Тема 8. Событие 4. 1904 – Гибель адмирала Макарова на эскадренном броненосце «Петропавловск»
В день нападения японцев на Порт-Артур было принято решение о создании флота на Тихом океане. Командовать им император назначил вице-адмирала С. О. Макарова – героя войны 1877 года, выдающегося военного деятеля и теоретика, исследователя Мирового океана и русской Арктики. До его прибытия боевая деятельность флота фактически прекратилась, что позволило противнику попытаться осуществить то, чего русское командование опасалось больше всего, – заградить фарватер, соединяющий внутренние бассейны Порт-Артура с внешним рейдом. Японцы предприняли такую попытку в ночь на 11 (24) февраля 1904 года, однако цели своей не достигли.
С. О. Макаров прибыл в Порт-Артур 24 февраля (9 марта) 1904 года. Решить вопрос о господстве на море он предполагал в генеральном сражении с главными силами японского флота, а время подготовки к нему использовать для ускоренного ввода в строй поврежденных броненосцев, боевой подготовки и ведения систематические боевых действий для ослабления вражеского флота при любой возможности.
Но даже Макаров допускал ошибки. Одна из них стала роковой для него и оказала решающее влияние на исход противоборства на море в кампании 1904-го. Значительно уступая японскому Объединенному флоту по числу орудий крупного и среднего калибра, Порт-Артурская эскадра могла вести с ним бой только при поддержке береговых батарей в ограниченном прибрежном районе.
Вступая в бой с подходившей к Порт-Артуру вражеской эскадрой, русские корабли следовали по замкнутому маршруту, «восьмеркой», последовательно проходя через одну и ту же точку. В ночь на 31 марта (13 апреля) 1904 года именно в этом месте японские корабли поставили минное заграждение. По стечению обстоятельств в то же самое время в разведку были отправлены 2 русских миноносца, и, когда японский отряд, ставивший мины, был обнаружен вахтой дежурного крейсера «Диана», находившийся на его борту С.
Получив донесение об этом, С. О. Макаров поспешил на помощь с двумя броненосцами и двумя крейсерами. Японские корабли отошли, но в это время на горизонте появились главные силы Объединенного флота в составе 6 эскадренных броненосцев и 2 броненосных крейсеров. Оценив обстановку, С. О. Макаров приказал возвращаться, намереваясь принять бой под прикрытием береговых батарей. Достигнув района боевого маневрирования, русские корабли легли на курс, который вел их на минное заграждение.
В 9:39 флагманский броненосец «Петропавловск», шедший головным, подорвался на японской мине. Взрыв, вызвавший детонацию торпед и якорных мин, хранившихся в носовом минном погребе, а также боезапаса первой башни главного калибра, был таким мощным, что всего за полторы минуты миноносец затонул. Погибли 650 человек, в том числе адмирал С. О. Макаров, начальник его штаба контр-адмирал М. П. Молас и находившийся рядом с ними выдающийся художник-баталист В. В. Верещагин. Спасли всего 80 человек, включая командира броненосца капитана 1-го ранга Н. М. Яковлева и капитана 2-го ранга Великого князя Кирилла Владимировича.
Когда на японской мине подорвался и второй броненосец – «Победа», – управление русским отрядом было потеряно. Не имея представления, откуда нанесен удар, каждый командир действовал исходя из своей оценки сложившейся обстановки. Атаковать русских в этот тяжелый для них момент японский командующий не стал, но после гибели «Петропавловска» и выхода из строя «Победы» в Порт-Артуре осталось всего 4 боеспособных броненосных корабля, тогда как в составе Объединенного флота их насчитывалось уже 14. Таким образом, вопрос о господстве в Желтом море был решен.
Взорванный «Петропавловск»: как погибли адмирал Макаров и художник Верещагин
27 августа 2018
Русская семерка
Утром 31 марта 1904 года броненосец «Петропавловск» отплыл из Порт-Артура вместе с пятью другими кораблями для уничтожения японцев. Заставив флот противника отступить, броненосец после маневра предпринял новую атаку, но по пути наткнулся на мину. В результате взрыва флагманский боевой корабль пошел на дно. Погибли командующий Тихоокеанской эскадрой адмирал Степан Макаров, знаменитый художник Василий Верещагин и, по оценкам историков, до 670 матросов и офицеров.
Фото: Русская семеркаРусская семерка
Гибель броненосца
Видео дня
Идея установки минного заграждения на выходе из гавани Порт-Артура принадлежала будущему маршалу флота Японской империи Того Хэйхатиро. Во время русско-японской войны он командовал Объединенным флотом Страны восходящего солнца.
Непосредственно гибели «Петропавловска» предшествовали другие трагические события. Один из отрядов японских миноносцев, сопровождавший минный заградитель «Корю Мару» столкнулся с миноносцем «Страшный». В результате завязавшегося боя русский корабль был потоплен торпедой.
