетатон («горизонт Атона», также известный как Амарна) на девственной земле в центре Египта.
Из своего нового дворца он издавал свои королевские указы, но, похоже, большую часть времени тратил на свои религиозные реформы и пренебрегал государственными и особенно иностранными делами. Вассальные государства, такие как Библос, были потеряны для Египта, и надежды иностранных правителей на сохранение хороших отношений с Египтом не оправдались.
Жена Эхнатона, царица Нефертити, взяла на себя обязанности своего мужа, и, хотя она была знатоком в этом, его пренебрежение своими обязанностями уже привело к огромной потере богатства и престижа Египта. В период Амарны казна медленно истощалась, военная дисциплина и эффективность были слабыми, а народ Египта, лишенный своих традиционных религиозных верований и финансовых выгод, связанных с религиозными обрядами, страдал.
Те, кто когда-то продавал статуи, амулеты или обереги за пределами храмов, больше не имели работы, поскольку продажа таких предметов была незаконной, а те, кто работал в этих храмах или для них, также были безработными. Внешними делами пренебрегали так же, как и внутренними, и ко времени смерти Эхнатона в 1336 г. до н. э. Египет уже далеко не достиг своего расцвета при правлении Аменхотепа III.
Сын и преемник Эхнатона, Тутанхамон, пытался изменить судьбу своей страны за краткие десять лет своего правления, но умер в возрасте 18 лет, не успев достичь своих целей.
Однако он отменил религиозные реформы своего отца, открыл храмы и восстановил старую религию. Его преемник, Ай, продолжил эту политику, но именно преемник Ай, Хоремхеб, полностью сотрет или попытается устранить ущерб, нанесенный стране политикой Эхнатона.
Хоремхеб разрушил город Ахетатон, снес храмы и памятники Атону, причем сделал это настолько тщательно, что последующие поколения египтян считали его преемником Аменхотепа III. Хоремхеб вернул Египту процветание, которым он пользовался до правления Эхнатона, но Египет так и не смог достичь тех высот, которых он достиг при Аменхотепе III, роскошном фараоне, дипломате, охотнике, воине и великом архитекторе египетских памятников.
Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Аменхотеп III
Аменхотеп III 1390–1352 гг. до н.э.
Аменхотеп III был правнуком Тутмоса III. Он правил почти сорок лет в то время, когда Египет был на пике своей славы.
Он жил жизнью удовольствия, строя огромные храмы и статуи. Он был невероятно богат, а его дворец в Фивах был самым роскошным в древнем мире.
Благодаря стабильной международной торговле и обильным поставкам золота из рудников экономика Египта процветала. Это огромное богатство привело к излиянию художественного таланта, и Аменхотеп был движущей силой этой деятельности. Следует также отдать должное царскому писцу, надсмотрщику и архитектору Аменхотепу, сыну Хапу, о котором царь так высоко ценил, что в награду получил собственный заупокойный храм.
Покровительство Аменхотепа искусству установило новые стандарты качества и реализма в изображении. Его строительные работы можно найти по всему Египту. Многие из лучших статуй египетского искусства, приписываемые Рамсесу II, на самом деле были созданы Аменхотепом III. (Рамзес II просто удалил имя Аменхотепа и заменил его своим.) Одним из величайших сохранившихся достижений Аменхотепа является Луксорский храм на восточном берегу реки.
К сожалению, его погребальный храм, крупнейший из когда-либо построенных, был разрушен, когда Рамсес II использовал его как каменоломню для своего собственного храма. Уцелели только две колоссальные статуи, стоявшие у входа.
В первые годы своего правления Аменхотеп был энергичным молодым человеком, увлекавшимся спортом и охотой. На пятом году своего царствования он возглавил экспедицию в Нубию, чтобы подавить восстание, но до конца его правления в военных действиях не было необходимости. Аменхотеп предпочитал мирные занятия войне, хотя он был не прочь взять на себя грандиозные имена, в какой-то момент назвав себя «Великим по силе, который поражает азиатов».
Предаваться всем удовольствиям, экстравагантности и роскоши жизни было его приоритетом. У него был большой гарем, в который входили иностранные принцессы, хотя самой большой любовью его жизни была его королева Тия, на которой он женился, прежде чем стать королем. Она была простолюдинкой, что было необычно для старшей жены.
В то время как большинство королевских браков были политически мотивированы, брак Аменхотепа с Тием, похоже, был мотивирован искренними чувствами. Он сделал ей озеро длиной 3600 локтей и шириной 600 локтей (около одной мили 1,6 км в длину) в ее городе Тару. Затем он устроил на озере фестиваль, во время которого он и Тий плыли на лодке под названием «Диск красавиц».
Тий родила шестерых детей: четырех дочерей и двух сыновей. Старший мальчик, Тутмос, стал священником и, как считается, положил начало традиции хоронить мумифицированного быка Аписа, который считался воплощением бога Птаха. К сожалению, принц Тутмос умер, и на престол взошел его брат, будущий Эхнатон.
С возрастом Аменхотеп располнел и стал страдать от болезней. Его мумия показывает, что у него были болезненные проблемы с зубами. Есть даже запись об одном из его союзников, царе Митанни Тушратте, который прислал ему статую богини Иштар за ее целебные свойства.
Аменхотеп начал ограничивать власть жрецов Амона, признавая другие культы.

э., в 1424-1419 совместно с Аменхотепом
IV) — сын Тутмоса IV. В начале царствования Аменхотепа III Египет находился на
вершине своего могущества. С царями Вавилонии, Митанни, Кипра существовали
дружественные отношения, о чем свидетельствует документы Тель-эль-Амарнского
архива. В конце царствования Аменхотепа III начались волнения в азиатских
владениях Египта. При Аменхотепе III были сооружены роскошный храм Амона-Ра в
Луксоре и заупокойный храм Аменхотепа III с огромными статуями царя — «колоссами
Мемнона» (ленинградские сфинксы также происходят из заупокойного храма
Аменхотепа III).
Свое влияние в Передней
Азии он поддерживал уже не силой оружия, как это делали его предшественники, а
посредством дипломатии и золота. Таким образом Аменхетепу III удалось установить
дружественные отношения с митаннийским царем Тушраттой. Во время правления
Аменхетепа III на Сирию начали нападать хетты. Вскоре они захватили города
Дамаск и Катна, ранее принадлежавшие Египту. Невзирая на призывы о помощи
правителей этих городов, фараон так и не смог оказать ее. Видимо, в его
распоряжении уже не было достаточного количества сил, чтобы остановить
продвижение хеттов вглубь Сирии. При Аменхетепе III в Египте велось грандиозное
строительство. В Фивах был сооружен величественный храм Амо-на-Ра. На западном
берегу Нила в окрестностях Фив фараон построил роскошный дворец, своего рода
загородную резиденцию. К северу от Фив велось строительство заупокойного храма
фараона, перед пилонами которого были воздвигнуты две огромные статуи
Аменхетепа III.
: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В.
350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности.
Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.
Высказывались предположения, что возвышение Атона было связано именно с сохранением империи как области, над которой, по крайней мере теоретически, правило солнце. Ассоциируя себя с видимым солнечным диском, царь символически ставил себя над всеми землями, где его можно было увидеть, — фактически над всем известным миром. (31)