Это событие заставило вице-адмирала Макарова вывести в море броненосцы «Полтава» и «Петропавловск» вместе с четырьмя крейсерами. Главной ошибкой командующего оказалась поспешность – акватория не была очищена от мин. «Петропавловск» настиг японские крейсеры и открыл по ним огонь, но когда к противнику подоспело подкрепление, русский броненосец отступил. Около Порт-Артура к «Петропавловску» присоединились еще два броненосца, и Макаров вновь повел их в бой.
«Петропавловск» наткнулся на мину в 9.43. Взрыв прогремел в носовой части судна, где находился артиллерийский погреб. Сдетонировали боеприпасы, вслед за этим на борт рухнули фок-мачта, одна из орудийных башен, кожухи, трубы. Уже через минуту нос корабля ушел под воду. Еще один взрыв, раздавшийся в котельной, буквально разорвал «Петропавловск» на две части, которые быстро затонули.
Части людей удалось спастись – их подобрали шлюпки с других русских кораблей. Среди восьмидесяти выживших был и великий князь Кирилл Владимирович, который после революции в эмиграции провозгласил себя императором всероссийским.
Защитник Порт-Артура
Погибший на борту «Петропавловска» адмирал Степан Макаров оставил по себе память доблестного защитника Порт-Артура, хотя обороной города он фактически руководил 24 дня – с 7 по 31 марта 1904 года.
Назначение в осажденный город было для него фактически первым опытом командования флотом. Однако Макаров имел огромный морской практический опыт, он был капитаном многих кораблей. А в 1894-95 годах командовал русской эскадрой, совершавшей переход из Средиземноморья в Тихий океан.
В качестве командующего Тихоокеанской эскадрой Макаров успел провести несколько важных мероприятий. По его инициативе все орудия фортов были соединены со штабом проводной связью. Были отлажены периодические выходы в море для экипажей кораблей. За месяц эскадра 6 раз проводила боевые операции против японцев в Желтом море.
По мнению историков, Макарова подвела склонность к неоправданному риску. Он лично командовал военными кораблями в ходе боев, пытаясь совмещать это со штабной работой. Личная храбрость адмирала вызывала восхищение у рядовых матросов и поднимала их боевой дух. Однако допущенные Макаровым из-за физического и морального перенапряжения стратегические ошибки не только привели его самого к гибели, но и способствовали поражению в Русско-Японской войне.
Конец художника
В письме к сыну, отправленному незадолго до гибели, адмирал Макаров жаловался на то, что смутно предчувствует, что русским «кто-то мешает». Разобраться в мистических переживаниях ему помогал знаменитый художник Василий Верещагин.
В Порт-Артуре баталист оказался по собственной воле. Последнее свое путешествие за год до гибели он предпринял именно по Японии. Художник попал туда в августе 1903 года, успел сделать 20 этюдов. Но в связи с ухудшением русско-японских отношений в ноябре 1903 года Верещагин был вынужден отплыть из Страны восходящего солнца на последнем гражданском судне. После недолгого пребывания в европейской части России Верещагин отправился на Дальний Восток, как только узнал о начале войны, получив на это разрешение военных властей.
Стоит отметить, что Верещагин был пессимистически настроен относительно перспектив русских на Тихом океане. Побывав в Японии, он был уверен, что японцы разобьют армию России. Предчувствия не обманули живописца.
Во многом роковую роль в исходе войны сыграла гибель «Петропавловска» и смерть адмирала Макарова. Новым командованием оборона Порт-Артура не была поставлена на должную высоту, а русский флот в Тихом океане потерпел ряд тяжелейших поражений.
Войска,Степан Макаров,Василий Верещагин,
Русско-японская война: смерть адмирала Макарова
«Затопление «Петропавловска», Ямада Хампо, 1904 г. Картина выполнена в оригинальном формате триптиха.
В моей продолжающейся серии о RJW я планировал сделать только краткую заметку о смерти Макарова, прежде чем перейти к битве на реке Ялу. Но обстоятельство его смерти поразило мое воображение, поэтому я посвятил этой теме пост.
Вице-адмирал Степан Осипович Макаров прибыл в Порт-Артур во вторник, 8, 19 марта04, чтобы захватить осажденный Тихоокеанский флот России. Он сразу же вступил в бой, возглавив атаку на блокировавшую японскую эскадру. Ничего определенного в военном смысле не вышло, но от гарнизона начали подниматься могучие тучи летаргии и растерянности.
Что в Макарове внушало такое доверие? На самом деле он был тремя людьми в одном лице: героем русско-турецкой войны 1877–1878 годов; океанограф и автор многих научных работ; изобретатель морских устройств. Он первым применил торпеды в борьбе с османами. Руководил исследовательскими экспедициями в арктических водах. Он спроектировал два парома-ледокола, которые помогли провести Транссибирскую магистраль через Байкал. Ясно, что это был гениальный человек, потративший впустую несколько драгоценных минут своего дня.
СС Байкал, больший из двух паромов. Фото предоставлено архивами и музеями Тайн энд Уир.
Макаров и адмирал Того Хейхатиро продолжали боестолкновения на протяжении всего марта и вплоть до апреля. Два российских эсминца были потоплены, но японское судно «Фудзи» также получило серьезные повреждения, а постоянные попытки флота Того заблокировать вход в гавань путем потопления старых транспортов, заполненных бетоном и камнями, не увенчались успехом.
13 апреля «Макаров» вышел из порта с восемью кораблями на помощь атакованному российскому эсминцу. Столкнувшись с большей частью флота Того, суда были вынуждены отступить под защиту береговых батарей. Накануне японцы поставили мины в этом районе. Командир Тиковара Хесибо на борту «Акусуки» наблюдал, как один из отступающих кораблей загорелся красным пламенем. Направив подзорную трубу на мачту, он разглядел адмиральский флаг: это был флагманский корабль «Петропавловск». Это произошло так быстро, что Тиковара отвлекся на временную задержку между зрелищем и звуком взрыва. «В свой телескоп я мог видеть, как корабль оседает сначала носом, а затем в сторону. Все произошло с невероятной быстротой. Я мог видеть винты и руль из воды. Мачты наклонялись все больше и больше; корпус становился все меньше и меньше и, наконец, исчез».*
Флагман взрывается.
«Петропавловск» подорвался на двух-трех минах, затонул за пару минут и унес на дно адмирала Макарова с примерно 635 солдатами и офицерами. Японцы, конечно, были рады такому сокрушительному удару по русскому флоту, но понимали, что погиб великий человек. Того объявил день траура и приказал приспустить флаги.
Для капитана Владимира Семенова, которого мы встретили на последнем посту вместе с Тиковарой, это была настоящая трагедия. На борту эсминца «Диана» — он был избавлен от угрозы перехода на скромный транспортный корабль — он наблюдал ранее в то роковое утро, как более быстрый «Петропавловск» проплывал мимо. По экипажу корабля пронеслось сдавленное «Ах!». Адмирал подошел к левому борту мостика, то есть к ближайшему к «Диане» борту. На нем была шинель с меховым воротником. Ветер дул в его большую светлую бороду. — Ваше здоровье, ребята! — раздался его могучий голос. Каждое слово было ясным и отчетливым. — Желаем вашему сиятельству здоровья! — прозвучало в ответ особенно сердечными, веселыми голосами. «Дай бог счастливого исхода!» «С уважением, ваш…» №
Следующим словом было бы еще одно «превосходительство», но флагман двигался слишком быстро, так что экипаж «Дианы» сэкономил несколько слогов и разразился ура.
— «Адмирал» уже ушел с мостика и ушел в штурманскую рубку, — продолжал Семенов. «Теперь он опять вышел, прошел прямо до конца моста и снял шапку, помахивая ею нам с улыбкой… Мужчины влезли друг другу на плечи, чтобы увидеть «Маленького дедушку».
«Петропавловск» в российском порту Кронштадт, 1899.
Через два часа Макарова не стало. После взрыва стройный строй эскадрильи развалился. Внезапно выстрелили пушки: один из артиллеристов потерял голову и послал снаряд в сторону соседнего корабля, а другие открыли ответный огонь, не понимая, по чему стреляют. «Подводные лодки!» — крикнул кто-то. Подлодки с торпедами были последним изобретением. На самом деле они были у обеих сторон, но они никогда не использовались в этой войне.
Мужчины вырвали друг у друга из рук спасательные пояса и приготовились прыгнуть за борт. Дрожащему горнисту было приказано протрубить о прекращении огня, но он задохнулся, подув в свой горн, наконец, издав слышимый звук. Но даже это не восстановило спокойствия. Наконец мужчин насильно оттащили от орудий — они обстреливали корабли друг друга.
Флот так и не оправился от смерти Макарова. В конце концов на его место был назначен адмирал Николай Скрыдлов. Но Скрыдлов не смог добраться до Порт-Артура из-за японской блокады. Вместо этого пост достался контр-адмиралу Витгефту, бюрократические замашки которого раздражали Семенова. Даже если бы Витгефт обладал инициативой, он был бы отвергнут наместником Алексеевым, который приказал флоту избегать всех рисков.
Между тем, после того как японцы выиграли битву на реке Ялу и двинулись, чтобы отрезать Порт-Артур от железнодорожного сообщения вверх по Ляодунскому полуострову, вице-король бежал на север, в Мукден, на одном из последних поездов.
* Tikowara Hesibo, Перед Порт-Артуром на эсминце. Нью-Йорк: Э.П. Hutton, 1907.
# Владимир Семенов, Расплата [Расплата]. Лондон: Джон Мюррей, 1909 г.
Марка Макарова советских времен.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Запись опубликована в История, История Японии, Военная история, История России с тэгами: Адмирал Степан Макаров, Адмирал Того Хейхатиро, Петропавловск, Порт-Артур, Наместник Алексеев. Добавьте постоянную ссылку в закладки.
Адмирал Исороку Ямамото: военно-морской лидер Японии
Майкл Д. Халл Храбрый, учтивый и сложный, адмирал Исороку Ямамото был величайшим военно-морским стратегом Японии и архитектором одного из самых ошеломляющих достижений в истории Современная Война.
Свободно владея английским языком, он учился в Соединенных Штатах и завоевал много американских друзей, прежде чем стал одним из их смертельных врагов. Солидный и широко уважаемый человек, он страстно выступал за мир в 19 веке.30-х годов, когда фашизм распространялся по Европе, а фанатичная милитаристская фракция в Токио призывала к агрессивной экспансии на Дальнем Востоке. Тем не менее Ямамото был патриотом до мозга костей, и когда ему приказали сражаться, он вел войну с удвоенной силой.
Чертежи Перл-Харбора Ямамото: вдохновение из битвы при Таранто
По мере приближения войны он поначалу беспокоился и предупреждал своих соотечественников о возможных последствиях провокации Запада. Недолго проучившись в Гарвардском университете и проведя два года в Вашингтоне в качестве военно-морского атташе, он восхищался Америкой и осознавал ее промышленную мощь и потенциальную военную мощь.
«Япония не может победить Америку, — сказал Ямамото группе школьников в 1940 году. — Поэтому Япония не должна воевать с Америкой». Он не играл никакой роли в решении милитаристов начать войну, но когда решение было принято, он быстро призвал свою стратегическую мудрость и был непреклонен в одном: единственный путь, открытый для Японии в получении контроля над Тихоокеанским регионом, состоял в том, чтобы уничтожить Американский флот в Перл-Харборе, Гавайи.
Когда Генеральный штаб ВМФ единодушно выступил против его плана, Ямамото заявил: «Флот США… это кинжал, приставленный к нашему горлу. Если будет объявлена война, наши южные операции по всей длине и вширь окажутся под серьезной угрозой на ее фланге». Только когда главнокомандующий Объединенным флотом Японии пригрозил подать в отставку и уйти в отставку, если его план не будет одобрен, Генеральный штаб уступил. «Если он так уверен в себе, лучше пусть Ямамото идет вперед», — сказал начальник штаба флота.
Адмирал Ямамото, полагая, что превентивный удар, направленный на то, чтобы вывести из строя ВМС США с самого начала, был единственной надеждой Японии против такого могущественного противника, начал планировать нападение на Перл-Харбор в начале 1940 года. Но он не был оптимистом. «Если вы скажете мне, что нам необходимо сражаться, — сказал он воинственно настроенному токийскому командованию в сентябре 1940 года, — то в первые шесть месяцев или год войны против Соединенных Штатов и Англии я сойду с ума и Я покажу вам непрерывную череду побед; но я должен сказать вам, что, если война затянется на два или три года, я не уверен в нашей окончательной победе.
На план Ямамото в Перл-Харборе повлияло впечатляющее уничтожение итальянского флота в Таранто 11 ноября 1940 года бипланами-торпедоносцами Fairey Swordfish военно-воздушных сил Британского Королевского флота. По мнению многих экспертов, более ранним источником вдохновения послужила книга 1925 года «Великая тихоокеанская война» Гектора К. Байуотера, военно-морского корреспондента лондонской Daily Telegraph. В романе со сверхъестественной предусмотрительностью описано внезапное нападение японцев на азиатский флот США в Перл-Харборе и одновременное нападение на Гуам и высадку на Филиппинах.
Ямамото понял, что операция на Гавайях была опасной, но шансы были слишком велики, чтобы ими не воспользоваться. «Если мы потерпим неудачу, нам лучше отказаться от войны», — сказал он фаталистически. Как оказалось, авианосная атака ранним утром в воскресенье, 7 декабря 1941 года, осуществленная грузным седовласым ударным соединением вице-адмирала Чуичи Нагумо, принесла стратегическую и тактическую неожиданность. Он застал стоявший на якоре Тихоокеанский флот адмирала Хасбэнда Э. Киммела и грубо втянул Америку во Вторую мировую войну.
«Взлет или падение нашей империи теперь зависит от этой битвы»
Последнее послание адмирала Ямамото экипажам и пилотам его авианосцев повторило боевой клич командующего победоносным японским флотом в решающей битве при Цусиме в 1905 году: «Взлет или падение нашей империи теперь зависит от этой битвы».
В роковое утро две волны торпедоносцев, пикировщиков, высотных бомбардировщиков и истребителей с авианосцев Акаги , Хирю , Kaga , Shokaku , Soryu и Zuikaku пронеслись над гавайским островом Оаху и уничтожили американские линкоры вокруг острова Форд в Перл-Харборе. Практически не встречая сопротивления, самолеты противника потопили USS Arizona и West Virginia, перевернули USS Oklahoma , повредили California , Maryland , Nevada , Pennsylvania и Tennessee. Всего в результате атаки 2403 американских военнослужащих были убиты и 1178 ранены.
Мастерская японская операция нанесла Тихоокеанскому флоту США сокрушительный удар, хотя и не полный. Три драгоценных авианосца американского флота — Lexington , Saratoga и Enterprise — к счастью, вышли в море на маневры, и вражеские рейдеры не заметили такие стратегически важные цели, как нефтебаза в Перл-Харборе, ремонтные мастерские и подводная лодка. ручки.
Новость о нападении взбудоражила японцев, и репутация Ямамото взлетела до небес. Считавшийся японским Горацио Нельсоном, он действительно был свободен в течение нескольких месяцев, пока мощные японские военно-морские силы поддерживали удары по неготовым британским и американским базам на Дальнем Востоке: Гонконг, Сингапур, Гуам, остров Уэйк. , Мидуэй, Малайя, Голландская Ост-Индия, Соломоновы острова, Филиппины и Новая Гвинея. Но опасения адмирала Ямамото по поводу разумности экспансионистской стратегии Японской империи сохранялись.
Ямамото: незаурядный моряк
Родившийся 4 апреля 1884 года, Исороку Ямамото (имя означает «подножие горы») был седьмым ребенком Садаёси Такано, культурного, но обедневшего учителя начальных классов самурайского класса в городе. Нагаока на унылом изолированном западном побережье главного острова Японии Хонсю. Его имя означало «пятьдесят шесть» — возраст его отца на момент его рождения. Мальчик рос в маленьком деревянном домике, и детство его было тяжелым. Риса было мало, а жизнь была насыщена садоводством летом, расчисткой глубоких снегов суровыми зимами и рыбалкой круглый год. Исороку получил часть своего раннего образования от христианских миссионеров, хотя так и не стал верующим.
Невысокий, стройный парень с оттопыренной нижней губой и задумчивым, покладистым поведением, Исороку часто болел и регулярно болел гриппом. Он читал Библию, писал стихи, познакомился с английским языком и заинтересовался британской и американской культурами. Его отец говорил ему, что Америка населена волосатыми, вонючими варварами, которые едят плоть, но умный мальчик вскоре смог не принимать во внимание такие басни. Исороку, его семья и друзья любили брать с собой упакованные ланчи на игровые площадки вокруг его школы, где они смотрели бейсбольные матчи. Американское национальное времяпрепровождение тогда становилось любимым видом спорта в Японии.
Но большой любовью Исороку была гимнастика, в которой он преуспел и набрался физической силы. В более поздние годы, тогда широкоплечий и бочкообразный, он не мог удержаться от показухи, делая стойки на голове на поручнях корабля или лодки. Он называл себя «деревенским парнем», который стал «просто обычным моряком», но на самом деле он был далеко не обычным.
Учась в средней школе в 1890-х годах, Исороку, как и тысячи других японских мальчиков из нескольких префектур, принимал участие в ежегодных маневрах, проводимых армейскими офицерами. У молодых людей было настоящее оружие, но не боевые патроны. Это было приключение, которого Исороку с нетерпением ждал каждый год.
Последняя великая битва броненосцев
Он как раз успел принять участие в русско-японской войне, начавшейся в феврале того же года. Молодой прапорщик вышел в море с Императорским флотом, и ему не пришлось долго ждать своего боевого крещения. В качестве артиллерийского офицера крейсера «Ниссин», прикрывавшего флагман адмирала Хейхатиро Того, Ямамото участвовал в уничтожении русского боевого флота в Цусимском проливе между Японией и Кореей 26–28 мая 1905 г.
В первом и последнем крупном столкновении броненосцев в эпоху до дредноутов превосходство японцев в мореплавании и артиллерии уничтожило русские силы. Русские потеряли все 12 своих крупных кораблей. Никогда еще в истории морское сражение между флотами, казалось бы, близко друг к другу не заканчивалось столь полной победой. Образованный британцами, скромный и безжалостный адмирал Того стал национальным героем.
В Цусиме 27 мая энсин Ямамото потерял сознание и был ранен в результате попадания снаряда в «Ниссин». Его тело было усеяно осколками снарядов, он потерял кусок бедра размером с апельсин и два пальца левой руки. Проведя два месяца в больнице, он вернулся домой в Нагаоку, где его встретили как героя и отпустили на больничный. Вскоре после выздоровления он вернулся в артиллерийскую школу, получил звание командира и служил в Имперском военно-морском штабе в Токио. Тем временем он отправился в учебные походы в Китай и Корею, а 19 марта09 сентября его эскадра нанесла краткие визиты в порты западного побережья Америки.
«Специалист по английскому языку»
Карьера Исороку пошла в гору, когда в 1913 году его назначили в Военно-морской штабной колледж. Там его ум и энергия давали ему преимущество перед его пьянствующими товарищами-офицерами. Хотя у него был сильный сексуальный аппетит, Исороку рано понял, что не переносит алкоголь в больших количествах, поэтому практиковал умеренность. Но он был свирепым игроком, часто не спал до полуночи, чтобы играть в сёги (японская версия шахмат).
В 1913 году отец и мать Исороку умерли, и по японскому обычаю юношу усыновил семья Ямамото. Продвижение на флоте пришло к нему быстро. В 1914 году ему было присвоено звание лейтенанта, в 1915 году — лейтенант-коммандер, а в 1916 году он поступил в Военно-морской штабной колледж. имеют двух сыновей и двух дочерей. Пара не успела навести порядок в доме, как их разлучили. Ямамото был направлен в Соединенные Штаты в качестве «специалиста по английскому языку» в Гарвардском университете и отплыл 19 апреля.19. Снимая комнаты в пригороде Бостона Бруклине, он изучал экономику и источники нефти в Гарварде вместе с 70 своими соотечественниками.
Ямамото легко адаптировался к жизни в Америке и научился играть в бридж и покер, что соответствовало его темпераменту со смесью блефа, удачи и предвкушения. Покер стал одним из увлечений его жизни. Когда друг спросил его, как он так быстро выучил бридж, Ямамото объяснил: «Если я могу удержать в уме 5000 иероглифов, мне несложно запомнить 52 карты». Он развлекал своих американских хозяев импровизированной акробатикой и жонглированием тарелками.
Но он был прилежным учеником. Он всеядно читал, овладел английским языком и спал всего три часа в сутки. Он узнал все, что мог, о нефти, зная, что это кровь современного флота, и несколько нефтяных компаний предложили ему работу. Во время учебы в Гарварде Ямамото также проявлял живой интерес к военно-морской авиации, которая была впервые представлена Королевским флотом в 1912 году. Завершенный в сентябре 1918 года HMS Argus стал первым в мире действующим авианосцем с плоской палубой. Сосредоточенность Ямамото на военно-морской авиации сослужит ему хорошую службу в предстоящие годы.
Денонсация Вашингтонского морского договора
Подающий надежды молодой офицер вернулся в Японию в 1921 году и получил звание командира. В 1924 году он получил свое первое серьезное назначение в качестве старшего офицера новой военно-морской авиабазы на озере Касумигаура, в 40 милях к северо-востоку от Токио. Построенная по предложению британской консультативной миссии, станция была тренировочной площадкой для большинства японских военно-морских летчиков.
Ямамото вскоре стал одним из ведущих специалистов своей страны в области военной авиации. Дослужился до капитана, в 1919 году командовал легким крейсером «Исузу» и авианосцем «Акаги». 26 лет и в том же году вернулся в Соединенные Штаты в качестве военно-морского атташе в Вашингтоне. За два года своего пребывания там он многое узнал об американской мощи в целом, но сформировал более низкое мнение о военно-морском флоте США, который он описал как клуб для игроков в гольф и бридж.
К настоящему времени повышен до контр-адмирала, Ямамото служил делегатом на Лондонской военно-морской конференции в 1929-1930 гг., принял командование новым Первым воздушным флотом в 1930 г. и был назначен в штаб военно-морской авиации, отвечающий за Имперский флот. техническое обслуживание. Научившись летать в бытность капитаном и получив крылья в возрасте 40 лет, он активно защищал морскую авиацию, убежденный, что авианосцы однажды отодвинут линкоры на второстепенную роль флота. Ямамото стремился улучшить качество военно-морских самолетов и потребовал разработки быстрого палубного истребителя, что в конечном итоге привело к созданию высокоэффективного Mitsubishi Zero.
Он принял командование 1-й авианосной дивизией в октябре 1933 года, а к 1935 году был вице-адмиралом и вице-министром Императорского флота. Акцент Ямамото на военно-морскую авиацию усилился, и он столкнулся с коллегами-традиционалистами, которые выступали за большее количество линкоров. Ямамото мало верил в таких почтенных бегемотов. «Они похожи на сложные религиозные свитки, которые старики вешают в своих домах, — сказал он, — как вопрос веры, а не реальности… В современной войне линкоры будут так же полезны для Японии, как самурайский меч». Когда коллеги-адмиралы призвали к программе постройки двух гигантских линкоров, заявив, что только линкор может потопить линкор, Ямамото сопротивлялся. Он процитировал восточную пословицу: «Самого свирепого змея может одолеть рой муравьев».
Тем не менее, будучи главным японским делегатом на Лондонской военно-морской конференции в 1934–1936 годах, Ямамото оказался в центре внимания международной общественности, добившись расторжения договора, согласно которому флот линкоров Японии уступал флоту Великобритании и Америки в соотношении 5:5:3. Он вернулся домой национальным героем и продолжал лоббировать строительство авианосцев. К самолетам Akagi и Kaga , уже находящимся на вооружении, присоединились более быстрые и совершенные модели, на вооружение поступили летающие лодки большой дальности, и был разработан грозный Zero.
«Воевать с Соединенными Штатами — все равно что сражаться со всем миром»
Будучи министром военно-морского флота и командующим 1-м флотом, Ямамото руководил обширным наращиванием и модернизацией Имперского флота и его воздушных служб в конце 1930-х годов. Нестандартный в своих методах обучения, он иногда прикреплял кнопки к стульям штабных офицеров, чтобы научить их бдительности, и заставлял их играть в покер, чтобы овладеть искусством блефа и неожиданности. Ямамото часто говорил командиру Ясудзи Ватанабэ, одному из своих любимых штабных офицеров, что азартные игры — наполовину расчет и наполовину удача — были главным фактором в его мышлении.
Тем не менее, в то время как он боролся за увеличение военно-морской мощи, он продолжал выступать против милитаристов и осуждал Тройственный пакт. Обсужденный в Токио и подписанный в Берлине 27 сентября 1940 года Японией, нацистской Германией и Италией, он был предназначен в первую очередь для обеспечения взаимной помощи и предотвращения американского вмешательства во Вторую мировую войну. Ямамото был настолько откровенен против войны в конце 1930-х годов, что ему угрожала опасность быть убитым экстремистами. Когда 19 июля был раскрыт заговор с целью его убийства.39 года его спасли, произведя в адмиралы и отправив в море в качестве главнокомандующего Объединенным флотом.
Ямамото энергично предостерегал от войны с Америкой и Великобританией, но напряженность между Востоком и Западом усилилась, и дипломатические усилия начали разваливаться. Весной 1940 года адмирал Ямамото прохаживался по палубе своего флагмана, линкора «Нагато », со своим начальником штаба контр-адмиралом Сигэру Фукодомэ и наблюдал за впечатляющими маневрами авианосных истребителей. Командующий флотом сказал: «Я думаю, что атака на Гавайи возможна теперь, когда наша воздушная подготовка прошла так успешно». Он рассуждал, что одним сокрушительным самурайским ударом американский флот в Перл-Харборе будет выведен из строя, и прежде чем его удастся восстановить, Япония захватит Юго-Восточную Азию со всеми ее ресурсами.
Тем не менее, опасения продолжали мучить Ямамото по мере того, как ситуация на Дальнем Востоке ухудшалась и маячила перспектива военных действий. «Об этом не может быть и речи, — заметил он в октябре 1940 года. — Воевать с Соединенными Штатами все равно, что сражаться со всем миром. Но было решено, поэтому я буду бороться изо всех сил. Несомненно, я умру на борту Nagato ». Почти год спустя, выступая 18 сентября 1941 года на собрании своих бывших одноклассников в Нагаоке в Токио, Ямамото предупредил: «Ошибочно считать американцев любящими роскошь и слабыми. Я могу сказать вам, что они полны духа, приключений, борьбы и справедливости. Их мышление научно и хорошо развито… Помните, что американская промышленность гораздо более развита, чем наша, и, в отличие от нас, у них есть столько нефти, сколько они хотят. Япония не может победить Соединенные Штаты. Поэтому мы не должны воевать с Соединенными Штатами».
Но теперь предупреждения были бесполезны, поскольку Япония ринулась к войне. Имперская конференция согласилась, что конфронтация с Америкой неизбежна, и японские милитаристы одержали победу, когда в октябре 1941 года премьер-министром был назначен тощий генерал в очках Хидэки Тодзё, давний поклонник нацистского диктатора Адольфа Гитлера. Итак, адмирал Ямамото смирился с судьбу своей страны и направил свои значительные навыки на ведение войны. Он продвигал план, разработанный его эксцентричным оперативным офицером капитаном Камэто Курошимой, по упреждающему удару по Тихоокеанскому флоту США в Перл-Харборе как единственному курсу Японии. Коллеги Ямамото возражали, говоря, что это слишком рискованно и что возможная потеря двух или трех перевозчиков — слишком высокая цена. Но Ямамото спорил, уговаривал и угрожал, и в конце концов план «Операция Куросима» был принят.
Атака 7 декабря была блестящим тактическим успехом, в одночасье сделавшим Ямамото национальным героем в образе адмирала Того. Победы японцев в последовавшей войне на Тихом океане добавили ему престижа, но, как он и предсказывал, эйфория была недолгой. В апреле 1942 года американские средние бомбардировщики B-25 Mitchell под командованием подполковника Джеймса Х. Дулиттла покинули авианосец USS Hornet и бомбили Японию. Дерзкий рейд нанес лишь незначительный ущерб, но уверенность Японии была поколеблена, а ее военное ведомство унижено. Затем последовала битва в Коралловом море 4-8 мая 19 г.42. И американский, и японский флот понесли большие потери, но американцы сорвали продвижение Японии в южной части Тихого океана.
Затем, всего через шесть месяцев после своего главного удара в Перл-Харборе, адмирал Ямамото потерпел первое крупное военно-морское поражение Японии с 16-го века.
Японская катастрофа на Мидуэе
После рейда Дулиттла Ямамото принял судьбоносное решение искать решающую битву с «остатками» Тихоокеанского флота адмирала Честера В. Нимица, напав на американскую базу на крошечном атолле Мидуэй, в 1110 милях к северо-западу от Перл Харбор. Японский адмирал выбрал это действие, а не более осмотрительный курс, оставшись в стратегической обороне и воспользовавшись своим численным превосходством в авианосцах, поддерживаемым обширным кольцом островных авиабаз, лежащих поперек ожидаемой линии атаки американцев в центральной части Тихого океана. . Схема предусматривала развертывание нескольких оперативных групп от центральной части Тихого океана до Алеутских островов.
План был сложным, рискованным и предполагал слишком большое рассредоточение его сил, поэтому Генеральный штаб ВМФ сначала отклонил его. Ямамото обосновал это необходимостью закрыть брешь в японской обороне, и Генеральный штаб согласился после рейда Дулиттла. Ямамото стремился заманить американский флот для сражения в месте и в любое время по своему выбору. За захватом Мидуэя последовала бы высадка на Гавайских островах. Но, хотя флот Ямамото имел численное превосходство в кораблях и самолетах, у американцев был козырь. Американские дешифровщики в Перл-Харборе читали большую часть японских военно-морских сообщений и сообщили Нимицу, что японцы нанесут удар по Мидуэю.
В результате у Мидуэя 4-6 июня 1942 года самоуверенный японский флот был перехитрим и вынужден был отступить гораздо меньшими американскими силами, имевшими преимущество в виде внезапности, лучшего планирования и удачи. В тяжелом четырехдневном сражении Нимиц потерял ценный авианосец «Йорктаун», эсминец «Хамманн», 150 самолетов и 307 человек. Но Ямамото потерял четыре авианосца «Акаги», «Кага», «Сорю» и «Хирю», а также 275 самолетов и более 4000 человек. Среди них было 100 опытных пилотов, которых нельзя было заменить.
Последняя фотография Ямамото перед его смертью в мае 1943 года; инспекция японских войск в Рабауле, Новая Британия, 1943 год.Командующий Объединенным флотом разработал разумную, но ошибочную стратегию. Он не смог собрать все имеющиеся силы для своего основного удара, не был расположен так, чтобы он мог контролировать действия, и небрежно относился к развертыванию подразделений разведки и прикрытия.
Мидуэй, месть Америки за Перл-Харбор, стал поворотным моментом в войне на Тихом океане и самым решающим морским столкновением после поражения Нельсона французского и испанского флотов при Трафальгаре 21 октября 1805 года. Он обеспечил окончательную победу союзников на Тихом океане. . Мидуэй был звездным часом для адмирала Нимица и его героических экипажей авианосцев. Для адмирала Ямамото Мидуэй стал трагической кульминацией его долгой карьеры и неописуемым ударом. Слишком ошеломленный, чтобы говорить, он мог только стонать, читая боевые отчеты.
Вместе с битвой в Коралловом море американский триумф у Мидуэя предотвратил неизбежное и катастрофическое вторжение на Гавайи, положил конец шестимесячному господству Японии в Тихом океане и сделал возможным контрнаступление США — вторжение на Гуадалканал на Соломоновых островах. 1-й дивизией морской пехоты 7 августа 1942 года. Япония теперь была вынуждена перейти к обороне, не имея возможности проводить крупные наступления и вместо этого была вынуждена закрепить свои успехи. Тем временем американцы начали свою великую кампанию прыжков по островам, которая привела их к берегам самой Японии.
Смерть адмирала Исоруоко Ямамото
После Мидуэя адмирал Ямамото сохранил свою высокую репутацию и продолжал сражаться. Но он был втянут в войну на истощение, когда изо всех сил пытался помешать союзным войскам захватить Соломоновы острова и подорвать позиции Японии в южной части Тихого океана. Управляя операциями суперлинкоров Yamato и Musashi , Ямамото добился некоторых успехов против американских военно-морских подразделений вокруг Гуадалканала, но его силы не смогли помешать американцам преобладать на море и в конечном итоге завоевать большой остров.
С августа 1942 года и до его смерти следующей весной эта борьба на периферии империи быстро истощала японский флот и авиацию. Это была проигрышная битва, и Ямамото знал это. 28 августа 1942 года, приземлившись на большой базе Объединенного флота в Труке на Каролинских островах, он написал другу: «Я чувствую, что моя жизнь должна завершиться в следующие 100 дней».
3 апреля 1943 года он перенес свою штаб-квартиру из Трука в Рабаул в Новой Британии, а через две недели вылетел для инспекции японских баз на северных Соломоновых островах. Характерно, что он не побоялся отправиться в зону боевых действий, но в очередной раз стал жертвой американской разведки. Адмиралу Нимицу была предоставлена расшифрованная информация о перемещениях Ямамото, и он спросил Вашингтон, будет ли в интересах Америки его устранение. Ответ был «Да».
Конец Ямамото пришел в субботу, 18 апреля 1943 года, ровно через год после знаменитого рейда Дулиттла. В тот день звено 16 истребителей Lockheed P-38 Lightning армейских ВВС с Хендерсон-Филд на Гуадалканале во главе с полковником Томасом Дж. Ланфье-младшим устроило засаду на бомбардировщик Ямамото Mitsubishi G4M Betty с зелеными полосами, когда он приближался к аэродрому на острове. Бугенвиля и сбил его. Горящий самолет разбился в густых джунглях, выживших не было. Останки адмирала были извлечены и отправлены в Японию на борту эсминца 9.0005 Югумо .
«Невыносимый удар»
В Токио император Хирохито наградил Ямамото Большим орденом Хризантемы I степени и посмертно присвоил ему звание адмирала флота.